Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4
ИВЭСЭП

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА




Часть I.

История русской литературы и искусства




Учебно-методический комплекс

по специальности: 030602.65 –

– Связи с общественностью»

Санкт-Петербург

2009

История мировой литературы и искусства: Учебно-методический комплекс: Часть I. История русской литературы и искусства /Авт.-сост. Демиховская Е.К., Сергиевская Г.Е. – СПб.: ИВЭСЭП, 2009.



Утвержден на заседании кафедры «Связи с общественностью», протокол №5 от 15.12.08

Утвержден и рекомендован к печати Научно-Методическим Советом, протокол




Авторы-составители:

Е.К.Демиховская

кандидат филологических наук, доцент

Г.Е. Сергиевская

кандидат философских наук

Рецензенты:

Т.П.Савченкова

кандидат филологических наук, доцент

К.И. Шарафадина

доктор филологических наук, профессор

Ответственная за выпуск Н.А. Фролова


Компьютерные работы М.А.Жуковой



СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 3

Методические рекомендации по изучению дисциплины 5

Учебно-методический план 7

Содержание курса 7

Планы семинарских занятий 20

Вопросы к экзамену 27

Темы контрольных работ для студентов заочного отделения 30

Методические рекомендации по написанию контрольных работ

для студентов заочного отделения 31

Список художественных текстов 32

Литература 35

Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 40

Глоссарий 41

Тест по курсу «История русской литературы и искусства» 49



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предназначена для студентов очного, очно-заочного и заочного отделений гуманитарного факультета, осваивающих учебный курс «История мировой литературы и искусства». Этот курс является одним из наиболее сложных для изучения, так как связан с постижением множества идеологических и эстетических концепций, определивших духовную жизнь от древности до наших дней.

Программа курса состоит из двух циклов – зарубежного и русского. Каждый цикл предполагает рассмотрение литературного процесса от его истоков до современного момента, отражает смену направлений, основные исторические этапы развития литературы и искусства, сосредоточивает внимание на наиболее крупных её явлениях. Тематическая рубрикация программы опирается на хронологический принцип.

Программа содержит темы семинарских занятий, которые не всегда совпадают с темами лекций. Списки литературы, прилагаемые к темам, помогут при самоподготовке, однако возможен и самостоятельный поиск литературы с использованием тематических и алфавитных каталогов библиотек и библиографических справочников.

В программу также включены контрольные вопросы по курсу и темы контрольных работ для заочников, которые могут быть изменены в соответствии с интересами и возможностями студентов после согласования с преподавателем. Список необходимых учебников и текстов обязательных для успешной подготовки к экзамену или зачету.

Программа по истории русской литературы и искусства осваивается на первом курсе (1-2 семестры) и завершается экзаменом.

Цели и задачи курса:

- дать системное представление о том, как мировая литература прошла путь от средневековой до современной, т.е. как видоизменялись идейные и эстетические основы, а также литературные формы;

-ознакомить студентов с наиболее значительными авторами и произведениями литературы;

-сформировать у студентов систематические знания по истории отечественного зарубежного искусства, создать представление об изменении идейно-стилистических направлений в искусстве.

-углубить и расширить представление об основных положениях теории литературы как основы анализа художественного произведения.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Успешное овладение студентами курсом во многом будет зависеть от уровня организации их самостоятельной работы. К её формам следует отнести чтение художественных текстов, изучение разделов учебников и специальной литературы, конспектирование, обработку конспектов лекций, ведение дневника чтения, содержащего такие выписки из текста, которые облегчат устный ответ (ими можно пользоваться на экзамене, т.к. они помогут сделать ответ полным и текстуально обоснованным). В подобном дневнике или системе карточек могут быть примеры из поэзии, т.к. образная система поэтического произведения может быть охарактеризована только с помощью точного цитирования, а также в них могут быть имена главных, второстепенных персонажей, отдельные сюжетные детали, даты. Однако карточки (дневник) не должны содержать комментария к данному художественному тексту.

Предполагаемый путь освоения материала:


  1. читать художественные произведения, соблюдая принцип репрезентативности: 3-4 текста из каждой историко-литературной эпохи ;

  2. посещать лекции и активно работать на семинарских занятиях;

  3. записи лекций корректировать с помощью указанных учебников, справочников и т.п. Для этого оставлять чистой страницу тетради слева или большие поля для дополнительного конспектирования;

  4. желательно вести личный словарь теоретико-литературных терминов для повышения общей и филологической культуры (по типу глоссария – см. приложение).

  5. сделать необходимые записи в дневник чтения по схеме: имя автора, годы жизни, принадлежность его периоду истории литературы, национальной культуре, название текста, год его создания и/или опубликования, жанр, время и место действия (хронотоп) в произведении, система образов, цитаты, художественный метод автора, имя переводчика.



Требования к уровню освоения дисциплины



Знать:

  • основные этапы развития русской и зарубежной литературы

  • основные литературные направления и школы

  • наиболее значительные литературные произведения



Уметь:

  • анализировать творчество писателя исходя из определённого историко-культурного контекста

  • применять основные теоретические понятия при анализе отдельных произведений или творчества писателя в целом


Иметь представление:

  • об основных проблемах, поднимавшихся русской и зарубежной литературой в различные культурно-исторические эпохи

  • об основных литературоведческих категориях и понятиях

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН






Название темы

Лекции

Семинары

Всего

1.

