Главная
страница 1
Познавательно – оздоровительная программа

«Муравейник здоровья». Приложение №__

Сведения об авторах : Брагина Галина Анатольевна - учитель начальных классов высшей квалификационной категории,координатор программы «Здоровье»;

Олейникова Ирина Фёдоровна – руководитель д/о «Муравейка».

Цели:

1. Развитие здоровьесберегающего образовательного пространства и мотивации здорового образа жизни у младших школьников через детскую организацию «Муравейка».

2.Вовлечение в программу «Разговор о правильном питании» всех участников образовательного процесса.

Задачи образовательные:

1.Формировать представление детей - "полезно то, что натурально".



Задачи развивающие:

1.Активизировать познавательную активность учащихся.

2.Развивать коммуникативные навыки.

3.Развитие потребности применения принципов здорового питания.

4.Развитие творческих и организаторских способностей детей и родителей.

Задачи воспитательные:

1.Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

2. Дать возможность каждому ребёнку проявить себя, самоутвердиться.

3.Способствовать сплочению между взрослыми членами семьи и детьми.



Дата проведения: Школьный День здоровья.

Возраст участников : 6-10 лет, а также их родители.

В инсценировках, играх, приготовлении блюд задействованы родители.



Основной методический приём: строительство «Муравейника здоровья».

Используемые технологии: элементы здоровьесберегающей технологии

элементы сказкотерапии, игровой метод.



Оборудование:

- выставка рисунков «Здоровые зубы здоровью любы».

- рисунки и аппликации детей;

- фотографии.



Формы организации:

- сюжетно - ролевые игры;

- инсценирование;

- физкультминутки;

- загадки; частушки;

- считалочки;

- рецепты;

- изготовление реклам – аппликаций.


Информационная справка

11 декабря 2001 года в нашей школе с целью объединения ребят младшего школьного возраста «родилась» детская организация «Муравейка». У ребят есть свои «Правила коллективной жизни», свой значок и эмблема, флаг, песня. Деятельность стараемся строить так, чтобы главными организаторами были дети. «Муравейка» укрепляет веру в собственные возможности, способствует поиску и раскрытию внутренних ресурсов маленькой Личности. Младшие школьники являются инициаторами многих благотворительных и экологических акций в школе и районе, участвуют во многих районных и сельских мероприятиях.



Пояснительная записка

С целью развития здоровьесберегающего образовательного пространства на основе игровой формы и взаимодействия с родителями создана питательно – оздоровительная программа – «Строим «Муравейник здоровья».

Наши «Муравейки» - активные участники программы «Разговор о правильном питании». У нас много есть Лауреатов областного конкурса, участников областного фестиваля «Здоровые дети на здоровой планете». У ребят появилось чувство радости и удовольствия от своего труда. Просто удивляешься их фантазии и творчеству!

Авторитет организации «Муравейка» настолько велик, что через него огромное влияние на все виды деятельности детского коллектива. Одно из важных направлений программы «Здоровье» - организация полноценного питания.

Если в 1 классе я много подсказывала и сама готовила праздники, то уже сейчас во многих ситуациях «мои компаньоны» являются не только участниками игр и творческих дел, но и авторами конкурсов и сценариев. Активность ребят вселяет в меня надежду, что мои повзрослевшие ученики в средних классах осилят более серьёзные дела.

Особенно радует тот факт, что детское движение находит горячий отклик в сердцах мам и пап моих воспитанников. Ни одна моя задумка, дополненная детской фантазией, не оставляет равнодушными воспитанных на пионерских ритуалах и традициях родителей моих учеников. Они активно участвуют в организации семейных праздников, увлечённо помогают детям в изготовлении поделок, а учителю - во внедрении и других здоровье сберегающих технологий.

Основной методический приём, взятый мною и успешно поддержанный детьми и родителями – строительство «Муравейника здоровья». При помощи игровых методов и сказкотерапии я попыталась систематизировать основной материал по теме «Правильное питание – лучше состояние».

