Главная
страница 1



Российская Федерация

Республика Карелия




ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ


ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

185028, г. Петрозаводск, ул. Энгельса, д. 4.

Тел.: (814 2) 78-47-26, 78-25-06. Факс: (814 2) 78-47-26. E-mail: komitet@gkpvrms.sampo.ru

О состоянии работы по организации и ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Карелия

Во исполнение Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), Закона Республики Карелия от 29 декабря 2008 года № 1254-ЗРК «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Карелия» (далее – Закон Республики Карелия), Положения о Государственном комитете Республики Карелия по вопросам развития местного самоуправления, утвержденного Указом Главы Республики Карелия от 20 февраля 2009 года №17, Государственным комитетом с 1.01.2009 года осуществляется ведение Регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Карелия.

Регистры субъектов Российской Федерации, являются составной частью Федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, который создан в целях осуществления регулярного нормоконтроля за муниципальными нормативными правовыми актами (далее – муниципальные акты) и обеспечивает верховенство федерального и регионального законодательства в муниципальном нормотворчестве, учет и систематизацию муниципальных актов.

Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов - механизм реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации и создания условий для получения информации о муниципальных актах всеми заинтересованными лицами и организациями.

Организационная работа по подготовке и ведению Регистра была начата Государственным комитетом еще в 2008 году. Одновременно с разработкой проекта соответствующего закона Республики Карелия было организовано обучение муниципальных служащих из 102 поселений информационным и телекоммуникационным технологиям, закуплено компьютерное оборудование, в том числе специальный сервер и хранилище баз данных. С учетом требований о проведении конкурсных процедур формирование отдела регистра муниципальных нормативных правовых актов, осуществляющего в Государственном комитете функцию по ведению Регистра, закончилось к 1 октября 2009 года. Сотрудники данного отдела прошли стажировку в Управлении Минюста России по Республике Карелия, а начальник отдела и консультант отдела – краткосрочные курсы повышения квалификации, организованные Минюстом России.

В рамках оказания методической помощи органам местного самоуправления по представлению муниципальных актов для включения в регистр проводятся семинары – совещания с главами городских и сельских поселений Республики Карелия, на которых до них доводятся нормативные правовые акты, регулирующие ведение Регистра, разъясняются практические вопросы организации данной работы.

Сведения о включенных в Регистр муниципальных актах в установленные сроки представляются в Минюст России для включения в федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов.


Ведение Регистра в соответствии с требованиями Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляется с 01 января 2009 года.

Представление органами местного самоуправления муниципальных актов в Государственный комитет осуществляется неравномерно.




Контрольная дата

Количество представленных муниципальных актов

Количество муниципальных образований, представивших

муниципальные акты



1 апреля 2009 года

459

22

01 июля 2009 года

2293

59

01 октября 2009 года

3424

101

01 июня 2010 года

12593

127 (из всех 127)

Таким образом, начальный этап формирования Регистра на сегодняшний день завершен.

Общий доступ к муниципальным актам обеспечивается через портал «Нормативные правовые акты Российской Федерации», доменное имя http://zakon.scli.ru .

Кроме того, доступ к порталу «Нормативные правовые акты Российской Федерации» возможен по ссылке «Нормативные правовые акты муниципальных образований НЦПИ Минюста РФ», созданной по инициативе Государственного комитета в рубрике «электронные ресурсы» раздела Государственного комитета на официальном интернет-портале Республики Карелия (http://gov.karelia.ru) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

По состоянию на 1 октября 2010 года для включения в Регистр представлено 12165 муниципальных актов, из них включено в Регистр 5718 (47%) муниципальных актов.

Кроме того в Регистр включено:

- 2561 дополнительных сведений;

- 535 экспертных заключений.

В сравнении с количеством муниципальных актов, включенных в федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов другими субъектами Российской Федерации, Республика Карелия занимает 6 место в Северо-Западном федеральном округе после Вологодской (21758 муниципальных актов), Новгородской (9940), Архангельской (7189) областей, Республики Коми (5225), Ленинградской области (5362), 35 место по Российской Федерации в целом.
Оптимальной работе Государственного комитета в рассматриваемом направлении препятствуют следующие факторы.
1. Недостаточность кадрового ресурса.