Древнерусская литература

6

2

8

2.

Литература XVIII века

4

-

4

3.

Литература первой половины XIX века

8

4

10

4.

Литература второй половины XIX века

8

2

12




Всего за I семестр

26

8

34

5.

Литература конца XIX – начала XX века

8

2

10

6.

Литература XX века

8

2

10

7.

Русское искусство IX – XX веков

8

4

12




Всего за II семестр

24

8

32




Итого:

50

16

66


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Древнерусская литература.
Истоки древнерусской литературы. Своеобразие исторического пути развития Руси и влияние его на русскую литературу. Зарождение книжной культуры и её связь с христианизацией Руси. Периодизация древнерусской литературы. Идейные и эстетические основы, характерные черты, основные жанры, литературные формы и особенности русской средневековой литературы.

Первая четверть XI – начало XII века. Литературные центры. Первые русские жития святых. «Сказание о Борисе и Глебе». Возникновение, история развития, типы и отличительные черты летописания. «Повесть временных лет» - композиция, сочетание литературных стилей в произведении, особенности мировоззрения летописца. «Слово о Законе и благодати» Иллариона - жанр и композиция произведения. «Поучение» Владимира Мономаха. Переводная литература (богослужебные книги, памятники византийской хронографии).

Середина XII – первая треть XIII века. «Слово о полку Игореве» - история открытия, проблемы датировки, подлинности произведения, авторства и жанровой принадлежности. «Киево-Печерский патерик». Летописание. Торжественное красноречие: Климент Смолятич, Кирилл Туровский.



Вторая треть XIII – конец XIV века. «Моление Даниила Заточника». Повести о нашествии монголо-татар на Русь. «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем» и др. Летописание. Агиография. «Повесть о житии Александра Невского».

Конец XIV – первая половина XV века. Виды и жанры литературы эпохи русского Предвозрождения. «Задонщина» - тематика, поэтика произведения, роль автора, связь со «Словом о полку Игореве».

Вторая половина XV века. Образование единого русского государства. Элементы Возрождения в русской литературе второй половины XV века. Летописи. Повести (переводные и русские). «Хождение за три моря» Афанасия Никитина (герой, цель путешествия, языковые и стилистические особенности произведения).



XVI век. Общая характеристика периода. Формирование новой исторической концепции. Старец Филофей: Москва – «третий Рим». Тема любви в русской средневековой литературе: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Формирование единого общерусского летописания. Литературная деятельность Ивана IV. («Послание в Кирилло-Белозерский монастырь», Переписка с А.М. Курбским). Влияние творчества Ивана Грозного на развитие авторского начала в русской литературе.

XVII век. Процесс разделения литературы на официальную и демократическую. Публицистика смутного времени. Исторические произведения о смуте. (Авраамий Палицын, Иван Тимофеев, И.А.Хворостинин, С.И.Шаховской). Житийно-биографические повести. Начало развития сибирской и донской литературных школ. («Есиповская летопись», цикл повестей об Азове).

Социальное расслоение культуры и литературы. Переводная литература. Новелла, рыцарский роман и процесс русификации текстов. «Повесть о Савве Грудцыне» - композиция, сюжетные источники. «Повесть о Горе-Злочастии». Личность и литературная деятельность протопопа Аввакума. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» – история создания, сюжет и композиция, проблема жанра.

Развитие стиля барокко и его особенности в русской литературе. Симеон Полоцкий как создатель регулярной силлабической поэзии: «Рифмологион», «Псалтырь рифмотворная».
Тема 2. Литература XVIII века.
1700-ые – начало 1730-х гг. Европеизация России. Культурный переворот и смысл реформ Петра Великого. Эпохи Петра I и Екатерины II как два этапа русского Просвещения, их своеобразие. Идея просвещенного абсолютизма в русском культурном сознании ХVIII в. Пути становления и особенности русской литературы петровского времени. А.Д.Кантемир. Любовная лирика, сатира. Жанр проповеди в творчестве Феофана Прокоповича. Феофан Прокопович и «Ученая дружина». Повествовательный жанр. «Повесть о Василии Кариотском», «Повесть об Александре».

Конец 1730-х – конец 1760-х гг. Классицизм. Картина мира, концепция личности, типология конфликта в классицизме. Формирование строгой жанровой системы, регламентация творческого процесса. Теория единства места, времени и действия. Своеобразие русского классицизма, как синтеза идеологии, эстетики, философии двух эпох европейской культуры - эпохи Классицизма XVII в. и Просвещения XVIII в. В.К.Тредиаковский. «Езда в остров любви», «Тилемахида». Реформа стихосложения (Тредиаковский, М.В.Ломоносов). Регламентация жанровой системы русской литературы (А.П.Сумароков). Реформа стиля литературного языка (М.В.Ломоносов). Литературное творчество М.В.Ломоносова.

1760-1780 гг. Классицизм и просветительский реализм как методы литературы данного времени. Первые русские журналы и развитие сатирической публицистики. Противоречия русского Просвещения. «Дворянская» (Д.И. Фонвизин) и «масонская» (Н.М.Новиков) оппозиции.

Поэзия. М.М.Херасков «Россиада». Поэмы И.Ф.Богдановича, В.И.Майкова. Своеобразие лирики Г.Р.Державина. Драматургия. Комедии Д.И.Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль».

