Главная
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7

Патенты, товарные знаки vkontakte.ru/club15304128

Инновационная сага

В. Коновалов

Эта книга - не учебник, не научный трактат и не `science fiction`, а сага, то есть сказание об инновационной деятельности. Она написана для тех, кто хочет понять, что это такое, а, поняв, возможно, включиться в самую захватывающую схватку современности - борьбу интеллектов и амбиций за место своей страны и свое личное положение не только в сегодняшнем мире, но и в будущем. Место нашей страны и каждого из нас зависит не только от запасов природных ископаемых, наличия производственных мощностей или личных сбережений, но прежде всего, от способности создавать и активно внедрять новые полезные идеи во всех сферах человеческой деятельности.


Книга написана с позиции человека, независимо занимающегося инновациями, причем как научно-техническими, так и социально-экономическими. В ней содержатся некоторые теоретические представления и определенный практический опыт, накопленный за многие годы работы в условиях директивной (плановой) советской экономики и уже немалые - в период становления новой российской экономики.
Содержание
Введение и обращение к читателю "в одном флаконе"

Глава 1. Инновации и инноваторы

Глава 2. Инновации - основа динамичного развития общества

Глава 3. Факторы, влияющие на успех инноваций

Глава 4. Причины сопротивления инновациям

Глава 5. К определению экономической эффективности инноваций

Глава 6. Защита интеллектуальной собственности

Глава 7. О перспективах инновационного развития России


Введение и обращение к читателю в «одном флаконе»
Как представляется, начать следует с ответа на следующие простые вопросы:
1. Зачем написана эта работа.

2. Для кого написана эта работа.


3. Почему она называется «сага».
Целесообразно начать с конца. Откроем Словарь иностранных слов. Там приводятся определения термина «сага», одно из которых отвечает замыслу данной работы: «Сага – … 2) в широком смысле – сказание, легенда».[1]
Настоящая работа не научный трактат и не учебник. Это и не «science-fiсtion». А именно сказание об инновациях и инновационной деятельности. И рассказ в ней идет о «понятиях», но не тех что с «распальцовкой», а на уровне смысла, содержания, без традиционных научных рассуждений и формул.
Кроме того, и на это следует обратить особое внимание, настоящая работа крайне пристрастна, что вполне допустимо для саги.
В тоже время в ней содержатся некоторые теоретические представления и определенный практический опыт, накопленный более чем за 20 лет работы в условиях директивной (плановой) советской экономики и 10 лет – в период становления новой российской экономики.
В этой работе, помимо всего прочего, хотелось показать, что:
Инновационная деятельность очень интересна. В ней странным образом переплетаются расчет и страсть. Смею утверждать, что для определенной категории людей занятие инновационной деятельностью более увлекательно и, соответственно, вызывает больше эмоций, чем катание на американских горках или игра на тотализаторе. При этом инновационная деятельность не только эмоциональна, но и интеллектуальна.
Занятие инновационной деятельностью требует определенных знаний. Эти знания можно получить в результате практической деятельности, самообразования, но неплохо бы и поучиться. Но это ни к тому, что данная работа учебник. Она не учебник, она сага.
Спектр приложения сил в инновационной деятельности весьма широк. Инновационная деятельность требует привлечения разных специальностей и разных талантов.
Инновации – основа динамичного развития общества. Занимаясь инновациями всегда можно тешить себя надеждой, что занимаешься чем-то значительным и важным. Занимаешься таким делом, где можно самореализоваться, причем не только с пользой для себя, но и для общества.
Зачем написана работа? Отчасти ответ на этот вопрос дан выше. Но есть еще одна, немаловажная причина: хотелось высказать свое понимание проблемы, кстати, далеко не всегда совпадающее с общепринятым. В частности, это относится, например, к факторам, влияющим на успех инноваций.
Эта работа написана с позиций не сотрудника крупной компании или министерского работника, чиновника от инноваций, а «вольного стрелка», независимо занимающего научно-техническими и социально-экономическими инновациями далеко не в последнюю очередь потому, что это интересно.
Для кого написана эта работа? Как мне представляется, прежде всего, для студентов и старшеклассников.[2] Именно поэтому, работа размещается в Интернете, активными пользователями которого являются молодые. И именно поэтому я попросил быть редактором мою дочь, студентку ГУ-ВШЭ, которая фактически является моим соавтором.
Однако не исключено, что эту работу прочитают и люди более зрелого возраста. Возможно, кому-то она покажется интересной и им не будет жалко затраченного времени. Другим нет. Ну что же делать? Осмысленные критические замечания принимаются, но извинения за «потерянное» время исключены. Ваше право читать или не читать. Это выбор каждого. Так же, как заниматься или нет инновационной деятельностью.
QUOT HOMINES TOT SENTENTIAL – СКОЛЬКО ЛЮДЕЙ, СТОЛЬКО И МНЕНИЙ

(Латинская мудрость)


[1] Словарь иностранных слов. – 12-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 1985, с. 440.

