Главная
страница 1
«Критерии отбора и система подготовки юных баскетболистов с учетом реальных возможностей школы»

Автор: Тихомирова Н.С.

учитель физической культуры

МАОУ «Гимназия» г.Валдай
Введение

Баскетбол – популярнейшая спортивная игра в мире. За свою более чем вековую историю она снискала огромное число почитателей во всем мире. Более чем в 150 странах мира миллионы людей занимаются баскетболом. В соответствии с неофициальной статистикой в баскетбол играют свыше 200 млн. человек во всем мире. Не последней причиной популярности баскетбола для занятий им в свободное время является его корректность и необходимая самодисциплина.

Присущие игре высокая эмоциональность и зрелищность, многообразие проявления физических качеств и двигательных навыков, интеллектуальных способностей, психических возможностей привлекает к себе все возрастающий интерес миллионов поклонников и у нас в стране. Такое всестороннее и комплексное воздействие на занимающихся дает право считать баскетбол не только увлекательным видом спорта, но и одним из наиболее действенных средств физического и нравственного воспитания.

Достижение спортивного результата требует от играющих целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, уверенности в себе, чувства коллективизма.

Противоборство, целью которого является взятие корзины соперника и защиты своей, вызывает проявление всех жизненно важных для человека физических качеств: скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей, гибкости и выносливости.

Критерии отбора

При приеме в секцию дополнительного образования я особое внимание обращаю прежде всего на характер ребят, а не на их игровые способности. Считаю, что каждый из желающих заняться баскетболом, должен иметь шанс, несмотря на все критерии отбора, сложившиеся в нашем виде спорта. Лучше, если ученик сам поймет, что это не то, чем бы он хотел заниматься дальше и выберет что–то другое для дополнительного образования. Хуже, если на начальном этапе я снижу его самооценку, отказав принять в секцию.

Специалисты выделяют три важнейшие подсистемы отбора:

1) спортивная ориентация, являющаяся спортивно - педагогическим процессом, включающим по меньшей мере, три подраздела: открытие талантов, их направление в сторону определенного вида спорта и введение их в начальные фазы специализированной спортивной тренировки;

2) отбор, который является процессом периодического отбирания лучших спортсменов на различных этапах их спортивного совершенствования (спонтанный и организованный отбор);

3) формирование команд, представляющее процесс организации, комплектования и сплочения спортивного коллектива.

Подчеркивая роль генетически обусловленных факторов при отборе (рост, темперамент) специалисты отмечают, что «генетический фундамент дает только границы, он только лимитирует определенные качества, тогда как тренировочный аспект является решающим фактором их проявления и совершенствования». Сам отбор – лишь обязательная составная часть тренировочного процесса и «с помощью упорной и профессионально проводимой работы можно достичь отличных результатов и у менее талантливых спортсменов».

Ученые, начиная с древних греческих и римских философов, предполагали, что личность, интеллект и эмоциональная сфера человека в какой – то мере связаны с его телосложением и внешним видом. На протяжении многих столетий делались попытки научно обосновать зависимость между различными параметрами телосложения и чертами личности. Хочу остановиться на работе Шелдона. После работы в течение ряда лет в области классификации типов телосложения и издания книги «Типы телосложения» в 1940 г. Шелдон и его сотрудники приступили к исследованию возможных связей между внешним видом и поведением человека. Шелдон разработал, пользуясь терминологией, «конституционную теорию» личности, в которой он выдвигает предположение о том, что по типу телосложения можно предсказать, какими личностными чертами обладает человек. Для тренеров наибольший интерес представляет вывод Шелдона о том, что инвалид с развитой мускулатурой (мезоморф) также проявляет сочетание личностных черт,

характеризующих его как здравомыслящего, социально открытого (активного) и

экстравертированного человека. Данные экспериментальных исследований в наше время подтвердили, однако, что в определенных видах спорта выдающиеся спортсмены почти всегда отличались специфическими характеристиками телосложения. Это относится как к мускулистым тяжелоатлетам и метателям, так и к более стройным стайерам и баскетболистам.

В своей повседневной работе стараюсь учитывать эти научные данные по определению спортивной ориентации одаренных детей.

Система подготовки юных баскетболистов

Мой 25- летний тренерский опыт воспитания спортсменов показал, что достижение высоких спортивных результатов зависит от единства физической, технической, тактической, волевой и теоретической подготовки.

