Главная
страница 1
Программа курса

«Литературное краеведение»


для учреждений дополнительного образования
(2 года обучения)

Возраст:12-14 лет.

Автор программы: Богоявленская Г.А.

Пояснительная записка.

Важность курса «Литературное краеведение» определяется тем, что он является средством приобщения школьников к духовной жизни народа в ее глубинных проявлениях через литературные произведения.

Целями преподавания курса является изучение литературной истории края и знакомство с его современной литературой, создание условий для формирования внутренней потребности учащихся в совершенствовании, развития и реализации их творческих способностей.

Осуществление целей происходит в процессе решения следующих познавательных задач:

-знакомство с произведениями русской литературы, в которых дается описание событий, происходивших на владимирской земле; произведениями авторов, чье творчество связано с Владимирским краем; творчеством земляков-литераторов по следующим темам: устное народное творчество, древнерусская литература, лабиринты судьбы, где раскрываются связь великих русских классиков с родным краем; тема исторической памяти, где берутся во внимание произведения, охватывающие исторический период с середины 30-х годов, события Великой отечественной войны; тема детства и прославления красот родной природы, характерная для большинства местных поэтов и прозаиков; в рамках данного курса нельзя обойти связь архитектуры, живописи и литературы, которые рассматриваются в теме «перекличка искусств».

-установление связей между историческими событиями и их описанием в вышеуказанных произведениях;

-знакомство с памятниками истории и культуры, памятниками природы, находящимися на территории Александровского района, Владимирской области посредством туристической деятельности.

Надпредметными задачами курса являются:

-нравственное, патриотическое, эстетическое воспитание;

-развитие мышления, речи школьников;

-расширение кругозора, развитие читательского интереса, вовлечение учащихся в научно- исследовательскую деятельность;

-формирование общеучебных умений: работа с книгой, справочной литературой.

Целям и задачам курса подчинены структура и содержание курса.

Структура содержания курса.

Программа курса предусматривает изучение литературного краеведения как предмета дополнительного образования учащимися 6-8 классов. Курс рассчитан на два года обучения в рамках 204 академических часов ежегодно.

Структура курса, представляющая собой концентрическую систему, предполагает изучение литературных произведений в хронологической последовательности: от произведений устного народного творчества до творчества современников по вышеуказанным темам.

Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий и знаний из области краеведения и литературоведения.

На протяжении изучения всего курса предусмотрена работа по теории и истории литературы, что позволит учащимся повторить и обобщить те знания, которые были ими (учащимися) получены на уроках литературы

В соответствии с целями курса большая его часть отводится для практической деятельности школьников, которая реализуется в таких формах работы; как экскурсии, встречи с творческой интеллигенцией, практикумы, посещение литературных мест края, конкурсы, викторины, конференции, диспуты, семинары, работа над проектами.

Итогом работы учащихся в течение учебного года становится их участие в районных и областных конференциях, а также участие в летних лагерях-экспедициях.

Знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся к концу изучения курса:



  • знание литературных мест края, умение рассказать о них, опираясь на изученные литературные произведения;

  • умение работать с книгой, самостоятельно пополнять знания, пользуясь дополнительной литературой;

- умение самостоятельно готовить устное сообщение по определенной теме.
Примерный тематический план курса.
1-й год




Тема

Количество часов

Теория

Практика

1

Введение

2

2

2

Возвращение к началу.

Устное народное творчество.

Семейная память.


4

18

3

«Слово, что питает души человеческие»

Древнерусская литература.

4

18

4

Лабиринты судеб.

Великие русские классики и Владимирский край.



4

22

5

«Мы отстояли это право - жить»

Тема исторической памяти в творчестве писателей и поэтов родного края.



4

24

6

«Все мы родом из детства»

Тема детства в творчестве поэтов и прозаиков родного края.



4

24

7

«Расцветай наш край».

Родная природа в творчестве поэтов и прозаиков Владимирской земли.



2

18

8

Перекличка искусств.

Памятники архитектуры, живописи и литература.



2

22

9

Туристический этап.

