Главная
страница 1
«Конкурентоспособность - через партнерство» - о современном состоянии и перспективах Поволжского автопрома.
В.А. Вильчик - Исполнительный директор по производству ОАО «АВТОВАЗ», действительный член Российской инженерной академии
Доклад на выездном заседании правительства Самарской области, посвященном созданию промышленного технологического парка на территории городского округа Тольятти, 22 февраля 2007г.
«Государство - это главный акционер значительной части промышленных активов, и нам недостаточно только сильно влиять на формирование новой промышленной среды - государство должно такую среду создать...

Главная причина отставания промышленности РФ - устаревшая структура и организация производства. Вклад обрабатывающей промышленности в экономический рост пока еще незначителен, а доля продукции с высокой степенью добавленной стоимости в структуре российского экспорта только уменьшается и уже составила около 10 процентов.

Диверсификации экономики за счет подъема перерабатывающих отраслей - один из важнейших аспектов современной экономической политики, прямо связанной с развитием ее высокотехнологичных секторов.

Холдинги должны быть заинтересованы в становлении независимых, высокотехнологичных поставщиков, должны заключать с ними долгосрочные взаимовыгодные контракты.

Во всем мире крупные корпорации формируют вокруг себя целые кластеры малых и средних предприятий - внедренческих, сервисных и дилерских фирм. Такая модернизация промышленности обязательно создаст спрос на продукты и услуги отечественных научных центров.

В ближайшие четыре года прирост инвестиций в основной капитал в России должен составить 40 млрд. долл. Это в целом чуть меньше, чем в странах Западной Европы в процентном отношении к объему экономики - примерно 33-34% от объема экономики».
Из выступления В.В.Путина на заседании президиума Госсовета 19 февраля 2007 г.

Автомобильная промышленность – индикатор конкурентоспособности экономики
Мы выпускаем особый товар. Легковой автомобиль представляет собой дорогой высокотехнологичный товар массового индивидуального потребления. В этом качестве он играл и продолжает играть особую роль в экономике. О высокой роли автомобиля в экономическом развитии свидетельствует история всех крупнейших экономик мира (Рис. 1).



Рис.1. Мощное автомобилестроение = мощная экономика

Особая роль автомобильного сектора для развития и конкурентоспособности национальной экономики – настолько прописная истина, что с этим мало кто спорит. Не все, однако, осознают, что эта особая мобилизующая роль реализуется лишь тогда, когда в стране имеется национальная автомобильная промышленность полного цикла. И, в современных условиях, не столь важен цикл материальных потоков - от руды до готового автомобиля, сколь важен цикл добавленной стоимости творческого интеллектуального труда – от идеи нового продукта через дизайн, НИОКР и процессы производства до продаж и послепродажного обслуживания, от удержания лояльных потребителей до завоевания новых рынков.

В 2006г. ОАО «АВТОВАЗ» нарастил производство до 966,4 тыс. автомобилей и машинокомплектов (с 959,7 тыс в 2005). Тем не менее прошлый год характеризуется дальнейшим обострением борьбы за национальный рынок. Давление со стороны иномарок усиливается из-за прихода в Россию зарубежных автоконцернов с собственным и совместным производством внутри страны, способствуя снижению цен на 10-15% на популярные модели низшей ценовой линейки – Chevrolet, Ford, Renault, в будущем VW, Toyota, GM. (По прогнозам аналитиков в 2010г. в России будет работать 14 сборочных предприятий, а к 2012г. объем выпуска иномарок достигнет 1 000 000 авт./год). Вступление России в ВТО еще более осложнит положение отечественного производителя. Следует отметить, что указанные угрозы являются угрозами не только ОАО «АВТОВАЗ», но и всему комплексу российских поставщиков, отраслевой науке и носят ярко выраженный социальный характер. Сегодня 51% поставщиков первого уровня находятся в Самарской области, а процент региональных поставщиков 2го и 3го уровня заметно больший. В условиях ярко выраженной машиностроительной направленности экономики Самарской области потеря конкурентоспособности автокомпонентной и автомобильной отраслей очевидна по социальным последствиям.
Комплексная модернизация и реформирование ОАО «АВТОВАЗ» и цепочки поставщиков
Итак, перед нами крайне непростая задача – сохранить конкурентоспособность автопрома Поволжья, а тем самым и всего национального автомобилестроения. Я еще раз подчеркну, что лишь наличие всей цепочки создания добавленной стоимости обеспечивает устойчивое развитие национальных автомобильных индустрий. Основа стратегии реализации комплексного повышения конкурентоспособности всей цепочки – применение современных производственных и управленческих технологий при освоении новых автомобилей.

