Главная
страница 1
картинки
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
  Санитарные   правила   и   нормы  СанПиН 2.4.2. 576 - 96
Мы начинаем публиковать новые  санитарные   правила   и   нормы  (СанПиН) для  школьных  учреждении, подготовленные Госсанэпиднадзором России. Живя по  нормам , действовавшим до сих пор, школы выпускали только 10% относительно здоровых детей. Именно поэтому в новых «Гигиенических требованиях», например, уменьшена предельно допустимая учебная нагрузка. Требования вступают в силу с момента их опубликования, поэтому уже с 1 сентября их соблюдение обязательно. Но, может быть, даже не контроль санэпидстанции станет гарантией их соблюдения, а боязнь за здоровье учеников? С этой точки зрения - СанПиН это больше, чем закон.

 Санитарные   правила   и   нормы  СанПиН 2.4.2. - 576-96

Предисловие

1. Гигиенические требования разработаны:

Научным Центром Охраны здоровья детей. подростков и молодежи РАМП (Н.Н.Куинджи, Б.3.Воронова, В.И.Белявская, Г.М.Сапожникова, М.И.Степанова, 3.И.Сазанюк, М.А.Поленова, В.В.Бутров)

Центром Госсанапиднадзора г. Москвы (Д.В.Синякова, Л.И.Пронина, 3.Ф.Степанова);

Санкт-Петербургской государственной медицинской академией (В.Г.Маймулов, Т.С.Чернякина, Л.Т.Блинова, В.Ю.Андреева, А.В.Суворова);

НИИ профилактической токсикологии и дезинфекции (Л.С.Федорова, А.И.Фролова);

Российским институтом общественных зданий (В.И.Степанов);

Нижегородским НИИ детской гастроэнтерологии (И.Э.Александрова).

При участии

Департамента Госсанапиднадзора Минздрава РФ (Б.Г.Бокитько).

2. Рекомендованы Комиссией по государственному  санитарно-эпидемиологическому  нормированию при Минздраве России.

3. Утверждены Постановлением Госкомсанэпиднадзора России 31.10.96, № 49.

4. Введены взамен " Санитарных   правил  по устройству  и  содержанию общеобразовательных школ”, утвержденных Главным государственным  санитарным  врачом СССР 29 сентября 1974 года, № 1186-а-74.
Закон РСФСР «О  санитарно-эпидемиологическом  благополучии населения»

 Санитарные   правила ,  нормы   и  гигиенические нормативы (далее -  Санитарные   правила )

нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности  и  (или) безвредности для человека факторов среды его жизнедеятельности.

 Санитарные   правила  обязательны для соблюдения всеми государственными органами  и  общественными объединениями, предприятиями или иными хозяйствующими субъектами. организациями  и  учреждениями, независимо от их подчиненности  и  форм собственности. должностными лицами  и  гражданами (статья 3).

 Санитарными  правонарушениями признается посягающее на права граждан  и  интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением  санитарного  законодательства РСФСР. в том числе действующих  санитарных   правил ...

Должностные лица  и  граждане РСФСР, допустившие  санитарное  правонарушение. могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности (статья 27)



2.4.2.  Школьные  учреждения

Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений

 Санитарные   правила   и   нормы  СанПин 2.4.2.576-96


1. Общие положения  и  область применения

1.1. Настоящие  Санитарные   правила   и   нормы  (далее  Санитарные   правила ) предназначены для предотвращения неблагоприятного воздействия на организм школьников вредных факторов. сопровождающих их учебную деятельность,  и  определяют санитарно-гигиенические  требования к



  • размещению общеобразовательного учреждения;

  • участку общеобразовательного учреждения;

  •  школьному  зданию;

  •  оборудованию помещений общеобразовательного учреждения;

  •  воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения;

  •  естественному  и  искусственному' освещению;

  •  водоснабжению  и  канализации;

  •  помещениям  и  оборудованию школ, размещенных в приспособленных зданиях.

  •  организации учебно-воспитательного  процесса :

  • организации медицинского обслуживания учащихся;

  •  санитарному  состоянию  и  содержанию общеобразовательного учреждения;

  • организации питания учащихся.