2

28




всего

28

176

2-й год





Тема

Количество часов

Теория

Практика

1

Введение

2

2

2

Возвращение к началу.

Устное народное творчество.

Семейные традиции.


4

16

3

«Слово, что питает души человеческие»

Древнерусская литература.

2

18

4

Лабиринты судеб.

Великие русские классики и Владимирский край.



2

20

5

«Мы отстояли это право - жить»

Тема детства в творчестве поэтов и прозаиков родного края.



4



18

6

«Все мы родом из детства»

Тема детства в творчестве поэтов и прозаиков родного края.



4

24

7

«Расцветай наш край».

Родная природа в творчестве поэтов и прозаиков Владимирской земли.



2

22

8

Перекличка искусств.

Памятники архитектуры, живописи и литература.



4

22

9

Туристический этап.

2

36




всего

26

178

ПРОГРАММА КУРСА



Первый год обучения

Тема N1. Введение. Предмет и задачи курса «Литературное краеведение»

Тема N2. Устное народное творчество.

Традиционная поэтика фольклора, ее специфичность в сравнении с литературой.

Былина как жанр русского фольклора.

Различия фольклора и литературы.

Чтение и анализ героических былин «Об Илье Муромце».

Беззаветное служение родине, справедливость и бескорыстие Ильи Муромца

Прототип Ильи Муромца.

Фольклор и семейная память (индивидуальная работа с учащимися)

Сбор и оформление материалов по следующим темам:

«Рассказы о предках», «Происхождение фамилии», «Семейные реликвии».



Тема N3.

«Слово, что питает души человеческие»

Древнерусская литература.

Труд летописца Лаврентия.

Слова Серапиона Владимирского.

Чтение отдельных фрагментов летописи.



Пишу летопись родного края (Оформление альбома)

Тема №4. Лабиринты судеб.

Великие русские классики и Владимирский край.

Владимирские предки А.С.Пушкина.



Пушкинским маршрутом.

Работа по составлению родословной А.С.Пушкина.



Великие родичи (М.Ю.Лермонтов)

Оформление экспозиции «Золотой век русской поэзии и мой край»

Тема N5. «Времена и судьбы»

Тема исторической памяти в творчестве писателей и поэтов родного края.

Образ русского солдата-защитника в творчестве владимирских поэтов.



Василий Акулинин «День Победы»

Григорий Латышов «Атака».

Николай Ковалевский «И стонала зеленая рожь»

Проект «Поклонимся великим тем годам,» (Участники Великой Отечественной войны из родного поселка Майский)

Тема № 6.«Все мы родом из детства»

Тема детства в творчестве поэтов и прозаиков родного края.

В.Солоухин. Очерк жизни и творчества

«Мститель».

Обсудить в ходе анализа произведения возможности человека оценивать последствия мести и сознательно отказываться от нее. Внутренний монолог героя.

Ответить на вопрос «Приходилось ли вам испытывать то же самое, что испытал главный герой?»( из собственного жизненного опыта)



А.Мусатов. Воспитывать правдой. Знакомство с основными этапами жизни и творчества писателя.

«Стожары». Чтение и анализ отдельных глав из повести.

(Детство с войною пополам)

Главные герои повести: Санька Коншаков, Тимка Колечкин, Федя Чекашин, Петька Девяткин-и их раскрытие в повести.

Экскурсия в музей А. Мусатова д. Лизуново.

А.Викторов. Мое детство, моя юность.

Индивидуальная работа по написание литературных зарисовок на тему

«Удивительный мир детства»
Тема N7 «Расцветай, наш край».

Родная природа в творчестве поэтов и прозаиков Владимирской земли.
С.Никитин «Леса» - «Голубая планета», «Мой знакомый леший»
В.Солоухин. «Олепинские пруды»

Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы

«Зимний день»

А.Викторов, А.Чуров о родном крае.

Экскурсии по родному краю.

Индивидуальная работа с учащимися по написанию творческих работ «Как не любить мне эту землю…» (Оформление альбома)
Тема N8. Перекличка искусств.

Памятники архитектуры и литература. (Живопись)

Знакомство с архитектурными памятниками Г.Владимира, Александровского района.