Волевая подготовка – одно из необходимых слагаемых этого единства, без которого немыслимы успехи в спорте. Вопросы воспитания воли спортсмена в последние годы приобретают все большую значимость. Занятия физической культурой и спортом, спортивная тренировка – это не только развитие двигательных качеств, формирование двигательных навыков, но и волевая закалка занимающихся, совершенствование их волевых качеств, воспитание интеллектуальной и моральной основы воли. Спортивная деятельность с одной стороны требует для достижения высоких результатов проявления волевых качеств, а с другой стороны, является сильным средством их развития и формирования. Задача учителя, тренера состоит в том, чтобы сознательно и целенаправленно использовать регулярные занятия спортом, спортивную тренировку, подготовку к соревнованиям и участие в них для формирования волевых качеств, целеустремленности, решительности, смелости, выдержки, самообладания, настойчивости и других. Спортсмен обязан не только теоретически знать, что такое воля, во имя чего он должен действовать и проявлять определенные волевые качества в той или иной обстановке, но и иметь практику в совершении направленных волевых действий и поступков.

Нужна многократная практика волевых действий, чтобы знания о правильном поведении превратились в привычку, а единичное проявление отдельных волевых качеств – в постоянные черты характера.

Увеличение соревновательного периода и количества сыгранных игр в течение учебного года повышает нервно – психическую и физическую нагрузку спортсменов. Многие тренера и специалисты считают, что тренировка должна быть сложнее и напряженнее самого трудного матча и являться основой для быстрого овладения высотами спортивного мастерства, а выполнять большую по объему и интенсивности тренировочную работу могут только целеустремленные, настойчивые люди.

Поэтому в своей работе применяю поточный метод тренировки. Сама по себе высокая организованность и плотность занятия уже являются дисциплинирующем и воспитывающим фактором. Часть тренировки в воспитательных целях провожу в сложных условиях, подчас более сложных, чем в игре с сильным соперником (упражнения 2*1, 3*2, 3*1). Такие упражнения заставляют защитников работать с предельной нагрузкой и проявлять яркие черты своего характера. Поточный метод дает возможность чередовать интенсивные действия с отдыхом, ставить конкретные задачи, превращать тренировку в негласное соревнование между отдельными спортсменами или группами.

На базе Гимназии группа дополнительного образования «Выше, быстрее, сильнее» с направленностью на баскетбол работает пятый год. Не стану скрывать, что из 25 человек в группе, четыре игрока прошли уже несколько лет обучения в

ДЮСШ под моим руководством, получили большой соревновательный опыт участия в турнирах различного уровня и Первенств Новгородской области среди ДЮСШ. Они стали ядром этой группы, за которыми тянутся и другие ребята. За время обучения в секции, воспитанники стали неоднократными победителями Спартакиады учащихся Валдайского Района по баскетболу, заняли 3 место на Областной спартакиаде 2008 г., 2 место в соревнованиях по баскетболу 46 Областной Спартакиады среди учащихся 1992 – 1994 г.р., 2 место – 46 Областной Спартакиады обучающихся среди юношей 1995 -1997 г.р. в 2010году.

Если учесть, что ребята пришли в нашу школу из других школ и к моменту зачисления в секцию имели только баскетбольные навыки, полученные на уроке физкультуры (6-7 класс), то их достижения к моменту выпуска из школы (10 -11класс) считаю значительными для уровня общеобразовательной школы.

Уроки физкультуры по разделу Комплексной программы «Баскетбол» в школе начинаются с 1 класса (каждый ученик индивидуально на уроке работает со своим мячом). Начиная с 5 класса, ребята могут применить свои способности и приобретенные навыки в Спартакиаде Гимназии по баскетболу в трех возрастных группах (5-6 кл., 7-8 кл., 9-11кл.), защищая честь своего класса. А те, кто всерьез увлекся этой игрой, приходят в школьную секцию баскетбола. Помимо баскетбола в программу Спартакиады Гимназии входят: футбол, волейбол, пионербол, лапта, бадминтон, дартс, настольный теннис, лыжные гонки, легкоатлетический кросс, спортивные праздники «А ну-ка, парни», «В бой идут одни амазонки», лыжная эстафета с выбиванием кеглей (лыжный биатлон), игра «Зарница»,

Для младшей школы (1-4 класс) разработана другая программа, включающая больше подвижных игр. Ведение таблицы результатов участия классов в Спартакиаде Гимназии на спортивном стенде «подогревает» интерес ребят к спорту в целом.

Имея 5-летнюю начальную подготовку на уроках физкультуры, ребята из 5 -7 класса в этом году составили основу младшей группы секции «Выше, быстрее, сильнее».

4 года на базе Гимназии работает под моим руководством и моей программе летний спортивно- оздоровительный лагерь «Спортландия». В этом году лагерь посещали 28 детей (5 -7 класс). Программа лагеря (с 2002г.) предусматривает не только 2-х разовые ежедневные тренировки, но и по плану работы различные спортивные конкурсы, игры, интеллектуальные конкурсы, матчевые игры по баскетболу с командой девочек 1999 г.р. Тимирязевской СДЮШОР г. Москвы, проходящей в г. Валдае летние сборы в июне уже 3 года. Для многих ребят лагерь становится дополнительным стимулом приобщения к систематическим занятиям в школьной секции баскетбола.

