Главная
страница 1
Нигматуллина Нурия Варисовна

МБОУ ДОД «Детский эколого-биологический центр» Демского района городского округа город Уфа

Руководители: педагог ДО высшей категории Степаненко В.К.

Учитель первой категории БГ № 102 Агзамова Г.З.

Влияние регулярных занятий спортом на состояние вегетативной нервной системы подростков

Актуальность. За последнее время всё большее значения приобретает проблема физиологической незрелости детей. Число таких детей постоянно растёт. Это доношенные дети, родившиеся в срок, с нормальным весом (3-3,5кг) и длинной тела (50 – 52см), но функционально незрелые. Эти дети отличаются слабым типом нервной системы, малой выраженностью положительных эмоций, эмоциональной нестабильностью, низкой устойчивостью к инфекционным и простудным заболеваниям (сниженный иммунитет), задержкой полового развития (инфантилизм), низкой умственной и физической работоспособности.

Цель исследования. Определить влияние регулярных занятий в спортивных секциях на состояние вегетативной нервной системы у подростков.

Объект исследования. Учащиеся 9-х классов Башкирской гимназии №102 Дёмского района г. Уфа. Всего обследовано 43 подростка, из них 22 мальчика и 5 девочек спортивной группы, 4 мальчика и 12 девочек обычной.

Предмет исследования. Состояние вестибулярной сенсорной и вегетативной нервной системы подростков.

Задачи:1.Провести анкетирование с целью изучения образа жизни подростков.

2.Определить функциональное состояние органов равновесия и порога чувствительности вестибулярного анализатора, соотношение симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы подростков, регулярно занимающихся в спортивных секциях и подростков неспортивной группы.

Практическая значимость. Данная работа может быть использована педагогами, психологами, родителями для пропаганды здорового образа жизни и актуальности регулярных занятий спортом.

Литературный обзор. Основными признаками физиологической незрелости является мышечная гипотония, которая сопровождается пониженной двигательной активностью. Только постепенное наращивание мышечной деятельности может нормализовать функционирование центральной нервной системы, сенсорных систем, секрецию эндокринных желез, работу систем кровообращения и дыхания и других систем организма. Начало спортивной специализации в различных видах спорта должны быть не ранним, а своевременным. Форсирование физических нагрузок недопустимо. Они должны соответствовать возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детского организма. (Л.И.Текаго, 2003)

У тренированных школьников по сравнению со сверстниками, не занимающимися физическими упражнениями, отмечается ускорение процессов врабатывания и восстановления, появления периода устойчивого состояния во время работы, проявление синхронизации частоты дыхания и частоты шагов. (Сологуб Е.Б., 2001). Развитие центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и сенсорных систем. В возрасте 10-12 лет устанавливаются тормозные влияния коры на подкорковые структуры. Формируются близкие к взрослому типу корково-подкорковые взаимоотношения с ведущей ролью коры больших полушарий и подчинённой ролью подкорки. Плавное улучшение мозговых процессов у подростков нарушается по мере вступления их в период полового созревания - у девочек 11-13 лет, у мальчиков в 13-15 лет. Этот период характеризуется ослаблением тормозных влияний коры на нижележащие структуры и «буйством» подкорки, вызывающим сильное возбуждение по всей коре и усиление эмоциональных реакций подростков. Возрастает активность симпатического отдела нервной системы и концентрация адреналина в крови. Ухудшается кровоснабжение мозга. Поведение подростков становится нестабильным, часто немотивированным и агрессивным, наблюдается расстройство сна. (Соколов А.С., 2001)

Стресс предназначен для сохранения организма как целого, когда привычные условия существования внезапно изменяются. Несмотря на примеры неблагоприятных последствий стресса, следует помнить, что стрессовая реакция возникла в эволюции, закрепилась и постоянно совершенствуется именно благодаря тому, что посредством её организм человека приспосабливается к изменениям в окружающей нас физической и социальной среде. Умеренные по силе стрессы только полезны. (Жуков Д.А., 2004)

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проба Ромберга выявляет нарушение равновесия в положении стоя. Проба Ромберга проводится в четырёх режимах при постепенном уменьшении площади опоры. Первый режим: ноги вместе, руки вперёд, пальцы раздвинуты, глаза закрыты; второй режим: то же самое, только одна нога на шаг вперёд; третий режим: пятка одной ноги ставится на колено другой; четвёртый режим: «ласточка

Тест Яроцкого позволяет определить порог чувствительности вестибулярного анализатора. Тест выполняется в исходном положении стоя с закрытыми глазами, при этом человек по команде начинает вращательные движения головой в быстром темпе. Фиксируется время вращения головой до потери равновесия. Норма - 28 и более секунд.

