Главная
страница 1страница 2страница 3


Тематика и содержание семинарских занятий
Семинарское занятие № 1. Методология психологии. Развитие психики и сознания в филогенезе. Исторический обзор развития психологического знания

Исторический обзор развития психологического знания – 4 ч.

Вопросы для обсуждения:

  1. Предмет, задачи и принципы психологии. Место психологии в системе наук. Основные отрасли психологии.

  2. Возникновение и развитие сознания человека.

  3. Функции психики (отражения и регуляции). Основные формы проявления психики и их взаимосвязь.

  4. Важнейшие направления зарубежной психологии: психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивная, гуманистическая.

  5. Важнейшие направления развития отечественной психологии: психология деятельности, психология личности, психология индивидуальных различий.

  6. Стадии и уровни развития психики и поведения животных:

    • стадия элементарной сенсорной психики,

    • стадия перцептивной психики,

    • отражение межпредметных связей (интеллектуальное поведение).




  1. Для самостоятельного изучения:

    • Дать определение и сформулировать основные требования к применению методов психологии:

- организационные (сравнительный, лонгитюдный, комплексный);

- эмпирические:

* основные (наблюдение, эксперимент);

* вспомогательные (опрос и его варианты, тесты, социометрия, анализ продуктов деятельности, биографический);



- обработки данных (количественный и качественный методы).
Основные понятия по теме: активность, анкета, беседа, бессознательное, бихевиоризм, инстинкт, наблюдение, психология, психоанализ, раздражимость, сознание, тест, чувствительность, эксперимент.
ЛИТЕРАТУРА:

  1. Аникеева, Н.П. Общая психология / Н.П. Аникеева, Т.Е. Шапошникова. - Новосибирск, 2004.

  2. Гамезо, М.В. Атлас по психологии / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М., 2000.

  3. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Пет­ровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. – М., 1999.

  4. Кузин, В.С. Психология живописи / В.С. Кузин. - Изд. 4-е, испр. - М., 2005.

  5. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М., 2002.

Дополнительная литература:

  1. Коломинский, Я.Л. Человек: психология / Я.Л. Коломинский. – М., 1986.

  2. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии. / А.Р. Лурия. – СПб, 2006. Раздел I, главы 1-3.

  3. Популярная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов пединститутов. / сост. В.В. Мироненко. – М., 1990 (разделы – «Вместо введения», «Предыстория сознания»)

Семинарское занятие № 2. Мозг и психика. Понятие о сознании и подсознании. Направленность человека и ее психологические проявления - 4 ч.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие о психике. Функции и закономерности психики.

  2. Общие представления об основных физиологических механизмах функционирования мозга. Вертикальное функциональное деление – блоки мозга (А. Р. Лурия).

  3. Горизонтальная ассиметрия мозга (особенности правого и левого полушария).

  4. Сознание и бессознательное. Понятие о сверхсознании. Взаимодействие сознания и подсознания.

  5. Понятие о психических защитах. Раскройте содержание следующих механизмов психических защит: отрицание, вытеснение, проекция, регрессия, реактивные образования, рационализация, замещение.

  6. Характеристика понятий «направленность» и «активность» личности.

  7. Потребности как источник активности. Иерархия потребностей по А. Маслоу.

  8. Мотивация как проявление потребностей личности. Виды мотивов.

Микроисследование: Выполнить тест на определение выраженности своих психических защит. Приведите примеры проявления в жизни исследуемых психических защит, используя свои наблюдения:
Основные понятия по теме: активность, блоки мозга, бессознательное, мотив, направленность личности, отражение, психика, психические защиты, подсознание, потребность, регуляция.
ЛИТЕРАТУРА:

  1. Аникеева, Н.П. Общая психология / Н.П. Аникеева, Т.Е. Шапошникова. - Новосибирск, 2004.

  2. Гамезо, М.В. Атлас по психологии / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М., 2000.

  3. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Пет­ровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. – М., 1999.

  4. Кузин, В.С. Психология живописи / В.С. Кузин. - Изд. 4-е, испр. - М., 2005.

  5. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М., 2002.


Дополнительная литература:


  1. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии. / А.Р. Лурия. – СПб, 2006. Раздел I, глава 4.

  2. Популярная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов пединститутов. / сост. В.В. Мироненко. – М., 1990 (раздел – «Жизнь мозга и загадочные явления психики»)


Семинарское занятие № 3. Формы взаимодействия человека с миром. Субъект; индивид, личность, индивидуальность – 4 ч.
Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие о личности в психологии. Индивид, личность, индивидуальность – сходство и различие понятий.

  2. Разнообразие подходов в определении личности. Структура личности. Биологическое и социальное в структуре личности.

