Главная
страница 1
МБОУ Павловская основная общеобразовательная школа

Волкова Людмила Васильевна
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.

ОБЖ 5 класс



Цель:

  • Распознавать опасности и предвидеть их последствия.

  • Грамотно действовать в опасной ситуации.


Задачи:

  • Закрепить знания детей о пожарной безопасности.

  • Привить навыки осторожного обращения с огнем.

  • Воспитать чувство ответственности и привить навыки безопасного поведения.

Ход занятия:

Изучение нового материала:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Все готовы к уроку? Учебники, ручки, тетрадки на месте? Начинаем урок!

Тема сегодняшнего урока спрятана в этих загадках. Давайте постараемся их отгадать:


Шипит и злится, воды боится.

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает. (Огонь)
Все ест – не наедается,

А пьет – умирает. (Огонь)


Что бывает, если птички

Зажигают дома спички? (Пожар)


Ребята, вы, наверное, поняли о чем сегодня у нас пойдет речь.

Тема сегодняшнего урока «Пожарная безопасность». Открыли тетради, запишем число и тему.

Использовать огонь для своих нужд человек начал еще в очень древние времена. Археологические находки говорят о том, что огонь использовали люди, жившие около 230 тыс. лет тому назад. А позднее, примерно более 10 тыс. лет до н.э., научились добывать огонь трением двух кусков древесины. В начале, 1 тыс. лет до н.э., человек стал добывать огонь высечение искр при помощи железной и стальной пластинки. Так он постепенно овладел величайшей силой природы – огнем. Он научился не только его добывать, но и управлять его процессом горения (по своему желанию зажигать, тушить огонь, регулировать процесс горения).

Прометей — титан, защитник людей. Он покорил огонь и научился управлять им.

Давайте послушаем сообщение Арины Маркиной легенду о Прометее.
Легенда о Прометее. (сообщение ученика)

Давным-давно люди не знали огня. Они бродили по лесам, нападая на диких животных. Если охота была удачной, они разрывали зверя на части и съедали мясо сырым. Убежищами служили холодные пещеры.

Миром правили Боги, живущие на горе Олимп. Сильные, красивые и всемогущие. Всего у них было в достатке. Юный Прометей был наделен чутким сердцем и храброй душой. По дороге на Олимп он встречал людей, дрожащих от холода и страдающих от болезней. Прометей не побоялся облегчить их жизнь. Он незаметно взял тлеющий уголек из очага богов. Спустившись на землю, он вынул его и раздул своим могучим дыханием.

А люди увидели огонь и взяли себе. Они кормили его сухими ветками, защищали от ветра. Они делились друг с другом его теплом. Человек изгнал из пещеры хищников, научился жарить мясо, обжигать горшки и многое другое, необходимое для жизни.

Отец богов Зевс удивился. Люди больше не бродили стадами, а жили семьями в домах. Приказал тогда Зевс отвести Прометея в холодную землю скифов и приковать его там к скале.

А люди будут вечно благодарны Прометею за принесенный им огонь.


Учитель: Ребята, вам все понятно? У вас есть вопросы?

Сегодня невозможно представить жизнь человека без использования огня. Он нужен всюду: в домах, в школах, на заводах и фабриках, в сельском хозяйстве и т.д.

Огонь приносит пользу, если человек обращается с ним осторожно, соблюдая необходимые меры безопасности.

Огонь наш друг, но иногда приходит с ним в наш дом беда.

При каких же случаях в наш дом приходит беда? (дети отвечают)

Что такое пожар?

Пожар - это неконтролируемый процесс горения, уничтожающий материальные ценности и создающий опасность для жизни и здоровья людей (запись в тетрадях).

Особенно часто пожары возникают в жилых домах и общественных зданиях. Там они представляют наибольшую опасность. Большая часть пожаров происходит по вине самих людей, от их небрежности в обращении с огнем. Пожар может возникнуть всюду, где огонь оказался без контроля.


Ребята, давайте подумаем, какие причины пожара могут быть? Самостоятельно в тетрадях записывайте причины пожара.

(Дети самостоятельно пашут в тетрадях причины пожара и зачитывают их)



Причинами пожара может быть:

  • неосторожное обращение с огнём;

  • нарушение правил эксплуатации электроприборов и электрооборудования;

  • замыкание электропроводки;

  • оставленные костры;

  • утечка газа;

  • оставленная свечка;

  • невнимательность в обращении с пиротехническими средствами.

  • брошенная сигарета;

  • молния

  • шалость детей

  • поджоги

Самые главные виновники пожара – люди!