Характерными тенденциями этой стратегии являются:



  • модульные поставки на головной завод (Рис. 2);



Рис. 2. Эволюция системы поставок


  • естественное повышение влияния на ценообразование и качество поставщиков (Рис.3);



Рис. 3. Рост доли поставщиков в структуре себестоимости автомобилей семейства ВАЗ
Легко видеть, что конкурентоспособность во многом определяется поставщиками и не может быть достигнута только повышением эффективности работы ОАО «АВТОВАЗ».

Есть два пути, ведущих к созданию индустрии поставщиков мирового класса: во-первых, поднимать производство традиционных комплектующих до высших стандартов; во-вторых, мотивировать поставщиков мирового класса размещать их производства в России, - особенно для инновационных продуктов.

Основные критерии выбора производителей автомобильных компонентов на данном этапе развития ОАО «АВТОВАЗ» являются:


  • ориентация на поставщиков с мощной производственной и технологической базой, имеющих инвестиционные программы развития, способных к самостоятельным разработкам на высоком техническом уровне;

  • сжатые сроки разработки и освоения изделий;

  • приверженность к улучшению качества;

  • сотрудничество в управлении затратами для достижения конкурентоспособного уровня цен в условиях массового производства;

  • инновационный подход к разработке новых изделий.


Основные направления по реформированию поставок автомобильных компонентов


    1. Поставка конструктивных модулей

В разработке платформы С запланировано привлечение глобальных компаний-поставщиков для совместной работы в освоении следующих крупных подсборок (рис4.):


Рис.4. Привлечение ведущих компаний поставщиков
Ряд модулей будет освоен местными поставщиками под контролем ОАО «АВТОВАЗ» с привлечением инжиниринговой поддержки за счет поставщика. Например, модуль бензобака («ДСК»), модуль рулевой колонки («ВАЗИнтерСервис»).

    1. Новый технический уровень традиционных комплектующих

ОАО «АВТОВАЗ» ориентирует своих традиционных поставщиков на сотрудничество с ведущими зарубежными компаниями. Например, освоение модуля впуска на 8-ми и 16-ти клапанные двигатели семейства 2110 – это результат сотрудничества с фирмой «MPI» (США) и ОАО «Криста» (г. Сызрань).

В июле этого года начнутся поставки пластмассового топливного бака для автомобилей семейства «Калина». Конструкция и технология разработаны совместно ООО «ДСК» (Тольятти) и фирмой «Каутекс» Германия.



    1. Новые виды комплектующих изделий

Развитие мирового автомобилестроения как в плане законодательных требований, так и в плане удовлетворения запросов потребителей явилось причиной появления принципиально новых комплектующих изделий, которые в настоящее время не производятся в России. Учитывая современный опыт по новым комплектующим изделиям, наиболее целесообразным представляется лицензирование этих изделий с освоением их производства в России и в дальнейшем создание собственной базы НИОКР:

  • система навигации и парковки;

  • система кондиционирования;

  • система пассивной безопасности;

  • автоматическая КПП и т.п.

    1. Комплектующие изделия для проектов «Калина» и «Приора»

По ряду комплектующих изделий необходима альтернатива для обеспечения показателей уровня качества и снижения цены для достижения целевых затрат на автомобиль.

К ним, например, относятся:



  • усилители рулевого управления;

  • амортизаторы передней и задней подвески;

  • изделия РТИ со сложной закладной арматурой;

  • стартеры и генераторы и др. (сальники двигателя и трансмиссии, детали, получаемые методом точного стального литья; вакуумный усилитель тормозов с главным тормозным цилиндром в сборе, сцепление, штампованные детали с гальваническим покрытием, автомобильные стекла, изделия коммутационной аппаратуры, электродвигатели и моторедукторы, водяные и масляные насосы).




    1. Развитие мощностей по производству силового агрегата

Сегодня критической позицией как для ОАО «АВТОВАЗ», так и для всего отечественного автопрома является силовой агрегат. Предполагается поэтапная разработка двух семейств силовых агрегатов для автомобилей ОАО «АВТОВАЗ»:

1. Развитие семейства бензиновых двигателей действующего производства с межцилиндровым расстоянием 89 мм и освоением модернизированных 8-ми и 16-ти клапанных двигателей с рабочими объемами 1.4 л. и 1.6 л. Проект выполняется с участием инжиниринговых фирм и фирм- поставщиков и разработчиков современных комплектующих изделий и компонентов двигателей – AVL (Австрия), Federal-Mogul Vostok (российское предприятие фирмы Federal-Mogul, разработчика и поставщика компонентов двигателей). С IV квартала 2006 г. идет освоение модернизированных 16-ти клапанных двигателей для автомобиля «Приора» (1.6 л.) и автомобиля «Калина» (1.4 л.). В г. Тольятти создано предприятие Federal-Mogul Vostok по локализации производства поршневых комплектов двигателей 1.4 л. и 1.6 л.

