Главная
страница 1
Заочная олимпиада по истории 8-9 классы
Работа ученицы 8 класса

МОУ Варгатерская ООШ

Родиковой Яны
1. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

(4 баллов за все задание; за каждое – по 2 балла)

1. 1456, 1471, 1478 гг. (присоединение Новгорода к Московскому княжеству)

2. 1803-1806, 1819-1821, 1849-1855 (кругосветные путешествия русских мореплавателей)


2. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

(4 баллов за все задание; за каждое – по 2 балла)

1. Ф.Я. Лефорт, Ф.А. Головин, П.Б. Возницин. (Сподвижники Петра 1, участники Великого посольства)

2. пернач, брус, шестопер (Ударное оружие, разновидность булавы)


3. Сопоставьте названия произведений и имена авторов:

(4 балла)

«Одна на взятие Хотина» А.П. Сумароков

«Хорев» М.В. Ломоносов

«Прихожая просвещенного боярина» В.А. Жуковский

«Сельское кладбище» Екатерина II


4. Расположите в хронологическом порядке следующие события с указанием дат:

(4 балла)



3. убийство Михаила Тверского в Орде (1318 гг.)

4. отделение Пскова от Новгорода (1349 гг.)

2. переход Галиции под власть Даниила Волынского (1239 гг.)

1. победа новгородцев над суздальцами у реки Липецы (1216 гг.)
5. Кто или что является лишним в ряду? Лишнее слово (или слова) подчеркните.

(4 баллов за все задание; за каждое – по 2 балла)

1. Б. Хмельницкий, А. Телятевский, И. Мазепа, И. Скоропадский (А. Телятевский – русский военный и политический деятель)

2. опашень, картуз, ферязь, однорядка (картуз – русский головной убор, шляпа)


6. Дайте развернутый ответ на вопрос:

(4 балла)



Чем отличались стрельцы Ивана Грозного от дружинников Дмит­рия Донского? Чем они отличались от "полков иноземного строя", которые появились в XVII веке?

Дружинники Дмитрия Донского

Стрельцы Ивана Грозного

«Полки иноземного строя»

Русские дружинники - это профессиональные воины, защищавшие Русскую землю длительное время - с 9-го по 15-й века. Несколько десятков или сотен дружинников составляли дружину, возглавляемую князем. Само название "дружина" происходит от слова "други" - близкие друзья, верные товарищи. Кроме мастеров рукопашного боя, виртуозно владеющих мечом, секирой и булавой, в княжеской дружине имелись и лучники, отличавшиеся меткой стрельбой. Дружинники являлись основой вооруженных сил Древней Руси. Они всегда сопровождали князя, выступающего на защиту своих владений, а также в дальний поход за добычей. В мирное время они охраняли княжеский замок, устраивали совместные пиры, в которых проявлялись единство и сплоченность дружины и князя, и поединки, демонстрируя свое воинское умение и мастерство. Часто на службу к тому или иному князю поступали витязи, постоянным занятием которых была война. Во время боевых действий к дружине присоединялись воины из народа: ратники - получавшие из княжеских складов оружие землепашцы. Часть ратников, владеющих луком, становилась лучниками



О времени появления стрелецкого войска в исторической литературе существуют различные мнения. Это объясняется тем, что документальные источники, свидетельствующие об учреждении стрелецкого войска, не сохранились, а может быть, их и не было. Поэтому некоторые исследователи ограничиваются лишь упоминанием середины XVI в. или царствования Ивана Грозного. Создание выборных стрельцов являлось частью крупной военной реформы и было тесно связано с учреждением «избранной тысячи» в 1550 г. «Тысяча» представляла собой отряд выборной конницы, выборные стрельцы составляли трехтысячный отряд избранной пехоты. И те и другие являлись личной вооруженной охраной царя. Выборные конные и пешие отряды, созданные Иваном Грозным, были предшественниками русской гвардии. Стрелецкое войско по своему устройству приближалось к регулярному войску. Вооружённые огнестрельным оружием, они служили за ежегодное жалование, получали “хлебный запас” и пользовались преимуществами. Они жили в особых слободах и наряду с военной службой занимались различными промыслами и ремёслами, а также торговлей. Все стрельцы подразделялись на московских и городовых (других городов). Служба стрельцов была пожизненной и наследственной. Вооружение стрельцов состояло из пищали или самопала в одних ротах, и бердыша - в других.
Стрельцы имели однообразную форму одежды. Они имели длинный кафтан, шапку, сапоги - единого цвета для каждого полка (алый, малиновый, жёлтый, голубой и т.д.). Командный состав имел цветные кожаные перчатки и трости. Численность стрельцов к началу 17 века составляло 20 тысяч, а к середине 17 века достигла сорока тысяч человек.


«Полки нового строя», правильнее — полки иноземного строя, воинские части, сформированные в 17 в. в России по образцу западноевропейских армий. Существовали полки солдатские, драгунские и рейтарские. В 1631 в Москве было сформировано 2 солдатских полка, а во время русско-польской войны 1632—34 ещё 6 солдатских, 1 рейтарский и 1 драгунский. Вначале они комплектовались из беспоместных детей боярских, стрелецких детей, «охочих вольных людей», казаков и др. Старший командный состав состоял в значительной мере из иностранцев. После войны полки были распущены. Во время русско-польской войны 1654—67 были вновь сформированы ««Полки нового строя»», ставшие основной частью вооруженных сил. Солдатские и драгунские полки комплектовались из даточных людей на пожизненную службу. Рейтары комплектовались из мелкопоместных и беспоместных дворян и детей боярских и за свою службу получали денежное жалование, а некоторые и поместья. Командный состав более чем наполовину состоял из русских дворян. В мирное время часть полков распускалась. В 1681 было 33 солдатских (61 тыс. чел.) и 25 драгунских и рейтарских (29 тыс. чел.) полков. В конце 17 в. они составляли свыше 1/2 всех войск и в конце 17 — начале 18 вв. были использованы для формирования регулярной русской армии.


