Главная
|
страница 1
Рекомендации
по организации деятельности школьной психологической службы
I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
-
Должность педагога-психолога вводится на основании инструктивного письма МОиН Республики Казахстан «О введении должности психолога в организациях образования» в пределах утвержденного фонда заработной платы.
-
Педагог-психолог образования является специалистом с высшим образованием, уравненным в отношении оплаты, присвоения разряда, пенсионных гарантий, а также других профессиональных прав и гарантий с педагогическим персоналом образовательных учреждений, вне зависимости от конкретного места его работы: образовательные учреждения (детские сады, школы разного профиля, детские дома, интернаты и др.), районные, городские, областные, региональные психологические центры образования.
-
Виды и время работ согласовываются с администрацией школы. Должность педагога-психолога относится к должности педагогических работников. Трудовой отпуск педагога-психолога составляет 56 календарных дней (Постановление Правительства РК от 03.09.1999г. № 1304 «Об утверждении Перечня должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц»).
-
Общее количество рабочего времени педагога-психолога составляет 36 часов в неделю. Из них 18 часов предусмотрено для использования на непосредственную индивидуальную, групповую, профилактическую, коррекционную, развивающую, учебно-воспитательную, культурно-просветительную работу с обучающимися, экспертно-консультативную и профилактическую работу с родителями и педагогами. Остальные 18 часов – на подготовку к индивидуальной и групповой работе с обучающимися, воспитанниками; обработку, анализ, обобщение полученных результатов, подготовку к экспертно-консультационной и профилактической работе с педагогами и родителями; заполнение аналитической и отчетной документации, на организационно-методическую работу, повышение квалификации, самообразование (Письмо Министра образования и науки РК от 30 ноября 2004г. за № 3518-2-12316/07-5-1 Профсоюзу работников образования и науки РК, выписка из журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения» № 4, 2007 год, стр. 83) с учетом дополнительной нагрузки не должно превышать 40 часов в соответствии с нормами трудового законодательства.
-
На должности педагога-психолога образовательных учреждений разного профиля, районных, городских, региональных центров психологической службы образования могут работать специалисты с базовым психологическим образованием, а также лица, имеющие высшее образование и прошедшие специальную переподготовку в области детской практической психологии, психологической службы образования на факультетах и курсах переподготовки.
-
Должности педагогов-психологов устанавливаются на основе категории в каждой организации образования – не менее одного педагога-психолога на учреждение. В образовательных учреждениях, имеющих более 500 воспитанников (учащихся), количество ставок педагогов-психологов увеличивается.Количество ставок определяется в соответствии с Постановлением Правительства РК от 30.01.08 № 77 «Об утверждении Типовых штатов работников государственных организаций образования и перечня должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц.
-
В образовательных учреждениях, имеющих более 500 воспитанников (учащихся), при наличии 1 ставки педагогов-психологов необходимо предусмотреть делегирование полномочий, не требующих специальных психологических знаний, другим структурным единицам (заместителю директора по воспитательной работе, заместителю директора по социальной работе, организаторам детского досуга, классным руководителям).
-
В учреждениях образования, имеющих 2 ставки педагогов-психологов необходимо предусмотреть равномерное распределение рабочих программ в соответствии с направлениями деятельности, ответственность за их исполнение закрепить в должностных инструкциях.
-
В учреждениях образования с предусмотренными 2 ставками педагога-психолога закрепить руководство и контроль за деятельностью психологической службы в части равномерного распределения функциональных обязанностей и качества их выполнения за директором.
-
Педагоги-психологи имеют двойное подчинение по административной и по профессиональной линиям. Административное управление осуществляется отделами психологической службы республиканских, региональных, городских и районных управлений и департаментов образования, руководителями образовательных учреждений. Профессиональное управление осуществляется через сеть психологических центров разного уровня.
-
Выбор приоритетных направлений работы, соотношение различных видов работ определяются потребностями образовательного учреждения и количеством штатных и внештатных единиц психологов, которым оно располагает.