А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» – особенности композиции, проблема автора и героя, споры о методе писателя

1780-1800 гг. Утверждение сентиментализма. Идейные и эстетические основы, принципы изображения, особенности русского сентиментализма. Творчество Н.М.Карамзина («Бедная Лиза» и др. повести).

И.А.Крылов – связующее звено двух веков русской литературы. Сатирический журнал «Почта духов». Басенное творчество. Выражение гражданской позиции автора в пьесах, баснях о 1812 годе.


Тема 3. Литература первой половины XIX века.
Историко-литературный процесс начала века. Литературные кружки и объединения первой половины XIX века. «Беседа любителей русского слова», «Арзамас», «Общество любомудрия». Кружок Н.В.Станкевича. Западники и славянофилы. Литераторы-декабристы как выразители романтического мироощущения.

Романтизм: возникновение и истоки, основные принципы, эстетическая основа, особенности. Его своеобразие в произведениях В.А.Жуковского и К.Н.Батюшкова. Понятие романтических оппозиций.

А.С.Грибоедов «Горе от ума». Композиция, особенности драматургической коллизии.

Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина. Лирика – мотивы и изобразительные средства. Развитие собственного стиля в 1820-ые гг. Романтические поэмы (философский характер романтизма А.С.Пушкина). Лирика 1830-х гг. и становление реализма. «Евгений Онегин»- реалистический роман в стихах, творческая история создания произведения, стиль, характерология, образ автора, проблема жанра, «открытости финала». Драматургия: «Борис Годунов» - первый опыт реалистической драмы. Проза: «Повести Белкина» - первый опыт реалистической повести, образ «маленького человека».

Поэты «пушкинского круга». П.А.Вяземский, Д.В.Давыдов, Н.М.Языков, А.А.Дельвиг.



1820 – 1830-ые гг. Развитие романтических принципов повествования в драматургии и прозе. А.А.Бестужев-Марлинский, В.К.Кюхельбекер, В.Ф.Одоевский и др.

Поэзия. Философские мотивы в творчестве Е.А.Баратынского.

И.И.Лажечников. Тема войны в «Походных записках русского офицера». Историческая тема и нравственная проблематика в романе «Ледяной дом».

М.Ю.Лермонтов. Формирование лирического стиля. Жанровая система в творчестве поэта. Основные темы произведений. «Герой нашего времени» – споры о методе, приемы создания образа главного героя, зарождение психологизма в прозе. Поэмы «Мцыри», «Демон». Драма «Маскарад».

Н.В.Гоголь. Жанры и циклы в творчестве писателя. Общие особенности поэтики. Эволюция философских концепций, религиозные мотивы, фантастика и гротеск на протяжении творческого пути, от ранних произведений до «Авторской исповеди». Образ Петербурга в «Петербургских повестях». «Мертвые души» - замысел и поэтика, проблема жанра. Драматургия: «Ревизор» - новаторство комедии, хлестаковщина как понятие нарицательное. «Женитьба».

Критический реализм. Идейные и эстетические основы, характерные черты, основной конфликт, основные жанры, своеобразие критического реализма в русской литературе. Формирование критического реализма в 30-е гг. XIX века, его расцвет в 40-90 гг. XIX века.

1840-ые – 1850-ые гг. Понятие «Натуральной школы» и физиологического очерка. Н.А.Некрасов «Физиология Петербурга». А.И.Герцен «Кто виноват?», Д.В.Григорович «Деревня», И.А.Гончаров «Обыкновенная история». Полемика Ф.М.Достоевского с художественными принципами школы.
Тема 4. Литература второй половины XIX века.
Журналистика 1860-х годов. Демократические («Современник», «Искра», «Русское слово») и другие издания («Библиотека для чтения», «Отечественные записки», «Русский вестник»). Писатели-демократы 1860-х гг. (Н.В.Успенский, Ф.М.Решетников, Н.Г.Помяловский, В.А.Слепцов).

И.С.Тургенев. Нравственная проблематика в романах «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети». Тема будущего России в романах «Дым», «Новь».

Творчество И.А.Гончарова. Художественный метод Гончарова-романиста. «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».

Поэзия 1860-х гг. Поэзия «чистого искусства» (Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, Я.П.Полонский) и «гражданская поэзия» (Н.А.Некрасов и поэты «Искры»).

П.И.Мельников (Андрей Печерский). Исторические произведения. Нравственная проблематика, женские судьбы, быт старообрядчества в романах «В лесах», «На горах».

А.Н.Островский, его роль в развитии русской драматургии. Актуальность его произведений в наши дни. Эволюция темы купечества. «Банкрот», «Бедность не порок», «Бешеные деньги», «Волки и овцы», «На всякого мудреца довольно простоты». Судьбы театра и искусства в пьесах: «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые».

Ф.М.Достоевский. Биография писателя. Концепция человека в творчестве Ф.М.Достоевского. «Бедные люди» – тема маленького человека. Тема Петербурга в произведениях «Двойник», «Белые ночи». «Записки из Мертвого дома» – проблема почвенничества писателя. «Преступление и наказание» – пример идеологического романа о несоответствии благородной идеи и методов её воплощения. «Идиот» – трагедия положительно прекрасного человека. «Братья Карамазовы» – синтез основных идей и образов Ф.М.Достоевского, религиозно-нравственная проблематика.

