Главная
страница 1

НАУЧНО- ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Секция МАТЕМАТИКА
ЧИСЛА- ВЕЛИКАНЫ ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС

ДАНИЛОВА ВИКТОРИЯ

ДАНИЛОВА МАРИНА

МОУ «Юманайская средняя общеобразовательная школа» с. Юманаи, 9 класс

Научный руководитель:

Яковлева Любовь Павловна,

учитель математики

МОУ «ЮСОШ», с. Юманаи


с. Юманаи, 2008


Содержание



  1. Введение…………………………………………………………………………….3 стр.

  2. Числовые великаны вокруг и внутри нас………………………………………..4 стр.

  3. Результаты опроса учащихся и населения……………………………………….5 стр.

  4. Миллион, его применение……………………………………………………… 7 стр.

  5. Миллиард, его происхождение ………………………………………………… 9 стр.

  6. Биллион и триллион, примеры……………………………………………… …10 стр.

  7. Квадрильон, таблица больших чисел……………………………………… ……11 стр.

  8. Интересные сведения…………………………………………………………. ….13 стр.

  9. Вывод……………………………………………………………………………....14 стр.

  10. Используемая литература………………………………………………………..15 стр.

  11. Приложение:……………………………………………………………………….16 стр.


Введение.
Люди научились считать еще в незапамятные времена. Сначала они просто различали один предмет перед ними или нет. Если предмет был не один, то говорили «много». Постепенно появилось слово для обозначения двух предметов. Счет парами очень удобен. И не случайно у некоторых племен Австралии и Полинезии до самого последнего времени было толь­ко два числительных: «один» и «два». А все числа, большие двух, получали названия в виде сочетаний этих двух числительных. Например, три -это «один, два», четыре - «два, два», пять - «два, два, один».

Наиболее древней и простой «счетной машиной» издавна являются пальцы рук и ног. И даже в наше время еще пользуются этим «счетным прибором», который всегда при нас. На пальцах можно решать примеры не только в пределах десяти. В древние времена люди ходили босиком. Поэтому они могли пользоваться для счета пальцами, как рук, так и ног. Таким образом, они могли, казалось бы, считать лишь до двадцати. Но с помощью этой «босоногой машины» люди могли достигать значительно больших чисел, так как они фактически пользовались двадцатеричной системой счисления: 1 человек - это 20, 2 человека - это два раза по 20 и т.д.

Запомнить большие числа трудно, поэтому к «счетной машине» рук и ног добавляли механические приспособления.

На более высокой стадии развития люди стали применять при счете различные предметы. Так, одни пользовались для запоминания чисел камешками, зернами, веревкой с узелками, другие - палочками с зарубками. Это были первые счетные приборы, которые, в конце концов привели к образованию различных систем счисления.

В древние времена, когда человек хотел показать, сколькими животными он владел, он ещё не умел пользоваться числами. В большой мешок он клал столько камешков, сколько у него было животных. Чем больше животных, тем больше камешков. Слово «калькулятор» произошло от латинского «калькулюс», что означало «камень»!

Позднее человек научился использовать символы для разных единиц счёта. Он рисовал чёрточку или другую отметку для любого предмета, который он считал, но у него по-прежнему не было слов, чтобы обозначать цифры. Ещё позднее человек начал считать с помощью пальцев на руке. Так как у нас 10 пальцев на руках, это привело к использованию цифры 10 в системах счёта.

Для удобства чтения и запоминания больших чисел цифры их разбивают на так называемые «классы».

Первый класс даёт число единиц, второй класс – тысяч, третий – миллионов и т.д. Поэтому говорят, что единица второго класса есть тысяча; единица третьего класса – миллион, единица четвёртого класса называется миллиардом или биллионом (1 миллиард = 1000 миллионов).

Единица пятого класса называется триллионом(1 триллион = 1000 биллионов или 1000 миллиардов). Единицы шестого, седьмого, восьмого и т. д. классов(каждая в 1000 раз больше предшествующей) называются квадриллионом, квинтиллионом, секстиллионом, септиллионом и т.д. Система счёта, которую мы используем сегодня, была изобретена в Индии тысячу лет назад.

Цель нашей работы заключается в том, чтобы узнать:



  • на сколько учащиеся нашей школы и население хорошо знают о числах- великанах;

  • о происхождении больших чисел;

  • о применении самых больших величин в разных областях науки и техники.

