Главная
страница 1
Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Юридический факультет


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Конституционные основы правового регулирования охраны здоровья»
«Constitutional principles of the legal regulation of health protection»

Язык обучения: русский

Трудоемкость: 4 зачетных единицы

Регистрационный номер

рабочей программы учебной дисциплины


Код
года утверждения


/

код факультета или иного структурного подразделения

/

порядковый номер или шифр

Санкт-Петербург

2012

Раздел 1. Характеристика, структура и содержание учебных занятий
1.1. Цели и задачи учебных занятий

Цель учебных занятий – изучение, обобщение и анализ правового регулирования охраны здоровья в России за рубежом, особенностей правового регулировании отношений, связанных с осуществлением медицинской деятельности, принципов и пределов вмешательства и контроля за этой деятельностью, особенностей применения соответствующих норм законодательства в России и зарубежных странах, состояние доктрины и основные теоретические проблемы, обсуждаемые в научной литературе в данной области..

Задачи учебных занятий:

- формирование у студентов целостной картины правового регулирования отношений по охране здоровья на принципах, установленных Конституцией;

- формирование компетенций, определенных в п. 1.3. рабочей программы;

- освоение знаний, умений и навыков, определенных в п. 1.4. рабочей программы.


1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)

Требуется освоение учебной дисциплины «Конституционное право» (российского и зарубежного)


1.3. Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)

1.3.1.Общие компетенции:

1.3.1.1. готов использовать знания современных достижений науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач (ОКМ-2);

1.3.1.2. готов самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях (ОКМ-4);

1.3.2. Профессиональные компетенции:

1.3.2.1. знает состояние и развитие международно-правового регулирования и зарубежного законодательства в соответствующей сфере (ПК-4);

1.3.2.2. знает состав, структуру и тенденции развития правового регулирования в соответствующей сфере (ПК-1);

1.3.2.3. знает закономерности развития юридической практики, в том числе судебной, и ее значение в механизме (системе) правового регулирования (ПК-3);

1.3.2.4. знает соответствующее отраслевое законодательство и (или) механизмы функционирования межотраслевых институтов (ПК-5);

1.3.2.5. знает основные этапы в развитии права в целом и развитии отраслей права по профилю подготовки (ПК-7);

1.3.2.6. умеет применять нормы права в ситуациях наличия пробелов, коллизий норм, сложных взаимодействий, решать сложные задачи правоприменительной практики (ПК-8);

1.3.2.7. умеет аргументировать принятые решения, в том числе, с учетом возможных последствий, предвидеть последствия принятых им решений (ПК-9);

1.3.2.8. умеет анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики и вырабатывать различные варианты решений (ПК-10);
1.4. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимся

1.4.1. По результатам обучения магистр должен знать:

- состав, структуру и тенденции развития правового регулирования отношений в соответствующей сфере;

- цели, задачи и направления реформирования правового регулирования общественных отношений на современном этапе;

- закономерности развития юридической практики, в том числе судебной, и ее значение в механизме (системе) правового регулирования;

- состояние и развитие международно-правового регулирования и зарубежного законодательства в соответствующей сфере;

- соответствующее отраслевое законодательство и (или) механизмы функционирования межотраслевых институтов;

- методологию получения юридических знаний;

1.4.2. По результатам обучения магистр должен уметь:

- применять нормы права в ситуациях наличия пробелов, коллизий норм, сложных взаимодействий, решать сложные задачи правоприменительной практики;

- аргументировать принятые решения, в том числе, с учетом возможных последствий, предвидеть последствия принятых им решений;

- анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики и вырабатывать различные варианты решений;

- квалифицированно толковать правовые акты в их взаимодействии;

- проводить экспертизу правовых актов, в том числе, в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции,

- проводить научные исследования по отдельным правовым проблемам и свободно излагать результаты научных исследований в устной и письменной форме с использованием современных технических средств сообщения информации;

1.4.3. По результатам обучения магистр должен обладать навыками:

- составления письменных документов юридического содержания;

- разработки проектов нормативных и индивидуальных правовых актов;

- устных выступлений по правовым вопросам, в том числе, в состязательных процедурах, аргументирования и отстаивания своей точки зрения в устной полемике;

- изучения правовой действительности с помощью научной методологии.



1.5. Перечень и объем активных и интерактивных форм учебных занятий

Для повышения качества освоения дисциплины используются следующие формы учебных занятий. Во-первых, классические лекционные методы – 6 часов. Во-вторых, активная форма аудиторной учебной работы в виде семинаров – 16 часов. В-третьих, практические занятия в интерактивной форме – 10 часов. Итого всего аудиторных часов – 32 часа. В-четвертых, контроль за самостоятельной работой студентов – 62 часа. Объем учебной работы за курс дисциплины: 94 часа.


