Главная
страница 1


Министерство образования Российской Федерации

Сельская школа

как центр этнокультурного образования
(региональная модель системы образовательной деятельности по сохранению и развитию национальной культуры в условиях села)



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Напольновская средняя общеобразовательная школа»

Порецкого района ЧР

2008 год


Модель

образовательной структуры этнокультурного центра.


  1. Актуальность модели.

Традиции народа живут и передаются из поколения в поколение, но вследствие противоречий и непоследовательной национальной политики, торможения в развитии культуры и языков часть из них может быть утрачена.

Язык жив только тогда, когда на нем говорят, общаются, создают художественные произведения и развивают.

Как сделать язык постоянным средством общения?

Культура народа не может быть изолирована от него, заключена только в многотомных научных трактатах.

Как воплотить это в жизнь?

Эти и многие другие вопросы возникли после первых дней организации работы по этнокультурному направлению.

Ответом на эти вопросы является создание этнокультурного центра. Только центр может:


  • объединить школьников, молодежь и жителей села;

  • организовать различные внеклассные мероприятия;

  • координировать деятельность всех структурных подразделений распространять передовой опыт;


2. Цели и задачи.

Этнокультурный центр создается с целью сохранения родного языка, воспитания в детях уважения к языку, к своим корням.


Задачи:

  • формирование национального самосознания мордвы, в первую очередь детей и молодежи на основе приобщения к народной культуре, обучения родному языку;

  • создание в сотрудничестве с учеными учебно-методической базы обучения мордовскому языку (ясли - сад - основная школа, школа взрослых);

  • поликультурное воспитание учащихся и молодежи на основе широкого знакомства с культурой других народов.


Основные направления работы.


  1. Оказание помощи родителям в создании системы семейного воспитания по приобщению к народной культуре мордвы и обучению родному языку.

  2. Разработка сквозной системы обучения мордовскому языку (семья – дошкольное учреждение – общеобразовательная школа – краеведческий музей – дом культуры – библиотека), создание системы широкой внеклассной работы по предмету, предусматривающей увеличение учебного времени на изучение мордовского языка.

  3. Органическое дополнение государственных программ (предметных) введением национально-регионального компонента.

  4. Создание во всех учреждениях комплекса и волости общественного мнения в защиту мордовского языка, который должен стать вторым языком общения наравне с русским.

  5. Расширение базы общения на мордовском языке с помощью средств массовой информации (местного радио, телевидения, газеты, стенной печати)

  6. Обучение навыкам народной художественной культуры (ткачество, резьба, вышивка, плетение)


Структурными подразделениями этнокультурного центра являются:


  • детский сад.

Детям, посещающим дошкольное учреждение, предоставляется возможность делать первые шаги в изучении родного языка и приобщении к национальной культуре. Занятия в группах проводят воспитатели, знающие язык, прошедшие курсы и владеющие методикой преподавания языка. Силами воспитателей в течение года могут быть организованы различные развлечения на родном языке или с использованием элементов родного языка (в зависимости от возраста детей).

Это начальный этап обучения языку через изучение сказок, стихов, загадок, разучивание народных и детских песен.




  • общеобразовательная школа.

Совместная работа Центра и школы определена Программой взаимодействия этнокультурного центра с общеобразовательной школой (см. Приложение). Наряду с учебным процессом важной является совместная внеклассная работа: организация и проведение мероприятий различной направленности с привлечением к работе других структурных подразделений, например, физкультурно-оздоровительного комплекса, художественно-эстетического центра, информационно-технического центра.

Достоинством таких дел является создание благоприятной среды общения и привлечение внимания всего коллектива к вопросам изучения родного языка и культуры. Через совместные внеклассные мероприятия формируются познавательные интересы детей, повышается их общеобразовательный уровень и развивается творчество.




  • мордовская редакция школьной газеты

является неотъемлемой частью Центра. Ее роль: популяризация родного языка и культуры среди населения села, создание дополнительного учебного материала для уроков. На базе студии работает детская редакция, к работе которой привлекаются учащиеся, хорошо владеющие языком и произношением. Результатом работы может являться видео - и аудиоматериал, создающийся в школе и используемый на уроках и во внеклассной деятельности.
- музей.

Школьный музей тесно связан с учебной и внеклассной работой. Здесь проводятся не только экскурсии, но и уроки родного языка, факультативы; организуются встречи с интересными людьми; проводятся совместные игры, выставки, беседы, вечера и праздники.