[2] Но не «балбесов».


Глава 1. Инновации и инноваторы

1.1. Поговорим о терминах или что такое инновация
Определений термина «инновация» много. Согласно англо-русскому словарю: «Инновация» – это нововведение, новшество, изменение. Кстати, именно как «нововведение» ранее переводили на русский язык слово «инновация» в литературе. Но так как за последние 10 лет «инновация» вполне прижилась, даже дала название специальному образовательному курсу «Инновационный менеджмент», будем пользоваться им и далее. Только иногда, главным образом при цитировании, будет использоваться «нововведение».
Наиболее часто термин «инновация» связывают с наукой и техникой. П.Уайт обращает внимание, что важно различать понятие «изобретение» (конечный результат исследований) и «нововведение» (оно следует за изобретением и завершает успешные разработки). Изобретение подразумевает появление на свет чего-то нового, нововведение – внедрение чего-то в практику.[1] Большой толковый словарь бизнеса «Collins» совмещает термины «инновация» и «изобретение» и отсылает к «научным исследованиям и опытно-конструкторским разработкам», где их разделяет, трактуя термин «инновация» как задачу доведения изобретений до рынка. При этом под «изобретением» понимается факт открытия новых методов и техники производства новых продуктов.[2]
Б.Твисс рассматривает процесс нововведения как передачу научного или технического знания «непосредственно в сферу нужд потребителя; продукт при этом превращается лишь в носителя технологии, и форма, которую он принимает, определяется только после увязки самой технологии и удовлетворяемой потребности».[3]
Такой научно-технический уклон термина «инновация» у указанных выше авторов (и многих других) вполне закономерен. Они рассматривают инновации в научно-технической области. Следует заметить, что именно в таком аспекте и понималась инновация в СССР.
Более широкое толкование этого термина дает Оксфордский толковый словарь. В этом словаре «инновация» (innovation) разъясняется следующим образом: «Любой новый подход к конструированию, производству или сбыту товара, в результате чего инноватор или его компания получают преимущество перед конкурентами. Используя патенты, добившийся успеха новатор может обеспечить временную монополию, хотя впоследствии конкуренты найдут способы выхода на выгодный рынок. Некоторые компании начинают выпуск новой продукции, ориентированной на сформировавшийся спрос, другие разрабатывают технологические новшества, создающие новые рынки».[4]
Еще более полное толкование термина «инновация» дал известный экономист Й.Шумпетер, связав термины «экономическое развитие» и «инновация», он определил их как появление чего-то нового, неизвестного ранее. Для Й.Шумпетера люди, которые занимаются и осуществляют инновации – предприниматели. Они создают новые, ранее неизвестные, комбинации факторов производства. Поэтому Й.Шумпетер полагал, что предпринимательская способность есть четвертый неизвестный классикам фактор производства.[5]
В тоже время и определение Й.Штумпетера не может считаться исчерпывающим. Очевидно, что инновацию не следует ограничивать только сферой предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность, коммерческая по своей природе, подразумевает получение прибыли (дохода). Отношения же между людьми не ограничиваются только экономической сферой. Например, важное место в жизни людей занимают политические отношения, искусство, проблемы сохранения окружающей среды и т.д. То есть то, что может быть отнесено к социальной сфере. Это не предпринимательство, не бизнес. Но и здесь возможны инновации, зачастую, кстати, имеющие последствия для экономики, что затем вполне может сказаться на развитии науки и техники.
Довольно емкое объяснение термина «инновация» дано в Кратком словаре современных понятий и терминов под общей редакцией В.А.Макаренко:
«Инновация (анг. innovation – нововведение, новшество от лат. innovatio – возобновление, обновление) – 1) вложение средств в экономику, обеспечивающее смену поколений техники и технологии; 2) новая техника, технология, являющаяся результатом достижений науч. – технич. прогресса; 3) выработка, синтезирование новых идей, создание новых теорий и моделей, претворение их в жизнь; политич. программы, имеющие, как правило, индивидуальный, неповторимый характер; 4) в языкознании – новообразование, относительно новое явление, преимущественно в морфологии».[6]
Таким образом, можно сказать, что инновации (нововведения, новшества, изменения) возможны во всех сферах деятельности человека. Где-то попалось на глаза такое определение инновации: инновация – это идея, имеющая своей целью обрести экономическое содержание и быть востребованной обществом.
Это определение очень емкое и точное, но можно предложить и другое, ориентированное на научно-технические и социально-экономические инновации.
Инновация есть результат трансформации идей, исследований, разработок, новое или усовершенствованное научно-техническое или социально-экономическое решение, стремящееся к общественному признанию через использование его в практической деятельности людей.
Соответственно, инновационная деятельность – это процесс осуществления инноваций. Она охватывает создание и внедрение:
новой продукции;

новых технологических процессов и форм организации производства;

нового рынка;

новых процессов управления и решения социально-экономических задач, соответствующих им финансовых инструментов и организационных структур.



