Главная
страница 1


Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт филологии, культурологии и межкультурной коммуникации

Кафедра культурологии


Рабочая учебная программа


по дисциплине «Народная культура и повседневность»

для ООП направление 050100.68 – Педагогическое образование, магистерская программа «Культурологическое образование»

М.1.В.ДВ.2(1) – общенаучный цикл, дисциплины по выбору

Очная форма обучения

Курс – 5

Семестр – 9

Объем в часах всего – 72 ч.

В т.ч. лекции – 0 ч.

практические занятия – 24 ч.

лабораторные занятия – 0

самостоятельная работа – 48 ч.

Экзамен – 9 семестр

Зачетных единиц – 2

Заочная форма обучения

Курс – 5

Семестр – 9

Объем в часах всего – 72 ч.

В т.ч. лекции – 0 ч.

практические занятия – 20 ч.

лабораторные занятия – 0

самостоятельная работа – 52 ч.

Экзамен – 5 курс

Зачетных единиц – 2

Екатеринбург 2012

Рабочая учебная программа по дисциплине «Народная культура и повседневность»
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2012. 17 с.
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры культурологии УрГПУ (протокол № 1 от 27 августа 2012 г.)


Составитель: Мурзина И.Я., д-р культ., профессор каф. культурологии УрГПУ


Зав. кафедрой: И.Я. Мурзина





Руководитель учебного подразделения

(директор ИФК и МК):

Н.И. Коновалова






I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Цели и задачи дисциплины

Целью курса «Народная культура и повседневность» является изучение традиционной культуры через осознание ее ценностей, специфики функционирования, сочетания исторического и современного в практиках повседневности.

Задачи курса:


  • дать представление о народной культуре как особой форме традиционной культуры;

  • дать представление об особенностях народной художественной культуры в прошлом и настоящем;

  • познакомить с различными точками зрения на феномен народной культуры;

  • дать представление о связи явлений культуры с религиозными верованиями и показать их связь с практиками повседневности;

  • представить основные явления народной культуры через осмысление связи духовного и материального;

  • показать связь традиционной народной культуры с современными формами культуры;

  • показать возможность применения на практике теоретического знания при анализе конкретных явлений и практик повседневности.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП

Учебный курс «Народная культура и повседневность» является входит составной частью в общенаучный цикл – курсы по выбору студента и позволяет углубить профессиональные знания о развитии традиционной культуры. Курсы по выбору студента в данном цикле формируют ценностное отношение к актуальным проблемам культурологии как сферы научного знания и предлагают студентам рассмотреть особенности развития культуры в двух аспектах –традиционной и актуальной, пространством пересечения для которых выступает повседневность. Данный курс находится в тесной связи с дисциплинами «История культуры», «Теория культуры», «Этнокультурология», «История мировой художественной культуры», изучавшимися на предыдущей ступени профессионального образования, а также сочетается с курсами профессионального цикла – «Теорией и методикой культурологического образования», «Актуальными проблемами современной культурологии», «Теорией и методикой преподавания отечественной культуры»,

В программе курса реализуются межпредметные связи с различными науками: философией, историей, социологией, социальной психологией, этикой, этнологией и др.

Особенностью содержания дисциплины является обобщение круга проблем, связанных с практиками повседневности в традиционной культуре.


1.3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



  • способностью совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

  • готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОК-2);

  • готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ПК-2);

  • способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

  • готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);

  • готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);


В результате изучения дисциплины студент должен

иметь базовые представления:

  • о народной культуре как особой форме традиционной культуры;

  • об особенностях народной художественной культуры в прошлом и настоящем;

  • об исторической динамике народной культуры в России;

  • о современном состоянии народной культуры;

знать

  • различные точки зрения на феномен народной культуры;

  • о связи явлений культуры с религиозными верованиями;

  • о различных формах народной художественной культуры;

  • о связи традиционной народной культуры с современными формами культуры;

уметь:

  • использовать на практике методы гуманитарных наук при анализе явлений народной культуры;

  • оперировать категориями культурологии при анализе явлений народной культуры;

  • самостоятельно анализировать культурологическую и искусствоведческую литературу;

  • использовать современные информационные технологии для получения доступа к источникам информации, хранения и обработки полученной информации по культурологическим проблемам;

  • применять навыки использования компьютерных технологий в практической профессиональной деятельности;

  • оценивать и прогнозировать последствия своей социальной и профессиональной деятельности;

владеть:

  • методами обработки, анализа и синтеза информации;

  • навыками аргументированного изложения собственной точки зрения в устной и письменной форме, ведения дискуссии по проблемам бытия народной культуры в прошлом и настоящем.