Анализируя данную таблицу можно сделать вывод, что стрельцы имели огнестрельное оружие, жалование, однообразную форму, набирались из разных слоев населения – отличия от дружинников, а от «полков нового строя» - могли заниматься различными ремеслами и промыслами, а также торговлей.




7. Найдите и исправьте ошибки в тексте о С.М. Соловьеве.

(максимальная оценка – 8 баллов)

С. М. Соловьев родился 5 мая 1810 (1820г) г. в Санкт-Петербурге (в Москве). Отец его, протоиерей Михаил Васильевич, был законоучителем в Московском университете (коммерческом училище). Первоначальное образование Сергей Михайлович получил дома (в московском духовном училище) и только уже на 14-м (13-м) году поступил в I Московскую гимназию прямо в третий класс. Окончив гимназический курс в 1838 г. с отличным успехом, он перешел в Московский уни­верситет на первое отделение исторического (историко-филологического) факульте­та. Когда Соловьев был на втором курсе, начал свою столь памятную в истории Московского уни­верситета ученую деятельность только что вернувшийся из-за границы преподаватель всеобщей истории Г.Ф. Миллер (Т.Н. Грановский). Впоследствии Соловьев стал его ближайшим товарищем и до конца его жизни остался, связан с ним самой тесной дружбой.

В студенческие годы Соловьева русскую историю преподавал в Московском университете известный Н.М. Карамзин (М.П. Погодин). Он заме­тил даровитого студента, прилежно и с успехом занимав­шегося изучением отечественной истории.

Тотчас по окончании университетского курса Соловьеву представился случай побывать за границей и там до­вершить свое историческое образование. Он отправился туда с семейством графа М.М. Сперанского (А.Г. Строганова). Проездом он посещал Берлинский университет. Но главным местом его заграничных занятий был Лондон (Париж). Здесь Соло­вьев если не писал, то обдумал и подготовил свою ма­гистерскую диссертацию, которую представил факульте­ту вскоре по возвращении в Москву, в начале 1845 г., выдержав перед тем экзамен на степень магистра рус­ской истории.
8. Сравните основные положения католицизма и православия.

Результаты запишите в таблицу.

(8 баллов)





Сходство:
Обе Церкви возникли одновременно и изначально назывались христианской. Вера в Иисуса Христа. Православие и католицизм признают два источника вероучения: Священное Писание и Священное Предание.

Обе Церкви едины в следующем - иконы не идолы и им запрещено молиться. Молиться можно только Богу. Оба Исповедания согласны в следующем: человек от природы добр, находится в союзе со Святой Троицей, которая его сотворила. Человек создан по образу и подобию Божьему. Подобие означает нравственные достоинства, образ - свободу воли и разум. Женщина создана, как помощница мужчине, они должны жить в согласии и взаимном уважении. Обе Церкви признают, что Папа является преемником Святого Апостола Петра, который был назначен на пост Главы Церкви самим Христом. Оба Исповедания всегда обращали большое внимание на осознание верующими страстей Христовых через молитву (публичную и личную), посты (самоотречение), добровольное послушание и участие в Причастии. Обе Церкви признают 7 основных Таинств - Крещение (Омовение, Конфирмация), Миропомазание, Причастие, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение.


Ритуалы почти идентичны, различия лишь в их интерпретации. У обеих Церквей за Крещением следует Миропомазание.

Так же у православия и католицизма общие нормы церковной жизни (каноны) и важнейшие компоненты обрядности: количество и характер совершения таинств, содержание и последовательность богослужений, компоновка и интерьер храма, структура клира и его внешний вид, наличие монашества. Богослужение ведётся на национальных языках, используются и мёртвые языки (латынь).




Различия:

1.Православие не полагается на науку, чтобы изменять догматы Веры.



1.Католицизм приписывает человеческому интеллекту несравненно большую ценность, чем Православие. Католики многократно изменяли Каноны под влиянием Разума, иногда весьма радикально. Были изменены Теология, Таинства, и структура Церкви.



2.Православие не считает, что Учение Христа время от времени претерпевает изменения. Напротив, Православие полагает, что следует сохранять Веру такой, какой она досталась Апостолам от Христа. Православие признает некоторые чисто внешние перемены (моду облачений священников, монастырские правила, новые посты, правила Вселенских и Поместных Соборов, и т.п.), но ни слова не было изменено в Символе Веры.


2. Католицизм же создал концепцию "эволюции доктрины" и поэтому не может продемонстрировать непрерывности Кредо и Канона. Католики развили идею (Кардинал Ньюман, 19 век) о том, что Христос дал только "зерно Веры", которое зрело и рoсло в веках. Они утверждают, что Святой Дух выращивает Веру по мере роста Церкви и изменения обстоятельств.

Поэтому Католицизм рассматривает свою Теологию, как прошедшую несколько стадий роста и включившую в себя новые знания. Учение Св. Отцов в этой схеме рассматривается как важная, но лишь начальная стадия, за которой последовала вторая - Средневековая Схоластика, за которой последовали другие новые идеи, например, идеи Ватиканских Соборов. Поэтому новые догмы, такие как "непогрешимость Папы" могут быть представлены верующим по мере их возникновения, если Церковь сочтёт их необходимыми для их спасения. Предполагается, что новые догмы могут быть найдены в Традиции в "зачаточном состоянии", как намёки, или зерна, ждавшие своего часа, чтобы дать побег.



3. Православие полагает (следуя учению Св. Отцов), что знание Бога имманентно присуще человеческой природе, врожденно и интуитивно, и что именно так люди Его и постигают. И если Бог не говорит с нами напрямую, то мы не в состоянии Его понять нашим слабым логическим Разумом.
Православие считает, что Милость несотворена, предвечна и влияет не только на людей, но и на все творение. Согласно Православию, Милость - есть мистический атрибут и Сила Божия.

3. Католицизм считает, что человеческий Разум в состоянии доказать, что Бог существует, является вечным, бесконечным, бестелесным, всемогущим и т.п. Католицизм учит, что Милость создана Богом для людей.