новых предпочтений человека в духовной сфере.
Данная классификация, хотя и является несколько расширенной по сравнению с приводимыми другими авторами, не претендует на абсолютную правильность. Главное – понять суть термина «инновация» и отсутствие реальных ограничений для инновационной деятельности.
Появление инновации имеет две отправные точки:
А. Потребность рынка, то есть имеющийся спрос на определенный продукт (товар, услугу). Иначе говоря, это ответ на потребности рынка или маркетинговый вариант. Его можно также назвать эволюционным. К эволюционным также относятся, естественно, различные изменения в имеющихся на рынке продуктах (товарах, услугах). Например, изменения, приводящие к снижению издержек на производство или приданию более «товарного» вида продукции.
Б. «Изобретательство», то есть интеллектуальная деятельность человека по созданию нового продукта, направленного на удовлетворение спроса, который отсутствует на рынке, но может появиться с появлением этого нового продукта. То есть фактически это создание нового рынка. Это радикальный, революционный путь.
Эволюция позволяет в максимальной степени реализовать заложенный в идее существующего продукта потенциал и подготовить условия для перехода к новым идеям. Поэтому обществу для устойчивого и динамичного развития необходимо сочетание маркетингового (эволюционного) и изобретательского (революционного) направлений.
Еще К.Маркс отмечал большую разницу между издержками первоначальной постройки машины и издержками ее тиражирования. Затраты инноваторов могут быть столь значительны по сравнению с достигнутыми результатами, что они часто терпят крах, а процветают их последователи.[7]
С другой стороны, чрезмерное увлечение эволюционным, маркетинговым направлением не может обеспечить качественного сдвига в развитии общества. Таким образом, речь должна идти об оптимальных темпах внедрения инноваций. А проверяется это:
на уровне отдельного хозяйствующего субъекта – через динамику изменения масштабов деятельности плюс (для коммерческих организаций) через динамику прибыли;
для общества – через темпы экономического и социального развития.
ОЧЕВИДНОЕ БЫВАЕТ ОБМАНЧИВО (Банальность)

1.2. Стимулятор инновационной деятельности
Убытки и прибыли (или затраты и выгоды) – вот тот основной индикатор, с помощью которого рыночная экономика отбирает лучшие способы ведения дел (лучшие продукты, услуги) и отказывается от менее эффективных. Инновации нарушают существующее равновесие и создают новые условия для движения экономики к новому равновесию. Это нормальный деловой процесс, происходящий каждый день, каждую минуту и позволяющий обществу развиваться.
Кризисы, случающиеся вследствие каких–то катастроф, политических событий или ошибок в подходе к управлению различными аспектами жизни общества, являются действенным стимулятором для активной инновационной деятельности. Это естественно. Кризис – это свидетельство какого–то конфликта, противоречия. Нормальным ответом активной части общества на это противоречие является активный поиск путей его преодоления.
Например, резкое увеличение цен на нефть в 1973 году, замыслявшееся как мощное средство шантажа арабскими странами промышленно развитых государств за поддержку Израиля в Ближневосточном конфликте, явилось мощным стимулом для поиска путей более экономного использования природных ресурсов. В результате, энергоемкость ВВП стран «G-7», «Большой или Великой семерки», семи ведущих держав (США, Японии, Германии, Великобритании, Франции, Италии и Канады), упала к 1989 году в 4 раза по сравнению с 1973 годом.
Проявился интерес к альтернативным источникам энергии (солнечной, ветряной, геотермальной). По-новому, с учетом достижений науки были просчитаны мировые запасы нефти, которые оказались, кстати, чуть ли не в 1,5 раза больше, чем предполагалось ранее. Ряд стран Северной Европы активизировали добычу углеводородного сырья в Северном море и т.д.
Все это привело к ослаблению зависимости ведущих западных стран от нефтедобывающих и снижению цены на нефть.
В качестве примера ошибок в подходе к управлению экономическими процессами можно привести ситуацию, сложившуюся в США в 70-80-х годах 20 века, и ее преодоление. Тогдашняя американская практика делового администрирования рассматривала стабильность организационных структур, форм и методов управления в качестве важнейшей предпосылки эффективности. На рынке господствовали огромные компании мирового значения. Средства, выделяемые на проведение научных исследований и внедрение их результатов, направлялись в основном на совершенствование уже существующих изделий и технологических процессов или на выпуск новых товаров, производство которых базировалось на уже освоенных технологических принципах. Например, в автомобильной промышленности большая часть средств направлялась на изменение внешнего вида автомобиля.
В результате некоторые традиционные отрасли американской экономики оказались устаревшими по сравнению с конкурентами. Потребовалась радикальная модернизация этих отраслей, а также принятие мер по предотвращению потери конкурентоспособности экономики страны в целом.
США нашли выход в создании условий для резкой активизации интеллектуального потенциала, прежде всего через создание благоприятных условий для инновационной деятельности. Особенно успешной оказалась поддержка так называемых «венчурных» или «рисковых» компаний. Был творчески осмыслен тот факт, что основная масса полезных для общества принципиально новых (революционных) инноваций появилось благодаря инициативе и предприимчивости отдельных инноваторов, создавших новые компании с целью коммерческого использования своих разработок.
Высокая результативность малых венчурных компаний в условиях потери США своих позиций в мировом производстве и мировой торговле заставило американскую администрацию провести целый ряд законодательных мероприятий, способствующих созданию и развитию венчурных компаний. Результат известен из сегодняшней практики.
Аналогичным образом – инновациями – активная часть человечества отвечает на природные и техногенные катастрофы. Например, в ответ на землетрясения были разработаны проекты сейсмостойких домов, системы мониторинга и ранее предупреждения землетрясений, и так далее.
Из всего сказанного выше следует, что инновационная деятельность очень проста. Надо увидеть противоречие и суметь его снять («разрешить»).
Еще Микеланджело говорил про свой труд:

Я ПРОСТО БЕРУ КАМЕНЬ И ОТСЕКАЮ ВСЕ ЛИШНЕЕ


[1] Уайт П. Управление исследованиями и разработками / Сокр. пер. с англ. под ред. Д.Н.Бобрышева. – М.: Экономика, 1982, с. 23.

[2] Пасс К., Лоус Б., Пендлтон Э., Чедвик Л. Большой толковый словарь бизнеса. Русс.-англ., англ.-русс. – М.: Вече, АСТ, 1998, с. 172, 283.

[3] Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями/ Сокр. пер. с англ./ Авт. предисл. и науч. ред. К.Ф.Пузыня. – М.: Экономика, 1989, с. 34.

[4] Бизнес: Оксфордский толковый словарь. Англ.-русс. – М.: Изд-во «Прогресс-Академия», изд-во РГГУ, 1995, с. 318.

[5] К числу ресурсов, необходимых для производства товаров, т.е. факторов традиционно относят: землю, включая все природные ресурсы; труд и капитал, то есть: деньги, активы, оборудование и т.п. Каждый из этих факторов имеет цену, а именно: арендная плата за землю, заработная плата, процент за капитал. Й.Штумпетер добавил предпринимательские способности: умение организовывать и управлять, изобретательность, готовность к риску. Цена 4-го фактора – прибыль.

[6] Краткий словарь современных понятий и терминов (3-е изд., дораб., и доп./ Н.Т.Бунимович и др. Сост., общ. ред. В.А.Макаренко. – М.: Республика, 2000, с.201.

[7] См. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 25, ч. 1, с. 116.
1.3. Являются ли инновации самоцелью и кто такие инноваторы
Являются ли инновации самоцелью? Да, но только для очень узкого круга людей. Для тех, кто является авторами идеи или настолько сжился с нею, вложил в ее реализацию свои силы, знания, опыт, что фактически стал полноправным ее соавтором. Только для этих людей (и то не для всех) инновация является самоцелью как средство самоутверждения, доказательство их творческой активности и состоятельности в профессиональном плане.
Для остальных людей важны только последствия внедрения инновации.
Не секрет, что многие полезные для общества идеи оказывались нереализованными только из-за того, что их потенциал не был должным образом раскрыт и представлен. Сделать это лучше могут лишь те, кто готов бороться за претворение идеи в жизнь, потому, что имеют самое непосредственное отношение к ней, являясь автором, соавтором или просто приобщенным к её рождению и развитию.
Продуктивная идея, в которой заинтересованы многие, имеет значительно больше шансов для выживания. Поэтому встает вопрос о ?персонализации? идеи и связанном с этим энтузиазмом ее авторов (соавторов).
Задача инноватора состоит именно во внедрении инновации в практическую деятельность людей. А здесь открывается широкое поле для деятельности.
Как представляется, инноватором можно считать:
изобретателя, преодолевающего преграды, связанные с внедрением его изобретения (идеи);

посредника (консультанта), ориентирующего общественное мнение или предпринимательские структуры на пользование инновацией;

администратора или владельца предпринимательской структуры, приобретающего на законном основании права пользования изобретением (идеей) и внедряющего его в обиход;

государственного служащего, общественного деятеля, продвигающего изобретение (идею) для придания общественного значения и внедрения в практику государственного управления или общественной жизни.


