Главная
страница 1страница 2страница 3

образования, скорректированный учебно-тематический план курса, требования к уровню подготовки обучающихся. В программе определена следующая структура изучения курса:

6 класс – «Введение в краеведение Южного Урала».

7 класс – «Достопримечательности Южного Урала».

8 класс – «История и культура народов Южного Урала».

9 класс – «Челябинская область – субъект Российской Федерации».

В 2010/2011 учебном году изучение интегрированного учебного предмета «Краеведение» осуществляется в следующем порядке:


  1. Преподавание учебного предмета «Краеведение» в 6-7 классах является обязательным для всех общеобразовательных учреждений.

  2. Преподавание учебного предмета «Краеведение» в 8-9 классах проводится по решению общеобразовательных учреждений по согласованию с учредителем при наличии соответствующих условий.

Для изучения учебного предмета «Краеведение» на ступени основного общего образования отводится 140 часов. В том числе: в VI классе – 35 часов из расчета 1 учебного часа в неделю; в VII, VIII и IX классе также по 35 часов в год.

Краеведческая проблематика может также изучаться и в составе элективных курсов – обязательных учебных предметов по выбору обучающихся (например, курсы «История Урала», «География Челябинской области», «Экология Южного Урала и т.п.). Опыт организации эколого-краеведческого образования МОУ СОШ № 112 г. Челябинска представлен в сборнике из серии «Педагогическая мастерская», подготовленном кафедрой общественных и гуманитарных дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов, О. А. Борисова). Особенно перспективными являются интегрированные элективные курсы, например, представленные в следующей публикации: Христолюбская Л.В. Планирование элективного курса «Урал промышленный – Урал полярный» // Проблемы географии Урала и сопредельных территорий. Материалы III межрегиональной научно-практической конференции. Челябинск: АБРИС, 2008. – С. 190 – 194.

Общеобразовательные учреждения вправе самостоятельно дополнить этот лимит учебного времени за счет занятий в сфере дополнительного образования и внеклассной работы. Так, предлагаемые в учебной программе по краеведению практические работы и экскурсии могут проводиться во внеурочное время.

Обзор действующих учебно-методических комплектов (УМК)

В нормативных документах подчеркивается необходимость обеспечения всех общеобразовательных учреждений новой учебной и методической литературой по краеведению. При формировании учебно-методического комплекса по краеведению администрации общеобразовательных учреждений и учителям необходимо учитывать, что разнообразные пособия и дополнительная литература должны проходить необходимую научно-педагогическую экспертизу. Издательством «АБРИС» подготовлен ряд пособий, выпущенных в серии «Познай свой край», основанной в 1995 г. В 2007 году вышла в свет книга для чтения «Южноральская панорама событий и достижений», имеющая гриф «Допущено Министерством образования и науки Челябинской области» (А. В. Драгунов, А. П. Моисеев, М. С. Гитис). Все издания имеют положительные экспертные заключения и рекомендованы кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин ЧИППКРО (приложение 1).

Основой учебно-методического комплекта для 6 класса является учебник «Краеведение. Челябинская область» (В. В. Дерягин, М. С. Гитис). Учебник соответствует учебной программе, включает методический и справочный аппарат, богато иллюстрирован. Рекомендуется также использовать справочник «Географическое краеведение» (сост. М. С. Гитис, А. П. Моисеев) и пособие «Челябинская область. Занимательная география в вопросах и ответах» (М. С. Гитис). Планируется издание практикума для учащихся к учебнику (А. С. Маркова).

В 6 классе 1 час учебного времени в неделю отводится для преподавания начального курса географии, 1 час в неделю передан на изучение интегрированного учебного предмета «Краеведение». Местный материал, привлекаемый как дополнительные сведения по предмету, в силу своей значимости может стать основой для развития регионального компонента географического образования. Вместе с тем, краеведческий материал остается дополнительным источником формирования базовых географических понятий и представлений.



