Главная
страница 1
Независимая идентификационная экспертиза

Идентификационная экспертиза товаров и технологий является важным элементом экспортного контроля, основной задачей которого является установление принадлежности товара или технологии, являющихся объектами экспертизы, к продукции, подлежащей экспортному контролю.

К продукции, подлежащей экспортному контролю, в соответствии со статьёй 1 Федерального закона «Об экспортном контроле» от 18 июля 1999 года № 183-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об экспортном контроле») относятся: сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. Все вышеперечисленное включено в российские национальные контрольные списки, утвержденные Указами Президента Российской Федерации.

В соответствии со статьёй 7 Федерального закона «Об экспортном контроле» - экспортный контроль в Российской Федерации осуществляется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающим в себя:

- идентификацию контролируемых товаров и технологий, то есть установление соответствия конкретных сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в контрольные списки;

- разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающий лицензирование или иную форму их государственного регулирования;

- таможенный контроль и таможенное оформление вывоза из Российской Федерации контролируемых товаров и технологий в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Статьей 24 указанного закона установлено, что идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение всех необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий, является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности.

Российский участник внешнеэкономической деятельности вправе поручить проведение идентификации контролируемых товаров и технологий организации, получившей в установленном Российской Федерацией порядке специальное разрешение на осуществление деятельности по идентификации контролируемых товаров и технологий (далее – экспертная организация), посредством заключения соответствующего договора с такой экспертной организацией. В этом случае ответственность за правильность и обоснованность результатов идентификации контролируемых товаров и технологий несет экспертная организация.


Идентификационная экспертиза проводится с целью получения ответов на следующие вопросы:

  • являются ли экспортируемые товары или технологии элементами одного или нескольких контрольных списков, т.е. подпадают ли они под процедуру экспортного контроля;

  • допустима ли передача (экспорт) данных товаров или технологий иностранному заказчику (конкретизируя вопрос – допустим ли данный экспорт в данную страну и данному конечному пользователю).

Модель структуры заключения по идентификационной экспертизе:


  1. Определение принадлежности объекта (или его основных компонентов) одному или нескольким контрольным спискам.

  2. Проведение сравнительного анализа контролируемых технических и эксплуатационных параметров и характеристик и целей использования со значениями и целями, указанными в контрольных списках.

  3. Возможность применения объекта идентификации (или его компонентов) в гражданских или военных целях.

  4. Проверка конечного использования объекта экспертизы с целью оценки надежности импортера и конечного пользователя.

Идентификационная экспертиза осуществляется в тех случаях, когда экспортируемые товары и технологии по своему общетехническому наименованию, техническим и эксплуатационным характеристикам:

- входят в перечень товаров, представленных в контрольных списках по своему общетехническому наименованию;

- не подпадают под действие контрольных списков, но известно, что конечный пользователь по роду своей деятельности может применить их для создания вооружения, военной техники, оружия массового поражения и средств его доставки;

- не входят в перечень товаров контрольных списков по своему общетехническому наименованию, но по присвоенному коду ТН ВЭД подпадают под перечень кодов, используемых в контрольных списках.


Основные задачи ответственного за экспортный контроль (в составе экспертной комиссии)

Основными задачами ответственного за экспортный контроль являются:

- организация и проведение идентификационной экспертизы;

- оценка риска использования объекта экспертизы для целей создания вооружения, военной техники, оружия массового поражения и средств его доставки;

- проверка импортера и конечного пользователя на предмет их участия в разработке и созданию вооружения, военной техники, оружия массового поражения и средств его доставки, а также участие в незаконном реэкспорте и несанкционированной передаче третьим лицам поставляемых товаров и технологий.

Кроме того, проводя экспертизу экспортируемых товаров и технологий, ответственный за экспортный контроль должен учитывать значение экономических, политических и международных последствий, связанных с их передачей.

