Главная
страница 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

города Асино Томской области
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

МС школы Директор ________

Протокол № _____ Седюкова Н.В.

от «____»____ 2009 г. «____»____ 2009 г.

м.п.
Целевая воспитательная программа

«Туризм и экскурсии»
на 2009 – 2012 гг.

Направленность: Спортивно - техническая

Срок реализации программы: 2009 – 2011 учебный год

Для обучающихся 5 – 11 классов

Категория участников:

обучающиеся 5 - 11 классов

Срок реализации программы:

сентябрь 2009 – май 2012 года

Авторы программы:

Жердина Наталья Алексеевна,

старшая вожатая МОУ СОШ №2,

I квалификационной категории;

Никитина Мария Анатольевна,

учитель физкультуры и ОБЖ

II квалификационной категории
Основания для разработки программы
На основании Постановления № 3031 Администрации Асиновского района от 21.12.2009 года «Об утверждении долгосрочной муниципальной целевой программы «Развитие туризма в Асиновском районе на период 2009 – 2012 годы» педагогами МОУ – СОШ № 2 решено разработать и внедрить программу дополнительного образования «Туризм и спортивное ориентирование», как одну из форм организации учебного процесса общеобразовательной школы № 2.
Актуальность программы
Туризм в современной жизни общества играет все более важную роль в силу своего непосредственного воздействия как на социальную, так и на экономическую сферы.

Выбор туризма определяется не только наличием уникального комплекса туристских ресурсов, но и условием наиболее эффективного использования совокупного производственного и социокультурного потенциала территории при сохранении экологического и культурного наследия и равновесия.

Асиновский район обладает значительным природным и историко – культурным туристическим потенциалом. В районе насчитывается 11 особо охраняемых природных территорий (ООПТ). На территории района функционирует зоологический заказник регионального значения "Мало-Юксинский". Его площадь 35 тыс. га. Он является природным резерватом ценных в хозяйственном отношении пород животных, а также редких для Томской области и занесенных в Красную книгу видов животных.

Объектами историко – культурного наследия являются: земская больница, библиотека имени Г.М.Маркова, памятные места гражданской войны, храм Гергия Победоносца, археологические памятники.

Пешеходный туризм – самый массовый и доступный вид туризма. Самодеятельный туристский поход сочетает активный и здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов комплексного воспитания подрастающего поколения.

Представленная программа - попытка авторами программы найти новые способы учебно - воспитательной деятельности, которые в перспективе могут использоваться педагогическими объединениями на территории Асиновского муниципального образования Томской области при условии адаптации программы в соответствии с условиями места ее реализации.

При разработке программы, авторы опираются на модель изменения поведения молодого человека, при которой, приобретение знаний по полученной тематике, ведет за собой формирование отношения к теме, что в свою очередь, служит мотивацией к изменению поведения.

Практическая значимость проекта заключается в возможности молодежи использовать и применять знания и навыки, полученные в процессе обучения, в повседневной жизни.

Главная задача программы пешеходного туризма – удовлетворить естественную потребность учащихся в непосредственном познании мира, своего края; показать как он прекрасен, воспитать активную любовь к нему.

Конкретные цели обучающихся – зачетный не категорийный поход после первого года занятий. Важным стимулом для ребят должно стать получение в результате занятий и зачетных походов значков «Юный турист», юношеских спортивных разрядов.


Объем программы: 68 часов

Из них:


лекций – 37 ч.

практических занятий – 31 ч.


Цель программы

1. Физическое воспитание детей, приобретение ими военно – прикладных навыков.

2. Разработка и реализация мероприятий по развитию туризма в образовательном учреждении.
Задачи программы:

1.Формирование у детей качества образовательной мобильности, которое позволяет перемещаться в поисках образовательных ресурсов и подразумевает формирование умения учиться в разных культурных средах, по различным источникам, не только по учебникам и лекциям, но по книге самой истории.
2. Формирование культурной грамотности, которая является первичной для образования и воспитания. Знание истории культуры является базой для решения личных и социальных проблем любого уровня. Культура становится основой социального действия и коммуникативной компетентности.