Способами и методами исследования явились: Интернет- ресурсы, опрос среди школьников и жителей села, литература со сведениями о числах – великанах.

ЧИСЛОВЫЕ ВЕЛИКАНЫ ВНУТРИ И ВОКРУГ НАС.
Числовые великаны находятся внутри и вокруг нас. Это как нельзя лучше иллюстрирует русская головоломка о крестьянине, волке, козе и капусте. Можно ли узнать, сколько съедает крестьянин за всю жизнь? Сколько выпивает молока и кваса, выхлебывает щей и съедает каши? Сколько ему надо мяса и рыбы, картофеля и яиц, не говоря уже о кофе и коньяке? По подсчетам исследователей для этого потребуется длинный товарный поезд весом около

1 000 000 000 граммов.

Интересный числовой великан связан с волком. Преследуя добычу, серый хищник может в сутки пробежать более 65 км, что составит за год 23790 км, за 15 лет жизни он может пробежать 356850 км, а если перевести это число в миллиметры, то получится расстояние от Земли до Луны! Недаром говорят в народе: "Волка ноги кормят"!

Любопытная головоломка связана с козой. Известно, что козья шерсть - лучшее сырье для пуховых платков. На одном квадратном сантиметре кожи козы растет примерно 1000 волос. Если представить себе тело козы в виде параллелепипеда с размерами 20 см,30см,50 см, то площадь, занятая волосами, будет равна 6200 см2, и тогда на козе имеется 6200000 волосинок. А сколько в мире коз? Пусть в среднем имеется одна коза на 1000 жителей, тогда на 5000000000 жителей Земли приходится 5000000 коз.

Еще более интересный числовой великан связан с капустой. Игральные карты были впервые придуманы в России думским дьяком Степаном Бутлером. Царю Ивану Грозному очень понравилась новая игра, и он пообещал щедро наградить изобретателя, выполнив любую его просьбу. Степан же Бутлер, любивший закусывать квашеной капустой, попросил выдать ему столько кочанов капусты, сколько получится, если на первую карту положить один кочан, на вторую - два, на третью - четыре, на четвертую - восемь и так на каждую следующую карту вдвое больше, чем на предыдущую, до последней 36-й карты.

Когда царский математик подсчитал размеры награды, то оказалось, что думскому дьяку надо выдать 236 - 1 = 68719476735 кочанов! Такое количество капусты невозможно было вырастить на скромной площади тогдашней России, а поскольку Иван Грозный любил держать данное им слово, то немедленно принялся расширять пределы царства. Это и явилось истинной причиной завоевания Казанского и Астраханского ханств.


Результаты опроса на вопрос «Как хорошо вы знаете о больших числах ?»




Учащиеся 1-8 классов хорошо знают миллион (50 %), чуть хуже знают о миллиардах и триллионах (20%и 15%соответственно),а о более больших числах слышали, но не могут определить количество нулей.

Учащиеся старшего звена знают о больших числах больше,50% знают и используют миллиард, 30% - триллион, по 10 %- квадриллион и квинтиллион.



Население от 20 до 40 лет мало применяет в жизни большие числа и поэтому знают о числах – великанах не много: только 20 % населения знают о триллионе.




Население старше сорока лет мало использует числа-великаны, и по статистике мало знакомо с ними, что подтверждают результаты опроса. А с числом триллион знакомы только 5 % населения.



МИЛЛИОН.
Любопытна история числительного «миллион». В 1271 г. венецианский купец Марко Поло отправился в далекий и загадочный Китай. Путь в Китай лежал через многие страны. Вернувшись, домой почти через четверть века, он не переставал восторгаться увиденными чудесами. В его речи то и дело слышалось: «Миллионе.. .миллионе"». Слово «mille» («тысяча») было известно еще в Древнем Риме. Словечко «миллионе», которым отважный путешественник называл тысячу тысяч, прочно пристало к Марко Поло. Современники прозвали его Марко Миллионе.

Как велик миллион?

Здесь вспоминается стихотворение Станислава Косенко.

«Миллион».

У отца спросил Антон: – Это сколько — Миллион?

И ещё спросила Алла– Это много или мало?

Поразмыслив, наконец, вот что им сказал отец:

(Знайте, дети, это впредь), миллион - смотря чего

Вы хотите заиметь. Вот возьмём ведро песка.