Способность к инновациям как личное качество человека давно занимает исследователей. Одно из исследований, проведенное в Гарвардском Медицинском центра (США) показало, что из 100 человек:
60 ? обладают ?умеренной? и ?некоторой? творческой потенцией;

чуть менее 30 ? не проявляют вообще или проявляют в очень малой степени творческую активность;

10 ? обладают ?высокой? творческой потенцией;

1 ? одарен ?исключительной творческой потенцией? и способен к выдающимся достижением в областях от искусства до предпринимательской деятельности.[8]


Кем, прежде всего, является инноватор, чем он отличается от других людей кроме некой ?творческой потенции?? Р.Уотермен утверждает, что инноватор ? это не фанатик ? крестоносец. Он разумный оптимист.[9] С этим утверждением можно согласиться лишь отчасти. Прежде всего инноватор ? это человек, способный видеть проблему по-другому, не как все. Сродни известному иноходцу В.Высоцкого. Причем способный не только видеть, но и предпринимать некие усилия в направлении, понятного вначале быть может только ему, решения.
Как представляется, инноватор ? это личность, критически относящаяся к авторитетам и к общепринятому, ?стандартному?. Он может и не показывать свой критическое отношение, как хамелеон, сливаясь с окружающей средой. Но суть его от этого не меняется. Если он и не крестоносец (а в понятие ?крестоносец? мы вкладываем несколько иной смысл по сравнению с европейцами и североамериканцами), то достаточно настойчивый и целеустремленный человек. Он готов ?грудью встретить? неприятности, которые, как показывает практика, будут его преследовать. Он должен быть готов к тому, что во время демонстрации инновации перед ?нужными? людьми произойдет сбой (так называемый ?визит ? эффект?), потенциальный инвестор ?влетит? в долги и окажется некредитоспособным, а человек, который очень мог бы ?поспособствовать? ? уволится.
Перенести это инноватору и его семье очень не просто. Но ?взявшись за гуж ??.
Да, многими из инноваторов владела и владеет жажда наживы. Даже если не очень-то владеет (вспомним, сколько отчисляет на благотворительность тот же Билл Гейтс), но нажива была и остается формой самоутверждения. Перефразируя классиков, можно сказать: ?Наличность ? критерий истины?. Успех или неудача во многом измеряются количеством денег. Других интересуют карьерные соображения. Это тоже нормально, не лучше и не хуже. Хотя есть и другие точки зрения. Так, Н.Паркинсон утверждает: ?Делать деньги ? занятие не из самых благородных, но есть и куда более порочные желания. Стремление к власти, например?.[10]
К чести инноваторов можно отметить, что деньги для них зачастую не самое главное. Вот как мотивировал свои действия один из основоположников венчурного ?движения? Т.Перкинс: ? Деньги, которые мы делали, на самом деле являлись побочным продуктом ? нами двигало желание создавать успешные компании, находящиеся на острие удара, развивающие изумительные технологии, которым предстояло перевернуть мир?.[11]
Для общества в целом, в отличие от отдельных идеалистов и моралистов, важно не то, что двигает человеком, какой он изнутри, а что приносит его деятельность обществу. То есть, что имеется ?в сухом остатке?. Вообще, часто люди испытывают восторг и благоговение перед отдельными личностями, называют их гениями за тот вклад, который они внесли в развитие культуры, науки и пр. Но далеко не всегда эти личности, их поступки соответствуют вызванным восторгам. Не все же такие практически идеальные люди, как академик В.Вернадский. Он ? исключение, а не правило. Взять, хотя бы, такие громкие имена, как А.Пушкин, Л.Толстой, Ф.Достоевский и других российских литераторов, признанных не только на родине, но и в мире. Негативных фактов их биографии можно найти немало. Но разве их ошибки и неблаговидные поступки умаляют то, что они дали русской и мировой культуре? Очевидно, нет. Можно привести массу примеров и относительно иностранцев. Все то же самое. Близкие, безусловно, могут страдать. Для всех же остальных важен результат.
Как говорят: ?Хороший человек ? это не профессия?. К тому же практика показывает, что среди инноваторов много порядочных людей. Может быть, ничуть не меньше, чем среди других. В процентном, естественно, отношении. Но кто же считал?
Есть основания полагать, что инноваторы большие индивидуалисты, чем многие иные. Одна из причин их индивидуализма состоит в том, что инновационная деятельность начинается с идеи, которую инноватор ?родил? или ?подхватил?. Эта идея может и не иметь необходимой определенности, четкости. Многое еще построено на догадках, которые довольно убедительны для инноватора, но малоубедительны для остальных.