Практические работы из федерального компонента государственного стандарта по географии, которые необходимо проводить в курсе краеведения 6 класса:

  • организация наблюдений за температурой воздуха, видами осадков, облачностью, направлением ветра, другими явлениями; за высотой Солнца над горизонтом (в 20-х числах каждого месяца); за уровнем воды и замерзаемостью ближайшей реки или озера;

  • описание маршрута по плану местности; ориентирование (на местности) по плану своего населённого пункта или его ближайших окрестностей, компасу, солнцу и местным признакам; определения направлений, расстояний, абсолютной и относительной высоты точек; глазомерная съёмка небольшого участка полярным способом; изображение по памяти взаиморасположения нескольких объектов, находящихся около школы или дома ученика;

  • определение горных пород (осадочных, магматических, метаморфических) в первую очередь распространенных в своей области; изучение и обозначение на контурной карте Челябинской области форм поверхности, а также характера залегания пород; определение механического состава местной почвы;

  • определение изменений температуры воздуха и атмосферного давления при подъёме на различную высоту; определение высоты по разнице в атмосферном давлении; обработка и анализ метеорологических наблюдений учащихся (составление графиков хода температур воздуха за месяц, диаграммы осадков, розы ветров, диаграммы, показывающей зависимость облачности или осадков от направления ветров, описание погоды за сутки и месяц); предсказания погоды по местным признакам; составление характеристик климата отдельных пунктов Челябинской области;

  • ознакомление и описание по плану, обозначение на контурной карте Челябинской области объектов гидросферы своей местности.

Экскурсии, которые необходимо проводить в курсе краеведения 6 класса:

  • ознакомление с компонентами природы своей местности, выявление их особенностей, объяснение их взаимосвязей; определение высоты холма или другой формы рельефа (на глаз и с помощью нивелира); определение крутизны склона на глаз и с помощью эклиметра;

  • описание типичных природных комплексов своей местности; объяснение причин их различий; определение последствий влияния хозяйственной деятельности на разные компоненты рассматриваемых природных комплексов; маршрутная глазомерная съёмка.

В 2008 году издательством «АБРИС» начато издание новой серии пособий «Уроки краеведения + CD». Для преподавания краеведения в 6 классе рекомендуются пособия «Мир удивительных растений. Челябинская область» (Н. П. Строкова, С. Е. Коровин) и «Промысловые животные Челябинской области» (А. С. Матвеев), «Недра» (Т. И. Таранина, А. А. Зейферт). На компакт-дисках к пособиям представлен богатый визуальный ряд – фотографии растений и животных Южного Урала. Пособие А. С. Матвеева является приложением к зоогеографической карте Челябинской области, выпущенной в двух вариантах – настольном (для каждого ученика) и настенном (для оформления кабинета и фронтальной работы на уроке). Методические рекомендации по использованию данных пособий разработаны учителем краеведения и биологии МОУ СОШ № 112 г. Челябинска С. Н. Коплик. Указанные справочники и пособия могут быть использованы также на уроках краеведения в 7-9 классах, во внеурочной работе и преподавании других предметов – географии, биологии и т. д.

Для курса краеведения 7 класса «Достопримечательности Южного Урала» в 2009 году издан учебник под ред. Г.С.Шкребня. Методический аппарат учебника разработан на основе принципов проблемно-развивающего обучения и позволяет организовать курс как систему познавательных задач. В качестве учебно-наглядного пособия рекомендуется использовать настенную карту «Челябинская область. Туристские ресурсы», которая сопровождается официальными символами Челябинской области и муниципальных образований с их краткой характеристикой, справочные материалы с иллюстрациями о достопримечательностях Южного Урала – Ильменском заповеднике и Аркаиме, национальных парках «Таганай» и «Зюраткуль», множестве других памятников природного и историко-культурного наследия. В издательстве «Абрис» издан краткий справочник «Историческое краеведение» (Н. Б. Виноградов, М. С. Гитис, В. М. Кузнецов). В серии «Уроки краеведения + CD» планируется также издание пособий «Пещеры» (С. М. Баранов) по спелеологическому краеведению и «Беречь завещано» о памятниках историко-культурного наследия (посвящено памяти М. С. Гитиса).