  • этнокультурный лагерь - это нетрадиционная форма этнокультурного образования детей. В деятельности лагеря прослеживаются различные направления работы с детьми:

  • языковое;

  • научно-поисковое;

  • театрально-праздничное;

  • туристическое;

  • трудовое;

  • спортивно-оздоровительное.

Созданная в лагере среда общения на родном языке значительно влияет на желание детей изучать родной язык, активизирует речевую деятельность.

Во время лагерной смены проводится много различных мероприятий, игр, творческих заданий. Дети записывают в мордовских деревнях фольклорный материал, который используется в школе; обмениваются песнями с гостями из других школ (ежегодно в лагерь приезжают дети из школ района). Постоянные участники могут развить свои способности и стать помощниками воспитателей.
Преимуществом этнокультурного комплекса является, прежде всего то, что созданная единая система этнокультурного образования:


  • дает более глубокие и разносторонние знания по родному языку;

  • позволяет осуществить научный подход к работе, к поиску нестандартных форм деятельности;

  • помогает удовлетворить разнообразные этнокультурные потребности населения;

  • дает возможность более полно учесть индивидуальные способности человека и осуществить дифференцированный подход;

  • оказывает образовательно-воспитательную и социальную поддержку детям, молодежи и жителям села.


Программа взаимодействия

этнокультурного центра

с общеобразовательной школой

Задачи:

  • формирование национального самосознания мордвы, в первую очередь детей и молодежи, проживающих в Порецком районе, на основе приобщения к народной культуре, обучения родному языку;

  • создание в содружестве с учеными учебно-методической базы обучения мордовскому языку с 2-х до 15 лет (ясли-сад - основная школа);

  • поликультурное воспитание учащихся и молодежи на основе широкого знакомства с культурой других народов, проживающих в Чувашской Республике.

Основные направления работы

1. Оказание помощи родителям в создании системы семейного воспитания по приобщению к народной культуре мордвы и обучению родному языку.

2. Разработка сквозной системы обучения мордовскому языку (семья - дошкольное учреждение - общеобразовательная школа - краеведческий музей - дом культуры - библиотека), создание системы широкой внеклассной работы по предмету, предусматривающей увеличение учебного времени на изучение мордовского языка.

3. Органическое дополнение государственных программ (предметных) введением национально-регионального компонента.

4. Создание во всех учреждениях комплекса и волости общественного мнения в защиту мордовского языка, который должен стать вторым языком общения наравне с русским.

5 Расширение базы общения на мордовском языке с помощью средств массовой информации (местного радио, телевидения, газеты, стенной печати)

6. Обучение навыкам народной художественной культуры (ткачество, резьба, вышивка, плетение) через внеклассную деятельность.

Этапы приобщения к языку и национальной культуре.

I ступень (дошкольная) - введение в программу детского дошкольного учреждения национально-регионального компонента: обучение языку (изучение сказок, стихов, загадок, поговорок, народных и детских песен), знакомство с народными играми, национальными танцами.

II ступень (1- 4 классы) - уроки мордовского языка, формирование понятий о национальной культуре и традициях, знакомство с декоративно-прикладным искусством мордовского народа, учет национального компонента в процессе преподавания учебных предметов.

III ступень (5 - 7 классы) - уроки мордовского языка, занятия кружков (театрального, кукольного), участие в работе национальных редакций школьного радио и телевидения, формирование практических навыков игры на народных инструментах, навыков национальной резьбы по дереву, шитья, вышивки, приготовления национальных блюд; освоение национальных игр; знакомство с народными обычаями, верованиями мордвы, с национальным этикетом.

Взрослое население - организация общесельских народных праздников, смотров народного творчества, концертов художественной самодеятельности, создание мастерских народных ремесел (художественная обработка дерева, ткачество, плетение); деятельность сельских средств массовой информации на мордовском языке.



1. Учебно-методическая база сопровождения программы.

Особое место в системе работы этнокультурного центра занимает краеведческий музей - духовный центр комплекса и общеобразовательной школы. Витрины и фонды музея рассказывают об истории школы, о ее учениках и учителях. Музей является своеобразным профориентационным центром, рассказывая о лучших людях села, об именитых выпускниках школы и их профессиях.