2. Разработка для автомобилей класса «С» перспективного семейства бензиновых двигателей с межцилиндровым расстоянием 89 мм, с базовыми 16-ти клапанных двигателями 1.6 л. и 1.8 л., в том числе с управляемым процессом сгорания (CBR) и модификациями по рабочему объему 1.4 л. и 2.0 л. Срок освоения со второй половины 2009г. – 1 кв. 2010г. Реализация проекта предполагает развитие производственных мощностей силовых агрегатов до 1 млн. шт. и позволит обеспечить потребности ОАО «АВТОВАЗ» в переднеприводном силовом агрегате.
К конкурентоспособности через кластерную инициативу
Выше рассмотрены технологические аспекты модернизации ОАО «АВТОВАЗ» и поставщиков, но новые производственные технологии требуют новых управленческих технологий. Внедрение многих современных управленческих технологий шло в рамках программы «Поволжский автомобильный кластер», инициированной ОАО «АВТОВАЗ», правительством Самарской области, мэрией г.Тольятти, Поволжским отделением Российской инженерной академии (ПОРИА). Некоторые проекты этой инициативы представлены на Рис. 5. Отмечу, что это была первая реальная кластерная инициатива в России.



Рис. 5. Инициативы в кластере

Остановлюсь подробнее на некоторых проектах, носящих выраженный кластерный характер и имеющих крайнюю актуальность в настоящее время.


Оптимизация логистики поставок

Организация производства автомобиля «Калина» потребовала применения современных методов производственного управления таких как: Just in Time (Точно - вовремя) и Kanban (тянущая технология доставки).

Для реализации данных технологий была разработана и внедрена информационная система «Мониторинг доставки ТМЦ», которая обеспечила взаимодействие головного предприятия – АВТОВАЗ с поставщиками комплектующих и материалов.

Основанием для процессов поставки в представленной ИС является программа производства автомобилей, по которой формируется заказ и график поставок для каждого из партнеров АВТОВАЗа (Рис. 6). Была также реализована система идентификации и прослеживаемости поставляемых авто-компонентов. В данной системе в настоящее время работаю 160 предприятий поставщиков авто- компонентов, что охватывает информатизацию 90% грузопотока. Это позволило снизить сверхнормативные запасы на 30,6%. Существующая система охватывает только поставщиков первого уровня цепи поставок.





Рис. 6. Состояние логистики поставок
Современные условия производства требуют развития логистики поставок, на основе единой информационной сети, охватывающей все уровни поставщиков (Рис. 7).



Рис. 7. Информационная кластерная система обеспечения поставок
Следующим этапом развития системы может быть совершенствование системы ко-дизайна (Рис. 8).



Рис.8. Изменение комплексности задач разработчиков

Управление цепочками поставок в общем информационном пространстве приведет к повышению требований по качеству авто-компонентов, дальнейшему снижению затрат на предприятиях – поставщиках и в автосборочном производстве, и повысит конкурентоспособность изготавливаемых автомобилей.


Внедрение современных систем менеджмента качества

Центральным фактором обеспечения конкурентоспособности отечественных производителей является «качество». ОАО «АВТОВАЗ» в течение последнего 10-летия активно вел программу развития собственной системы менеджмента качества, так и повышения качества поставок.

Среди неоспоримых достижений следует отметить разработку требований к поставщикам и их рейтинговой (балльной) оценки, внедрение стандарта ИСО/ТУ-16949, постоянная программа переподготовки кадров совместно с фирмой ЮТАК, Институтом качества, ПОРИА (Рис. 9).



Рис. 9. Сертификация поставщиков
Итогом явилось существенное улучшение качества (Рис. 10).



Рис. 10. Динамика дефектности поставок

Тем не менее, его уровень заметно ниже мировых стандартов и ориентиров. К 2010 зарубежным поставщикам будет «неприлично» иметь качество поставок более 10 ppm. К сожалению, средний уровень качества наших поставщиков на порядки выше. Качество должно стать национальной программой и на наш взгляд, не только в автомобилестроении.

Сегодня на основе бенчмаркинга необходимо выделить те предприятия, которые имеют возможность, самостоятельно, в рамках, например, региональной программы существенно повысить качество и сохранить конкурентоспособность. Важна скоординированная программа организации в различных формах международного сотрудничества, обеспечивающего новый уровень качества и прорывные инновационные технологии в разработках и производстве.
Развитие промышленно-технологического парка (ПТП) на территории Тольятти

Одной из важнейших и наиболее комплексных задач кластерной инициативы является создание крупного промышленного комплекса поставщиков в Тольятти, Самарской области, Поволжье. Сегодня, в связи с процессами глобализации и приходом за глобальными автопроизводителями зарубежных поставщиков, именно у Самарской области имеются максимальные шансы стать региональным лидером в стране. Наличие крупнейшего потребителя комплектующих – один из решающих факторов.