1.2. Ответственность за выполнение настоящих  Санитарных   правил  возлагается на администрацию общеобразовательного учреждения.

1.3. Проектирование, строительство  и  реконструкция общеобразовательных учреждений должны осуществляться в соответствии с настоящими  санитарными   правилами   и   нормами .

1.4. Ссылки на обязательность соблюдения установленных настоящими  Санитарными   правилами   санитарно-гигиенических  требований должны быть включены в государственные стандарты  и  другие нормативно-технические документы, устанавливающие требования к общеобразовательным учреждениям.

1.5. Государственный  санитарно-эпидемиологический  надзор  и  контроль за выполнением настоящих  Санитарных   правил осуществляется органами  и  учреждениями Государственной  санитарно-эпидемиологической  службы Российской Федерации, а ведомственный санитарно-эпидемиологический контроль медицинским персоналом общеобразовательного учреждения.


2. Требования к условиям и организации обучения школьников в различных видах общеобразовательных учреждений
2.1. Требования к размещению общеобразовательных учреждений

2.1.1. Здания общеобразовательных учреждений должны размещаться на внутриквартальных территориях микрорайона, удаленных от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта на расстояние 100-170 м.

2.1.2. Расположение общеобразовательных учреждений на внутриквартальных проездах с периодическим (нерегулярным) движением автотранспорта допустимо только при условии увеличения минимального разрыва от границы участка школы до проезда с 15 до 25 м.


  1.  Размещение школ на внутриквартальных  и  особенно межквартальных проездах с регулярным движением недопустимо.

  2. Строительство в близи школ индивидуальных гаражей легковых машин недопустимо.

Между границами  школьных  участков  и  гаражей минимальная  санитарно-защитная  зона должна составлять 25 м при мощности гаражей до 20 машин  и  50 м - при мощности гаражей до 50 машин. При большей мощности гаражей вопрос о степени их удаления от школ должен быть согласован с органами Госсанэпиднадзора.

  1.  Расстояния от  школьного  здания до различных видов зданий (жилых, производственных и др.) должны приниматься в соответствии со СНиП 2.07.01-89.

  2.  Радиус обслуживания от дома до общеобразовательных учреждений. расположенных во И и III строительно-климатических зонах, должен составлять не более 0,5 км пешеходной доступности, в 1 климатическом районе (1 подзона) для учащихся младшего и среднего школьного возраста (1-II ступеней обучения) - 0.3 км, для старших школьников III ступень) - 0,4 км; в 1 климатическом районе (II подзона) для учащихся младшего и среднего школьного возраста 0,4 км. для старших школьников 0,5 км.

Допускается размещение общеобразовательных учреждений на расстоянии транспортной доступности: для учащихся 1 ст. - 15 минут (в одну сторону), для учащихся II и III ступеней - не более 30 минут (в одну сторону).

  1.  В сельской местности размещение общеобразовательных учреждений должно предусматривать для учащихся 1 ступени радиус доступности не более 2 км пешком и не более 15 мин. (в одну сторону) при транспортном обслуживании.

Для учащихся II и III ступеней радиус пешеходной доступности не должен превышать 4 км, а при транспортном обслуживании не более 30 минут.

Предельный радиус обслуживания учащихся II-III ступеней не должен превышать 15 км.

2.1.8. Транспортному обслуживанию подлежат учащиеся, проживающие на расстоянии от школы более 3 км.

Подвоз сельских школьников осуществляется специальным школьным транспортом.

Предельный пешеходный подход учащихся к месту сбора на остановке должен быть не более 500 м.

Остановка транспорта должна быть оборудована навесом, огражденным с 3 сторон, защищена барьером от проезжей части дороги. иметь твердое покрытие и обзорность не менее 250 м со стороны дороги.

2.1.9. Для учащихся, проживающих на расстоянии свыше предельно допустимого транспортного обслуживания, а также при транспортной недоступности в период неблагоприятных погодных условий должен предусматриваться пришкольный интернат из расчета 10% мест от общей вместимости учреждения.
2.2. Требования к участку общеобразовательных учреждений

2.2.1. Общеобразовательное учреждение должно иметь самостоятельный земельный участок с расстоянием от здания учреждения до красной линии не менее 25 м.