Подумайте, ребята, чем опасен пожар для человека? (дети отвечают)

Опасными спутникам огня являются:


  • Ядовитый дым.

  • Высокая температура.

  • Плохая видимость.

  • Паника и растерянность.

  • Поражение электрическим током.

  • Обрушение конструкций.

Пожар легче предотвратить, чем потушить. Поэтому еще в древние времена занимались организацией борьбы с пожарами. И об этом нам расскажет Костя Прохоров.
Исторические факты. (Сообщение ученика)

Уже в Древнем Риме власти серьезно занимались организацией борьбы с пожарами. За пожарной безопасностью наблюдали особые посты, которые при возникновении пожара подавали сигналы тревоги. Тушили пожары отряды рабов.

В 1549 году Иван Грозный издал указ о пожарной безопасности. В них были рекомендации обращении с огнем: не топить летом изб и бань без крайней надобности, не держать по вечерам в доме огня и т.д. И повелел иметь во дворе на случай пожара бочки и чаны с водой.

Петр I запретил строить в Санкт-Петербурге деревянные дома. Всем жителям было предписано чистить печные трубы в домах один раз в месяц. Были установлены штрафы за нарушение правил пожарной безопасности.

Первые пожарные команды появились в Москве и Санкт-Петербурге в начале XIXв. Комплектовались они из солдат, признанные негодными к строевой службе. Пожарные команды выезжали на пожар на лошадях, воду возили в бочках, а огонь тушили с помощью ручных насосов.

В настоящее время в нашей стране создана специальная система по пожарной безопасности – Государственная противопожарная служба. Мощная оперативная служба в составе МЧС России, обладающая квалифицированными кадрами, современной техникой, имеющая научную и учебную базы.

В ее составе 220 000 человек, 13 600 зданий и сооружений, в числе которых более 4000 зданий пожарных  депо, 18 634 основных и специальных пожарных  автомобилей, 49 пожарных  катеров.
Учитель: Ребята, у вас есть вопросы?

В Луховицком районе существует единая дежурная диспетчерская служба «Мособлпожспас» по Луховицкому району . Тел.: 0-01; 63-3-20-02; 63-6-14-56.

Также есть отдел государственного надзора по Луховицкому району, т.е пожарная служба. Тел.: 0-01; 63-2-13-75.
ФИЗМИНУТКА
Учитель: Ребята, сейчас я вами поработаем в парах. Я вам раздам инструктивные карточки, в карточках задания. А ответы вы будете искать в учебнике.
Правила личной безопасности

Работа по группам (10 мин.)

Первая группа: «Пожар в квартире»

1. Немедленно звони в пожарную охрану по телефону «О1» или по единому номеру 112, сообщи необходимые сведения. Если нет телефона, попроси об этом соседей.

2. Не дожидаясь прибытия пожарных, постарайся потушить возгорание (огнетушителем, водой, плотной мокрой тканью, песком и землёй из цветочных горшков).

Нельзя! Открывать окна и двери, чтобы не усилить приток воздуха к очагу пожара.

3.Отключить электроэнергию, во избежание поражения электрическим током.

Нельзя! Тушить водой включенные в сеть электроприборы и электрические провода.

4. Если своими силами не удалось потушить пожар, необходимо покинуть квартиру, прикрыв за собой дверь.
Вторая группа: Выход из задымленного помещения


  1. В задымленном помещении необходимо передвигаться на четвереньках (внизу меньше дыма) и дышать через влажную ткань (мокрый носовой платок, полотенце).

  2. Необходимо встретить пожарных и указать им очаг пожара.

  3. При невозможности покинуть квартиру обычным путем необходимо выйти на балкон, плотно закрыть за собой дверь и звать на помощь.

Нельзя! Пользоваться лифтом, он может отключиться!
Третья группа: Пожар на балконе

  1. Немедленно звони в пожарную охрану по телефону «О 1» или по единому номеру 112, сообщи необходимые сведения. Если нет телефона, попроси об этом соседей.

  2. Не дожидаясь прибытия пожарных, постарайся потушить возгорание (огнетушителем, водой, плотной мокрой тканью, песком и землёй из цветочных горшков).

  3. Предупредить соседей с верхних этажей, позовите их на помощь.


Четвертая группа: Пожар в подъезде

  1. Если почувствовал запах горения, необходимо предупредить об этом родителям.

  2. Если никого нет дома, постарайтесь определить место горения (почтовые ящики, мусоропровод, лифт, квартира) и сообщи о пожаре соседям.

  3. Вместо с соседями постарайтесь потушить пожар подручными средствами.

  4. Сообщите о пожаре в пожарную службу.