Данное пособие создано для расширения познавательных интересов учащихся, а также для развития коммуникативных навыков работы в группах



Питательно – оздоровительная программа

«Муравейник здоровья».

Ведущий: талисман детской организации «Муравейка» - сам Муравейка.

У всех детей 2 атрибута: значок детской организации «Муравейка» на груди

и изготовленные шапочки с усиками.

Все родители и дети разделились на 2 команды.

Ход программы:

Учитель: Всем добрый день! Ребята, отгадайте загадку:

Погляди на молодцов:

Веселы и бойки,

Волокут со всех сторон

Материал для стройки.

Без работы хоть убей,

Жить не может … (муравей).

Появляется Муравей.

Отгадали вы меня, вы правы, Муравейка – я.

Весь день без устали сную -

То прут, то брёвнышко несу.

Сегодня я вас беру в свои помощники: помогите мне построить муравейник ЗДОРОВЬЯ.

А строить мой домик будем из былинок – травинок на оздоровительно – питательную тему. Договорились? Все дети: Договорились.



Муравейка:

Всем победителям я присвою почётное звание «Муравейка – здоровейка». Да, мои друзья Муравейки, а также их родители, мы все хотим быть здоровыми. А расшифруйте, пожалуйста, на оздоровительно – питательную тему слово «Здоровейка». Начали!



З Мы каждый день начинаем с зарядки и завтрака, стараемся закаливаться!

Д- Дари добро людям – главный девиз Муравеек!

О Обедаю всегда в одно и то же время!

Р – Без работы, хоть убей, жить не может Муравей!

О – Обтирание провёл - и забыл про докторов!

В Виктория и виноград – и ума стала палат!

Е Еда во время и в меру – главный закон питания Муравеек!

Й – Обожаю фруктовый йогурт и знаю некоторые секреты йогов!

К Клюква, клубничный кисель и компот – полезное кушанье, вот!

А Апельсин, абрикос, алыча, айва, арбуз – стал здоровенький карапуз!

А вот моя первая загадка:

Она раскрывает почки

В зелёные листочки,

Деревья одевает,

Посевы поливает.

Движения полна.

Зовут её … ВЕСНА.



Появляется Весна с хлебом – солью.

Я – Весна- весна красна,

Бужу Землю ото сна,

Наполняю соком почки,

На полях ращу цветочки.

Люблю песни петь



Первая травинка «Полезное питание»

А задание вам такое: вспомните все песни, где употребляются фрукты, ягоды, овощи.

(Взрослые члены команд дружно вспомнили старинные песни)



«Ой, рябина кудрявая …»

«Сладку ягоду рвали вместе…»

«В траве сидел кузнечик, совсем, как огуречик…»

Антошка, пойдём копать картошку…»

«Мы делили апельсин…»

«Ой, ты, милая картошка, пионеров идеал…»

«Ягода малина в лес к себе манила…»

«Я готовил обед для друзей – подружек…»

«Сладку ягоду рвали вместе…»

Муравейка :Ну, молодцы – вот вы и заработали свою первую травинку «Полезное питание»! Древним людям принадлежат мудрые слова: «Мы едим для того, чтобы жить, а не живём для того, чтобы есть». Переедать очень вредно, желудок и кишечник не успевают всё переварить.

Слышится шум пропеллера. Залетает Карлсон.
Вторая былинка «Умеренное питание».

Карлсон. Ещё ложечку одну…

Ой! Ушла она ко дну.

А! Залезу прямо так –

Я руками есть мастак!

(Карлсон лезет в банку рукой и облизывает пальцы)

Карлсон. Пообедал я отлично.

Этим джемом земляничным.

Третью банку съел с утра.

А теперь лететь пора.

(Ищет кнопку на животе, но мотор не заводится. Хватается одной рукой за голову, другой за живот).

Карлсон. Мама! Что же такое творится?

Мотор мой не хочет никак заводиться.



Дети: Карлсон, привет!

Что ты грустный – дай ответ!