Н.С.Лесков. Эволюция взглядов автора от антинигилистических романов «Некуда», «На ножах» до «Соборян» – отображения русского национального характера и концепции русской жизни по Н.С.Лескову. Сказовая форма в творчестве Н.С.Лескова. «Очарованный странник», «Запечатленный ангел». Женские судьбы в произведениях «Житие одной бабы», «Воительница», «Леди Макбет Мценского уезда».

Л.Н.Толстой. Эволюция философских взглядов автора. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» - раскрытие «диалектики души». «Севастопольские рассказы». «Мысль народная» в романе-эпопее «Война и мир». «Анна Каренина» - «мысль семейная» в романе. Тема нравственного возрождения человека в поздних произведениях «Крейцерова соната» и «Воскресение».

А.П.Чехов. Языковое и жанровое своеобразие, сквозные темы творчества. Становление авторского художественного метода в ранних рассказах. Поиски нового героя («На пути», «Учитель словесности», «Дом с мезонином» и др.). Тема разрушения личности («Человек в футляре» и др.). Повести конца 1880-х -1890-х гг. Новаторство драматургии А.П.Чехова (от «Иванова» к «Вишневому саду»).



Тема 5. Литература конца XIX - начала XX века.
Новые тенденции в политической, культурной и литературной жизни России. Усложнение реализма в творчестве писателей.

А.И.Куприн. Повесть «Молох» - социально-нравственный конфликт произведения. Повесть «Олеся» - образ «естественного человека». Повесть «Поединок» - проблема нравственного разложения общества. «Суламифь», «Гранатовый браслет» - тема любви в произведениях.

И.А.Бунин. Стихотворный сборник «Листопад». Рассказы 1890-х годов: Деревня», «Суходол». Основные проблемы лирики и прозы 1910-х гг. «Окаянные дни» - «летописание» революционных событий. Сборники рассказов 20-х -30-х годов («Митина любовь», «Солнечный удар», «Тень птицы»). Присуждение Нобелевской премии (1933 г.). «Темные аллеи» как итог идейных и эстетических исканий автора.

В.В.Вересаев. Тема идейных исканий и судьбы интеллигенции в произведениях «Записки врача», «В тупике». Литературоведческие исследования в книге «Живая жизнь». Вересаев-переводчик.

М.Горький. Дооктябрьское творчество (героико-романтические произведения). Горький как общественный деятель и организатор советской литературы. Тема поколений, тема нравственного разложения буржуазного класса в произведениях Горького «Мещане», «Васса Железнова».

И.С.Шмелев. Патриотические и религиозные мотивы творчества. Семейная тема и тема маленького человека («Распад», «Человек из ресторана»). Нравственная эволюция человека в рассказе «Оборот жизни». Трагедия России в «Солнце мертвых». Проблематика неоконченного произведения «Пути небесные».

«Сатирикон». Поэзия и проза Саши Черного, Тэффи, А.Т.Аверченко.

Предсимволизм. Творческая судьба И.Ф.Анненского. Основные мотивы лирики. Сб. «Тихие песни», «Кипарисовый ларец». Критические статьи («Книги отражений» 1906, 1908 гг.). Влияние И.Ф.Анненского на развитие русской импрессионистической поэзии.



Символизм как мировоззрение и метод. Философские, религиозные, эстетические искания поэтов-символистов.

«Старшие» символисты: К.Д.Бальмонт, Ф.Сологуб. Проза Д.С.Мережковского. Основные темы творчества З.Н.Гиппиус, её «Литературный дневник» (под псевд. Антоний Крайний). Мемуарная проза: «Живые лица», «Дмитрий Мережковский».

В.Я.Брюсов. Тематическое и жанровое многообразие поэзии. Литературно-критические исследования – сборник «Русские символисты». Отражение идейной эволюции (от стихотворных сборников «Третья стража», «Граду и миру» до сборников 20-х годов).

«Младосимволисты». Роль Вл. Соловьева в формировании их эстетики. А.Белый.Сборники стихотворений «Золото в лазури», «Пепел». Статьи о символизме. Тема города в романе «Петербург».

А.Блок. Периодизация творчества. «Стихи о Прекрасной Даме». Миф и символ. Сборники «Нечаянная радость», «Земля в снегу». Поэма-мистерия «Двенадцать». Тема России в творчестве поэта.

«Башня» Вячеслава Иванова. Кризис символизма.



Акмеизм. Слово в поэзии акмеистов. Иерархия искусств в их теоретических работах. «Цех поэтов»: Н.Гумилев, С.Городецкий, А.Ахматова, О.Мандельштам и др. Соотношение настоящего, прошлого и будущего России.

Футуризм. Культ техники, урбанизация, милитаризм, недоверие к внутренней жизни личности как составляющие идеологии футуристов. Группа «Гилея». А. Крученых, В. Каменский, В. Маяковский. Эгофутуризм. «Эпатажное» и экспериментаторское в творчестве И.Северянина (сборник «Громокипящий кубок»).

Поэты вне литературных групп и течений. М.А.Волошин. Творческие поиски, взгляд на искусство до и после октябрьской революции. М.И.Цветаева. Особенности образного строя, стилизация. Экспрессивность лирики. Тема одиночества. Творчество эмигрантского периода.

«Импрессионистический реализм» Б.Зайцева. Тема любви - «Голубая звезда». Автобиографическая тетралогия «Путешествие Глеба».

