Главная
страница 1страница 2

ОАО «ГАЗПРОМ»

ВОЛГОГРАДСКИЙ КОЛЛЕДЖ ГАЗА И НЕФТИ



ОБОРУДОВАНИЕ

НЕФТЕГАЗОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО

ПРОИЗВОДСТВА

Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников

образовательных учреждений среднего профессионального образования

по специальности 2505 «Переработка нефти и газа»

Волгоград 2004 г.



Введение

Изучение дисциплины «Оборудование нефтегазоперерабатывающего производства» дает студентам представление об основных тенденциях развития технологического оборудования, конструктивное исполнение аппаратов, о трубах и трубопроводной арматуре.

Единство терминологии и обозначений при изучении материала дисциплины обеспечивается соблюдением действующих стандартов в области нефтегазопереработки и международной системой единиц.

Материал студенты заочного отделения изучают самостоятельно в соответствии с рабочей программой, используя рекомендуемую литературу и знания, полученные при изучении предшествующей дисциплины «Процессы и аппараты», а так же знания, полученные в ходе обзорных лекций. Студентам заочного отделения рекомендуется изучать материал последовательно, по программе и учебнику.

Студентам необходимо конспектировать изучаемый материал.

Для самопроверки записать ответы на поставленные вопросы.

Конспект следует иллюстрировать простыми схемами и рисунками, записывать основные определения, расчетные формулы и технико-эксплуатационные характеристики наиболее распространенных видов аппаратов.

Программой предусматриваются практические занятия и лабораторные работы.

Студент выполняет одну контрольную работу.

Отвечать на вопросы в контрольной работе необходимо в той последовательности, в какой они записаны в варианте контрольной работы.

Все неясные вопросы по темам и контрольной работе должны быть выяснены у преподавателя на консультации.

В результате изучения дисциплины студенты должны:



знать:

  • конструкции, устройство, материальное исполнение и правила эксплуатации
    технологического оборудования;

  • физико-химические процессы, происходящие в металлах и сплавах при различных
    воздействиях;

  • меры по защите окружающей среды от загрязнений на нефтегазоперерабатывающих и
    нефтехимических предприятиях;

  • меры по охране окружающей среды и рациональному использованию природных
    ресурсов;

уметь:

  • выбирать конструкционные материалы на основе анализа их свойств и условий их
    применения;

  • выбирать типовое оборудование, пользуясь нормативно-справочной и технической
    литературой;

владеть:

- профессиональной лексикой.



Тематический план учебной дисциплины «Оборудование нефтегазоперерабатывающего производства»


Наименование разделов и тем

Количество часов при очной форме обучения

Количество часов при заочной форме обучения

Всего

лабор.

практ.

Всего

лабор.

практ.

1

2

3

4

5

6

7

Введение

1







1







Раздел 1. Общие вопросы технологического оборудования нефтегазоперерабатывающих производств

7







3







Тема 1.1 Классификация оборудования по назначению и конструкции

1







1







Тема 1.2 Основные положения по устройству, методы и последовательность расчета оборудования, испытание и его эксплуатация

5







1







Тема 1.3 Государственные стандарты на аппаратуру и оборудование нефтегазоперерабатывающего пр-ва

1







1







Раздел 2. Конструкционные материалы.

16




2

6




2

Тема 2.1. Факторы, влияющие на выбор материала

1







1







Тема 2.2. Классификация сталей, чугунов.

7




2

2




2

Тема 2.3 Классификация цветных металлов и сплавов.

2







1







Тема 2.4 Классификация неметаллических материалов.

4







1







Тема 2.5 Коррозионная активность компонентов нефтей, продуктов переработки. Способы защиты от коррозии.

2

0







1







Раздел 3. Основное технологическое оборудование, его эксплуатация

46




4

11




4

Тема 3.1 Конструктивные элементы технологического оборудования

8

4

2

1




2

Тема 3.2 Теплообменные аппараты.

6




2

1




2

Тема 3.3 Трубчатые печи

6

4




2







Тема 3.4 Колонные аппараты для массообменных процессов

6







1







Тема 3.5 Реакционные устройства.

6







2







Тема 3.6 Оборудование для ведения гидромеханических процессов, резервуары, емкости, газгольдеры.

6







2







Тема 3.7 Технологические трубопроводы.

2







1







Тема 3.8 Устройство и оборудование сооружений очистки сточных вод

4







1







Тема 3.9. Экологически чистое оборудование.

2







1







Всего по дисциплине:

70




6

22




6


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ КАЖДОЙ ТЕМЫ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Введение

Развитие техники нефтегазопереработки.

