Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 «Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники» УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе и социальным вопросам __________________ А.А.Хмыль « ____ » ______________ 2010г. Регистрационный № УД-10М 33-02/1 /р.
Учебная программа для магистрантов специальности: 1-33 80 02 Геоэкология Кафедра экологии Очное обучение Заочное обучение Семестр (семестры ) ______1, 2______ Семестр (семестры ) _____1, 2_____ Лекции ___58___(количество часов) Лекции ___16___(количество часов) Практические (семинарские) занятия Практические (семинарские) занятия ___18__(количество часов) ___6___(количество часов) Лабораторные занятия Лабораторные занятия ___—____(количество часов) ___—___(количество часов) Зачет_____1_____(семестр) Зачет______1____(семестр) Экзамен___2____(семестр) Экзамен____2___(семестр) Реферат ____—___(семестр) Реферат ____—____(семестр) Контрольная работа___—__(семестр) Контрольная работа___1__(семестр) Всего аудиторных часов Всего аудиторных часов по дисциплине ___76__ по дисциплине ___22__ Самостоятельная работа___76___ Самостоятельная работа___130___ Всего часов Всего часов по дисциплине___152__ по дисциплине___152___
Учебная программа составлена на основе типового учебного плана «Геоэкология» (специальность (1-33 01 02) первой ступени высшего образования).Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры экологии протокол № __17_ от ____24.05.2010 Заведующий кафедрой экологии И.И. Кирвель СОГЛАСОВАНО Начальник УПНКВК______________Д.В.Лихачевский « ___ » ___________ 2010 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель преподавания дисциплины. Дисциплина «Современные проблемы геоэкологии» является обобщающей и включает в себя разделы: «Антропогенное воздействие на окружающую среду», «Биота Республики Беларусь», «Инженерная экология», «Экология наших вод». Раздел «Антропогенное воздействие на окружающую среду» формирует научное представление о взаимодействии человека и окружающей среды, как единой системы; о последствиях антропогенного воздействия на все сферы обитания живых организмов. Раздел «Биота Республики Беларусь» является специальным курсом в системе подготовки магистров по специальности «Геоэкология», в которой изучаются вопросы географического расположения Беларуси на континенте, статистические показатели флоры и фауны, развитие биоты в современных условиях, учитывая исторические аспекты прошлого, статистики и оценки охраняемых территорий, акклиматизации видов на территории Беларуси, формирования иммиграционной флоры Беларуси и ее границы, а так же вопросы, связанные с состоянием пресноводной фауны на нашей территории. Изучение раздела предполагает тесную интеграцию статистических знаний о растительном и животном мире, связи с рядом областей наук (климатологией, гидрологией, ботаникой, зоологией, геологией, математикой, метеорологией и др.). Полученные знания раздела «Биота Республики Беларусь» способствуют повышению фундаментальной подготовки специалистов, способных в ходе профессиональной деятельности осуществлять интеллектуальное, образовательное и инженерное обеспечение сохранения устойчивого состояния флоры и фаун, а, следовательно, и природно-ресурсного потенциала страны в целом. Раздел «Инженерная экология» готовить специалиста следующего в своей профессиональной деятельности в соответствии с концепциями экологической безопасности и устойчивого развития, реализующего природоохранную энерго- и ресурсосберегающую техническую политику на предприятиях. Раздел «Экология наших вод» включает вопросы гидрологического районирования, использования вод в Республике Беларусь, состояния поверхностных и подземных источников вод, создания правовой базы по охране и мониторингу гидроресурсов, рационального использования вод Республики Беларусь. Изучение дисциплины «Современные проблемы геоэкологии» предполагает тесную интеграцию знаний о водных ресурсах мира и нашей страны, связи с рядом областей наук (экологией, гидрологией, геологией, экономикой, математикой и др.). Ее подготовка разработана на основе мирового опыта и государственной политики с предметами профессиональной подготовки, позволяющим предвидеть и находить способы решения проблем, связанных с гидрологическими ресурсами Республики Беларусь в рамках специализации магистрантов.
