Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе, Профессор Ярыгин Н.В. ____________________________ «___»___________________2007 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАпо дисциплине «Учение о неврозах»для студентов дневного факультета клинической психологиидля специальности 030302 - «Клиническая психология».Кафедра Клинической психологииКурс 4 Семестр 8 Рабочая программа составлена на основе примерной программы по дисциплине в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030302 - «Клиническая психология». Программа обсуждена на заседании кафедры клинической психологии «____» ______________2007г., протокол № ______ Зав. кафедрой, профессор _________________________________Н.А. Сирота Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии по специальности 030302 - «Клиническая психология» «___» _________ 2007 г., протокол № ______
Профессор ______________________________________________ Н.А. Сирота Рабочая программа одобрена на заседании центрального методического совета (ЦМС) МГМСУ «___» _________ 2007 г., протокол №_____
Член-корр. РАМН, профессор ______________________________ Э.В. Луцевич Введение. Проблема невротических расстройств и состояний всегда была и остаётся в центре внимания не только медиков и психологов, но и философов, социологов, педагогов и других специалистов-гуманитариев у нас в стране и за рубежом, что, кстати, подтверждается и расширенным пониманием данного феномена в последней версии Международной классификации болезней и причин смерти (МКБ-10). В этой связи, при составлении данного варианта рабочей учебной программы по дисциплине «Учение о неврозах» в тематику и содержание занятий (прежде всего, Разделы 1,2,7,8), в учебно-методическое обеспечение курса (списки рекомендуемой литературы) было внесено несколько инновационных дополнений и изменений, связанных с междисциплинарным характером проблемы невротических расстройств, и представленных в системе понятий и основных положений нового научно-практического направления на стыке психологии и медицины – неврозологии.
Цель: способствовать созданию у студента целостного и устойчивого представления о проблемах, закономерностях и механизмах феномена невроза как явления психической жизни и как психического расстройства непсихотического уровня. Задачи: Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
КомпетентностьСформированное целостное и устойчивое представления о проблемах, закономерностях и механизмах феномена невроза как явления психической жизни и как психического расстройства КоммуникативностьУмение взаимодействовать с пациентами страдающими невротическими расстройствами, их родственниками и медицинским персоналом.
а) Студень должен знать и уметь использовать:
б) Студент должен иметь навыки:
в) Студент должен иметь представление о:
г) Основные знания, необходимые для изучения дисциплины: Знания, полученные на производственной практике и по клиническим, психологическим и др. дисциплинам, в том числе по: общей психологии, патопсихологии. клинической психологии, базовым теориям в психотерапии и психологическом консультировании, суицидологии, психологии зависимости, психологии отклоняющегося поведения, личностным расстройства. основам психосоматики, психиатрии.
4.2. Содержание разделов дисциплины Раздел 1. История развития концепций неврозогенеза в отечественных и зарубежных теориях и технологиях личности. Неврозогенез как преджмет неврозологии. Психоанализ З.Фрейда как базовая теория неврозогенеза. Общая характеристика концепций неврозогенеза в отечественной и зарубежной психологии и медицине. Роль психогенного воздействия. Экспериментальный невроз. Тревожные расстройства – пример невротического поведения, направленного на избегание. Тревога и паника, страх – основа большей части невротических расстройств. Психотравмирующие факторы как источник невротических состояний. Раздел 2. Психология и психопатология невротических расстройств и состояний и современная неврозология. Международная (МКБ-10) и традиционная (отечественная) классификация невротических расстройств. Неврозы – группа пограничных психических заболеваний, характеризующихся не резко выраженными нарушениями психической деятельности условиях не завершившихся психотравмирующих ситуаций. Невроз как явление психической жизни и как психическое расстройство. Семиотика невротических расстройств, отраженная в МКБ-10. Соотношение международной (МКБ-10) и традиционной (отечественной) классификации неврозов. Психотравмирующий фактор и психотравмирующие ситуации, связанные с невротическими состояниями. Функциональный барьер психической адаптации. Признаки невротических расстройств – парциальность, сохранность интеллектуальной сферы, обратимость симптоматики, сохранность критики. Раздел 3. Феноменология тревожно-фобических, тревожных и посттравматических расстройств – невроз страха.Тревога как эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности в ожидании неблагополучного развития событий. Страх – реакция на конкретную угрозу. Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства. Фобические тревожные расстройства (Агорафобия, социальные фобии, Специфические фобии, Паническое расстройство. Генерализованное тревожное расстройство). Острая реакция на стресс. Посттравматическое стрессовое расстройство.Раздел 4. Феноменология обсессивно-компульсивных и диссоциативных (конверсионных расстройств – невроз навязчивых состояния, истерический невроз.Обсессия - наваждение, одержимость, влекующее за собой навязчивые состояния. Навязчивые страхи, опасения, мысли, воспоминания, представления, и действия. Навязчивые мысли и компульсивные действия сочетаются с навязчивыми страхами и сомнениями, повышенной раздражительностью, утомляемостью, бессонницей. Диссоциативные (конверсионные) расстройства (истерия, истерический невроз) Психогенно обусловленное невротическое состояние с соматовегетативными, сенсорными и двигательными нарушениями. Диссоциативная амнезия – как неспособность вспомнить личностно значимую информацию, которая возникает вследствие травматического или стрессогенного переживания. Диссоциативная фуга – внезапное бегство из дома, с работы или из другого места после того или иного психогенного фактора.