3. Формирование умений самообразования. Изыскания, которые учащиеся должны предпринимать во время реализации программы образовательного туризма.
Проведение программы необходимо через:

- самореализацию творческого, познавательного потенциала участников;

- организацию познавательного досуга и занятости детей и молодежи.
Выполнение вышеизложенных целей потребует решения задач и выполнения программных мероприятий в направлениях:

а) разработки туристских проектов с экономически обоснованными планами их реализации (в т.ч. в рамках муниципальной целевой программы общего социально-экономического развития);

б) издания информационной печатной продукции (буклетов, плакатов, карт и иной продукции);
в) активного участия в муниципальных, региональных соревнованиях, форумах, слетах и прочих специальных общественных мероприятий в области спорта и туризма;

г) возрождение в микрорайоне школы социального туризма, и на этой основе – гармонизация социальной и общественной жизни, возрождение интереса к родному краю, решение вопросов сохранения историко – культурного наследия и защита окружающей среды.


Целевая группа, механизм ее формирования, возраст, количественный охват и территориальное представительство:

Обучающиеся с 1 по 7 классы комплектуются в группу первого года обучения в состав кружка по программе дополнительного образования «Туризм и спортивное ориентирование». Количественный состав группы: 30 человек.

Обучающиеся с 8 по 9 класс комплектуются в группу второго года обучения кружка дополнительного образования «Туризм и спортивное ориентирование». Количественный состав группы: 30 человек.

В кружке дополнительного образования «Туризм и спортивное ориентирование» заниматься могут только хорошо физически развитые дети, не имеющие медицинских противопоказаний. Нужно так же получить письменное согласие родителей на посещение ребенком занятий кружка и его участие во всех походах.

Ни в коем случае не следует отказывать в приеме в кружок тем ребятам, которые в школе и дома не отличаются образцовой дисциплиной и послушанием. Хорошо известно, что труд и туризм, как ни какое другое увлекательное для ребят дело, способно радикально ломать, перестраивать характеры в положительную сторону.

Обучающиеся 10 – 11 класса проходят курс «Экскурсии: Виль Липатов.». Количественный состав группы: неограничен.


Механизмы реализации программы:
Основные направления работы по программе:

1. Экскурсии по родному краю. Виль Липатов. Экскурсионная деятельность в этом направлении является неотъемлемой частью образовательного процесса. Она реализует региональный компонент учебного плана «География Томской области». Формой туризма по данному направлению выступает: занятия в музеях, заочные экскурсии, исследовательские проекты по краеведению, туристические поездки.

2. Социально - педагогическое направление. Социальная адаптация к окружающему миру воспитанников дошкольного отделения и начальной школы; участие в психологических тренингах Центра гражданского образования «Лидер ХХI века»; деятельность в летнем лагере отдыха и труда.

3. Спортивно – техническое направление. Реализация социальных проектов спортивно – технической направленности; участие в мероприятиях военно – спортивного характера муниципального, регионально и федерального уровней.


Ожидаемые результаты программы:

В процессе прохождения программы «Туризм и экскурсии» обучающиеся школы должны:



Знать: начальные сведения по организационным вопросам подготовки и проведения походов, основные сведений о своем крае, элементарные понятия об ориентировании на местности, знания основ топографии, гигиены туриста, первой доврачебной помощи при заболевании и травмах. Меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях.

Уметь использовать полученные знания и умения в практической деятельности.

Уметь владеть такими элементами туристических техник как:

- установка туристских палаток в обычных условиях и на скорость;

- разведение костра в различных условиях;

-переход через реку по бревну и в брод;

-ориентирование по карте, компасу и звездам;

- ходьба по густому мелколесью, подъемы и спуски по залесенным склонам;

-определение сторон горизонта по местным признакам и по Солнцу. А также так же соблюдать правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях и оказывать первую медицинскую помощь, при неотложных состояниях.


Содержание программы:
Учебный план и программа первого года занятий предусматривают обучения ребят азбуке туризма – сообщение им начальных сведений по организационным вопросам подготовки и проведения походов, основных сведений о своем крае, элементарных понятий об ориентировании на местности, знаний основ топографии, гигиены туриста, первой доврачебной помощи при заболевании и травмах.

В первый год занятий особенно важно воспитать у ребят сознание того, что каждый поход необходимо тщательно готовить им самим, дружно, всем вместе. Надо, что бы они поняли на собственном опыте: хороший, интересный и полезный поход бывает только у хороших туристов – умелых и трудолюбивых. Поэтому главное внимание руководитель должен уделять практической работе коллектива по подготовке каждого учебно-тренировочного похода.



