Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 ... страница 14страница 15страница 16страница 17 Консервативная идеология позднего самодержавия и «Земское положение» 1890 г. В царствование императора Александра III консерватизм становится государственной идеологией. Как сумма взглядов самодержца, крупных идеологов русского консерватизма последней четверти XIX в. К.П. Победоносцева, М.Н. Каткова, предшествующего опыта развития консервативной мысли формируется официальная идеология, известная под названием теории «народного самодержавия» [1, с.347]. Отстаивая тезис о самобытности исторического пути развития России, данная концепция выделяла в качестве ее основного признака самодержавие, как единственную форму государственного устройства. Устойчивость политической системы основывается на единении царя и народа. «Наверху пирамиды стоит государь, внизу – бесформенная, но деятельная масса народа». Царь любит народ, желает ему блага. Безграничной любовью отвечают ему подданные, для которых царь «является источником всех благ и надежд». «Для полного счастья и спокойствия страны достаточно непосредственных отношений между монархом и его подданными». Верховная власть должна быть хорошо осведомлена о том, что нужно народу. Однако этому препятствуют бюрократия и интеллигенция. «Бюрократия – каста, имеющая свои собственные интересы, далеко не всегда совпадающие с интересами страны и государя». Она действует, прежде всего, в личных, корыстных интересах, скрывает для сохранения собственного благополучия истинное положение вещей. Однако без наличия чиновничье-бюрократического аппарата, составляющего одну из важнейших опор самодержавной власти, обойтись нельзя. Другое дело – интеллигенция, также являющаяся преградой между царем и народом. Это «люди, не достигшие власти, но чающие ее захвата. Для этой категории лиц прямой исход – революция» [2, с.173-174]. Интеллигенция плохо вписывалась в традиционную, патриархальную структуру сословного общества, представляла, по мнению позднего самодержавия, его главную социальную угрозу. Необходимости укрепления самодержавия, «собирания власти» препятствовали созданные «Великими реформами» 1860 – 1870-х гг. демократические институты – университетская автономия, местные органы самоуправления, независимая судебная система. Поэтому для успешности процесса концентрации, большей централизации власти было необходимо провести консервативную корректировку внутриполитического курса (в советской историографии данный процесс получил название «политики контрреформ»). Земские органы самоуправления представлялись чужеродным элементом для централизованной системы бюрократического управления. Ставшие своеобразной школой для приобщения населения к управлению, они превратились в очаги земского либерального движения. Земская интеллигенция (т.н. «третий элемент»), в политическом отношении выражала взгляды в широком диапазоне от либерализма до умеренного радикализма. Поэтому неслучайно, что одним из объектов консервативной корректировки стало «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». На страницах консервативной газеты «Гражданин» кн. В.П. Мещерского утверждалось: «Самое главное – устроить на твердых началах и поставить в правильное отношение к высшему центральному правительству земство и местное управление, ибо через их посредство верховная власть может войти в более тесную связь с народом» [3, с.324]. Непримиримые консерваторы М.Н. Катков и В.П. Мещерский со страниц своих периодических изданий «Московские ведомости», «Гражданин» призывали правительство «исправить роковую ошибку» и покончить с «либеральным обманом земского парламента». Стало привычным списывать на местное самоуправление все невзгоды жизни России от пустых продовольственных складов до бездорожья. На страницах данных изданий пестрели данные о растратах средств и коррупции. Выразителем настроений данного направления консерватизма стал А.Д. Пазухин (назначенный реакционным министром внутренних дел Д.А. Толстым в 1885 г. на должность правителя дел канцелярии МВД), выступивший с запиской «О преобразовании в местном управлении и устройстве земских учреждений» (1884 г.). На ее основе в министерстве внутренних дел был разработан проект переустройства земских органов самоуправления. Проект Д.А. Толстого и А.Д. Пазухина предусматривал ликвидацию выборности земств, введение сословного принципа при их формировании, полное подчинение администрации. «Мягкие» консерваторы в лице К.П. Победоносцева исходили из иной точки зрения. Обер-прокурор Синода, как и Александр III, прекрасно понимали невозможность повернуть историю вспять, вернуться к дореформенным порядкам. Демократические институты, созданные «Великими реформами» пустили крепкие корни, их полная ликвидация невозможна. Целью Победоносцева было не допустить дальнейшего развития общественных институтов по пути демократизации, «подморозить» страну. В вопросе о преобразовании земских учреждений К.