Раздел 5. Феноменология соматоформных и неврастенических расстройств.На фоне психосоциального стресса появление соматических жалоб при отсутствии морфологических изменений соответствующих органов и тканей( в отличие от психосоматических заболеваний при которых органическая патология выявляется. Соматизированное расстройство – наличие множественных, повторно возникающих соматических симптомов, которые длятся на протяжении ряда лет. Ипохондрическое расстройство – постоянная озабоченность возможностью заболеть прогрессирующим соматическим расстройством. Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы – при этом расстройстве жалобы выглядят так, как будто они обусловлены поражением какко-то системы или органа, которые в основном или полностью находятся под влиянием вегетативной нервной системы (невроз сердца, невроз желудка) Неврастения – состояние характеризующееся состоянием раздражительной слабости. Другие специфические невротические расстройства (культурно-специфические нарушения).
Астения – состояние нервно-психической слабости, характеризуется повышенными утомляемостью и и чувствительностью, а также нарушениями сна, что составляет невротическую триаду (Б.Д.Карвасарский). Астенический синдром входит в клиническую картину неврастении, истерического невроза, при травматических поражениях сосудистых заболеваниях, а также начала шизофренического процесса. Обсессивный синдром – навязчивые явления могут встречаться не только при различных нервно-психических заболеваниях, но и у здоровых людей при переутомлении. Обсессии входят в клиническую картину шизофренического дебюта, МДП в депрессивной фазе, при энцефалитах, у больных с органическими заболеваниями головного мозга, при эпилепсии. Фобический синдром - при истерии и неврастении встречаются нечасто не отличаются стойкостью, яркостью и выразительностью. При шизофрении характерна динамика фобий, утрачивается аффективная окраска фобии. Ипохондрический синдром встречается при всех формах неврозов, а также в рамках шизофренических расстройств. Синдром невротической депрессии – всегда возникает психогенно и отражает психотравмирующую ситуацию. Синдром невротической депрессии встречается при различных формах неврозов и часто сочетается с другими невротическими симптомами. В клинической практике считается важным отграничить невротическую депрессию от амбулаторных, ларвированных форм. Невротическая депрессия отличается яркостью, динамизмом и изменчивостью. Раздел 7. Этиопатогенез неврозов: социальные, биологические и психологические факторы. Согласно психодинамическим взглядам на просхождение фобий последние олицетворяют собой защиту от тревоги, порожденной вытесненными импульсами. Фобии как выученное поведение, основанное на классическом обуславливании, «научении страхом». Понятие о психологической защите личности. Психическая травма как клинико-психологический феномен и фактор этиопатогенеза невроза. Невроз и невротический конфликт. Генетические факторы, связанные с темпераментом, и личностными особенностями. Паническое расстройство – следствие биохимической аномалии в головном мозге. Паническая атака как сигнал тревоги, вызываемый биохимической дисфункцией (Лимбическая система, голубое пятно, серотонин может ингибировать действие норадреналина). Панические расстройства наблюдаются у пациентов связанных прямыми родственными связями. Интерпретация своих ощущений в катастрофическом ключе. Раздел 8. Феноменология невротических расстройств и состояний у детей и подростков. Своеобразие психического развития детей. Патогенные факторы. Страх и тревога в генезе неврозов у детей. Психологические и психопатологические особенности невротических расстройств в детском возрасте. Неврозы и развитие психосоматических расстройств в детском возрасте. Раздел 9. Общая характеристика методов диагностики и психотерапии невротических расстройств. Цели психодиагностики, применение проективных методов и опросников. Психологическая коррекция в работе с детьми и взрослыми Тематический план лекций. 4 курс, 7 семестр 1. Психоанализ З.Фрейда как базовая теория неврозогенеза: основные понятия и положения. Общая характеристика концепций неврозогенеза в зарубежных теориях личности и медицине (А.Адлер, К.Г.Юнг, К.Хорни, В.Франкл, К.Ясперс и др.). Общая характеристика концепций неврозогенеза в отечественной психологии и медицине (И.П.Павлов, В.Н.Мясищев, Б.Д.Карвасарский, Г.