Даже вынужденное объединение с другими людьми, необходимое для достижения цели, не делает их подлинными коллективистами, если под коллективизмом понимать ?принцип общественной жизни и деятельности людей, проявляющийся в сознательном подчинении личных интересов общественным, в товарищеском сотрудничестве и взаимопомощи?.[12]
Поэтому инновационный тип дает лучше результаты там, где общество более терпимо относится к ?не таким, как все?, к инакомыслящим.
Кстати, в этой связи интересно обратиться к особенностям российского национального характера, описанным В.О.Ключевским. Он утверждал, основы национального характера сформировались в XIII веке с перемещением хозяйственной деятельности из степей современной Украины в Верхнее Поволжье (Владимирско-Суздальскую Русь). С тех пор россиянин приучался к чрезмерному кратковременному напряжению сил, привык работать скоро, лихорадочно и споро. Капризу природы противопоставляет каприз своего характера. Лучше работает один, когда на него никто не смотрит. Он индивидуалист.[13]
Не в этом ли причина изобретательности россиян? И причина не слишком успешной работы в промышленности, где труд отличается системностью и определенной монотонностью?
Вот только быть инакомыслящими у нас имели право только юродивые.
Судя по всему, ментальность россиян за эти 8 ? 9 веков практически не изменилась. Вот и известный практик управления, мэр Москвы Ю.Лужков свидетельствует: ?Россияне отдают предпочтение импульсной, напряженной, находящейся на грани физических возможностей одноразовой уникальной работе по сравнению с повседневным, однообразным пусть и более доходным и менее напряженным трудом. Субботник для нас более приемлем, чем повседневная уборка мусора?.[14]
Таким образом, специфика российского менталитета очень хорошо вписывается в наиболее творческую часть инновационной деятельности, когда еще велик риск, неопределенность, перегрузка умственная и физическая, то есть работа ?на рывок?.
Потом, когда надо пунктуально ?доводить? инновацию до совершенства, превращать ее в ?норму жизни?, в обыденное явление, россияне начинают проигрывать нациям с более ?организованным? характером, например, немцам, японцам, китайцам и др. Особенностью российского производства является недоработка. Как утверждает Ю.Лужков, это характерно не только для конечной продукции, но и на каждом этапе, ?в любой детали что-то не дорабатывается, остаются мельчайшие недоделочки, невыверенности, несовершенства? И дело не в квалификации ?, не в технологическом неграмотности, а ? в образе цели, основанном на все тех же непереводимых ?авось?, ?небось?, да ?как-нибудь?.[15]
Справедливости ради надо заметить, что после того, как в цеха европейских производителей техники пришли рабочие ? эмигранты из некоторых стран Азии и, особенно, Африки, вера в хваленое европейское качество упало под давлением реалий жизни. Так, РосБизнесКонсалтинг сообщает из Лондона (от 08.09.2000), что по данным издания ?Which Car 2000?, издаваемого ассоциацией потребителей, такие всемирно известные автомобили, как Citroen, Ford, Land Rover, Peugeot, Renault, Rover, Saab, Vauxhall и Volvo, отнесены к числу плохих. Лидируют прежде всего японские, а также корейские автомобили, которые отнесены к числу ?лучших? и ?просто хороших?. В перечень ?просто хороших? попали европейские: Mercedes, Volkswagen и Skoda.
Из практики известно, что к индивидуализму склонны предприниматели. Наряду с предпринимателями наиболее склонны к индивидуализму люди творческих профессий: ученые, художники, музыканты. Оставим в покое художников и музыкантов. Понятно, что они тоже прирожденные инноваторы, иначе им просто нечего делать в искусстве. Нас более интересуют ученые и результат их труда.
Только в конце XIX века наука, ранее являвшаяся как бы разновидностью искусства, начала превращаться, как говорил К.Маркс, в производительную силу общества. К этому времени предложенные фундаментальной наукой объяснения природных явлений, например, электрических, стали, как кто-то заметил, уже мало понятны или недоступны здравому смыслу сколь угодно одаренных, но специально не подготовленных изобретателей.
Конечно, значительная часть достижений науки еще не была востребована промышленностью. Но уже стали появляться инновации, созданные в результате научной деятельности. Какие ? то ученые совмещали собственно науку (?чистую? или фундаментальную) с практическим использованием ее результатов, другие ? нет. Но появился новый тип ученого ? прикладника, сознательно ориентированного на достижение коммерческого результата внедрения научного знания, то есть инноватора. Появилось и разные формы научных организаций.
ECCE HOMO ? СЕ ЧЕЛОВЕК (Евангелие от Иоанна, 19, 6)