4. Для православных Бог-Отец - единственный Правитель (монарх) Сына и Духа Святого.

4. Католики полагают, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына (принцип Филиокве).

5. Следуя Св. Преданию, Православие считает, что Христос на Кресте "отдал Свою душу для искупления многих" (Мат. 20:28). Этот выкуп был уплачен Аду: "От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их" (Ос. 13:14). По-сути, выкуп этот был заплачен Сатане, как хозяину Ада и повелителю мертвых. Христос-человек добровольно отдал Себя Смерти.

Но умерев, Он воскрес и победил Смерть ("Смертию Смерть попрал"), потерявшую свою власть не только над Ним, но и над всеми подобными Ему людьми. Обретая такую свободу, любой человек сам становится богоподобен и в конце концов воссоединяется с Богом.



5. Согласно Католицизму, Христос пожертвовал Собою, чтобы исполнилась Божественная Справедливость, создавшая Смерть как кару в ответ на Первородный Грех Адама, оскорбившего вечного Бога, кара которого тоже вечна, и перенесена на потомство Адама. Но смерть Христа снимает древнее проклятье и торжествует Справедливость.


6. Православные, следуя учению Св. Отцов, полагают, что единственная кара за первородный грех есть смертность и связаные с нею страдания (старость, болезни, страх, жадность и т.п.).

6. Начиная со Св. Августина, Католики верят в концепцию "первородного греха", которым наделены не только Адам и Ева, но и все их потомки.

7. Православие не признаёт этой доктрины.


7. По Католическому Исповеданию, души, которым суждено войти в рай после Дня Страшного Суда, пока находятся и очищаются в Чистилище (за несколькими исключениями). Все остальные идут в Ад на вечные муки.
Происхождение доктрины: в древней Церкви на верующего за грехи возлагались очень суровые, часто многолетние наказания (епитимия), лишавшие его доступа к Причастию. Многие так и умирали без Причастия. Дабы избежать этого, Католики выдумали способ переноса части расплаты за грехи на загробную жизнь - Чистилище. Это дало им возможность уменьшить бремя прижизненного наказания.

8. В Православии нет

8. В Католицизме, благотворительностью можно искупать грехи

9. Православие старается пробудить искреннюю любовь к Богу через любовь ко Христу, считая, что именно любовь пробуждает в душе христианскую волю и совесть.
Православие полагает, что слепое подчинение авторитету заглушает личную совесть, что ни любовь, ни Вера, ни совесть воле не подчинены, и могут совсем не отозваться на ее "понуждения".
Можно принудить себя ко внешнему служению (молитве, стоянию и поклонам, милостыне), но невозможно вынудить у себя благоговение, любовь, сострадание, милосердие и благодарение.

9. Католицизм воспитывает в пастве дисциплину воли и покорность внешнему церковному авторитету, даже в вопросах добра и зла, греха и его допустимости. В католиках воспитывают идею, что постоянными усилиями воли они способны понудить себя к предписанной авторитетом Церкви Вере.



10. Православие настаивает на чистоте религиозного созерцания и свободе обращения от всяких посторонних мотивов, особенно от застращивания, политического расчета, материальной выгоды и помощи (даже от благотворительности). Оно, по слову Григория Богослова, ищет "не победить, а приобрести братьев" по вере.
Православие следует Св. Апостолу Павлу (2 Кор. 1, 24) и не стремится "брать власть над чужою волею", но "споспешествовать радости" в сердцах людей; и твердо помнить завет Христа о "плевелах", не подлежащих преждевременному выпалыванию (Мф. 13, 25-30).

10. Католицизм же считает, что "цель оправдывает средства", и что для обращения можно прибегать и к давлению.


11. Православие считает единственно правильным, чтобы Церковь строилась Вселенскими и Поместными соборами. А не декретами иерархов. Православие хотя и уважает ранг Папы, как первого епископа, но признает единого главу Церкви — Иисуса Христа. Православие считает, что все епископы равны, как были равны рукоположившие их Апостолы. Православие считает двоевластие в епархиях ересью.


11. Католики считают Папу:
- Наместником Христа на Земле
- Главой Вселенской Церкви
- Главным Епископом всех Католиков,
- Учителем Веры
- Интерпретатором Христианской Традиции
- Непогрешимым (экс-кафедра), т.е. выступая от лица Церкви, Папа защищен Святым Духом от ошибок в вопросах церкви, морали и доктрины.

Другие католические епископы - лишь заместители и представители Папы. Папа назначает каждого епископа и может отменить его решения. Каждая католическая епархия таким образом имеет 2 главы - Папу и местного епископа.



12. Православные считают священника лишь агентом-помощником епископа, действующего в образе Христа.

12. У Католиков, священник действует "в образе Христа".



13. Для Православных смысл Крещения иной - смерть для мира сего и воскресение для Царства Божия и жизни вечной.
У Православных ритуал Крещения объединяет три обряда: Баптизм (Омовение грехов), Крещение (Смерть для мира сего и Воскресение для Жизни Вечной) символизируемом троекратным погружением в святую воду.

13. Католики верят, что главный смысл Крещения заключается в омовении "первородного греха".



14. Православные считают, что творение (человек, вода, хлеб, вино, миро, елей) становится освященным тогда, когда призван Дух Святой.



14. Католики полагают, что это достигается не Духом, а самим священником, действующим "от имени Христа"

15. Православные же причащаются "под двумя", т.е. пресуществленными хлебом и вином. В результате большинство православных богословов, ссылаясь на слова Спасителя: "Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни" (Ин 6:53), объявляют католическое причастие нарушающим волю Спасителя и лишенным полноты благодати.

15. Католики-миряне латинского обряда обычно причащаются Тела и Крови Христовой "под одним видом", т.е. пресуществленным хлебом

16. У Православных, венчание не контракт, а мистический духовный союз, имитирующий союз Христа и Его Церкви. Вступившие в брак создают домашнюю церковь.
Свидетелем является не священник, а "весь Народ Божий", священник служит лишь посредником. Первостепенная цель брака в православии - осуществление самоотверженной любви и достижение духовно-телесного единства двух личностей, а затем - деторождение. Развод практикуется только в случае супружеской измены.


