Главная
страница 1страница 2


Пояснительная записка

к прогнозу социально-экономического развития

Белгородской области на 2013 год и на период до 2015 года

Прогноз социально-экономического развития области на 2013-2015 годы разработан департаментами и управлениями области совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов с учетом намерений хозяйствующих субъектов, итогов социально-экономического развития области за 8 месяцев текущего года и оценки 2012 года. Расчет прогноза основывается на положениях Программы улучшения качества жизни населения области, Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, Концепции Белгородской интеллектуально-инновационной системы (БИИС), Стратегии «Формирование регионального солидарного общества» на 2011-2025 годы, отраслевых стратегий, целевых программ и проектов. При формировании основных показателей прогноза учитывались задачи и приоритеты социально-экономического развития области, изложенные Губернатором области в отчетном докладе на сессии областной Думы и на XVIII Конференции БРО ВПП «Единая Россия». Главными ориентирами при разработке прогноза являются основные направления социально-экономического развития страны, обозначенные в посланиях и выступлениях Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, сценарных условиях функционирования экономики Российской Федерации, основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.


Предварительные итоги

социально-экономического развития области за 2012 год
В январе-августе 2012 года сохранялась положительная динамика большинства показателей социально-экономического развития Белгородской области. Этому способствовало активное участие правительства области в развитии экономики и социальной сферы, конструктивное сотрудничество с региональными бизнес-структурами и населением.

В промышленности деятельность правительства области была направлена на создание условий для устойчивого развития промышленных предприятий. Принимаемые меры позволили за январь-август 2012 года обеспечить рост промышленного производства, который по сравнению с соответствующим периодом 2011 года в сопоставимых условиях составил 104,6%, в том числе по видам экономической деятельности: «обрабатывающие производства» - 107%, «добыча полезных ископаемых» - 101,7 процента.

За 8 месяцев 2012 года объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по промышленным видам деятельности достиг 334,2 млрд. рублей, что выше аналогичного периода 2011 года в действующих ценах на 5,8 процента.

В январе-августе 2012 года большое внимание в области по-прежнему уделялось реализации мероприятий Программы развития сельского хозяйства Белгородской области на 2008-2012 годы, целевых программ, направленных на создание и развитие эффективного индустриального сельскохозяйственного производства.

В результате принимаемых мер выпуск продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств за 8 месяцев 2012 года составил 94,8 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 10,6% выше соответствующего периода 2011 года.

Основным звеном агропромышленного комплекса области является развитие животноводства на индустриальной основе. За январь-август 2012 года всеми сельхозтоваропроизводителями (включая хозяйства населения и фермеров) реализовано на убой (в живом весе) 851,1 тыс. тонн скота и птицы (111,9% к соответствующему периоду 2011 года), в том числе птицы – 480,9 тыс. тонн (103,5%), свиней – 345,3 тыс. тонн (128,7%), произведено 379,6 тыс. тонн молока (104,5%), 991,7 млн. штук яиц (102,5%).

Область уверенно занимает лидирующие позиции по поставкам на отечественный рынок животноводческой продукции. За январь-август 2012 года по объему реализации свиней и птицы на убой (в живом весе) в сельскохозяйственных организациях область заняла первые места среди регионов Российской Федерации, по производству молока - третье место среди областей Центрального федерального округа. За этот период 2012 года удельный вес мяса птицы, реализованного сельхозпредприятиями области на убой, в общероссийском объеме составил 16,6%, свинины – 26,6%, в ЦФО - соответственно 43,8% и 54 процента.

В условиях динамичного развития животноводства, наращивания производственных мощностей в растениеводстве проводится работа по освоению биологического земледелия, применению современных удобрений и средств защиты растений, поддержке элитного семеноводства, внедрению энергосберегающих технологий при возделывании основных сельскохозяйственных культур.

Правительством области уделяется большое внимание проведению активной инвестиционной политики. По итогам I полугодия 2012 года объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 47 млрд. рублей, или в сопоставимых ценах 118,9% к соответствующему периоду 2011 года. Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», за январь-август 2012 года составил 43,5 млрд. рублей.

В январе-августе 2012 года на территории Белгородской области сдано в эксплуатацию 627,1 тыс. кв. метров жилья, из них населением за счет собственных и заемных средств построено 528,7 тыс. кв. метров. Доля индивидуального жилья в общем вводе по области достигла 84,3 процента. По данным Белгородстата за январь-август 2012 года по объему введенного жилья на душу населения область заняла первое место среди областей ЦФО.

В области продолжается строительство и реконструкция объектов на предприятиях горно-металлургического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Высокими темпами ведется строительство объектов жизнеобеспечения и социально-культурной сферы, развитие инженерной инфраструктуры. Продолжается масштабное дорожное строительство и благоустройство, на реализацию которых за 8 месяцев 2012 года направлено 9 млрд. рублей.

Оборот розничной торговли в январе - августе 2012 года составил 124,6 млрд. рублей и возрос по сравнению с соответствующим периодом 2011 года в сопоставимых ценах на 14,9 процента.

За 8 месяцев 2012 года населению области оказано платных услуг на сумму 36,7 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 5,8% больше, чем в январе – августе 2011 года. Наблюдается рост почти всех сегментов рынка платных услуг населению.

Развитие малого и среднего предпринимательства осуществляется в рамках долгосрочных целевых программ «Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства Белгородской области на 2011-2013 годы», «Развитие сельского туризма в Белгородской области на 2011-2013 годы» и направлено на организацию конкурентоспособных малых и средних предприятий в производственном секторе и инновационной сфере, активизацию предпринимательства на селе, в сфере сельского туризма, создание новых рабочих мест и повышение занятости населения. Реализация мероприятий программ обеспечивает стимулирование предпринимательской деятельности через механизмы финансово-кредитной и имущественной поддержки, а также осуществление мер по устранению административных барьеров.

