Главная
страница 1


Тип урока: изучение нового материала

Урок проходит в форме исследования с использованием проблемного подхода на основе личностно - орентированного обучения. Форма организации познавательной деятельности обучающихся парная.



Методы работы: диалогические, экспериментально – исследовательские.

Цели урока.

Обучающие: учащиеся должны знать правила обращения с аммиачной водой; правила оказания первой помощи при отравлениях аммиаком; уметь экспериментально распознавать аммиак с помощью химических реактивов; писать химические формулы и уравнения реакций с участием аммиак.

Развивающие: уметь анализировать свою деятельность, делать выводы из наблюдаемых явлений; развивать навыки проведения химического эксперимента, исследовательские навыки.

Воспитывающие: формирование навыков поведения учащихся в коллективном и индивидуальном труде, воспитание экологической культуры, привычки соблюдать правила безопасности при проведении исследовательских работ.

Оборудование: растворы аммиака, соляной и серной кислоты, индикаторы, хим.посуда, компьтер, мультимедийный проектор

Ход урока

I. Организационный момент урока

II. Актуализация опорных знаний: фронтальная работа с тестом

III. Изучение нового материала.

Название вещества «аммиак» выделяется среди чисто химических названий веществ, ведь согласно строения это бинарное соединение и должно называться «нитрид водорода». Название аммиак имеет историческое происхождение. Древние арабские писатели свидетельствуют: « В роскошном оазисе среди Ливийской пустыни, на пересечении караванных путей, возвышается под сенью пальм храм египетского бога солнца – Амона. Жрецы этого храма оспаривают у фараонов политическую власть и славятся как прорицатели далеко за пределами Египта, к ним обращался, в частности, Александр Македонский. Богатые дары и пожертвования стекаются отовсюду в оазис Амона, вывозится же из него летучая соль, которая в изобилии накапливается вместе с сажей в трубах печей, которые жители оазиса топили верблюжьим навозом.» Бесцветные кристаллы соли арабы называли «нушадир», а позднее нашатырь, при распаде которого и получается газ аммиак (древнеегипетское слово «аммониан» означает, поклоняющиеся богу Аммону). В 1787 году комиссия по химической номенклатуре дала газу имя

« аммониак», русскому химику Захарову это название показалось слишком длинным, и в 1801 году он исключил из него 2 буквы. Так получилось слово аммиак.

Цель нашего сегодняшнего урока – изучить строение, свойства и применение этого известного за 1500 лет до нашей эры и не потерявшего своего значения в XXI веке вещества.

Тема урока – «Аммиак»

1. Начнем со строения. Сколько валентных электронов у атома азота? Сколько из них неспаренных? Атом азота связан тремя ковалентными связями с атомами водорода и имеет одну неподеленную пару:

:

H: N: H Молекула аммиака представляет собой правильную пирамиду. Строением опре-



: деляются физические свойства этого вещества. Молекулярная масса аммиака 17,

H легче воздуха (29), очень хорошо растворим в воде, 10% раствор аммиака есть в каждой аптечке, чаще его называют нашатырный спирт (английское слово «spirit» восходит к латинскому «spititus», что значит – душа, дух. Еще алхимики, не зная природы того или иного вещества, но отдавая ему предпочтение, называли его спиртом. Винный спирт означает «душа вина». Очевидно, неизвестный алхимик, растворивший в воде аммиак, полученный из нашатыря, назвал остро пахнущую жидкость «душой нашатыря», т.е. нашатырным спиртом.



2. Химические свойства

На ваших столах находится раствор аммиака, его мы используем для изучения химических свойств этого вещества.



Проблемный вопрос: к какому классу соединений можно отнести аммиак? ( по составу это не оксид, не соль, не основание, не кислота) Мы можем проверить основные или кислотные свойства с помощью индикатора. И хотя у нас не чистый аммиак, его раствор, но вода не изменяет окраску индикаторов.

Лаб. опыт 1. Испытайте раствор аммиака лакмусом, метилоранжем, фенолфталеином

( техника безопасности!)

Обсуждение результатов опыта. Вывод: водный раствор аммиака обладает основными свойствами, т.е. аммиак взаимодействует с водой:


  • Взаимодействие с водой:NH3 + H2O →NH4+OH

гидроксид аммония ( донорно – акцепторный механизм)

  • Взаимодействие с кислотами (демонстрация )NH3 + HCl= NH4Cl хлорид аммония

Демонстрационный эксперимент «Дым без огня»

Лаб. опыт 2. Давайте проверим, будет ли реагировать аммиак с разбавленной серной кислотой.

Обсуждение результатов опыта. Напишите самостоятельно уравнение этой реакции.



Проблемный вопрос: может ли аммиак проявлять окислительно – восстановительные свойства? ( в молекуле аммиака азот проявляет низшую степень окисления, поэтому он может быть только восстановителем)

  • Взаимодействие с кислородом(восстановитель)

  1. Горение (в чистом кислороде): 4NH3+3O2= 2N2+ 6H2O

  2. Окисление в присутствии катализатора: 4NH3+5O2=4NO+6H2O

  • Восстановление металлов из оксидов: 3CuO+2NH3=N2+3Cu+3H2O

3. Применение аммиака.

Обсуждение возможных направлений применения аммиака, в связи с его свойствами (резкий запах – медицина; основные свойства – нейтрализация кислот; окисление – получение азотной кислоты и нитратов; легко сжижается с поглощением теплоты – в холодильных установках)



VI Рефлексия. Решение мини-теста

V. Задание на дом: §32, упр.4. Узнайте, какие соединения аммиака есть в вашем доме.


Смотрите также:
Методы работы: диалогические, экспериментально – исследовательские
39.47kb.
1 стр.
Р. Г. Ньюбург Кембриджские научно-исследовательские лаборатории военно-воздушных сил Бедфорд, Штат Массачусетс 01730 статья
57.72kb.
1 стр.
Научно-исследовательские лаборатории, научно-исследовательские центры
28.48kb.
1 стр.
1. Федосеева С. А. – учитель начальных классов моу сош №4, имеет высшую квалификационную категорию, работает по системе «Школа 2000»
47.11kb.
1 стр.
Во всем «виновата» конкуренция
146.19kb.
1 стр.
I. Научно-исследовательские, изыскательские и проектные работы
37.45kb.
1 стр.
Методы социальной работы
157.04kb.
1 стр.
В. И. Вернадского дистантно-очная комплексная образовательная программа
34.68kb.
1 стр.
Классификатор реставрационных работ I. Научно-исследовательские, изыскательские и проектные работы
30.54kb.
1 стр.
Г(О)оу дод детский оздоровительно-образовательный центр (спорта и туризма) моя родина
2634.36kb.
13 стр.
Методическая разработка урока с использованием Интернет-ресурсов «Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии»
142.5kb.
1 стр.
Классификатор видов деятельности по реставрации I. Научно-исследовательские, изыскательские и проектные работы
26.1kb.
1 стр.