Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Министерство образования Республики Беларусь Национальный институт образованияИСТОРИЯ ИНФОРМАТИКИ Программа курса по выбору для учащихся учреждений, обеспечивающих получения общего среднего образования с 12—летним сроком обучения Минск, 2007
Пояснительная запискаКурс рассчитан на 17 часов и может быть предложен учащимся Х класса. По усмотрению учителя сроки изучения данного курса могут быть передвинуты. Курс по выбору «История информатики» ставит целью дать учащимся систематические знания по истории предмета. Предполагается, что школьникам будет приведено определение информатики как науки (по А. П. Ершову), дана историческая панорама развития технических средств автоматизации вычислений, начиная от абака и счетов до современных персональных и суперкомпьютеров. Следует показать эволюцию возникновения и совершенствования программных средств общего и специального назначения: операционных систем, текстовых, графических и табличных процессоров, систем управления базами данных, презентационных и мультимедийных средств, появления и возможностей локальных и региональных, корпоративных и всемирных компьютерных систем. Школьники должны усвоить тот факт, что информатики без алгоритмов не существует. Следует рассмотреть в историческом плане основные алгоритмы математики (НОД, НОК, простые числа и т.д.) и собственно алгоритмы информатики (поиск, сортировка и др.). Здесь же предлагается рассмотреть историю возникновения систем счисления — непозиционных (римская, греческая, старославянская) и позиционных (двоичная, восьмеричная, десятичная, шестнадцатеричная). Появление того или иного технического новшества или программного средства связано с именем конкретного инженера или ученого. Поэтому необходимо отразить вклад советских, белорусских и иностранных ученых в развитие информатики. Важно показать учащимся как внедрялась информатика в школы в качестве учебного предмета, раскрыть основные направления информатизации системы образования в Республике Беларусь, рассказать о системе школьной статотчетности и ее обработке, о внутришкольных возможностях использования компьютера (библиотека, учет оборудования по кабинетам, учет успеваемости и посещаемости, создание библиотеки электронных учебников и т. д.). Цель курса: дать целостное представление об информатике как науке, показать в историческом плане развитие вычислительных машин, программного обеспечения, алгоритмических основ информатики. Задачи курса:
Рекомендуемые формы и методы поведения занятий Рекомендуется использовать методы активного обучения, которые позволяют раскрыть творческие возможности ученика. Формы занятий: урок — лекция и семинар. На лекциях сообщается новый материал, а на семинарах — доклады школьников по достижениям в информатике крупных ученых или примеры программирования на разных типах ЭВМ (например, «Минск — 22»). В итоге изучения истории информатики учащиеся должны знать:
Содержание Введение Происхождение термина «информатика». Определение информатики как науки. Информатика как отрасль производства и как учебный предмет. Составляющие информатики: алгоритмическая, техническая, программная. Возникновение и развитие средств автоматизации вычислений Появление абака и счетов. Механические вычислительные машины (В. Шиккард, Б. Паскаль, Г. Лейбниц, Е. Якобсон, П. Ф.