В 2012 году для оказания малому и среднему предпринимательству финансовой поддержки в различных формах в областном бюджете предусмотрено 137,5 млн. рублей и государственная гарантия области в размере 518 млн. рублей, в том числе 230 млн. рублей для обеспечения кредитных обязательств Белгородского областного фонда поддержки малого и среднего предпринимательства в рамках реализации программы микрофинансирования малого предпринимательства, 288 млн. рублей - гарантия ОАО «Дирекция по развитию промышленных зон» с целью привлечения кредитных ресурсов ОАО «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» для сроительства производственных корпусов в промышленном парке «Северный». В рамках конкурса, проведенного Минэкономразвития России в 2012 году, привлечены субсидии федерального бюджета в объеме 335,6 млн. рублей, что позволяет реализовать новые мероприятия государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, направленные на развитие реального сектора и модернизацию экономики.

Развитие реального сектора экономики области способствует созданию условий для обеспечения высоких стандартов качества и условий жизни населения.

Денежные доходы в расчете на душу населения в январе-августе 2012 года сложились в сумме 19730,3 рубля, что выше соответствующего периода 2011 года на 12,7 процента. Реальные располагаемые денежные доходы населения за 8 месяцев 2012 года возросли на 9,7 процента. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций за январь-август 2012 года сложилась в размере 19678,2 рубля, что на 16% больше, чем в январе-августе 2011 года, размер реальной средней заработной платы за этот период увеличился на 12,7 процента.

В области отмечается улучшение ситуации на рынке труда. По состоянию на 1 сентября 2012 года уровень зарегистрированной безработицы составил 1,17%, что ниже уровня аналогичной даты прошлого года на 0,25 процентного пункта.

В январе-августе 2012 года в области продолжалось развитие отраслей социальной сферы в рамках реализации Программы улучшения качества жизни населения Белгородской области, областных целевых программ социальной направленности в здравоохранении, образовании, культуре, молодежной политике, физкультуре и спорте, социальной защите населения.

Белгородская область остается одним из немногих субъектов Российской Федерации и Центрального федерального округа, численность населения которого продолжает расти. По состоянию на 1 января 2012 года численность населения области составила 1536,1 тыс. человек.

В январе-августе 2012 года в области родилось 11910 человек, умерло 14405 человек. Уровень рождаемости в данном периоде составил 11,6, уровень смертности – 14,1 на 1000 человек населения. По сравнению с аналогичным периодом 2011 года число родившихся увеличилось на 898 человек, число умерших сократилось на 20 человек. В результате естественная убыль населения области по сравнению с периодом 2011 года сократилась почти на 27% и составила -2495 человек или -2,5 на 1000 человек населения.

Область по-прежнему привлекательна для мигрантов. Миграционный прирост в январе-августе 2012 года превысил естественную убыль населения области и составил 6165 человек, что на 10,5% больше, чем в аналогичном периоде 2011 года.

По уровню рождаемости за январь-август 2012 года область находилась на 2 месте в ЦЧР и на 6 месте в ЦФО. Коэффициенты естественной убыли и смертности населения области являлись наименьшими в ЦЧР, а среди субъектов, входящих в ЦФО, область по указанным показателям занимала 2 место после г. Москва.



Принимаемые правительством области меры по реализации приоритетных направлений экономической политики позволяют ожидать стабильных темпов развития в целом за 2012 год. Объем валового регионального продукта области по оценке составит в 2012 году в текущих основных ценах 564,6 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах выше уровня 2011 года на 6,2 процента. В расчете на душу населения области ВРП оценивается в 2012 году в размере 367 тыс. рублей. Индекс промышленного производства в текущем году к 2011 году по промышленным видам экономической деятельности ожидается на уровне 106 процентов. Валовая продукция сельского хозяйства оценивается в объеме 156,3 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах выше уровня 2011 года на 9 процентов. Инвестиции в основной капитал за 2012 год увеличатся по оценке на 8 процентов. По предварительным расчетам оборот розничной торговли в 2012 году составит 195 млрд. рублей и возрастет в сопоставимых ценах к предыдущему году на 12%, а объем платных услуг населению области, соответственно, 55,1 млрд. рублей и на 6 процентов. По оценке в 2012 году денежные доходы в расчете на душу населения в месяц составят 21,6 тыс. рублей и по сравнению с уровнем 2011 года вырастут в номинальном выражении на 14,8%, при этом реальные располагаемые денежные доходы населения - на 9 процентов. Размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций за 2012 год в целом по области оценивается в сумме 20,3 тыс. рублей, что в номинальном выражении на 14,9% выше уровня 2011 года. В 2012 году в области ожидаются позитивные изменения в динамике показателей естественного воспроизводства населения и сохранение положительного сальдо миграции. В результате численность населения области возрастет и по оценке на 1 января 2013 года составит 1540,8 тыс. человек.
Прогноз социально-экономического развития области