Л.Андреев. Начало литературной деятельности. Пасхальные рассказы. Тема революции. Философские драмы.

А.М.Ремизов. Отражение философской концепции, сон и реальность в произведениях. «Огонь вещей», «Мартын Задека. Сонник».
Тема 6. Литература XX века.
Литература первой половины XX века (20-е гг. - начало 40-х гг.) Общественно-политическая обстановка. Деятельность Пролеткульта, РАППА. Литературные группировки и объединения (Пролеткульт, «Кузница», «Перевал», ЛЕФ, Обэриу). Судьба и творчество В.Маяковского.

С.А.Есенин. Традиции народного творчества в ранней поэзии. «Орден имажинистов», стихотворные сборники этого периода. Сборник «Персидские мотивы».

Группа «Серапионовы братья» (М.М. Зощенко, К.А. Федин, В.А. Каверин и др.). Новые тенденции в прозе 1920-х гг.: (К. Федин «Города и годы», Ю.К. Олеша «Зависть», Е.И. Замятин «Мы»).

Проза 1930-х гг. Тема труда, проблема личности и коллектива, формирование нового человека в романе Н.Островского «Как закалялась сталь». Историческая тема в творчестве А.Н.Толстого («Петр Первый», «Хождение по мукам»), А.С.Новикова-Прибоя («Цусима»). Индустриальный роман: В.П.Катаев «Время, вперед» и др.

М.А.Булгаков. «Записки юного врача» – биографический аспект произведения. «Белая гвардия» - тема судьбы интеллигенции и революции. «Роковые яйца», «Собачье сердце» – проблема нравственной ответственности ученого перед обществом. Драматургия: «Дни Турбинных», «Бег», «Багровый остров», «Зойкина квартира».

«Мастер и Маргарита» – сложность и глубина сюжета, характерология.

Творчество А.П.Платонова. Стилевое и языковое новаторство Тема «яростного мира» и «сокровенного человека» по произведениям: «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море».

Многоголосье советской поэзии 1930-х гг.: Н.А.Заболоцкий, А.Т.Твардовский, А.А.Прокофьев, Д.Б.Кедрин.



Литература первой половины 40-х гг. Великая отечественная война. Расцвет публицистики: А.Н.Толстой, М.А.Шолохов, И.Г.Эренбург. Повести и романы: К.М.Симонов «Дни и ночи», Б.Л.Горбатов «Непокоренные», М.А.Шолохов «Они сражались за родину», В.П.Некрасов «В окопах Сталинграда» (1946), Казакевич Э.Г. «Звезда» (1947) и др. Поэзия: национально-патриотические мотивы, тема героического характера в поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин», лирика К.М.Симонова, О.Берггольц. Драматургия: Л.М.Леонов «Нашествие», К.М.Симонов «Русские люди».

Литература второй половины XX века. Литература 1946-1953 гг. «Поздний сталинизм» и падение уровня культуры и литературы. Кампании против космополитизма, «критиков-антипатриотов» и т.п.

Литература 1953-1968 гг. Период «оттепели». Расцвет журнальной деятельности, журнальная полемика («Новый мир» и «Октябрь). Новое поколение литераторов-шестидесятников. Проза. Темы и идейная проблематика произведений А.Солженицына, А.Кима, Д.Гранина, В.Шефнера, Р.Погодина. Поэзия. Б.Пастернак (Нобелевская премия 1958 г.) «Доктор Живаго».

Литература 70-х – 80-х гг. Освобождение литературы от догматической регламентации; расслоение литературы и её читателей; расцвет детективного и фантастического жанров (А. и Б.Стругацкие, И.А.Ефремов). Историческая проза В.С.Пикуля. Военная проза Ю.Бондарева, В.Быкова, Носова Е. и др. Деревенская проза: Ф.Абрамов, В.Астафьев, В.Распутин, В.Шукшин, В.Белов. Городская проза: В.Дудинцев, Ю.Трифонов, Л.Петрушевская и др. Творчество «диссидентов». В.Войнович, В.Аксенов, и др. А.И.Солженицын (Нобелевская премия 1970 г.). Политическая и эстетическая позиция писателя в произведениях «В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг Гулаг».

Литература конца 80-х - 90-х гг. Период смены философско-эстетических принципов. «Феномен свободы» 90-х гг. XX века. Разнообразие художественных тенденций и творческих методов. Размытость границ литературных жанров, отсутствие четкой систематизации литературного процесса. Постмодернизм - основные черты, особенности в отечественной литературе данного периода: В.Ерофеев, Т.Толстая. Неоклассическая проза: В.Маканин. Условно-метафорическая проза: А.Кабаков, А.Ким, В.Рыбаков. Философско-религиозное направление русского реализма: О.Николаева, В.Светов. Иронический авангард: В.Пьецух. «Другая» проза: Л.Петрушевская, Ф.Горенштейн. Массовая литература: Б.Акунин, П.Дашкова, А.Маринина, В.Токарева, М.Семенова.

Поэзия: Т.Кибиров, А.Кушнер, О.Николаева, Д.А.Пригов, Л.Рубинштейн, О.Седакова. и др.


Тема 7. Русское искусство IX-XX веков.
Становление русской культуры. Культура славянской древности, языческая символика искусства.

IX-XI века. Крещение Руси (988 г). Влияние византийского искусства. Стиль монументального историзма в искусстве, основные черты. Древнерусская живопись и архитектура. Рост городов Киевской Руси и быстрый подъем зодчества. Первые христианские храмы.