Для курса 8 класса «История и культура народов Южного Урала» готовятся к изданию учебник и методическое пособие для учителя в серии «Уроки краеведения + CD» (под ред. В. М. Кузнецова). В качестве иллюстрированных краеведческих пособий по этнографии и декоративно-прикладному искусству рекомендуется использовать книги «Народное художественное творчество Южного Урала (Е. И. Артюшкина и др.), «Традиционные художественные ремесла и промыслы Южного Урала» (Н. М. Шабалина), и библиографический указатель «Костюм народов Южного Урала» (И. А. Бывалова). В качестве дополнительной литературы рекомендуются новые литературно-художественные издания для среднего и старшего школьного возраста «Легенды Южного Урала» и «Мастера изумрудного края» (сост. И.А.Кириллова).

По курсу 9 класса «Челябинская область – субъект Российской Федерации» используются учебник «География Челябинская области» (М. А. Андреева и А. С. Маркова) и методическое пособие («Уроки по изучению географии Челябинской области» (А. С. Маркова, Т. Н. Малышева, Н. М. Чистякова). Методическое пособие к учебнику состоит из 10 тем (уроков), все темы имеют одинаковую структуру изложения, состоящую из 12 типовых пунктов. Предлагаемая структура пособия и выделение в нем основного и дополнительного материала позволят учителю более глубоко и дифференцированно работать с учащимися, учитывать их индивидуальные особенности.

Для изучения исторического краеведения в 10 – 11 классах рекомендуется использование УМК по истории Урала. В комплект входит программа и методическое пособие (Н. Н. Алеврас, Л. Д. Ибрагимова, В. М. Кузнецов, М. С. Салмина), учебник «История Урала в XI – XVIII в.» (Н. Н. Алеврас, А. И. Конюченко), учебное пособие «История Урала XIX в. – 1914 г. » (Н. Н. Алеврас, Т. А. Андреева, А. И. Конюченко, И. В. Нарский).

Особенно необходимо отметить, что для ряда муниципальных образований изданы и успешно проходят апробацию «Тетради юных краеведов» - учебно-методические пособия нового жанра по комплексному изучению района (города). Они включают исторические очерки, справочные материалы о природе, экономике и культуре территории, познавательные задания и контурные карты. Помимо ранее изданных пособий «Варненский район», «Брединский район», «Еткульской район», «Карталинский район», «Каслинский район», «Пластовский район», «город Усть-Катав», «Чесменский район», «Южноуральский городской округ», в 2009 г. изданы «Верхнеуральский район» (вторая редакция), «Озерский городской округ», «Троицкий район». В 2010 г. планируется издание тетради юного краеведа «Златоуст». Тетради выпускает издательство «АБРИС» с привлечением местных краеведов и педагогов. Эта работа будет более плодотворной при поддержке администраций муниципальных образований и местной общественности.



Особенности преподавания краеведения в 2010/2011 учебном году

Появление новых вызовов времени закономерно определяет необходимость дальнейшей модернизации системы образования. В Послании Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному Собранию РФ 2009 года большое внимание уделяется вопросам образования. В своем обращении к парламентариям глава государства привел слова известного экономист Василия Леонтьева: «Образование удовлетворяет одну из самых важных человеческих потребностей и представляет собой социальное инвестирование, ведущее к росту материального производства в будущем». В Послании Президента РФ определены ключевые направления формирования современной модели образования, положенные в основу национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин ЧИППКРО (В. М. Кузнецов, Д. А. Алпатиков) совместно с кафедрой этнополитологии и социально-политических процессов в субъектах РФ ЧелГУ (А. А. Пасс) подготовлены методические рекомендации по изучению президентских Посланий на учебных занятиях по предметам общественно-гуманитарного цикла.