К.Ушаков, А.И.Захаров, Б.С.Братусь, В.П.Симонов, М.М.Хананашвили, А.М.Свядощ и др.). Роль психогенного воздействия. Экспериментальный невроз. Тревожные расстройства – пример невротического поведения, направленного на избегание. Тревога и паника, страх – основа большей части невротических расстройств. Психотравмирующие факторы как источник невротических состояний. 2. Неврозы – группа пограничных психических заболеваний, характеризующихся не резко выраженными нарушениями психической деятельности условиях не завершившихся психотравмирующих ситуаций. Психотравмирующий фактор и психотравмирующие ситуации, связанные с невротическими состояниями. Функциональный барьер психической адаптации. Характеристика основныз клинических проявлений невротических расстройств, отражённых в МКБ-10. Невротическая триада К.Ясперса. Признаки невротических расстройств – парциальность, сохранность интеллектуальной сферы, обратимость симптоматики, сохранность критики. 3 Тревога как эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности в ожидании неблагополучного развития событий. Страх – реакция на конкретную угрозу. Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства. Фобические тревожные расстройства (Агорафобия, социальные фобии, Специфические фобии, Паническое расстройство. Генерализованное тревожное расстройство) Острая реакция на стресс. Посттравматическое стрессовое расстройство.4. Обсессия - наваждение, одержимость,, влекующие за собой навязчивые состояния. Навязчивые страхи, опасения, мысли, воспоминания, представления, и действия. Навязчивые мысли и компульсивные действия сочетаются с навязчивыми страхами и сомнениями, повышенной раздражительностью, утомляемостью, бессонницей. Диссоциативные (конверсионные) расстройства (истерия, истерический невроз) Психогенно обусловленное невротическое состояние с соматовегетативными, сенсорными и двигательными нарушениями. Диссоциативная амнезия – как неспособность вспомнить личностно значимую информацию, которая возникает вследствие травматического или стрессогенного переживания. Диссоциативная фуга – внезапное бегство из дома, с работы или из другого места после того или иного психогенного фактора.
Соматизированное расстройство – наличие множественных, повторно возникающих соматических симптомов, которые длятся на протяжении ряда лет. Ипохондрическое расстройство – постоянная озабоченность возможностью заболеть прогрессирующим соматическим расстройством. Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы – при этом расстройстве жалобы выглядят так, как будто они обусловлены поражением какко-то системы или органа, которые в основном или полностью находятся под влиянием вегетативной нервной системы (невроз сердца, невроз желудка) Другие невротические расстройства Неврастения – состояние характеризующееся состоянием раздражительной слабости. Другие специфические невротические расстройства (культурно-специфические нарушения). 6. Астения – состояние нервно-психической слабости, характеризуется повышенными утомляемостью и и чувствительностью, а также нарушениями сна, что составляет невротическую триаду (Б.Д.Карвасарский). Астенический синдром входит в клиническую картину неврастении, истерического невроза, при травматических поражениях сосудистых заболеваниях, а также начала шизофренического процесса. Обсессивный синдром – навязчивые явления могут встречаться не только при различных нервно-психических заболеваниях, но и у здоровых людей при переутомлении. Обсессии входят в клиническую картину шизофренического дебюта, МДП в депрессивной фазе, при энцефалитах, у больных с органическими заболеваниями головного мозга, при эпилепсии. Фобический синдром - при истерии и неврастении встречаются нечасто не отличаются стойкостью, яркостью и выразительностью. При шизофрении характерна динамика фобий, утрачивается аффективная окраска фобии. Ипохондрический синдром встречается при всех формах неврозов, а также в рамках шизофренических расстройств. Синдром невротической депрессии – всегда возникает психогенно и отражает психотравмирующую ситуацию. Синдром невротической депрессии встречается при различных формах неврозов и часто сочетается с другими невротическими симптомами. В клинической практике считается важным отграничить невротическую депрессию от амбулаторных, ларвированных форм. Невротическая депрессия отличается яркостью, динамизмом и изменчивостью.
