Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2страница 3 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» УТВЕРЖДАЮ Директор ИФМИП___________ Е.Ю.Булыгина УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Детские и молодежные программы и издания: методика работы с юнкорами» Специальность: 030601.65 Журналистика Специализация: Средства массовой информации Статус дисциплины: ДС.Ф.5.6. Новосибирск 2012 Одобрено: кафедрой журналистики Протокол № 8 от «23» мая 2012 г. Зав. кафедрой: Евдокимова Е.В.,к. п.н., доцент
Председатель совета:__________Е.Ю.Булыгина «_____»__________2012г.
В основу курса положена модель проблемного обучения УМКД по курсу «Детские и молодежные программы и издания: методика работы с юнкорами» предназначен для студентов 4-го курса, обучающихся по специальности «Журналистика» Составитель: И.Г. Катенева, к.ф.н., доцент Рецензент: Л.Н. Кислая, к.ф.н., доцент СОДЕРЖАНИЕ Программа дисциплины…………………………………………………………4 Материалы к практическим и лабораторным занятиям………………………20 Методические рекомендации для преподавателя……………………………..24 Методические рекомендации для студентов…………………………………..27 Фонды контроля…………………………………………………………………30 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» УТВЕРЖДЕНА
ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ДС. Ф.5.6. Детские и молодежные программы и издания: методика работы с юнкорами Специальность 030601.65 «Журналистика» Специализация: Средства массовой информации Составитель: И. Г. Катенева, канд. филол. наук, доцент Новосибирск 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАКурс «Детские и молодежные программы и издания: методика работы с юнкорами» входит в цикл дисциплин специализации, в рамках которого рассматривается специфика создания и функционирования прессы, интернет-изданий, а также радио- и телепрограмм для детей и молодежи. Детские и молодежные СМИ — особая отрасль современной журналистики, так как она ориентирована на специфическую аудиторию и несет специфическую функциональную нагрузку. Функции, которые выполняют ДиМСМИ, связаны со спецификой целевой аудитории. Дети являются неподготовленными читателями (зрителями, слушателями), поэтому особый акцент в деятельности ДиМСМИ ставится на коммуникативную, воспитательную и образовательную функции. Журналисты не только открывают своему читателю мир, но и параллельно формируют у него навыки коммуникации (с самим собой, другими детьми, взрослыми людьми и родителями, а также со средствами массовой информации). ДиМСМИ обучают свою целевую аудиторию усваивать и максимально эффективно использовать полученную информацию (навыки работы с информационным продуктом). Одной из важнейших проблем современных журналистов, работающих в детских и молодежных СМИ, является недостаточная осведомленность об информационных потребностях своей аудитории. Целевая аудитория ДиМСМИ имеет особе мировосприятие и способы установки, поддерживания контакта, в частности язык общения. Корреспонденты, работающие в сфере детской журналистики, должны знать не только принципы создания и реализации концепции ДиМСМИ, но и психологические особенности восприятия информации своей аудитории — дети и их родители (основы возрастной и семейной психологии). Курс «Детские и молодежные программы и издания: методика работы с юнкорами» является междисциплинарным, так как в процессе его освоения рассматриваются психолого-педагогические аспекты, в том числе методика преподавания основ журналистики в юнкоровских кружках. К тому же СМИ для детей дошкольного и младшего школьного возраста представляют собой соединение элементов журналистики, детской литературы и мультипликации (жанры, сказочные и мультипликационные герои, специфика оформления графической модели СМИ, игровое начало в текстах и т. д.). Дисциплина «Детские и молодежные программы и издания: методика работы с юнкорами» преподается студентам на старших курсах (седьмой семестр бучения), так как требует знания основ журналистики и методики преподавания, истории развития отечественной и зарубежной литературы, типологии СМИ, особенностей творческой лаборатории журналиста и организации работы редакции, а также газетной, радио- и телеспециализации. В рамках изучаемой дисциплины рассматривается специфическое положение ДиМСМИ на современном медиа-рынке России и зарубежных стран, особенности исторического развития ДиМСМИ и дальнейшие перспективы их существования. Также студенты должны разбираться в типологии ДиМСМИ по тематическому, возрастному, гендерному, локальному признаку и