П. Победоносцев, одобрив сословный принцип их формирования, выступил лишь за ограничение выборного начала, а не его ликвидацию, не согласился с поглощением местного самоуправления государственной властью, отверг замену исполнительных органов земств – земских управ, земскими присутствиями, назначавшимися властью. Победоносцев заявил, что не видит «ни прямой надобности, ни пользы изменять коренные начала постановки земских учреждений, вводя их в общую организацию учреждений прямо правительственных с характером служебно-чиновничьим и бюрократическим». [3, с.326]. Допуская известную долю свободы земств, он считал, что опасаться ее при контроле со стороны государства не стоит. Таким образом, желая уменьшить самостоятельность земств, подорвать влияние в них либеральной интеллигенции, Победоносцев был далек от желания превратить их в очередную бюрократическую структуру местного управления. По всей видимости, считая, в духе теории «народного самодержавия», что и бюрократия, и интеллигенция есть зло «средостения», то есть преграда на пути прямого взаимодействия самодержавия и народа, выход он видел во взаимном их уравновешивании в консервативно им понимаемом соотношении. Новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» 1890 г. значительно отличалось от первоначального проекта Толстого – Пазухина. Сказалась поддержка широкой общественностью земской деятельности, защита местного самоуправления в либеральной печати. При обсуждении законопроекта в Государственном совете К.П. Победоносцева поддержала часть консервативных деятелей. Взгляды Победоносцева оказались более созвучными настроениям самого Александра III. Земское положение 1890 г. внесло консервативную корректировку в принципы земской реформы 1864 г., но не отменило их. Был ограничен принцип выборности: крестьянство фактически лишалось выборного представительства. Теперь они могли избирать только кандидатов, а из их числа губернатор, по представлению земских начальников, назначал гласных. Урезался принцип бессословности. Землевладельческая курия становилась избирательным собранием исключительно дворян-помещиков. Ценз для дворян уменьшался вдвое, а число гласных увеличивалось. В состав земских собраний на правах гласных вводились предводители дворянства. Резко повышался избирательный ценз для городской курии. Усиливалась бюрократическая опека. Губернатор стал фактически полностью контролировать деятельность земских учреждений. Он получил право рассматривать целесообразность постановлений земских собраний, мог проводить ревизию земских учреждений, увеличилось количество вопросов, по которым требовалось утверждение земских решений губернатором. Он мог отменить любое их постановление. Вводилось новое административное звено – Губернское по земским делам присутствие, председателем которого являлся губернатор. По сути оно стало органом административного надзора государства над земствами. Присутствия рассматривали правильность и законность распоряжений земств, обсуждали правильность выборов, предавали суду членов уездных управ и т.п. Усиливалось бюрократическое начало в органах местного самоуправления. Председатели и члены земских управ стали считаться состоящими на государственной службе, получали чины «Табели о рангах». Все эти меры связали руки местному самоуправлению. Однако со временем выяснилось, что необратимый процесс обуржуазивания дворянства расстроил планы самодержавия сделать земство более консервативным путем его одворянивания. Среди земцев-дворян, вопреки ожиданиям правительства, преобладали не консерваторы, а либералы. Земское либеральное движение не исчезло, а стало в начале ХХ в. важным элементом складывания политических партий либеральной направленности. Примечания
Сведения об авторах
Содержание Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием Экономические и правовые аспекты регионального развития: история и современность Елабуга, апрель 2009 года Материалы опубликованы в авторской редакции Смотрите также: Сборник содержит статьи ученых, преподавателей и специалистов, принявших участие во Всероссийской научно-практической конференции «Экономические и правовые аспекты регионального развития: история и современность»
3527.25kb.
17 стр.
«Правовые аспекты социально-экономического развития Калининградской области в современных условиях» Материалы межвузовской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, студентов
2230.54kb.
11 стр.
Сборник трудов участников I всероссийской научно-практической конференции «Современное непрерывное образование»
436.07kb.
2 стр.
Программа проект Всероссийской научно-практической конференции
79.43kb.
1 стр.
Программа I всероссийской научно-практической школы-конференции молодых ученых История России
185.35kb.
1 стр.
Программа Всероссийской научно-практической школы-конференции молодых ученых История России
185.33kb.
1 стр.
Всероссийская научно-практическая конференция студентов и молодых учёных «Актуальные вопросы медицинской науки»
113.23kb.
1 стр.
Концепция VII всероссийской научно-практической конференции
101.11kb.
1 стр.
Всероссийской научно-практической (заочной) конференции «Аспиранты для науки XXI века», посвященной 25-летию Кировской гма и проводимой в рамках Дня аспиранта 21 января и Дня российской науки 8 февраля
26.56kb.
1 стр.
Программа IV всероссийской научно-практической конференции учащихся «Живая культура: традиции и современность»
451.94kb.
3 стр.
М. М. Синтез искусств как форма развития компьютерных инноваций // сборник
7.22kb.
1 стр.
Регионально научно-практической конференции молодых ученых и специалистов 107.46kb.
1 стр.
|