Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Проблема «школа—вуз» сегодня по-прежнему актуальна. Как ее решить? Каковы должны быть основы взаимодействия двух учреждений в этой непростой образовательной связке? Об этом наш разговор с ректором Финансовой академии при Правительстве РФ Михаилом Абдурахмановичем Эскиндаровым и директором одной из лучших школ России по итогам Всероссийского конкурса 2004 г., победителем конкурса среди школ, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках ПНПО 2006, 2007 гг., московской гимназии № 1518 Мариной Михайловной Фирсовой. Сотрудничество возглавляемых ими учебных заведений продолжается более 20 лет. — И первый вопрос, с чего все началось и каковы перспективы этого сотрудничества?
— Какие уроки ведут вузовские преподаватели в подшефных школах? Эскиндаров: Это, в первую очередь, математика, русский язык, экономическая география, иностранный язык. Так как по всем дисциплинам каждую из наших подшефных школ преподавателями мы обеспечить не можем, повсеместно мы оказываем учителям методическую поддержку и помощь. — Легко ли преподавателям Академии было работать в гимназии, ведь школа – это совсем другой мир? Фирсова: Преподаватели Академии уже давно научились работать со старшеклассниками. Конечно, ребенок 14–16 лет заметно отличается от 18-летних подростков. И психологи, и заместители директора, и заведующие кафедрами – буквально все сотрудники гимназии находят время для того, чтобы проконсультировать наших коллег из вуза, если у них возникают какие-либо вопросы по работе со школьниками. У нас нет деления на вузовских преподавателей (это «белая каста») и школьных. В гимназии все учителя высокого уровня, поэтому мы работаем на равных. Эскиндаров: Конечно, было не так уж просто. Вузовские требования и требования школы – разные, и процесс адаптации и установления контакта между кафедрами был длительным. — Михаил Абдурахманович, и сколько лет на это потребовалось вузу? Эскиндаров: С нашей стороны как минимум 5 лет ушло на то, чтобы требования вуза были понятны гимназии, ее кафедрам. Возможно, наш опыт не совсем стандартный, поскольку у нас были и есть очень жесткие требования к абитуриенту: конкурс в вуз в некоторые годы достигал 18–20 человек на место, было время, когда все срочно, через пять лет хотели быть непременно финансистами. А у каждой школы своя методика подготовки абитуриента в высшее учебное заведение. Но, соглашаясь с нашими условиями, ряду образовательных учреждений все-таки пришлось измениться, перестроиться. Школьные учителя просто вынуждены были повысить свои критерии оценки. И в том, что московская гимназия № 1518 является сегодня одной из лучших в столице и в России, есть и наша заслуга, мы им задали высокую планку, которая не снижается до сих пор. Можно привести следующий пример, демонстрирующий высокий уровень подготовки учащихся гимназии № 1518. У нас только-только закончилась олимпиада, в которой принимали участие более 600 школьников со всей страны. 38 человек стали победителями, из них 18 — это ученики Марины Михайловны. И хотя она и говорит, что недовольна подобными результатами (почему не все победили?), почти 50 % победивших из одного образовательного учреждения — достойный результат. — Марина Михайловна, получается, что в Вашей школе учатся исключительно одаренные ребята... А имеет ли, на Ваш взгляд, право на существование сама программа «Одаренные дети»? Фирсова: На сегодняшний день нет точного определения, что такое одаренность. Я ничуть не сомневаюсь в том, что мы должны работать на человека с повышенным уровнем способностей, но при этом согласна с высказыванием, что только 1 % одаренности и 99 % пота обеспечивают развитие настоящего таланта в ребенке. Эскиндаров: А я не думаю, что нам надо разрабатывать подобного рода программы, предназначенные исключительно для одаренных детей. Нельзя специально в каких-то условиях вырастить исключительно умненьких ребятишек и уделять меньшее внимание основной массе. Кстати, таких одаренных ребят не может быть больше 1 %. Не обязательно, что они станут руководителями крупных предприятий, банков, страховых компаний, просто потому что у них может и не быть развито руководящих способностей. В последнее время я все чаще говорю