Главная
страница 1


Цель урока: Сформировать представление о реке, ее частях, частях речной системы и долины. Научить измерять длину реки по географической карте, характеризовать реку по условным топографическим картам, определять левый и правый берега, притоки левые и правые, прито­ки I, II и т. д. порядка.

Оборудование: Презентация Power Point «Реки. Части реки. Речная система». Демонстрационные таблицы «Речная долина». Географические атласы. Карточки для закрепления материала. Интерактивный тест для проверки домашнего задания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания.

  • Выполнение интерактивного теста учащимися.

  • Анализ выполнения задания.

III. Изучение нового материала

Слайд 1.

- Темой сегодняшнего урока будет отгадка следующих загадок.

Течет, течет - не вытечет; Бежит, бежит - не выбежит.

Не конь, а бежит, Не лес, а шумит.

Между гор, между дол бежит белый конь.

- Вы уже поняли, что тема урока ... (Река.)

- Итак, открываем тетради, записываем тему. Слайд 2

Слайд 3.

- Обратите внимание на картины на слайде. Много великих и прекрасных художников изображали в своих карти­нах реки. Не только художники, но и писатели... Кто не пом­нит гоголевских строк: «Чуден Днепр при тихой погоде...», «Редкая птица долетит до середины Днепра...»

- Любили реки и поэты. Много красивых, прекрасных строк им посвятили они.

Слайд 4

О, Волга!., колыбель моя,

Любил ли кто тебя, как я?

(Некрасов.)

Нева всю ночь рвалася к морю...

И спорить стало ей невмочь.

.. .Но силой ветра от залива

Перегражденная Нева

Обратно шла, гневна, бурлива,

И затопляла острова.

(А. С. Пушкин.)

- Разные чувства вызывали реки у поэтов, писателей, художни­ков, а мы попробуем в прозе сказать, что такое река. (Дети от­вечают, дают свои определения.)

- Давайте сверим свои определения с тем, что записано в учеб­нике.



Слайд 5.

- Река состоит из истока, русла, устья. Изобразите в тетради ре­ку, используя в рисунке составные части.



Исток - начало реки, место, с которого появляется постоянное течение воды в русле.

Устье - место впадения потока (реки, ручья) в другую реку, мо­ре, озеро, водохранилище.

Русло - самая низкая часть речной долины, по которой происхо­дит сток воды.

Приток - водоток, впадающий в другой, по отношению к этому другому.

Слайд 6.

Существуют различные виды устьев.



Эстуарии - воронкообразное устье реки, расширяющееся в сторону моря.

Образуется, когда приносимые рекой наносы уносятся приливно-отливные течениями, а прилегающая часть моря достаточно глубока, так что накопления наносов не происходит.



Дельта - форма устья реки с протоками, на которые делится главное русло. Дельты по форме разных типов, чаще имеют треугольную или веерообразную форму. Дельты образуются на мелководных участках моря (озера) при впадении реки, несущей большое: количество наносов.
- Откройте в атласах физическую карту России и полушарий. Приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуарии. Запись в тетради делается в виде схемы.

Слайд 7


Устье


Дельта


Эстуарий

Мы с вами почти ответили на вопрос: что такое речная систе­ма? Вернемся к рисунку. Нам его следует дорисовать. Где берет начало главная река? {В озере.) Где берет начало приток? (В горах - ледники) Где еще могут брать начало притоки? {Например, в болоте, роднике.)

Дорисуем нашу схему: приток, берущий начало с родника и приток, берущий начало из болота. - Сколько всего притоков получилось? {Три)

- Как их будем различать?

Ученики выдвигают версии, до тех пор, пока кто-то не скажет, то есть левые и правые притоки.

- Как мы определим, какой левый, какой правый? {Нужно встать по направлению течения, лицом к устью. Если река впадает справа, то это правый приток, а если слева - то ле­вый)

- Посмотрите на притоки, берущие начало из болота и родника. Что вы можете сказать о них? (Они левые.)

- У вас не возникает вопрос? (Как их различить, если они оба левые?)