на 2013 год и на период до 2015 года
В среднесрочной перспективе при реализации социально-экономической политики правительства области будет сделан акцент на меры стратегического характера и, прежде всего, инновационного развития, отраженные в Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года. Основные стратегические задачи развития региона, представленные Губернатором области в отчетном докладе на сессии областной Думы в феврале 2012 года, органично вписываются в стратегические векторы, определенные в выступлениях и указах Президента Российской Федерации. Целью поступательного развития региона в перспективе являются три составляющие: обеспечение экономического роста, обеспечение социальной стабильности на основе социальной справедливости, создание благоприятной экологической среды. Основными приоритетами в среднесрочной перспективе будут: обеспечение роста экономики за счет повышения эффективности и роста производительности труда на действующих предприятиях и за счет создания новых рабочих мест, энергосбережения и повышения доли инновационной продукции в общем объеме производства на каждом предприятии, развитие сельского хозяйства и экономическое развитие сельских территорий, малого бизнеса, в котором будет сформировано мощное инновационное ядро с экономическим потенциалом, подготовка высококвалифицированных рабочих, формирование и развитие региональной альтернативной энергетики, освоение рекреационно-сервисного потенциала области, совершенствование жилищной политики, строительство магистральных автомобильных дорог, дальнейшее развитие социального сектора экономики, повышение стандартов и уровня жизни населения области, совершенствование среды обитания.

Расчет основных показателей прогноза социально-экономического развития области на период до 2015 года проводился по умеренно-оптимистичному варианту. Темпы роста большинства показателей социально-экономического развития области выше, чем в целом по Российской Федерации. Формирование прогноза на среднесрочный период проводилось с учетом ввода и освоения новых мощностей, повышения эффективности бизнеса и стимулирования модернизации экономики.

Перспективы обеспечения макроэкономической и макросоциальной стабильности в среднесрочном периоде будут зависеть от действия внешних и внутренних факторов.

Внешние факторы экономического и социального развития области определяются, прежде всего, динамикой цен и спроса на внешнем и внутреннем рынках на железорудное сырье, металлопродукцию, сельскохозяйственное сырье и продовольствие, уровнями цен (тарифов) на товары и услуги естественных монополий и инфляции, динамикой курсов евро и доллара США, кредитной активностью, финансовым состоянием основных торговых партнеров предприятий области, рядом других условий.

Среди внутренних факторов – меры, направленные на совершенствование механизмов управления развитием экономики и социальной сферы через реализацию потенциала роста экономики области, поддержку инвестиционной и инновационной деятельности, повышение эффективной финансовой и организационной поддержки малого и среднего бизнеса, развитие конкуренции, потребительского рынка и стимулирование внутреннего спроса, продолжение диверсификации производства, повышение качества инфраструктуры, совершенствование мер по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем, а также проведение эффективной социальной политики, развитие человеческого капитала, улучшение демографической ситуации.

Достигнутый уровень диверсификации экономики, накопленный запас прочности и реализуемые меры по модернизации и инновационному развитию экономики области позволяют прогнозировать дальнейший рост физического объема валового регионального продукта. В 2015 году ВРП области в текущих основных ценах прогнозируется в объеме 849,4 млрд. рублей с ростом в сопоставимых ценах 134,2% к уровню 2011 года. Вследствие опережающего роста производства ВРП по сравнению с ростом численности населения в 2015 году против 2011 года ВРП на душу населения возрастет в 1,7 раза и составит 547,2 тыс. рублей.

Ведущими видами экономической деятельности, обеспечивающими основной объем ВРП Белгородской области, будут обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых, сельское хозяйство, оптовая и розничная торговля, строительство на долю которых приходится более 73,4% производимого ВРП. В результате последовательной работы по наращиванию инновационной составляющей ВРП, дальнейшему расширению, модернизации и реконструкции производств, развитию сферы услуг прогнозируется увеличение доли обрабатывающих производств с 18,4% в 2011 году до 18,9% в 2015 году, оптовой и розничной торговли – с 14,3% до 14,5 процента.

В области планируется за пять лет обеспечить рост экономики, как минимум, в полтора раза. Для реализации этой цели постановлением правительства Белгородской области от 20 августа 2012 года №345-пп утвержден Комплекс мер по увеличению в области объема валового регионального продукта в 1,5 раза в сопоставимых ценах за 2012-2016 годы.

В промышленности главным направлением в среднесрочной перспективе будет усиление модернизационных аспектов, развитие инновационной деятельности предприятий и создание новых современных конкурентоспособных производств, применение энерго- и ресурсосберегающих технологий, сохранение и дальнейшее развитие достигнутых предприятиями позиций на внешнем и внутреннем рынках. В прогнозируемом периоде продолжится тенденция диверсификации производства. В структуре производства будет увеличиваться доля отраслей высокой степени переработки.

Эффективность и конкурентоспособность промышленного производства будет определяться реализацией инвестиционных программ предприятий. В среднесрочной перспективе функционирование промышленного потенциала в значительной мере зависит от развития горно-металлургического кластера области, предприятиями которого предусматривается наращивание объемов производства продукции за счет ввода в эксплуатацию новых производственных мощностей, модернизации и технического перевооружения действующих производств, выхода на принципиально новые инновационные технологии добычи и переработки сырья.

ОАО «Лебединский ГОК» с целью увеличения производства концентрата к 2016 году до 23,7 млн.тонн в год будет продолжена модернизация производственного процесса на обогатительной фабрике, связанная с заменой мельниц. В 2012 -2015 годах запланирована реализация проекта строительства цеха горячебрикетированного железа № 3 проектной мощностью 1,8 млн.тонн, что позволит комбинату в 2016 году довести производство брикетов железорудных металлизованных до 4,2 млн.тонн в год.