1.4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.

В курсе предусмотрены такие виды учебной работы, как подготовка и выступление с теоретическими и научно-практическими докладами по избранным студентами темам.

Для закрепления и систематизации знаний в рамках самостоятельной работы студентов предлагаются: аналитическая обработка научных текстов (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.).



Самостоятельная работа студентов в компьютерном классе включает следующие организационные формы учебной деятельности: работа с ресурсами Интернет по заданной проблеме, составление аннотированных списков интернет-источников, просмотр видеолекций, изучение дополнительных тем занятий, выполнение заданий в рабочей тетради.

II. Учебно-тематическое планирование


2.1. Учебно-тематический план очной формы обучения

№п/п

Наименование темы, раздела

Всего трудоемкость

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

всего

Лекции

практические

лабораторные

1

Введение. Народная культура и повседневность

6

2




2




4

2

Тема 1. Народная культура как особая форма существования культуры этноса

6

2




2




4

3

Тема 2. Традиция – стержень повседневной народной культуры

6

2




2




4

4

Тема 3. Народные верования как составная часть повседневной культуры

12

4




4




8

5

Тема 4. Праздник его роль в повседневной народной культуре

6

2




2




4

6

Тема 5. Виды и жанры фольклора

12

4




4




8

7

Тема 6. Роль и место народного художественного творчества в структуре народной культуры

14

4




4




8

8

Тема 7. Предметный мир русской народной художественной культуры

12

4




4




8




ИТОГО

72

24




24




48

2.2. Учебно-тематический план заочной формы обучения

№п/п

Наименование темы, раздела

Всего трудоемкость

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

всего

Лекции

практические

лабораторные

1

Введение. Народная культура и повседневность

6

2




2




4

2

Тема 1. Народная культура как особая форма существования культуры этноса

6

2




2




4

3

Тема 2. Традиция – стержень повседневной народной культуры

6

2




2




4

4

Тема 3. Народные верования как составная часть повседневной культуры

12

4




4




8

5

Тема 4. Праздник его роль в повседневной народной культуре

6

2




2




4

6

Тема 5. Виды и жанры фольклора

12

4




4




8

7

Тема 6. Роль и место народного художественного творчества в структуре народной культуры

14

2




2




10

8

Тема 7. Предметный мир русской народной художественной культуры

12

2




2




10




ИТОГО

72

20




20




52

III. Содержание дисциплины

Введение. Народная культура и повседневность

Изучение культуры повседневности в современной гуманитарной науке. Подходы к изучению культуры повседневности.

Понятие традиционной культуры и особенности изучения повседневных практик. Различные подходы к изучению (мифологическая школа, историко-антропологические исследования, применение эмпирических методов анализа, структурно-семиотический и структуралистский подходы).

Социодинамика народной культуры. Традиционная культура русских как предмет изучения культурологов.


Тема 1. Народная культура как особая форма существования культуры этноса

Понятия «этнос» и «народ». Теория этногенеза Л.Н. Гумилева. Разнообразие трактовок категории «народная культура». Связь категорий «народная культура» и «фольклор». Сущность народной культуры в контексте социально-исторических основ возникновения и развития. Народная культура как динамическая система.

Понятие «народная художественная культура». Народная художественная культура как подсистема народной культуры. Народная художественная культура как воплощение духовно-нравственных ценностей и идеалов этноса, национального характера, «национальных образов мира» (Г.Д. Гачев), «архетипов коллективного бессознательного» (К.-Г. Юнг).

Морфология народной культуры в трудах В.Я. Проппа, М.С. Кагана, Л.И. Михайловой, В.Е. Гусева.


Тема 2. Традиция – стержень повседневной народной культуры

Категория «традиция» в культурологии. Роль традиции в формировании народной культуры. Многообразие традиций как условие многообразия культур. Традиция как «коллективная память» социума. Проблемы трансформации традиций. Сочетание традиций и новаций как механизм развития культуры. Этнографические элементы в традиции.