Функции по ведению Регистра в Государственном комитете осуществляет отдел Регистра муниципальных нормативных правовых актов, штатная численность которого составляет 5 единиц (начальник отдела, консультант, главный специалист, 1 ведущий специалист, 1 ведущий обеспечивающий специалист).

Особенно ощутимой нехватка трудового ресурса стала в декабре 2009 года - первом квартале 2010 года, когда благодаря совместным усилиям Государственного комитета и органов прокуратуры резко возросло количество муниципальных правовых актов, поступающих в Государственный комитет

Следствием данного обстоятельства явилось то, что значительная часть из них на 30 марта 2010 года (5200 из 10872 поступивших муниципальных актов (47,8%)) не прошла первичную обработку. Указанное количество поступивших муниципальных актов в 1,8 раза превысило прогнозируемые ранее показатели. Расчетное количество муниципальных актов, которое предполагалось включать в Регистр, предварительно составляло 6000 муниципальных актов ежегодно. По нормативам эту работу должны выполнять 10-11 специалистов.

Учитывая то, что принятие решения об исполнении функции по ведению Регистра принималось в условиях финансового кризиса, численность сотрудников отдела регистра муниципальных нормативных правовых актов была установлена в количестве 5 человек, из них дополнительно к численности Государственного комитета – только 2.

Такое количество сотрудников физически не в состоянии провести первичную обработку, включение в Регистр и правовую экспертизу в установленный законодательством тридцатидневный срок всех поступающих муниципальных правовых актов.

Принимая во внимание сложившуюся ситуацию, Государственный комитет вновь обратился к Главе Республики Карелия с просьбой увеличить штатную численность на 2 единицы. Также в целях оптимизации исполнения возложенных функций принято решение об объединении отдела регистра муниципальных нормативных правовых актов и отдела правого обеспечения Государственного комитета. Кроме этого заключены гражданско-правовые договоры на оказание услуг по вводу муниципальных актов в Регистр.
2. Несоблюдение органами местного самоуправления положений федерального законодательства и законодательства Республики Карелия, регулирующих организацию и ведение Регистра.

1) В соответствии со статьей 43.1 Федерального закона статьей 5 Закона Республики Карелия органы местного самоуправления должны представлять для включения в Регистр муниципальные нормативные правовые акты. Данное требование часто не соблюдается.

Например, на 30 марта 2010 года включению в Регистр подлежали 7672 из 10872 поступивших в Государственный комитет муниципальных правовых актов. После первичной обработки было установлено, что 3200 (29,4%) не являются нормативными правовыми либо срок их действия истек, и, следовательно, они не только не подлежат включению в Регистр, но также не должны были быть представлены в Государственный комитет для включения в Регистр.

2) Пунктом 12 Методики ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, утвержденной приказом Минюста России от 19 декабря 2008 года №298 (далее – Методика), установлено, что муниципальные акты должны поддерживаться в актуальной редакции со ссылками на муниципальные акты, изменяющие (дополняющие), отменяющие (признающие утратившими силу) и (или) приостанавливающие действие основного (первоначального) акта.

Безусловное соблюдение данного требования не позволяет включать в Регистр изменяющий (дополняющий) муниципальный акт при отсутствии в Регистре основного (первоначального) акта.

Однако, органами местного самоуправления зачастую основные (первоначальные) муниципальные акты не представляются, что не позволяет Государственному комитету включать в Регистр изменяющие (дополняющие) акты и, соответственно, соблюдать требовании статьи 6 Закона Республики Карелия, согласно которой включение всех муниципальных актов в Регистр, в том числе изменяющих (дополняющих), должно осуществляться в течение 15 дней со дня их поступления в Государственный комитет.

3) В значительном количестве случаев органы местного самоуправления представляют приложения к муниципальному акту без соответствующего решения (постановления), без дополнительных сведений, а также сведений об опубликовании (обнародовании), вступлении в силу муниципального акта.

Данные обстоятельства при включении муниципального акта в Регистр влекут за собой нарушение требований пунктов 8, 9, 11-13 Методики, а при невключении муниципального акта в Регистр – нарушение статьи 6 Закона Республики Карелия.