Общая характеристика основных психотравмирующих факторов (Г.К.Ушаков, В.Н.Мясищев, Ф.Е.Василюк, Н.Пажескян и др.). Общая характеристика основных невротических конфликтов и их значение для этиопатогенеза невроза (В.Н.Мясищев, Б.Д.Карвасарский и др.). Преморбидные психолгические особенности и их значение в этиопатогенезе невроза. Генетические факторы, связанные с темпераментом, и личностными особенностями. Паническое расстройство – следствие биохимической аномалии в головном мозге. Паническая атака как сигнал тревоги, вызываемый биохимической дисфункцией (Лимбическая система, голубое пятно, серотонин может ингибировать действие норадреналина). Панические расстройства наблюдаются у пациентов связанных прямыми родственными связями. Интерпретация своих ощущений в катастрофическом ключе.
Своеобразие психического развития детей. Патогенные факторы. Страх и тревога в генезе неврозов у детей (А.И.Захаров). Значение внутрисемейной ситуации и специфики родительско-детских отношений для этиопатогенеза невроза у детей и подростков (Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юститский). Неврозы и психосоматические расстройства в детстком возрасте (Д.Н.Исаев, Ю.Ф. Антропова , Ю.С. Шевченко). 9. Методы диагностики и психотерапии Цели психодиагностики, применение проективных методов и опросников. Психологическая коррекция в работе с детьми и взрослыми. Психотерапия невротических расстройств с точки зрения основных психотерапевтических направлений: специфика, принципы, техники, процедуры.
Тревожные расстройства – пример невротического поведения, направленного на избегание. Тревога и паника, страх – основа большей части невротических расстройств. Психотравмирующие факторы как источник невротических состояний. 2.. Характеристика основныз клинических проявлений невротических расстройств, отражённых в МКБ-10. Невротическая триада К.Ясперса. Признаки невротических расстройств – парциальность, сохранность интеллектуальной сферы, обратимость симптоматики, сохранность критики. Психотравмирующий фактор и психотравмирующие ситуации, связанные с невротическими состояниями. Функциональный барьер психической адаптации. Признаки невротических расстройств – парциальность, сохранность интеллектуальной сферы, обратимость симптоматики, сохранность критики. 3 Тревога и страх как эмоциональные состояния, возникающие в ситуациях опасности. Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства. Фобические тревожные расстройства (Агорафобия, социальные фобии, Специфические фобии, Паническое расстройство. Генерализованное тревожное расстройство) Острая реакция на стресс. Посттравматическое стрессовое расстройство.4. Навязчивые страхи, опасения, мысли, воспоминания, представления, и действия. Навязчивые мысли и компульсивные действия сочетаются с навязчивыми страхами и сомнениями, повышенной раздражительностью, утомляемостью, бессонницей. Диссоциативные (конверсионные) расстройства (истерия, истерический невроз) Диссоциативная амнезия . Диссоциативная фуга. 5. Соматизированное расстройство Ипохондрическое расстройство . Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы Неврастения – состояние характеризующееся состоянием раздражительной слабости. Другие специфические невротические расстройства (культурно-специфические нарушения). 6. Астенический синдром входит в клиническую картину неврастении, истерического невроза, при травматических поражениях сосудистых заболеваниях, а также начала шизофренического процесса. Обсессии входят в клиническую картину шизофренического дебюта, МДП в депрессивной фазе, при энцефалитах, у больных с органическими заболеваниями головного мозга, при эпилепсии. Фобический синдром - при истерии и неврастении встречаются нечасто и не отличаются стойкостью, яркостью и выразительностью. При шизофрении характерна динамика фобий, утрачивается аффективная окраска фобии. Ипохондрический синдром встречается при всех формах неврозов, а также в рамках шизофренических расстройств. Синдром невротической депрессии – всегда возникает психогенно и отражает психотравмирующую ситуацию. Синдром невротической депрессии встречается при различных формах неврозов и часто сочетается с другими невротическими симптомами.
Паническое расстройство – следствие биохимической аномалии в головном мозге. Конструктивные и невротические механизмы психологической защиты. Общая характеристика основных психотравмирующих факторов (Г.К.Ушаков, В.Н.Мясищев, Ф.Е.Василюк, Н.Пажескян и др.). Общая характеристика основных невротических конфликтов и их значение для этиопатогенеза невроза (В.Н.Мясищев, Б.Д.Карвасарский и др.). Преморбидные психолгические особенности и их значение в этиопатогенезе невроза.
