Главная
страница 1

Программа экспериментального исследования


Когнитивная технология обучения: процедурные компоненты личностного развития.

 

В условиях эволюции современной европейской цивилизации к когнитивному обществу все большее внимание должно уделяться образованию, направленному на развитие интеллектуальных возможностей учащихся, которые являются и необходимым условием получения фундаментального образования, и его результатом. Идея развивающего обучения, направленного на формирование у учащихся современного стиля научного мышления, всегда была популярной в России. Созданы концепции и программы развивающего обучения, действуют учебные заведения, работающие на этой основе, накопленный опыт обогащается и описывается. Однако, зачастую данная работа ведется стихийно, учителя, пытающиеся применить приемы развивающего обучения, слабо знакомы с теоретическими концепциями и не обладают необходимыми методологическими и психолого-педагогическими знаниями, не владеют умениями моделировать учебный процесс на основе теоретических положений, не обладают умениями провести и обработать данные педагогического эксперимента.



Об актуальности настоящего научно-исследовательского проекта свидетельствует противоречие между потребностями современного общества в интеллектуальном развитии учащихся, в овладении ими системой интеллектуальных действий и операций, необходимых для осознанного овладения необходимыми знаниями и способами деятельности, для успешной адаптации к условиям современной постиндустриальной, информационной цивилизации, для противодействия технологиям манипулирования личностью и недостаточным уровнем теоретических психолого-педагогических знаний учителей и умений моделировать учебный процесс в соответствии с закономерностями когнитивной технологии обучения.

В последние десятилетия многие авторы с тревогой отмечают непрерывное снижение уровня интеллектуального развития учащихся, что негативно сказывается не только на качестве усвоения предметного содержания, но и на формировании у школьников обобщённых когнитивных схем, необходимых для успешной адаптации к условиям жизни в современном обществе.

Отмеченные выше противоречия позволяют выделить проблему исследования, связанную с проектированием когнитивной технологии обучения, позволяющей обеспечить положительную динамику в когнитивном развитии учащихся в процессе изучения традиционных учебных дисциплин.

В настоящее время когнитивная технология обучения разработана и апробирована на материале физики при обучении учащихся основной (начиная с 8-го класса) и средней школ. В экспериментальной проверке этой технологии принимало уча­стие ограниченное число учителей. Поэтому вопросы, связанные с исследованием возможности успешного применения данной технологии при обучении учащихся другого возраста в процессе изучении ими других учебных предметов не являются тривиальными и нуждаются в дополнительном экспериментальном исследовании. Также необходимо изучить условия воспроизводимости когнитивной технологии, связанные с влиянием личностных особенностей учителей, прежде всего, с особенностями их когнитивных стилей. Изучение перечисленных выше элементов когни­тивной технологии являются целью данного экспериментального исследования. Так как для этих элементов нет полной теоретической модели, то эксперимент является поисковым.



Гипотеза исследования:

Применение когнитивной технологии обучения в процессе изучения учащимися предметных дисциплин приведёт к положительной динамике в когнитивном развитии школьников.



Для верификации гипотезы необходимо решить следующие задачи:

  1. Организовать изучение учителями теоретических основ когнитивной техно­логии и процедурных компонент её применения в учебном процессе.

  2. Провести анализ средств диагностики когнитивного развития учащихся и разработать системы диагностических средств для учащихся начальной, основной и средней школ при изучении ими различных предметных дисциплин.

  3. Провести анализ содержания обучения и реконструировать его в соответствии с когнитивными возможностями учащихся и когнитивными схемами преобразования информации в изучаемой предметной области.

  4. Разработать системы предметных задач, необходимых для организации позна­вательной деятельности учащихся, результатом которой явится усвоение учащимися частных и общих когнитивных схем восприятия и переработки информации, обеспечивающих принятие решений, адекватных требованиям учебной ситуации.

  5. Выявить критерии реагирования учителя на данные когнитивного мониторинга, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории (путём модификации содержания обучения и видов познавательной деятельности ученика, управление которыми осуществляется через специально конструируемую индивидуальную систему заданий).

Опытно-экспериментальная работа по данной проблеме предполагается на срок два года с возможным продолжением эксперимента в зависимости от полученных результатов. На каждой отдельной площадке задачи эксперимента решаются частично, в зависимости от наличных кадровых и материально-технических ресурсов.