Таким образом, несоблюдение органами местного самоуправления требований федерального законодательства и законодательства Республики Карелия в сфере организации и ведения Регистра влечет за собой то, что значительная часть рабочего времени недостаточного количества сотрудников расходуется на сортировку поступивших муниципальных правовых актов, подготовку запросов о представлении недостающей информации (магнитных носителей, актов прокурорского реагирования, основных либо дополнительных муниципальных правовых актов, дополнительных сведений), а также ставят Государственный комитет в патовую ситуацию, выражающуюся в невозможности одновременного соблюдения всех требований действующего законодательства.
3. Несовершенство программного продукта «Информационная система ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов».

1) Согласно пункту 14 Методики при включении муниципального акта в Регистр он классифицируется в соответствии с принятыми классификаторами муниципальных актов.

Программное обеспечение Регистра подразумевает возможность использования четырех классификаторов, основным из которых и наиболее часто используемым является классификатор муниципальных нормативных правовых актов. Три других классификатора в большей степени сориентированы на федеральное и региональное законодательство, поскольку содержат разделы и подразделы тех отраслей права, муниципальное нормотворчество в пределах которых не осуществляется (уголовное, государственное, процессуальное право).

Классификатор муниципальных нормативных правовых актов, к сожалению, недостаточно обширен и в некоторых случаях вообще не позволяет классифицировать включенный в Регистр муниципальный акт.

Так, значительное затруднение вызывает классификация муниципальных актов, регулирующих отношения в сфере оплаты работников органов местного самоуправления, не являющихся муниципальными служащими, актов, регламентирующих розничную продажу продукции средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера, актов, устанавливающих тарифы на услуги муниципальных предприятий, учреждений, не являющихся услугами жилищно-коммунального хозяйства, нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции.

Кроме того, самостоятельным разделом классификатора является раздел «законодательство г.Москвы», который иными субъектами Российской Федерации не используется.

2) Оболочка программного продукта «Информационная система ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов», имеющегося в Государственном комитете, предусматривает равные права по удалению муниципальных актов, включенных в Регистр, как для обычного пользователя, осуществляющего поиск и анализ муниципальных актов, так и для специалиста, который включает муниципальные акты в Регистр.

Такое равенство прав по администрированию во избежание ошибочного удаления муниципального акта из Регистра не допускает разместить программный продукт на всех рабочих станциях Государственного комитета, что позволило бы избежать излишних запросов в органы местного самоуправления о предоставлении муниципальных актов.

3) Информация, ежемесячно и чаще направляемая в Минюст России в целях актуализации Регистра, отображается в Интернете не ранее чем через три недели, выгрузка муниципальных актов не всегда возможна, осуществляется с низкой скоростью, зачастую информация является закодированной.

Все эти условия не только не обеспечивают, по мнению органов прокуратуры реальную возможность осуществления контроля за соблюдением органами государственной власти и органами местного самоуправления законодательства в сфере организации и ведения Регистра, но прежде всего негативно сказываются на интересе пользователей к данному направлению работы и возможности получения информации.


4. Несогласованность отдельных положений Федерального закона, Методики и программного продукта «Информационная система ведения федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов».

1) Пунктом 7 Методики предусмотрено, что в Регистр включаются действующие муниципальные акты вне зависимости от срока их действия.

Буквальное толкование данного требования не позволяет включать в Регистр и проводить правовую экспертизу муниципальных актов, дата вступления в юридическую силу которых еще не наступила.

Кроме того, практическая реализация пункта 7 Методики в некоторых случаях влечет невозможность соблюдения пункта 12 Методики, согласно которому муниципальные акты должны поддерживаться в Регистре в актуальной редакции.

Например, неоднократно решения о внесении изменений в местные бюджеты представляются по истечении финансового года, на который они приняты. На день представления в Государственный комитет такие муниципальные акты являются недействующими, что не позволяет включать их в Регистр (пункт 7 Методики), одновременно не допуская создавать актуальную редакцию муниципального акта и, следовательно, нарушая пункт 12 Методики.

2) Согласно пункту 10 Методики если о наличии в муниципальном акте противоречий федеральному законодательству, законодательству субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования свидетельствуют иные дополнительные сведения (при отсутствии судебного решения), то в регистре содержится одна из записей: «выявлено несоответствие федеральному законодательству», «выявлено несоответствие законодательству субъектов Российской Федерации», «выявлено несоответствие уставу муниципального образования».

