Главная
страница 1
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 67 «Медвежонок»



УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РЕГУЛЯЦИИ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Инструктор по физической культуре

Антипина Наталия Владимировна,

1 кв. категория

г. Северодвинск

2013г.


Состояние здоровья во многом определяет развитие личности ребенка, успешность его социализации, формирование полноценного физического и психического статуса на всех последующих этапах развития. Для детей, имеющего ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), пребывание в дошкольном учреждении носит особенно значимый, но не всегда успешный характер. Поэтому необходимо создать специальные условия обучения и воспитания, позволяющие учитывать особые образовательные потребности детей. В нашем ДОУ функционируют две группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи – заиканием.

Заикание - это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. В настоящее время сохраняется тенденция роста случаев заикания у детей. Особую актуальность приобретает вопрос организации своевременной дифференцированной помощи заикающемуся ребенку, а также необходимость поиска средств, инструментов повышения эффективности логопедического воздействия. Нарушение плавности речи связано с целым рядом причин как биологического, так и социально-психологического характера. Л.С. Выготский писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений».

У детей, страдающих заиканием, наблюдаются такие психофизические особенности, как:



  • нарушения общей моторики: дети с трудом запоминают последовательность движений, переключаются с одной серии движений на другую; координации рук, ног, равновесия, пространственных представлений; мелкой и артикуляционной моторики;

  • недостаточная сформированность всей речевой системы, элементы недоразвития речи, нарушения звукопроизношения;

  • недоразвитие психических процессов (память, внимание, восприятие, мышление);

  • нарушения эмоциональной сферы (капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность, робость, агрессивность, конфликтность);

  • быстрое утомление как психическое, так и физическое;

  • нестабильность и нарушения мышечного тонуса (гипо/гипертонус, асимметрия тонуса, дистония) в артикуляционной, мимической, общей моторике;

  • неправильное дыхание – нарушение согласованности и ритмичности фаз вдоха и выдоха, неустойчивый тип дыхания.

Именно в дошкольном возрасте заикающимся детям присуще обилие сопутствующих движений (в 60% случаев). Они возникают вследствие распространения (иррадиации) судорог из речевого отдела на другие мышцы тела; в первую очередь на мышцы лица, шеи, предплечья и далее на мышцы туловища, спины, верхних и нижних конечностей. У детей наблюдается мышечная заторможенность при повышенном тонусе мышц-разгибателей, вытянутое палкообразное положение рук, растопыренные или сжатые в кулаки пальцы, отсутствие сгибания при движениях рук и минимальное сгибание ног при ходьбе; заторможенность шеи и плеч. Спокойное положение для них трудновыполнимо. Характерны навязчивые движения: дети теребят пуговицы, края одежды, носовой платок, покачивают туловищем, рукой, подёргивают плечом, притоптывают ногой, часто моргают или закрывают глаза в момент судороги, наклоняют вперёд с усилием голову и прочее.

Учитывая психофизические особенности заикающихся детей, можно сделать вывод, что наиболее полного эффекта в работе с тяжелыми нарушениями речи можно достичь только при условии применения комплексного подхода. Во-первых, это сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которая направляется на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности заикающегося и оздоровление организма в целом. Во-вторых, комплексный подход включает систему четко разграниченных, но согласованных между собой средств воздействия всех специалистов. Это предусматривает совместную работу учителя-логопеда, воспитателей, педагога-психолога, медицинских работников, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и семьи.



Безусловно, главная роль здесь принадлежит логопеду и воспитателю, которые ежедневно и достаточно продолжительно общаются с детьми, знают их склонности, интересы и, следовательно, могут определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности. Важна координация работы учителя-логопеда и других специалистов ДОУ. В своей работе инструктор по физкультуре ориентируется на диагностику, рекомендации, индивидуальные и групповые консультации и задания учителя-логопеда. Поэтому нами была разработана модель взаимодействия учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое и физическое развитие ребенка. Реализация работы по коррекции заикания проходит в соответствии с этапами речи, обозначенными учителем-логопедом.

Мы выделили три наиболее важных направления, которые объединяют работу учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. Это регуляция мышечного тонуса, формирование диафрагмально-рёберного дыхания и развитие общей моторики. Приоритет мы отдали нарушениям мышечного тонуса, так как он обеспечивает подготовку к движению, сохранность равновесия, позы, координации и общей моторики в целом.