Подобную конъюнктурную возможность необходимо подержать эффективными технологическими и протекционистскими мерами.

ПТП с технологической точки зрения может быть аналогом традиционных, показавших свою эффективность в ведущих автомобильных державах, индустриальных парков, обеспечивающих прием комплектующих, подсборку, сортировку и «точно в последовательности», обеспечивающих поставку модулей на конвейер сборочного завода (Рис. 11).





Рис. 11. Промышленный парк

В целях эффективного продвижения приведенного проекта необходимо сформировать рабочую группу специалистов.

Рабочая группа должна выполнить следующую предварительную проработку:


  1. Определить номенклатуру комплектующих (сборка модульных узлов и изготовление изделий) для возможного размещения на ПТП.

  2. Организовать и провести тендер участников, инвесторов и по результатам определить:

  • конкретную номенклатуру изделий;

  • требуемое оборудование и оснащение;

  • потребность в производственных, вспомогательных административно-бытовых площадях;

  • потребность в инвестициях;

  • структуру собственности и долевое участие сторон;

  • себестоимость и цены изделий.

  1. Разработать бизнес-план, на базе которого будут приняты окончательные решения по строительству ПТП.

Сотрудничество может развиваться на последующих этапах при разработке и внедрении инновационных проектов, ориентированных под потребности автомобильного кластера с перспективой выхода на промышленное внедрение на предприятиях автомобильной промышленности РФ, включая поставщиков комплектующих и материалов.

В схеме взаимодействия могут быть задействованы предприятия, входящие в автомобильный кластер (например, ОАО «АВТОВАЗ») на этапе формулировки и постановки инновационной задачи, формирования технических требований, создаваемый бизнес-инкубатор на этапе первичных исследований поставленных задач, их технической и экономической оценки, технопарк на этапе проведения испытаний, разработки нового продукта (комплектующих, технологий, конструкции и т.д.) и далее возможно внедрение решенной задачи на промышленных предприятиях под задачи автомобильного кластера.

Таким образом, возможно создание замкнутой инновационной цепочки, ориентированной под задачи автомобильного кластера с выводом конечного продукта в коммерческое производство, включая предприятия малого бизнеса - под задачи, не требующие серьезных инвестиций или на крупные промышленные предприятия с оптимизацией затрат и ограниченными сроками разработки (ускорением коммерческой отдачи).

Возможное участие ОАО «АВТОВАЗ»:



  1. Формулировка актуальной задачи, участие в подготовке технического задания.

  2. Участие на этапах: исследование и индустриализация разработки - проведение части испытаний химического состава, физико-механических свойств материалов, функциональных испытаний комплектующих изделий, деталей и узлов с использованием существующей испытательной базы. Оптимизация конструкции и технологии с применением имеющегося программного и аппаратного обеспечения и кадрового обеспечения.

  3. Участие в разработке нормативной документации на материалы, комплектующие изделия.

Закупка опытной партии материалов, комплектующих изделий при положительных результатах испытаний по п. 2. Проведение производственных испытаний с целью подтверждения технологичности применения в условиях ОАО «АВТОВАЗ», воспроизводимости функциональных свойств (для комплектующих изделий).






Смотрите также:
В. А. Вильчик Исполнительный директор по производству ОАО «автоваз», действительный член Российской инженерной академии Доклад
126.52kb.
1 стр.
Посада: Почетный президент Компании
19.87kb.
1 стр.
Технологические уклады и преодоление экономических кризисов
153.51kb.
1 стр.
Необходимость создания условий для формирования гармоничной личности. Проблемы современного духовно- нравственного воспитания детей и молодежи в существующих социальной и образовательной системах россии
153.55kb.
1 стр.
Сави́цкий, Михаи́л Андре́евич советский и белорусский художник. Народный художник СССР
139.63kb.
1 стр.
Закиев Мирфатых Закиевич действительный член Академии наук Республики Татарстан, доктор филологических наук, профессор, заведующий отделом лексикологии и диалектологии ияли им. Г
23.77kb.
1 стр.
«Политический журнал». 2010-№2. С. 62-71. Разгром Роковая судьба России или национальная ментальность?
348.77kb.
1 стр.
Программасеминар а интересы трудового коллектива и задачи профсоюза работников ОАО
173.94kb.
1 стр.
Общество трезвости на приходе
1649.38kb.
11 стр.
Технический музей ОАО "Автоваз"
62.35kb.
1 стр.
О проведении внеочередного общего собрания акционеров ОАО "автоваз"
9.33kb.
1 стр.
Учредители I нижегородская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки; I
78.7kb.
1 стр.