Главная
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
АПОСТОЛЬСКОЕ ПОСЛАНИЕ

DIES DOMINI
(«День Господень»)

СВЯТОГО ОТЦА ИОАННА ПАВЛА II


ЕПИСКОПАТУ, ДУХОВЕНСТВУ И МИРЯНАМ,

В ТОРЖЕСТВО ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ, В 1998 ГОДУ

Епископам, духовенству и верным Католической Церкви

о хранении святости Дня Господня.



Введение
Мои высокочтимые братья во епископстве и священстве, дорогие братья и сестры!
1. День Господень – как с апостольских времен именовалось воскресенье (1) – всегда пользовался особым вниманием в истории Церкви, по причине его взаимосвязи с самой сокровенной сущностью христианской тайны. Действительно, в еженедельном исчислении времени воскресенье напоминает о дне Воскресения Христа. Это Пасха, которая возвращается неделя за неделей, торжество победы Христа над грехом и смертью, завершение в Нем первого творения и заря «новой твари» (ср. 2 Кор. 5:17). Это день, который в благодарном поклонении напоминает о первом дне мира и устремлен в деятельном ожидании к «последнему дню», когда Христос придет во славе (ср. Деян 1:11; 1 Тим. 4:13-17) и все обновится (ср. Откр. 21:5).
Поэтому справедливо относят к воскресному дню восклицание псалмопевца: «Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный»(Пс. 118:24). Это приглашение к радости, вошедшее в Пасхальную Литургию, которое отражает изумление, охватившее женщин, видевших распятие Христа, и которые нашли гроб пустым, когда пришли к нему «весьма рано, в первый день недели» (Мк. 16:2). Это – приглашение в определенном смысле пережить заново опыт двух учеников на пути в Эммаус, которые чувствовали, как сердца их «горели в них», когда Воскресший шел с ними по дороге, объясняя Писания, и открыл себя в «преломлении хлеба» (ср. Лк. 24:32,35). И это – отражение радости – сначала неясной, а затем переполняющей душу, - которую Апостолы испытали вечером того дня, когда их посетил Воскресший Иисус, и они получили дар Его мира и Его Духа (ср. Ин. 20:19-23)
2. Воскресение Иисуса – это основное событие, на которое опирается христианская вера (ср. 1 Кор. 15:14). Это приводящая в изумление реальность, которая полностью постигается в свете веры, но исторически была удостоверена теми, кто удостоился видеть Воскресшего Господа. Это удивительное событие, которое не только абсолютно уникально в человеческой истории, но и занимает центральное место в тайне времени. На самом деле, «Ему [Христу] принадлежат времена века», на что указывает и о чем напоминает литургия Пасхального Навечерия во время приготовления Пасхальной Свечи. Поэтому, вспоминая день Воскресения Христа не один только раз в году, но каждое воскресенье, Церковь стремится указать каждому поколению подлинный центр истории, к которому устремляется тайна происхождения мира и его конечного предназначения.

Поэтому справедливо утверждать словами проповеди четвертого века, что «День Господень» есть «Господин дней» (2). Те, кто получил благодать веры в Воскресшего Господа, не могут не осознавать значимость этого дня недели, с тем же глубоким чувством, которое побудило Св. Иеронима сказать: «Воскресенье – это день Воскресения, это - день христиан, это – наш день» (3). Для христиан воскресенье есть «главный праздничный день» (4), установленный не для того только, чтобы отмечать смену времен, но чтобы явить глубочайший смысл времени.


3. Существенная важность воскресного дня признавалась на протяжении двух тысячелетий истории и вновь была решительно подтверждена Вторым Ватиканским Собором: «По апостольскому преданию, восходящему прямо ко дню Воскресения Христова, Церковь празднует пасхальную тайну каждый седьмой день, который по праву называется ‘Днем Господним’» (5). Павел VI еще раз подчеркнул его значение, когда утверждал новый Общий Римский Календарь и Общие Нормы, согласно которым строится порядок Литургического Года (6). Приближение третьего тысячелетия, которое призывает верующих к размышлению над ходом истории в свете Христа, также приглашает нас вновь открыть с новой глубиной значение воскресенья: его «тайну», смысл его празднования, его значимость для христианской и человеческой жизни.