1.4. ?Физики? и ?лирики?
Кто важнее ? физики или лирики? Такова была самая модная тема для интеллектуальной дискуссии в 60-х годах. Она потихоньку затихла. А спор рациональна инновационная деятельность или нет, не утихает.
Однако эти термины, ?физики? и ?лирики?, можно использовать для обозначения подходов к деятельности инноваторов. И, соответственно, характера инновационной деятельности. Рациональна ли эта деятельность как физика, или иррациональна, как лирика?
Каждая успешная инновация начинается с творческой идеи. Часть исследователей достаточно твердо придерживается позиции, что само по себе творчество не поддается планированию, и идеи часто появляются спонтанно, в результате некой вспышки вдохновения. Инновационная деятельность хорошо описана в лучшем, как представляется, производственном романе ?всех времен и всех народов?. Речь идет о романе А.Хейли ?Колеса?. Автор, ссылаясь на опыт специалистов, утверждает, что в ряде случаев ?самые удачные идеи рождаются неожиданно, словно взметающая в небо ракета, во время задушевных бесед поздно ночью, когда люди сидят и вслух размышляют, положив ноги на стол?.[16]
На самом деле, и это знает любой творческий человек, неожиданные идеи приходят, например, под душем или во время просмотра по телевизору какой-нибудь ерунды. Один из героев романа ?Колеса? как бы случайно находит решение по концепции нового автомобиля. Его взгляд останавливается на фотографии лунной капсулы ?Аполлона-11? и он предлагает сконструировать автомобиль ? уродливый по существующим представлениям, но настолько отвечающий потребностям и девизу ?века целесообразности?, что покажется прекрасным.[17] Идея, как представляется, блестящая. Таких творцов вполне можно назвать лириками.
Иной точки зрения относительно рациональности инновационной деятельности придерживаются сторонники системного метода создания научно-технических инноваций, известного как ?Теория решения изобретательских задач? или сокращенно ?ТРИЗ? Г.Альтшуллера. Альтшуллер выдвинул идею, что инновационная деятельность рациональна, так как развитие технических систем определяется объективными, познаваемыми закономерностями. Этим законам подчиняются любые технические системы ? от самых простых до самых сложных. Понятно, что сторонников рациональности инновационной деятельности можно обозначить как ?физиков?.
На основании 40-летнего изучения огромного массива патентной информации, Г.Альтшуллером и его последователями, как они заявляют, эти законы были выявлены. По мнению адептов, к концу 80-х годов ?решательная? способность ТРИЗа была доведена до высокого уровня. В научно-технической области ТРИЗ успешно сочетается с методом ФСА (функционально-стоимостного анализа).
ФСА ? действительно эффективный метод снижения издержек производства. Он также известен под другими названиями. Например, в США, как Value Analysis или Value Engineering. При анализе нового продукта на стадии создания, ФСА предполагает абстрагирование от конкретных имеющихся решений и концентрацию всего внимания на выполняемых функциях. То есть, при проведении ФСА описывается продукт (в том числе, например, некая организационная структура) в виде основных, вспомогательных и излишних функций. В результате появляется возможность выявить зоны функциональной недостаточности и неоправданных затрат, формулировать и решать задачи по устранению этих узких мест.
При анализе конкретного, но уже представленного на рынке продукта, его конструкция раскладывается на отдельные детали, для каждой из которых должен быть найден ответ на простой вопрос: ?Какую функцию выполняет эта деталь??.
Таким образом, в конструкции можно обнаружить, как это ни странно, детали, функционально неоправданные. Известен, в частности, пример с поездом метро. Его создавали специалисты в области железнодорожного транспорта. У нас и сейчас далеко не везде есть железнодорожные платформы, достигающие уровня пола вагона. А в 30-е годы тем более. Для того чтобы подняться ?с земли? надо за что-то ухватиться рукой. Значит, нужна специальная ручка или поручень. А в метро ? платформы находятся на уровне пола вагона. Следовательно, такой поручень не нужен.
Правда, в последнее время опять появились вагоны с поручнями. Не у каждой, правда, двери. И часто с одним поручнем, а не с двумя, как на железнодорожном вагоне. Возможно, что они нужны для ремонтников и уборщиков в депо. Но это только предположение.
Можно также рассмотреть возможность замены одного материала другим, более дешевым, практически без ухудшения качеств изделия и т.д.
Следует заметить, что во времена директивной экономики в нормы расхода материалов на новое изделие всегда закладывался ?жирок?. Это знали и разработчики, и изготовители. Затем, без всякого ФСА, выполнялось традиционное плановое задание по снижению материалоемкости.
Понятно, почему метод ФСА хорошо ?состыковывается? с ТРИЗ. Оба метода используют ?дробление? конструкции какого-то изделий или системы.
Утверждается, что в настоящее время ТРИЗ успешно применяется для решения научно-технических задач в целом ряде крупных мировых компаний. Эмигрировавшие на Запад, главным образом в США, последователи Г.Альтшуллера, через проведение различных акций, в том числе, семинаров и консультаций, сделали метод известным таким компаниям, как Johnson&Johnson, Kodak, Gillette, Ford Motors, General Motors, Xerox, UNISYS, 3M, Rockwell Int., Motorola и др.
Это вполне возможно, если учесть, что речь идет о крупных компаниях, большинство из которых определенно сосредоточено на эволюционных инновациях. Для усовершенствования существующих конструкций вряд ли можно придумать чего-нибудь лучше.
В то же время, очевидно, что многие инноваторы, в частности, изобретатели, поступают таким образом, как будто хотя бы частично используют методику ТРИЗ. Правда, они не задумываются, о том какой метод они применяют. В их понимании они просто системно мыслят. Для них естественен примерно следующий ход мыслей:
Почему это делается так, а не иначе?