Мышечный тонус - это постоянное непроизвольное напряжение мышц, осуществляемое без участия сознания, воли человека. Регуляция мышечного тонуса - это способность напрягать или расслаблять мышцы.

Нарушения мышечного тонуса у заикающихся:

  • Повышенный тонус (гипертонус). Ребенок кажется напряженным и зажатым. Даже во сне малыш не расслабляется: его ножки согнуты в коленях и подтянуты к животу, ручки скрещены на груди, а кулачки стиснуты (часто в форме "фиги").

  • Пониженный тонус (гипотонус). При пониженном тонусе ребенок обычно вялый, мало двигается. Иногда ножки и ручки ребенка разгибаются в коленных и локтевых суставах более чем на 180 градусов. Ребенок выглядит обмякшим и распластанным.

  • Асимметрия мышечного тонуса. При асимметрии на одной половине тела тонус выше, чем на другой. В этом случае голова и таз ребенка повернуты в сторону напряженных мышц, а туловище изгибается дугой. Когда ребенка лежит на животе, он заваливается в бок (где усилен тонус).

  • Неравномерный тонус (дистония). При дистонии сочетаются признаки гипер и гипотонуса, т.е. одни мышцы чересчур расслаблены, а другие чересчур напряжены.

В связи с этими нарушениями у детей наблюдается рассогласованность движений, непроизвольные мышечные сокращения, появление вычурных поз, невозможность регуляции амплитуды собственных движений, разведение рук в пространстве, соскальзывание на одноименные движения.

Нарушения мышечного тонуса у заикающихся детей отмечаются и в мимике: асимметричность улыбки, уклонение языка в одну сторону и склонность его к постоянному сужению, невозможность вытянуть губы вперед и др.

И, конечно же, нарушения наблюдаются в мышцах, задействованных в дыхательном акте. Основная мышца, которая вместе с мышцами груди и живота позволяет нам глубоко дышать, называется диафрагма. В зависимости от того, какая группа мышц преобладает в акте дыхания во время речи, определяется тот или иной тип дыхания.

У детей, страдающих заиканием:



  • преобладает верхне-ключичный тип дыхания;

  • отсутствует согласованность и ритмичность фаз вдоха и выдоха;

  • нарушена длительность вдоха, выдоха.

Постановка правильного дыхания является важнейшим компонентом в исправлении заикания. При этом решаются такие задачи, как нормализация ритма дыхания, увеличение силы дыхательных мышц, улучшение воздушной проводимости бронхолегочного аппарата.

Таким образом, работа по регуляции мышечного тонуса была разделена на три направления:



  • регуляция тонуса мышц тела;

  • регуляция мимических мышц;

  • тренировка дыхательных мышц.

В каждом направлении были поставлены следующие коррекционные задачи:

Мышцы тела:

  • Учить чередовать напряжение и расслабление мышц тела

  • Обучать приемам полного и частичного расслабления мышц

  • Учить напрягать отдельные группы мышц

Мышцы лица:

  • Научить детей снимать чрезмерное напряжение мышц артикуляционного аппарата

Дыхательные мышцы:

  • Учить дифференцировать носовой и ротовой  вдох и выдох

  • Формировать диафрагмально-реберное дыхание

Упражнения для регуляции общего мышечного тонуса

Эти упражнения направлены на умение концентрировать внимание на заданных группах мышц, сравнивать мышечные ощущения и управлять ими. Дети учатся управлять собой, своим телом, достигать мышечного расслабления и концентрации внимания. Дети даже с тяжелой формой заикания, владеющие данными навыками, умеют управлять судорогами, чувствуют их и сводят к минимуму.

Работу над регуляцией мышечного тонуса следует начинать с упражнений по контрасту напряжения и расслабления, потом добавлять упражнения на общее расслабление. И только после этого переходить к работе над пораженными мышцами. Эти упражнения выполняются из разных исходных положений 4-6 раз; эффективным является «озвучивание», проговаривание соответствующих движений (тик-так, кач-кач, у-у-у-полетели). Нужно учить детей делать движения с полной амплитудой, четко, быстро, до предела напрягая, а затем расслабляя мышцы. Усилить контраст помогает музыка. Большая или меньшая сила напряжения соотносится с более громким или более тихим звучанием. Например,


  • в положении стоя дети выполняют легкие движения флажками или султанчиками, опустив руки перед собой; под громкую музыку выполняют сильные взмахи над головой;

  • на громкое звучание музыки или бубна дети идут по кругу, хлопая руками, на тихое – останавливаются, прячут руки за спину.