о том, что Финансовая академия – это триединство знаний, диплома и корпоративного братства, того, что и создает настоящего top-менеджера. — Вы упомянули о существовании «корпоративного братства». Можем ли мы сегодня рассматривать Вас, Михаил Абдурахманович, и вас, Марина Михайловна, ваши педагогические коллективы как своеобразное корпоративное братство в системе подготовки квалифицированных специалистов? Эскиндаров: Наверное, огромная доля того, что наши студенты добиваются успехов, состоит именно в том, что они являются частью корпоративного братства, в которое входят преподаватели, руководство Академии (в абсолютном большинстве – выпускники вуза) и студенты. Мы даем великолепные знания и плюс к этому учим наших студентов общаться, быть дипломатами, находить друзей, руководить… Учить с нуля всегда очень сложно, поэтому мы развиваем то, что закладывается еще в школе. Фирсова: О гимназии же можно сказать, что у нас существует гимназическое братство. Наши ребята оканчивают школу, приходят в Академию, учатся на различных факультетах, но при этом сохраняют гимназическое сообщество, и я знаю, что многие студенты, которые не учились у нас, считают за честь стать его частью. — В разговоре мы уже не раз упомянули высокие требования, которые вуз предъявляет своим студентам. Так каким же требованиям, Михаил Абдурахманович, должны соответствовать абитуриенты, чтобы стать учащимися Финансовой академии? Эскиндаров: Требования у нас действительно значительно выше, чем в других вузах. Судите сами, в последние 8–10 лет на одно бюджетное место Академии претендовали не менее 2–3 человек с золотыми или серебряными медалями. Но только 30–35 % медалистов соответствуют нашим требованиям. Сегодня, к сожалению, произошла девальвация медалей, что может быть связано с тем, что вузам разрешили принимать медалистов без вступительных экзаменов по результатам собеседования. Конечно, всеми правдами и неправдами люди стараются получить медаль, чтобы не иметь дополнительных хлопот при поступлении в высшее учебное заведение. Так вот у нас никаких собеседований нет, все абитуриенты в обязательном порядке сдают вступительные экзамены — а иначе бы в Академии просто не было бы бюджетных мест вообще. Конечно, нам было жаль недобравших у нас положенное количество баллов медалистов, поэтому с разрешения Минобрнауки России мы стали проводить вступительные экзамены не 15-16 июля, а 1 июля, чтобы те ребята, которые не прошли по конкурсу у нас, имели возможность поступить в другие вузы. — Не обострило ли введение ЕГЭ проблему «школа—вуз»? Эскиндаров: Как я уже говорил, мы не хотим, чтобы к нам шел неизвестный абитуриент с теми результатами ЕГЭ, на которые мы не можем повлиять. Мы ищем своих студентов и, действуя в рамках закона, будем также искать дополнительные, в том числе и творческие формы приема в Академию. Сейчас, например, мы ведем переговоры с Вольным экономическим обществом России о проведении Всероссийского конкурса школьников по проблемам финансовов и инвестиций и, конечно, будем добиваться разрешения Минобрнауки России, чтобы победители состязания при условии наличия у них хороших результатов по ЕГЭ, могли быть зачислены в Академию без экзаменов. Олимпиады как форму отбора лучших студентов мы будем использовать и в наших подшефных школах. Да, ЕГЭ, конечно, усложняет нам жизнь, хотя я сам всегда был и остаюсь его яростным сторонником. В одной из своих работ я писал, что единый государственный экзамен – это вполне нормальное явление, если его правильно организовать, как, например, это сделано в Великобритании. И здесь нужны определенные, качественные контрольно-измерительные материалы, написанные не московскими учеными, ориентированными все-таки на более высокий уровень оценки знаний, а преподавателями из регионов. — Михаил Абдурахманович, говоря о ЕГЭ, вы вспомнили Великобританию. Но английская система во многом предполагает жесткое взаимодействие вуза и определенных образовательных учреждений. Как Вы относитесь к этой системе, возможна ли такая избирательность для России, на Ваш взгляд? Эскиндаров: Нет, наоборот, я считаю, что ЕГЭ позволит молодому человеку из глубинки, имеющему высокие результаты, поступить в любой вуз, который он захочет. Ограничить его мы не