Тема 3. Народные верования как составная часть повседневной культуры

Миф и его роль в культуре. Функции мифа в культуре. Миф и религия в народной культуре.

Православие в русской народной культуре. Народные верования и народная религиозность: проблема определения. Основные подходы к изучению народной религиозности как ключевой составляющей народных верований (Л.П. Карсавин, А.А. Панченко). Магические представления в народной культуре. Народная демонология как составная часть народных верований.
Тема 4. Праздник его роль в повседневной народной культуре

Категория праздника в культуре. Праздник и обряд: сходство и различия. Праздник как составляющая часть народной культуры, его роль и функции.

Понятие «народный календарь». Народный календарь и праздники, связанные с ним. Традиции празднования в различных культурах: этнографический аспект.

Православные праздники в народной культуре. Художественные элементы традиционных календарных праздников. Семейно-бытовые праздники и обряды. Современные праздники и их связь с традицией.


Тема 5. Виды и жанры фольклора

Определения фольклора: история и объем термина, признаки фольклора: устность, коллективность. Проблема «авторства» в фольклоре. Понятие «коллективного творчества» в науке XX в. (Р.О. Якобсон, П.Г. Богатырев). Носители фольклора.

Основные направления фольклористики. Различные научные школы и подходы в фольклористике: мифологическая (генетическая) школа, историческая школа, типологические исследования (антропологическая и другие школы), функционализм, структурализм, семиотика.

Устное народное творчество: основные виды и их характеристика. Жанровая структура фольклора. Бытовой и обрядовый фольклор.

Городской фольклор: специфика и виды.

Фольклор и постфольклор: проблема взаимоотношения.


Тема 6. Роль и место народного художественного творчества в структуре народной культуры

Содержание понятия «народное искусство», его специфика. Народное и профессиональное искусство: проблема соотношения. Утилитарно-эстетическое в народной художественной культуре.

Содержание понятий «ремесло», «промысел», «декоративно-прикладное искусство». Мастер и его роль в народной культуре.

Народные промыслы как форма бытования народной художественной культуры. Традиционные художественные промыслы России. Уральское промышленное искусство и народные промыслы.


Тема 7. Предметный мир русской народной художественной культуры

Константы русской культуры.

Пространство жилища в русской народной культуре. Устройство дома (внутреннее пространство жилища и технологии его строительства). Печь как ключевая часть дома в народной культуре. Символика жилища в народной культуре.

Традиционная хозяйственная утварь: утилитарное и художественное (внешний вид, способы изготовления, применение, декор). Традиционная кухня.



Народный костюм и его роль в культуре. Русский народный костюм: основные элементы. Символика одежды в народной культуре.
Перечень семинарских занятий

  • Праздник и обряд как составляющие народной культуры

  • Фольклор как элемент народной культуры

  • Роль и место народного художественного творчества в структуре народной культуры

  • Предметный мир русской народной художественной культуры

  • Историческая динамика народной художественной культуры

IV. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Виды письменных работ

  1. Письменные работы (эссе, рефераты).

  2. Выполнение заданий в рабочей тетради.

  3. Презентация-обзор Интернет-ресурсов, посвященных народной культуре России.

Темы письменных работ

  1. Народная художественная культура как воплощение духовно-нравственных ценностей и идеалов этноса.

  2. Роль традиции в формировании народной культуры.

  3. Магические представления как составная часть народных верований.

  4. Православие в русской народной культуре.

  5. Праздник как составляющая часть народной культуры, его роль и функции.

  6. Понятие «народный календарь».

  7. Традиции празднования в различных культурах: этнографический аспект.

  8. Православные праздники в народной культуре.

  9. Семейно-бытовые праздники и обряды.

  10. Современные праздники и их связь с традицией.

  11. Коллективное и индивидуальное в фольклоре.

  12. Жанровая структура фольклора.

  13. Бытовой и обрядовый фольклор.

  14. Городской фольклор: специфика и виды.

  15. Народное и профессиональное искусство: проблема соотношения.

  16. Мастер и его роль в народной культуре.

  17. Народные промыслы как форма бытования народной художественной культуры.

  18. Тенденции развития традиций народной художественной культуры в ХХI веке.

Тематика мультимедиа-презентаций

  1. Традиционные художественные промыслы России.