четко прорисовывать портрет своего читателя (зрителя, слушателя). Особе внимание уделяется функциям ДиМСМИ и способам их реализации. На занятиях по данному курсу особое внимание уделяется организаторской деятельности СМИ, так как целевая аудитория детских и молодежных программ и изданий наиболее активна и коммуникабельна. Студенты знакомятся с различными видами организаторской деятельности, работой с детьми и представителями молодежи не только как с потребителями информационного продукта, но и как с нештатными и даже штатными корреспондентами (функционирование юнкоровских кружков и школ журналистики). Деятельность юнкоровских кружков и школ журналистики ведется в двух направлениях: 1) профориентация, первоначальная ступень подготовки специалистов (либо будущих журналистов, либо подготовленных читателей и потребителей массовой информации); 2) организация досуга детей и молодежи (возможность общаться с интересными людьми и реализовывать свои творческие способности). Дисциплина «Детские и молодежные программы и издания: методика работы с юнкорами» изучается в течение седьмого семестра и оканчивается экзаменом. Студенты четвертого курса дневного отделения рассматривают специфику ДиМСМИ в течение 140 часов: 52 часа — аудиторные занятия (26 часов — лекции, 26 часов — практические занятия); 52 часа — самостоятельная работа; 36 часов — подготовка к экзамену. Студенты четвертого курса заочного отделения 124 часа занимаются самостоятельно, во время сессии систематизируют свои знания в течение 16 часов (8 часов — лекции, 8 часов — практические занятия).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫНа занятиях по данной дисциплине студенты изучают основные тенденции развития детской журналистики в историческом срезе и на современном этапе. Также учащиеся получают знания, касающиеся специфики работы ДиМСМИ с разновозрастной аудиторией (особенности функционирования), поиска вариантов решения актуальных проблемах создания и реализации концепции печатного и интернет-издания, теле- и радиопрограммы для детей и подростков. Курс «Детские и молодежные программы и издания: методика работы с юнкорами» имеет практическую направленность, так как цель дисциплины заключается в получении теоретических знаний в области возрастной психологии, методики преподавания и специфики функционирования ДиМСМИ, которые будут реализованы на практике, то есть в процессе создания информационного продукта, который бы соответствовал интересам и потребностям целевой аудитории. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи: — познакомить студентов с системой современных ДиМСМИ (типология), сформировать представление о роли ДиМСМИ в функционировании современного информационного рынка; — разобрать основные функции детских и молодежных СМИ, проанализировать особенности отражения этих функций в содержательной модели печатного, электронного издания (радио- или телепрограммы); — сформировать представление о специфике интересов и потребностей целевой аудитории ДиМСМИ, изучить методику мониторинга детской и молодежной аудитории; — проанализировать основные этапы и тенденции развития детской журналистки с конца XVIII века до начала XXI века, рассмотреть перспективы развития ДиМСМИ в России постперестроечного периода; — проследить связь между мультипликацией, детской литературой и журналистикой для детей; — изучить роль мультипликации в процессе обучения и развития ребенка, выявить функции мультипликационных персонажей и роль комикса в детских и молодежных СМИ; — углубить знания студентов о методах воспитательной и просветительской работы; — разобрать особенности восприятия информации и развития психических функций у детей раннего, дошкольного, младшего школьного возрастов и школьников среднего, старшего звена, выявить специфику реализации этих особенностей в концепции СМИ; — ознакомить студентов с ролью СМИ в преодолении детьми и подростками различных жизненных кризисов; — рассмотреть плюсы и минусы существования телевидения для детей раннего возраста, оценить негативное воздействие телевидения на сознание ребенка; — проанализировать роль СМИ в адаптации ребенка и его родителей к процессу школьного обучения; — оценить характер взаимодействия школы и ДиМСМИ; — определить роль школьных СМИ в жизни ребенка, рассмотреть особенности работы школьных пресс-центров (взаимодействие учеников и учителей в творческом процессе); — изучить методики работы над материалом в юнкоровском кружке или школе журналистики, предоставить студентам возможность реализовать