16. У Католиков венчание совершается навсегда, представляет собой контракт между каждым из супругов и самой Церковью. Священник играет роль свидетеля контракта. Контракт не может быть отменен ни при каких обстоятельствах, за исключением нарушений в его ритуале. В последнем случае, его можно аннулировать, как если бы его вообще не было. Единственной целью брака в Католичестве является деторождение. Разводы не практикуются, за исключением бесплодия.


17. Православные иконы традиционно содержат лишь двумерные изображения, дабы подчеркнуть, что действие на них изображенное, происходит в ином измерении, в мире духа, куда обычными 5 чувствами проникнуть нельзя.
Святые лики, изображенные на иконах не просто совершенные личности, а гораздо большее - они прошли стадии преображения и прославления, а посему преисполнены Милостью Божией.
Православные чтут и целуют иконы, считая, что почитание иконы передаётся и Св. Лицу на ней изображённому.

17. Католическое искусство трехмерно, натуралистично, в нём разрешены статуи, и корнями оно восходит ко греко-римской языческой традиции. Священные персонажи Католических изображений подаются в их "естественном состоянии", "как живые". Эта идея восходит к представлению Католического Ренессанса о том, что "Милость Божия улучшает Природу" (а не просто наполняет её).

В католичестве иконы лишь средства визуального оформления и украшения богослужения.



18. Православное духовенство должно быть бородато

18. Католическое духовенство в основном брито (хотя и не обязано).



19. Православие не признает Латыни единственным служебным языком. Православные молятся, оборотясь только на Восток. Православие не признает звонка во время совершительных молитв. Православные не держат поста в Субботу (кроме Великой Субботы) и Воскресенье. Знамение креста: у православных троеперстное справа налево
Коленопреклонение: Православные не становятся на колени по Воскресеньям, и отвергают Католическое "приседание".
Православные используют для причастия квасной хлеб. Православные получают при причастии хлеб, красное вино (тело и кровь Христову) и теплую воду ("теплоту" - символ Святого Духа. Православные монахи не состоят в Орденах. В православном храме звучат только человеческие голоса. В православной церкви стоят во время богослужения.

19. Католики молятся, оборотясь куда угодно. Знамение креста – двоеперстие слева направо. Католический клир не может жениться (целибат). Католики получают при причастии только хлеб и белое вино (мирянам - только хлеб). Католические монахи состоят в Орденах.
В католическом костеле нет иконостаса, который отделяет алтарь от той части храма, где находятся верующие, зато, как правило, множество скульптур, картин и витражей. На службах у католиков играет орган. В костеле сидят во время богослужения.



9. Как вы считаете, кто из исторических деятелей нач. XX в. сказал: «Царь меня считает Христом. Царь, царица мне в ноги кланяются, на колено передо мною становились, руки целовали»? Поясните, какие он имел основания для такого высказывания. Распутин

(3 балла)



Я считаю, что речь идет об одной из самых известных и зловещих фигур начала XX века – Григории Распутине. Как же могло случиться, что столь одиозная фигура как Распутин могла оказывать значительное влияние на царскую семью и на российскую государственно-политическую жизнь его времени? Одним из объяснений распутинского феномена является так называемое «старчество» Распутина. Вот что об этом пишет бывший товарищ обер-прокурора Святейшего Синода князь Н.Д. Жевахов: «Когда на горизонте Петербурга показался Распутин, которого народная молва назвала «старцем», приехавшим из далекой Сибири, где он якобы прославился высокою подвижническою жизнью, то общество дрогнуло и неудержимым потоком устремилось к нему. Им заинтересовались и простолюдин, и верующие представители высшего общества, монахи, миряне, епископы и члены Государственного Совета, государственные и общественные деятели, объединенные между собою столько же общим религиозным настроением, сколько, может быть, и общими нравственными страданиями и невзгодами. Его считали если не святым, то, во всяком случае, великим подвижником.   Как заметила А.А. Вырубова в своих показаниях ЧСКВП в 1917 году, Николай и Александра Федоровна «верили ему как отцу Иоанну Кронштадтскому, страшно ему верили; и когда у них горе было, когда, например, наследник был болен, обратились к нему с просьбой помолиться».Вот именно в этом последнем и следует видеть причину «роковой связи», соединившей Распутина с царской семьей. Именно в конце 1907 года Распутин оказался рядом с заболевшим наследником, впервые помог улучшению здоровья Алексея Николаевича. Именно случай исцеления царевича явился поворотом в отношении Александры Федоровны к Распутину, к этому, по ее словам «человеку Божьему». Императрица пришла к убеждению, что судьба ее сына зависит от этого человека. Распутин понял состояние души этой отчаявшейся матери, сокрушенной в борьбе и дошедшей, как казалось, до пределов своего страдания. Именно болезнь сына оказалась определяющим моментом в отношении Александры Федоровны и Распутина, - он стал надеждой и опорой ее семьи, более того, она верила, что под защитой этого человека ее семье и России не угрожает опасность - она знала это точно, она чувствовала это всем своим сердцем, «которое никогда не обманывало». Все попытки ближайших родственников, друзей, церковных иерархов предостеречь Александру Федоровну от влияния Распутина заканчивались разрывом, отставкой, полной изоляцией. Отношения самого Императора и Распутина были более сложными: восхищение «старцем» сочеталось у него с осторожностью и даже с сомнениями. Так, после первой встречи с Распутиным в 1907 году он сказал князю Орлову, что нашел в Распутине «человека чистой веры». Председателю Государственной Думы М.Родзянко он так характеризует Распутина: «Он хороший, простой русский человек. В моменты сомнений и душевной тревоги я люблю с ним беседовать, и после такой беседы мне всегда на душе делается легко и спокойно». Но все же Император испытывал беспокойство по поводу Распутина - ведь его не могли не тревожить сообщения доверенных лиц о скандальном его поведении. Император многократно пытался избавиться от него, но всякий раз отступал под давлением Императрицы или из-за необходимости помощи Распутина для излечения наследника. Подводя итог анализу причин влияния Г.Е. Распутина на царскую семью, в заключение хотелось бы отметить, что Император оказался не в состоянии противостоять воле Императрицы, истерзанной отчаянием из-за болезни сына и находившейся в связи с этим под зловещим влиянием Распутина, - как дорого пришлось впоследствии заплатить всей семье за это!

