Главная
страница 1страница 2страница 3
РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН
ЗАКОН
О государственных финансах Республики Таджикистан
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цель Закона
Настоящий Закон определяет правовые основы, организационные принципы управления государственными финансами, систематизации бюджета и его классификации, составления, формирования, распределения и использования централизованных денежных средств, регулирует финансовые межбюджетные отношения. Закон устанавливает место органов государственной и местной власти, других участников бюджетного процесса в подготовке, рассмотрении проектов бюджетов, утверждении, контроле за их исполнением и ответственность за нарушение законодательства Республики Таджикистан о государственных финансах.
Статья 2. Понятия и основные термины, применяемые в настоящем За

коне
В настоящем Законе применяются следующие понятия и термины:

-государственные финансы - совокупность денежных отношений, связанных с образованием, распределением и использованием фондов, аккумулируемых денежных средств, через республиканский бюджет, местные бюджеты и государственные целевые фонды, используемые органами власти и государственного управления, местной власти для выполнения возложенных на них функций;

- государственный бюджет - основной фонд денежных средств, форм образования и расходования денежных средств республиканских органов управления, местных органов исполнительной власти и целевых бюджетных фондов Республики Таджикистан, утверждаемый законодательными органами;

дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Республики Таджикистан на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов;

субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Республики Таджикистан или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных расходов:

субсидия - бюджетные средства, представляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Республики Таджикистан, а также физическим и юридическим лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов;

государственные целевые фонды - фонды денежных средств, образуемые в соответствии с законодательством Республики Таджикистан за счет доходов или в виде отчислений от конкретных видов поступлений, которые используются для осуществления той или иной цели;

заимствование - денежные средства, полученные по договору, которые должны быть возвращены в той же сумме с процентом или без процента за их использование или денежные средства, по которым кредитору выплачивают проценты или другие платежи, связанные с заимствованием;

бюджетное обязательство - признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с Законом (решением) о бюджете и сводной бюджетной росписью;

гранты - денежные средства, полученные от органов государственного управления, или от органов государственного управления зарубежных стран, или от международных финансовых организаций безвозмездно и без принятия обязательств относительно их погашения, для поддержания определенного направления экономической политики;

инвестиции - денежные средства, направляемые на капитальное строительство, приобретение основных средств и ценных бумаг, пополнение запасов товаров;

трансферты - бюджетные средства для финансирования текущих и капитальных выплат населению в виде пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Республики Таджикистан, а также ассигнования расходов предприятий, частных некоммерческих учреждений, оказывающих услуги населению, органам государственного управления и по которым не возникает обязательств по их погашению;

минимальные государственные социальные стандарты государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах на определенном минимально допустимом уровне на всей территории Республики Таджикистан за счет финансирования из различных уровней бюджетной системы Республики Таджикистан и государственных целевых фондов гарантируется государством;

минимальная бюджетная обеспеченностьминимальная допустимая стоимость государственных и местных услуг, предоставляемых органами власти и государственного управления или органами местной власти в расчете на душу населения за счет средств соответствующего бюджета;

бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность государственных исполнительных органов, органов местной власти и других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, государственных целевых фондов, их утверждению и исполнению, а также по контролю исполнения бюджетов, закрепленных законодательными актами.


Статья 3. Законодательство Республики Таджикистан о государствен

ных финансах Республики Таджикистан


Законодательство Республики Таджикистан о государственных финансах Республики Таджикистан основано на Конституции Республики Таджикистан и состоит из настоящего Закона, Закона о Государственном бюджете Республики Таджикистан на очередной финансовый год, Закона о государственном финансовом контроле в Республике Таджикистан, других нормативно- правовых актов Республики Таджикистан и международных правовых актов, признанных Республикой Таджикистан.
ГЛАВА П. Государственная финансовая система Республики Таджикистан
Статья 4. Государственная финансовая система Республики Таджикис

тан
Государственная финансовая система Республики Таджикистан - определенная сфера финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются денежные средства. Государственная финансовая система определяет формы и методы образования, распределения и использования государственных денежных средств.

Государственная финансовая система Республики Таджикистан состоит из следующих финансовых отношений:

-система государственного бюджета;

-государственный долг;

-государственные целевые фонды.


Статья 5. Структура системы государственного бюджета Республики

Таджикистан


Система государственного бюджета Республики Таджикистан состоит из бюджетов следующих уровней:

- первый уровень - республиканский бюджет и бюджеты государственных целевых фондов;

- второй уровень - местные бюджеты.

К местным бюджетам относятся бюджеты Горно-Бадахшанской автономной области и его городов и районов, областей, городов и районов областного подчинения, города Душанбе и его районов, городов и районов республиканского подчинения и джамоатов.