-
Педагог-психолог не выполняет обязанности административных работников и служащих, относящиеся к курированию предметов, административному дежурству, является медиатором в спорных вопросах между администрацией, педагогами, учащимися и родителями, входит в состав конфликтной комиссии.
-
Для работы педагога-психолога в образовательном учреждении выделяется специальный кабинет, обеспечивающий необходимые условия для проведения работы. Районные, областные, городские, региональные центры оборудуют рабочие места психологов и других специалистов в соответствии с их функциональными обязанностями.
-
Психолог работает на базе создаваемого в учебном заведении кабинета психолога, размещаемого в отдельном помещении и располагающего необходимыми условиями для проведения комплекса диагностических, коррекционных и профилактических видов работы с учащимися и членами педагогического коллектива. Руководство кабинетом педагога-психолога осуществляет педагог-психолог по должности.
-
Оформление и содержание кабинета в образовательном учреждении может оплачиваться практическому психологу в соответствии с нормативами, установленными для педагогов-предметников.
-
Педагоги-психологи ведут учет проводимой работы и представляют отчетность по административной и профессиональной линиям. Отчет психологической службы образовательного учреждения включается в отчетную документацию учреждения.
-
В школах, где работают 2 и более педагогов-психологов, ведется единая документация действующей психологической службы, в соответствии с номенклатурой и требованиями к ведению документации независимо от языка обучения, распределения функциональных обязанностей.
-
Педагог-психолог в своей практической деятельности реализует диагностическое, профилактическое, развивающее, коррекционное и другие направления в организации психологической службы учебного заведения.
-
Все направления деятельности педагогов-психологов должны быть подчинены реализации общей образовательной цели в рамках функционирования единой психологической службы школы.
II Функциональные обязанности
-
Педагог-психолог осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического и социального благополучия обучающихся (воспитанников).
-
Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения (вариативный и инвариантный блоки) в соответствии с задачами основных ступеней среднего общего образования.
-
Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, родителей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
-
Участвует в планировании, разработке и проведении развивающих и коррекционных занятий в соответствии с программой образовательной деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей обучающихся (воспитанников).
-
Входит в состав социально-психологической службы учреждений образования, осуществляет сотрудничество с членами социально-психологической службы в вопросах оказания своевременной, эффективной психологической помощи и поддержки детей и их родителей.
-
Осуществляет психологическую поддержку реализации государственных программ, межведомственных планов.
-
Обеспечивает психологическое сопровождение ОЭР школы (образовательного учреждения) и других программ, заявленные администрацией и утвержденные на педагогическом совете.
-
Выявляет детей с низким уровнем психического развития, проводит его психолого-педагогическую коррекцию.
-
Осуществляет мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации; определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, и принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной).
-
Принимает участие в работе по определению профиля обучения учащихся.
-
Консультирует педагогов по вопросам практического применения психологической науки, способствует повышению социально-психологической компетентности педагогов, родителей.
-
Проводит просветительскую работу со всеми категориями образовательного процесса в соответствии с поставленными задачами.
-
Ведёт документацию по установленной форме:
-
план работы педагога-психолога образовательного учреждения (Форма 1);
-
вариативный блок методик по реализации психологического сопровождения УВП школы (Форма 2);
-
заключение по результатам проведенного психодиагностического исследования (Форма 3);
-
журнал консультаций психолога (Форма 4);
-
журнал учета групповых форм работы (Форма 5);
-
журнал учета коррекционно-развивающих занятий по программе (Форма 6);
-
карта психолого-медико-социальной помощи ребенку (Формы 7);
-
авторские программы; требования к авторским программам (Форма 8);
-
аналитический отчет о работе педагога-психолога (Форма 9);
-
необходимая дополнительная документация.
-
Должен знать:
-
Конституцию Республики Казахстан
-
Законы Республики Казахстан «Об образовании», «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями», «О правах ребенка в Республике Казахстан» и другие нормативные правовые акты по вопросам образования;
-
Теорию педагогики, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, учебные планы и программы;
-
Основные направления развития и достижения педагогической науки;
-
Основы законодательства о труде;
-
Концепцию среднего общего образования РК с 12-летним сроком обучения.