XII–начало XIII века. Трансформация монументального стиля в период феодальной раздробленности. Живопись. Формирование местных школ иконописи во Владимире, Новгороде, Пскове. Архитектура. Смоленск, Новгород. Киево-черниговская, владимиро-суздальская, полоцкая, гродненская архитектурные школы.

XIVXVII века. Культура Московской Руси. Творчество Андрея Рублева. Московская, Новгородская школы иконописи. XVII в. Архитектура. 90-е гг. XVII века – архитектура «нарышкинского барокко». Иконопись. Школа С.Ушакова. Формирование светского искусства.

XVIII век. Петровские реформы в области культуры. Возникновение и возвышение Санкт-Петербурга. Д.Трезини и первые архитекторы новой столицы. Развитие портретного жанра: Н.Никитин, А.Матвеев. 40-50 гг.

XVIII в. – расцвет стиля барокко в искусстве.



Вторая половина XVIII- начало XIX века. Учреждение Академии художеств в Санкт-Петербурге (1757 г.) Становление и расцвет русского классицизма. Архитектура. Деятельность В.И.Баженова, И.Е.Старова, Ю.Фельтена, А.Ринальди, Д.Кваренги, Ч.Камерона. Развитие новых жанров в живописи. Расцвет портретного жанра. Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский, Ф.С.Рокотов.

XIXвек. Реализм как ведущее направление в русском искусстве XIX века. (Историческая живопись: А.И.Иванов, Д.И.Иванов, В.К.Шебуев, Ф.А.Бруни. Портретная живопись: О.А.Кипренский, В.А.Тропинин, П.З.Захаров, П.С.Соколов. Бытовой жанр: А.Г.Венецианов и венециановцы. Пейзаж: С.Ф.Щедрин, М.Н.Воробьев, М.И.Лебедев. Творчество К.П.Брюллова, П.А.Федотова, И.К.Айвазовского. Товарищество передвижных художественных выставок.). Особенности романтизма в русском искусстве. Архитектура. Эволюция стилей. Переход от классицизма к эклектике в середине XIX века. Стиль модерн, русско-византийский стиль.

Конец XIX - -начало XX века. Серебряный век русской культуры. Живопись В.А.Серова, Б.М.Кустодиева, В.М.Васнецова, М.А.Врубеля, К.А.Сомова, З.Е.Серебряковой, Н.К.Рериха и др. Музыкальное искусство: композиторы А.Скрябин, С.Рахманинов.

Искусство России в XX веке. Революция 1917 года и культурная революция 20-х – 30-х годов. Основные направления развития искусства. Перемена в традиционном подходе к отражению реальности. Модернизм. Утверждение и развитие метода соцреализма. Советское искусство времен Великой отечественной войны. Искусство второй половины XX века. Живопись. Конец 60-х гг. – постмодернизм . 80-е гг.- возникновение новых форм реализма («сердитый реализм», гиперреализм, «новая фольклорная волна» и т.д.). Искусство 90-х годов XX века. Архитектура. Стремление к стандартизации и рационализму в архитектуре второй половины XX века. Первая половина 90-х гг. – «безвременье» в развитии архитектуры. Примитивизм и минимализм второй половины 90-х гг.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинар 1. Агиографический жанр в древнерусской литературе.

  1. Жанр агиографии, его место в древнерусской литературе. Исторические и литературно-эстетические предпосылки возникновения. Переводная агиографическая литература.

  2. Первые русские жития святых. Типы житийных сюжетов. «Жития Бориса и Глеба», «Киево-Печерский патерик». История создания, композиция, язык повествования произведений.

  3. Влияние внешних факторов на развитие и трансформацию жанра в XIII – XIV вв. «Повесть о житии Александра Невского».

  4. Конец XIV – XVI вв. Деятельность Киприана, Епифания Премудрого и Пахомия Логофета. Ренессансные веяния в русской литературе. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

  5. Агиография XVII в. Выход за рамки агиографического канона в автобиографическом произведении «Житие протопопа Аввакума».


Литература.

  1. История русской литературы: В 4-х т., Т.1.- Л., 1980.

  2. История русской литературы X-XVII вв. /Под ред. Д.С.Лихачева. - М., 1980.

  3. Кусков В.В. История древнерусской литературы/В.В. Кусков. – М., 2002.

  4. Прокофьев Н.И. Древняя русская литература: Хрестоматия/ Н.И. Прокофьев. –М., 1988.


Семинар 2. Романтизм В.А.Жуковского.

  1. Начало творческого пути. Формирование поэтического стиля, источники влияния. Эволюция жанров в творчестве поэта. Мотивы и образы лирики В.А.Жуковского.

  2. «Вечер» как переход поэта к романтизму. Романтическая элегия в творчестве поэта.

  3. Любовная лирика. Стихи, посвященные М.А.Протасовой, изменение мироощущения, углубление трагизма в стихах от «К ней» до «19 марта 1923 года».

  4. Мир баллад В.А.Жуковского. «Людмила», «Светлана», «Эолова арфа» и др.

  5. Переводческая деятельность поэта.


Литература.

  1. Афанасьев В. Жуковский/ В. Афанасьев. – М., 1986.

  2. Гуревич А.М. Романтизм в русской литературе/ А.М. Гуревич. – М., 1980.