ОАО «Стойленский ГОК» в соответствии с программой развития комбината на 2011-2015 годы планируется осуществить дальнейшее расширение карьера по добыче железистых кварцитов с 32 до 42 млн.тонн в год, строительство пятой секции обогатительной фабрики проектной мощностью 3,8 млн.тонн концентрата в год и фабрики окомкования проектной мощностью 6 млн.тонн железорудных окатышей в год. Реализация проектов программы позволит в 2015 году довести выпуск концентрата до 17,6 млн.тонн в год.

ОАО «Комбинат КМАруда» с целью восполнения выбывающих мощностей шахты им. Губкина за счет запасов неокисленных железистых кварцитов Коробковского месторождения в 2011-2021 годах запланирована реализация проекта увеличения производственной мощности комбината за счет строительства новой шахты, что позволит комбинату в долгосрочной перспективе увеличить производство железорудного концентрата в 1,5 раза и довести его до 3,2 млн. тонн в год. В рамках данного проекта в настоящее время осуществляется строительство стволов новой шахты.

ООО «Металл-групп» на базе Яковлевского месторождения продолжится строительство горнодобывающего предприятия по добыче богатых железных руд подземным способом проектной мощностью 4,5 млн.тонн железной руды в год. В 2015 году предусмотрено выпустить 1,8 млн.тонн товарной железной руды, в 2017 году - выйти на проектную мощность.

В металлургическом производстве будет проводится курс на реконструкцию, техническое перевооружение и развитие новых производств, снижение энергоемкости. В соответствии с Концепцией развития ОАО «Оскольский электрометаллургический комбинат» в 2011-2015 годах будет осуществляться инвестиционный проект «Реконструкция ОАО «ОЭМК» с увеличением производства стали до 3,85 млн. тонн стали в год», включающий в себя модернизацию газоочистки четырех дуговых сталеплавильных печей, ввод которых в эксплуатацию запланирован поочередно на период с декабря 2012 года по январь 2014 года. В 2013-2015 годах в электросталеплавильном цехе запланирована реконструкция машины непрерывного литья заготовок № 4 (МНЛЗ № 4), в связи с чем, в 2014 году снизится мощность разливки стали и производство готового проката по сравнению с уровнем 2011 года. В 2015 году в результате завершения реконструкции МНЛЗ № 4 предусмотрено довести мощность по разливке стали до 3,5 млн.тонн в год, что выше уровня 2011 года на 187 тыс.тонн.

Основными задачами дальнейшего развития машиностроительного комплекса будут импортозамещение отдельных видов продукции, модернизация производств, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции и эффективности энергопотребления. ОАО «Энергомаш (Белгород) - БЗЭМ» продолжит строительство высокоэффективного производственного комплекса по выпуску элементов трубопроводов проектной мощностью 12 тыс.тонн в год, ввод которого в эксплуатацию предусмотрен в 2014 году. Реализация проекта позволит предприятию увеличить объем продукции более чем на 2 млрд.рублей в год. ОАО «Ракитянский арматурный завод» - организация производства деталей трубопроводов и блоков для энергетических объектов проектной мощностью 50 тонн в месяц с поэтапным вводом в эксплуатацию в 2012-2013 годах. ОАО «Оскольский подшипниковый завод ХАРП» - организация производства железнодорожных подшипников проектной мощностью 600 тыс. штук в год. Выход завода на проектную мощность предусмотрен в 2015 году. ОАО «Оскольский завод металлургического машиностроения» - техническое перевооружение цеха поковок и металлоконструкций, направленное на внедрение современной технологии ковки, энергосберегающей технологии нагрева слитков под ковку, термообработку поковок. ЗАО «Старооскольский завод автотракторного электрооборудования им. А.М.Мамонова» - развитие литейного производства с целью организации производства высокотехнологичных комплектующих к бытовой технике проектной мощностью 1,6 млн. штук в год, а также развитие высокотехнологичного производства автокомпонентов проектной мощностью 1,7 млн. штук в год с целью импортозамещения. ООО «Завод-Новатор» - модернизация производства по выпуску строительных металлоконструкций по инновационной технологии проектной мощностью 30 тыс.тонн в год, что позволит предприятию увеличить объем реализации продукции в 3 раза. ОАО «Завод котельного оборудования» - расширение производства деталей трубопроводов за счет строительства и ввода в эксплуатацию двух производственных цехов и внедрения высокоэффективного оборудования – трубогибочного стана СРБМИ 400 фирмы «AWS Schafer». ЗАО «Сокол – АТС» - техническое перевооружение основного производства, направленного на внедрение высокотехнологичного оборудования по обработке металлов, линии анодирования с целью выпуска конкурентоспособной продукции и увеличения объема реализации продукции в 1,7 раза.

В целях обеспечения устойчивого развития машиностроительного комплекса области за счет модернизации и технологического развития организаций, повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции постановлением правительства области от 27 августа 2012 года № 351–пп утверждена долгосрочная целевая программа «Модернизация и развитие машиностроительного комплекса Белгородской области на 2012 - 2016 годы». Реализация мероприятий программы позволит в 2015 году увеличить объем отгруженной продукции в машиностроительном комплексе не менее чем в 1,5 раза.

Кроме того, ЗАО «ОборонЦемент» в Красногвардейском районе в 2012-2013 годах предусматривается строительство кирпичного завода проектной мощностью 60 млн.шт. условного кирпича, в 2012-2015 годах - строительство цементного комбината проектной мощностью 3 млн. тонн цемента в год и первой очереди газотурбинной электростанции проектной мощностью 60 МВт.

В рамках распоряжения правительства области от 26 марта 2012 года № 175-рп «О развитии депрессивных промышленных площадок, расположенных на территории Белгородской области» предусматривается создание новых и реконструкция действующих производств.