В музее представлены экспозиции и экспонаты, рассказывающие об истории старинного национального села и окрестных починков (деревень), о трудной жизни их обитателей - дедов и прадедов сегодняшних учеников. Здесь проводятся не только экскурсии, но и уроки истории, музыки, карельского языка, факультативного курса "Основы культуры мордвы". Здесь собираются поисковые группы и организуются встречи с интересными людьми, вечера и праздники.



2.Кабинет мордовского языка, оформленный в национальном стиле, по-домашнему уютный, оснащенный современным оборудованием, - главная учебная лаборатория этнокультурного центра.

Здесь функционирует система учебного телевидения и радио, накоплены большие запасы учебных видеоматериалов, главным образом созданных в школе. Имеется значительное количество магнитофонных записей, создана своя фонотека из нескольких дисков.



3.Кабинет «Мордовская кухня» создает благоприятные условия для творческой работы учащихся и учителя, предоставляет возможности для урочной и внеурочной деятельности. Здесь можно не только попробовать национальные блюда, но и приготовить их под руководством учителя.

4.Мордовская редакция газеты служит местом сбора группы дикторов. Под руководством преподавателя и оператора,

К услугам учителей мордовского языка – современная звуко- и аудиотехника (магнитофоны, проигрыватели, кодоскоп, проектор). Таким образом, этнокультурный центр, объединяя учреждения села и района, оказывая необходимую помощь семье, создает систему образования детей и молодежи, основанную на родной традиции, тем самым способствуя росту национального самосознания населения и сохранению народной культуры.



С
Схема №2
истема партнерских взаимоотношений

сельского этнокультурного центра




Мордовский Госуниверситет им.

Н.П. Огарева

  • филологии

  • практика студентов

Педколледж


  • практика студентов в ЭК лагере

ГТРК «Чувашия»


  • радиопередачи

  • видео сюжеты

Институт повышения квалификации г. Саранск


  • курсовая подготовка

  • методические материалы





Редакция журнала «Чилисема»


  • творческие работы детей




Редакция газеты «Порецкие вести»


  • статьи учителей

  • учащихся



Этнокультурный центр

МОУ «ЦО»



Модельная библеотека

  • Обмен литературой

Сельская библиотека


  • совместные мероприятия

  • организация выставок

Школы с изучением мордовского языка в Порецком районе


  • обмен опытом

  • направление детей в ЭК лагере



Министерство образования


  • организация лагеря

  • организационные вопросы

  • финансирование




Администрация Порецкого района. Отдел образования молодежной политики и спорта.

  • методическая помощь

  • помощь в решении организационных и кадровых проблем

  • обмен материалом


Образовательные учреждения Мордовии


  • организация и проведение курсов

  • поездки фолькл. группы

  • обмен детскими делегация


Схема №1




Субъекты этнокультурного образования




Центр образования села Напольное Порецкого района





Фольклорная группа

Музей

Детский сад

Кружки

Кукольный

театр


Сельское население:

  • Коренные мордовские семьи

  • Молодежь

  • Взрослые

Летний э/к



лагерь

Общеобразовательная школа

  • Учебные кружки

  • МО

  • Уроки





Смотрите также:
Сельская школа как центр этнокультурного образования
105.54kb.
1 стр.
Петрозаводск известен в России как центр культуры, как центр образования. Нам приятно сообщить, что сегодня наш город это еще и центр науки. В нем складывается своя научная школа, исследовательские традиции
59.69kb.
1 стр.
Сельская школа — надежда России
102.08kb.
1 стр.
Невафильм emotion представляет сельская честь (Пьетро Масканьи) / паяцы
32.64kb.
1 стр.
Цель программы «Школа – социокультурный центр села»
160.13kb.
1 стр.
Адамович Ольга, педагог дополнительного образования
140.61kb.
1 стр.
Русская школа как система воспитания и образования
172.98kb.
1 стр.
Центр образования «Школа здоровья» №46
391.86kb.
3 стр.
Образовательная программа «школа россии» пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования для гбоу сош №790 г. Москвы, работающего по умк «Школа России»
3073.53kb.
15 стр.
Декабрь 2012 №8 о научно-методический журнал в этом номере читайте
679.3kb.
11 стр.
Ноу цо«Православный Центр непрерывного образования во имя прп. Серафима Саровского» Начальная школа Общешкольные мероприятия на 2012-2013 учебный год
42.56kb.
1 стр.
Презентация программы развития
58.41kb.
1 стр.