10. Вспомните и укажите годы жизни Василия I. Кто из перечисленных ниже европейцев являлся его современниками? (1371 – 1425)

(4 балла)

Жанна д’Арк (1412 – 1431) является

Ян Гус (1370 – 1415) является

Мартин Лютер (1483 – 1546) не является

Джованни Беллини (1430 – 1516) не является

Васко да Гама (1469 – 1524) не является

Ричард II Плантагенет (1367 – 1400) является





11.Кто изображен на фотографии? Какова роль этого человека в истории России?

(10 баллов всего, по 5 баллов за 1 фото, возможно снижение балла на усмотрение проверяющего при недостаточно полной информации)







  1. Наталья Кирилловна Нарышкина

(1651 – 1694).

Русская царица (с 1671 г.), 2-я жена Алексея Михайловича, мать Великого Петра 1. После смерти Алексея Михайловича (1676 г.) ей пришлось стать во главе партии Нарышкиных, где ей пришлось вести безуспешную борьбу с Милославскими. При Федоре Алексеевиче Наталья Кирилловна жила с сыном в селе Преображенском. После Стрелецкого бунта 1682, когда правительницей при Иоанне и Петре была объявлена Софья, её грозили даже «выгнать из дворца», это опальное положение продолжалось до реального воцарения Петра в 1689 году. С воцарением Петра I Наталья Кирилловна стала играть видную роль в управлении государством. Ее брат Лев Кириллович Нарышкин в 1690-1702 годах возглавлял Посольский приказ и был одним из главных лиц в управлении государством.







        1. Модест Петр Мусоргский

(1839 – 1881).

Русский композитор, член «Могучей кучки», создатель монументальных народных музыкальных драм «Борис Годунов» (1869, 2-я редакция 1872) и «Хованщина» (1872-1880, завершена Н. А. Римским-Корсаковым, 1883). Он стремился в своём творчестве достигнуть жизненного правдоподобия при помощи выразительности музыкальной речитации, мастер гармоничного колорита, предвосхитивший позднейшие открытия композиторов 20 века, был не понят современниками, в конце жизни находился в состоянии глубокой депрессии и умер в нищете в солдатском госпитале. Обе большие оперы Мусоргского — не просто яркие, величественные и до известной степени «экзотические» произведения для музыкального театра (в редакциях Римского-Корсакова подчеркнут именно их декоративно-монументальный аспект), но и глубокие, многозначные историко-философские концепции. В них воссоздается неоднократно повторявшаяся в истории России ситуация всеобщей духовной смуты, когда главными носителями твердых нравственных ценностей оставались юродивые и религиозные фанатики. Жизнь самых разных слоев общества показана в операх Мусоргского как с внешней, парадной стороны, так и со стороны изнанки, часто весьма непривлекательной. Отталкиваясь от находок Даргомыжского, Мусоргский разработал новый для русской музыки тип вокального речитатива, который он назвал «осмысленной/оправданной мелодией»; средствами этой «мелодии» Мусоргский психологически достоверно воплотил как нюансы повседневных взаимоотношений персонажей, так и их переживания перед лицом тяжелейших испытаний.






12. Что за здание изображено на фотографии? Что вы о нем знаете?

(10 баллов всего, по 5 баллов за 1 фото, возможно снижение балла на усмотрение проверяющего при недостаточно полной информации)



Церковь Покрова в Филях



(Новозаводская улица, 47). Построена в 1689—94 на средства владельца села боярина Л.К. Нарышкина, брата царицы Натальи Кирилловны. В июне 1689 года Петр подарил ему филевскую вотчину с деревнями. Боярин сразу же приступил к исполнению своего обета, и вскоре в Филях появилась новая церковь. Известно, что она стала классическим образцом нарышкинского барокко: название было дано потому, что именно Лев Нарышкин строил в этом стиле свои домовые церкви в Москве, хотя ему подражали многие и многие. В 1712 году, вскоре после построения церкви, пожар в московском доме Нарышкиных уничтожил весь архив. Неизвестными остались имена мастеров, строивших эту церковь, автор замысла, образец, ставший прототипом, а о времени ее построения можно только догадываться. Она точно построена между 1689 годом, когда Льву Нарышкину была пожалована филевская вотчина, и 1694 годом, судя по дате, выточенной на церковной лампаде. Главную трудность вызывает имя архитектора. На этот счет у ученых имеются три версии: неизвестный зодчий, украинские мастера, Яков Бухвостов. Или же Петр I предоставил мастеров из Приказа каменных дел и Оружейной палаты, что могло иметь место в любом случае. Известны два мастера, участвовавшие в отделке церкви и росписи, – Карп Золотарев и Кирилл Уланов.У храма Покрова в Филях есть две общие главные особенности. Во-первых, это домовая церковь, то есть предназначенная исключительно для хозяев резиденции и их гостей. Отсюда ее малая вместительность – внутри она несравнимо меньше, чем снаружи. Во-вторых, домовая церковь в то же время была призвана символизировать могущество, статус, богатство, заслуги, происхождение и положение ее владельцев, тем более, ближайших родственников правящего государя. Достоверно известно, что деньги на строительство филевского храма пожаловала царица Наталья Кирилловна, и еще подарила полотенце, по преданию, вышитое ее руками, а сам Петр отпустил из казны 400 золотых червонцев. Он вообще любил вотчины своих родственников, а Фили особенно, к тому же владелец приходился ему ровесником, ибо был старше царственного племянника всего на четыре года.