Подготовка похода включает изучение и разработку маршрута, распределение обязанностей, организационную и хозяйственную подготовку.

Маршруты походов должны быть построены так, что бы группа могла познакомится с наиболее типичными формами рельефа, рекой, озера. В результате похода ребята приобретают знания по охране природы, памятников истории и культуры. Обязанности между участниками похода следует распределять так, что бы каждый был занят посильным и интересным для него делом. «Поход готовят все! В походе работают все!» - заповедь участников кружка.



Зачётный поход – завершающий этап в освоении ребятами основных элементов туристской техники и навыков походного быта. Здесь следует уделить специальное внимание отработке таких элементов туристкой технике как:

- установка туристских палаток в обычных условиях и на скорость;

- разведение костра в различных условиях;

-переход через реку по бревну и в брод;

- ориентирование по карте, компасу и звездам;

- ходьба по густому мелколесью, подъемы и спуски по залесенным склонам;

- определение сторон горизонта по местным признакам и по Солнцу.

За время похода кружковцами должна быть хорошо освоена система организации движения по маршруту и походного бивачного быта: правильная укладка рюкзака, варка пищи, мытье посуды, личная гигиена, заготовка топлива и т.п.

Воспитание грамотных и культурных туристов огромное значение имеют разборы походов. Практически важно после каждого учебно-тренировочного похода на очередном занятии кружка или прямо в походе у костра уделить время для обсуждения его итогов. Удачно проведенный разбор итогов похода учит ребят думать, критически относиться к себе и товарищам, заставляет осмыслить обильный поток информации, полученной во время похода. Для руководителя обсуждение похода – еще одно средство изучения воспитанников, позволяющее глубже узнать их характер, образ мыслей.

Примерная анкета для разбора похода:

Что понравилось и не понравилось в походе?

Было ли трудно в походе? Когда?

Какой участок маршрута особенно запомнился и почему?

Как, по твоему мнению, справились со своими обязанностями командир группы, завхоз по питанию, старший проводник, другие «должностные» лица?

Какие недостатки в снаряжении ты заметил?

Кто показал себя настоящим туристом?

Кого бы ты взял собой в новый поход и как бы распределил обязанности в группе, если бы ты был руководителем?

Как отнеслись родители к твоему участию в походе?

Начать обсуждение похода может сам руководитель, сообщив основные итоги: Каков был фактический маршрут, сколько было пройдено километров, что увидели, узнали, чему научились? Какой норматив выполнили, достигли ли поставленных целей похода. Важно чтобы разговор состоялся всем коллективом.

В прохождении программы полезно использовать:

Игровую, соревновательную форму, которая даст возможность ребятам проявить свои знания и умения: решение задач на сообразительность, упр. по топографии, конкурса, викторины по краеведению, соревнование на местности по технике пешеходного туризма и ориентированию.

Программа каждого года занятий кружка включает беседа по теории, практические занятия в помещении и на местности, в том числе, подготовку походов и подведение их итогов, а так же проведение учебно-тренировочных походов.

Режим работы кружка в течение учебного года в его различные периоды не одинаков: как правило, кружок собирается на занятия один, два раза в неделю в определенный день и час. В среднем один раз в месяц организуются экскурсии, практические занятия на местности (тренировки), учебные походы на один два дня, участие в соревнованиях, слетах.

Надо добиваться, что бы практические занятия были всегда тесно связаны с прохождением теории каждого раздела программы. Следует добиваться, что бы каждый кружковец имел тетрадь для занятий и походный блокнот, где аккуратно вёл запись в них, а так же у каждого члена кружка был личный «туристский паспорт» куда будут записываться личные достижения.
Учебно – тематический план:

Введение. Беседа о туризме и о работе кружка, о значении туризма для человека и государства. Виды туризма, особенности пешеходных походов, нормативы значков «Юный турист».

Природа родного края, его история.

Краеведческая работа в туристском походе.

Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки, озера. История родного края, памятные исторические места.

Охрана природы. Закон об охране природы.

Краеведческая и экскурсионная работа в походах.

Ведение путевых записей. Подготовка итоговой выставки.
Подготовка похода.

Подбор группы.

Определение целей и района похода.

Распределение обязанностей в группе.

Обязанности командира туристской группы, завхозов, краеведа, старшего

проводника и др. ответственных лиц.