Досточтимые братья епископы! Я с удовольствием отмечаю, что за годы, прошедшие со времени Собора, эта важная тема легла в основу не только многих ваших выступлений как учителей веры, но и различных пастырских стратегий, которые – при поддержке вашего духовенства – вы разработали самостоятельно или сообща. В преддверии Великого юбилея 2000 года моим желанием было предложить вам это Апостольское послание, чтобы поддержать ваши пастырские усилия в этой жизненно важной области. Но в то же время я хочу обратиться ко всем вам, верующие во Христа, как если бы я духовно присутствовал во всех общинах, в которых вы собираетесь со своими пастырями каждое воскресенье, для совершения Евхаристии и празднования «Дня Господня». Многие прозрения и размышления, которые породили это Апостольское послание, уходят своими корнями во времена моего епископского служения в Кракове и, с того времени, когда я принял служение Епископа Рима и Преемника Петра, они развивались в ходе моих визитов в римские приходы, которые я регулярно совершал по воскресеньям в разные периоды Литургического Года. Это послание является для меня продолжением живого диалога, который я всегда рад вести с верующими, так же как и сейчас, когда я размышляю с вами над значением воскресного дня и подчеркиваю причины, по которым и в меняющихся обстоятельствах нашего времени следует проживать воскресенье как истинный «День Господень».


4. До недавнего времени было легче хранить святость воскресного дня в традиционных христианских странах, поскольку это было практически повсеместным обычаем и поскольку даже в укладах гражданского общества воскресный отдых рассматривался как неизменная часть рабочего графика. Однако сегодня даже в тех странах, которые законодательно закрепили праздничный характер воскресенья, изменения в социоэкономических условиях часто приводили к глубоким переменам общественного поведения и, вследствие этого, и в отношении к особенностям воскресного дня. Шире распространился обычай устраивать «уик-энды», еженедельное время отдыха, проводимое, возможно, вдали от дома и часто включающее в себя участие в культурной, политической и спортивной деятельности, которой обычно занимаются в свободные от работы дни. Это общественное и культурное явление, несомненно, не лишено положительных сторон, если, принимая во внимание истинные ценности, оно содействует развитию человеческой личности и общественной жизни в целом. Все это соответствует не только потребности в отдыхе, но и потребности в празднике, свойственной нашей человеческой природе. Но, к несчастью, когда воскресенье утрачивает свое фундаментальное значение, и становится просто частью «уик-энда», люди могут оказаться заключенными в столь узкие горизонты, что они больше не смогут видеть «небо» (7). Так что, хотя они и желают праздновать, но не способны к этому.

Однако ученики Христа призваны избегать всякого смешения празднования воскресенья, которое должно быть истинным путем сохранения святости Дня Господня, и «уик-энда», если понимать его просто как время отдыха и расслабления. Это потребует подлинной духовной зрелости, которая позволит христианам «быть собой», в полном соответствии с даром веры, всегда храня готовность дать отчет в той надежде, которая в них пребывает (ср. 1 Пет 3:15). Таким образом, они придут к более глубокому пониманию воскресенья, вследствие чего даже в затруднительных ситуациях смогут жить в полном повиновении Святому Духу.


5. С этой точки зрения, ситуация кажется несколько двойственной. С одной стороны, имеется пример некоторых молодых Церквей, показывающий, как искренне и пламенно можно праздновать воскресенье – и в городских районах, и в деревнях, расположенных далеко друг от друга. В противоположность этому в других частях мира из-за влияния уже упоминавшихся причин социального характера и, возможно, из-за слабой мотивации веры, процент тех, кто посещает воскресную Литургию, удивительно низок. В умах многих верующих, как кажется, уменьшается не только осознание центрального места Евхаристии, но даже осознание обязанности воздавать благодарение Господу и молиться Ему вместе с другими в общине Церкви.

Также верно и то, что как в странах миссии, так и в странах, евангелизированных давно, число священников столь недостаточно, что возможность совершения воскресной Евхаристии не всегда может быть обеспечена в каждой общине.


6. Учитывая все эти новые ситуации и вопросы, которые они ставят, новое открытие глубоких вероучительных оснований, на которых покоится заповедь Церкви, является делом первостепенной важности, чтобы неизменная ценность воскресного дня в христианской жизни стала ясна всем верным. Делая это, мы следуем вековой традиции Церкви, которая была вновь авторитетно изложена Вторым Ватиканским Собором, в его учении о том, что в воскресенье «верующие должны собираться вместе, чтобы, слушая Слово Божие и участвуя в Евхаристии, вспоминать Страсти, Воскресение и славу Господа Иисуса и благодарить Бога, возродившего их ‘воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому’ (1 Пет. 1:3)» (8)
7. Обязанность хранить святость воскресного дня, особенно путем участия в Евхаристии и посредством отдыха в атмосфере христианской радости и братства, легко понять, если мы рассмотрим разные аспекты этого дня, которым посвящено настоящее послание.