Церковь двухпрестольная: нижний ярус занимает зимний отапливаемый храм в честь Покрова Богородицы, в память о старой деревянной церкви Филей, а в верхнем ярусе находится главный храм в честь Спаса Нерукотворного. Вопреки канонической традиции алтари расположены точно друг над другом: нижний алтарь не выступает на восток, как было принято, чтобы не ступать ногами над святым алтарем. Белокаменные лестницы-галереи, ведущие в верхний храм, словно уготавливают встречу богомольца с Богом, с чудом. Традиционное пятиглавие – символ Спасителя в окружении апостолов-евангелистов – тоже было оригинально решено в храме, устроенном «иже под колоколы», когда церковь одновременно и звонница: четыре боковые главы пристроены к телу храма и ориентированы по сторонам света, а центральная глава отстоит далеко от них и возносится вверх. В ознаменование родства владельца с царской династией и участия самого государя в устроении храма восточная и западная главы под крестами были увенчаны двуглавыми орлами, а центральная глава – еще и короной. Внутри устроена отдельная ложа для владельца и его гостей, прозванная «царской»: узкий балкончик словно висит в воздухе перед иконостасом на западной стене – на том месте, где в древнерусских храмах помещались хоры для великокняжеской семьи. Покровская церковь внутри не менее оригинальна, чем снаружи, и вторит главной идее. Ее храмовой иконой, помещенной в местном чине иконостаса, был тот самый кремлевский образ Спаса Нерукотворного, перед которым юный Нарышкин молился о спасении. Главной достопримечательностью храма стал резной иконостас. В этой церкви не было стенной росписи, и ее отсутствие «компенсировали» красотой уникального девятиярусного иконостаса. Его девять ярусов связаны, вероятно, с праздником Покрова, престольным для прежней филевской церкви и для нижнего храма, и символизируют образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников. Слева от царских врат – образ Успения Богоматери, исполненный иконописцем Кириллом Улановым как парная икона к Спасу Нерукотворному, в такой же деревянной раме с клеймами на сюжеты из «Слова об Успении», приписываемом Иоанну Богослову. Однако явны новые веяния с отступлением от канонических традиций: вверху изображено не вознесение Богоматери, а Ее коронование как Царицы Небесной. Вознесение же изображено в одном из клейм, причем, как считают ученые, по нидерландскому образцу – как восхождение на Небеса. В остальном, нижний ярус иконостаса целиком состоит из икон по тезоименитству хозяев дома и их августейших родственников. Образ «Апостолы Петр и Павел» посвящен именинам Петра I, «Иоанн Предтеча и Алексий, человек Божий» – именинам его соправителя Ивана Алексеевича (или по другой версии – брата хозяина, Ивана Нарышкина, убитого стрельцами) и царя Алексея Михайловича. Икона мучеников Адриана и Наталии устроена в честь тезоименитства царицы Натальи Кирилловны, а образ святителя Льва, епископа Катанского, и великомученицы Параскевы – по именинам самого Льва Нарышкина и его первой супруги Прасковьи. Интересно, что в этом храме довольно неожиданно соблюдена древняя каноническая традиция – изображать на диаконских дверях святых диаконов – мучеников древнехристианской Церкви: на северной двери – образ первомученика Стефана, первого из семи диаконов, поставленных апостолами, и первого христианского святого, а на южной – образ римского архидиакона Лаврентия, пострадавшего в III веке. Позднее на диаконских дверях стали обычно изображать райских вратарников – архангелов Михаила и Гавриила.

Однако древний церковный канон соблюден довольно своеобразно: в лике святого Стефана легко угадывается молодой Петр I, а в святом Лаврентии ученые видят портрет его соправителя Ивана. Древняя традиция получила здесь и еще одно звучание: праздники святых Стефана (2 августа) и Лаврентия (10 августа) совпадали с особо памятной датой: именно в эти августовские дни 1689 года Петр I не только спасся от царевны Софьи сам, но и окончательно ее победил. К тому же в образе апостола Петра, письма Карпа Золотарева, усматривают первое в России автопортретное изображение, в чем видят влияние западной традиции. По мнению священника Бориса Михайлова, настоятеля Покровской церкви и кандидата искусствоведения, на создание этого образа сильно повлияла картина «Апостолы Петр и Павел» кисти Эль Греко, написанная в 1614 году. Апостолы изображены с символами своих страданий: апостол Петр держит крест, а апостол Павел – меч.

Структура храма повлияла на ширину иконостаса – он довольно узок и образов в чинах меньше, чем обычно. В деисусном чине вместо традиционного «Спаса в силах» помещен образ «Царь царем» (иногда считается, что это было наследием времен патриарха Никона, который ввел такое новшество). Господь подчеркнуто изображен здесь в царском облачении, которое выступает здесь как символ Его царственности. В царском облачении изображена и предстоящая Ему Богоматерь. Верхний чин увенчивает резное распятие, тоже согласно традиции, заведенной Никоном: первое резное распятие было исполнено для его Нового Иерусалима, а потом и для дворцовых храмов Московского Кремля. Над распятием в своде купола – символе неба – написан образ Новозаветной Троицы в окружении ангельских сил и в клубящихся облаках, что символически перекликается с идеей храмовых окон. Согласно замыслу архитекторов, окна расположены очень высоко, чтобы оградить мысль и душу молящегося на время пребывания в храме от событий мира сего – из окон видно только небо. А главное, эти окна легко и свободно пропускают в храм солнечный свет как символ небесного сияния, Божественного света.

Уникальна и резьба иконостаса, изобилующая религиозной символикой. Считается, что ее принесли в Москву белорусские мастера.Такую резьбу называли «флемской» (от нем. Flamme – пламя), пламенеющей – за горящую, переливающуюся, сверкающую позолоту. Эта резьба входила тогда в моду благодаря своей пышности и красоте, поскольку храмовая стенопись отсутствовала, а скульптура была запрещена церковным каноном.