Недостаточно ясно, какую запись необходимо выбирать в том случае, когда по результатам правовой экспертизы, заключение которой относится к числу дополнительных сведений, выявлены противоречия как федеральному, так и региональному законодательству, Уставу.

3) Пункт 10 Методики устанавливает, что в случаях отсутствия сведений о проведении юридической экспертизы, а также иных дополнительных сведений о противоречии муниципального акта действующему законодательству и уставу муниципального образования, в регистре содержится запись «муниципальный акт на юридической экспертизе».

Вместе с тем согласно следующему абзацу пункта 10 Методики, если юридическая экспертиза муниципального акта не проводилась, в регистре содержится запись «юридическая экспертиза не проводилась».

Таким образом, не вполне понятно, какую запись следует присваивать муниципальному акту, юридическая экспертиза которого не проводилась.

Кроме того, программный продукт не предусматривает возможности внесения записи «юридическая экспертиза не проводилась», а содержит запись «экспертиза не проведена». Представляется затруднительным выбор соответствующей отметки.

Также вызывает затруднение выбор между такими записями, содержащимися в программном продукте, как «не требует юридической экспертизы» и «самостоятельной юридической экспертизе не подлежит», поскольку они совпадают по смыслу.


4. Недостаточное использование органами местного самоуправления телекоммуникационных технологий.

Около 40% муниципальных актов и практически все дополнительные сведения к ним поступают в Государственный комитет на бумажных носителях. Следствием этого является отвлечение труда специалистов на сканирование документов, перевод их в требуемый электронный формат.


В Государственном комитете работа по ведению Регистра не ограничивается непосредственным включением в Регистр муниципальных актов и дополнительных сведений к ним, а также осуществляется по следующим направлениям.
1. Выработка предложений по совершенствованию законодательства в сфере ведении Регистра.

В соответствии с планом законодательных инициатив Главы Республики Карелия на 2009 год Государственным комитетом с учетом предложений Управления Минюста России по Республике Карелия был подготовлен проект закона Республики Карелия «О внесении изменений в Закон Республики Карелия от 29 декабря 2008 года № 1254-ЗРК «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Карелия».

Данный закон принят 15 апреля 2010 года Законодательным Собранием Республики Карелия, 30 апреля 2010 года подписан Главой Республики Карелия. Внесенные в Закон изменения направлены на совершенствование законодательства Республики Карелия в сфере ведения Регистра, а также порядка представления сведений, содержащихся в Регистре физическим и юридических лицам.

В целях реализации Закона Республики Карелия от 30 апреля 2010 года №1382-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Карелия», принят приказ Государственного комитета от 24.08.2010 года № 01-09/48 «О системе электронного документооборота и ее использовании при ведении регистра муниципальных нормативных правовых актов Республики Карелия» (далее – Приказ), которым предполагается регламентировать не урегулированные до настоящего времени отношения.

Так, Приказом установлена, например, возможность представления муниципальных актов, как на бумажных носителях, так и с использованием электронной цифровой подписи (далее – ЭЦП) по электронной почте с использованием защищенных каналов связи, определены требования к периодичности проверки электронных почтовых ящиков, электронному формату представляемых актов, охарактеризованы муниципальные правовые акты, не подлежащие представлению для включения в Регистр (разовые, распорядительные, хозяйственные и другие).

Кроме того, Государственным комитетом разработаны изменения в Положение о Государственном комитете по вопросам развития местного самоуправления, утвержденное Указом Главы Республики Карелия от 20 февраля 2009 года №17, уточняющие функции Государственного комитета по проведению правовой экспертизы муниципальных актов и предоставлению сведений из Регистра. Соответствующий Указ принят Главой Республики Карелия 03 июня 2010 года.

В целях реализации внесенных изменений усовершенствованы приказы Государственного комитета планируется принятие административного регламента по предоставлению сведений из Регистра.

Также ведется анализ положений федерального законодательства, затрудняющих включение муниципальных актов в Регистр.


2. Правовая экспертиза муниципальных актов.