Статья 6. Правовые формы бюджетов
Государственный бюджет принимается в форме Закона Республики Таджикистан о Государственном бюджете Республики Таджикистан на очередной финансовой год, утверждаемый только Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан.

Бюджет государственных целевых бюджетных фондов рассматривается и утверждается Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан одновременно с принятием Закона Республики Таджикистан о государственном бюджете Республики Таджикистан на очередной финансовый год.

Местные бюджеты разрабатываются и принимаются представительными органами местной власти в форме правовых актов.

В случае, если регулирование определенных отношений возлагается настоящим Законом на Закон Республики Таджикистан о Государственном бюджете Республики Таджикистан на очередной финансовый год, то относительно местной власти эти отношения представительными органами местной власти регулируются на основании правовых актов о местных бюджетах.


Статья 7. Бюджетный год
Годовой бюджет составляется на один финансовый год. Он соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Статья 8. Принципы системы государственного бюджета Республики

Таджикистан


Система государственного бюджета Республики Таджикистан основана на следующих принципах:

-единства системы государственного бюджета;

-разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

-полноты и обязательности отражения доходов и расходов бюджетов;

-сбалансированности бюджета;

-эффективности, экономности и использования бюджетных средств;

-полного покрытия расходов бюджетов;

-гласности бюджетов;

-достоверности бюджетов;

- адресности и целевого назначения бюджетных средств.


Статья 9. Бюджетная классификация
Бюджетная классификация - группировка доходов и расходов, источников финансирования дефицита бюджетов, используемой для их составления и показателей бюджетов различных уровней системы государственного бюджета Республики Таджикистан.

Порядок и положение бюджетной классификации государственных доходов и расходов разрабатывает и утверждает Министерство финансов Республики Таджикистан.


ГЛАВА Ш.

Доходы государственного бюджета Республики Таджикистан


Статья 10. Доходы республиканского бюджета
Доходы республиканского бюджета состоят из налоговых и неналоговых доходов, а также из безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам относятся:

- общегосударственные налоги, перечень и размер которых определяется законодательством Республики Таджикистан. Пропорции распределения налогов между республиканским бюджетом и местными бюджетами устанавливаются Законом Республики Таджикистан о Государственном бюджете Республики Таджикистан на очередной финансовый год.

К неналоговым доходам относятся:

- доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении этих органов;

- прибыль Национального банка Таджикистана по нормативам, установленным законодательством Республики Таджикистан;

- доходы от реализации государственных запасов и резервов, проценты от государственных инвестиций, дивиденды от финансовых активов.

К доходам республиканского бюджета за счет внебюджетных источников относятся также:

- гранты и другие безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций, правительств зарубежных стран;

- средства, образованные за счет взаиморасчетов между республиканским и местными бюджетами;

- средства, поступившие от использования и продажи имущества, а также внутренние, внешние заимствования, которые используются вне доходов, как источник финансирования дефицита бюджета.
Статья 11. Доходы государственных целевых фондов
Доходы государственных целевых фондов образуются за счет следующих источников:

- специальных, целевых и обязательных налогов и платежей, установленных законодательством Республики Таджикистан;

- добровольных взносов физических и юридических лиц;

- средств государственного бюджета;

- доходов от предпринимательской деятельности, осуществляемой соответствующим фондом как юридическое лицо;

- других доходов, установленных законодательством Республики Таджикистан.

Доходы государственных целевых фондов учитываются в государственном бюджете Республики Таджикистан на отдельный очередной финансовой год, отдельно по нормативам, установленным законодательством Республики Таджикистан.

Сбор и контроль обязательных платежей в бюджет государственных целевых фондов осуществляется Министерством по государственным доходам и сборам Республики Таджикистан.


Статья 12. Доходы местных бюджетов
Доходы местных бюджетов состоят из налоговых и неналоговых доходов, а также из денежных поступлений за счет регулируемых доходов и платежей. К налоговым доходам относятся: -местные налоги, перечень которых определяется законодательством Республики Таджикистан;

-доходы от регулируемых налогов и сборов передаются местным бюджетам в соответствии с порядком, установленным Законом о Государственном бюджете на очередной финансовый год;

-государственные пошлины за исключением государственной пошлины, которая в соответствии с Законом о Государственном бюджете на очередной финансовый год входит в республиканский бюджет.

К неналоговым доходам относятся:

-доход из республиканского бюджета, который поступает в виде дотации, субвенции, бюджетного долга или др. в местный бюджет;

-доходы от платных услуг, оказываемых исполнительными органами местного самоуправления, бюджетными организациями и учреждениями;

-поступление средств за счет применения мер принуждения за нарушение законодательства Республики Таджикистан о государственных финансах, в том числе штрафы, пени, компенсации и т.д.
ГЛАВА IV. Расходы государственного бюджета Республики Таджикистан
Статья 13. Основа и принципы формирования расходов государствен

ного бюджета Республики Таджикистан


Формирование расходов государственного бюджета Республики Таджикистан базируется на принципах единства структуры, форм, методов и средств деятельности, нормативных минимальных государственных социальных стандартов бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых законодательством Республики Таджикистан.
Статья 14. Текущие и основные расходы государственного бюджета

Республики Таджикистан


Расходы государственного бюджета Республики Таджикистан в зависимости от экономической значимости делятся на текущие расходы и капитальные расходы.