Иконостас Покровского храма символизирует образ райского сада. Главный его символ – виноградная лоза с гроздью ягод, – символ Христа, Его страданий, а также святого причастия, совершаемого в храме, был и символом райского древа. Его окружают символы райского цветения, щедрости и полноты жизни: цветы, ягоды, фрукты, раковины с жемчужинами, причем подмечено, что резные корзины с фруктами исполнены без дна – плоды свободно выпадают из корзин, словно символизируя райское изобилие. Было и прямое заимствование, несвойственное для России, например, в цоколе иконостаса под местным чином изображено так называемое «Сердце Христово». Еще одна особенность храма – живоподобная живопись. Образы лишены аскетичности, им приданы совершенно живые, мирские черты. Великомученицы Екатерина и Варвара изображены обыкновенными, довольно красивыми девушками, но в роскошных одеяниях и драгоценных венцах, а венец – символ мученичества и царского достоинства. Обычно такую живопись в храмах считают западным влиянием, но ныне некоторые ученые видят в этом заимствование не европейское, а, напротив, греческое, внедрявшееся тем же патриархом Никоном.

И, наконец, стихи, что были начертаны в раме образа Спаса Нерукотворного:

Иисусе, Сын живаго Бога,
Милосердия пучина премнога.
Вемы, яко на Тя кто уповает,
От всех злых спасен бывает…
И ныне зрящих, Христе, на образ Твой,
В молитве приносящих Тебе глас свой,
Льву, верну рабу Своему,
Милость подаждь и дому всему
Немятежное даруй благоденство,
Посем в небеси вечное блаженство.

Впервые эти вирши появились на иконе письма Симона Ушакова, исполненной для Троицкого собора в лавре, но здесь они были воспроизведены с соответствующими изменениями. Интересно, что когда филевская церковь сама стала образцом для подражания, копировали и эти стихи, меняя имя «Лев» на имя владельца.

Церковь действительно потрясла современников и вызвала у многих желание иметь у себя подобное чудо. Воспроизводили даже посвящение храма, не говоря уже о деталях. Спасская церковь в Уборах, которую зодчий Яков Бухвостов строил для графа П.Б. Шереметева, яркий тому пример. Оба храма возводились почти одновременно, но церковь в Филях была закончена раньше, и граф Шереметев приказал архитектору переделать работу, освятить новый храм в честь Спаса Нерукотворного и скопировать стихи, только с изменением имени на Петр.

После революции храм постигла драматическая судьба. Он очень долго оставался действующим, ибо находился за городской чертой – Фили вошли в границу города только в 1935 году. К тому же многочисленное местное население все более нуждалось в храме, когда закрывали и сносили другие в округе. В мае 1922 года храм был ограблен в связи с изъятием ценностей и, вероятно, именно тогда пропала его главная святыня – образ Спаса Нерукотворного. Есть и другая версия, что в 1922 году был только снят серебряный оклад с драгоценными камнями, а сам образ оставался в храме вплоть до его закрытия в 1941 году и потом был похищен.

Церковь устояла чудом. Довоенные страницы ее истории – это долгая борьба за жизнь с заводом № 22, неоднократно покушавшимся на храм, стоявший близ его территории. Руководство завода и весь пролетарский коллектив требовали сноса храма, чтобы непременно на его месте построить универсальный магазин как жизненно необходимый рабочему поселку, иначе ходить далеко. Верующие, прихожане и вся культурная общественность, как могли, отстаивали этот храм перед городскими властями разных уровней, и те неоднократно отказывали заводу № 22 ввиду большого прихода и особой ценности храма. Завод не сдавался и потребовал в таком случае закрыть храм и устроить в нем рабочий клуб: в нижней части – аудиторию с буфетом и гардеробом, а в верхней – читальню с комнатой отдыха; требовал он и «очистки» стен от «образов и лепки». Был предложен и другой вариант: открыть в помещении нижнего храма «дом учебы», а в верхнем – антирелигиозный музей. Что угодно, лишь бы церковь закрыть. Умело апеллировали к главному фактору: у рабочих маленькие дети, которые каждый день видят перед глазами православный храм, да еще и бегают в него вместо уроков. Битва кончилась победой сторонников сохранения храма после обращения во ВЦИК. Власти приняли решение храм не закрывать и оставить в пользовании общины из-за многочисленности прихода.

Храм закрыли только в июле 1941 года. В целях маскировки от авианалетов были разобраны главы и верхний ярус, но все же зажигательные бомбы попали в него. Глядя на эту красоту, трудно поверить, что еще в начале 1950-х годов храм стоял полуразрушенным и изуродованным.

Реставрирована в 1970-х гг. После двух реставраций в нем было решено устроить филиал Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, который в те же годы открылся в Спасо-Андрониковом монастыре. В нижнем храме полностью восстановили интерьер в стиле XIX века. А в верхнем, на редкость хорошо сохранившемся, новые детали специально не покрывали позолотой, чтобы их можно было отличить от подлинных: интерьер, вплоть до древнейшего дубового пола, уцелел таким, каким его видел Петр I. Музей открылся в 1980 году к Олимпиаде, сохраняется и сейчас. Туго приходилось многочисленным местным верующим: ведь путь до ближайшего действующего храма занимал около часа.

В конце 1990 года по ходатайству патриарха Алексия II церковь вернули верующим, но только нижний Покровский храм, который не представляет особой художественной ценности. Там сейчас по праздникам и выходным совершаются богослужения. В верхнем же храме оставлен музей под предлогом сохранения исторического памятника, чего Церковь якобы обеспечить не сможет, ведь храм Покрова в Филях внесен ЮНЕСКО в перечень «Сокровищ мира».

Ситуация выглядит странной. Крохотный нижний храм живет всей возможной полнотой церковной жизни. А, переступив за порог верхнего храма, ощущаешь какой-то нелепый анахронизм, будто попал в не самое далекое прошлое. Двойственное чувство охватывает душу, особенно если зайти в музей сразу же после посещения нижней церкви: с одной стороны, благоговейное восхищение красотой бывшего храма, а с другой – горечь оттого, что храм, под сводами которого веками возносилась молитва, все еще закрыт. Убогим выглядит столик кассира с билетами в пустом помещении храма, заходя в которое, все – и сотрудники, и посетители музея – осеняют себя крестным знамением. Что будет потеряно, если храм вернут Церкви, а храму – богослужение?