Новые задачи, стоящие сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение государственных образовательных стандартов. Особенностью 2010/2011 учебного года является последовательная подготовка к переходу на федеральные государственные образовательные стандарты «второго поколения». Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 утверждены и вводятся в действие новые федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования. Одна из функций стандартов связана с обеспечением гарантий государства в отношении условий, при которых возможно достижение планируемых результатов. В структуре стандартов появились требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ (материально-техническим, информационно-методическим, организационным, кадровым и др.). Если условия не обеспечены, то нельзя рассчитывать на требуемый уровень качества образования.

Обращаем внимание руководителей и педагогов общеобразовательных учреждений на необходимость оборудования предметных кабинетов для учебно-методического обеспечения краеведческого образования. Например, для преподавания курса краеведения в 7 классе учителям рекомендуется использовать фильмы о достопримечательностях Южного Урала. Прежде всего, это серия фильмов телеканала «ОТВ» «Чудеса Урала», фильм по сценарию М.С.Гитиса «Верхнеуральску – 275 лет», фильм Л.Парфенова «Хребет России».

Издательством «АБРИС» подготовлен комплект портретов и настенных карт по краеведению, например зоогеографическая карта Челябинской области. Необходимо также отметить комплект интерактивных наглядных пособий по истории и географии России издательства «Дрофа» (в том числе представлен материал по Уральскому региону). Пособия предназначены для предметных кабинетов, оборудованных мультимедийными проекторами с экранами или интерактивными досками. Эти пособия могут применяться как для занятий в классе, так и для организации самостоятельной работы учащихся. Главные из преимуществ пособий состоят в том, что они обеспечивают возможность:


  • увеличения отдельных участков карты для более подробного изучения;

  • отображения на картах отдельных исторических эпизодов – планов, схем, фотографий или картин;

  • рисовать на карте и наносить на неё надписи, что позволяет успешно использовать эти инструменты как для изучения нового материала, так и для проверки знаний учащихся.

Рекомендации по составлению рабочих программ по краеведению

В соответствии со статьей 32 (п. 7) Закона Российской Федерации «Об образовании» «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)». В редакции Федерального закона от 01.12.07 г. № 309-ФЗ (п. 5) установлено, что основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов, установленных соответствующим федеральными государственными образовательными стандартами. В законе (п. 5.2) указано, что примерные основные образовательные программы с учетом их уровня и направленности включают в себя базисный учебный план и примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей). Разработка примерных учебных программ является компетенцией органов исполнительной власти РФ, а в части наполнения содержания программ региональной спецификой – органами исполнительной власти субъекта Федерации.

Следовательно, образовательное учреждение обязано разработать рабочие программы учебных курсов на основе примерных учебных программ. Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом возрастных особенностей учащихся, логики учебного процесса, межпредметных и внутрипредметных связей. Приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 утвержден федеральный компонент государственных стандартов основного общего образования, на основе которого разработаны примерные программы основного общего образования.

Стандарты и примерные программы опубликованы на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации (http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart), а также в различных печатных сборниках, например:



  • Сборник нормативных документов / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004. – 443 с.

  • Современное образование. История. Содержание образования: сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: Вентана-Граф, 2008. С. 87–157.

Кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин разработана и апробирована примерная учебная программа интегрированного учебного предмета «Краеведение» (6 – 9 классы), рекомендованная Министерством образования и науки Челябинской области. Примерная программа по краеведению направлена на реализацию Концепции краеведческого образования в Челябинской области, сохраняя при этом условия для вариативного построения учебных курсов и проявления творческой инициативы учителей. Примерная программа является ориентиром для составления вариативных (авторских) учебных программ. При этом авторы вариативных учебных программ могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала в рамках основных тематических блоков, установленных примерной программой, определения последовательности изучения этого материала, путей формирования системы знаний, умений и навыков, способов деятельности, развития и социализации учащихся. Примерная программа определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса. Вариативная часть курса формируется на основе резерва свободного учебного времени, установленного примерной программой. Принципы построения вариативной части курса определяются самостоятельно учителем. Порядок согласования и утверждения рабочей учебной программы по предмету определяется локальными нормативными актами общеобразовательного учреждения. В 2010 году издательством «АБРИС» опубликованы рабочая программа учебного курса краеведения 6 класса «Введение в краеведение Челябинского Южного Урала» учителя географии МОУ Кассельская СОШ Нагайбакского района А. И. Бажина и рабочая программа учебного курса краеведения 7 класса «Достопримечательности Челябинского Южного Урала» учителя истории МОУ СОШ № 59 г.Челябинска М. С. Салминой. В 2011 г. планируется издание рабочих учебных программ курсов краеведения 8 и 9 класса по итогам областного конкурса методических проектов.

Организация воспитательной и внеклассной работы по краеведению

В Послании Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному Собранию РФ 2009 года определяется главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В своем обращении к парламентариям глава государства подчеркнул, что школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации.

В соответствии с концепцией Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, на первый план выходит важнейшая социальная деятельность – обеспечение способности системы образования гибко реагировать на запросы личности, изменение потребностей экономики и нового общественного устройства. Важнейшее значение приобретают социальные эффекты, производимые образованием,  эффекты консолидации общества и формирования российской идентичности (этнокультурной, региональной, национальной, общечеловеческой), снижение рисков социально-психологической напряженности между различными этническими и религиозными группами населения, эффекты социального «лифта» и социального «миксера», достижения социального равенства отдельных личностей с разными социальными возможностями.

Согласно письму Министерства образования и науки Челябинской области «Об использовании методических рекомендаций и Интернет-ресурсов при проведении информационно-разъяснительной работы в ходе подготовки к Всероссийской переписи населения 2010 г.» от 30 ноября 2009 г. № 14/5507 для организации этой работы в образовательных учреждениях рекомендуется использовать следующие материалы:



  • Методические рекомендации для учителей истории, граждановедения, обществознания по включению в содержание учебных программ вопросов значимости переписи населения / Сост. Л. Д. Ибрагимова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2001. – 66 с.

  • Методические рекомендации по изучению итогов Всероссийской переписи населения 2002 года в общеобразовательных учреждениях. – М.: ЗАО «Компания развития общественных связей», 2003. – (Всероссийская перепись населения 2002 года). – 48 с.

  • Методические рекомендации для организаторов внеклассной и внеурочной деятельности обучающихся, педагогов дополнительного образования по организации и проведению игрового проекта «Детская перепись» / ГУОиН Челябинской области, Челябинскстат. Челябинск, 2002.

Перечисленные материалы будут размещены на сайте Челябинскстата — www.chelstat.ru. Для получения более полной и интересной информации о предстоящей переписи населения Росстатом создан Интернет-портал «Всероссийская перепись населения 2010 года», адрес которого - www.perepis-2010.ru. На сайте можно найти исчерпывающую информацию о законодательной базе и программе переписи, анонсы и отчеты о проводимых мероприятиях, разнообразные справочные материалы, а также интересные факты об истории переписей населения в России и СССР, о зарубежном опыте проведения переписей. В подразделе «Перепись и личная безопасность» рассматриваются вопросы, связанные с опасениями по поводу попадания личных данных в чужие руки. Здесь же даются ответы на наиболее частые вопросы по поводу переписи, почему она необходима, как часто и кем проводится, сколько времени занимает процесс заполнения анкеты переписного листа.

Посетители сайта могут зарегистрироваться на форуме и обмениваться мнениями по всем вопросам, связанным с переписью. В дальнейшем планируется подготовка, выпуск и размещение на сайте интерактивной компьютерной игры по теме переписи с использованием технологии «флеш», проведение викторин и других мероприятий. Планируется обмен информацией с другими Интернет-ресурсами. Посетители смогут воспроизводить аудио и видеоматериалы прямо на сайте, а при желании скопировать ссылки на них.