Воскресенье – это день, находящийся в самом сердце христианской жизни. С начала моего понтификата я не перестаю повторять: “Не бойтесь! Откройте, широко откройте двери Христу!” (9). Подобным образом сегодня я буду усиленно убеждать всех снова открыть для себя воскресенье: не бойтесь отдавать свое время Христу! Да, откроем наше время для Христа, чтобы Он мог пролить на него свет и задать ему направление. Он один знает тайну времени и тайну вечности, и Он дарует нам “день Свой”, как всегда, новый дар Своей любви. Новое открытие смысла этого дня – это благодать, о которой мы должны просить не только для того, чтобы мы могли в полноте жить требованиями веры, но и для того, чтобы мы смогли дать конкретный ответ на глубочайшие чаяния человека. Время, посвященное Христу, никогда не бывает потерянным, но скорее бывает обретенным, и вследствие этого, наши взаимоотношения и вся наша жизнь в целом могут стать более глубокими и человеческими.

ГЛАВА I

DIES DOMINI – ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ

Прославление дела Творца

«Все чрез Него начало быть» (Ин. 1:3)

8. Для христианина воскресенье – это, прежде всего, празднование Пасхи, всецело пронизанное славой Воскресшего Христа. Это празднество «нового творения». Однако, будучи глубоко понятым, этот аспект неотделим от того, что повествуют нам первые страницы Писания о замысле Божьем в сотворении мира. Верно, что Слово стало плотью «когда пришла полнота времен» (Гал. 4:4), но также верно и другое – в силу той тайны, что Он есть предвечный Сын Отца, Он также является началом и концом Вселенной. Об этом Иоанн пишет в прологе своего Евангелия: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:3). Это подчеркивает и Павел, когда пишет Колоссянам: «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое… все Им и для Него создано» (1:16). Это деятельное присутствие Сына в творческом деле Бога полностью открылось в Пасхальной Тайне, когда Христос, воскресая как «первенец из умерших» (1 Кор. 15:20), дал начало новому творению и тому процессу, который Он Сам приведет к завершению, когда вернется во славе и «предаст Царство Богу и Отцу…, да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15:24,28).

Таким образом, уже на заре творения замысел Божий включал в себя «космическую миссию» Христа. Эта христоцентрическая перспектива, охватывающая весь ход времен, отразилась в удовлетворенном взгляде Божьем, когда, окончив свой труд, он «благословил седьмой день и освятил его» (Быт 2:3). Согласно священнописателю первого библейского рассказа о творении, так появился «день субботний», а значит – отличительная особенность первого Завета, которая во многом предвозвещает священный день Нового и последнего Завета. Тема «покоя Божьего» (ср. Быт. 2:2) и покоя, который он предложил народу Исхода, когда он ступил на Землю Обетованную (ср. Исх. 33:14, Втор. 3:20, 12:9, Нав. 21:44, Пс. 95:11), снова появляется в Новом Завете в свете того особого «субботнего покоя» (Евр. 4:9), в который Сам Христос вошел через Свое Воскресение. Народ Божий призван войти в тот же покой, упорно подражая примеру сыновнего послушания Христа (ср. Евр. 4:3-16). Поэтому, чтобы вполне понять значение воскресенья, мы должны вновь прочесть прекрасное описание создания мира и углубить наше понимание богословия субботы.

«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1)

Поэтический стиль повествования книги Бытия хорошо передает благоговейный трепет, который испытывали люди перед безмерностью творения, порождающий чувство преклонения перед Тем, Кто призвал все эти вещи к бытию из ничего. Это повествование огромного религиозного значения, гимн Творцу Вселенной, указывающий на него как на единственного Господа перед лицом повторяющихся искушений обожествить сам мир. В то же время это гимн благости творения, которое все устроено могучей и милостивой рукой Божьей.