можем. В США, например, в некоторых штатах есть законодательства, ограничивающие возможности приема абитуриентов из других мест. У нас, слава Богу, такого нет. Если в московские вузы будут поступать только москвичи, в питерские – только петербуржцы, что тогда будет… — А если брать не территориальный принцип, а принцип сотрудничества с образовательными учреждениями. Например, в ваш образовательный округ могут входить учреждения не только из Москвы, но и из Хабаровска, Краснодара, Калининграда и т. д. Эскиндаров: К этому я тоже не могу отнестись положительно. У всех должны быть равные права. Наша задача — сотрудничать с подшефными школами, чтобы их выпускники были конкурентоспособны в ряду с другими талантливыми абитуриентами, желающими стать студентами Финансовой академии. — Михаил Абдурахманович, со школой мы немного разобрались, расскажите теперь нашим читателям об опыте перехода вуза на двухуровневую систему высшего образования: бакалавр–магистр? Эскиндаров: Уже несколько лет в Финансовой академии имеются магистратура и подготовка бакалавров. В течение последних 6–7 лет мы изучали опыт работы зарубежных вузов. Мы ездили, знакомились с программами не только тех высших учебных заведений, которые давно работают по системе бакалавр–магистр (американские вузы, английские), но и те, которые перешли на эту систему совсем недавно (итальянские, немецкие, французские). С учетом этого мы разработали свои учебные планы, программы. В этом году, в марте — мы провели конференцию, где обсуждали, в том числе, содержательную часть новых стандартов. На мой взгляд, сегодня в России целесообразно введение двух направлений – «бакалавр/магистр экономики» и «бакалавр/магистр прикладной экономики» — что отвечает интересам подготовки высококвалифицированных кадров в стране. — На страницах «Вестника образования России» мы не раз рассказывали о конкурсе «Лучшие школы России» и его победителях, в том числе и о гимназии № 1518, поэтому хотели бы более подробнее узнать о вашем вузе, Михаил Абдурахманович. Эскиндаров: — В следующем году Финансовая академии при Правительстве РФ отметит свое 90-летие. Сейчас в Академии обучается 21 000 студентов (более 350 студентов — иностранцы), из них по программе высшего профессионального образования – 10 000 и 11 000 – по программе среднего профессионального образования, то есть фактически Академию можно назвать университетским комплексом, который включает в себя подшефные школы, средние специальные учебные заведения (финансово-экономические колледжи), 4 представительства по России (в городах: Черкесск, Тула, Калининград, Таганрог), 4 института дополнительного профессионального образования (Институт повышения квалификации преподавателей, Институт делового администрирования и бизнеса, Институт государственной службы и Институт сокращенных программ) и саму Академию. Филиалы вуза находятся в таких городах, как Благовещенск, Бузулук, Звенигород, Киров, Красноярск, Осташков, Пермь, Ростов, Самара, Ульяновск, Уфа. Так что мы ищем своих талантов по всей России и, уверен, что наши поиски обязательно будут успешными. Беседу вели заместитель главного редактора журнала «Вестник образования России» Ю. И. Глазков и корреспондент журнала С. А. Пономарева Смотрите также: «корпоративное братство» школы и вуза – новая реальность образования XXI века проблема
86.71kb.
1 стр.
Программа I международный Форум
345.35kb.
1 стр.
Новая реальность: человек и компьютер
260.2kb.
1 стр.
Радиоэкология XXI века
13.79kb.
1 стр.
Программа до «Новая волна»
76.93kb.
1 стр.
Янн Мартел Жизнь Пи
4196.11kb.
20 стр.
Спирулина – пища XXI века Москва 2006 ббк 53. 54 Х 03 спирулина – пища XXI века. – Москва «Фарма Центр»
2280.14kb.
9 стр.
Эрнест Кочетов Гуманитарный манифест как доктрина человека XXI века
615.57kb.
4 стр.
В состав консорциума входят
30.7kb.
1 стр.
Учебный план начального общего образования IV. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования V. Программы отдельных учебных предметов, курсов умк «Начальная школа XXI века»
6132.06kb.
32 стр.
Рабочая программа за курс основного общего образования по историческому краеведению для 9 класса
108.32kb.
1 стр.
Современные проблемы контроля успеваемости и посещаемости студентов вуза 38.87kb.
1 стр.
|