Упражнения на чередование напряжения и расслабления

Для того чтобы нервно-мышечный аппарат четко координировал движения, необходимо научиться регулировать, изменять степень напряжения мышц, а иногда и совсем расслаблять их. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Ребенку нужно показать разницу между напряжением и расслаблением, объяснить, что мышечная и эмоциональная раскованность – главное условие для естественной речи. Например, дети могут почувствовать расслабление мышц руки после того, как они с силой сжимают кулачки, представляя, что поднимают и держат тяжелую штангу. Затем просим их разжать пальцы (расслабиться) и почувствовать это состояние. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – более длительным. Необходимо обратить внимание детей на то, как приятно состояние расслабленности.




1. "Лодочка". Ребенок ложится на спину, вытягивая руки над головой. По команде одновременно поднимает прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лежа на животе. 

2. «Посмотри на носочки» И.п. - лежа на спине, ноги вместе, руки по швам. Голова приподнимается над полом так, чтобы ребенок видел пальцы ног. Поза удерживается максимально долго.

 3.«Легкие и тяжелые руки». Вначале плавно поднимать руки вперед и назад до уровня плеч и опускать их за спину. Затем покачивание сжатыми в кулаки руками вперед и назад до уровня плеч, пружиня коленями.

4. "Снеговик". И.п. - стоя. Детям предлагается представить, что они - только что слепленный снеговик. Тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Ведущий может попробовать "снеговика" на прочность, слегка подталкивая его с разных сторон. Потом снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала "тает" голова, затем плечи, руки, спина, ноги.

5. «Цветочек». Сесть на корточки, голову и руки опустить. Поднимается голова, корпус, руки через стороны вверх – цветочек расцвел. Цветочек вянет – падает вперед голова, корпус, подгибаются колени.

6. «Побежали» Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, ступни на полу, руки вытянуты вдоль туловища. В течение минуты ноги бегут, сильно топая по полу, верхняя часть туловища и голова остаются неподвижными. После выполнения упражнения ребенок лежит, расслабившись, с закрытыми глазами. Ведущий может провести сеанс релаксации. 

7. "Кощей бессмертный". Исходное положение – стоя или сидя на полу на коленях и на пятках, руки разведены в стороны. Затем руки сгибаются в локтях и свободно повисают, в то время как плечи и локти находятся на одной прямой параллельно полу. Если ребенку сложно выполнять это упражнение, на первом этапе можно помочь ему зафиксировать нужное положение с помощью гимнастической палки. Ведущий в произвольном порядке подталкивает расслабленную часть одной и другой руки, добиваясь их свободного раскачивания.

8. "Марионетки". Дети представляют, что они куклы-марионетки, которых подвешивают за разные части тела. Та часть тела, за которую подвешена кукла, напряжена и не двигается. Все остальные части тела расслаблены и болтаются.  

9. "Кулачки". Ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кисти рук, постепенно увеличивая темп. Выполняется до максимальной усталости кистей. После этого руки расслабляются и встряхиваются. 

10.«Петрушка». Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими, расслабленными коленями и корпусом, висящими ногами и головой.

11.«Заводные зайцы». «Зайцы» стоят незаведенные, слегка согнувшись, с опущенными плечами и руками. Педагог «заводит» детей-зайцев. Дети имитируют игру на барабане. Затем «завод кончается», дети принимают исходное положение.

12.«Холодно – жарко». По команде «холодно» дети обхватывают себя руками, съеживаются. По команде «жарко» дети расслабляются.

13.«Сосулька». Руки вверх – напряжены, затем (сосулька тает) постепенное расслабление мышц рук, шеи, плечевого пояса.

14.«Бревнышки». Поднять прямые руки вверх и со всей силы обрушить их вниз «бах!», т.е. скинуть напряжение.

Упражнения на расслабление и релаксацию

1.«Яблочко по блюдечку покатилось». Вращение головой по кругу (по часовой стрелке и наоборот).

2.«Качели». Наклоны головы вперед-назад, как будто голова на качелях качается кач-кач.

3.«Тряпичная кукла». Выполнять повороты корпуса вправо-влево, при этом руки свободно висят вдоль туловища.

4.«Мельница». Руки на плечах и выполняются круговые движения руками назад и вперед.

5.«Часы». Наклоны головы влево-вправо, как будто часики тикают тик- так - руки на поясе или свободно вдоль тела.

6.«Плечи прыгают». Руки свободно висят вдоль тела. Синхронно поднимаем и опускаем плечи вверх-вниз, как будто они прыгают: прыг-скок. Упражнение усложняется: осуществляется попеременное поднятие и опускание плеч.