  2. Уральское промышленное искусство и народные промыслы.

  3. Пространство жилища в русской народной культуре.

  4. Символика жилища в народной культуре.

  5. Народный костюм и его роль в культуре.

  6. Символика одежды в народной культуре.

Вопросы для экзамена

  1. Сущность, структура и функции народной художественной культуры.

  2. Народная художественная культура как воплощение духовно-нравственных ценностей и идеалов этноса, национального характера, «национальных образов мира».

  3. Понятие «этногенез» (Л.Гумилев). Теория этногенеза как одна из основ теории народной художественной культуры.

  4. Семиотические основы изучения народной художественной культуры (в русле научного наследия Ю.Лотмана).

  5. Понятие о видах, жанрах и формах народного художественного творчества, их общая характеристика.

  6. Традиционные русские народные праздники и обряды (календарные и семейно-бытовые).

  7. Понятие «народный календарь».

  8. Понятие любительского (самодеятельного художественного творчества).

  9. Народная культура Урала.

  10. Уральские народные художественные промыслы (характеристика по выбору студента).

  11. Национальные традиции народов Урала (характеристика по выбору студента).

  12. Древнеславянские истоки русской народной художественной культуры.

  13. Влияние христианства на содержание и формы бытования народной художественной культуры в Древней Руси.

  14. Роль праздника в народной культуре. Традиции празднования (по выбору студента).

  15. Актуальные задачи сохранения и развития традиций народной художественной культуры в современных условиях.

V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Рекомендуемая литература

Основная литература

Беловинский Л.В. Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа XVIII – начало ХХ века. М.: Эксмо, 2007. (1 экз.)

Беловинский Л. В. Культура русской повседневности: учеб. пособие / Л. В. Беловинский. – М.: Высш. шк., 2008. (5 экз.)

Гатауллина И. А. Крестьянская повседневность: быт средневолжской деревни в 1920-е годы / Учен. зап. Казан. гос. ун-та. – 2008. – Т. 150, кн. 1. – С. 156-163.

Жиров М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры: Учеб. пособие. Белгород: Изд-во БелГУ, 2003 [электронный ресурс]. URL: www.booksgid.com/ arts_sulture/24311-tradicionnaja-narodnaja.html

Коринфский А. Народная Русь: сказания, поверия, обычаи и пословицы рус. народа / Аполлон Коринфский. – М.: Белый город, 2008. (1 экз.)

Марков Б. В. Культура повседневности: учеб. пособ. / Б.В. Марков. – СПб.: Питер, 2008. 6 экз.)

Мурзина И.Я., Мурзин А.А. Народная культура / Урал.гос.пед.ун-т – Екатеринбург, 2009. (1 экз.)

Мурзина И.Я., Мурзин А.А. Народная культура и повседневность – Екатеринбург: УрФУ, 2011. (1 экз.)

Мурзина И.Я., Мурзин А.Э. Очерки истории культуры Урала. Екатеринбург: Форум-книга, 2008. (2 экз.)

Рафаева А. В. Научная, "наивная" и фольклорная картина мира // Пед. технологии. – 2009. – № 4. – С. 3-37. (1 экз.)

Российская повседневность : от истоков до середины XIX века: учеб. пособ. / Н. Л. Головкина и др.; под ред. Л. И. Семенниковой. – М. : КДУ, 2009. (2 экз.)


Дополнительная литература

Аникин В.П. Теория фольклора. / В.П. Аникин – М.: КДУ, 2004. (11 экз.)

Ануфриев Е.А., Лесная Л.В. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен // Социально-политический журнал. – 1997. – №3. – С. 16 – 28, №4. – С. 28 –45, №5. – С. 24 – 33, №6. – С.17 – 27.

Асафьев Б.В. О народной музыке / Сост. И. Земцовский, А. Кунанбаева. Л.: Музыка, 1987. (3 экз.)

Гончаров И. Ф. Народная русская школа: особость, непохожесть, своеобычие // Образование в соврем. шк.. – 2010. – № 1. – С. 58-64. (1 экз.)

Забылин М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия М. : ЭКСМО, 2002. (1 экз.)

Каргин А. С. Городской фольклор: реальность, нуждающаяся в новом прочтении // Живая старина. – 1995.– №2.