1.6. Организация учебных занятий

Трудоёмкость, объемы учебной работы и наполняемость групп обучающихся



Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.

Аудиторная учебная работа обучающихся

Самостоятельная работа

Объём активных и интерактивных форм учебных занятий

Трудоёмкость

лекции

семинары

консультации

практические занятия в интерактивной форме

лабораторные
работы

контрольные
работы

коллоквиумы

текущий контроль

промежуточная
аттестация

под руководством
преподавателя

в присутствии
преподавателя

в т.ч. с использованием методических материалов

текущий контроль

промежуточная
аттестация

очная форма обучения

 С1

6 часов

16 часов

-

10 часов

-

-

-

-

1

62 часа

-

-

-

-

10 часов

4 зачётных
единиыц


ИТОГО:

6 часов

16 часов

-

10 часов

-

-

-

-

1

62 часа

-

-

-

-

10 часов

4 зачётных
единицы


Виды, формы и сроки

текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля

Промежуточная аттестация

Текущий контроль

Виды

Сроки

Формы

Сроки

очная форма обучения

С1

Зачет

25-31 декабря

Нет

Нет

очно-заочная форма обучения

не предусмотрено

 




 

 

Заочная форма обучения

не предусмотрено

 

 

 

 



1.7. Структура и содержание учебных занятий

ТЕМА 1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ.

Понятие охраны здоровья для целей правового регулирования. Субъекты системы обеспечения охраны здоровья. Государство, его права и обязанности в системе охраны здоровья. Государственная система здравоохранения и частная система здравоохранения: общая характеристика правоотношений, складывающихся в этих системах. Соотношение публично-правового и частно-правового регулирования.


Классические лекции: 2 часа

ТЕМА 2. КОНСТИТУЦИОННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И НЕГАТИВНОМ И ПОЗИТИВНОМ СМЫСЛЕ


Обеспечение права на охрану здоровья путем оказания медицинской помощи. Система страхования как механизм обеспечения оказания медицинской помощи. Обеспечение права на охрану здоровья в системе государственных учреждений здравоохранения.

Обеспечение права на охрану здоровья путем ограничения вредного воздействия на организм человека хозяйственной деятельности, в том числе и посредством загрязнения окружающей среды. Обеспечение охраны здоровья путем регламентирования деятельности, потенциально представляющей опасность для здоровья, в том числе в рамках трудовых отношений. Обеспечение права на охрану здоровья путем установления страховых и иных специальных механизмов возмещения вреда, причиненного здоровью.

Обеспечение права на охрану здоровья путем ограничения прав других лиц, в том числе лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями.
Классические лекции: 2 часа
Семинарское занятие: конституционное право на охрану здоровья, его юридические свойства и место в системе прав человека – 4 часа
Дискуссия по следующему вопросу (2 часа):

- государство защищает или обеспечивает право на охрану здоровья?

(позиции: (1) право на охрану здоровья в современном демократическом либеральном государстве должно рассматриваться как «негативное» право, государство обязано создавать гарантии защиты от посягательств на это право, (2) право на охрану здоровья – «позитивное», социальное право, требующее от государства исключительно обеспечения оказания медицинской помощи в необходимых случаях).
Материалы для подготовки к дискуссии:


  1. Ковалевский М.А. Блага «жизнь» и «здоровье»: конституционно-правовое значение и элементы правовой охраны//Кодекс info. – 2003. - №1-2. – С. 76-95

  2. Савостьянова Н.В. Конституционное право на охрану здоровья: понятие и структура// Конституционное и муниципальное право. - 2005. - №3. С. 31-35


Обсуждение следующих вопросов (2 часа):

  1. Проанализируйте Указы Президента от 28.06.2007 N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" и от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" в части использования показателей, связанных с охраной здоровья, для оценки результативности работы органов государственной власти и органов местного самоуправления. Могут ли установленные критерии быть инструментов действительно эффективной оценки качества работы государственных органов и органов местного самоуправления (все ли установленные показатели могут быть изменены при повышении качества их деятельности)?

  2. Какие элементы содержания права на охрану здоровья, на Ваш взгляд, могут быть реализованы юридически, т.е. какие требования граждане могут предъявить государству в судах (общей юрисдикции, Конституционном Суде РФ, Европейском суде по правам человека) в части защиты права на охрану здоровья?

  3. Сводится ли оказание медицинской помощи к оказанию медицинских услуг? Прочитайте статью В.А. Плюшкина Медицинская помощь как объект конституционного права граждан РФ: медицинские, экономические и правовые аспекты (СПС КонсультантПлюс). Какие выводы автора Вы считаете обоснованными, а какие нет?


Самостоятельная работа – подготовка письменных работ по анализу форм деятельности государства, связанных с обеспечением охраны здоровья – 24 часa.