  3. Основные зарубежные и отечественные теории личности (подробное сообщение на выбор)

  4. Уровень притязаний и уровень ожиданий личности как основа самооценки. Адекватная, завышенная, заниженная самооценки, влияние ее на поведение личности.

Микроисследование: познакомиться с методикой определения направленности личности. Сделать выводы по полученным результатам.
Основные понятия по теме: индивид, индивидуальность, личность, самооценка.
ЛИТЕРАТУРА:

  1. Аникеева, Н.П. Общая психология / Н.П. Аникеева, Т.Е. Шапошникова. - Новосибирск, 2004.

  2. Гамезо, М.В. Атлас по психологии / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М., 2000.

  3. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Пет­ровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. – М., 1999.

  4. Кузин, В.С. Психология живописи / В.С. Кузин. - Изд. 4-е, испр. - М., 2005.

  5. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М., 2002.


Дополнительная литература:


  1. Коломинский, Я.Л. Человек: психология / Я.Л. Коломинский. – М., 1986.

  2. Куликов, Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. / Л.В. Куликов. – СПб., 2009.

  3. Популярная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов пединститутов. / сост. В.В. Мироненко. – М., 1990 (раздел – «Личность в деятельности и общении»).



Семинарское занятие № 4. Познание, общение, деятельность; поведение – 4 ч.
Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие о деятельности и ее целях. Специфика деятельности человека. Структура деятельности.

  2. Формирование навыков и основные закономерности упражнений. Взаимодействие навыков. Умения. Понятие интериоризации и экстериоризации.

  3. Поведение личности (определение, структура). Привычки и их роль в поведении личности.

  4. Категория общения в психологии. Общение как обмен информацией. Средства коммуникации. Общение как взаимодействие.

Микроисследование: изучить психологический климат в микрогруппе с помощью метода социометрия.

Основные понятия по теме: деятельность, интериоризация, навык, общение, привычка, умение, установка, ценности, экстериоризация.

ЛИТЕРАТУРА:



  1. Аникеева, Н.П. Общая психология / Н.П. Аникеева, Т.Е. Шапошникова. - Новосибирск, 2004.

  2. Гамезо, М.В. Атлас по психологии / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М., 2000.

  3. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Пет­ровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. – М., 1999.

  4. Кузин, В.С. Психология живописи / В.С. Кузин. - Изд. 4-е, испр. - М., 2005.

  5. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М., 2002.


Дополнительная литература:


  1. Коломинский, Я.Л. Человек: психология / Я.Л. Коломинский. – М., 1986.

  2. Популярная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов пединститутов. / сост. В.В. Мироненко. – М., 1990 (раздел – «Личность в деятельности и общении»).


Семинарские занятия № 5-8. Интегративные психические образования
Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие об ощущении. Ощущение, депривация и развитие. Классификация ощущений. Их виды.

  2. Закономерности ощущений. Адаптация. Взаимодействие ощущений. Сенсибилизация. Синестезия.

  3. Понятие о восприятии. Отличие восприятия от ощущения. Апперцепция. Восприятие и установка личности. Предметность, целостность, константность, осмысленность, избирательность восприятия. Развитие наблюдательности. Иллюзии восприятия.

  4. Понятие о внимании. Физиологические основы внимания. Современные представления о нейропсихологических осно­вах внимания.

Микроисследование:

    • Разбейтесь на пары. Проведите исследование концентрации и устойчивости внимания, объема внимания. Сделайте выводы об особенностях внимания партнера (см. диагностические материалы к теме «Внимание»).




  1. Свойства внимания (объем, устойчивость, колебание, рас­пределение, переключение). Рассеянность, развитие внимания в процессе обучения. Управление вниманием учащихся.

  2. Понятие о памяти. Ее значение в жизни и деятельности че­ловека, в обучении, общении с людьми. Процессы памяти: запоминание, со­хранение, воспроизведение. Зависимость запоминания от про­текания деятельности.

  3. Эффект Зейгарник, его психологическое объяснение. Смысловое и механическое запоминания. Явление реминисценции. Представления.

Микроисследование:

  • Провести исследование логической и механической памяти, особенностей узнавания диагностического материала. (см. диагностические материалы к теме «Память»).

  • Сформулируйте рекомендации, помогающие лучше запоминать материал.




  1. Понятие о мышлении как процессе активного, творческого познания и преобразования действительности. Мышление и речь. Социальная природа мышления че­ловека.

  2. Формы мышления — понятия, суждения, умозаключения. Формирование понятий в процессе обучения.

  3. Значение речи в жизни личности. Механизмы речи. Слово как понятие. Функции речи. Речь как средство общения (коммуникации) и обобщения (мышления). Экспрессивно-выразительная функция речи.

  4. Понятие о воображении, его отличие от образов восприятия памяти. Воображение и творческое мышление. Функции воображения.