Кроме того, уже работают: официальный блог федерального пресс-центра «Перепись» perepis-2010.livejournal.com, а на сайте информационного агентства РИА «Новости» создана специальная рубрика с новостями о переписи -http://www.rian.ru/trend/population census12112009/.

Материалы предыдущих переписей населения в Челябинской области отражены в следующих публикациях:



  • Маркова А.С. Население Челябинской области: Численность населения. Размещение населения. Естественное движение населения. Национальный и языковой состав населения // Челябинская область: энциклопедия / гл. ред. К.Н.Бочкарев. – Челябинск: Каменный пояс, 2008. – С. 505 – 509. – (соавт. О.А.Лосева, М.М.Чернышова);

  • Челябинская область. 75 лет: прошлое и настоящее: стат. сб. / Правительство Челяб. обл. [ред. совет: Н.М.Рязанов и др.]. – Челябинск, 2008. – 328 с.

В 2010/2011 в общеобразовательных учреждениях были проведены «Депутатские уроки», посвященные 15 летнему юбилею регионального парламента – Законодательного Собрания Челябинской области. Программа мероприятия включала знакомство с передвижной выставкой о деятельности Законодательного собрания, дискуссию старшеклассников о месте и роли парламента в жизни региона, встречу с депутатом. Кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин ЧИППКРО планируется издание сборника методических разработок проведенных «Депутатских уроков» с тем, чтобы такие мероприятия стали традиционными.

В программу интегрированного учебного предмета «Краеведение» включен раздел «История и культура народов Южного Урала». В 2009/2010 г. кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин были проведены семинары для учителей краеведения совместно с Челябинским еврейским общинным домом, областным немецким координационным национальным центром «Возрождение» и МОУ гимназией № 96 г. Челябинска. В 2010/2011 учебном году планируется продолжение серии семинаров «История и культура народов Южного Урала» совместно с Ассоциацией татар Челябинской области и другими национально-культурными центрами.

Для краеведения характерна большая, чем у других предметов, направленность на средовое образование. Программа по краеведению предусматривает знакомство школьников в форме очных и заочных экскурсий с памятниками историко-культурного наследия Челябинской области: областной заповедник «Аркаим» (Брединский район), Челябинский областной краеведческий музей, городские и районные музеи, Национальные парки «Таганай» и «Зюраткуль», Башня-колокольня (г. Златоуст), Экскурсия «Купола над городом» (по местным культовым местам), Челябинский областной музей искусств.

Прежде всего, учителям краеведения, других учебных предметов, классным руководителям рекомендуется включить в план работы с учащимися посещение Челябинского областного краеведческого музея, в котором действует специальная детская экспозиция, рассчитанная на учащихся 1-6 классов. В музее открыты залы постоянной экспозиции, посвященные природе, археологии и истории народов Южного Урала. Регулярно проводятся различные тематические выставки, в том числе с экспонатами из фондов других музеев и хранилищ, частных собраний. На базе музея проводятся экскурсии и учебные занятий по следующим темам: «Природа Южного Урала», «Древние жители Южного Урала», «Культура и быт народов Южного Урала», «Горнозаводской Урал», «Дореволюционный Челябинск».

Учителя краеведения всех территорий Челябинской области активно используют возможности местных учреждений культуры в проведении учебных занятий (уроков-экскурсий) и в организации внеклассной работы по предмету. Наиболее системно эта работа организована в общеобразовательных учреждениях Брединского и Карталинского муниципальных районов, Верхне-Уфалейского, Магнитогорского и Трехгорного городских округов.