Провести сравнение законодательства РФ и 2 зарубежных стран по следующим направлениям:

1. Обеспечение государством права на охрану здоровья путем оказания медицинской помощи: правовые принципы организации системы здравоохранения, источники финансирования оказания медицинской помощи, организационные формы оказания медицинской помощи, организация системы здравоохранения, административный контроль за качеством медицинской помощи.

2. Обеспечение государством права на охрану здоровья путем ограничения вредных воздействий на здоровье

3. Ограничение прав граждан и организаций в целях обеспечения государством права на охрану здоровья

4. Компенсация вреда, причиненного жизни и здоровью: гарантии, обеспечиваемые государством.


Материалы для подготовки: Интернет-сайт Всемирной организации здравоохранения (www.who.int).
ТЕМА 3. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГОСУДАРСТВОМ

Защита жизни и здоровья граждан как общественной ценности. Обеспечение медицинской помощи в ситуациях, требующих неотложного вмешательства. Стандартизация объемов и качества оказываемой помощи

Оказание медицинской помощи с согласия пациента. Информирование пациентов о диагнозе и характере оказываемой помощи. Уважение к религиозным и иным убеждениям и верованиям.

Охрана частной жизни. Врачебная тайна. Правовой режим защиты медицинской информации о пациенте.


Интерактивные лекции (презентации с обсуждением проблем, возникающих в конфликте между защитой жизни и здоровья как общественной ценности и оказания медицинской помощи с согласия самого пациента) – 2 часа.

Подготовка к лекции – предварительное ознакомление с материалом презентации.
Семинарское занятие: религиозные верования, охрана личной тайны и защита частной жизни, а также другие конституционные нормы, влияющие на принятие решений об оказании медицинской помощи и нормы о предотвращении вреда здоровью – 4 часа
Задача 1

Гр-ка Н. обратилась в клинику пластической хирургии с просьбой сделать абдоминопластическую операцию (пластическое изменение живота). Врач отказал в проведении операции, ссылаясь на медицинские противопоказания, связанные с наличием у гр-ки Н. аллергии и сахарного диабета. Гр-ка Н. обратилась в суд с требованием признать незаконным отказ в осуществлении операционного вмешательства и понудить клинику к заключению договора об оказании услуг, ссылаясь на положения ГК о публичном договоре (ст. 426) и ст. 30 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан. Клиника представила возражения врача, основанные на положениях ст.58 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, на основании чего суд отказал в удовлетворении требований гр-ки Н. Получив решение суда, она обратилась с жалобой в Конституционный Суд РФ, ссылаясь на неконституционность истолкования закона судом. По мнению гр-ки Н. нарушены её права на достоинство личности и на охрану здоровья, поскольку она предполагает охрану не только физического здоровья, но и психологического комфорта, нарушенного для нее особенностями фигуры.

Какое решение должен вынести Конституционный Суд РФ?
Задача 2

Оцените соответствие Конституции РФ проекта Федерального закона, направленного на ограничение абортов и внесенного в Государственную Думу депутатом Драгановым В.Г.:



http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=556902-5&02
Задача 3

13-летняя гр-ка О. с 8-недельным сроком беременности обратилась к врачу с просьбой сделать ей аборт. Врач потребовал согласия родителей беременной на медицинское вмешательство, которое сопряжено с риском причинения вреда здоровью. О. потребовала проведения операции без согласия родителей, ссылаясь на желании сохранить операцию в тайне и на свои права на уважение частной жизни и охрану здоровья.

Как следует поступить врачу?
Задача 4

Гр. А. обратился доставлен в диспансер для лечения венерического заболевания. А. попросил врача не сообщать о его заболевании в правоохранительные органы, однако врач по собственной инициативе поставил в известность районное отделение полиции, мотивировав эту необходимость тем, что необходимо выявить круг его контактов, предотвратить заражение других людей и провести проверку по вопросу, не было ли его заболевание результатом умышленного заражения.

Нарушил ли врач закон? Если да, то какой?
Задача 5

Согласно ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 10.07.2001 N 87-ФЗ (ред. от 22.12.2008) "Об ограничении курения табака" запрещается розничная продажа сигарет и папирос по цене, превышающей максимальную розничную цену, указанную на каждой упаковке (пачке). Обеспечивает ли указанная норма защиту здоровья граждан или она направлена за защиту иных государственных ценностей, и если да, то каких?


Задача 6

В больницу поступил ребенок с черепно-мозговой травмой, в критическом состоянии. Единственной возможностью спасти его было срочное переливание крови, однако эта процедура несовместима с религиозными воззрениями секты Свидетелей Иеговы, к которой принадлежали родители ребенка. После того, как родители не дали согласия на переливание крови, врачи обратились в орган опеки и попечительства, а также в прокуратуру. В целях сохранения жизни девочки орган опеки дал согласие на переливание крови, параллельно больница обратилась в суд с заявлением о разрешении на дальнейшее проведение медицинских вмешательств без согласия законных представителей пациентки.