Текущие расходы - часть расходов бюджета, предназначенная для текущей деятельности органов власти и государственного управления, органов местной власти и государственных целевых фондов и используемая для поддержки других уровней системы государственного бюджета, отдельных отраслей производства в форме предоставления дотации, субвенции и субсидий.

К текущим расходам относятся также расходы, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией.

Капитальные расходы - расходы бюджета, предназначенные для финансирования развития инвестиционной деятельности. К капитальным расходам относятся:

-расходы, предназначенные в соответствии с утвержденными инвестиционными программами для финансирования действующих или вновь образованных юридических лиц;

-предоставляемые юридическим лицам в качестве кредитов для финансирования;

-расходы, связанные с капитальным ремонтом и приобретением основных средств;

-расходы, при осуществлении которых увеличивается имущество, находящееся соответственно в республиканской и коммунальной собственности;

-другие расходы, включенные в капитальные расходы в соответствии с экономической классификацией.

В составе капитальных расходов может быть образован бюджет развития, возможно создание бюджета развития.

Группы основных бюджетных платежей устанавливаются в соответствии с экономическим классификатором государственных бюджетных платежей Республики Таджикистан.

Группировка текущих и капитальных расходов бюджетов устанавливается экономической классификацией расходов Государственного бюджета Республики Таджикистан.


Статья 15. Формы расходов государственного бюджета Республики

Таджикистан


Расходы государственного бюджета Республики Таджикистан осуществляются в следующих формах:

-ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

-средств на оплату товаров (работ, услуг) выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и местным контрактам;

-трансфертов населению;

-ассигнований на осуществление отдельных полномочий государственного управления, практическая реализация которых возлагается на органы местной власти;

-ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению расходов или уменьшению доходов бюджета;

-бюджетного кредита юридическим лицам, в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей, других обязательств;

-субвенций, субсидий физическим и юридическим лицам;

-инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

-бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий другим уровням системы государственного бюджета Республики Таджикистан государственным целевым фондам;

-кредитования иностранным государствам;

-средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, процентных платежей по ним, в т.ч. на выполнение гарантий государственной и местной власти.


Статья 16. Расходы республиканского бюджета
Исключительно из республиканского бюджета финансируются расходы следующих видов деятельности:

-обеспечение деятельности Маджлиси милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан, Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, Центральной избирательной комиссии по выборам и референдумам, Исполнительного аппарата Президента Республики Таджикистан, органов государственного управления, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при принятии закона Республики Таджикистан о государственном бюджете Республики Таджикистан на очередной финансовый год; -деятельность судебной системы Республики Таджикистан;

-осуществление международной деятельности, финансовое обеспечение реализации международных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного научно-информационного сотрудничества исполнительных органов государственной власти в области сотрудничества, определяемые при принятии закона Республики Таджикистан о государственном бюджете Республики Таджикистан на очередной финансовый год;

-оборона и обеспечение безопасности государства;

-фундаментальные исследования и поддержка научно-технического прогресса;

-государственная поддержка транспорта;

-ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

-формирование республиканской собственности и финансирование учреждений, находящихся в распоряжении органов государственной власти и относящихся к государственной собственности;

-обслуживание и погашение государственного долга;

-компенсация государственным и целевым фондам расходов на выплату пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Республики Таджикистан за счет республиканского бюджета;

-пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

-проведение выборов и референдумов;

-общереспубликанские инвестиционные программы;

-обеспечение реализации решений органов государственной власти, приведших к увеличению расходов бюджета или к уменьшению доходов бюджета;

- обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, реализация которых возлагается на другой уровень власти;

-финансовая поддержка местной власти;

-официальная статистическая отчетность;

-прочие расходы.


Статья 17. Расходы государственных целевых фондов
Средства государственных целевых фондов используются только на цели, определенные законодательством Республики Таджикистан и в соответствии с бюджетом указанных фондов, утвержденные законом Республики Таджикистан о государственном бюджете Республики Таджикистан на очередной финансовый год.
Статья 18. Расходы местных бюджетов
Исключительно из местных бюджетов финансируются расходы следующих видов деятельности:

-обеспечение деятельности органов местной власти;

-формирование коммунальной собственности на местах и управление ею;

-организация, обеспечение деятельности и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта и физического воспитания, периодической печати и изданий, других учреждений, относящихся к коммунальной собственности или находящихся в ведении органов местной власти;

-развитие жилищно-коммунального хозяйства;

-строительство дорог и содержание дорог местного значения;

-благоустройство и озеленение на местах;

-организация использования и переработки бытовых отходов;

-организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в коммунальной собственности или в ведении органов власти; охрана природы на местах;

-реализация целевых программ местной власти;

-обслуживание и погашение долга местной власти;

-дотирование населения;

-проведение выборов органов местной власти.