одну из методик в процессе проведения урока по одной из предложенных тем; — определить роль игры в текстах детских, молодежных СМИ и в процессе обучения (на уроках по «Основам журналистики»); — рассмотреть методы воздействия СМИ на подростковое сознание; — определить роль радио и телевидения в социализации и развитии подростков; — оценить влияние интернета и интернет-изданий на сознание и мировосприятие ребенка; — проанализировать специфику освещения в СМИ фактов нарушения прав ребенка, проанализировать проблемы реализации мирового и российского законодательства по защите прав ребенка и детства; — рассмотреть тематику и жанровую палитру СМИ для старшеклассников; — сравнить концепцию издания студенческой газеты и издания для старшеклассников, выявить общее и особенное; — научить студентов разрабатывать и реализовывать концепцию различных по типологии ДиМСМИ.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫРезультатом прослушивания курса «Детские и молодежные программы и издания: методика работы с юнкорами» должно стать понимание специфики целевой аудитории ДиМСМИ и принципов работы с детьми и представителями молодежи. Студенты должны выявлять общее и особенное в функционировании детских и молодежных программ и изданий по сравнению с другими СМИ, а также уметь разрабатывать и реализовывать концепцию различных по типологии периодических изданий, теле- и радиопрограмм для детей и молодежи. Студенты должны усвоить не только теоретическую базу курса (уметь сопоставлять различные по типологии ДиМСМИ, выявлять плюсы и минусы в работе журналистов, анализировать концепцию различных изданий, определять содержательные и формальные признаки качественного СМИ для детской и молодежной аудитории), но и получить практические умения и навыки. В частности освоить способы мониторинга целевой аудитории (дети, подростки, их родители, учителя); методику преподавания основ журналистики (разработать программу курса) и работы с юнкорами по созданию материала и издания в целом; алгоритм создания на базе учебных заведений школьных пресс-центров и сайтов. По окончанию курса студенты должны знать: — типологию современных ДиМСМИ; — функции ДиМСМИ, влияние доминирующих функций на содержательную модель издания; — специфику интересов и потребностей целевой аудитории ДиМСМИ, а также методику их выявления; — этапы становления детской журналистки в России и за рубежом, а также тенденции и перспективы развития детских и молодежных программ и изданий на современном этапе; — этапы развития детской литературы и мультипликации, особенности отражения их элементов в ДиМСМИ; — методы воспитательной и просветительской работы в деятельности журналиста; — методику работы над материалом в юнкоровском кружке или школе журналистики; — классификацию игр, роль разных видов игры в детских и молодежных СМИ, а также в процессе проведения журналистики; — формы стимулирования творческого потенциала юнкоров; — особенности восприятия информации и развития психических функций у детей раннего, дошкольного, младшего школьного возрастов, школьников среднего звена и старшеклассников, а также специфику реализации этих особенностей в концепции СМИ; — плюсы и минусы существования телевидения для детей раннего возраста, варианты негативного воздействия телевидения на сознание ребенка; — методы воздействия ДиМСМИ на целевую аудиторию; — роль СМИ в адаптации ребенка и его родителей к процессу школьного обучения, а также в преодолении детьми и подростками различных психологических кризисов; — характер взаимодействия школы и ДиМСМИ; — классификацию школьных СМИ, особенности взаимодействия учеников и учителей в создании информационного продукта; — особенности работы журналиста в формате теле- и радиопередачи для детей и подростков; — классификацию интернет-изданий; — содержание и функционирование пакета документов мирового и российского законодательства по защите прав ребенка и детства; — алгоритм разработки и реализации концепции ДиМСМИ. В результате изучения курса студенты должны уметь: — анализировать концепции различных по типологии ДиМСМИ, выявлять плюсы и минусы в удовлетворении интересов и потребностей целевой аудитории; — оценить состояние информационного рынка и найти нишу для своего проекта (провести маркетинговые исследования, дать характеристику интересам и потребностям целевой аудитории, нарисовать ее портрет); — разработать в соответствии с запросами целевой аудитории концепцию ДиМСМИ и план ее реализации; — подавать различную по характеру и содержанию информацию