Каковы юридические основания для принятия решения суда?
ТЕМА 4. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Формы государственного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности в области медицины: конституционные принципы и цели. Лицензирование деятельности в сфере здравоохранения и медицины: ограничение прав предпринимателей в целях защиты интересов пациентов.

Регулирование производства и продажи лекарственных препаратов. Правовое регулирование деятельности по проведению клинических исследований лекарственных препаратов.

Классические лекции: 2 часа
Семинарское занятие: условия лицензирования деятельности в области медицины – 2 часа

Проанализируйте Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановление Правительства РФ от 22.01.2007 N 30 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности" с точки зрения того, какие лицензионные требования и условия сформулированы для медицинской деятельности и оцените, реализована ли в них правовая позиция Конституционного Суда РФ, выраженная в Определении по жалобе гражданина Тимова Евгения Михайловича на нарушение его конституционных прав рядом положений Федерального закона «О радиационной безопасности населения» и Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения от 3.07.2007 №633-О-П.


Семинарское занятие: регулирование оборота лекарственных препаратов – 2 часа.

Задача

Наркоз может применяться медиками в различных ситуациях: начиная с приёма у зубного врача и заканчивая серьёзными операциями.  При этом учёные-медики отмечают,  что  у некоторых людей есть генетическая особенность – под воздействием анестетиков происходит резкий выброс кальция в клетку, все мышцы сокращаются, а расслабиться не могут. Такое мышечное напряжение сопровождается огромным расходом кислорода, но человек неподвижен, поэтому вся энергия переходит в тепло. И температура тела растёт, что в конечном итоге может привести к смерти в случае отсутствия надлежащего лечения медикаментами.

11 января 2012 года трёхлетней девочке при стоматологическом лечении был сделан наркоз. Ингаляционно был введён препарат «севоран» (жидкость для ингаляций), который вызвал у пациентки злокачественную гипертермию, последствия которой описаны выше. При этом препарат дантролен, который снимает приступ злокачественной гипертермии, врачи не смогли использовать, поскольку в России он с 1997 года не зарегистрирован для ввода в оборот на территории страны.

В соответствии с ч. 2  ст. 13 ФЗ «Об обращении лекарственных средств» это лекарство относится к перечню лекарственных средств, подлежащих обязательной регистрации. Поскольку это лекарственное средство не зарегистрировано, то ни врачи, ни сотрудники скорой помощи не могут использовать его в случае подобных ситуаций. Поэтому очевидно, что этот препарат не указан, например, в  Приказе Министерства  Здравоохранения и Социального Развития РФ от 11 июня 2010 г. N 445н об утверждении  требований к комплектации  лекарственными средствами и изделиями медицинского назначении выездной бригады скорой помощи. 



Насколько эффективен действующий порядок регистрации лекарственных средств в целом?

Если Минздравсоцразвития не осуществляет регистрацию указанного лекарственного средства в связи с тем, что эффективность и безопасность данного препарата не подтверждены (в соответствии с экспертным заключением Минздравсоцразвития), то можно ли обращаться в суд с заявлением в порядке Главы 25 ГПК о признании незаконным бездействий Минздравсоцразвития по государственной регистрации дантролена? Поскольку указанную выше генетическую особенность нельзя выявить иначе, как осуществив наркоз,  а значит подвергнуться риску для жизни, то можно утверждать, что каждый гражданин РФ может быть заявителем по этому поводу.

Как соотносится деятельность медицинских организаций в рассматриваемом и аналогичных случаях с лицензионными требованиями? Не возникает ли оснований для приостановления действия или аннулирования лицензии на осуществление медицинской деятельности?
Самостоятельная работа студентов по подготовке презентаций о системах государственного контроля за предпринимательской медицинской деятельностью в государствах Европы и США – 18 часов.

Должны быть использованы материалы официальных сайтов органов здравоохранения зарубежных государств и Регулирование предпринимательской деятельности в системах здравоохранения европейских стран/ Под ред. Б. Солтмана, Р. Буссе, Э. Моссиалоса. Пер. с англ. М.: Изд. «Росс Мер», 2002.


ТЕМА 5. ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И ЭТИКА В МЕДИЦИНЕ

Соматические права: от выявления к юридической защите. Баланс ценностей в защите соматических прав: оценка потенциальных социальных рисков и субъективное право на распоряжение телом, органами и генетическими элементами.

Медицинские эксперименты: конституционно-правовые условия осуществления.

Новые возможности медицины и ограничение их применения этическими и правовыми стандартами. Этика и эстетика в медицине: правовая оценка рисков косметических операций.