Костомаров Н. И. Очерки домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI – XVIII столетиях. М.: Республика, 1992. (1 экз.)

Лихачев Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. – 1990. – №4. – С. 3 – 6. (1 экз.)

Мифология и повседневность: гендерный подход в антропологических дисциплинах: материалы науч. конф. 19-21 февр. 2001 г. / сост. К.А. Богданов, А. А. Панченко. – СПб.: Алетейя, 2001. (1 экз.)

Потебня А. А. Символ и миф в народной культуре – М.: Лабиринт, 2000. (3 экз.)

Пропп В. Я. Русские аграрные праздники: Опыт историко-этнограф.исслед. – М. : Лабиринт, 2000. (3 экз.)

Пропп В. Я. Русская сказка. – М. : Лабиринт, 2000. (3 экз.)

Старообрядчество : история и культура : кн. и ст. на рус. и иностр. яз. (1900-2009): библиогр. указ. / сост. Т. Я. Брискман и др. – М.: Пашков дом, 2011. (1 экз.)

Топорков А. Земля как символ народной культуры // Родина. 1993. №11. С. 14-18.

Хлеб в народной культуре: Этногр.очерки / Отв. ред.С.А.Артюнов, Т.А.Воронина. – М.: Наука, 2004. (2 экз.)


VII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


При изучении данной дисциплины рекомендуется использовать ресурсы сети Интернет.

http://www.kunstkamera.ru – Музей антропологии и этнографии (Кунсткамера);



http://www.orientmuseum.ru – Государственный музей Востока;

www.ethnomuseum.ru – Российский этнографический музей;

http://www.vmdpni.ru – Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства;

http://www.uole-museum.ru – Свердловский областной краеведческий музей

http://www.ruplace.ru – Русские традиции. Альманах русской традиционной культуры;

http://www.rusfolk.ru/ – Народное творчество России;

http://www.narodko.ru – Сайт, посвященный народному костюму;

http://www.uralfolk.ru/index.php – Свердловский областной Дом фольклора, крупнейший методический центр региона Среднего Урала по традиционной народной культуре;

http://www.folktradition.net – Портал народных мастеров Баренц-региона;

http://remeslour.narod.ru –Уральский центр промыслов и ремесел;

http://palekh.narod.ru – Виртуальный музей палехской лаковой миниатюры;

http://www.kargopol-toys.ru – Каргапольская игрушка;

http://www.kefa.ru – Сайт, посвященный народным промыслам;

http://www.mezenart.ru – Мезенская роспись;

http://ru-birch-bark.com/beresta.html – О русской бересте;

http://gold-hohloma.narod.ru – Сайт, посвященный истории хохломского промысла.

VII. Сведения об авторе программы

Мурзина Ирина Яковлевна, доктор культурологии, профессор, зав. кафедрой культурологии УрГПУ.

Тел. 235-76-42

Рабочая учебная программа


по дисциплине «Народная культура и повседневность»

для ООП направление 050100.68 – Педагогическое образование, магистерская программа «Культурологическое образование»

М.1.В.ДВ.2(1) – общенаучный цикл, дисциплины по выбору

Подписано в печать_____ Формат 60х84/16

Бумага для множительных аппаратов. Усл.печ.л. – 1,18.

Тираж ____экз. Заказ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

620017 Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26






Смотрите также:
Рабочая учебная программа по дисциплине «Народная культура и повседневность»
205.99kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Анализ музыкальных произведений»
223.72kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Просеминарий по современной литературе» для специальности «050301. 65 Русский язык и литература»
272.71kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Практический курс иностранного языка (французского)» для специальности 050303 «Иностранный язык»
1106.01kb.
6 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине "стратегический менеджмент в системе образования" по направлению "050400 Социально-экономическое образование"
253.71kb.
1 стр.
Рабочая программа по дисциплине «Физическая культура» Направление подготовки
560.36kb.
3 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Организация деятельности консалтинговой фирмы и консультанта» для направления «080500. 68 Менеджмент»
270.39kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
993.8kb.
6 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
947.71kb.
5 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине Конспект лекций по дисциплине
1569.87kb.
9 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине конспект лекций по дисциплине
2250.12kb.
12 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Русская литература и культура (уд-04. 13-029) Для направления 540300 Филологическое образование
1849.24kb.
11 стр.