2.2.2. Площадь земельных участков зависит от вместимости учреждения и принимается в соответствии со СНиП 2.07.01-89.

2.2.3. Территория участка должна быть ограждена забором высотой 1.5 м и вдоль него зелеными насаждениями.

2.2.4. Участок должен быть озеленен из расчета не менее 50% площади его территории.

При озеленении участка запрещается посадка деревьев и кустарников с ядовитыми плодами.

2.2.5. На земельном участке должны быть выделены следующие зоны: учебно-опытная, физкультурно-спортивная, отдыха, хозяйственная.

2.2.6. Учебно-опытная зона должна составлять не более 25% площади участка. В городских школах она может быть сокращена за счет строительства на участке павильонов, теплиц и оранжерей, органически связанных с комплексом кабинетов биологии и химии

2.2.7. Физкультурно-спортивная зона должна размещаться на расстоянии не менее 25 м от здания учреждения, за полосой зеленых насаждений. Не допускается располагать ее со стороны окон учебных помещений. Оборудование спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физическому воспитанию, а также для проведения секционных спортивных занятий и оздоровительных мероприятий.

Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле - травяной покров.

Запрещается проводить занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины.

2.2.8. Зона отдыха должна размещаться вблизи сада, зеленых насаждений, в отдалении от спортивной и хозяйственной зон.

Площадки для подвижных игр и отдыха должны располагаться вблизи выходов из здания (для максимального использования их во время перемен) и быть разделенными для учащихся каждой ступени школьного обучения.

2.2.9. Хозяйственная зона должна располагаться со стороны входа в производственные помещения столовой (буфета) на границе участка на расстоянии от здания общеобразовательного учреждения не менее 35 м, ограждена зелеными насаждениями и иметь самостоятельный въезд с улицы.

При отсутствии теплофикации и централизованного водоснабжения на территории хозяйственной зоны должны предусматриваться котельная и насосная с водонапорным баком.

Мусоросборники должны иметь плотно закрывающиеся крышки. Их следует устанавливать на бетонированной площадке на расстоянии не менее 25 м от окон и входа в столовую (буфет).

2.2.10. Въезды и входы на участок, проезды, дорожка к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников, а в сельских школах без канализации - к дворовым уборным должны покрыться асфальтом, бетоном и др. твердым покрытием. Подходы к зданию школы не менее чем за 100 м также должны иметь твердое покрытие.

2.2.11. Участок школы должен иметь наружное освещение при норме освещенности на земле - 10 лк.

2.2.12. Земельные участки сельских школ должны быть расширены за счет сооружений парников. теплиц. оранжерей, помещений для хранения малогабаритной сельскохозяйственной техники, садово-огородного инвентаря и др.
2.3. Требования к школьному зданию

2.3.1. Количество детей в школе не должно превышать ее вместимости, предусмотренной проектом, по которому построено или приспособлено здание. Оптимальная вместимость в городских общеобразовательных учреждениях не должна превышать 1000 учащихся. Наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек. Вместимость сельских школ не должна превышать: для начальных малокомплектных школ - 80 учащихся, для школ 1, II ступеней - 250 учащихся, для школ 1, II, III ступеней - 500 учащихся.

2.3.2. Новые виды общеобразовательных учреждений (лицеи, гимназии, частные школы и др.) должны иметь либо отдельное здание, либо размещаться в отдельных отсеках с изолированным входом на базе функционирующих общеобразовательных школ.

2.3.3. Учебные помещения запрещается размещать в подвальных и цокольных этажах здания.

2.3.4. Этажность здания не должна превышать 3 этажей. Допускается в условиях плотной застройки городов строительство школ высотой 4 этажа. При размещении общеобразовательных учреждений в ранее выстроенных 4-5 этажных зданиях четвертый и пятый этажи необходимо отводить под редко посещаете учащимися кабинеты.

2.3.5. При размещении школы в приспособленном здании набор помещений, их площади определяются по согласованию с территориальными центрами Госсанэпиднадзора в каждом конкретном случае, исходя из вида общеобразовательного учреждения, числа и возраста учащихся, количества классов и проч.

2.3.6. Гардеробы в школах должны быть размещены на 1-м этаже с обязательным оборудованием ячеек для каждого класса.