В нём, глядишь, наверняка, если правильно учесть,

Миллион песчинок есть.

А в итоге – тем песком не построишь новый дом.

А вот если сгоряча купишь столько кирпича.

Можно им, как ни крути, и посёлок возвести.

– До чего ж, – сказал Антон, – очень разный

Миллион!

Величественная внушительность числовых великанов – миллиона, миллиарда, даже триллиона – заметно померкла бы для нас тогда, когда числа эти вместе с потоком бумажных денег проникли бы в нашу повседневную жизнь. Когда месячные расходы в хозяйстве небольшой семьи достигали бы миллиардов, а бюджет второстепенного учреждения выражался триллионами, естественно была бы мысль, что эти прежде недоступные воображению числа вовсе не так огромны. Трудно было бы поражаться громадности семизначного числа рублей, за которые не давали бы и полной крынки молока. Не подавлял бы ума миллиард, на который не купишь сапог.

Но было бы заблуждением думать, что благодаря проникновению числовых великанов со своих недосягаемых высот в прозу житейского обихода мы познакомились с ними лучше, чем раньше. Миллион по-прежнему остаётся для большинства людей тем, чем и был, - «знакомым незнакомцем». Скорее даже наоборот: ходячее представление о миллионе сделалось ещё превратнее. Мы и раньше склонны были уменьшать величину этого числа, превышающего силу нашего воображения. Когда же миллионами числами стали выражаться весьма скромные в сущности ценности, миллион сжался в нашем воображении до размера довольно обыкновенного, легко постигаемого числа.


  • Идёт молва, что человек, узнав впервые, что от Земли до Солнца 150 миллионов километров, простодушно воскликнул:

- Только всего?


  • Какого роста достигал бы человек в миллион раз выше обычного роста ?

1700 километров! Он был бы всего в 8 раз меньше поперечника земного шара. Буквально одним шагом мог бы он перешагнуть из Ленинграда в Москву, а если бы лёг, то растянулся бы от Финского залива до Крыма…

Рисунок 1.



  • Сделав миллион шагов по одному направлению, мы отошли бы километров на 600. От Москвы до Ленинграда примерно и будет миллион шагов.

Миллион – старейший числовой великан, наименование которого впервые появилось в 1500 году в Италии.

Английский натуралист А.Р.Уоллес, знаменитый сподвижник Дарвина, придавал весьма серьёзное значение развитию правильного представления о миллионе. Он предлагал «в каждой большой школе отвести одну комнату или зал, на стенах которой можно было бы показать, что такое миллион. Для этой цели нужно иметь 100 больших квадратных листов бумаги, в 4 фута каждый, разграфленных квадратиками в четверть дюйма, оставив равное число белых промежутков между чёрными пятнами. Через каждое 10 пятен нужно оставлять двойной промежуток, чтобы отделить каждую сотню пятен(10 х10).Таким образом на каждом листе будет по 10 тысяч чёрных пятен, хорошо различимых с середины комнаты, а все сто листов будут содержать миллион пятен».

Взаимные расстояния планет измеряются десятками и сотнями миллионов километров, расстояния звёзд – миллионами миллионов километров, а число молекул в кубическом сантиметре окружающего нас воздуха – миллионами миллионов миллионов.


  • Сколько же времени отняла бы у нас работа – пересчитать миллион каких-либо предметов, по одному в каждую секунду?

Оказывается, что, считая безостановочно по 10 часов в сутки, мы закончили бы подсчёт в месяц времени! Приблизительно удостовериться в этом нетрудно устным вычислением: в часе 3600 секунд, а в 10 часах – 36000; в трое суток мы, следовательно, пересчитаем всего около 100 тысяч предметов; а так как миллион в 10 раз больше, то чтобы досчитать до него, понадобится 30 дней.

  • Величина обыкновенной комнатной мухи – около 7 мм в длину. А какова же будет её длина после увеличения в миллион раз?

Умножим 7 мм на миллион, получим 7 км – примерно ширина Москвы или Ленинграда.

Значит муха, увеличенная в миллион раз, могла бы покрыть своим телом столичный город!

Рисунок 2.


  • Миллион человек, выстроенных в одну шеренгу плечом к плечу, растянулись бы на 250 км.