Глазодвигательный рефлекс Ашнера. Определяется ЧСС в исходном положении лёжа с закрытыми глазами, затем надавливаем на глазные яблоки пациента и через 10 - 15 секунд, не прекращая надавливания, ещё раз подсчитываем ЧСС. Клиностатический рефлекс Даниелополу. Определяют ЧСС в исходном положении стоя, затем через 10-25 секунд пульс лёжа.
РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В результате проведённого анкетирования мы выяснили, что вреди среди учащихся 9х классов Башкирской гимназии №102, 85% мальчиков и 39% девочек занимаются в спортивных секциях. Это значительно влияет на их образ жизни: 7% мальчиков и 34% девочек имеют хронические заболевания, 16% девочек курят, а у мальчиков это показатель равен 7%. Алкоголь в виде пива употребляют 16% девочек и 23% мальчиков. Мальчики находят время для отдыха, а у девочек очень редко отдыхают. Девочки а мальчики увлекаются компьютером (67% и 62% соответственно), только 23% мальчиков отдают все свободное время компьютеру.



Проба Ромберга показала, что все подростки первую и вторую позу выполнили на оценку «хорошо». Отклонения появились при выполнении третьей позы. Мальчики и девочки, занимающиеся в спортивных секциях, эту позу выполнили на оценку «хорошо» - 40%, «удовлетворительно» - 60%.

В неспортивной группе третью позу выполнили 25% мальчиков и 30% девочек. Четвёртую позу («Ласточку») смогли выполнить только 40 % мальчиков и 15% девочек спортсменов на оценку «удовлетворительно». Остальные не справились. Тест Яроцского позволяет определить порог чувствительности вестибулярного аппарата, 40% мальчиков и 65% девочек спортивной группы сохранили равновесие 28 и более секунд, что считается нормой. Среди остальных ребят в норму вошли 27% мальчиков и 44% мальчиков. Состояние вегетативной нервной системы(ВНС) оценивалась по висцеральным рефлексом и симптомами их нарушений. Глазодвигательный рефлекс Ашнера определил нормальное состояние у 40% мальчиков и 60% мальчиков – спортсменов. У неспортсменов этот показатель был равен 25% и 43% соответственно. Повышенная возбудимость парасимпатического отдела ВНС наблюдалась у 40% мальчиков и у 45% девочек – спортивной группы, а в неспортивной она соответствовала 60% мальчиков и 55% девочек. Преобладание тонуса симпатической нервной системы имело место у 60% мальчиков и 55% девочек – спортсменов. В неспортивной группе преобладание тонуса симпатической неравной системы определилось у 20% мальчиков и 30% девочек. Клиностатический рефлекс Даниелиполу определил нормлаьное состояние ВНС у 23% мальков и 30% девочек – спортивной группы, в обычной у 20% мальчиков.



Повышенная возбудимость парасимпатической нервной системы имели 42% мальчиков и 36% девочек- спортивной. Неспортивной: 15% мальчиков и 23% девочек.

Выводы:1.Большая часть учащихся 9-х классов БГ№102 занимаются спортом, ведут здоровый образ жизни, но несколько злоупотребляют работай за компьютером.2.Нормальное соотношение симпатического и парасимпатического отделов ВНС наблюдается у не большой группы подростков. У основной части спортивной группы преобладает симпатический отдел ВНС. В обычной группе имеет место преобладание парасимпатического отдела ВНС.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. – Медицинская валелогия. Ростова-на-Дону «Феникс». 2000. Стр. 74-76

  2. Дубровский В.И. – Спортивная медицина. М: «Гуманит. Изд. Центр Владос». 1998.

  3. Курепин М.М. – Анатомия человека. М., Просвещение 1970.

  4. Соколов А.С., Сологуб Е.Б. – Физиология человека. М.: «Терра-Спорт, Олимпия Пресс» 2001 cтр. 400-411.

  5. Петровский Б.В. – Популярная медицинская энциклопедия. М., «Советская энциклопедия», 1987. стр. 398

  6. Тегако Л.И., Марфина О.В. – Практическая антропология. Ростов-на-Дону «Феникс» 2003.

  7. Жуков Д.А. «Стресс», ж. «Биология в школе» №2, 2004. стр. 12.


Смотрите также:
Нигматуллина Нурия Варисовна мбоу дод «Детский эколого-биологический центр»
59.76kb.
1 стр.
Положение городского слета-конкурса юных экологов
86.57kb.
1 стр.
Гоу дод республиканский детский эколого-биологический центр министерства образования и науки кабардино-балкарской республики
333.9kb.
3 стр.
Обеспечение образовательного процесса гаоуао дод «Эколого-биологический центр» № п/п
95.33kb.
1 стр.
«Республиканский детский эколого-биологический центр имени Кима Андреева»
52.62kb.
1 стр.
«Федеральный детский Эколого биологический центр»
126.34kb.
1 стр.
«Птицы в городе»
517.16kb.
3 стр.
Мбоу дод «Детская музыкальная школа №1»
177.83kb.
1 стр.
Эколого-биологический центр
570.82kb.
4 стр.
Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей
724.65kb.
4 стр.
Экология растений учебно-методическое пособие к образовательной программе
938.95kb.
5 стр.
Директор мбоу дод
59.37kb.
1 стр.