- Один из них первого порядка, а какой-то второго. Как бы вы их назвали? (Тот, который впадает первым - первого порядка тот, который впадает в приток первого порядка - второй)

- Это и есть речная система. Сделайте подзаголовок своего ри­сунка в тетради. Прочитайте в учебнике, что такое речная сис­тема.

Слайд 8.

- Поработаем в атласе. Карта РФ. Найдите р. Обь. Опишите речную систему по плану:



  1. Главная река.

  2. Исток главной реки, устье главной реки.

  3. Левые и правые притоки.

  4. Притоки I, II, III и т. д. притоков.

Ответ:

  1. Обь - главная река.

  2. Исток горы Алтай, в месте соединения р. Бия и Катунь. Устье - Карское море.

  3. Левый приток - Иртыш;

  4. Приток I порядка - Иртыш; II порядка - Ишим.

- А теперь наша задача - научиться определять длину рек. Мы уже умеем измерять длину между городами. Чем отличается сущность измерения расстояния между городами и длины рек? (Реки извилистые.)

- Как можно измерить длину кривой извилистой реки? (С по­мощью нитки и линейки.)

- Правильно. Нитку накладывают на изгибы реки. Затем отрезок нитки совмещают с линейкой, получившееся расстояние в сантиметрах умножают на именованный масштаб.

Измерьте длину рек: 1 вариант - Оби, 2 вариант - Енисея.

Слайд 9.

- А сейчас вернемся к началу урока. Мы начали с творчества поэтов, художников. А сейчас я вам предлагаю отгадать ребусы, анаграммы.

- Название какой реки состоит из предлога и цифры? (Припять.)

- Какая сибирская река состоит из личного местоимения и пред­лога? (Яна.)



- Название какой реки у тебя во рту? (Десна.)

- Какую реку можно срезать ножом? Или: какая река растет на дереве? (Прут.)

- Какой приток Дона, носит название дерева? (Сосна.)

- Какая река Западной Сибири носит название посуды? (Таз.)



Слайд 10.

Я - сибирская река,

Широка и глубока.

Букву «е» на «у» смени –

Стану спутником земли. (Лена-Луна)


Ты меня, наверно, знаешь,

Я сказки Пушкина героя.

Но если «я» на «н» сменяешь,

Сибирской стану я рекой. (Елисей — Енисей)


IV. Закрепление нового материала.

  1. Карточки для закрепления

  2. Работа в контурных картах. Подписать следующие реки: Волга, Обь, Енисей, Лена, Амур, Конго, Нил, Янцзы, Инд, Ганг, Дон, Днепр, Амазонка, Миссисипи. Если ученики не успевают, то можно дать как домашнее задание.

Домашнее задание: §30.Обозначение в контурных картах, знать и уметь показывать на карте. Подготовить сообщение о речной долине, принести цветные карандаши.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8 им. А.С. Пушкина»




Подготовила:

учитель географии

Ткачёва И.А.






Смотрите также:
Цель урока: Сформировать представление о реке, ее частях, частях речной системы и долины. Научить измерять длину реки по географической карте, характеризовать реку по условным топографическим картам,
58.41kb.
1 стр.
Реки. Части реки
22.41kb.
1 стр.
Реки. ЧАСТИ реки. Речная система
40.89kb.
1 стр.
Форма организации: групповая, индивидуальная Тип урока
87.31kb.
1 стр.
Урок в 6 классе «План и карта»
59.6kb.
1 стр.
Урок «Ориентирование по глобусу и карте»
53.27kb.
1 стр.
«Мировой океан»
29.06kb.
1 стр.
Реки в природе и на географической карте. 6 класс
81.75kb.
1 стр.
Устройство токарного станка для точения древесины
118.67kb.
1 стр.
Тема. Тундра. Цель: создать у учащегося яркое представление об удивительном мире зоны тундры. Задачи
65.51kb.
1 стр.
Урок №9 Тема урока. Музыкальная культура Индии и Дальнего Востока Цель
86.03kb.
1 стр.
Обобщение знаний о частях речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол
81.21kb.
1 стр.