  • В России проживает около 150 млн. человек. Если все люди встанут в шеренгу, то какой длины будет эта шеренга? (Пусть каждый человек занимает месть длиной 50 см). Сравнить длину этой шеренги с длиной Земного экватора.

150 000 000 · 50 = 7 500 000 000 (см) = 75 000 000 (м) = 75 000 (км)
75 000 > 40 000 км, т.к. длина Земного экватора около 40 тыс. км.



  • Миллион точек типографского шрифта книги –поставленных рядом вплотную, вытянулись бы в линию длинной в сотню метров.

  • Зачерпывая миллион раз напёрстком, мы вычерпаем около тонны воды.

  • Книга в миллион страниц имела бы толщину в метров 50.

  • Миллион дней – более 27 столетий.

  • От начала нашей эры не прошло ещё миллиона дней!

Слово «миллион» понимается всеми одинаково: тысяча тысяч. Но слово биллион, триллион и т.д. придумали сравнительно не так давно. И ещё не получили единообразного значения. При финансовых расчётах и в житейском обиходе принято у нас называть «биллионом» тысячу миллионов, а «триллионом» - миллион миллионов. Но в книгах по астрономии и физике мы встречаем эти названия в другом значении: биллион означает здесь не тысячу, а миллион миллионов, триллион – миллион миллионов миллионов, квадрильон - миллион миллионов миллионов миллионов и т.д. В научных книгах каждое новое высшее наименование принято давать миллиону низших. А в финансовых расчётах и в обиходе – тысяче низших.

Итак, физик или астроном называет биллионом то, что финансист называет триллионом. Во избежание недоразумений следует наименование всегда сопровождать цифрами



МИЛЛИАРД.
Слово «миллиард» для названия числа 1 000 000 000 имеет французское происхождение. Его синоним - «биллион». Приставка «би» по-латыни означает «двойной» - к тысяче как бы присоединяются два «вагончика» но три нуля. Далее названия чисел образуются от латинских наименований таких вагончиков, прицепляемых справа:

1 000 000 000 000 - триллион,

1 000 000 000 000 000 - квадриллион,

1 000 000 000 000 000 000 - квинтиллион.

Миллиард – самое молодое из названий чисел. Оно вошло в употребление лишь со времени окончания франко - прусской войны (1871 г.), когда французам пришлось уплатить Германии контрибуцию в 5000 000 000 франков. Как и « миллион », слово «миллиард» происходит от корня – тысяча и представляет собою итальянское увеличительное от этого существительного.

Слово «миллиард» употребляется у нас в смысле тысячи миллионов и при денежных вычислениях и в точных науках. Но , например, в Германии и в Америке под миллиардом иногда разумеют не тысячу, а сто миллионов. Этим можно объяснить то, что слово «миллиардер» было в ходу за океаном ещё тогда, когда ни из американских богачей не имел состояния в тысячу миллионов. Огромное состояние Рокфеллера незадолго до войны исчислялось «всего» 900 миллионов долларов, а остальных «миллиардеров» - меньшими числами. Только во время мировой войны появились в Америке миллиардеры в нашем смысле слова..(их иногда называют там «биллионерами»).

Чтобы составить представление об огромности миллиарда можно рассмотреть такой пример: в книге заключается немногим более 200 000 букв. В пяти таких книжках окажется один миллион букв. А миллиард букв будет заключать в себе стопка из 50 000 экземпляров таких книг – стопка, которая, будучи аккуратно сложена, составила бы столб высотой с бывший Исаакиевский собор.

В одном кубометре содержится ровно миллиард кубических миллиметров (1000 х 1000 х 1000). Если поставить эти крошечные миллиметровые кубики один на другой , то получится столб высотой 1000 километров!



  • Миллиард минут составляет более 19 столетий.

  • Сколько времени потребуется человеку, чтобы сосчитать миллиард зерен, если он в минуту будет считать по 100 зерен?

Решение:

1 000 000 000 : 100 = 10 000 000 (мин)
10 000 000 : 60 = 166 667 (ч) ~ 170 000 (ч)
170 000 : 24 ~ 7 000 (суток)
7 000 : 365 ~ 16 (лет) беспрерывного счета. Если же человек будет считать по 8 ч в день, то ему понадобится около 50 лет. Если же учитывать, что человек не может считать с такой скоростью, то ему понадобится еще больше времени.