Чтение и анализ стихотворений.

Н.Коваленко «Золотые ворота».

Э.Зорин «У древнего собора».

А.Викторов «Усадьба Грозного Ивана» (П.Майский ).

А.Чуров. «Александрова Слобода».

Посещение программы историко-архитектурного музея-заповедника «Александровская слобода»: «Образ Ивана Грозного в живописи».



Заключительный урок по программе курса первого года обучения.


Туристический этап (30 часа)

Техника безопасности во время проведения летней экспедиции. Поход. Снаряжение туриста: личное, групповое. Распределение обязанностей в походе.

Народные приметы. Обустройство бивуака. Костер. Виды костра. Установка палатки. Питание в походе.

Медицинская аптечка Лекарственные травы края. Съедобные и несъедобные грибы и ягоды

Первая медицинская помощь при отравлениях, ожогах, солнечном и тепловом ударах.

Первая помощь при ушибе, переломе. Десмургия.



Второй год обучения

Тема N1. Введение . Предмет и задачи курса «Литературное краеведение»

Тема N2. Устное народное творчество.

Семейные традиции и фольклор. (Яркие факты из истории рода, семьи: страшные, смешные, любопытные.)

Домашний архив.

Инсценировка семейных обрядов.

Народные традиции.

Работа над проектом: «Праздник поселка «Медовый спас»

Тема N3.

«Слово, что питает души человеческие»

Древнерусская литература.

Александр Невский «Задонщина».

Прославление подвигов русского народа.

Лиризм повествования.

Сообщают летописи. Повесть об убиении Андрея Боголюбского.

Тема №4. Лабиринты судеб.

Великие русские классики и Владимирский край.

А.И.Герцен. Годы жизни во Владимире.

А.Герцен. Чтение глав из произведения «Былое и думы» («Натали»).

Н.А.Некрасов. Чтение и анализ отрывков из произведений, где находит отражения история, быт и природа Владимирского края.

А.П.Чехов Письма и поездки писателя к родным и друзьям (Владимирский край).

Мини-проект «Литературная карта Владимирской области».
Тема N5. «Мы отстояли это право - жить»

Тема исторической памяти в творчестве писателей и поэтов родного края.

А.И.Солженицын «Матренин двор».

Знакомство с содержанием рассказом.

Определение темы и основной идеи рассказа.

Проследить как раскрывается характер героини в рассказе?

Каков символический смысл рассказа «Матренин двор», прототип Матрены.

Работа в краеведческом отделе районной библиотеки: знакомство с газетными публикациями, где помещены заметки о поездках А.Солженицына на Владимирскую землю («Владимирские ведомости»).

А.Фатьянов. «Сказ о солдате».

Героические мотивы в лирике военных лет.



Подготовить литературно-музыкальную композицию «Песни А.Фатьянова военной поры ».

«Солдаты войны не выбирают» Участники военных действий в Чечне из поселка Майский (Организовать встречу, подготовить сообщения, доклады, принять участие в районном конкурсе творческих работ на патриотическую тематику)
Тема № 6.«Все мы родом из детства»

Тема детства в творчестве поэтов и прозаиков родного края.

А.Мусатов. Сеятель добрых зерен.

«Дом на горе», «Весна молодая» (Жизнь сельской молодежи и ее раскрытие в произведениях)



В.Чаусов. Детские рассказы о животных.

М.Птицына. Тема детства в творчестве поэта.

Практическая работа.

(Собрать и обобщить материал о жизни и творчеству поэта из поселка Майский М.Тумановой)


Тема N7 «Расцветай, наш край».

Родная природа в творчестве поэтов и прозаиков Владимирской земли.
С.Никитин. Человек с открытой душой.

«Живая вода» Лирическая повесть

Виктор Полторацкий «Приглашение»,

«Синеборье». Мотив необыкновенной красоты родных мест в творчестве писателя.



В.Солоухин. «Владимирские проселки»,

«Родник», «Безмолвна неба синева».

Лиризм описаний, выразительность и красочность языка.

Образ родной природы в творчестве поэтов и прозаиков Александровского района.