Степень и оценка риска переключения объекта экспертизы на военные цели существенно зависит от того насколько данные товары и технологии широко представлены на мировом рынке, каков политический портрет страны-импортера и насколько приемлемы гарантийные обязательства конечного пользователя о гражданском использовании объекта экспертизы. Поэтому, учитывая все эти аспекты, идентификационная экспертиза в целях экспортного контроля должна проводиться с учетом следующих факторов:


  • являются ли страна-импортер и страна конечный пользователь государствами-членами международных режимов экспортного контроля;

  • придерживаются ли страна-импортер и страна конечный пользователь международных договоров и конвенций о нераспространении оружия массового поражения;

  • соответствует ли поставляемое оборудование, материал, технология или научно-техническая информация заявленному конечному назначению и соответствует ли конечное назначение сфере деятельности конечного пользователя;

  • не было ли импортеру (конечному пользователю) отказано в приобретении на идентичное оборудование странами-участниками международных режимов по экспортному контролю и не использовали ли они ранее поставляемые товары и технологии на цели, несовместимые с целями нераспространения оружия массового поражения.

Идентификационная экспертиза, как и любой вид экспертизы, требует от соблюдения следующих принципов:

  • объективность и всесторонняя оценка при рассмотрении объекта и представленных на него документов;

  • техническая грамотность и специализация эксперта;

  • выдача обоснованного, и аргументированного заключения по результатам идентификации рассматриваемого объекта.


Процесс проведения идентификационной экспертизы

Основным элементом заключения по идентификационной экспертизе является исследовательская часть. Процесс исследования состоит из двух шагов:

1. Поиск во всех контрольных списках позиций, описания которых имеют отношение или формально совпадают с исследуемым объектом, как по общетехническому наименованию так и по коду ТН ВЭД, Здесь имеется в виду совпадение названий или функционального назначения товара, описанного в позиции и объекта исследования.

2. Если в описании данной позиции контрольного списка (или в техническом примечаниях к ней) приведены значения каких-либо технических параметров, то проводится сравнительный анализ этих параметров с характеристиками исследуемого объекта.

С этой целью ответственный за экспортный контроль должен установить:


  • общепринятое торговое (техническое) наименование объекта экспертизы, его специфические признаки и критерии, указывающие на его принадлежность к однородной группе товаров, классу веществ, изделий, материалов и т.д., применительно к терминологии, указанной в контрольных списках, утвержденных указами Президента Российской Федерации, т.е.:

            1. к какой области науки и техники относится экспортируемая продукция (машиностроение, металлургия, химия, микробиология, медицина, вычислительная техника и т.д.);

            2. является ли объект, в отношении которого проводится экспертиза, сырьем, материалом, полуфабрикатом, готовой продукцией (прибором, агрегатом, оборудованием и т.д.), технологией, программным продуктом, работой или услугой;

            3. соответствует ли название объекта экспертизы и его характеристики товару или технологии, представленному в одном из контрольных списков, утвержденных указами Президента Российской Федерации;

            4. соответствуют ли цели, назначение и возможное использование товара, целям назначению и использованию, указанным конечным пользователем;

  • код ТНВЭД;

  • соответствие объекта экспертизы заявляемым характеристикам и техническому описанию на него;

  • физический и химический состав объекта экспертизы, количественное соотношение и содержание компонентов в нем, марку сорт, тип модель;

  • позиции контрольных списков, а также иные нормативные акты Российской Федерации в области экспортного контроля, под действие которых подпадает объект экспертизы.

В процессе исследования эксперт должен кратко описать объект экспертизы, выявить его общепринятое техническое наименование, функциональные и специфические признаки и критерии, указывающие на его принадлежность к однородной группе товаров, классу веществ, изделий, материалов и т.д.

Совпадение технических описаний, значений параметров и назначения товара или технологии, приведенных в контрольном списке, с соответствующими характеристиками исследуемого объекта позволяет сделать вывод о принадлежности исследуемого объекта к контролируемой продукции.