Финансирование иных решений органов местной власти и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местной власти в соответствии с бюджетной классификацией Республики Таджикистан.


Статья 19. Совместные расходы республиканского бюджета и местных

бюджетов
Совместно за счет республиканского бюджета и местных бюджетов финансируются расходы следующих видов деятельности:

государственная поддержка отраслей промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта, связи и дорожного хозяйства;

-обеспечение правоохранительной деятельности; -обеспечение противопожарной безопасности;

-обеспечение научно-исследовательской, опытно-конструкторской, проектно-изыскательской деятельности, обеспечивающей научно-технический прогресс; -обеспечение социальной защиты населения;

-обеспечение охраны природы, охрана и воспроизводство природных ресурсов, гидрометеорологической деятельности;

-обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий;

-развитие инфраструктуры рынка;

-обеспечение деятельности средств массовой информации;

-финансовая помощь другим бюджетам;

-другие расходы, находящиеся в совместном ведении государственных и местных органов. Распределение и закрепление расходов, указанных в настоящей статье между бюджетами различных уровней системы государственного бюджета Республики Таджикистан производятся по согласованию соответственно органов власти, государственного управления и органов местной власти и утверждаются законом о государственном бюджете на очередной финансовый год.

Порядок согласования распределения и закрепления расходов совместного ведения государственной власти и местной власти определяется Правительством Республики Таджикистан.


ГЛАВА V. Сбалансированность бюджетов
Статья 20. Профицит бюджета
Превышение доходов и грантов бюджета над его расходами является профицитом бюджета. Государственный бюджет Республики Таджикистан, республиканский бюджет, местные бюджеты могут быть составлены и утверждены с профицитом.
Статья 21. Дефицит бюджета и источники его финансирования
Превышение расходов бюджета над его доходами является дефицитом бюджета.

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с превышением расходов над доходами, законом (решением) о соответствующем бюджете утверждаются источники финансирования дефицита данного бюджета.

Текущие расходы местных бюджетов не могут превышать совокупные доходы данных бюджетов.

Совокупность дефицита республиканского бюджета не может превышать суммарный объём бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга.

Совокупность дефицита местных бюджетов не может превышать три процента объёма их доходов без учета финансовой помощи из государственного бюджета Республики Таджикистан.

Поступления из источников финансирования дефицита местных бюджетов направляются исключительно на финансирование инвестиционных расходов, финансирование расходов на обслуживание и погашение, выплату долга органов местной власти запрещается.

К источникам финансирования дефицита республиканского бюджета относятся:

а) внутренние источники:

-кредиты, полученные Правительством Республики Таджикистан от кредитных организаций в национальной валюте;

-государственные займы, выпускаемые Правительством Республики Таджикистан в виде ценных бумаг в национальной валюте;

-бюджетные ссуды, полученные от верхних уровней системы государственного бюджета Республики Таджикистан.

б) внешние источники:

-государственные займы, выпускаемые Правительством Республики Таджикистан в форме ценных бумаг в иностранной валюте;

-кредит иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций и нерезидентов, получаемый в иностранной валюте.



следующая страница >>
Смотрите также:
Закон о государственных финансах Республики Таджикистан
491.93kb.
3 стр.
Закон республики таджикистан о государственной службе
324.66kb.
1 стр.
Закон республики таджикистан "о правительстве республики таджикистан"
219.22kb.
1 стр.
Закон республики таджикистан о таможенном тарифе раздел 1 общие положения статья Цели Закона и сфера его применения
249.79kb.
1 стр.
Закон республики таджикистан об органах прокуратуры Республики Таджикистан Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2005 год, №7, ст. 398; 2006 год, №3, с
546.06kb.
3 стр.
Закон республики саха (якутия) о финансах местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)
166.36kb.
1 стр.
Закон республики таджикистан о порядке решения вопросов административно-территориального устройства республики таджикистан
213.24kb.
1 стр.
Закон республики таджикистан об обществе красного полумесяца таджикистана
130.3kb.
1 стр.
Закон республики таджикистан о валютном регулировании и валютном контроле
225.85kb.
1 стр.
Закон республики таджикистан о горна- бадахшанской автономной области
142.7kb.
1 стр.
Закон Республики Таджикистан Об обеспечении единства измерений
140.86kb.
1 стр.
Закон Республики Таджикистан об оружии
350.67kb.
1 стр.