В школах Брединского района, на территории которого расположена археологическая сенсация XXI века – укрепленное поселение бронзового века «Аркаим», существует традиция – ученики выпускных 11-х классов начинают учебный год с обязательного посещения 1 сентября этого музея-заповедника. Школьники также ежегодно участвуют в фольклорно-этнографических фестивалях на Аркаиме. В школьных библиотеках, кабинетах истории оформлены стенды о заповеднике, организованы музейные кружки и лекторские группы.

В Верхне-Уфалейском городском округе школы сотрудничают с городским историко-краеведческим музеем, городской библиотекой, муниципальным театром «Вымысел» и Дворцом культуры. В городском музее для школьников разработана и реализуется специальная экскурсионная программа, которая включает музейные уроки, краеведческие беседы и игры «Урал в его живом слове», «В гостях у Хозяйки Медной горы», «Подземная кладовая», «Художники нашего города», «Декоративно-прикладное искусство Урала».

В музеях образовательных учреждений Карталинского района и ЗАТО «Локомотивный» в сотрудничестве с лабораторией народной культуры разработана и реализуется программа по изучению родного края на всех ступенях общего образования, начиная с расширения образовательного пространства предмета «Окружающий мир» музейными средствами» в начальной школе.

В г.Магнитогорске разработана и реализуется с 2008 г. комплексная программа «Культура». Программа предусматривает посещение каждым учащимся из 1-11 классов не менее трех учреждений культуры в течение учебного года: драматического театра им. А.С.Пушкина, театра оперы и балета, театра кукол и актера «Буратино»; музеев: краеведческого, ОАО «ММК», имени Б.А.Ручьева; картинной галереи, городской филармонии, Дома музыки, Дома дружбы народов, Дома кино «Современник», кинотеатра «Мир». Для каждой возрастной категории детей составлен репертуарный план, и календарный график, разработаны тематические занятия, театральные уроки на основе принципа преемственности. Большое внимание уделяется организации экскурсий во внеурочное время. Разработаны и систематически проводятся экскурсии по городу: «Город Металлургов», «Памятники рассказывают», «О простом и вечном», «Здесь история живет», «Всё – для фронта, всё – для Победы!». Организуются также загородные поездки по родному краю: «Город-музей под открытым небом» (Верхнеуральск), «Древний город» (Аркаим), «Край наш Уральский» (с.Париж и с.Фершампенуаз Нагайбакского района).

В Трехгорном городском округе центром работы по духовно-нравственному воспитанию школьников является МУК «Центральная городская библиотека», специалисты которой работают в тесном сотрудничестве учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования и классными руководителями. В библиотеке проводятся беседы, классные часы, музыкально-литературные композиции, устные журналы, библиографические обзоры и выставок новинок литературы, краеведческие игры и викторины, библиотечные Дни Семьи, работает клуб «Юный читатель».

Краеведческая деятельность учащихся не должна быть ни академически отвлеченным штудированием, ни игрой «в работу», а приносящей реальную пользу деятельностью по улучшению среды обитания. При реализации средового подхода в краеведческом образовании практическая работа учащихся по предмету становится реально полезной (не просто изучили родник, а прочистили его и взяли под постоянный контроль и т.п.). При этом практические работы являются не одноразовыми акциями, а началом целого цикла действий или постоянной работы. Поэтому учителю краеведения необходимо составлять программу краеведческой деятельности исходя из того, какие местные объекты нуждаются в поддержании, уходе, улучшении, создании и т.п., а затем «привязывать» к этой программе учебные практические работы. Школьники активно включаются в работу по охране памятников природы, истории и культуры, в реставрационную деятельность.

Учителя краеведения активно принимают участие в реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 11.07.2005 г. № 422. Указом Президента РФ В. В. Путина в 2007 г. утверждена программа подготовки к празднованию 200-летия Победы в Отечественной войне 1812 г. В журнале «Юный краевед» публикуются материалы, посвященные юбилейной тематике. В 2010/2011 учебном году рекомендуется провести конкурсы «Символы России» и «Гроза 12-го года» с использованием цифровых образовательных ресурсов.