Карлсон. Я обкушался варенья!

А ещё было печенье.

Торт и множество конфет:

Очень вкусным был обед.

А теперь мотор заглох…

Ох, зачем я ел пирог?



Дети: Где же ты сегодня был?

Карлсон. Слон обедать пригласил,

Отказать ему не смог.

Ох, зачем я ел пирог?

Дети: Да, друзья, на первый взгляд,

Стал Карлсончик толстоват.

Разве можно столько есть?

Карлсон: Если б я пирог не ел,

То, конечно же, взлетел!



Дети: Карлсон! Ты не ворчи!

Лучше о еде молчи!

Сам во всём ты виноват:

Ел и ел ты всё подряд!



Карлсон проводит конкурс «Самая стройная команда».

Одна из важных проблем россиян – как сбросить лишний вес и улучшить фигуру. Сейчас мы посмотрим, какая команда преуспела в этом. За 30 секунд все члены команды должны поплотнее прижаться друг к другу. (Можно «вырасти» вверх – взять кого-нибудь на руки или посадить на плечи.) А я обмеряю каждую команду на уровне талии. Сравнив результаты, мы определим самую стройную команду. Внимание! Начали!



Карлсон: Результаты ошеломляющие! Молодцы! А дайте мне совет, как стать стройным.

Команды сочинили Советы для Карлсона

1.Карлсон, мера нужна и в еде,

Чтоб не случиться такой вот беде.

2.В питании тоже важен режим,

Тогда от болезней мы убежим!

3.Плюшки, конфеты, печенье, торты –

В малых количествах детям нужны.

4.Запомни, Карлсон, простой наш совет:

Здоровье одно, а второго – то нет!
Карлсон: Спасибо, ребята! Теперь буду знать

И строго питанья режим соблюдать.

Без помощи вашей совсем бы засох.

Ох, зачем же я съел тот огромный пирог?



Дети: Когда похудеешь, ты к нам прилетай.

Пляски и танцы учить начинай!



Почемучка Муравейка несёт на себе третью соломинку «Режим питания»

Бежит маленький Муравей

Средь цветов и средь камней.

И людей, и зверей

Поит он водой своей.

Часто жалуются люди

На болезни и недуги.

У зверей сложна судьба,

В то же время – жизнь длинна,

И дубы растут лет сто,

Коль не срубит их никто.

Вот Почемучка Муравей задаёт себе вопрос:

«Почему болеют люди?

Что их так несчастных губит?»

И решил вопрос он этот

Всем задать, кого ни встретит:

Розе, пальме, кабану,

Тигру, дикому коту.

- Ребята, как вы думаете, что же ответили муравью растения и животные?

Максим: Я думаю, что Кабан заметил, что люди неправильно питаются, переедают и это тоже вредит здоровью.

Анализ ситуации

Вспомните одного из своих любимых сказочных героев Вини – Пуха, когда он был с Пятачком в гостях у Кролика. Что с ним приключилось?

- Он много съел в гостях и не смог выйти через дверь наружу.

-Какой совет он не выполнил?



Муравейка: Большое муравейкино спасибо вам– я всё понял, что такое умеренно есть!

Я нашёл четвёртую былинку,

Много было с ней хлопот,

Как бревно взвалив на спинку,

2 «Б» домой её несёт…

Он сгибается под ношей,

Он ползёт с трудом.

Но зато какой хороший

Они мне возводят дом!

Четвёртая былинка «Витамины – лекари,

местные аптекари».

Домашнее задание командам - рассказать Муравейке о сибирских лекарях, сочинив свои сказки.

Шиповник.

Участвуют: Сорока, Муравейка и Пчёлка.

- Эй, малыши! – затараторила Сорока. – Ну – ка отгадайте загадку: «Колюч, как ёжик, и красив, как роза».

- Кто же не знает шиповник? Вы, тётушка Сорока, загадайте нам что – нибудь потруднее, - улыбнулся Муравейка.