Интерактивные лекции (презентации с обсуждением понятия биоэтики и этических проблем в области медицины) – 2 часа

Подготовка к лекции – предварительное ознакомление с материалом презентации.
Семинарское занятие: Ограничение этическими стандартами врачебной деятельности – 2 часа

Дискуссия по следующим вопросам:

- возможны ли общие этические стандарты врачебной деятельности?

(позиции: (1) этика во врачебной деятельности не имеет определенного содержания, поскольку основной задачей врача должна быть забота о состоянии здоровья и улучшении качества жизни; (2) деятельность врача не может ограничиваться исключительно медицинской стороной врачебной деятельности, но и следовать этическим стандартам)

- блага против рисков научно-технического прогресса в медицине?

(позиции: (1) научно-технический прогресс в будущем способен привести к решению многих проблем лечения заболеваний и повышения качества жизни; (2) научно-технический прогресс может дать в руки недобросовестных людей мощное оружие, которое может быть использовано для социальных манипуляций и других злодеяний, а также для морально и этически недопустимого «улучшения» человеческого организма).


Материалы:

  1. Мохов А.А. Медицинские биотехнологии и права человека// Цивилист. -2009. - №2. С. 41-43;

  2. Репин В.С. Новые биотехногенные реальности в медицине XXI века: место и роль биоэтики//Медицина и прав. Материалы конференции. М., февраль 1999. - С. 81

  3. Савенко Ю.С. Медицинское право, биоэтика и права человека// Медицина и прав. Материалы конференции. М., февраль 1999. С. 122

  4. Сергеев Ю.Д., Мохов А.А. Биоэтика – нетрадиционный источник медицинского права//Медицинское право. – 2008. - №2 (18). – С. 3-9;


Семинарское занятие: Этические стандарты в регулировании медицинской деятельности – 2 часа
Задача

На прием к врачу общей практики приходит пожилая женщина, врач встает, с улыбкой здоровается с ней за руку. На вопрос о жалобах женщина перечисляет: у нее боли в области сердца, периодически немеет левая рука и по утрам она замечает отеки на стопах. Врач доброжелательно улыбается, показывает ей один палец и поясняет: только одна жалоба. Больная выбирает боли в сердце. Врач больше ничего не спрашивает, больную не осматривает, а молча выписывает несколько направлений на анализы и ЭКГ. Объясняет: после того как результаты исследований будут готовы, женщине позвонят и скажут, что делать далее. Через три дня: "У вас не найдено никаких изменений, поэтому не волнуйтесь - все будет хорошо". А нельзя ли попасть к кардиологу? Нет, для этого нет показаний.



Можно ли при последующей юридической оценке качества оказанной медицинской помощи учитывать, что личная беседа врача с пациентом, выявление его индивидуальных особенностей, образа жизни и т.п. была заменена «техническим» диагностированием организма?
Задача

Для обучения студентов медицинского вуза, которые по своей неопытности могут нечаянно причинить боль пациенту, вуз заключил договор с городской больницей о прохождении медицинской практики с оказанием медицинской помощи тем пациентам, которые добровольно согласятся за определенную плату на проведение медицинских операций студентами. Как показала практика, главным образом давали такое согласие малоимущие люди, которые были не в состоянии оплачивать все необходимые операции самостоятельно. Прокурор города обратился в суд с требованием признать договор недействительным как нарушающий права пациентов ввиду использования их затруднительного материального положения.



Подлежат ли требования прокурора удовлетворению?
Задача

В областную больницу М-ской области в 2 часа ночи привезли двух пострадавших в ДТП граждан. Оба находились в критическом состоянии и обоим требовалась немедленная операция, однако в больнице была только одна операционная и один хирург. Хирург, надеясь спасти обоих больных, провел операцию для молодого человека 25 лет в большой спешке, не дождавшись окончательного действия наркоза, в результате чего молодому человеку была причинена сильная боль. Второй пациент, мужчина 45 лет, умер, не дождавшись своей очереди на операцию. Через месяц молодой человек заявил иск о возмещении морального вреда, причиненного некачественным оказанием медицинской помощи, а родственники умершего мужчины – требования возмещения вреда, причиненного в результате несвоевременного оказания медицинской помощи.



Оцените ситуацию с правовой точки зрения.
ТЕМА 6. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ВОЗМЕЩЕНИЯ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ВСЛЕДСТВИЕ НЕНАДЛЕЖАЩЕЙ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
Обязанности государства по возмещению вреда, причиненного неблагоприятным воздействием на здоровье окружающей среды: Постановления Конституционного Суда РФ от 11.03.1996 N 7-П, и от 1.12.1997 N 18-П. Социальный и гражданско-правовой механизмы возмещения причиненного вреда. Практика Европейского суда по правам человека: решение по делу Доймеланд против ФРГ (1986) и другие.

Доказывание факта и обоснование размера причиненного вреда.