Чебышев, Ч. Беббидж, В. Однер и др.). Первая механическая счетная машина на территории Беларуси — счетная машина Б. Якобсона (Несвиж, 1770 г.). Арифмометр В. Однера, 1901 — самый распространенный счетный прибор (конец 19 века — 60 годы 20 века). Электромеханические счетные машины (К. Цузе, Н. И. Бессонов и др.). Первое поколение электронных вычислительных машин. Ламповый триггер М. А. Бонч-Бруевича (1918 г., СССР). ЭВМ Д. В. Атанасова, Д. Эккерта и Д. Моучли, Машина МЭСМ С. А. Лебедева. Фон-неймановская и Гарвардская концепции ЭВМ. Вклад А. Тьюринга в концепцию ЭВМ. Развитие элементной базы ЭВМ. Арифметико-логические принципы устройства и функционирования ЭВМ (Дж. Буль, де Морган, П. Эренфест, И. И. Жегалкин, В. И. Шестаков, К. Шеннон и др.). Второе — четвертое поколение ЭВМ (БЭСМ, Минск — 32, ЕС ЭВМ, IBM). Персональные компьютеры (Apple, Macintoch, IBM, EC-1940/41 и др.). Суперкомпьютеры. Компьютерные сети: локальные, региональные, корпоративные, глобальные. Идеи Бернерса — Ли. Средства электронной связи. Всемирная компьютерная сеть Internet. Ресурсы сети и развитие средств доступа к ним. Программное обеспечение ЭВМ Принцип программного управления. Идеи А. Лавлейс и Д. фон Неймана. Принцип хранимой программы. Первые алгоритмические языки программирования (ФОРТРАН, АЛГОЛ, КОБОЛ, БЕЙСИК, АКИ и др.). Появление операционных систем ( Диспетчер, СР/М, MS-DOS, WINDOWS, UNIX и др.). Текстовые, графические, музыкальные редакторы. Электронные таблицы (VisiСalc, Multiplan, SuperCalc, Excel). Системы управления базами данных (сетевые, иерархические, реляционные). Прикладные пакеты САПР, АСУ, АСУПТ, ППС, по математике, по статистике, бухучету и др. Программные средства гипертекста/мультимедиа. Алгоритмические средства информатики Системы счисления: непозиционные (римская, греческая, старославянская); позиционные (десятичная, двоичная, восьмеричная, шестнадцатеричная); перевод чисел точных и приближенных из одной системы в другую. Основные алгоритмы математики, правила арифметических действий (НОД, простые числа и др.) Алгоритмы информатики (поиск, сортировка, хеширование и др.). Сравнение алгоритмов по их вычислительной сложности.
Создание завода вычислительных машин ЭВМ. Выпуск Минск-2, Минск-22,Минск-32, ЕС ЭВМ, РС ЕС-1840/1841. Язык программирования АКИ, трансляторы с ФОРТРАНА и АЛГОЛА для Минск-22/32. Главные конструкторы ЭВМ Минского производства (Г. П. Лопато, В. В. Пржиялковский, И. К. Ростовцев, В. Я. Пыхтин). Информатика в школах РБ Введение курса ОИВТ в школах Беларуси в 1985/86 уч. году. Первые учебники по информатике под редакцией А.П. Ершова, В. М. Монахова. Национальные белорусские учебники по информатике (Ю.А. Быкадоров, А.Т. Кузнецов, В. М. Котов, А. И. Павловский, А. Е. Пупцев, А. И. Лапо и др.). Задачи управления школой, решаемые с помощью компьютера. Концепция информатизации системы образования в Беларуси.
В итоге изучения курса по выбору у учащихся будут сформированы:
Рекомендуемая литература
Смотрите также: Программа курса по выбору для учащихся учреждений, обеспечивающих получения общего среднего образования
62.18kb.
1 стр.
Нормативное правовое обеспечение деятельности учреждений общего среднего образования
368.63kb.
1 стр.
935-пп от 05. 09. 2008 г. О введении системы оплаты труда работников общеобразовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования
347.9kb.
1 стр.
Программа и критерии оценки вступительного испытания по дисциплине
58.67kb.
1 стр.
Методические рекомендации по организации работы библиотек учреждений общего среднего образования
239.93kb.
1 стр.
Учебное пособие для учащихся "Основы мировых религиозных культур" комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики.»
34.4kb.
1 стр.
Рабочая программа учебного курса (наименование предмета) в классе основного общего образования базовый уровень учитель г. Переславль-Залесский 20 г. Пояснительная записка рабочая программа учебного курса «Английский язык в 6 классе»
163.03kb.
1 стр.
Рабочая программа по физике (наименование учебного предмета) для 11 классов
210.73kb.
1 стр.
Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь
232.74kb.
1 стр.
16 Вопросы и задания для самоконтроля
111.97kb.
1 стр.
Образовательные ресурсы сети интернет для основного и среднего (полного) общего образования Каталог Подготовил
250.21kb.
1 стр.
Рабочая программа курса «Биология» основного общего образования по примерной программе основного общего образования 1611.13kb.
7 стр.
|