в игровой форме, моделировать различные задания, которые развивают творческие способности детей, конкретные навыки и умения; — учитывать особенности восприятия информации и развития психических функций детей на этапе композиционного и графического оформления издания; — на основе знания законов эффективной организации работы редакции и специфики общения с представителями молодежи обеспечивать в СМИ единство творческого процесса: публицистической и организаторской деятельности; — оценивать результаты воздействия на сознание и мировосприятие ребенка информации различного рода, выбирать нужную стратегию общения и тактики ее реализации; — разработать план урока для юнкоровского кружка или школы журналистики по одной из тем курса «Основы журналистики»; — планировать деятельность юнкоров, предлагать конкретные темы для материалов и рекомендации по работе с источниками и способами получения информации; — реализовывать на практике различные формы стимулирования творческого потенциала юнкоров. В процессе изучения дисциплины у студента формируются следующие навыки: разработка плана номера издания и создание объективных вопросов для анкетирования детской и молодежной аудитории. Составление плана урока в рамках школы журналистики и осуществления подбора различных игровых элементов. Методики объяснения нового материала и повторения уже пройденного. Основы литературной и корректорской правки. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ОЗО. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Цели и задачи курса. Определение явления «детские и молодежные СМИ». Типология и функции детских и молодежных СМИ. Различные подходы к функционированию детских и молодежных СМИ. История детских и молодежных СМИ. Н.И. Новиков и первый детский журнал в России «Детское чтение для сердца и разума» (1787-1789). Дидактические традиции детской журналистики в XIX веке. Литературно-просветительские журналы. Дискуссия о детской журналистике (вторая треть XIX века): журнал и современность, целесообразность детских периодических изданий. Журналы для детей и юношества второй половины XIX века. Расширение тематики и композиционного разнообразия в детских журналах. Появление первых детских газет; преодоление «журнальности» в содержании и форме. Становление советской детской журналистики. Детская журналистики в 20-30-е годы XX века. Создание новой системы детской прессы. Своеобразие пионерской прессы. Становление юнкоровского движения. Молодежная пресса периода Великой Отечественной войны. Специфика научно-популярных изданий. Создание сети региональной прессы. Журналы «Еж» и «Чиж» — новое слово в журналистике для детей. Авторский состав журналов «Еж» и «Чиж». Юмор в журналах «Еж» и «Чиж». Композиция и оформление журналов «Еж» и «Чиж». Современные детские и молодежные СМИ. Тенденции развития детской прессы России в постперестроечный период. Становление новых типов изданий. Коммерциализация детских СМИ. Доле детского вещания на российском телевидении. Современное центральное детское радиовещание. Общероссийская и региональная детская печать. СМИ для детей раннего возраста (1-3 года). Особенности восприятия и психологического развития детей этого возраста. Типичные содержательные и композиционно-графические характеристики журналов и программ для детей этого возраста. Обсуждение положения СМИ для детей младшего возраста на российском рынке. Анализ журналов для детей дошкольного возраста. Выявление содержательных и композиционных особенностей. Композиционная модель изданий. Роль персонажа. Реклама в журналах для дошкольников. Образовательная и просветительская функция в программах для дошкольников. Участие взрослых в чтении журналов для самых маленьких. Телепрограммы для малышей. Повторы. Атмосфера программ: пространство и время. Способы воздействия. Способы воздействия мультипликационных фильмов на сознание детей. Функции персонажей по В. Проппу, и их отражение в детской мультипликации. Сущность теории социального научения, и ее применение к объяснению агрессии на телеэкране. Мультипликация для детей и для взрослых. СМИ для детей дошкольного возраста (3-7 лет). Особенности восприятия и психологического развития детей этого возраста. Содержание журналов и особенности их оформления. Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста и преобладающих элемент СМИ. Характер восприятия ребёнком книги, периодического издания. Детская литература и детская журналистика, характер взаимодействия. «Спокойно ночи, малыши!» функции, особенности воздействия, роли ведущих. Мультипликация для детей и взрослых. СМИ для детей младшего школьного возраста (7-11 лет). Особенности восприятия и психологического развития детей этого возраста. Содержательная и композиционно-графическая модель журналов и газет для младших школьников. Обратная связь. Функционирование комикса в детских СМИ. Современное телевидение для младших школьников. Школа, школьник и СМИ: характер взаимодействия. Школьные СМИ. Интернет издания. Радиовещание для младших школьников. Восприятие ребёнком информации, которая транслируется по радио (в сравнении с телевидением и печатью). Развитие фантазии, абстрактного мышления, слухового восприятия с помощью радио. Писатели и публицисты в детских СМИ. Участие поэтов и прозаиков в детских СМИ (исторический аспект). Функции прозы и поэзии в СМИ для детей. Юмор в детских СМИ. Особенности творческого метода Хармса, Маршака, Барто, Остера и т. д. Участие писателей и публицистов в современных детских СМИ. Реализация функций. Комикс в детском издании. Особенности восприятия ребенком комикса. Радиовещание для школьников: концепция, методы воздействия, тематика. Образ школы в детских СМИ. СМИ для подростков (11-17лет). Роль телевидения в социальном развитии подростков. Цели и задачи информационно-публицистических передач. Тематика журналов и газет для подростков. «Модно/немодно» в подростковых СМИ. Язык СМИ, рассчитанных на подростковую аудиторию. Реклама, рассчитанная на подростковую аудиторию. Анализ сетки вещания современного телевидения на предмет программ для детей и подростков. Выявление актуальных проблем вещания для детей на современном российском телевидении. Правовая защищенность детей. Мировое и российское законодательство по защите прав ребенка и детства. Проблемы реализации законодательства по защите прав ребенка и детства в СМИ. Анализ изданий и программ для подростков. Подростковые издания и желтая пресса. Интерактивность в подростковых СМИ. Реализация познавательной функции в подростковых СМИ. Методы воздействия на сознание подростков. Язык подростковых СМИ. Зависимость языка детских и молодежных изданий от их тематики и возрастных особенностей целевой аудитории: оценочная лексика, штампы, заимствования, уровень культуры речи. Сленг в молодежных и подростковых газетах и телепрограммах. Влияние языка детских и молодежных СМИ на интеллектуальное развитие и общую культуру аудитории. Студенческие СМИ (15-21 год). Особенности восприятия и психологического развития молодежной аудитории. Потребности молодежи и их реализация в молодежных СМИ. Структура, форма, ведущие, уровень общения с аудиторией в телепрограммах, рассчитанных на молодежь. Студенческая пресса. Организация юнкоровского кружка при школе. Особенности создания школьной газеты. Методика преподавания журналистики в юнкоровском кружке или школе журналистики. Игра на уроках по журналистике. Юнкоровские издания и перспективы их развития. Формы массовой работы с юными читателями. Анализ молодежных изданий и телепрограмм. Проблемы в молодежных СМИ. Соотношение интересов и потребностей в молодежных СМИ. Особенности студенческой прессы. Пресс-конференция с редактором студенческой газеты. Методика преподавания в юнкоровских объединениях. Разработка урока по заданной теме. Использование игровых элементов на уроках по журналистике. Практическое занятие: ролевая игра в юнкоровском кружке. Смотрите также: Методические рекомендации для преподавателя 88 Общие методические рекомендации по изучению курса 89 и самостоятельной работе студентов 89
1898.59kb.
14 стр.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации для студентов
488.35kb.
5 стр.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации для студентов
830.04kb.
5 стр.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации для студентов
429.14kb.
3 стр.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации для студентов
767.22kb.
4 стр.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации для студентов
669.22kb.
6 стр.
Методические рекомендации для преподавателя 16 методические рекомендации для студентов 19
296.1kb.
1 стр.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации для студентов
796.71kb.
4 стр.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации для студентов
482.7kb.
3 стр.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации для студентов
421.17kb.
3 стр.
Методические рекомендации для преподавателя Методические рекомендации для студентов
933.51kb.
5 стр.
Методические рекомендации для студентов 570.51kb.
5 стр.
|