- А моя мама говорила, что его плоды очень полезны, - прожужжала Пчёлка.

- Правильно говорит твоя мама. Ещё с давних времён шиповник называли лекарством от сорока болезней. Кроме того, из него готовят соки, сиропы и кисели.

Малина.

Участвуют: Медведь и Белка.

Сидит Медведь в лесном малиннике и ягоды ест.

- Какая сладкая! – облизывается Мишка. – Словно сахар. Эх, жаль, Машенька от меня ушла, - вздохнул косолапый. – Вкусных пирогов бы сейчас с малиной напекла, я бы поел да в деревню её к бабушке и дедушке отнёс.

- А ты, Михайло Потапыч, не горюй! Лучше собери ягоды, высуши их да отнеси в деревню, - посоветовала прыгающая с ветки на ветку Белка. – Малина хороша от простуды. Бабушка и дедушка чай с ягодой заваривать будут да тебя за это добрым словом помянут.

- Правильно говоришь, Белка! Так я и сделаю.

Дети вместе с родителями сочинили частушки:

1.В разных кожицах цветных

Скрылись витамины.

Засекречены, важны –

Знать, не без причины.

2.Все мы знаем, что они –

Витамины – лекари,

Ну а если по науке –

Местные аптекари.

3.Чтоб в больницу все поменьше

Ездили – ходили.

И секреты – витамины

Круглый год хранили.

4.Редькой – репкой полечите

Лорингит, полиатрит,

А, добавив ложку мёда,

Позабудьте про бронхит.

Ведущий:

Ох, мурашки - шалунишки,

Поиграть они хотят.

Никогда им не встречались

Столько умненьких ребят

Игровая минутка «Вершки и корешки»

Я называю овощи. Если едим подземные части этих продуктов – надо присесть, если наземные – встать во весь рост и вытянуть руки вверх.

(Картофель, фасоль, морковь, помидор, свекла, огурец, репа, тыква)

Оздоровительная физкультминутка.

Рано утром просыпайся,

Себе, людям улыбайся,

Ты зарядкой занимайся,

Обливайся, вытирайся,

Всегда правильно питайся,

Аккуратно одевайся,

В школу смело отправляйся!



Пятая хворостинка «Питание для глаз»

Муравейка: Я скажу вам честно, ребята, муравьиный народ – очень зоркий и любознательный. В каждую трещинку влезем, в каждую дырочку заглянем.

А вот как беречь глазки – расскажут нам ребятки в своих рекламках. (Приложение) Смотрите, они несут дружно хворостинку «Питание для глаз»



Задание командам: изготовить плакат - коллаж «Чем кормить глаза?»

Информационная справка

Глаза необходимо питать калием, а калий содержится в петрушке, сельдерее, картофеле, дыне, зелёном луке, апельсинах, изюме, кураге, огурцах и арбузах. Употребляя эти овощи и фрукты, глазки вам скажут «спасибо».



Оздоровительные частушки

1.Если слабые глаза –

Ешь чернику – ягоду.

Станет зорким старый дед

Аж до самой сотни лет.

2.Зайку слушай, мой дружочек,

Не спеши носить очки.

А морковки съешь кусочек –

Видно всё теперь с доски!

А я – то знаю, что главный продукт для питания костей – это рыба.



Шестая травинка «Питание для костей».

Муравейка: А я – то знаю, что главный продукт для питания костей – это рыба.

Леопольд: - Тише, тише, Муравейка, кажется клюёт.

Леопольд сидит на берегу озера и ловит рыбу. Мыши за ширмой.

(Леопольд вылавливает из озера (из-за ширмы) рваный башмак, консервную банку, рваную тетрадку)

Леопольд: - Одни непрятности. Всю природу захламили.

Ведущий: - Что за напасть такая?

Леопольд: - Рыбалка не удалась. Пойду на огороде потружусь. Говорят, кто трудится, у того всё сбудется.

(Мыши в это время приносят мышеловку (большую сумку), кладут в неё банку сгущёнки).