Внедрение автоматизированных систем управления. Предупреждение возможных выбросов в атмосферу. Основные требования ЕСКД и ЕСГД при выполнении графических работ и текстовых документов (рефераты, контрольные работы).

Раздел 1 Общие вопросы технологического оборудования нефтегазоперерабатывающих производств

Тема 1.1 Классификация оборудования по назначению и конструкции

Классификация технологического оборудования в соответствии с процессами. Использование технологического оборудования для протекания гидромеханических процессов, тепловых, массообменных, механических и химических процессов.

Подразделение аппаратов по способу организации.

Литература:

[1]-с 9-10

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ


  1. В соответствии с какими процессами классифицируются технологическое оборудование?

  2. Какое оборудование применяется для обеспечения гидромеханических процессов?

  3. Какое оборудование применяется для осуществления тепловых процессов?

  4. Какое оборудование применяется для осуществления массообменных процессов?

  5. Какое оборудование применяется для осуществления механических процессов?

  6. Какое оборудование применяется для осуществления химических процессов?

  7. Охарактеризуйте аппараты периодического и непрерывного действия?

Тема 1.2. Основные положения по устройству, методы и последовательность расчета оборудования, испытание и его эксплуатация

Основные требования, предъявляемые к аппаратам.

Обеспечение стойкости и прочности. Конструкторская разработка аппарата. Надёжность аппарата, безопасность при эксплуатации. Надзор при эксплуатации и ремонтах аппарата.

Требования к внутренним устройствам аппарата.

Требования к электрическому оборудованию.

Проектирование в одну и две стадии. Основные данные для проектирования. Технический расчет. Механический расчет. Давление рабочее, расчетное, условное, пробное. Температура рабочая, расчетная. Допускаемые напряжение и запасы прочности.


Испытание аппаратов и оборудования на прочность и плотность, методы их проведения. Пуск и остановка оборудования. Требования при эксплуатации. Особенности эксплуатации оборудования в зимнее время.

Литература:

[1]-с 41-301; [2]-с 3-169.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ


  1. Общие требования «Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих
    под давлением».

  2. Кто имеет право согласовывать проекты на технические аппараты?

  3. Назначение технологического расчета?

  4. Назначение механического расчета?

  5. Кто осуществляет надзор за «Сосудами работающими под давлением»?

  6. Техническое освидетельствование сосудов.

  7. Безопасное проведение пневматического испытания.

  8. Безопасное проведение гидроиспытания.

  9. Какие требования предъявляются к внутренним устройствам аппарата?

Тема 1.3. Государственные стандарты на аппаратуру и оборудование

Нормы и методы расчета на прочность, технические требования к конструкции и изготовлению. Анализ и изучение последних разработок научно - исследовательских и конструкторских организаций.

Использование стандартизированных и нормализованных деталей, а так же целых узлов.

Литература:

[3] с. 272; [4] с. 328; [5] с. 317; [6] с. 119-170.

Раздел 2 Конструкционные материалы

Тема 2.1Факторы, влияющие на выбор материала

Основные требования, предъявляемые к конструкционным материалам, применяемым для изготовления оборудования. Факторы, определяющие выбор материала. Свойства материалов. Экономическое обоснование выбора материала.

Основные конструкционные материалы для нефтеаппаратуры. Изменение механических свойств и структуры материала и сплавов в процессе испытания, эксплуатации при высокой и низкой температурах, а так же воздействии агрессивных сред.

Литература:

[1] с. 17-35; [6] с. 174-175.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ


  1. Какие требования предъявляются к конструкционным материалам?

  2. Какие основные факторы определяют выбор материала?

  3. Поясните, как изменяются механические свойства и структура металла и сплавов при
    испытаниях, эксплуатации при высокой и низкой температуре?

  4. Охарактеризуйте воздействие агрессивной среды на изменение механических свойств
    металла и сплавов.

Тема 2.2 Классификация сталей, чугунов

Классификация сталей. Механические свойства по наличию углерода, кремния, марганца, серы, газов, фосфора, кислорода.

Классификация сталей по свойствам. Свойства сталей при высоких и низких температурах. Коррозионная стойкость металла. Стали повышенной прочности.

Механические свойства чугуна. Влияние графита на качество чугуна. Модифицирование чугуна. Маркировка чугуна.



Литература:

[1] с. 17-29; [1] с. 174-252.



ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Охарактеризуйте классификацию применяемых сталей.

  2. Чем определяются механические свойства сталей?

  3. Какая должна быть структура стали для получения нужного качества?

  4. На какие группы делится сталь по содержанию углерода?

  5. Как изменяется предел тягучести при повышении температуры?