  3. Жуковский и русская литература. - Л., 1987.

  4. Иезуитова Р.В. Жуковский и его время/ Р.В. Иезуитова. – Л., 1989.

  5. История русской литературы XIX (1800-1830-е годы): В 2 ч. Уч. пособ. для вузов / Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. – М., 2001.

  6. История русской литературы: В 4-х т. - Т.2. – Л., 1981.

  7. Семенко И. Жизнь и поэзия Жуковского/ И. Семенко. – М., 1975.

  8. Янушкевич А.С. Этапы и проблемы творческой эволюции В.А.Жуковского/ А.С. Янушкевич. – Томск, 1985.


Семинар 3. Н.В.Гоголь «Петербургские повести».

  1. Сквозная тема петербургского цикла. Образ Петербурга. Внешнее величие и реальная действительность города.

  1. Мечты и трагедии героев повестей.

  2. Проблема «художник и общество» («Портрет»). Проблема «маленького человека» («Записки сумасшедшего», «Шинель»).

  3. Фантастика и гротеск в «Петербургских повестях».

  4. Влияние Н.В.Гоголя на дальнейшее развитие русской литературы.


Литература.

1. Виноградов В.В. Язык Гоголя / В.В. Виноградов // Виноградов В.В. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Карамзина до Гоголя. –М., 1990.



  1. Бочаров С.Г. Вокруг «Носа» / С.Г. Бочаров // Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы. – М., 1999.

  2. Бочаров С.Г. Загадка «Носа» и тайна лица/ С.Г. Бочоров // Бочаров С.Г. О художественных мирах. – М., 1985.

  3. Бочаров С.Г. Переход от Гоголя к Достоевскому/ С.Г. Бочаров //Бочаров С.Г. О художественных мирах. – М., 1985.

  4. История русской литературы: В 4-х т. - Т.2. - Л., 1981.

  5. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь/Ю.М. Лотман. – М., 1988.

  6. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя/ Ю.В. Манн. – М., 1988.

  7. Маркович В. Петербургские повести Н.В.Гоголя/В. Маркович. – Л., 1989.

  8. Розанов В.В. О Гоголе. Пушкин и Гоголь (1891). Как произошёл тип Акакия Акакиевича (1894)/ В.В. Розанов // Розанов В.В. Мысли о литературе. М., 1989.


Семинар 4. Личность и творчество И.С.Шмелева.

Система сообщений студентов по темам:



  1. Истоки творчества. Воспитание патриархальности и религиозности как следствие единства духовных принципов и реального образа жизни в семье, образ отца. «Богомолье», «Лето Господне». Правдолюбие и гуманизм, отношение к обиженным и угнетенным, вынесенные из дворового общения юного И.Шмелева с рабочими людьми. «Гражданин Уклейкин», «Человек из ресторана», «Неупиваемая чаша». Роль русской классической литературы в формировании писателя.

  2. Эволюция убеждений и новый прилив религиозности, связанный со свадьбой И.С.Шмелева и О.А.Охтерлони. «На скалах Валаама».

  3. Уездная Россия и герои рассказов 1900-х годов. Опыт, приобретенный во время чиновничьей службы. «По спешному делу», «В норе», «Под небом», «Патока».

  4. Первая мировая война. Цикл рассказов «Суровые дни», повести «Это было», «Чужая кровь». Отношение к Февральской революции, октябрьскому перевороту.

  5. Личная трагедия и трагедия России. Эмиграция. Безысходность произведений «Солнце мертвых», «Каменный век».


Литература.

  1. Акимов В.М. Сто лет русской литературы: От «серебряного века» до наших дней: Учебное и справочное пособие/ В.М. Акимов. – СПб., 1995.

  2. Кутырина Ю. Трагедия Шмелева/ Ю. Кутырина // Слово. 1991. №2.

  3. Любомудров А.М. Православное монашество в творчестве и судьбе И.С.Шмелева/ А.М. Любомудров // Христианство и русская литература: Сб.ст. – СПб., 1994.

  4. Михайлов О.Н. Иван Шмелев / О.Н. Михайлов // Шмелев И.С. Сочинения: В 2 т. – М.,1989.

  5. Сорокина О. Московиана: Жизнь и творчество И.Шмелева/О. Сорокина. – М., 1994.

  6. Черников А.П. Проза И.С.Шмелева/А.П. Черников. – Калуга, 1995.

  7. Русские писатели ХХ века: Биобиблиографический словарь. –В 3х тт. – Т. 3. – М.: Олма-пресс, 2003.


Семинар 6. Герои сатирических рассказов М.М.Зощенко 1920-х гг.

  1. Герой-маска – тип героя новой исторической эпохи. Собирательность образа, основные черты характера, место в обществе (предполагаемое и реальное).

  2. Нравственная характеристика героев (отсутствие моральных запретов). Тема «воры и обкраденные» («Воры», «Собачий нюх», «Актер», «Бочка « и др.)

  3. Конфликты в произведениях (от бытовых до конфликта «герой и культура»).

  4. Язык повествования (особенности устной речи героя-маски).

  5. Сатирическая направленность произведений 1920-х гг.


Литература

  1. Жолковский А.К. Михаил Зощенко: поэтика недоверия/А.К. Жолковский. – М., 1999.

  2. Лицо и маска М.Зощенко. – М., 1994.