8. Неврозы у детей и подростков. Своеобразие психического развития детей. Патогенные факторы. Страх и тревога в генезе неврозов у детей. Значение внутрисемейной ситуации и специфики родительско-детских отношений для этиопатогенеза невроза у детей и подростков (Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юститский). Неврозы и психосоматические расстройства в детстком возрасте (Д.Н.Исаев, Ю.Ф. Антропова , Ю.С. Шевченко). 9. Методы диагностики и психотерапии неврозов. Цели психодиагностики, применение проективных методов и опросников. Психологическая коррекция в работе с детьми и взрослыми Психотерапия невротических расстройств с точки зрения основных психотерапевтических направлений: специфика, принципы, техники, процедуры. .
4.5. Самостоятельная работа студентов
Не предусмотрен.
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
Литература
7.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.
В процессе обучения студентов основными формами обучения являются: аудиторные занятия, включающие лекции и практические занятия, и самостоятельная работа учащихся. Тематика лекций и практических занятий соответствует содержанию программы дисциплины. Данная учебная программа является специальной дисциплиной которая основывается на изучении других специальных дисциплин в области клинической психологии. Практическое занятие состоит из следующих этапов:
На практической части занятия преподаватель обращает внимание на наиболее важные темы семинара, ошибки, допущенные студентами при обсуждении, а также на самостоятельность и активность работы студентов с литературой и лекционным материалом. Для успешного освоения дисциплины каждый студент должен быть обеспечен учебно-методическими материалами по предмету (тематическими планами лекций и практических занятий, учебно-методической литературой, вопросами к семинарским занятиям и контрольным работам), а также возможностью отработки пропущенных занятий. Обязательным условием освоения дисциплины является самостоятельная работа студента, выполнение которой контролируется на практических занятиях. Кроме того, каждый студент должен подготовить доклад по текущей теме и выступить с ним на семинарском занятии (по меньшей мере, раз в семестр). Подобная форма обучения развивает навыки поиска научной литературы, ее анализа, составления резюме прочитанного текста, подготовки тезисов устного выступления с последующими ответами на вопросы аудитории, приемов аргументации защищаемых гипотез, т.е. ведения научно-исследовательской работы и ее защиты в рамках профессиональных дискуссий. Аналогичные цели должны преследоваться и при ориентации студентов на самостоятельный поиск новых материалов по текущим разделам и чтение дополнительной литературы. Контроль теоретических знаний и практических навыков и умений проводится с помощью тестового контроля, собеседования, представления докладов, рефератов, таблиц, схем и др. В процессе изучения дисциплины проводится 1 экзамен (в конце 7 семестра). Тематика дисциплины включена в итоговую государственную аттестацию. Рабочая учебная программа по дисциплине «учение о неврозах» составлена на кафедре клинической психологии факультета клинической психологии МГМСУ доцентами Петраковой Т.И. и Крохиным И.П. Смотрите также: Рабочая учебная программа по дисциплине «Учение о неврозах» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология»
289.52kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Основы психосоматики» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология»
199.42kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по дисциплине «Базовые теории и методы психотерапии» для студентов дневного факультета клинической психологии для специальности 030302 «Клиническая психология»
361.94kb.
1 стр.
Учебная программа по дисциплине Клиническая психология для специальности
524.84kb.
3 стр.
Клиническая психология
145.02kb.
1 стр.
Ситуационные задачи по дисциплине «клиническая психология» Для специальности 030302. 65 – «Клиническая психология»
1859.16kb.
28 стр.
Рабочая учебная программа наименование дисциплины психология специальность 040400. 62 Социальная работа
437.46kb.
5 стр.
Рабочая программа по дисциплине «Экономическая теория» для студентов экономического факультета по специальности 080502. 65 «Экономика и управление на предприятии»
572.22kb.
1 стр.
Учебная программа по дисциплине «История психологии» 4 курс 7 семестр (наименование учебной дисциплины) для специальности 050706 «Педагогика и психология»
728.1kb.
4 стр.
Методическое пособие по изучению курса «Экспериментальные исследования в психологии: личность» часть 2
938.31kb.
4 стр.
Рабочая программа дисциплины история психологии направление подготовки 030300 психология профиль подготовки
1076.36kb.
6 стр.
Рабочая программа по учебной дисциплине «патофизиология» по специальности 022700 «клиническая психология» 371.09kb.
1 стр.
|