«И увидел Бог, что это хорошо» (Быт 1:10:12 и др.). Перемежая повествование, этот рефрен проливает положительный свет на каждую составную часть творения и открывает секрет его правильного понимания и его конечного возрождения: мир благ в той степени, в какой он остается связан со своим происхождением и, будучи искажен грехом, он вновь делается благим, когда с помощью благодати возвращается к Тому, Кто его создал. Ясно, что этот процесс прямо затрагивает не неодушевленные предметы и животных, но человека, наделенного несравненным даром свободы, но одновременно и риском, который она в себе несет. Сразу же после истории сотворения, в Библии подчеркивается разительный контраст между возвышением человека, сотворенного по образу и подобию Бога, и падением человека, из-за которого в мир пришла тьма греха и смерти (ср. Быт. 3).

10. Мироздание, вышедшее из рук Божьих, несет на себе отражение Его благости. Это прекрасный мир, воистину приводящий нас в восхищение и радость, но требующий также возделывания и развития. По «завершении» труда Божьего мир готов к деятельности человека. «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел своих, которые делал» (Быт 2:2). Посредством антропоморфного образа «дела» Божьего, Библия не только мимолетно приоткрывает перед нами таинственную связь между Творцом и сотворенным миром, но и проливает свет на задачи человека по отношению к мирозданию. «Дело» Бога – это, некоторым образом, пример для человека, призванного не только населять вселенную, но также и «строить» ее и таким образом становиться Божьим «соработником». Как я писал в моей Энциклике «Совершая Труд» (Laborem Exercens), первые главы книги Бытия до известной степени представляют собой первое «Евангелие труда» (10). Это истина, которую также подчеркнул и Второй Ватиканский Собор: «Человек, сотворенный по образу Божию, получил заповедь, чтобы, подчинив себе землю и все, что есть на ней, управлять миром в праведности и святости и, признавая Бога Творцом всего, соотносить самого себя и совокупность всего с Богом, дабы, когда все подчинится человеку, имя Божие было величественно по всей земле» (11).

Вселяющий радость прогресс науки, технологии и культуры в их различных формах – более, чем когда-либо, стремительное и уже неодолимое сегодня развитие – это историческое следствие той миссии, в которой Бог вверил мужчине и женщине задачу и обязанность заполнять землю и покорять ее посредством своего труда, при соблюдении Божьего Закона.

«День субботний»: радостный отдых Творца

11. Если первые страницы Книги Бытия представляют «труд» Бога как образец для человека, то же верно и в отношении Божьего «отдыха»: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал» (Быт. 2:2). Здесь мы тоже находим антропоморфный образ, исполненный богатым смыслом.

Было бы глупо толковать «покой» Бога как своеобразную божественную «бездеятельность». По своей природе творческий акт, давший начало миру, непрестанен, и Бог всегда действует, - как это провозглашает Сам Иисус, говоря о заповеди хранения Субботы: «Отец мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5:17). Божественный покой седьмого дня не указывает на бездеятельность Бога, но подчеркивает полноту всего, что было совершено. Он говорит в действительности о том, как Бог приостанавливается перед «очень хорошей» работой (Быт. 1:31), выполненной Его руками, чтобы бросить на нее взгляд, полный радостного удовлетворения. Это «созерцательный» взгляд, который не ищет, что бы еще сделать, но наслаждается красотой того, что уже было достигнуто. Это взгляд, который Бог обращает на все вещи, но особенным образом – на человека – венец творения. Это взгляд, который уже приоткрывает немного ту форму супружеских отношений, которую Бог хочет установить с созданием, сотворенным по Его собственному образу, призывая это создание заключить с Ним союз любви. Это то, что Бог постепенно исполнит, предлагая спасение всему человечеству посредством спасительного завета, заключенного с Израилем и осуществленного во Христе. Именно Слово Воплощенное, благодаря эсхатологическому дару Святого Духа и созданию Церкви, Своего Тела и Своей Невесты, обратит ко всему человечеству предложение милосердия и призыв к любви Отца.

12. В замысле Творца существует как различие, так и тесная связь между порядком творения и порядком спасения. Это подчеркивается в Ветхом Завете, когда он связывает заповедь о «субботе» не только с таинственным «покоем» Бога после дней творения (ср. Исх. 20:8-11), но и со спасением, которое он предлагает Израилю, освобождая его от египетского рабства (ср. Втор 5:12-15). Бог, отдыхающий в седьмой день, радуясь своему творению, и Бог, открывающий Свою славу в освобождении Своих детей из под гнетом Фараона, это один и тот же Бог. Принимая образ, дорогой для пророков, можно сказать, что в обоих случаях Бог открывает Себя как жениха перед невестой (ср. Ос. 2:16, Иер. 2:2, Ис. 54:4-8).