БИЛЛИОН И ТРИЛЛИОН.
Ощутить огромность этих числовых исполинов трудно даже человеку, привычному к обращению с миллионами. Великан – миллион – такой же карлик рядом с сверхвеликаном - биллионом, как единица рядом с миллионом. Об этом взаимоотношении мы обычно забываем и в своём воображении не делаем большой разницы между миллионом, биллионом и триллионом. Мы тогда не думаем, что одно из этих чисел в миллион раз больше другого и что первое относится ко второму приблизительно так, как расстояние от Берлина до Сан - Франциско относится к ширине улицы.

Волос. увеличенный по толщине в биллион раз, был бы раз в 8 шире земного шара, а муха при таком увеличении была бы в 70 раз толще Солнца!

Расставленные в ряд вплотную одна к другой 100 биллионов букв образовали бы нить, которой можно было бы обернуть земной шар по экватору пять тысяч раз!

Одним триллионом кирпичей можно было бы, размещая их плотным слоем по твердой поверхности земного шара, покрыть все материки равномерным сплошным пластом высотою почти с четырёхэтажный дом.

чтобы изготовить такое число кирпичей, все кирпичные заводы должны были бы работать 200 миллионов лет, выпуская ежегодно по 5 миллиардов штук.

Молекула по ширине меньше точки типографического шрифта книги примерно в миллион раз. Если же триллион таких молекул поместить вплотную на одну нитку, то ею можно было бы семь раз обмотать земной шар по экватору!

В каждом кубическом сантиметре воздуха (примерно в напёрстке) насчитывается от 20 до 30 триллионов молекул. Число молекул в кубическом сантиметре газа выражается десятками триллионов. Число колебаний в секунду для самых быстроколеблющихся волн лучистой энергии около 40 триллионов.

КВАДРИЛЛИОН.
В старинной ( XVIII в.) «Арифметике» Магницкого приводится таблица названий классов чисел, доведённая до квадрильона, т.е. единицы с 24 нолями. При этом Магницкий придерживался той квалификации чисел, которое даёт каждое новое наименование миллиону низших единиц: биллион – миллион миллионов и т.д. Такая система наименований больших чисел принята была и в более поздних русских школьных руководствах. И лишь сравнительно недавно получила у нас распространение нынешняя « обиходная » система наименования.

Древняя славянская лестница больших чисел была до XV века гораздо скромнее и достигала только до ста миллионов.

«тысяща» …………… 1 000

«тьма» …………… 10 000

«легион» ………….. 100 000

«леодр» …….. …… 1 000 000

« вран» ……………. 10 000 000

«колода» ………….. 100 000 000

Магницкий широко раздвинул в своей таблице древние пределы больших чисел. Он считал практически бесполезным доводить систему наименований числовых великанов чересчур далеко.

И в наши дни таблица Магницкого почти достаточна для исследователей природы. При измерении расстояний до отдаленнейших светил, едва улавливаемых фотоаппаратом с помощью сильнейшего телескопа, астрономам не приходится обращаться к наименованиям свыше миллиона. Самое отдалённое из известных нам небесных тел отстоит от Земли на 100 миллионов «световых» лет. Если выразить это расстояние в сантиметрах, то получится около 100 квадрильонов.

Если же подсчитать, сколько капель в океане (приравнивая объём капли 1 куб.мм), то это число исчисляется тысячами квадрильонов. А если же хотим выразить, сколько граммов вещества заключает вся наша солнечная система, понадобились бы названия выше квадрильона, так как в числе этом 34 цифры (2 и 33 ноля ): две тысячи квинтильонов.
Наименования больших чисел.

Наименование

Сколько нулей

при единице

Наименование


Сколько нулей

при единице


Тысяча

3

Дециллион

33

Миллион

6

Ундециллион

36

Миллиард (биллион)

9

Додециллион

39

Триллион

12

Тредециллион

42

Квадрильон

15

Кваттуордециллион

45

Квинтильон

18

Квиндециллион

48

Секстильон

21

Седециллион

51

Септиллион

24

Септдециллион

54

Октиллион

27

Дуодевигинтиллион

57

Нониллион

30






Большие числа с более 12 нулями редко употребляются и мало кому известны.