При этом присоединение России к ВТО может внести корректировку в дальнейшее развитие отдельных секторов машиностроительного комплекса в связи с процессами адаптации хозяйственной деятельности производственных предприятий к новой рыночной конъюнктуре.

Предполагается, что динамично будут развиваться сектора экономики, ориентированные на потребительский спрос. Увеличение производства сельскохозяйственной продукции позволит наращивать объемы выпуска предприятиям, производящим пищевые продукты. Этому будет способствовать реализация мероприятий, направленных на эффективное использование производственных мощностей, внедрение современных технологий, улучшение ее качества и расширение ассортимента за счет освоения новых современных видов продукции. В среднесрочном периоде ОАО «ЭФКО» планирует строительство цеха комплексной очистки масла производственной мощностью 300 тонн/в сутки, ЗАО «Алексеевский МКК» – строительство нового консервного цеха производительностью 400 туб/в сутки, по производству цельномолочной продукции производительностью 200 тонн в сутки, ГК «Мираторг» - создание предприятия «Прохоровские комбикорма», ООО «Чернянский молочный комбинат» - открытие производства сыров мягких и твердых мощностью 500 тонн в год.

В области продолжится развитие индустрии строительных материалов с использованием имеющихся в регионе запасов полезных ископаемых, на основе повышения качества и объемов выпускаемой продукции с одновременным снижением затрат на ее производство. В рамках Стратегии развития промышленности строительных материалов и индивидуального домостроения до 2020 года предусмотрен ввод в эксплуатацию новых производств: ООО «Объединение строительных материалов и бытовой техники» - организация производства санитарно-технических керамических изделий европейского уровня мощностью 500 тыс. штук в год, клинкерного кирпича и крупных стеновых блоков из ячеистой керамики мощностью 105 млн. штук условного кирпича в год, ООО «Комбинат строительных материалов» (г. Старый Оскол) - установка двух технологических линий по производству стеновых блоков и деталей КПД для малоэтажного строительства из ячеистого бетона.

В топливно-энергетическом комплексе области продолжатся работы по предотвращению дефицита мощности и повышению надежности энергоснабжения потребителей Белгородской области. Намечена комплексная реконструкция подстанций - 330 кВ «Белгород», «Губкин», «Валуйки», ВЛ-330 «Губкин-Лебеди-Белгород». Планируется ввод в действие подстанций 110 кВ «Шебекино», «Западная», «Южная», «Белгород-1», «Крейда», линии электропередач 110 кВ «Фрунзенская-Томаровка», «Фрунзенская – Южная». Планируется направить на реконструкцию Губкинской ТЭЦ, тепловых сетей более 7,3 млрд. рублей. Это позволит повысить энергобезопасность региона и улучшить качество теплоснабжения потребителей.

Планируется перенос участка газопровода высокого давления «Шебелинка – Белгород – Курск – Брянск» протяженностью 40 км за пределы городской черты областного центра, ориентировочная стоимость которого составляет около 4 млрд. рублей. В настоящий момент проектно-сметная документация по данному объекту проходит экспертизу, начало строительства планируется в 2013 году. Намечена реконструкция газопроводов – отводов в Шебекинском, Ракитянском, Корочанском районах, а также 18 ГРС. Будет осуществляться строительство газовых сетей в соответствии с ежегодно принимаемыми инвестиционными программами, исходя из строительства и ввода в эксплуатацию новых производственных и жилых объектов.

Принимаемые меры дают возможность прогнозировать объем отгруженной продукции в 2015 году по промышленным видам экономической деятельности в сумме 776,9 млрд. рублей, что в действующих ценах на 54,1% выше 2011 года, в том числе по видам экономической деятельности: «добыча полезных ископаемых» соответственно 159,8 млрд. рублей и на 45%, «обрабатывающие производства» - 577,2 млрд. рублей и на 56,4%, «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» - 39,9 млрд. рублей и на 59,4 процента.

Рост промышленного производства в 2015 году по сравнению с 2011 годом в сопоставимых ценах достигнет 138,3%, в том числе по видам экономической деятельности «добыча полезных ископаемых» - 132,2%, «обрабатывающие производства» - 139,4%, «производство и распределение электроэнергии, газа и воды» – 107,1 процента.

В агропромышленном комплексе особое внимание по-прежнему будет уделяться реализации мероприятий областных целевых программ, направленных на создание эффективного индустриального сельскохозяйственного производства и его динамичное развитие, повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции, повышение занятости и уровня жизни сельского населения.

В среднесрочной перспективе продолжится реализация экономически значимых региональных программ «Развитие свиноводства в Белгородской области на 2012-2015 годы», «Развитие птицеводства в Белгородской области на 2011-2015 годы», «Создание селекционно-гибридных центров по производству чистопородных свиней в Белгородской области в 2012-2014 годах» и ряд других. В рамках программ будут развиваться конкурентоспособные кластеры в свиноводстве, птицеводстве и молочном животноводстве, на предприятиях которых технологические процессы осуществляются по системе полного замкнутого цикла: от производства зерна, комбикормов до переработки произведенного сырья и реализации готовой продукции. Инвестиционные проекты будут осуществляться за счёт собственных и заёмных средств инвесторов. С целью привлечения инвестиций будет продолжено предоставление сельхозорганизациям государственных гарантий области для получения кредитов банков, льгот по налогу на имущество.