Как подсказывают некоторые элементы все той же иудейской традиции (12), чтобы проникнуть в самое сердце «субботы», «покоя» Бога, мы должны признать что и в Ветхом, и в Новом Завете отношения Бога и Его народа отмечены глубокими супружескими чертами. Осия, к примеру, так излагает это в своем удивительном высказывании: «И заключу в то время для них союз с полевыми зверями и с птицами небесными, и с пресмыкающимися по земле; и лук, и меч, и войну истреблю от земли той, и дам им жить в безопасности. И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа» (Ос. 2:18-20).

«И благословил Бог седьмой день, и освятил его» (Быт. 2:3)

13. Предписание хранить день субботний, посредством которого первый Завет приуготовляет к воскресенью нового и вечного Завета, таким образом, имеет глубокие корни в Божьем замысле. Вот почему в отличие от многих иных предписаний оно помещено не в контексте чисто культовых установлений, но в составе Декалога, «десяти слов», представляющего собой главные столпы моральной жизни, вписанные в человеческое сердце. Включая эту заповедь в контекст фундаментальных основ этики, Израиль, а затем и Церковь, провозглашают, что они считают ее не простым вопросом религиозной дисциплины, но определяющим и неотъемлемым выражением наших отношений с Богом, возвещенным и разъясненным в библейском откровении. Это образует ту перспективу, в которой христианам сегодня необходимо заново открыть для себя это предписание. Хотя оно и может естественным образом смешиваться с человеческой потребностью в отдыхе, но лишь одна вера может сделать доступным его более глубокий смысл и предотвратить превращение его в банальность.

14. В первую очередь, следовательно, воскресенье - это день отдыха потому, что этот день «благословлен» Богом и «освящен» им, отделен от других, чтобы быть, среди всех прочих дней, «Днем Господним».

Чтобы полностью осознать, что подразумевает первый библейский рассказ о творении под «освящением» дня субботнего, мы должны осмыслить все повествование, которое ясно показывает, как всякая реальность без исключения должна быть возвращена назад к Богу. Время и пространство принадлежат Ему. Он не Бог одного только дня, но Бог всех дней человечества.

Поэтому, если Бог «освящает» седьмой день особым благословением и делает его «Своим днем» по преимуществу, это должно пониматься в контексте глубокого динамизма диалога Завета, который есть подлинно диалог «бракосочетания». Это диалог любви, который не знает перерывов, но никогда не бывает однообразным. В действительности, он использует разные виды любви, от обычной и опосредованной до той, более сильной, которую слова Писания и свидетельство столь многих мистиков без колебаний описывают образами, заимствованными из опыта супружеской любви.

15. Вся человеческая жизнь, а значит, и все человеческое время, должны стать хвалой Создателю и благодарением Ему. Но отношения человека с Богом также нуждаются во времени явной молитвы, в которой связь между ними становится насыщенным диалогом, вовлекающим в себя каждое измерение личности. «День Господень» - это день таких отношений по преимуществу, когда мужчины и женщины возносят свою песнь Богу и становятся гласом всего творения.

Именно поэтому это также и день отдыха. Ясно говоря об «обновлении» и «непривязанности», перерыв в ритме работы, часто угнетающий, выражает зависимость человека и мироздания от ога. Все принадлежит Богу! День Господень снова и снова возвещает этот принцип в еженедельном отсчете времени. Поэтому «день субботний» всегда понимался как напоминание, как определяющий элемент в том образе «священного устроения» времени, которым отмечено библейское откровение (13). Он напоминает, что вселенная и история принадлежат Богу; и без постоянного осознания этой истины человек не может быть в мире соработником Творца.

«Освящение» через «памятование»

16. Заповедь Декалога, посредством которой Бог предписывает соблюдение субботы, изложена в Книге Исхода примечательным образом: «Помни день субботний, чтобы святить его» (Исх. 20:8). Продолжаясь, боговдохновенный текст объясняет причину этого предписания, напоминая о труде Бога: «ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:11). Прежде чем предписать исполнение чего-либо, заповедь указывает, что следует помнить. Это – призыв к осознанному памятованию о величественном и наиболее существенном деле Бога, каковым является творение, к памятованию, которое должно вдохновлять всю религиозную жизнь человека и, кроме того, пронизывать день, в который человек призван отдыхать. Отдых, таким образом, приобретает священную ценность: верные не только призваны отдыхать, как отдыхал Бог, но и отдыхать в Господе, приводя к Нему все творение в хвале и благодарении, глубоко личным образом, подобно ребенку, и дружественно, подобно супруге.