7. «Колеса». Руки согнуты в локтях, кисти смотрят вверх. Синхронное однонаправленное вращение и повороты рук в кистях. Далее в обоих упражнениях добавляется синхронное разнонаправленное вращение.

8.«Карусели и качели». Руки на поясе. Вращение туловища по кругу сначала в одну сторону, потом в другую. Наклоны туловища вперед-назад, затем - влево-вправо.

При выполнении следующей группы упражнений можно одной рукой держаться за стул.



9.«Цапля». Стоя на одной ноге ребенок производит вращение свободной прямой ноги в бедре, затем ноги меняются.

10. «Маятник». Из того же положения - раскачивание прямых ног в бедре вперед-назад, сначала одной ногой, затем другой.

11.«Часики». Махи прямой ногой в стороны.

Кроме перечисленных упражнений для регуляции мышечного тонуса используется также массаж и самомассаж.



Все упражнения разработаны и используются с усложнениями, рассчитанными на зону ближайшего развития ребенка и включаются в планы НОД по одному-два упражнения.

Упражнения для развития мимических мышц

Эти упражнения помогают создать нервно-мышечную основу, необходимую для полноценного звучания голоса, ясной четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений органов артикуляции, а также снять чрезмерное напряжение артикуляционных и мимических мышц, создать необходимые мышечные действия для свободного владения и управления артикуляционным аппаратом. Поскольку при заикании наблюдаются различной степени нарушения мимики, необходимы специальные упражнения на развитие мимических мышц. Они включаются в НОД по физическому развитию в общеразвивающие упражнения или в заключительной части. Тренировка мимических мышц строится на использовании естественных мимических движений:

  • «Плакса» - зажмуривание глаз;

  • «Надуем шарик» - надувание щек без сопротивления и с надавливанием;

  • «Мы удивились» - поднять брови, широко раскрыть глаза;

  • «Тигренок» - оскаливание зубов;

  • «Упрямые бараны» - нахмурить брови, насупиться;

  • «Солнышко дразнится» - высовывание языка и т.д.

Далее мы используем следующие специальные упражнения:

  • «Закрой глазки»: закрывать глаза в последовательности: посмотреть вниз, закрыть глаза, придерживая веко пальцем и держать закрытым несколько секунд;

  • «Закрой-открой»: открыть и закрыть глаза три раза подряд;

  • «Улыбнись»: улыбаться с закрытым ртом;

  • «Лошадки»: «фыркать» и вибрировать губами;

  • «Гоняем воздух»: надувать щеки, передавая воздух из одной половины рта в другую попеременно;

  • «Обиделись»: опускать углы рта вниз при закрытом рте;

  • «Утята»: втягивать щеки при закрытом рте и т.д.

  • «Туда-сюда»: выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вернуть в исходное положение; 

  • «Коровушки»: имитация жевания с закрытым и открытым ртом;

  • «Дотянись»: коснуться подбородком поочередно правого и левого плеча

Затем эти упражнения мы объединяем в комплексы, отражающие такие сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование. Все эти упражнения проводятся в игровой форме, включаются в сюжет НОД, заинтересовывая ребенка, не превращая занятия в нудные тренировки.  При выполнении упражнений добиваться, чтобы нижняя челюсть свободно и легко опускалась вниз и не мешала произносить звуки. Голову следует держать прямо, не опуская и резко не поднимая. Челюсть опускать плавно и без чрезмерного напряжения.

Упражнения для тренировки дыхательных мышц

Дыхание является физиологической основой речи. Кроме того, правильное дыхание способствует общему оздоровлению и является одной из составляющих произвольной саморегуляции. В процессе выполнения дыхательных упражнений происходит оптимизация функции дыхания, ее оздоровление, повышается общий уровень здоровья ребенка, что положительным образом сказывается и на речевом дыхании.

Методики коррекционно-логопедической работы при нарушениях речи, в симптоматике которых выявляются различные недостатки физиологического и речевого дыхания обязательно включают в себя работу над дыханием.

Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса. Поэтому конечной целью является тренировка длительного выдоха, умения рационально использовать запас воздуха в процессе речи. Для этого необходимо приучить мышцы, участвующие в дыхательном процессе, удерживать грудную клетку в расширенном состоянии, а не расслабляться пассивно сразу же после вдоха.



В дальнейшем для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используются различные игровые приемы. При этом должны быть учтены следующие методические указания:

  • Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха.