Из 535 муниципальных актов (9,3 % от числа актов, включенных в Регистр), в отношении которых проведена правовая экспертиза:

- в 295 выявлены противоречия действующему законодательству и (или) уставу муниципального образования (55,1 %);

- в 88 муниципальных актах выявлены коррупциогенные факторы (16,4 %).

Наиболее характерными противоречиями являются нарушение установленного законодательством порядка принятия муниципальных актов, превышение пределов компетенции при их принятии, неточная компиляция положений федерального законодательства и законодательства Республики Карелия, включение в муниципальный акт отличных от установленных законодательством дефиниций и другие.

Отрицательные экспертные заключения на муниципальные акты с указанием выявленных противоречий направляются принявшим их органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений, а также в Правительство Республики Карелия. В случае неприведения муниципального акта в соответствие с действующим законодательством в течение более чем 2 месяцев экспертное заключение направляется в Прокуратуру Республики Карелия.

По результатам правовой экспертизы муниципальных актов подготовлены два обзора нормотворчества (в сфере организации деятельности местных администрации и представительных органов муниципальных образований) с указанием типичных нарушений действующего законодательства, выявленных в федеральном законодательстве и законодательстве Республики Карелия коллизий, предложений их по совершенствованию.
3. Консультативная и методическая помощь органам местного самоуправления.

Деятельность Государственного комитета в этом направлении ведется путем разработки модельных (примерных) муниципальных актов для городских и сельских поселений, поскольку такая помощь особенно необходима для органов местного самоуправления именно поселенческого уровня ввиду отсутствия специалистов, обладающих юридическим образованием.

Разработаны и постоянно актуализируются примерный устав для сельского поселения, положение об администрации сельского поселения, регламент представительного органа сельского поселения, положение о территориальном общественном самоуправлении, положение о присвоении наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах и иные муниципальные акты. Ведется ревизия ранее разработанных модельных муниципальных актов в целях их актуализации с изменившимся федеральным и региональным законодательством.
4. Мониторинг соблюдения требований Методики при включении актов в Регистр.

Специалистами отдела регистра муниципальных нормативных правовых актов ежемесячно проводится анализ соблюдения требований Методики при включении актов в Регистр. Анализ носит либо территориальный, либо отраслевой характер. Например, были проверены муниципальные акты Лахденпохского, Пудожского муниципальных районов и входящих в их состав поселений, Петрозаводского, Костомукшского городских округов. Кроме того, была проведена проверка изменяющих (дополняющих) актов, на предмет соблюдения требований о создании взаимных ссылок и актуальных редакций, а также дублирующих муниципальных актов в целях их исключения из Регистра.

Данное направление деятельности является одной из форм самоконтроля, который позволяет оценить Государственному комитету результат собственной работы, своевременно выявлять допущенные ошибки и не допускать новых. Самоконтроль носит регулятивную функцию, позволяя направлять усилия сотрудников на наиболее проблемные участки работы и, соответственно, предполагает поступательное движение к определенном эталону при ведении Регистра.

Нельзя не отметить, что появлению и развитию такой формы самоконтроля способствовали обзоры практики ведения Регистра, подготовленные Управлением Минюста России по Республике Карелия.


5. Формирование архива Регистра.

В соответствии с рекомендациями Министерства юстиции Российской Федерации по ведению регистра муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации основой Регистра в документальном виде является архивный фонд, который составляют дела муниципальных актов с дополнительными сведениями, сформированные по годам приятия актов. Отдельное дело муниципального акта не формируется. Дела хранятся по годам в порядке возрастания регистрационных номеров.

Формирование архива по такому признаку представляется не вполне удобным для поиска муниципального акта, дополнительных сведений к нему. Кроме того, не урегулирован вопрос по хранению экспертных заключений на муниципальные акты.

В связи с этим муниципальные акты в архиве Регистра распределяются по территориальному признаку (по городским округам, муниципальным районам и входящим в их состав поселениям). Дела муниципальных актов формируются на основной акт. Дополняющие (изменяющие) муниципальные акты, заключения правовых экспертиз, а также дополнительные сведения приобщаются к делу основного акта. Дела хранятся по годам в порядке возрастания даты принятия основного акта.