На первом (подготовительном) этапе (сентябрь – декабрь первого года):

  • согласовываются и обосновываются методологические основания эксперимента, определяются технические и организационные условия, необходимые для его проведения;

  • анализируются социально-педагогические условия организации образовательного процесса в государственном образовательном учреждении на предмет вовлечения педагогического коллектива в экспериментальную работу;

  • проводятся специальные занятия по изучению теоретических основ когни­тивной технологии обучения и практики её применения для учителей–экспериментаторов;

  • конкретизируются, уточняются отдельные детали плана и дальнейшего хода экс­периментальной работы (выделяются учителя-экспериментаторы «первой линии», включающиеся первыми в эксперимент, «второй» и т.д.).

На втором (пилотном) этапе (январь – июнь первого года):

  • начинается практическая проработка отдельных вопросов эксперимента с группой учителей, участвующих в эксперименте;

  • проводится диагностика когнитивного развития учащихся экспериментальных классов;

  • разрабатывается содержание обучения, выделяются виды деятельности и их ориентировочная основа, создаётся система задач для управления познавательной деятельностью;

  • проводятся пробные учебные занятия на основе когнитивной технологии обучения;

  • изучается применимость различных средств мониторинга учебного процесса, необходимых для управления его ходом;

  • организуется рефлексия первых результатов эксперимента.

На третьем (основном) этапе (август первого года - август второго года):

  • развертывается полномасштабный эксперимент в государственном образовательном учреждении;

  • исследуется воздействие применения когнитивной технологии обучения на интел­лектуальное развитие учащихся;

  • дополняется, уточняется и готовится к системному применению комплекс средств обучения, необходимых для реализации когнитивной технологии обучения;

  • проводится обработка полученных данных, анализ и обобщение полученных ре­зультатов;

  • обсуждается целесообразность дальнейшего применения когнитивной технологии обучения в данном образовательном учреждении.

Научное руководство экспериментом осуществляет:

Бершадский М.Е., профессор кафедры образовательной технологии АПКиПРО, к.п.н., доцент.



Режим экспериментальной работы:

Ход и результаты эксперимента постоянно отслеживаются и анализируются. Для этого ежемесячно научный руководитель посещает экспериментальную площадку, где знакомится с ходом эксперимента, организует анализ полученных данных и обсуждает изменения, которые необходимо ввести в учебный процесс (если это необходимо). В случае необходимости научный руководи­тель посещает учебные занятия в экспериментальных группах для обнаружения и анализа причин затруднений, возникающих в ходе эксперимента.



Результаты и материалы, включая интеллектуальные продукты, полученные в ходе экспериментальной работы, являются совместной собственностью научного руководителя и коллектива школы. Любое некоммерческое их использование, в том числе распространение, каждым из участников эксперимента допускается только с согласия других участников. Коммерческое использование является предметом отдельного договора между АПКиПРО и экспериментальной площадкой.

Научный руководитель профессор М.Е. Бершадский


Смотрите также:
Программа экспериментального исследования
56.23kb.
1 стр.
Физический эксперимент
87.45kb.
1 стр.
Лабораторная работа №14 Вольтамперные характеристики полупроводниковых диодов
30.49kb.
1 стр.
Департамент культуры новосибирской области
803.54kb.
5 стр.
Требования к оформлению курсовых работ
449.31kb.
3 стр.
Криосорбция изотопов гелия на криослоях
30.36kb.
1 стр.
Программа учебной дисциплины опдр 16 методология социологического исследования
77.38kb.
1 стр.
Организация внеурочной деятельности младших школьников по литературному краеведению в контексте требований фгос
95.72kb.
1 стр.
Федеральная служба исполнения наказаний
43.58kb.
1 стр.
Некоторые результаты работы экспериментального участка сейсмопрогнозного мониторинга нц омз в мае-декабре 2012 По соглашению между нц омз, Российским экспертным советом по прогнозу землетрясений (рэс) и Центром «Антистихия»
21.33kb.
1 стр.
Программа "Теоретические проблемы скандинавистики"
13.06kb.
1 стр.
Программа исследования. Основные социологические понятия
131.1kb.
1 стр.