Исследование соответствия объекта экспертизы заявленным характеристикам и техническому описанию, т.е. определению марки, сорта, типа, модели, принципов функционирования и других вопросов требуют следующего:


  • если объект экспертизы – вещество или материал, то определение его марки или сорта, т.е. химического и физического состава, а также количественного соотношения и содержания компонентов в них;

  • если объект экспертизы установка, оборудование или устройство, то определение их типа, модели, определение его назначения, функциональных и конструктивных особенностей, наличия значимых компонентов и возможности их извлечения без нарушения функционирования, с последующим независимым использованием.

  • анализ областей науки и техники, где применяется или может быть применен объект экспертизы, в том числе возможность его использования в агрессивных средах, в обстановке повышенной радиации, при высоких давлениях или механических нагрузках.

  • анализ возможности использования объекта экспертизы (или его компонентов) для создания оружия массового поражения, ракетных оружия и других видов вооружения и военной техники. Исследовательский процесс является сложным, требующим от эксперта обширных технических знаний или привлечения специалистов из различных отраслей науки и техники.

В случае если ответственный за экспортный контроль экспертной комиссии структурного подразделения университета не может самостоятельно провести идентификационную экспертизу товаров и технологий в виду их сложности, он должен совместно с ответственным исполнителем договора подготовить всю необходимую документацию в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля» от 21 июня 2001 года № 477 (с изменениями и дополнениями от 3 октября 2002 года № 731; от 4 февраля 2005 года № 54) и направить ее в Независимый идентификационный центр (НИЦ).

В случае если по результатам экспертизы, проведенной в университете, продукция не попадает под действие экспортного контроля, но при этом продукция имеет признаки контролируемой продукции, готовятся и направляются документы в НИЦ для проведения независимой идентификационной экспертизы. Для получения заключения НИЦ документы оформляются в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля» от 21 июня 2001 года № 477 (с изменениями и дополнениями от 3 октября 2002 года № 731; от 4 февраля 2005 года № 54).

Заключение НИЦ при вывозе продукции, имеющей признаки контролируемой за пределы таможенной границы РФ, является основанием для прохождения таможенного оформления и таможенного контроля.
Правовая база идентификационной экспертизы

В основе правовой базы идентификационной экспертизы лежат следующие документы:

1. Федеральный закон «Об экспортном контроле» от 18 июля 1999 года № 183-ФЗ ( с изменениями и дополнениями от 30 декабря 2001 года № 196-ФЗ; от 29 июня 2004 года № 58-ФЗ; от 18 июля 2005года № 90-ФЗ; от 29 ноября 2007 года № 283-ФЗ).

2. Указы Президента Российской Федерации:



  • «Об утверждении Списка оборудования, материалов, технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль» от 8 августа 2001года № 1005 (с изменениями и дополнениями от 20 февраля 2004года № 230);

  • «Об утверждении Списка ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, подпадающих под экспортный контроль» от 14 февраля 1996 года № 202 (с изменениями и дополнениями от 21 января 1997года № 32; от 12 мая 1997 года № 468; от 5 мая 2000 года № 1151; от 4 февраля 2004 года № 141);

  • «Об утверждении Списка оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, в отношении которых осуществляется экспортный контроль» от 14 января 2003года № 36;

  • «Об утверждении Списка микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю» от 20 августа 2007 года № 1083;

  • «Об утверждении Списка химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль» от 28 августа 2001 года № 1082 (с изменениями и дополнениями от 31 января 2007 года № 115);

  • «Об утверждении Списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль» от 5 мая 2004 года № 580;

  • «О комиссии по экспортному контролю Российской Федерации» от 25 апреля 2005 года № 468;

  • «О контроле за экспортом из Российской Федерации ядерных материалов, оборудования и технологий» от 27 марта 1992 года № 312 (с изменениями и дополнениями от 6 мая 2000 года № 822);

  • «О мерах по выполнению резолюции Совета безопасности ООН № 1718 от 14 октября 2006 года, от 27 мая № 665.