  • Упражнения организуются в виде игры так, чтобы ребенок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Упражнения на развитие носового и ротового дыхания:

  1. «Обжора». Вдох ртом, затем медленный выдох носом.

  2. «Шар». Вдохнуть ртом, затем выдохнуть через рот.

  3. «Теплый выдох». Вдохнуть носом, руки поднести ко рту. Сделать медленный выдох открытым ртом. Повторить вдох через нос. Ощущаем тепло выдыхаемого воздуха ладонями.

  4. «Сопелки». Вдох носом, затем выдох через нос.

  5. «Цветок». Легким движением поднимать руки через стороны вверх, слегка поднимаясь на носочках (вырос цветок) - глубокий вдох носом; при этом слегка надуть живот, как шарик. Медленно и плавно опускать руки вниз через стороны, встать на пятки (распустился цветок) – одновременный медленный выдох ртом как будто через трубочку.

  6. «Ветер». Руки на поясе. Наступила зима (лето, осень, весна). Стало холодно (тепло). Сильный вдох носом. Подул северный (южный, теплый, холодный) ветер. Медленный выдох ртом, как бы через трубочку. В момент выдоха пальцем прерывать воздушную струю, чтобы получился звук штормового ветра ш-ш-ш-ш. Если у ребенка не получается, то щеки можно придерживать другой рукой.

  7. «Пила». Стоя, имитировать пилку бревна, руки на себя – вдох, руки от себя с замедленным движением – выдох.

  8. «Хлопки». Стоя, опустить руки вдоль туловища. На вдох – развести руки в стороны, на выдох – поднять прямую ногу и сделать хлопок под коленом. Поочередно правую и левую ногу.

  9. «Шар лопнул». Ноги слегка расставить, руки опустить вниз, разведение рук в стороны – вдох, хлопок перед собой - медленный выдох с произношением «у-х-х-х», 5-6 раз.

  10. «Обними плечи». Поднять руки на уровень плеч. Согнуть их в локтях. Повернуть ладони к себе и поставить их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросать руки параллельно друг другу. Спокойный темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторить короткие шумные вдохи. Руки не уводить далеко от тела, локти не разгибаются. Выдох произвольный.

  11. «Молоток». Стоя, выполнять наклоны туловищем. Руки вытянуты вперед, пальцы сомкнуты в замке. Наклон – вдох. Выдох произвольный.

  12. «Насос». Сжимаем руки в кулаки, поднимаем их перед собой, как бы держим воображаемый насос. Медленно наклоняясь вперед, на выдохе произносим с-с-с-с. Выпрямляемся, и непроизвольно делаем вдох.

  13. «Пловец». Встали прямо. Ноги поставили на ширине плеч. Плечи не поднимаются. На вдох – руки вперед и плавно отводим в разные стороны. На выдох – руки опускаем вниз. После того как отработали, можно выполнять движения наоборот – выдох – руки вперед и плавно отводим в разные стороны, вдох – руки опускаем вниз.

  14. «Ножницы». Встать прямо. Плечи не двигаются. Руки вытянуть вперед и совершать перекрестные движения руками. Вдох и выдох ровный, четкий.

Совмещение навыка дыхания с навыками движения:

  • на вдохе руки поднимаются вверх, на выдохе опускаются перед собой;

  • на вдохе руки разводятся в стороны, на выдохе ребенок обхватывает себя руками, голова опускается;

  • развести руки в стороны, плотно сжать кулаки, большие пальцы оттопырены и смотрят вверх. На вдохе большие пальцы отводятся назад, на выдохе – вперед.

  • вдох попеременно правой и левой ноздрей. На вдохе правой ноздрей левую закрывает подушечка мизинца левой руки и наоборот.

Закрепление навыка дыхания с движениями:

  • «Тряпичная кукла». Стоя, на вдохе руки поднимаются вверх, на выдохе расслабленные руки и верхняя часть тела опускаются вниз, влево, вправо.

  • «Дровосек». Стоя, на вдохе руки поднимаются вверх, пальцы в замок, на выдохе напряженные руки и верхняя часть тела резко опускаются вниз.

  • «Мельница». Стоя, одна рука поднята вверх, другая опущена вниз. На вдохе -выдохе руки меняют свое положение.

  • «Яйцо». Стоя, на вдохе руки плавно разводятся в стороны и вверх, ладони обращены друг к другу. На выдохе опускаются вниз, тыльной стороной друг к другу.