14 мая 2010 г. широко отмечалось 90 лет со времени организации Ильменского государственного заповедника (Миасский городской округ). 14 июля исполняется 100 лет со дня пуска первого в россии ферросплавного завода, работающего на энергии гидроэлектростанции на реке Большая Сатка, ныне природно-исторического комплекса «Пороги». Учителям краеведения рекомендуется включить в план работы проведение учебных занятий и внеклассных мероприятий о памятниках природного и историко-культурного наследия Южного Урала.

В настоящее время в образовании повышается интерес к исследовательской деятельности обучающихся как к эффективной образовательной технологии, позволяющей решить указанные задачи воспитания, социализации и развития школьников. Отмечается рост количества конференций и конкурсов исследовательских работ учащихся и студентов разного уровня – от семинара в классе до Всероссийских научно-практических конференций детей и молодежи. Масштабы этой работы в стране требуют системной общественной поддержки. В 2007 году, по инициативе ведущих ученых и педагогов из Москвы и ряда регионов России, была создана некоммерческая организация – Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «Исследователь» (Свидетельство о регистрации №1077799022070). В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 27 июня 2008 г. № 03, перед Движением ставятся задачи развития сетевого взаимодействия образовательных и научных учреждений, педагогов и ученых в области реализации исследовательских проектов различного уровня; развития системы повышения квалификации и переподготовки руководителей исследовательских работ школьников и студентов; информационно-методической поддержки проектно-исследовательской деятельности. Программа работы Движения на 2010 – 2011 гг. и текущая информация о его деятельности размещается на официальном сайте (http://www.oodi.ru). Движение имеет отделения в 50 субъектах Российской Федерации. Руководителем организационного комитета Челябинского регионального отделения Движения творческих педагогов «Исследователь» является зав. кафедрой общественных и художественно-эстетических дисциплин ЧИППКРО, канд. ист. наук, доцент, руководитель и учитель высшей категории В. М. Кузнецов. Проведение отчетно-выборной конференции регионального отделения и обучающего семинара по вопросам организации исследовательской деятельности обучающихся планируется 27 сентября 2010 г.

Краеведение представляет богатые возможности для интеграции с другими учебными предметами и реализации воспитательного потенциала при организации дополнительного образования и внеклассной работы. В 2010/2011 учебном году планируется проведение традиционных мероприятий краеведческой направленности для учащихся общеобразовательных учреждений Челябинской области (Приложение 1), что позволит старшеклассникам составить представительный и выигрышный «портфолио» («портфель учебных достижений»), получить навыки исследовательской деятельности. Лучшие этнографические работы участников детского областного конкурса «Уральская слободка» публикуются в печатных сборниках.


следующая страница >>
Смотрите также:
7 класс «Достопримечательности Южного Урала»
364.96kb.
3 стр.
История изучения рукокрылых на южном урале 8 Глава материалы и методы исследования
171.3kb.
1 стр.
Подготовка кадров для предприятий легкой промышленности южного урала
119.97kb.
1 стр.
Планирование курса: «Введение в краеведение Южного Урала 6 класс»
81.69kb.
1 стр.
Засоленные почвы естественных и агротехногенных ландшафтов южного урала 03. 02. 13 Почвоведение
1075.05kb.
8 стр.
Первобытная живопись в пещерах южного урала
23.78kb.
1 стр.
«Лечебные растения для здоровья»
88.33kb.
1 стр.
История изучения рукокрылых южного урала и прилежащих территорий
142.29kb.
1 стр.
Е. Б. Рохацевич
185.03kb.
1 стр.
В рамках конференции планируется обсудить следующие вопросы: Исторические этапы развития медресе
22.67kb.
1 стр.
Государство Караханидов. Время существования государства Караханидов?
28.18kb.
1 стр.
Ретроспективная характеристика голоценовых сообществ земноводных и пресмыкающихся западного макросклона южного урала
298.22kb.
1 стр.