Арифметический великан особого рода – кубическая миль, т.е. географическая миль, составляющая 15-ю долю экваториального градуса и заключающую 7420 метров. Кубическая миль – самая большая из наших объёмных мер.

Ящик объёмом в одну кубическую географическую милю мог бы вместить здания всего мира, флоты всех государств, все машины и сооружения пяти частей света, население всего земного шара, всех жителей нашей планеты – и притом не был бы ещё полон до верху!

Рисунок 3.

Чтобы представить высоту такой кубической мили, необходимо поставить одинаковой с ней высоты человеческую статую рядом с этим ящиком. Статуя будет более семи километров высоты. В такой статуе будет колено будет находиться на высоте 1800 метром; нужно было бы взгромоздить одну на другую 25 египетских пирамид, чтобы достигнуть поясницы статуи.

Из земного шара можно сделать 600 миллионов подобных ящиков. Кубическая миля пшеничных зёрен насчитывала бы их несколько триллионов.

Кубический исполин – настоящий пожиратель других исполинов.

Ящик в один кубический километр мог бы вместить 5 000 биллионов спичек. уложенных вплотную; для изготовления такого количества спичек фабрика, выпускающая миллион спичек в сутки, должна была бы работать 14 миллионов лет; а чтобы такое количество спичек доставить, потребовалось бы 10 миллионов вагонов – поезд длиною в 1 000 000 километров; в 2,5 раза длиннее земного экватора.

ИНТЕРЕСНЫЕ СВЕДЕНИЯ.
Масса нашего солнца в граммах равна

1 983 000 000 000 000 000 000 000 000 000 000

(1 983 квинтиллионов).

Радиус Земли – 6 400 км.

Площадь земного шара – 510 млн. кв. км.

Среднее расстояние от Земли до Солнца – 150 млн. км.

Диаметр нашей Галактики – 85 тыс. световых лет

1 световой год = 9 трлн. 500 млрд. км.

Примерно 1 млн. дней минул со дня открытия первых Олимпийских игр в Древней Греции (776 г. до н.э.)

С начала нашей эры прошло более миллиарда секунд.

И в истории есть большие памятные даты. В XIV веке началась длительная и тяжёлая война между Англией и Францией. Она продолжалась с перерывами более ста лет, и поэтому её назвали Столетней войной ( 1337-1453).

В нашей школе в 1941 году был первый выпуск учащихся, выпускались 22 ученика. В послевоенные годы число выпускников резко уменьшилось: в 1946/47 и 1947/48 учебных годах выпускались всего лишь по три ученика. Самое большое количество выпускников было в 1978/79 учебном году, когда выпускались 100 учеников. Всего выпусков было по сегодняшний день 65, а количество выпускников – 2592 ученика



ВЫВОД

Люди научились считать еще в незапамятные времена. Сначала они просто различали один предмет перед ними или нет. Если предмет был не один, то говорили «много».

Наиболее древней и простой «счетной машиной» издавна являются пальцы рук и ног. И даже в наше время еще пользуются этим «счетным прибором», который всегда при нас.

Запомнить большие числа трудно, поэтому к «счетной машине» рук и ног добавляли механические приспособления.

В детстве нас мучил вопрос, какое существует самое большое число, и мы изводили этим дурацким вопросом практически всех подряд. Узнав в школе о числах сто и тысяча, задавали себе вопрос: а что дальше? Как называется число, большее тысяча? Узнав о миллионе, возникал вопрос- а как называется число, которое больше миллиона? Миллиарда?

Поэтому мы и взяли эту тему, хотели больше знать о числах – великанах и об их происхождениях. Ведь большие числа играют не маловажную роль в нашей жизни.

В своей работе мы старались показать важность больших чисел. Хотелось бы, чтобы и в школе уделяли больше времени на изучение чисел – великанов.

Используемая литература:


  1. Я.И.Перельман. Занимательная арифметика. М., 1994 г., АО «Столетие».

  2. Я.И.Перельман. занимательная алгебра. М., 1994 г., АО «Столетие».

  3. 3. М.Я.Выгодский. Справочник по элементарной математике. М., АСТ, Астрель.

4.А Ликум. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей.

Филологическое общёство «Слово», АСТ, Москва, 1999г.

5.Энциклопедия элементарной математики, т.I, Арифметика, М.,1961г. Ленинград.

4. С.А.Молис. Книга для чтения по зоологии, М., «Просвещение», 1986 г.