Мышь 1: - Вот мышеловка готова.

Мышь 2: - Какая тебе мышеловка – котоловка. (Мыши прячутся под стол).

Леопольд: - Кто это подложил? Кто пакость сделал я спрашиваю?

(Дети говорят: «Мыши».Леопольд заменяет сгущёнку на сыр).



Леопольд: - Сейчас-то мы их поймаем. (Леопольд отходит в сторонку. Появляются Мыши).

Мышь 1: - Леопольд, выходи!

Мышь 2: - Выходи, подлый трус! (Мыши заглядывают в свою котоловку, видят сыр)

Мыши 1 и 2: - Сыр! (Бросаются с головой в сумку, Леопольд одевает им сумку на головы).

Леопольд: - Ну вот, попались, голубчики!

Мыши 1 и 2: - 1Прости нас, Леопольд.

2 Прости, Леопольдушка.



Леопольд: - Прощаю вас. А пакостить вы больше не будете?

Мыши 1 и 2: -Нет, нет, исправимся.

Леопольд: - Ребята, давайте жить дружно!

Мыши 1 и 2: - 1И драться совсем не нужно!

2Если мы будем дружить,

Хором: Лучше мы станем жить!

Ведущий: - Леопольд, у нас сегодня о здоровье разговор. Может ты какие-нибудь мудрые слова знаешь?

Леопольд: - Здоровым быть –

Людям радость дарить!



Мыши: - Здоровым быть –

Леопольду пакость дарить.



Седьмая былинка «Питание для зубов»

Муравейки представляют свою выставку рисунков «Здоровые зубы здоровью любы».

Приняло участие 18 семей.

Восьмая травинка «Разнообразие»

Муравейка: На горизонте показались ребятишки – муравьишки. Они несут травинку с одним словом «разнообразие»

- А что означает РАЗНООБРАЗИЕ?



Доктор Пипеткин: Ни один продукт не даёт всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания здоровья.

Кладовочка питания

В этом практическом задании участвуют много ребят – они заполняют «кладовочку питания» карточками с названиями продуктов:

Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать (мёд, гречка, геркулес, изюм, масло).

Другие – помогают строить организм и сделать его более сильным (творог, рыба, мясо, яйца, орехи).

А третьи – фрукты и овощи – содержат много витаминов и минеральных веществ, которые и помогают организму расти, развиваться (ягоды, зелень, капуста, морковь, бананы).

Муравейка: Я хочу рассказать вам начало сказочки.

«Жил – был один король муравьёв. У него был сын. Она любил только сладкое. И с ним случилась беда».

Продолжите сказку.

- Какая случилась беда с Муравейкой?

- Посоветуйте королю, как можно вылечить сына? (Продолжения сказки в Приложении)

Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет?»

Выберите те продукты, которые едят Муравейки – здоровейки. (Дети карточки с названием неполезных продуктов выбрасывают в мусорницу)



Домашнее задание «Музей восковых фигур»

Творческое задание команде взрослых и детей– придумать и продемонстрировать скульптуру, изображающую ЗОЖ. Экскурсоводу представить. Оценивается оригинальность и скульптурная композиция.



Рецепт мамам и бабушкам: когда готовите пищу, бросьте в неё немножко любви, чуть – чуть добра, капельку радости, кусочек нежности. Эти витамины придадут необыкновенный вкус любой пище и принесут здоровье.
Муравейка: Ребята, мы ежедневно говорим волшебные слова «Приятного аппетита». А знаете ли вы, что такое «аппетит». Вот травинка с таким названием.

Девятая травинка «Аппетит».

Я с горы на санках еду.

Мишка кубарем летит.

Прибежали мы к обеду.

И пришёл к нам Аппетит.

Вместе с ним за стол мы сели,

С Аппетитом всё мы съели.

Приходи к нам, Аппетит!

Наша мама говорит,

Что хороший Аппетит

Никому не повредит.

Пословица

Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.