В среднесрочном периоде намечается реализация новых инвестиционных проектов. ЗАО «Племрепродуктор II порядка «Муромский» расширит деятельность животноводческого комплекса по производству мяса бройлеров, посредством строительства 8 площадок по откорму бройлеров мощностью 13, 4 тыс. тонн и цеха утилизации отходов мощностью 30 тонн отходов в сутки. ООО «Белгранкорм» продолжит строительство свинокомплекса и реконструкцию действующих свиноводческих мощностей производительностью 13 тыс. тонн и 48 тыс. тонн мяса свинины соответственно, а также строительство 11 корпусов по выращиванию бройлеров мощностью 24 тыс. тонн. ОАО «Белгородский бекон» планирует расширение производственных мощностей на 16,4 тыс. тонн свинины в живом весе в результате замены генетики. ЗАО «Свинокомплекс Короча» (ГК «Мираторг») планирует увеличение мощностей производства свинины до 74 тыс. тонн в год, строительство санитарной бойни мощностью 9,6 тыс. тонн.

Развитие молочного животноводства области предусматривает реконструкцию, модернизацию и строительство молочных комплексов с применением промышленной технологии производства молока. Предполагается осуществить строительство ОАО «МК «Зеленая долина» молочно-товарной фермы с. Шеино, с. Мазикино Корочанского района на 2400 фуражных коров замкнутого цикла, СПК «Большевик» молочного комплекса на 1200 голов дойного стада, ОАО «Самаринское» - молочного комплекса на 1800 голов основного стада, ООО «Зерно Белогорья» - молочного комплекса на 1200 голов дойного стада в Красненском районе.

Особое значение для развития животноводства будет иметь программа «Создание производственных мощностей по производству лизина для комбикормового производства на 2012-2015 годы». Использование лизина в качестве кормовой добавки будет способствовать почти двукратному увеличению привесов в мясном животноводстве. Выпуск лизина предполагается начать уже в конце 2013 года.

В растениеводстве особое внимание будет уделяться развитию биологического земледелия и решению экологических вопросов, технической и технологической модернизации, внедрению передовых технологий обработки почвы, использованию современной многофункциональной широкозахватной энергосберегающей техники, испытанию и широкому внедрению новых сортов и гибридов, научно обоснованному применению современных удобрений и средств защиты растений.

Значительное внимание по-прежнему будет уделяться развитию малых форм хозяйствования на селе в рамках реализации областной целевой программы «Семейные фермы Белогорья», которая не только решает вопросы производства и переработки сельхозпродукции, производимой в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах, но и ее реализации.

В результате принимаемых мер всеми категориями хозяйств планируется увеличить в 2015 году к уровню 2011 года выпуск продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах на 29%, который составит 216,2 млрд. рублей. В хозяйствах всех категорий в 2015 году намечается: в растениеводстве собрать зерна (в весе после доработки) 2,8 млн. тонн, что на 16,8% выше уровня 2011 года, картофеля – 502 тыс. тонн и на 1%, масличных культур - 500 тыс. тонн и ниже на 11,2%; в животноводстве - реализовать на убой (в живом весе) в хозяйствах всех категорий скота и птицы 1429,4 тыс. тонн, что выше уровня 2011 года на 20,9%, в том числе птицы –712,5 тыс. тонн и на 1,1%, свиней – 665,9 тыс. тонн и на 53,6%, произвести 600 тыс. тонн молока, что выше уровня 2011 года на 11,3 процента.

В среднесрочном периоде, учитывая современный этап развития макроэкономики области, продолжится развитие региональной инновационной системы, создание благоприятных условий для активизации инновационной деятельности и вовлечения частного бизнеса в процесс научного и технологического развития.

В области сформирована система налоговых стимулов в части установления пониженной ставки по налогу на прибыль, зачисляемой в областной бюджет, и дифференцированной ставки по налогу на имущество организаций, реализующих инвестиционные проекты, направленные на повышение энергоэффективности и энергосбережения, по выработке электрической и тепловой энергии на основе использования биогазовых технологий, а также солнечной энергии и энергии ветра. В сентябре текущего года областной Думой принят закон «О внесении изменения в закон Белгородской области «О льготах по налогу на прибыль организаций», направленный на стимулирование инновационной активности и увеличения расходов на выполнение организациями области научно – исследовательских работ за счет снижения ставки налога на прибыль.

В настоящее время функционирует более 30 объектов региональной инновационной инфраструктуры: при вузах созданы инновационно-технологические центры и центры коллективного пользования, центры трансфера технологий, технопарки, «упаковочные» компании, с участием правительства области созданы и функционируют инновационный бизнес-инкубатор, производственный бизнес-инкубатор энергосберегающих технологий, промышленный парк «Северный», ОАО «Корпорация «Развитие».

В среднесрочном периоде правительством области продолжится работа по созданию благоприятных условий для развития инновационной деятельности за счет реализации механизмов государственной поддержки:

- финансирование фундаментальных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, проводимых научными коллективами и инновационными компаниями области с привлечением средств Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере не менее 50 млн.рублей ежегодно и средств Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) на паритетных условиях(50х50) 4 млн.рублей ежегодно;

- совместно с Минэкономразвития России правительством области продолжатся мероприятия по стимулированию инновационной активности субъектов малого и среднего предпринимательства на условиях софинансирования федерального и регионального бюджетов.

Общая сумма государственной поддержки инновационной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства на 2012 – 2015 годы составит 298, 4 млн. рублей, в том числе средства областного бюджета – 65,7 млн.рублей.

В рамках заключенного между правительством Белгородской области и Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатентом) Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии, будет продолжена работа по организации патентно-лицензионной деятельности в регионе и оказанию услуг в оценке коммерческой значимости промышленной собственности, определении реального технического уровня разрабатываемой и производимой продукции на основе проводимых патентных исследований.