15. Педагог-психолог имеет право:
-
Выбирать формы и методы работы с учащимися и их родителями, преподавателями и другими работниками учебного заведения устанавливать очередность проведения различных видов работ, выделять приоритетные направления работы в определенный период.
-
Выходить с предложениями в руководство учебного заведения по вопросам создания условий, необходимых для успешного функционирования психологической службы.
-
Изучать любую документацию по организации учебно-воспитательного процесса, личные дела учащихся, преподавателей и других работников учебного заведения.
-
Принимать участие в заседаниях структурных подразделений учебного заведения по обсуждению результатов исследований конкретных личностей и коллективов учебных групп, вопросом создания педагогического коллектива и коллективов учебных групп, коррекционных и развивающих программ, аттестации преподавателей и т.д.
-
Проводить в коллективе учебного заведения групповые и индивидуальные психологические обследования. В этих целях: создавать, использовать и корректировать психологические тесты с учетом социальных, национальных, культурных и др. особенностей региона.
-
Поддерживать постоянную деловую связь с кафедрами, лабораториями психологии вузов, НИИ и ассоциации практических психологов по вопросам практической работы учебного заведения.
-
По заявке и существующему запросу, давать рекомендации администрации по вопросам рациональной расстановки членов педагогического коллектива на рабочих местах; кандидатурам соискателей на административной должности и по назначению классных руководителей: методике формирования совета ученического самоуправления и актива общественных организаций; разрешению конфликтов между преподавателями и учащимися и действиями администрации; по профилактике неблагоприятного психологического климата в учебном заведении; оптимизации нагрузки преподавателей и учащихся в учебное и внеучебное время; по методике комплектования учебных групп; по вопросам гуманизации и демократизации всего учебно-воспитательного процесса.
-
Повышать квалификацию и проходить аттестацию в соответствии с нормативными документами по аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц.
III Ответственность педагога – психолога
-
Педагог – псиихолог несёт персональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических и коррекционных методов, обоснованность выдаваемых рекомендаций.
-
Педагог – психолог несёт ответственность за сохранение протоколов официальных обследований, за ведение документации в соответствии с порядком, установленным настоящим положением.
-
Педагог– психолог несёт ответственнсть за сохранение професссиональной тайны: не распространяет сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними может нанести ущерб учащимся или его окружению, а также в тех случаях, когда испытуемым были даны гарантии анонимности результатов исследования.
Смотрите также:
Рекомендации по организации деятельности школьной психологической службы I общие положения должность педагога-психолога вводится на основании инструктивного письма моин республики Казахстан «О введении должности психолога в организациях
87.84kb.
1 стр.
Минобразования РФ от 28. 10. 2003 n 18-52-1044ин/18-28
135.66kb.
1 стр.
Педагога-психолога. Общие положения
78.99kb.
1 стр.
Педагога- психолога Вознесенской мсош №3 Морозовой Лилии Владимировны На 2009-2010 учеб год
156.16kb.
1 стр.
О введении в штаты дошкольных учреждений
11.36kb.
1 стр.
Деятельности педагога-психолога. Выбор приоритетных направлений
310.65kb.
1 стр.
План Введение Определение психологической службы образования Цель психологической службы образования Задачи психологической службы образования Актуальное и перспективное направления в деятельности психологической службы Заключение
166.97kb.
1 стр.
Методические рекомендации к организации кабинета педагога-психолога дошкольного учреждения
124.92kb.
1 стр.
Методическая разработка показательного занятия педагога-психолога и социального педагога пу №23 по теме: «Вступая во взрослую жизнь»
177.25kb.
1 стр.
План практического психолога на 2011-2012
75.77kb.
1 стр.
Закон Республики Казахстан от 28. 06. 1995 n 2350 "о нефти" Глава общие положения статья Основные понятия, используемые в настоящем Законе
466.13kb.
2 стр.
Нормативы по физической подготовке в органах военной прокуратуры Общие положения
471.88kb.
3 стр.
|
|