Микроисследование:

  • Выявить экспериментальным путем особенности собственного воображения:

используя слова «ключ», «шляпа», «лодка», «сторона», «кабинет», «дорога», «дождь», составить логически связанный рассказ. В качестве критериев используются следующие показатели: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность сюжета, необычность концовки;

тест «Нарисуй дом» (см. диагностические материалы к теме «Воображение»).




  1. Значение чувств в жизни личности. Основные функции чувств — сигнальная, регулятивная, экспрессивная. Эмоциональные состояния, их внешнее выражение. Вегетативные про­явления эмоций. Моральные, интеллектуальные, эстетические, практические чувства.

Микроисследование:

    • Проведите исследование собственного уровня тревожности. Сделайте выводы о результатах и, при необходимости, сформулируйте рекомендации для снижения уровня тревожности.




  1. Волевые качества личности. Воспитание и самовоспитание воли. Рефлексия и воля. Формирование волевых качеств лично­сти в процессе обучения.

  2. Понятие о темпераменте как биологическом фундаменте личности. Типы темпераментов и их характеристика.

  3. Физиоло­гические основы темперамента. Свойства процессов возбужде­ния и торможения по И.П. Павлову. Тип высшей нервной дея­тельности и темперамент. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности личности.

Микроисследование:

    • Провести исследование особенностей собственного темперамента. Привести примеры, как это проявляется в деятельности, во взаимоотношениях с окружающими.




  1. Понятие о характере. Психологическая диагностика характера.

Микроисследование:

    • Провести тест на определение акцентуаций характера. Сделать выводы.

  1. Понятие о способностях. Роль задатков в развитии способностей. Качественная и количественная характеристика спо­собностей. Способности и деятельность. Способности и знания.


Основные понятия по теме: ощущение, восприятие, апперцепция, адаптация, сенсибилизация, закон контраста, память, внимание, предметность, целостность, константность, осмысленность, избирательность мышление, воображение, речь, воля, темперамент, характер, акцентуации, задатки, способности.
ЛИТЕРАТУРА:

  1. Аникеева, Н.П. Общая психология / Н.П. Аникеева, Т.Е. Шапошникова. - Новосибирск, 2004.

  2. Гамезо, М.В. Атлас по психологии / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. - М., 2000.

  3. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Пет­ровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. – М., 1999.

  4. Кузин, В.С. Психология живописи / В.С. Кузин. - Изд. 4-е, испр. - М., 2005.

  5. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. - М., 2002.


Дополнительная литература:


  1. Коломинский, Я.Л. Человек: психология / Я.Л. Коломинский. – М., 1986.

  2. Популярная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов пединститутов. / сост. В.В. Мироненко. – М., 1990 (раздел ы– «Психические процессы в познании мира», «Индивидуально-психологические особенности личности»).


Диагностические методики:


  • Определение направленности личности (анкета разработана В. Смекалой и М. Кучерой)


Определение направленности личности.
С помощью данной методики выявляются следующие направленности:

  1. Направленность на себя (Я) - ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение безотносительно качества работы, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, раздражительность, тревожность, интровертированность.

  2. Направленность на общение (О) - стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, но часто в ущерб выполнению конкретных заданий, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.

  3. Направленность на дело (Д) - заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели.


Инструкция: опросник состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А,Б,В.

Из ответов на каждый пункт выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу. В случае, если несколько вариантов ответов покажутся равноценными, отберите из них только один, который все-таки в наибольшей степени отвечает вашему мнению.

Старайтесь быть максимально правдивым. Нет "хороших" или "плохих" ответов, поэтому не старайтесь угадать какой ответ является для вас лучшим.

Тестовый материал


  1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

а) одобрения моей работы;

б) сознания того, что работа сделана хорошо;

в) сознания того, что меня окружают друзья.


  1. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:

а) тренером, который разрабатывает тактику игры;

б) известным игроком,

в) выбранным капитаном команды.


  1. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

а) проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;

б) вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания;

в) создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.


  1. Мне нравится, когда люди:

а) радуются выполненной работе;

б) с удовольствием работают в коллективе;

в) стремятся выполнить свою работу лучше других.


  1. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

а) были отзывчивы и помогали людям, когда для этого предоставляется возможность;

б) были верны и преданы мне,

в) были умными и интересными людьми.


  1. Лучшими друзьями я считаю тех:

а) с кем складываются хорошие взаимоотношения;

б) на кого всегда можно положиться;

в) кто может многого достичь в жизни.


  1. Больше всего я не люблю:

а) когда у меня что-то не получается,

б) когда портятся отношения с товарищами;

в) когда меня критикуют.