СУХАРЕВА БАШНЯ - сооружена в Москве в 1692-1695 (архитектор М. И. Чоглоков) по желанию Петра I близ слободы стрелецкого полка Л. П. Сухарева (отсюда название) как ворота Земляного города. Была построена на месте прежних деревянных Сретенских ворот. Архитектура башни совместила московское барокко с западноевропейскими стилистическими традициями. В нижней части располагались ворота и сторожевые посты, над ними находились палаты, окруженные открытой галереей. В 1698-1701 над палатами надстроены еще один этаж и четырехъярусный шатер высотой 70 м., в третьем ярусе которого были установлены часы. В 17 в. башня была крупнейшей гражданской постройкой в Москве. В 1700-1715 в Сухаревой башне размещалась Школа математических и навигацких наук, созданная Петром I и позднее переведенная в Петербург; затем — астрономическая обсерватория Я. В. Брюса, Московская контора Адмиралтейств-коллегии (до 1806), резервуар Мытищинского водопровода (до 1890; резервуары демонтированы после того, как были пущены Крестовские водонапорные башни), в 1925-1934 Московский коммунальный музей. В 1789-1925 вокруг башни располагался рынок, колорит которого изобразил бытописатель В. А. Гиляровский в своих очерках. Башня являлась одной из самых знаменитых московских достопримечательностей. В 1934 была разобрана «Мосразбортрестом» как строение, стесняющее проезд в связи с реконструкцией Садового кольца. Письменное обращение группы архитекторов (И. Э. Грабарь, И. А. Фомин, И. В. Жолтовский, А. В. Щусев) против акта разрушения памятника петровского времени, направленное лично Сталину, было оставлено без внимания. Перед сносом были сняты обмерные чертежи П. Д. Барановским. Башенные часы, ряд архитектурных деталей хранятся в музее «Коломенское». Сохранился также фундамент башни, скрытый площадью.


13. Решите кроссворд. В выделенных клетках получиться слово. Охарактеризуйте обозначенное этим словом явление.

(12 баллов)







Н

А


Р

Ы

Ш

К

И

Н

Ы






Б


Е

Р

Н

У

Л

Л

И







С

У

З

Д

А

Л

Ь




К

О

Л

О

М

И

Н

С

К

О

Е







С

О

Л

О

В

Ь

Ё

В







К

Ю

И







О

Т

Р

О

К




С

Е

М

И

Б

О

Я

Р

Щ

И

Н

А




У

З

Б

Е

К







С

У

М

А

Р

О

К

О

В





    1. Дворянский род в России XVI- нач. XX вв. Возвысились после вступления в родство с царской семьей. По фамилии этого рода названо стилевое направление в русской архитектуре кон. XVII – нач. XVIII вв.

    2. Академик Петербургской академии наук сер. XVIII в., швейцарец по происхождению, разрабатывал законы механики жидких и газообразных тел.

    3. Город, столица удельного княжества в XII-XIV вв. в Северо-Восточной Руси.

    4. Подмосковное село, где в XV-XVII вв. располагался комплекс дворцовой царской усадьбы.

    5. Один из виднейших русских историков XIX в., изучавший российскую историю.

    6. Русский композитор XIX в., музыкальный критик, ученый в области фортификации, инженер-генерал.

    7. Младший княжеский дружинник на Руси X-XII вв.

    8. Боярское правительство в России нач. XVII в.

    9. Хан Золотой Орды XIV в., введший ислам в качестве государственной религии.

    10. Русский писатель XVIII в., один из видных представителей классицизма.

Абсолютизм (лат. absolutus – неограниченный, независимый) – формально неограниченная монархия, самодержавие. Одна из форм правления государства, при которой юридическая верховная власть (законодательная, исполнительная и судебная) в полном объеме принадлежит монарху, в государстве отсутствует орган, который бы юридически ограничивал его полновластие. Правитель устанавливает налоги и распоряжается государственными финансами. При абсолютизме. достигается наибольшая (в условиях феодализма) степень государственной централизации, создаётся разветвлённый бюрократический аппарат (судебный, налоговый и т. д.), большая постоянная армия и полиция; деятельность типичных для сословной монархии органов сословного представительства или прекращается или теряет прежнее значение. Социальную опору абсолютизма составляет дворянство. В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока (Саудовская Аравия, Оман)




Смотрите также:
Заочная олимпиада по истории 8-9 классы Работа ученицы 8 класса моу варгатерская оош родиковой Яны
327.77kb.
1 стр.
Научно-исследовательская работа по теме Функции оксюморона в лирике Анны Ахматовой Кузьминой Анны Николаевны ученицы 11 класса моу сош №4
215.57kb.
1 стр.
Учащийся 9 класса моу «Успенская оош»
105.3kb.
1 стр.
Тезисы. Работа ученицы 10 класса моу «Кисловская сош»
26.24kb.
1 стр.
Олимпиада по русскому языку в 9 классе моу эстонская оош
44.84kb.
1 стр.
Исследовательская работа: Бурачкова Валерия, Портяная Мария, ученицы 7 класса «А» Быкова С. А. Нижнеудинск 2012
146.53kb.
1 стр.
Из истории Ингерманландии Работа Пакканен Алины, ученицы 7 класса Ингерманландия «Ingerin maa»
25.9kb.
1 стр.
Женщины старой России
67.83kb.
1 стр.
Ученицы 10 класса Школы «Тутти» Балхамишвили Ульяны Класс преподавателя
32.66kb.
1 стр.
Справка по итогам проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса мобу оош №18 станицы Отважной за 2011-2012 учебный год
35.93kb.
1 стр.
Реферат по истории Ученицы 9 «в» класса Васильевой Анны Викторовны Руководитель учитель истории Яковлева Л. А. Порхов, 2006
171.27kb.
1 стр.
Справка по результатам проверки дневников учащихся 2 9 классов моу оош №13
30.3kb.
1 стр.