17. Связь между покоем субботы и темой «воспоминания» о чудесах Божьих присутствует также и в Книге Второзакония, где соответствующее предписание основывается в большей степени не на деле творения, а на деле освобождения, совершенного Богом во время Исхода: «и помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний» (Втор. 5:15).

Это изложение дополняет то, которое мы уже рассмотрели; взятые вместе, они открывают смысл «Дня Господня» в рамках единого богословского видения, соединяющего творение и спасение. Поэтому главным аспектом этой заповеди является не просто некий перерыв в работе, но торжество о достойных восхищения делах Бога.

Таким образом, пока это «воспоминание» живо, полное благодарения и хвалы Богу, человеческий отдых в День Господень обретает весь свой смысл. Он состоит в том, что человек входит в глубины «покоя» Божьего и может трепетно пережить радость Творца, когда, по завершении творения, Он увидел, что все Им созданное «хорошо весьма» (Быт. 1:31).

От «дня субботнего» к воскресенью

18. Поскольку Третья Заповедь покоится на воспоминании о спасительных делах Божиих, а также поскольку христиане рассматривают определенное время, ознаменованное Христом, как новое начало, они сделали первый день, следующий за субботой, праздничным днем, - ибо это день, в который Господь воскрес из мертвых. Пасхальная Тайна Христа – это полное откровение тайны происхождения мира, кульминация истории спасения и предвосхищение эсхатологического завершения мира. То, что Бог совершил в творении и сотворил для Своего Народа во время Исхода, нашло свое самое полное выражение в Смерти и Воскресении Христа, хотя совершенное завершение этих событий не наступит до Парусии, когда Христос возвратится во славе. В Нем полностью осуществился «духовный» смысл субботы, как возвещает Св. Григорий Великий: «Для нас истинная Суббота – это личность нашего Искупителя, нашего Господа Иисуса Христа» (14). Именно поэтому та радость, с которой Бог в первый субботний день человечества созерцал все, сотворенное им из ничего, теперь выражен в радости, с которой Христос в Пасхальное Воскресенье является Своим ученикам, принеся им дар мира и дар Духа (ср. Ин. 20:19-23). Это именно в Пасхальной Тайне человечество, и с ним все творение, которое «стенает и мучится доныне» (Рим. 8:22), узнает свой новый «Исход» в свободу детей Божьих, которые вместе со Христом могут взывать «Авва, Отче!» (Рим. 8:15, Гал. 4:6). В свете этой тайны смысл предписания Ветхого Завета о Дне Господнем восстанавливается, делается совершенным и полностью открывается в славе, которой осияно лицо Воскресшего Христа (ср. 2 Кор. 4:6). Мы переходим от «дня субботнего» к «первому дню, следующему за субботой», от седьмого дня – к первому дню: День Господень (Dies Domini) становится Днем Христовым (Dies Christi)!


следующая страница >>
Смотрите также:
Апостольское послание dies domini («День Господень»)
747.83kb.
5 стр.
Апостольское послание rosarium Virginis Mariae
441.16kb.
3 стр.
Такъ въ глубокой древности звался воскресный день
41.61kb.
1 стр.
Motu proprio о традиционной, Тридентской литургии Апостольское Послание Его Святейшества Бенедикта XVI motu proprio data summorum pontificum 11 июля 2007
65.03kb.
1 стр.
Всемирный день яйца (World Egg Day) 2012 года
120.36kb.
1 стр.
Всемирный метеорологический день 2007 года полярная метеорология: понимание глобальных последствий послание г-на М. Жарро, Генерального секретаря вмо
78.97kb.
1 стр.
«7-мь признаков библейской церкви-3»
69.47kb.
1 стр.
Эдвин Луис Коул Содержание : Глава Вызов Глава Окончательное решение
1485.65kb.
13 стр.
Виктор понизов пёс господень
386.99kb.
3 стр.
Классный час Воробьева Галина Петровна Социальный педагог 12 разряд г. Нягань 2008г
30.46kb.
1 стр.
Богослyжебные отпyсты
331.45kb.
1 стр.
Н. В. Гоголь. «Ревизор». Хлестаков и хлестаковщина
57.35kb.
1 стр.