Особый интерес у ребят вызывает теоретическая подготовка, когда идет просмотр баскетбольных семинаров специалистов НБА (техника ведения, бросков, передач) с ДВД - дисков на интерактивной доске.


Заключение
Учитель, имея дело с организованным контингентом детей, имея влиятельного помощника в лице классного руководителя, за ту же учебную нагрузку получает зарплату в два раза выше, чем тренер ДЮСШ. Детский тренер – специальность, которая стала непрестижной в настоящее время, ущербной в социальном, так и в финансовом отношении. Жизнь показывает, что ДЮСШ год от года снижает свой КПД для большого спорта. И причин для этого предостаточно.

Выход из создавшейся ситуации видится мне в передаче штатов, финансирования и задач наших ДЮСШ («малых» городов) в общеобразовательные школы. И такой опыт в стране уже имеется. Самые громкие послевоенные успехи советского спорта, его выход на европейскую и мировую, олимпийскую арены никак не связаны с работой ДЮСШ, их просто не было в физкультурной системе. Таланты росли в общеобразовательных школах на редких уроках физкультуры и на ежедневных занятиях секций в той же школе.

Если взять зарубежную практику, то в США главный баскетбол сосредоточен в колледжах и университетах. Там работают лучшие тренеры, оттуда идет резерв в основные команды. Создание ДЮСШ обернулось тем, что баскетбол, самая популярная из «ручных» игр фактически исчез из общеобразовательных школ. Это очевидно по нашим валдайским школам. Секции дополнительного образования по баскетболу в городе работают только в Гимназии, и я не отказываю тем ребятам, кто приходит на мои тренировки из других школ. Но работа в секции не дает полного выполнения программы подготовки – практически выпадает соревновательная подготовка (ведь играть с командами ниже уровнем из других школам всегда нецелесообразно). Для приглашения команд из других городов и проведения соревнований, турниров, выездов на матчевые встречи необходимо финансирование, а оно сосредоточено в Администрации Валдайского района (Комитет по молодежной политике и спорту).

По данным Комплексной программы «Физическое воспитание учащихся общеобразовательных школ РСФСР» 1985г. на 01.01.1984 года в Новгородской области работало 215 групп начальной подготовки в системе органов народного образования и к 1990 г. должно было прибавиться еще 228 групп; по плану развития ДЮСШ РСФСР – на 31.12.84 г. количество ДЮСШ в Новгородской области составило 20 и к 1990 году должно было открыться еще 5 школ.

К сожалению, я не владею статистикой по ситуации на 1990 год и 2011год, но думаю, ситуация была и есть неутешительная. Однако выражаю уверенность, что пока я работаю в школе, баскетбол в Гимназии будет на самом почетном месте и интерес к баскетболу у моих ребят будет практический, а не только теоретический.

Список используемой литературы





  1. «Психология в современном спорте», Брайент Дж,Кренти, 1978 г.




  1. «Отбор в баскетболе», А.Николич, В.Параносич, 1984 г.




  1. Комплексная программа «Физическое воспитание учащихся общеобразовательных школ РСФСР», Москва 1985 г.




  1. «Волевая подготовка спортсменов», К.П.Жаров, 1978 г.




  1. Журналы «Планета баскетбол», 2006 г.


Смотрите также:
«Критерии отбора и система подготовки юных баскетболистов с учетом реальных возможностей школы»
89.02kb.
1 стр.
Эффективность построения учебно-тренировочного процесса на начальных этапах подготовки юных баскетболистов
92.95kb.
1 стр.
К вопросу концепции информатизации высшего образования вузов г. Омска
18.56kb.
1 стр.
Отчет маоудод «дюсш» Чебоксарского района за 2012 год
109.77kb.
1 стр.
Темы Вашего учебного проекта
52.61kb.
1 стр.
Управление состоянием соревновательной готовности высококвалифицированных баскетболистов в процессе многолетней спортивной подготовки 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки
552.17kb.
4 стр.
Критерии оценки степени рисков
64.56kb.
1 стр.
Критерии отбора спортсменов и команд субъектов
134.62kb.
1 стр.
Современная подготовка юных спортсменов. Глава №2 Научно-методические проблемы спортивного отбора
526.07kb.
3 стр.
Краткое содержание Справочник заместителя директора школы №3 2013
249.49kb.
1 стр.
Образовательная программа начальной школы гоу цо №1473 им. Г. А. Тарана
1715.35kb.
11 стр.
Образовательная программа муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №6
1953.87kb.
15 стр.