  6. Поясните, как пользуются пределом длительной прочности?

  7. Поясните, что такое порог хладноломкости?

  8. Как влияет содержание углерода на порог хладноломкости?

  9. Как влияет содержание фосфора на порог хладноломкости?

  10. По какой шкале оценивается коррозионная стойкость металла?

  11. Как изменяется коррозионная стойкость стали по содержанию углерода и азота?

  12. Какие должны быть стали повышенной прочности?

  13. Как влияет состояние графита на механические свойства чугуна?

  14. Какие модифицированные добавки применяют в чугуне?

  15. Что изготовляют из чугуна?

Тема 2.3 Классификация цветных металлов и сплавов

Медь, латунь, бронза, алюминий, свинец, титан и их сплавы. Антикоррозионная стойкость. Антифрикционные сплавы на основе оловянистой, медной, алюминиевой и цинковой основах. Металлокерамика. Область применения антифрикционных сплавов.



Литература:

[1] с. 29-36;

[7] с. 307-324.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ


  1. В каких целях применяют цветной металл и его сплавы?

  2. До какой температуры можно эксплуатировать медную аппаратуру?

  3. До какой температуры медь устойчива к атмосферной коррозии?

  4. Что такое латунь?

  5. С какими средами нельзя применять латунь?

  6. Что такое бронза?

  7. Что изготовляется из алюминия?

  8. Какая максимально допустимая температура эксплуатации стенки аппарата?

  9. Каков нижний предел температуры, при которой применяются алюминиевые сплавы?

  10. Область применения свинца как конструкционного материала.

  11. В контакте с какими средами применяется титан?

  12. До какой температуры рекомендуется применять титановые сплавы?

  13. Для чего применяются антифрикционные сплавы?

  14. Что такое баббиты?

Тема 2.4 Классификация неметаллических материалов

Использование неметаллических материалов в качестве конструкционного. Защита металлического оборудования от агрессивных сред неметаллическим материалом.

Неметаллический материал неорганического и органического происхождения.

Свойства неметаллических материалов, область их применения, марки по ГОСТу.

Прокладочные и уплотняющие материалы.

Кислотостойкие замазки, кислотоупорный бетон. Область применения.

Каменное литьё. Материалы для нефтезаводской и химической аппаратуры. Стеклоткань и стекловолокно, натуральный и синтетический каучуки, резинотехнические изделия. Антикоррозионные свойства. Область применения. Графит и графитовые изделия. Применение графита как конструкционного материала.

Текстильные материалы. Требования к фильтрующим и текстильным материалам, их химическая стойкость и применение.

Лакокрасочные покрытия, их применение.

Литература:

[1] с. 36-40.



ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Охарактеризуйте материалы неорганического происхождения.

  2. Охарактеризуйте материалы органического происхождения.

  3. Какие бывают пластмассы?

  4. Преимущества фторопласта-4 перед резиной, эбонитом, полиэтиленом, текстолитом?

  5. Перечислите эксплуатационные характеристики прокладочных материалов: резины, асбеста,
    паронита, кожи, фабра.

  6. Что такое асбестовая, пеньковая и льняная пряжи?

  1. Назначение сальниковых и монтажных уплотнений.

  2. Какие бывают кислотостойкие замазки на основе жидкого стекла?

  3. Охарактеризуйте свойства технического каучука, основные виды резины.

  4. Какие бывают графитовые изделия?

  5. Что такое графитопласты?

  6. Какие хлопчатобумажные ткани применяются как фильтрующие материалы в химической
    промышленности?

  7. Для какой цели применяют лакокрасочные покрытия?


следующая страница >>
Смотрите также:
Методические указания и контрольные задания для студентов заочников образовательных учреждений среднего
341.41kb.
1 стр.
-
315.62kb.
1 стр.
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников угкр по дисциплине Передача дискретных сообщений
720.14kb.
4 стр.
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников Салаватского индустриального колледжа
2355.12kb.
12 стр.
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников угкр по дисциплине: «Линейные сооружения связи»
907.38kb.
5 стр.
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников
387.82kb.
2 стр.
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательного
101.65kb.
1 стр.
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников
912.09kb.
6 стр.
Методические указания и контрольные задания №3 для студентов-заочников отделения
998.5kb.
2 стр.
Методические указания и контрольные задания для студентов факультета информационных систем и технологий по учебной дисциплине интернет технологии
359.26kb.
1 стр.
Методические указания, программа и контрольные задания для студентов очного отделения специальности 0604 тамбов издательство тгту 2002
928kb.
4 стр.
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения по специальности 080507 «Менеджмент организации»
1302.26kb.
6 стр.