5. И.В.Душина, В.А. Коринская. География. Наш дом –Земля. Материки, океаны, народы и страны. Дрофа, М., 2005 г.

6.Ю.Школьник, Ю.Золотарёва. Атлас животных. М., 2006 г.

7.Е.В.Агибалова, Г.М.Донской. История средних веков. М., «Просвещение», 2001 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Рисунок 1. Человек, увеличенный в миллион раз.




Рисунок 2. Муха, увеличенная в миллион раз.

Рисунок 3.Ящик объёмом в одну кубическую географическую милю.

Гигант моря - синий кит - обладает огромным, мощным телом длиной до 33 метров и массой до 130 тонн, если в килограммах, то массой до 130 000 кг. У синего кита желудок длиной 3,5 м, кишечник – 200 м, огромная печень от 500 до 1000 кг. Язык кита мягкий, шарообразный, массой до 1,5 – 2 тонн.

Рисунок 4. Гигант моря - синий кит.



Рисунок 5. Самая большая костная рыба – рыба – луна.


Высота до 4,3 метров, длина до 3 метров, а вес достигает до 2,2 тонн, т.е. 2 200 кг.


Рисунок 6. Динозавр.

Среди древних вымерших пресмыкающихся выделялись динозавры – гигантские ящеры. Самыми крупными из них были полуводные ящеры – бронтозавры, брахиозавры.

Огромный бронтозавр был массой около 30 тонн (это в 5 раз больше массы африканского слона) и высотой до 5 метров.

Брахиозавр массой около 45 тонн, высотой до 12 метров был, вероятно, одним из крупнейших среди каких-либо живших обитателей Земли.



Рисунок 7.


Самые крупные хищники джунглей – тигры. Эти кошки живут и охотятся в одиночку. Тигры прекрасно плавают, в жару нередко купаются, чтобы охладиться. Они часто бродят возле человеческого жилья, воруя домашний скот, собак и даже нападая на людей. Тигры не лазают по деревьям, охотятся только на земле.

Рисунок 8. Гребнистый крокодил- самая большая рептилия. Длина до 6 метров, вес до 1000 кг, т. е. 1 тонны. Самое большое земноводное нашей планеты – гигантская саламандра, живущая в Японии.

Рисунок 9. Африканский слон

Самое большое наземное млекопитающее - африканский слон. Высота его достигает до 3,2 метра, вес до 5,5 тонн ,т.е. до 5 500 кг.




Рисунок 10. Жираф.

Это самое высокое из всех живущих на Земле животных. Его огромный рост, который может достигать 6 метров, в основном приходится на ноги и шею. Язык у жирафа часто достигает длины 46 см. Жираф может скакать галопом со скоростью более 50 км/час, если его преследуют, и перегнать самую быструю

л


ошадь.

Рисунок 11. Африканский страус ростом до 2, 75 метра, массой до 90 кг.



Рисунок 12. Американский омар - длиной до 60 см и массой до 15кг.

Лангусты по величине бывают до 75 см. У лангустов заметны длинные усики, а грудь их покрыта многочисленными шипиками. Лангустов и омаров считают пищевым деликатесом и ловят в большом количестве.

У берегов Африки, Америки и Европы живут огромные раки – омары и лангусты. Европейский омар бывает длиной до 50 см и массой 11 кг

. Рисунок 13.

Крупная птица – Моа.
В Новой Зеландии обитала ещё более крупная птица – Моа высотой до 3,5 метра. Эта птица была уничтожена в начале XIX века. А на острове Мадагаскар в XVII в. вымерли эпиорнисы высотой до 5 метров. Гигантское яйцо эпиорниса было массой около 10 кг. В нашей стране самой большой птицей считается дрофа, обитающая в степях

.

.



.

Рисунок 14. Гигантский кальмар.



Самый большой моллюск – гигантский кальмар.

Длина его достигает до 20 метров.




Рисунок 15. Австралийский червь.

Самый большой земляной червь – австралийский. Его тело бывает длиной до 2,5 м при толщине 2 -2,5 см. Если бы такой червь полз по поверхности Земли, то его издали можно было бы принять за змею. Число сегментов его тела достигает до 200 – 300.