Конституционные основы частно-правовой обязанности государства, страховых организаций и медицинских учреждений по возмещению вреда, причиненного ненадлежащим оказанием медицинской помощи.
Интерактивные лекции (презентации с обсуждением конституционных принципов возмещения вреда, причиненного ненадлежащей охраной здоровья) – 2 часа
Интерактивные занятия: Ответственность государства за вред здоровью – 2 часа

Форма интерактивного занятия:



дискуссия (семинар) по следующим вопросам:

- каковы основания государственной ответственности за вред здоровью? (позиции: (1) государство несет ответственность только за конкретные действия и решения, причинившие вред и (2) государство несет ответственность за юридическое необеспечение возмещения вреда, причиненного частными лицами)

- возможно ли переложение имущественной ответственности за вред, причиненный частными организациями, на государство, и если да, то в какой форме? (позиции: (1) переложение имущественной ответственности за вред, причиненный частными лицами, на государство возможно только в случае объективной невозможности взыскания вреда с частного лица и в рамках системы социального обеспечения, (2) при наличии конкретного причинителя вреда – частного лица ­– государство имущественную ответственность не несет)

- каковы с конституционной точки зрения должны быть принципы распределения экономических рисков в системе страхования? (позиции: (1) страховые компании несут имущественный риск необходимости оказания медицинской помощи только в случае отсутствия конкретного причинителя вреда, (2) система медицинского страхования предполагает, что к числу страховых случаев относится любая ситуация, требующая оказания медицинской помощи, предусмотренной программой страхования).


Материалы для подготовки: Большакова Е.А. Отдельные вопросы возмещения вреда, причиненного недостатками медицинских услуг// Российкий ежегодник предпринимательского (коммерческого) права. 2008. №2. СПб.: Университетский издательский консорциум «Юридическая книга», 2009. С. 230-239

ТЕМА 7. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ

Конституционные основы ответственности за ятрогенные преступления: требования к поведению врача. Достоинство личности и защита жизни и здоровья пациента как обстоятельства принятия решения на основании оценки возможного риска.


Интерактивные лекции (презентации с обсуждением проблем конституционных стандартов врачебной деятельности, связанных с ответственностью за ятрогенные преступления) – 2 часа.

Подготовка к лекции – предварительное ознакомление с материалом презентации.
Самостоятельная работа – подготовка письменных работ по выявлению конституционных факторов оценки врачебного риска при оказании медицинской помощи – 20 часов.

Материалы: 1. Глашев А.А. Медицинское право: практическое пособие для юристов и медиков. М.: Волтерс Клувер, 2004

2. Ответственность за правонарушения в медицине/ О.Ю. Александрова. –М.: Академия, 2006;



Раздел 2. Обеспечение учебной дисциплины.
2.1. Методическое обеспечение учебной дисциплины.
2.1.1. Методическое обеспечение аудиторной работы.
Методическое обеспечение аудиторной работы включает Рабочую программу учебной дисциплины.
2.1.2. Методическое обеспечение самостоятельной работы:
Контроль за самостоятельной работой студентов осуществляется:

Проверка письменных заданий по темам – 32 часа

Проверка материалов для проведения семинаров и деловой игры – 30 часов.
2.1.3. Методика проведения промежуточной аттестации и критерии оценивания.

Методика письменного зачета

1. Зачет проводится в письменной форме на компьютере с использованием правовых баз данных.

2. Продолжительность зачета – один академический час.

3. Зачет включает выполнение одного задания в виде решения практической ситуации (задачи-казуса).

В рамках выполнения заданий студент должен определить содержание проблемы, проанализировать различные теоретические подходы к ее разрешению, правовые позиции Конституционного Суда РФ и сформировать собственное видение относительно возможных путей ее разрешения, а при рассмотрении практической проблемы сформулировать предложения по внесению изменений в действующее законодательство.

4. Ответы должны быть представлены в виде грамотно изложенного, связного текста, позволяющего проследить логику рассуждений, лежащих в основе сделанных выводов. Ответ, представляющий собой бессвязный набор определений, цитат и иных положений, рассматривается как неверный.

5. Критериями оценки являются:



    1. полнота ответа;

    2. включение в ответ положений, не относящихся к поставленному вопросу;

    3. изложение нескольких теоретических подходов к освещаемой проблеме;

    4. отражение судебной практики;

    5. отсутствие (наличие) фактических ошибок;

    6. отсутствие (наличие) неточностей;

    7. аккуратность выполнения работы.

6. Зачет выставляется в случае правильного выполнения не менее половины объема каждого из двух заданий либо в случае полного и правильного выполнения одного из предложенных заданий при условии, если второе задание выполнено, хотя и менее чем в половинном объеме.
Образец задания.

Гражданин В.Ф. Головин оспаривает в Конституционном Суде конституционность частей второй, третьей и четвертой статьи 57 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I, в соответствии с которыми правом на занятие народной медициной обладают граждане Российской Федерации, получившие диплом целителя, выдаваемый органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения; указанный диплом дает право на занятие народной медициной на территории, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области здравоохранения, выдавшему диплом.