6. Укрепление взаимодействия с федеральными органами государственной власти.

В целях повышения эффективности взаимодействия с федеральными органами государственной власти в сфере ведения Регистра заключены соглашение между Государственным комитетом и Управлением Минюста России по Республике Карелия, предусматривающее обмен электронными версиями уставов муниципальных образований, выработку совместных и согласованных позиции при оценке муниципальных актов, оказание консультационной помощи.

Также заключено соглашение о взаимодействии между Государственным комитетом и Прокуратурой Республики Карелия, предусматривающее обмен информацией о муниципальных актах, не соответствующих Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и законодательству Республики Карелия.

Кроме того, заместитель Председателя Государственного комитета К.А.Медведева, курирующая организацию и ведение Регистра, включена в состав межведомственной рабочей группы по совершенствованию регионального и муниципального законодательства при Прокуратуре Республики Карелия.


7. Внедрение телекоммуникационных технологий.

С этой целью Государственным комитетом за счет средств Программы реформирования региональных финансов Республики Карелия на 2008-2010 годы, утвержденной распоряжением Правительства Республики Карелия от 08.12.2008 года №490р-П, в 2009 году приобретены 130 сертификатов ключей ЭЦП для всех муниципальных образований, а также Государственного комитета, Министерства финансов Республики Карелия и Министерства экономического развития Республики Карелия.

В настоящее время проводится работа по организации совместной с муниципальными образованиями системы передачи и приема необходимых для включения в Регистр документов.

По состоянию на 1 октября 2010 года специальное программное обеспечение, обеспечивающее возможность муниципальным образованиям передавать в электронном виде сведения для включения в Регистр, установлено в 93 муниципальных образованиях республики, которыми представлено более 2 тысяч 198 муниципальных актов.

К сожалению, использование широких возможностей электронной почты ввиду отсутствия Интернета во всех 127 муниципальных образованиях невозможно (например, Лендерское сельское поселение). Однако представление электронных копий документов органами местного самоуправления хотя бы двух третей муниципальных образований значительно сократит временные, материальные и трудозатраты на их пересылку, обработку и включение в Регистр.

Наряду с возможностью представления электронных копий документов, подлежащих включению в Регистр, данная система электронного документооборота также позволит ее пользователям осуществлять обмен иной юридически значимой информацией с использованием ЭЦП по защищенным каналам связи.

Что особенно значимо в современных условиях, круг пользователей системы не является ограниченным (закрытым). К данной системе может присоединиться любой участник, которым в установленном порядке приобретен сертификат ключа ЭЦП. Организатором системы электронного документооборота является Государственный комитет, которым соответствии с пунктом 3 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2002 года №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» разработан приказ об организации выдачи сертификатов ключей подписей уполномоченных лиц.

Кроме того, модернизирована применительно к Регистру и используется в работе программа учета экспертных заключений, разработанная Управлением Минюста по Республике Карелия в качестве методической помощи Государственному комитету.






Смотрите также:
Республика Карелия государственный комитет республики карелия
194.22kb.
1 стр.
Закон республики карелия о дорожном фонде Республики Карелия Принят Законодательным Собранием 29 сентября 2011 года Статья 1 Создать Дорожный фонд Республики Карелия. Статья 2
32.66kb.
1 стр.
Паспортизация библиотек Республики Карелия: организация и основные итоги третьего этапа
331.74kb.
1 стр.
Дары Главы Республики Карелия С. Л. Катанандова
447.86kb.
1 стр.
Закона Республики Карелия «о дорожном фонде Республики Карелия»
11.71kb.
1 стр.
Утвержден Указом Главы Республики Карелия
20.47kb.
1 стр.
Закон о выборах Главы Республики Карелия Принят Законодательным Собранием Республики Карелия
2575.26kb.
8 стр.
Республика карелия паспорт культурной жизни
1393.1kb.
10 стр.
«конкурентоспособность российской экономики»
77.27kb.
1 стр.
Государственное учреждение «Детско-юношеская библиотека Республики Карелия»
513.1kb.
3 стр.
Статья Основные характеристики бюджета Республики Карелия
238.32kb.
1 стр.
Дата и время проведения встречи Наименование образовательного учреждения
54.73kb.
1 стр.