Приоритетными направлениями инновационного сценария развития экономики области на среднесрочную перспективу определены: биотехнологии, возобновляемые источники энергии, нанотехнологии, информационные технологии. Инфраструктурно эти направления будут обеспечены посредством создания регионального технопарка и Центра кластерного развития. Для этого планируется привлечение средств из всех источников финансирования более 1 млрд. рублей.

Перспективным направлением развития возобновляемых источников энергии для Белгородской области является биоэнергетика. Развитие животноводства на территории области обуславливает наличие значительных объемов биомассы разных видов. В целях использования их в топливно-энергетическом балансе региона как доступных местных возобновляемых ресурсов разработана долгосрочная целевая программа ««Развитие возобновляемых источников энергии в Белгородской области на 2013 – 2015 годы и целевые показатели на период до 2020 года». Реализация программы позволит на территории области к 2016 году установить не менее 100 биогазовых станций суммарной мощностью не менее 200 МВт.

В дальнейшем продолжится реализация инвестиционных проектов, направленных на производство нанотехнологичной продукции: функциональных протеинов, лизина, планируется увеличение ростовых мощностей производства исскуственного сапфира.

В 2013 году планируется реализация проектов, направленных на создание производства дорожного модификатора асфальтобетонов «Унирем» мощностью 10 тыс. тонн в год и утилизацию отработанных покрышек в объеме 12 тыс. тонн в год, создание производства композитных материалов на основе базальто- и стеклопластика в дорожном, промышленно-гражданском строительстве мощностью более 7 тыс. тонн композитной арматуры и до 5 тыс. тонн композитных опор к 2015 году.

Продолжится реализация образовательных программ по подготовке кадров в сфере наноиндустрии.

В результате развития данного инновационного направления планируется сохранение и создание более тысячи новых высокооплачиваемых рабочих мест, а также увеличение объема отгруженных товаров, работ и услуг, связанных с нанотехнологиями, к 2015 году до 20 млрд. рублей в год.

В сфере информационных технологий разработки IT – компаний региона успешно конкурируют с программными продуктами, разрабатываемыми в Москве, Санкт-Петербурге и Татарстане. В 2012-2014 годах компаниями области планируется занять лидирующие позиции в Российской Федерации в сфере IT- технологий по образовательному и социально-маркетинговому направлениям.

Мероприятия правительства области, обеспечивающие оптимальную траекторию инновационного развития Белгородчины, позволят объединить сектор генерации знаний и создаваемую инновационную инфраструктуру в целях коммерциализации отечественных разработок, а также повысить активность бизнеса в направлении модернизации технологических процессов и вывода на рынок принципиально новых конкурентоспособных продуктов, в результате чего удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции возрастет с 3,7% в 2011 году до 11,1% в 2015 году, отношение внутренних затрат на исследования и разработки к валовому региональному продукту с 0,2% до 1,1%, удельный вес инновационно-активных организаций в общем числе обследованных организаций с 12,2% до 16,7% соответственно.

В области по-прежнему будет проводиться работа, направленная на повышение инвестиционной привлекательности региона. Для этого решены вопросы выделения земли, а также опережающего развития энергосистем, что дает технологическую возможность инвесторам практически в любой точке Белгородской области подключиться к газовым и электрическим сетям. В приоритетном порядке продолжится решение вопросов по строительству подводящих сетей к микрорайонам массовой индивидуальной жилищной застройки, к новым производственным площадкам.

В целях повышения инвестиционной открытости и качества инвестиционного климата области, поддержания высокого имиджа области в российском и мировом инвестиционных сообществах, увеличения притока инвестиций по приоритетным направлениям развития инноваций и модернизации экономики области продолжится реализация долгосрочной целевой программы «Улучшение инвестиционного климата для привлечения инвестиций в экономику Белгородской области в 2011-2015 годах».

Для внедрения в области Стандартов деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата 15 марта 2012 года подписано и будет реализовываться Соглашение между правительством области, АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и Общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» по их внедрению. Пошаговый механизм реализации Стандарта отражен в утвержденной Дорожной карте, в соответствии с которой ведется работа по совершенствованию нормативной правовой базы, в том числе  по защите прав инвесторов, продолжается реализация мероприятий в сфере кадрового обеспечения экономики области и создания благоприятных организационных условий для ведения предпринимательской деятельности. В полном объеме мероприятия Дорожной карты планируется исполнить в 1 квартале 2013 года.

Наибольший объем инвестиций в основной капитал предполагается осваивать в промышленности, сельском хозяйстве, жилищном и дорожном строительстве, направлять на развитие социальной сферы, инженерной инфраструктуры районов массовой индивидуальной застройки, комплексное благоустройство населенных пунктов области.

Для обеспечения улучшения качества жизни населения правительством области будет реализовываться программа капитальных вложений на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов социальной сферы и инженерного обустройства населенных пунктов области. Основными направлениями будут строительство и реконструкция объектов образования, модернизация объектов здравоохранения, капитальный ремонт сельских учреждений культуры, строительство объектов физической культуры и спорта. В среднесрочной перспективе планируется построить 6 детских садов, 3 школы с детским садом, резервный блок родильного корпуса перинатального центра Старооскольской городской больницы, инфекционный корпус ЦРБ г. Шебекино, Дома культуры в селах Ракитянского, Шебекинского районов, культурно-спортивные центры в селах Корочанского, Белгородского районов, физкультурно-оздоровительные комплексы в п. Чернянка, г. Строитель, п. Северный, п. Маслова Пристань, спортивные центры с плавательным бассейном в г. Бирюч, г. Новый Оскол, г. Строитель, п. Волоконовка, г. Валуйки, п. Пролетарский и ряд других объектов.