Разработка маршрута, составление плана подготовки похода, плана – графика движения, сметы расходов.

Подбор и подготовка личного и группового снаряжения.

Организация ночлега в помещениях, значение дисциплины в походе.

Оформление походной документации, получение разрешения на выход в поход.

Расчет питания, подбор и закупка продуктов, укладка рюкзака.

Распределение обязанностей по краеведческой работе.


Туристская группа в походе. Обеспечение безопасности.

Спортивное и краеведческое содержание похода. Значение активного способа передвижения и преодоление естественных препятствий на маршруте. Поход и прогулка. Нормы переходов: строй, темп, режим, интервал, построение цепочки; их изменение в зависимости от различных условий.

Меры предосторожности при преодолении естественных препятствий на маршруте: значение дисциплины, правильной оценки своих сил и умений. Правило поведения туристов в лесу, на воде, на заболоченной местности, на склонах, во время грозы, в населенных пунктах. Обязанности проводника и замыкающего. Режим ходового дня и режим на дневке. Правило поведения туристов на коротких привалах. Хронометраж движения группы по маршруту. Работа с картой в пути, разведки на маршруте.

Проведение походов.

Во время учебно-тренировочных походов необходимо отработать: движение колонной, правило и режим пешего движения, выполнение общественных поручений в группе по организационному и хозяйственному самообеспечению, преодоление различных естественных препятствий. Страховка и самостраховка. Развертывание и свертывание бивака. Использование карты и компаса, сличение карты с местностью, ведение группы по заданному азимуту. Ориентирование по небесным светилам днем. Проведение наблюдений, вычерчивание схем, ведение записей, фотографирование, составление описания пути движения и интересных объектов, организация и проведение экскурсий, сбор экспонатов.



Подведение итогов похода.

Обсуждение итогов похода. Составление отчета о походе, паспорта маршрута.

Приведение в порядок и сдача снаряжения, оформление туристского уголка

группы, подготовка выставки о работе кружка для школы.

Оформление документации.

Ориентирование по компасу.

Стороны горизонта. Пользование компасом в походе. Азимут. Определение

Азимута по карте и на местности. Глазомерная оценка расстояний до предметов.

Топографическая подготовка.

Ориентирование с помощью карты и компаса. Знакомство с топографической картой знаками. Масштаб, виды масштабов, масштабы топографических и

географических карт. Зарисовка топографических знаков и чтение карты.

Спортивная подготовка туриста.

Физическая и морально-волевая подготовка туриста. Закаливание, комплекс ОРУ.



Туристское снаряжение.

Групповое, личное, специальное снаряжение туристов. Главные требования к предметам снаряжения: легкость, прочность, удобство в пользовании и переноске. Перечень основных предметов личного и группового снаряжения, требования к каждому предмету. Устройство туристской палатки. Уход за снаряжением и его ремонт. Правило укладки рюкзака: теория и практика.



Туристский бивак.

Что такое привал и бивак в походе. Основные требования к привалу и бивака.

Планировка бивака, его развертывание и свертывание, графики дежурств на биваках.

Типы костров и их назначение. Костровое оборудование. Выбор и заготовка топлива. Сушка обуви и одежды. Охрана природы. Противопожарные меры.



Питание в походе.

Примерный набор продуктов питания для туристского похода. Расфасовка, упаковка и переноска продуктов. Что такое меню, как оно составляется. Учет расходов продуктов в пути, водно-солевой режим в походе. Выбор и обеззараживание воды в походе.



Гигиена туриста. Доврачебная помощь пострадавшему.

Личная гигиена туриста. Обувь, уход за ногами и обувью во время похода.

Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста. Оказание первой доврачебной помощи при различных травмах. Транспортировка пострадавшего. Содержание походной аптечки и ее правильное использование.