По мнению В.Ф. Головина, положения частей второй, третьей и четвертой статьи 57 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан нарушают его права, гарантированные статьями 8, 34, 74 и 76 Конституции Российской Федерации, поскольку предоставляют гражданам право заниматься целительством только при наличии диплома целителя, выдаваемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, и лишь на территории, подведомственной органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области здравоохранения, выдавшему диплом.

Какое решение должен принять Конституционный Суд РФ?


2.2. Кадровое обеспечение учебной дисциплины
2.2.1. Требования к образованию и (или) квалификации штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к преподаванию дисциплины
При определении преподавателей, допущенных к преподаванию учебной дисциплины «Конституционные основы правового регулирования охраны здоровья», требуется наличие квалификации и опыт преподавания, равно как их авторитет и признание в среде ученых, круг научных интересов должен включать бюджетное право; требуется наличие ученой степени доктора юридических наук или кандидата юридических наук и ученого звания.

2.2.2. Требования к обеспеченности учебно-вспомогательным и (или) иным персоналом


Для преподавания настоящей учебной дисциплины не требуется вспомогательный персонал
2.2.3. Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса

Методические материалы для оценки обучающимися содержания и качества учебного процесса включают анкетирование студентов. Анкетирование проводится сотрудниками учебного управления по единообразной (общей для факультета) методике.


2.3. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины
2.3.1. Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий
В целях подготовленности аудиторий к проведению занятий по настоящей учебной дисциплине требуются стандартно оборудованные лекционные аудитории (доска, фломастеры для доски), мультимедийное оборудование и компьютерные классы с выходом в Интернет.
2.3.2. Требования к аудиторному оборудованию, в том числе к неспециализированному компьютерному оборудованию и программному обеспечению общего пользования
Мультимедийный софт для показа презентаций PowerPoint, а также ShаrePoint
2.3.3. Требования к специализированному оборудованию
Специализированное оборудование для аудиторных занятий по настоящей учебной дисциплине не требуется.
2.3.4. Требования к специализированному программному обеспечению
Не требуется.
2.3.5. Требования к перечню и объему расходных материалов
Стандартные требования к перечню и объему расходных материалов.
2.4. Информационное обеспечение учебной дисциплины

      1. Рекомендуемая литература:

  1. Абашидзе А.А., Солнцев А.М. Новое поколение прав человека: соматические права// Московский журнал международного права. 2009. №1. С. 69-82;

  2. Актуальные проблемы правового регулирования медицинской деятельности: Материалы 1й Всероссийской научно-практической конференции. Под ред. С.Г. Стеценко. –М.: Юрист, 2003;

  3. Большакова Е.А. Отдельные вопросы возмещения вреда, причиненного недостатками медицинских услуг// Российкий ежегодник предпринимательского (коммерческого) права. -2008. - №2. –СПб.: Университетский издательский консорциум «Юридическая книга», 2009. - С. 230-239

  4. Введение в биоэтику: Учебное пособие/ А.Я. Иванюшкин, В.Н. Игнатьев, Б.Г. Юдина, П.Д. Тищенко. –М.: Прогресс-Традиция, 1998;

  5. Глашев А.А. Медицинское право: практическое пособие для юристов и медиков. М.: Волтерс Клувер, 2004. (доступно на http://books.google.ru)

  6. Каменева З.В. Понятие и содержание права граждан на медицинскую помощь//Адвокат. – 2004. - №7. – С.86-89;

  7. Ковалевский М.А. Блага «жизнь» и «здоровье»: конституционно-правовое значние и элементы правовой охраны//Кодекс info. – 2003. - №1-2. – С. 76-95;

  8. Ковалевский М.А. Государственное регулирование в сфере охраны здоровья и в системе обязательного медицинского страхования// Актуальные проблемы науки и практики коммерческого права. Сборник научных трудов. СПбГУ, 2002;

  9. Ковалевский М.А. Правовое значение профессиональных стандартов медицинской деятельности при возложении гражданско-правовой ответственности за причинение вреда жизни и здоровью пациента// Кодекс info. - 2001. - №6 (318). - С. 23-25;

  10. Колоколов Г.Р. Медицинские услуги: как пациенту отстоять свои интересы. –М.: Омега-Л, 2009;

  11. Медицинское право. Учебное пособие. Под ред. Ю.А. Дмитриева. -М.:Изд-во Элит, 2006;

  12. Медицинское право: Учебное пособие. Г.Р. Колоколов, Н.И. Махонько –М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009.