Особое внимание по-прежнему будет уделяться жилищному строительству, продолжится создание сбалансированной системы расселения, проведение мероприятий по обеспечению доступности жилья для всех категорий граждан, приведение в соответствие объемов комфортного жилищного фонда потребностям населения, создание безопасной среды обитания и жизнедеятельности человека.

Продолжится реализация долгосрочных целевых программ «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Белгородской области в 2011-2015 годах», «Строительство жилья для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа».

В 2015 году планируется ввод в эксплуатацию 1740 тыс. кв. м жилья с увеличением по сравнению с 2011 годом на 51,5 процента. Доля индивидуального жилья в общем вводе по области составит в 2015 году 80,5 процента. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя, к концу 2015 года прогнозируется на уровне 29,8 кв. метра.

В целях обеспечения комплексного подхода к решению вопросов благоустройства населенных пунктов и микрорайонов массовой застройки, развития дорожной сети, обеспечения качественного транспортного обслуживания населенных пунктов области продолжится реализация долгосрочных целевых программ «Совершенствование и развитие дорожной сети в Белгородской области на 2011-2013 годы» и «Совершенствование и развитие транспортной инфраструктуры Белгородской области на 2011-2017 годы».

На развитие дорожного строительства для реализации программ в 2013-2015 годах планируется направить 42,3 млрд. рублей, построить и реконструировать 57,7 км автодорог с твердым покрытием общего пользования, построить и отремонтировать 1,9 тыс. км автодорог в населенных пунктах, построить 1,2 тыс. км подъездов к микрорайонам индивидуального жилищного строительства.

В рамках долгосрочной целевой программы «Совершенствование и развитие транспортной инфраструктуры Белгородской области на 2011-2017 годы» планируется выполнить работы по строительству Восточного обхода г. Старый Оскол, объездной дороги п.Томаровка, реконструкции автодорог Старый Оскол – Чернянка – Новый Оскол, Белгород-Шебекино-Волоконовка, Томаровка- Красная Яруга-граница Украины.

В результате реализации мероприятий по улучшению инвестиционного климата и развитию строительной отрасли области объем инвестиций в основной капитал в среднесрочном периоде возрастет и достигнет в 2015 году 225 млрд. рублей, что выше уровня 2011 года в сопоставимых ценах на 40,1%, объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство» соответственно 94,6 млрд. рублей и на 13,5 процента.

В среднесрочном периоде в рамках действующей долгосрочной целевой программы «Развитие и государственная поддержка малого и среднего предпринимательства Белгородской области на 2011-2013 годы» будет продолжено дальнейшее совершенствование финансово-кредитных и организационных механизмов, обеспечивающих условия для интенсивного роста этого сектора экономики, стимулирования производственных и инновационных направлений малого и среднего бизнеса, а также повышения деловой активности населения в муниципальных образованиях, имеющих недостаточный уровень развития экономического потенциала.

В 2013-2015 годах намечается принять дополнительные меры по увеличению объемов финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Продолжится предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства грантов, целевых займов, поддержка лизинговой и внешнеэкономической деятельности. Действующие инновационные компании будут поддерживаться в форме частичной компенсации инновационных затрат, резиденты промышленных парков получат компенсацию части затрат на выкуп земельных участков (объектов недвижимости). Основной акцент господдержки будет направлен на техническое перевооружение и модернизацию малых и средних предприятий в целях повышения их конкурентоспособности, а также на развитие городских и сельских агломераций на основе кластерного подхода.

Ускоренному развитию малого и среднего производственного и инновационного бизнеса в 2013-2015 годах будет способствовать совершенствование инновационной инфраструктуры. На основе механизмов государственно-частного партнерства в 2015 году будет введен в эксплуатацию промышленный парк «Северный», где планируется разместить не менее 25 малых и средних производственных предприятий и создать не менее 2 тыс. новых рабочих мест, а также на базе действующих бизнес-инкубаторов разместить не менее 60 малых инновационных предприятий.

Большое внимание будет оказываться улучшению предпринимательского климата, сокращению административных барьеров. Будет продолжена работа областного межведомственного координационного совета при Губернаторе области по защите интересов субъектов малого и среднего предпринимательства, служб «горячая линия», «телефон доверия», общественных приемных по оперативному рассмотрению обращений предпринимателей.

С учетом принимаемых мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в 2015 году количество малых и средних предприятий достигнет 25,8 тыс. единиц (136,5% к 2011 году), численность работников (без внешних совместителей) составит 150 тыс. человек (116,3% к 2011 году). Оборот малых и средних предприятий в 2015 году прогнозируется в сумме 332 млрд. рублей (в действующих ценах на 27,9% выше уровня 2011 года).



следующая страница >>
Смотрите также:
Пояснительная записка к прогнозу социально экономического развития Ирбейского района
593.26kb.
3 стр.
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития
480.02kb.
2 стр.
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Ростовской области на 2013-2030 годы
191.5kb.
1 стр.
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития
46.99kb.
1 стр.
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Волжского района в 2009-2011 годах
374.89kb.
1 стр.
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Кинель-Черкасского района на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов
308.51kb.
1 стр.
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития
370.09kb.
2 стр.
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития
444.58kb.
3 стр.
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития мо «Лихославльский район»
230.48kb.
1 стр.
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития
258.02kb.
1 стр.
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Чувашской Республики
107.61kb.
1 стр.
Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития
479.54kb.
3 стр.