  1. По-моему хуже всего, когда педагог:

а) не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны;

б) вызывает дух соперничества в коллективе;

в) недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.


  1. В детстве мне больше всего нравилось:

а) проводить время с друзьями;

б) ощущение выполненных дел;

в) когда меня за что-то хвалили.


  1. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

а) добился успеха в жизни,

б) по-настоящему увлечен своим делом,

в) отличается дружелюбием и доброжелательностью.


  1. В первую очередь школа должна:

а) научить решать задачи, которые ставит жизнь;

б) развивать индивидуальные способности ученика;

в) воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.


  1. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:

а) для общения с друзьями,

б) для отдыха и развлечений,

в) для своих любимых дел и самообразования.


  1. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

а) работаю с людьми, которые мне симпатичны,

б) у меня интересная работа,

в) мои усилия хорошо вознаграждаются.


  1. Я люблю, когда:

а) другие люди меня ценят,

б) испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы,

в) приятно провожу время с друзьями


  1. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось чтобы:

а) рассказали о каком-либо интересном деле, связанном со спортом, учебой, работой, в котором мне довелось участвовать;

б) написали о моей деятельности;

в) обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.


  1. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

а) имеет ко мне индивидуальный подход;

б) сумеет вызвать у меня интерес к предмету;

в) устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.


  1. Для меня нет ничего хуже, чем:

а) оскорбление личного достоинства;

б) неудача при выполнении важного дела;

в) потеря друзей.


  1. Больше всего я ценю:

а) успех;

б) возможности хорошей совместной работы;

в) здравый практичный ум и смекалку.


  1. Я не люблю людей, которые:

а) считают себя хуже других;

б) часто ссорятся и конфликтуют,

в) возражают против всего нового.


  1. Приятно, когда:

а) работаешь над важным для всех делом;

б) имеешь много друзей;

в) вызываешь восхищение и всем нравишься.


  1. По-моему руководитель в первую очередь должен быть:

а) доступным,

б) авторитетным,

в) требовательным.


  1. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

а) о том как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми,

б) о жизни знаменитых и интересных людей,

в) о последних достижениях науки и техники.


  1. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:

а) дирижером,

б) композитором,

в) солистом.


  1. Мне бы хотелось:

а) придумать интересный конкурс,

б) победить в конкурсе,

в) организовать конкурс и руководить им.


  1. Для меня важнее всего знать:

а) что я хочу сделать,

б) как достичь цели,

в) как организовать людей для достижения цели.


  1. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

а) другие были им довольны,

б) прежде всего выполнить свою задачу,

в) его не нужно было упрекать за выполненную работу.


  1. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

а) в общении с друзьями,

б) просматривая развлекательные фильмы,



в) занимаясь своим любимым делом.
Ключ



Направленность на себя

Направленность на общение

Направленность на деятельность

1.

а

в

б

2.

б

в

а

3.

а

в

б

4.

в

б

а

5.

б

а

в

6.

в

а

б

7.

в

б

а

8.

а

б

в

9.

в

а

б

10.

а

в

б

11.

б

в

а

12.

б

а

в

13.

в

а

б

14.

а

в

б

15.

б

в

а

16.

а

в

б

17.

а

б

в

18.

а

б

в

19.

а

б

в

20.

в

б

а

21.

б

а

в

22.

б

а

в

23.

в

а

б

24.

б

в

а

25.

а

в

б

26.

в

а

б

27.

б

а

в



следующая страница >>
Смотрите также:
Семинары 6 консенсуальные контракты (4 часa)
29.16kb.
1 стр.
Примерные вопросы, выносимые для обсуждения на практические занятия, и вопросы для развернутых письменных работ
50.44kb.
1 стр.
Доклад президента организации резюме вопросы для обсуждения
171.69kb.
1 стр.
Доцент философского факультета Косилова Е. В. Вопросы, предлагаемые для обсуждения: Проблема сознание-тело в ее современном состоянии
31.49kb.
1 стр.
Контрольные вопросы для обсуждения на практических и семинарских занятиях, глоссарий и перечень вопросов к экзамену
2702.01kb.
11 стр.
Классный час «Что такое коррупция?»
57.49kb.
1 стр.
Доклад президента организации резюме вопросы для обсуждения
545.12kb.
4 стр.
Вопросы для обсуждения
465.05kb.
3 стр.
Пункты 4 a и 6 предварительной повестки дня  Вопросы политики: Cостояние окружающей среды
271.16kb.
1 стр.
А., Рубцов Б. Б. Вопросы для обсуждения
173.85kb.
1 стр.
А., Рубцов Б. Б. Вопросы для обсуждения
169.92kb.
1 стр.
Докладчик: Сухих Марина Васильевна Вопросы для обсуждения
147.2kb.
1 стр.