  3. Молдавский Д. Михаил Зощенко. Очерк творчества/ Д. Молдавский. – Л., 1977.

  4. Русские писатели ХХ века: Биографический словарь / Гл. ред. и сост. П.А.Николаев. - М., 2000.

  5. Старков А. Михаил Зощенко: Судьба художника/ А. Старков. – М., 1990.

  6. Чудакова М.О. Поэтика Михаила Зощенко/М.О. Чудакова. – М., 1979.


Семинар 7. Венедикт Ерофеев. «Москва – Петушки».

  1. История создания, распространения и публикации поэмы.

  2. Тема и идея произведения. Основные символы Кремля и Петушков. Социально-политический аспект содержания и соотнесенность текста с сюжетами Евангелия (страсти Христовы, воскрешение).

  3. Венечка: каков он?

  • место алкоголя в его жизни; исторические параллели;

  • герой и интеллигенция; герой и «простой народ»;

  • чем для героя являются Петушки? его возлюбленная? их ребенок?

  1. Оригинальность формы произведения (аналогия с жанром «Мертвых душ» Н.В. Гоголя).

  2. Язык героя. Примеры травестии и бурлеска.

  3. Творчество Ерофеева – начало постмодернизма в русской литературе. Цитатность, интертекстуальность, различные дискурсы в поэме – образце центонной прозы.


Литература

  1. Ерофеев В. Москва – Петушки/ В. Ерофеев. – М.: Вагриус, 2000.

  2. Ерофеев В. Оставьте мою душу в покое: Почти все/ В. Ерофеев. – М., 1995.

  3. Художественный мир Венедикта Ерофеева. – М., 1995.

  4. Богомолов Н.А. Блоковский пласт в «Москве-Петушках» / Н.А. Богомолов // Новое литературное обозрение. 2000. № 44.

  5. Левин Ю.И. Семиосфера Венички Ерофеева/ Ю.И. Левин // Сборник статей к 70-летию Лотмана. - Тарту, 1992. – С. 485- 498.

  6. Библиография произведений Ерофеева и литературы о нем / Сост. И. Авдиев // Новое литературное обозрение. 1996. № 18. С. 199- 209.


Семинар 8. Творчество Андрея Рублева.

Историческая обстановка и состояние русской культуры конца XIV – первой трети XV века.



  1. Личность иконописца в Древней Руси (Феофан Грек, Андрей Рублев).

  2. Творчество Андрея Рублева (Благовещенский собор в Москве, Успенский собор во Владимире, Звенигородский чин).

  3. Две традиции изображения Пресвятой Троицы и икона «Троица» Андрея Рублева. Догмат о Пресвятой Троице. Икона Андрея Рублева – сюжет, композиция, символы.


Литература.

  1. Алпатов М. Андрей Рублев/ М. Алпатов. –М., 1973.

  2. Андрей Рублев. – М., 2001.

  3. Демина Н. «Троица» Андрея Рублева/ Н. Демина. – М., 1963.

  4. Сергеев В. Андрей Рублев/ В. Сергеев. – М., 1981.

  5. Троица Андрея Рублева. Антология. М., 1981.


Семинар 8. Архитектура Санкт-Петербурга середины XIX века.

  1. Ведущие архитекторы середины XIX века.

  2. Эволюция стилей в русской архитектуре середины XIX века. От классицизма к эклектике.

  3. Основные типы градостроительных сооружений Санкт-Петербурга середины XIX века.

  4. Новые черты в облике Санкт-Петербурга.


Литература.

  1. Борисова Е.А. Русская архитектура второй половины XIX века/ Е.А. Борисова.– М., 1979.

  2. Исаченко В.Г. Зодчие Петербурга второй половины XIX века/ В.Г. Исаченко. – Л., 1985.

  3. Кириченко Е.И. Архитектурные теории XIX века в России/ Е.И. Кириченко. – М., 1986.

  4. Кириченко Е.И. Русская архитектура 1830-1910-х годов/ Е.И. Кириченко. – М., 1978.

  5. Пунин А.Л. Архитектура Петербурга середины XIX века/ А.Л. Пунин. – Л., 1990.



следующая страница >>
Смотрите также:
Методические рекомендации по изучению дисциплины 5 Учебно-методический план 7 Содержание курса 7 Планы семинарских занятий 20
534.25kb.
4 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Налоговое право России» включает программу курса, методические рекомендации по его изучению, планы семинарских занятий, нормативный материал, список рекомендуемой литературы, тесты по темам курса
1835.26kb.
9 стр.
Гражданской авиации д. Е. Краснянский
276.12kb.
1 стр.
Методические указания по курсу «Экспериментальная психология»
313.86kb.
1 стр.
Программа семинарских занятий и методические рекомендации по подготовкек ним
770.61kb.
4 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030501 «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения
990.54kb.
3 стр.
Методические указания по изучению курса Планы семинарских занятий
1472.13kb.
5 стр.
Семинарских занятий по дисциплине «уголовное право, часть 3»
105.31kb.
1 стр.
Семинарских занятий по дисциплине «уголовное право, часть 2»
161.09kb.
1 стр.
Гражданской авиации
262.55kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и политология» для студентов очной формы обучения
423.74kb.
6 стр.
Планы семинарских занятий для студентов очной формы обучения специальности 030501. 65 «Юриспруденция»
297.1kb.
1 стр.