Как можно сделать иначе?

Почему это должно быть сделано?

Что еще может быть сделано?

Где это может быть сделано?

Где это следовало бы делать?

Когда это можно сделать?

Какие ресурсы для этого необходимы?

Где их взять?

Что будем иметь в итоге?


Для них такой подход ? совершенно естественное дело. Вроде как говорить прозой. Помните, какое открытие было для мольеровского г-на Жудена, что он говорит прозой? ? ?Честное слово, я и не подозревал, что вот уже более сорока лет говорю прозой?.[18] В принципе подходы ?физиков? и ?лириков? схожи. Только просчитывать революционные инновации значительно сложнее.
Человек, который занимается революционными инновациями, помимо обычных деловых качеств должен обладать предвидением жизненности идеи в условиях повышенной неопределенности. Представляется, что у ?лириков? это получается лучше. Зато потом уж ?физики? ?вернут свое?. Но это сугубо частное мнение.
ИННОВАЦИЯ УНИКАЛЬНА И ПОЭТОМУ ИНДИВИДУАЛЬНА

(Чье-то изречение)


[8] Долан Э.Дж., Линдсей Д. Микроэкономика / пер. с англ. ? СПб, Изд-во АО ?Санкт ? Петербургский оркестр?, 1994, с. 329.

[9] Уотермен Р. Фактор обновления: Пер. с англ./Общ. ред. В.Т.Рысина. ? М.: Прогресс, 1988, с. 35.

[10] Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона: Сборник: Пер. с анг. ? М.: Прогресс, 1989, с. 247.

[11] См. http://archive.expert.ru/internet/00/00-34-75/vld.htm

[12] Словарь иностранных слов. ? 18-е изд., стер. ? М.: Рус. яз., 1989, с.241.

[13] См.Ключевский В.О.. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Кн. 1. ? М.: Мысль, 1993,с. 278 ? 280.

[14] Лужков Ю. Российские ?законы Паркинсона?. ? М.: Изд-во ?Вагриус?, 1999, с. 55-56.

[15] Лужков Ю. Российские ?законы Паркинсона?. ? М.: Изд-во ?Вагриус?, 1999, с. 54.

[16] Хейли А. Колеса. ? М.: Издательство АСТ, 2000, с.235.

[17] Хейли А. Колеса. ? М.: Издательство АСТ, 2000, с.244 ? 245.



[18] Мольер Ж.-Б. Мещанин во дворянстве. ? Библиотека всемирной литературы. Серия первая, т. 44, с. 461.


следующая страница >>
Смотрите также:
Патенты, товарные знаки vkontakte ru/club15304128 Инновационная сага В. Коновалов
1665.43kb.
7 стр.
Бюллетень Роспатента "Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров"?
92.46kb.
1 стр.
Спецификация на поставку программного обеспечения в случае если в тексте спецификации указаны ссылки на товарные знаки, их следует читать в сопровождении слов «или эквивалент»
98.46kb.
1 стр.
Товарные знаки и знаки обслуживания Прежде всего, следует уточнить соотношение понятий «бренд», «торговая марка»
244.56kb.
1 стр.
Ямаха корпорейшн
42.8kb.
1 стр.
Федеральная таможенная служба
121.18kb.
1 стр.
Федеральная таможенная служба письмо от 2 июля 2009 г. N 14-42/30456 о товарных знаках "uvex"
48.28kb.
1 стр.
Федеральная таможенная служба письмо от 15 февраля 2010 г. N 14-42/6711 о товарных знаках компании volkswagen
36.18kb.
1 стр.
Содержится указание на товарные знаки
37.68kb.
1 стр.
Аннотации Коновалов Александр Борисович
114.03kb.
1 стр.
Федеральная таможенная служба письмо от 24 февраля 2009 г. N 14-42/7618 о товарных знаках компании "carlsberg breweries a/S"
133.6kb.
1 стр.
Федеральная таможенная служба письмо от 7 октября 2009 г. N 14-42/47555 о товарных знаках компании "brother industries, ltd."
50.51kb.
1 стр.