Проба пера «Времена года»

( Особенности стихосложения)


Тема N8. Перекличка искусств.

Памятники архитектуры и литература.

Чтение и анализ стихотворений.



И. Снегова «Покров – на - Нерли»

Э.Зорина «У древнего собора».

Т.Чувилева «Лишь к этим сводам подойдешь»

А. Сидоров «Приглашение в прошлое»

Работа над проектом «Город Александров в «Золотом кольце России».

Монастыри и соборы Александровского края (экскурсии)

Заключительный урок по программе курса второго года обучения.

Туристический этап ( 38 часа)

Техника безопасности во время проведения летней экспедиции. Поход. Снаряжение туриста: личное, групповое. Распределение обязанностей в походе.

Народные приметы. Обустройство бивуака. Костер. Виды костра. Установка палатки. Питание в походе.

Медицинская аптечка Лекарственные травы края. Съедобные и несъедобные грибы и ягоды

Первая медицинская помощь при отравлениях, ожогах, солнечном и тепловом ударах.

Первая помощь при ушибе, переломе. Десмургия.


Литература.

1.Богатов В. Здесь охотился Н.А.Некрасов. Любитель природы. - 1962. -февр. С.25.

2.Ганабин И. Избранное. Стихи. Владимир, 1954.

3.Викторов А. «Пробный камень», ООО «Коранд-М».г. Александров. 2007.

4.Информационно-публицистическая книга «Округ Александров-часть Великой Руси», ЕвроАзия экспресс, М, 2005.

5.Ковалевский Н. Владимирская Русь: Стихи. Поэмы.- Владимир, 1995.

6.Ковалевский Н. Золотые ворота [Стих]. - «Призыв», 1966, 11 декабря.

7.Никитин С. Мой знакомый леший. //Избранное. М. Сов.Россия, 1985. С.209-213.

8.Полторацкий В. Владимирское ополье. //Пути дороги. Иваново. 1950

9.Полторацкий В. Время. Стихи. М. Сов. Писатель. 1977.

10.Полторацкий В. Зеленая ветка. //Мещерские Зори. Ярославль, 1969.

11.Полторацкий В. Разноцветье. Моск. Рабочий, 1985.

12.Савинкова О. Я так живу. Стихи. Владимир

13.Соболев М. Голоса. //Любитель природы. - Ярославль, 1975. - С. 43-45.

14.Солоухин В.А. Зимний день. //Собр. соч. в 4-х томах, Худ. лит-ра, 1984.

15.Солоухин В.А. Олепинские пруды. //Собр. соч. в 4-х томах, М. Худ. лит-ра, 1984.

16.Софонов. Н.Это интересно знать…(заметки краеведа), Верхне- Волжское книжное издательство, Ярославль, 1976.

17.Чурин А. Моя стезя, ООО «Коранд-М», г Александров. 2006.

18.Фатьянов А. Избранное. М. Художественная литература, 1983.

19.Фатьянов А. Соловьи, соловьи. Песни и стихи. Тула. 1977.



20.Фатьянов А. Сердце друга. Стихи. М. Современник. 1973.


Смотрите также:
Программа курса «Литературное краеведение»
154.4kb.
1 стр.
Программа элективного курса «Литературное краеведение Самарского края»
173.19kb.
1 стр.
Литературное краеведение
109.88kb.
1 стр.
Литературное и лингвистическое краеведение Забайкалья
64.8kb.
1 стр.
Образовательная программа «литературное краеведение»
125.47kb.
1 стр.
Рабочая программа курса «Литературное чтение»
485.02kb.
3 стр.
Программа «литературное образование»
306.52kb.
1 стр.
Рабочая программа внеурочной деятельности культурное направление кружок «Историческое краеведение» 1 класс
86.51kb.
1 стр.
Учебная программа факультативного курса «История святости и главные святыни земли Смоленской» «Православное краеведение»
1198.89kb.
7 стр.
Урок по спецкурсу «Литературное краеведение»
270.79kb.
1 стр.
У литературной карты тамбовского края
204.46kb.
1 стр.
Литературное краеведение
53.12kb.
1 стр.