Критерии оценки эффективности результата программы

- Сравнительный анализ уровня знаний участников до и после участия в программе;

- Личные достижения обучающихся, в процессе прохождения плана программы;

- Эмоциональный настрой обучающихся после обучения по программе;

- Отзывы участников программы.
Кадровое обеспечение программы:

- специалисты по работе с молодежью; педагоги школ;

- волонтеры-добровольцы, имеющие опыт проведения подобных мероприятий;

- привлеченные специалисты: психолог, врач – травматолог и др.;

- активисты детских и молодежных общественных объединений;
Материально-техническое обеспечение программы:

- оборудованные места для организации работы по программе на базе учреждения по работе с обучающимися;

- транспорт ( автобус для перемещений в случае туристических экскурсий);

- канцелярские товары для организации работы по программе;

- площадка для организации соревнований;

-дипломы для обладателей высоких достижений и результатов;

- орг. техника по подготовке документов;
Схема управления программой, порядок осуществления

контроля за её выполнением:

1. Координатор программы – 1 человек – Жердина Наталья Алексеевна

- координирует ход программы в течение учебного года;

-решает организационные вопросы в процессе реализации программы;

2. Ведущие программ доп. образования «Туризм и спортивное ориентирование» и «Экскурии: Виль Липатов» – 2 человека – Никитина Мария Анатольевна, Чумакова Галина Александровна + привлеченные специалисты, волонтеры-добровольцы -

-организуют групповую работу;

- обеспечивают взаимодействие участников в процессе проведения групповой работы;

-осуществляют оценку и анализ деятельности групп;

-организуют взаимодействие с координатором по ходу реализации программы;

- содействуют формированию благоприятного эмоционального настроя участников групп;

- контролируют выполнение техники безопасности прохождения программы.
Потенциалы развития проекта:

- Увеличение количества обучающихся школы, владеющих и умеющих пользоваться достоверной информацией, полученной в ходе прохождения программы;

- Разработка и внедрение новых форм туристической и военно – спортивной деятельности;

- Организация познавательного досуга и занятости для детей и молодежи;

-Приобретение положительного опыта командного взаимодействия участников программы.
Программа «Туризм и спортивное ориентирование» с точки зрения командообразования:

- возможность увидеть себя и своих сверстников по-новому;

- развитие доверия членов группы друг к другу;

- стимул для участников к организации командного взаимодействия;

- отработка навыков ролевого распределения в команде;

- выработка у участников чувства ответственности за общий результат;

-выработка способности у членов команды быстро реагировать и принимать решения сообща;

-способ повысить эффективность взаимодействия между членами команды;

- переживание совместного приключения;
Программа «Туризм и спортивное ориентирование» с точки зрения предоставления информации:

- эффективный способ усвоения информации через активную смену деятельности;

-обеспечение целевой группы понятной, изложенной доступным языком, наглядной информации, передающей суть обозначенных проблем;

- обеспечение осознания участниками поведенческих моделей преодоления сложных жизненных ситуаций.


  

            


       

     


Список использованной литературы:


  1. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Туризм и краеведение. Изд. 3 дополненное. М. Просвещение 1982

  2. Энциклопедический словарь юного спортсмена. Изд. «Педагогика» 1979

  3. Энциклопедический словарь юного географа, краеведа. Изд. М. Педагогика 1981

  4. Туристскими тропами. Ю. Третьяков. Западно-Сибирское изд. Новосибирск. 1978


Смотрите также:
Программа «Туризм и экскурсии»
157.5kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие для студентов специальности «Туризм» Павлодар в сборнике проведен отбор текстов с учетом специальности
690.08kb.
4 стр.
Рабочая программа «Пешеходный туризм»
683.13kb.
4 стр.
Рабочая программа кружка «Моё здоровье»
105.23kb.
1 стр.
Силина Ольга Владимировна, руководитель туристского кружка. Бражное 2006 г пояснительная записка Дополнительная образовательная программа
238.13kb.
1 стр.
Программа «Пешеходный туризм» переработана на основе типовой программы «Пешеходный туризм»
841.81kb.
4 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине: Туризм в Кыргызстане направление подготовки: «Менеджмент»
646.6kb.
3 стр.
Рабочая программа По дисциплине: психология и педагогика (раздел «Психология») Специальность: 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»
181.05kb.
1 стр.
Краеведение и гражданское общество
57.55kb.
1 стр.
Учебное пособие по курсу «Русский язык и культура речи» для специальности «Международный туризм» М. Ю. Сидорова Тема Язык: информация коммуникация культура 3 Задания 3 Терминологический словарик 54 Слова для диктанта 55
1809.72kb.
9 стр.
Дополнительная информация по смене «Молодёжный туризм» в рамках Всероссийского образовательного форума «Селигер-2013» о смене «Молодежный туризм» (далее Смена)
38.4kb.
1 стр.
Трансграничный туризм как составная часть мировой экономики туризма
54.65kb.
1 стр.