  13. Мохов А.А. Медицинские биотехнологии и права человека// Цивилист. -2009. - №2. С. 41-43;

  14. Мохов А.А. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании медицинской деятельности. -СПб, Юридический центр Пресс, 2003;

  15. Ответственность за правонарушения в медицине/ О.Ю. Александрова. –М.: Академия, 2006;

  16. Регулирование предпринимательской деятельности в системах здравоохранения европейских стран/ Под ред. Б. Солтмана, Р. Буссе, Э. Моссиалоса. Пер. с англ. М.: Изд. «Росс Мер», 2002.

  17. Репин В.С. Новые биотехногенные реальности в медицине XXI века: место и роль биоэтики//Медицина и прав. Материалы конференции. М., февраль 1999. - С. 81

  18. Савенко Ю.С. Медицинское право, биоэтика и права человека// Медицина и прав. Материалы конференции. М., февраль 1999. С. 122

  19. Савостьянова Н.В. Актуальные вопросы правового регулирования отношений в сфере охраны здоровья человека в современной России\\ Актуальные проблемы правового регулирования медицинской деятельности. –М.: Юрист, 2004. - С. 206-207;

  20. Савостьянова Н.В. Констиутционное право на охрану здоровья: понятие и структура// Конституционное и муниципальное право. - 2005. - №3. С. 31-35;

  21. Сергеев Ю.Д., Мохов А.А. Биоэтика – нетрадиционный источник медицинского права//Медицинское право. – 2008. - №2 (18). – С. 3-9;

  22. Серегина И.Ф. Современные требования к контролю и назору в сфере здравоохранения// Медицинское право. – 2010. - №1 (29). – С. 10-12;

  23. Стеценко С.Г. Врачебная ошибка и несчастные случаи в практике работ учреждений здравоохранения: правовые аспекты// Эксперт-криминалист. - 2006. - №2. – С. 28-31;

  24. Стеценко С.Г. Медицинское право: Учебник. СПб. Изд-во «Юридический центр Пресс», 2004.

  25. Стеценко С.Г. Права граждан в области охраны здоровья// Юрист. – 2004. - №8. – С. 50-58;

  26. Хисамутдинова З.А. Юридическая регламентация охраны здоровья граждан Российской Федерации.-Казань: Медицина, 2004.


2.4.2. Периодические издания:

Журнал Медицинское право (2003-2010 гг.)

Журнал Medical Law Review (с 1993 г., http://medlaw.oxfordjournals.org/)
2.4.3. Информационные ресурсы:

http://www.med-pravo.ru/

http://www.who.int
http://lawmed.narod.ru/

http://www.pravo-med.ru

http://mediclaw.ru

http://www.unico94.ru/consult/all_docs/2003/medic_3/ 

Раздел 3. Процедура разработки и утверждение рабочей программы учебной дисциплины
Разработчики рабочей программы учебной дисциплины


Фамилия, имя, отчество

Ученая степень

Ученое звание

Должность

Контактная информация (служебный адрес электронной почты, служебный телефон)

Белов Сергей Александрович

к.ю.н.

доцент

Доцент кафедры государственного и административного права

329-28-40

В соответствии с порядком организации внутренней и внешней экспертизы образовательных программ, установленных приказом первого проректора по учебной работе от 18.02.2009 № 195/1, проведена двухуровневая экспертиза:




Первый уровень

(оценка качества содержания программы и применяемых педагогических технологий)



Наименование кафедры

Дата заседания

№ протокола

Государственного и административного права

24.05.2012













Второй уровень

(соответствие целям подготовки и учебному плану образовательной программы)



Экспертиза второго уровня выполнена в порядке, установленном приказом

Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа










Иные документы об оценке качества рабочей программы учебной дисциплины



Документ об оценке качества

Дата документа

№ документа





































Утверждение рабочей программы учебной дисциплины



Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа

Ученый совет Юридического факультета

21.06.2012

№ 8

Внесение изменений в рабочую программу учебной дисциплины



Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

№ документа






































Смотрите также:
Рабочая программа учебной дисциплины «Конституционные основы правового регулирования охраны здоровья» «Constitutional principles of the legal regulation of health protection»
309.31kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Международно-правовая охрана интеллектуальной собственности» «International Legal Protection of Intellectual Property»
435.19kb.
3 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины правовое регулирование налога на прибыль Legal Regulation of Corporate Taxation
328.98kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Коммерческое право» «Commercial Law»
1600.09kb.
7 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины земельное право
216.79kb.
1 стр.
Концепция стратегического плана развития сферы охраны здоровья населения города Евпатории. Стратегические цели системы здравоохранения
382.77kb.
3 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «основы гидравлики и гидропривода» Специальность
128.91kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы архитектуры и строительных конструкций»
108.23kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины " основы термической обработки " Цикл: профессиональный
122.13kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Право на недвижимость
383.1kb.
2 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Договорное право»
201.58kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Исполнительное производство»
473.69kb.
4 стр.