Тренинг «Мой аппетит»

Оборудование: у каждого цветные карточки

Задание: впиши в карточки продукты:

- красная – самый любимый продукт;

- зелёная – менее любимый;

- синяя – не люблю, но терплю;

- чёрная – не люблю.

Итог КТД

Появляется Курочка Ряба:

Ко – ко – ко, вы откуда и куда?

Что это за большая кочка

Выросла у этого пенёчка?



Дети отвечают: Это не кочка, а муравейник.

Курочка: Что это за муравейник?

Дети: Муравьиный это дом,

И жильцов без счёту в нём.

Муравьи спешат, снуют

По дорожкам там и тут.

То травинку, то личинку

Вместе тащат по тропинке.

Этот город муравьиный

Охранять с тобой должны мы!



Курочка проводит мониторинг.

Отзыв родителей о празднике

«Строим Муравейник здоровья»

« У нас вся семья в полном составе принимала участие в организации программы: папа делал фотографии, старший сын изготовил заготовки муравейника и травинок, мама была Курочкой Рябой, а Владик – капитаном команды «Веснушки – конопушки». Так что когда семья вместе – душа на месте!»



Семья Першиных

«Праздник прошёл интересно, весело! А главное – ребятишки много узнали поучительного про питание! Мои дети – Саша и Женя с удовольствием участвовали во всех конкурсах». Оксана Вениаминовна Сметанина

«Нашей семье поручили сделать аппликацию «Витамины – лекари, местные аптекари». Наша дочь привлекла всю семью к этому важному делу: бабушку спрашивала о народных средствах от гриппа, папа внимательно смотрел газетные заголовки, чтобы слова подходили к нашей теме. Мы с Алёной аккуратно вырезали «витаминных лекарей. Аппликация всему классу понравилась!»

Ольга Борисовна и Вадим Дмитриевич Майковы.

«Праздник – это не сиюминутное мероприятие, мы готовились к нему долго: рисовали рисунки на выставку про зубы, выискивали старинные рецепты от простуды. Мне поручили исполнить роль Карлсона. Волновался, но дети с азартом помогали мне измерять талию своей команды».



Анатолий Александрович Таклёнок

«Красиво был оформлен класс: симпатичное солнышко вместе с ребятишками радовалось приходу Весны. А с каким аппетитом в конце праздника они уплетали каравай, который им преподнесла Весна!»



Светлана Владимировна Малиновская

« У детей очень тяжёлая была неделя: итоговые контрольные, диктанты, техника чтения. Так что праздник этот был как раз кстати: дети бегали в мешках, веником подметали мячики, весело пели, гримасничали. Уверены, что праздник понравился всем!»



Галина Ивановна и Александр Иванович Дерюшевы

« Я исполняла роль озорной Мышки. Хоть и не впервые выступаю, всё равно волновалась. Но дети хохотали над моими проказами – значит получилось! Дочка ещё долго вспоминала праздник!»



Светлана Владимировна Селиванова


Смотрите также:
Программа «Муравейник здоровья»
148.82kb.
1 стр.
Образовательная программа «Формула здоровья»
339.01kb.
1 стр.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
160.75kb.
1 стр.
Нет здоровья без психического здоровья
79.36kb.
1 стр.
Роль духовности в организации паллиативной медицины и хосписного дела
29.3kb.
1 стр.
Роль пищи в сохранении здоровья
48.06kb.
1 стр.
Сценарий дня здоровья «уроки здоровья доктора айболита» группы «Почемучки 4-5»
87.88kb.
1 стр.
О центрах здоровья
36.45kb.
1 стр.
Образовательная программа начального общего образования гбоу цо «Школа здоровья»
2759.07kb.
13 стр.
Родительское собрание Деятельность школьного психолога по сохранению психологического здоровья участников образовательного процесса
97kb.
1 стр.
Старение и здоровье (ко Всемирному Дню здоровья)
271.97kb.
1 стр.
Старение и здоровье (ко Всемирному Дню здоровья)
205.55kb.
1 стр.