Великаны из растительной среды




БАОБАБ, дерево семейства бомбаксовых, характерное для саванн Африки. Ствол в окружности до 25 м (иногда до 40 м). Живет до 5 тыс. лет. Плоды съедобны. Из волокон коры изготовляют веревки и грубые ткани. Разводят в тропиках.

Рисунок 16. БАОБАБ



ЭВКАЛИПТ, род вечнозеленых деревьев (высота до 100 м) и кустарников семейства миртовых. Около 500 видов, в Австралии и на прилегающих островах (преимущественно в тропиках и субтропиках). Широко выращиваются во многих странах мира. Отличаются быстрым ростом (прирост до 5 м в год). Древесину используют в вагоно- и кораблестроении, в целлюлозно-бумажной промышленности; кора содержит дубильные вещества, листья и молодые побеги — эвкалиптовое масло.

Рисунок 17. ЭВКАЛИПТ,




Банан – высокое, иногда гигантское (до 15 метров) травянистое растение, с мощным корневищем, упрощенным толстым стеблем и ложным стволом, образованным огромными влагалищами крупных листьев.

Рисунок 18.БАНАН


Самые–самые большие из области географии.
Самый большой материк Земли – Евразия, его площадь 50,6 млн.км2;

Самая большая средняя высота материка над уровнем моря – в Антарктиде с шельфовыми ледниками – 2040 м;



Наибольшая высота суши над уровнем моря- горы Джомолунгма (Эверест) – 8848 метров.

Сколько этажей имел бы дом высотой в эту гору, если считать, что расстояние между этажами 4 м?

8 848 : 4 = 2 212 (этажей)!

Рисунок 19.Горы Джомолунгма.


Самый большой остров Земли –Гренландия – 2176 тыс. км 2;

Гренландия почти целиком покрыта огромным ледяным панцирем, и лишь прибрежная полоса свободна ото льда. В прибрежных водах обитают гренландские тюлени и гренландские киты.

Рисунок 20. Остров Гренландия.

Самая длинная река Нил - 6671 км.

Самый высокий водопад мира – Анхель на реке Чурун (Гвинейское плоскогорье, Венесуэла).

Самый высокий вулканЛьюльяйльяко (в Южной Америке) – 6723 метра над уровнем моря.

Самое большое озеро Каспийское; его площадь 371 тыс.км2.



Самый большой океан –Тихий, его площадь – 178 684 тыс.км2; глубина тоже наибольшая – 4 281 метр;наибольшая глубина мирового океана –Марианский желоб11 022 метра.

Рисунок 21.Тихий океан.
Самая большая пустыня – Сахара, только за последние полвека она значительно продвинулась на юг и увеличила свою площадь на 650 тыс. км2.

Рисунок 22.пустыня Сахара.



Самый большой остров России – Сахалин, площадь его составляет 76 400 км2;




Смотрите также:
Международная научно-практическая конференция V международные Гольшанские чтения
32.59kb.
1 стр.
Научно-практическая конференция по развитию сельской кооперации
12.53kb.
1 стр.
Iii международная научно-практическая конференция «Современные проблемы уголовной политики»
27.56kb.
1 стр.
Межрегиональная научно-практическая конференция «Воскресенский кафедральный собор: прошлое, настоящее, будущее»
28.04kb.
1 стр.
Лицей №1533 (информационных технологий), Москва X всероссийская научно-практическая школьная конференция «Электронная Россия: выбор молодых»
67.38kb.
1 стр.
Халықаралық ғылыми-тәжірибелік конференция Международная научно-практическая конференция
138.22kb.
1 стр.
Международный центр науки и образования V международная заочная научно-практическая конференция «Научная дискуссия: вопросы юриспруденции»
41.13kb.
1 стр.
Международный центр науки и образования XV международная заочная научно-практическая конференция «Научная дискуссия: вопросы медицины»
57.64kb.
1 стр.
Наименование темы, вид мероприятия (выставка, конференция, семинар) Организатор
23.14kb.
1 стр.
Международный центр науки и образования VIII международная заочная научно-практическая конференция «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии»
43.12kb.
1 стр.
Прошла X юбилейная межвузовская научно-практическая студенческая конференция в имэп кгту 14 мая 2013 г в Имэп кгту прошла xмежвузовская научно-практическая конференции студентов «Проблемы развития экономики и менеджмента в России
58.5kb.
1 стр.
Научно-практическая конференция
82.84kb.
1 стр.