Гардеробы должны быть оснащены вешалками для одежды и ячейками для обуви. Категорически запрещается устраивать гардеробы в учебных помещениях и рекреациях.

2.3.7. Для правильной организации карантинных мероприятий при возникновении инфекционных заболеваний необходимо повседневно использовать все имеющиеся в здании входы.

2.3.8. Набор помещений должен создавать условия для изучения обязательных учебных дисциплин (с учетом национальной и региональной специфики), а также дополнительных предметов по выбору учащихся в соответствии с их интересами и дифференциацией по направлениям для углубленного изучения одного-двух-трех предметов.

Учебные классы не должны находиться вблизи помещений, являющихся источниками шума и запахов (мастерских, спортивных и актовые залов, пищеблока).

2.3.9. Учащиеся 1 ступени в городских и сельских школах должны обучаться в закрепленных за каждым классом учебных помещениях, выделенных в отдельный блок.

2.3.10. О бучение учащихся II-III ступеней должно осуществляться по классно-кабинетной системе.

Классно-кабинетная система обеспечивает преподавание всех предметов в закрепленном классе-кабинете, в который транспортируются учебные пособия и технические средства обучения (ТСО). Количество классов-кабинетов для основных дисциплин принимается от количества старших классов.

Учебные кабинеты и лаборатории допускается размещать в любых этажах здания, кроме подвальных и цокольных.

Необходимо создавать специализированные секции, объединяющие кабинеты для дисциплин естественно-математического и гуманитарного циклов.

Для создания наилучших условий для учебной и внеучебной деятельности школьников II-III ступеней количество кабинетов и лабораторий в секции не должно превышать 6.

В сельской школе при малой наполняемости классов допускается использование учебных кабинетов по 2 дисциплинам.

Наиболее благоприятным является следующее сочетание предметов: химия-биология, математика-черчение, черчение-рисование, история-география, литература-иностранный язык.

2.3.11. Учебные помещения должны включать рабочую зону (размещение учебных столов для учащихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, ТСО, зону для индивидуальных занятий учеников и возможной' активной деятельности.

2.3.12. Площадь кабинетов должна приниматься из расчета 2,5 кв.м на 1 учащегося при фронтальных формах занятий. 3,3 кв. м при групповых формах работы и индивидуальных занятиях.

2.3.13. Площадь и использование кабинетов вычислительной техники должны соответствовать требованиям СанПиН 2.2.2.542-96.

2.3.14. Оптимальные размеры рабочей зоны учащихся зависят от угла видимости (связанного с расстоянием от доски до 1 боковых рядов - парт). Он должен составлять не менее 35 градусов для учащихся II-III ступеней школы и не менее 45 градусов для школьников 6-7 лет.

2.3.15. При каждом кабинете или группе из 2-3 кабинетов должна быть лаборантская (наличие лаборантской обязательно в кабинетах химии. физики, биологии, компьютерном классе).



2.3.16. Для углубленного изучения отдельных предметов и проведения практических занятий необходимо деление классов на 2-4 подгрупп


Смотрите также:
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения
1282.83kb.
6 стр.
Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений
133.35kb.
1 стр.
Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 4 1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях"
264.35kb.
1 стр.
Пояснительная записка к учебному плану
166.53kb.
1 стр.
Радиационная безопасность гигиенические требования к проектированию и эксплуатации ядерных реакторов
433.15kb.
3 стр.
Пояснительная записка к учебному плану на 2012-2013 учебный год муниципального бюджетного образовательного учреждения
217.77kb.
1 стр.
Влияние современных информационно-коммуникативных технологий на социализацию младших школьников
70.04kb.
1 стр.
-
2132.17kb.
11 стр.
Правила и нормативы 6 ионизирующее излучение, радиационная безопасность гигиенические требования к обеспечению радиационной безопасности
205.82kb.
1 стр.
Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам детского ассортимента
649.06kb.
2 стр.
П л а н проведения семинарских занятий с медицинскими работниками, выезжающими в загородные учреждения
433.16kb.
1 стр.
Вычислительная среда r как платформа для моделирования и обучения школьников и студентов
51.54kb.
1 стр.