  • «Потягушки». Стоя, руки сжаты в кулаки большими пальцами внутрь и прижаты к низу живота. На вдохе кулаки, скользя по туловищу, поднимаются над плечами, локти слегка согнуты; прогнуться в спине назад, запрокинуть голову; вытянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на носки. На выдохе опуститься вниз, достать пальцами до пола.

Все вышеперечисленные упражнения введены в различные формы коррекционно-оздоровительной работы (НОД, утренняя гимнастика, физкультминутки, гимнастика после сна, индивидуальные занятия). Систематическое выполнение упражнений по регуляции мышечного тонуса и тренировке дыхательных мышц оказывает положительное влияние и на формирование общей моторики у заикающихся. Об этом свидетельствует анализ результатов диагностики, проведенной по итогам работы за 2010 – 2012 гг.

По результатам итогового обследования можно говорить об эффективности проведенной работы: 85 % детей научились регулировать мышечный тонус, 87% овладели диафрагмально-рёберным типом дыханием и 81% детей овладели основными моторными навыками.



Среди многочисленных речевых нарушений заикание – одно из самых сложных речевых расстройств. Оно требует дальнейшего углубленного изучения механизмов, разработки и применения дифференцированных методов коррекции, поиска средств и инструментов повышения результативности медицинских и психолого-педагогических воздействий.

Использование упражнений по регуляции мышечного тонуса в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с детьми мы рассматриваем как необходимое условие обеспечения результативной работы по устранению заикания у дошкольников. Мы полагаем, что представленный опыт будет востребован в работе с детьми, имеющими другие ограничения здоровья.

Библиография:

  1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия”, Москва,1998.

  2. Борисова Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. Волгоград: Панорама, 2006.

  3. Ворошнина О.Р., Плотникова Т.В. Психомоторное развитие и физическое воспитание детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи. Инструктор по физкультуре, №4/2010.

  4. Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в ДОУ. М.: Скрипторий, 2004.

  5. Дьякова Е.А. Логопедический массаж: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  6. Кириллова Ю.А. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет. – С.Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

  7. Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/М.: ВЛАДОС, 2004.

  8. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. М.: АРКТИ, 1999.

  9. Мещерякова Н.П., Зубович Е.В., Леонтьева С.В..Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры. Изд. 2-е-Волгоград: Учитель, 2011.

  10. Муллаева Н.Б. Конспекты-сценарии занятий по физической культуре для дошкольников. С-Пб.: Детство-пресс, 2005.

  11. Родин Ю.И. Элементарная гимнастика для детей с нарушениями речи. – Инструктор по физкультуре, №4/2011.

  12. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция нарушений произвольных движений у детей, страдающих заиканием. Методические рекомендации. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», изд-во «ГНОМ-ПРЕСС», 1998.

  13. Шебеко В.Н. Вариативные физкультурные занятия в детском саду. М.: Издательство Института Психотерапии, 2003.

  14. Шевцова Е.Е. Артикуляционный массаж при заикании.— М.: В. Секачев, 2003

  15. Утробина К.К. Занимательная физкультура для дошкольников. М.: Гном и Д, 2003.



Смотрите также:
Упражнения для регуляции мышечного тонуса у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
194.43kb.
1 стр.
Программа по духовно-нравственному воспитанию "Возрождение" предназначена для использования в работе с детьми старшего дошкольного возраста
193.94kb.
1 стр.
Проект «Улучшение образования и социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья» Пакет по поддержке прав детей с ограниченными возможностями здоровья Бишкек 2010
759.1kb.
4 стр.
Методические рекомендации для педагогов по составлению педагогической характеристики на детей с ограниченными возможностями здоровья составил
284.19kb.
1 стр.
Публичный отчёт о работе гбоу детского сада №1243
246.32kb.
1 стр.
«Сударыня Масленица» для детей старшей группы
53.78kb.
1 стр.
Учебное пособие адресовано студентам факультетов и отделе­ний по подготовке и переподготовке специалистов по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями
5055.22kb.
21 стр.
Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями
53.73kb.
1 стр.
Программа принята на методическом совете 2009г. Развитие произвольной регуляции деятельности посредством музыки
161.54kb.
1 стр.
Образовательная программа для детей старшего дошкольного возраста
3429.96kb.
20 стр.
Рабочая учебная программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с истоками русской народной культуры Урала
149.67kb.
1 стр.
Исследование по выявлению тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Провести психодиагностическое исследование по выявлению причин повышенной тревожности
713.71kb.
3 стр.