3. Постановления Правительства Российской Федерации:

  • «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельности в отношении химикатов, оборудования и технологий, которые могут быть использованы при создании химического оружия» от 27 сентября 2001 года № 686 (с изменениями и дополнениями от 3 октября 2002 года № 731; от 4 февраля 2005 года № 54; от 26 января 2007 года № 50);

  • «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, генетически измененных микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий» от 29 августа 2001 года № 634 (с изменениями и дополнениями от 3 октября 2002 года №731; от 4 февраля 2005 года №54);

  • «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельности в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях» от 14 июня 2001 года № 462 (с изменениями и дополнениями от 6 февраля 2003 года № 731; от 15 мая 2004 года № 241; от 4 февраля 2005 года № 54);

  • «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельности в отношении товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники» от 7 июня 2001 года № 477 (с изменениями и дополнениями от 6 февраля 2003 года № 731; от 15 мая 2004 года № 731; от 4 февраля 2005 года № 54);

  • «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельности в отношении оборудования, материалов и технологий, которые могут быть использованы при создании ракетного оружия» от 16 апреля 2001 года № 296 (с изменениями и дополнениями 1 октября 2001 года 3 704; от 3 октября 2002 года № 731; от 4 февраля 2005 года № 54);

  • «О системе независимой идентификационной экспертизы товаров и технологий, проводимой в целях экспортного контроля» от 21 июня 2001 года № 477 (с изменениями и дополнениями от 3 октября 2002 года № 731; от 4 февраля 2005 года № 54);

  • «О контроле за выполнением обязательств по гарантиям использования импортируемых экспортируемых товаров (услуг) двойного применения в заявленных целях» от 11 октября 1993 года №1030 (с изменениями и дополнениями от 3 июня 1995 года № 556; от 11 декабря 1997 года № 1548; от 25 июля 1999 года № 853; от 29 августа 2001 года № 635; от 4 февраля 2005 года № 54);

  • «Об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий» от 15 декабря 2000 года № 973 (с изменениями и дополнениями от 21 августа 2001 года № 612; от 3 октября 2002 года № 731; от 4 февраля 2005 года № 54; от 15 декабря 2006 года № 771);

  • «О порядке получения разрешения Комиссии по экспортному контролю Российской Федерации на осуществление внешнеэкономической операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы иностранным государством или иностранным лицом в целях создания оружия массового поражения и средств его доставки» от 15 августа 2005 года № 517.


Смотрите также:
Независимая идентификационная экспертиза
118.85kb.
1 стр.
Независимая антикоррупционная экспертиза
2042.89kb.
7 стр.
Российская экологическая независимая экспертиза
473.69kb.
2 стр.
Единый государственный экзамен в фокусе научного исследования
468.86kb.
3 стр.
Методические рекомендации по выполнению лабораторных работ по дисциплине «Товароведение и экспертиза пищевых жиров и молочных продуктов»
365.86kb.
2 стр.
Официальные правила проведения рекламной акции ООО «независимая лаборатория инвитро»
54.92kb.
1 стр.
Москва Независимая фирма “Класс” 2000 ббк 53. 57 Б 84 Бурлаков И. В
856.26kb.
2 стр.
Право-экспертиза-защита
167.3kb.
1 стр.
Правила проведения рекламной акции ООО «независимая лаборатория инвитро» «10% скидка на все виды исследований» Наименование акции
42.36kb.
1 стр.
Правила проведения рекламной акции ООО «независимая лаборатория инвитро» «10% скидка на все виды исследований» Наименование акции
41.16kb.
1 стр.
Программа «Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза, теория оперативно-розыскной деятельности»
2758.3kb.
16 стр.
Прогнозирование и экспертиза значений температуры вспышки углеводородов. II. Алканы и циклоалканы 1
1082.38kb.
6 стр.