  5. Если пожар вне вашей квартиры, а воспользоваться лестницей для выхода невозможно, оставайся в квартире.

  6. Чтоб не отравится продуктами горения, закрой все щели дверей и вентиляционных отверстий мокрым одеялом, полотенцами.

  7. Выйди на балкон, плотно закрыв за собой балконную дверь и зови на помощь.

  8. Для защиты органов дыхания необходимо дышать через влажную ткань (мокрый носовой платок, полотенце)


Пятая группа: Пожар в кабине лифта

  1. При возгорании в кабине лифта или шахте лифта необходимо немедленно сообщить об этом диспетчеру, нажав кнопку «Вызов».

  2. Если лифт движется не останавливай его, а дождись остановки.

  3. Выйдя из кабины лифта, заблокируй двери, вызови пожарную службу или попроси об этом жильцов на этаже.

  4. Если лифт остановился между этажами, а очаг возгорания находится вне кабины, стучи по стенам кабины, кричи и зови на помощь.

  5. Попытайся сам или с помощью жильцов дома раздвинуть двери лифта и выбраться наружу.

  6. Если невозможно выбраться из лифта сохраняй спокойствие и выдержку.

  7. Закрой нос и рот носовым платком, рукавом одежды, смочив их жидкостью, даже мочой.

Проверка выполненной работы.

Мы с вами рассмотрели правила личной безопасности при пожарах в квартире, на балконе, в подъезде, в кабине лифта. А сейчас посмотрим фильм правила безопасности при пожарах в школе.



Закрепление:

Вопросы:


  1. Назовите самые распространенные причины пожаров?

  2. Основные действия во время пожара?

  3. Как правильно вызвать пожарную службу?

  4. Чего нельзя делать при пожаре?

  5. Какие меры безопасности надо соблюдать?


В случае необходимости вызова пожарной охраны по телефону наберите номер 01. Сообщите диспетчеру следующие данные:

  1. Причину вызова (загорелся телевизор, пожар на балконе или в подъезде и т.д.)

  2. Свой точный адрес (какой город или деревня, улица, номер дома и квартиры, этаж, подъезд, код).

  3. Фамилию и номер телефона, с которой вы звоните.

  4. Необходимо записать фамилию или номер дежурного, принявшего вызов.



Домашнее задание: §2.5 в учебнике;

2. Выучить правила безопасного поведения в случае пожара.

3.Нарисовать в рабочей тетради план этажа школы, на котором находится ваш класс и путь эвакуации в случае пожара.

Инструктивные карточки



Первая группа: Правила личной безопасности при пожаре в квартире? (учебник 54 страница).

Маркина Арина и Ребежа Христина



Вторая группа: Выход из задымленного помещения.

(учебник 55 страница).

Прохоров Костя и Наумов Даниил


Третья группа: Правила личной безопасности при пожаре на балконе? (учебник 55 страница).

Козырева Света и Котельникова Агафья



Четвертая группа: Правила личной безопасности при пожаре в подъезде? (учебник 55 страница).

Белоконь Никита и Лавренко Андрей, Меркель Владислав



Четвертая группа: Правила личной безопасности при пожаре в подъезде? (учебник 55 страница).

Белоконь Никита и Лавренко Андрей, Меркель Владислав



Пятая группа: Правила личной безопасности при пожаре в кабине лифта? (учебник 56 страница).

Венженовский Никита и Долгалев Даниил





Смотрите также:
Сегодняшнего урока спрятана в этих загадках. Давайте постараемся их отгадать: Шипит и злится, воды боится
90.69kb.
1 стр.
Познавательную игру. Лагерь спортивный и тема игры:
32.7kb.
1 стр.
Образовательная задача: закрепить знания о свойствах воды. Развивающая задача
49.45kb.
1 стр.
Урока 1 Раскрыть смысл выражения «хороший человек»
54.82kb.
1 стр.
2. Египетские пирамиды Всё на свете боится времени, а время боится пирамид
250.9kb.
1 стр.
Изучение качества воды в Суздальских Озерах
71.37kb.
1 стр.
Урок "Дело мастера боится"
25.46kb.
1 стр.
Конспект урока Цели урока: Познакомить детей с достопримечательностями г. Санкт Петербурга
92.8kb.
1 стр.
Путешествие по вселенной воды
19.72kb.
1 стр.
Урок русского языка в 7 б классе
157.73kb.
1 стр.
Непосредственно образовательная деятельность. Познание. Свойства воды Программные задачи
33.12kb.
1 стр.
Окадзаки Хирото. Практика совершенствования означает самоотречение во имя пути «С сегодняшнего дня ты – утидэси»
74.8kb.
1 стр.