а) показать необходимость использования системного подхода при изучении антропогенного воздействия; б) сформировать знания о взаимодействии системы окружающей среды и человека; в) выработать умение выполнять расчет выбросов веществ в атмосферу, гидросферу, литосферу и д.р.; г) познакомить с методами сокращения антропогенного воздействия на окружающую среду. В результате изучения дисциплины магистранты должны уметь: Применять полученные знания в практических целях при решении проблем, связанных с антропогенным воздействием на окружающую среду, при прогнозировании и моделировании изменений состояния окружающей среды. В задачи дисциплины входит: - уметь грамотно характеризовать географическое расположение Беларуси на континенте; - изучить зависимость флоры и фауны от современных условий и исторического прошлого; - уметь провести анализ статистических данных флоры и фауны Беларуси; - знать структуру национальной системы мониторинга окружающей среды Беларуси; - владеть структурой систематического состава флоры Беларуси; - уметь определять границы растительных ареалов на территории Беларуси; - анализировать взаимозависимость между деятельностью человека и состоянием флоры и фауны. Изучение раздела «Биота Республики Беларусь» предполагает: а) показать необходимость использования методологии системного подхода при изучении экологических проблем; б) сформировать знания свойств и взаимодействия системы окружающей среды и системы промышленности; в) сформировать знания в области экологического нормирования; г) выработать умение выполнять расчет выбросов веществ в атмосферу и сточных вод в водоемы; д) познакомит с методами сокращения вредного воздействия промышленных технологий на окружающую среду. В результате изучения раздела «Инженерная экология» магистранты должны:
- использовать средства для производственного мониторинга окружающей среды;
- уметь оценить гидрологические ресурсы нашей территории в сравнении с мировыми ресурсами; - знать основные гидрологические районы в пределах территории Беларуси; - изучить направления использования водных ресурсов; - владеть методами оценки загрязнения вод; - анализировать взаимозависимость между деятельностью человека и состояние окружающей среды, как в целом, так и гидроресурсами в частности.
* В скобках (полужирно) указаны часы занятий, проводимых по заочной форме обучения. 2. Перечень тем практических занятий, их содержание и объем в часах
3. Контрольная работа 1. Основные источники загрязнения воздуха. 2. Управление качеством атмосферного воздуха. 3. Основные гигиенические показатели для оценки санитарного состояния почвы. 4. Особенности прогнозирования пожарной обстановки в населенных пунктах. 5. Географические и исторические элементы флоры и фауны. Элементы флоры Беларуси. 6. Численность фаун земного шара. Фауна Беларуси: состав, жизненные формы, биогеографическая принадлежность. 7. Животный мир Беларуси: региональная принадлежность, состав, биоэкология, география. 8. Понятие о плакоре. Плакоры в Беларуси. 9. Радиоактивные загрязняющие вещества АЭС и их влияние на природу. 10. Показатели экологической устойчивости природных ландшафтов. 11. Оценка предельно допустимых техногенных воздействий на объекты природы. 12. Гидрологическое районирование территории Беларуси. 13. Влияние геологоразведочных и промысловых работ на поверхностные и подземные воды. 14. «Скрытое» загрязнение геологогидрологической среды. 15. Основные положения Водного кодекса Республики Беларусь.
4. ЛИТЕРАТУРА4.1.ОСНОВНАЯ4.1.1. Агаханянц О. Е., Кирвель И. И. Биогеография с основами экологии. -Минск: «Технопринт», 2005. -463 с. 4.1.2. Витченко А. Н. Геоэкология. -Минск: БГУ, 2002. - 101 с. 4.1.3. Инженерная экология: Учебник / под ред. проф. В.Т. Медведева. - М.: Гардарики, 2002. - 687 с. 4.1.4. Ясовеев М.Г., Гледко Ю.А., Антипин Е.Б., Кирвель И.И., Шершнев О.В. Экология рационального природопользования. - Мн.: Право и экономика, 2005.- 373 с. 4.1.5. Парфенов В.И., Якушев Б.И., Мартинович Б.С. и др. Радиоактивное загрязнение растительности Беларуси (в связи с аварией на Чернобыльской АЭС). Мн.: Наука и техника, 1995. 4.16. Шимова О.С, Кабушко A.M. Управление природопользованием и природоохранной деятельностью. Мн.: Юнипак, 2005 - 220 с. 4.1.7. Защита атмосферы от промышленных загрязнений: Справочник. / Под. ред. С Калверта. М.: Энергия, 1988.- т.1.- 758 с, т.2 -563 с. 4.1.8. Повышение экологической безопасности ТЭС/Под ред. А.И. Абра-мова.-М.: МЭИ,2002.-378с. 4.1.9. Проблемы экономической безопасности Беларуси.: Мн., Право и экономика, 2000. 4.1.10. Аношко B.C., Брезгунов B.C., Оценка влияния мелиорации на качество природных вод Белоруссии // Влияние хозяйственной деятельности на природу Белоруссии / БГУ: Под ред. О.Ф. Якушко и B.C. Аношко. - Мн., 1981.-С.48-56. 4.1.11. Кирвель И.И. Пруды Беларуси как антропогенные водные объекты, их особенности и режим. - Мн.: БГПУ, 2005 - 234 с. 4.2. Дополнительная 4.2.1. Изменения климата Беларуси и их последствия /Под общ. ред. В.Ф. Логинова.: Минск: ОДО «Тонпик», 2003. - 330 с. 4.2.2. Фейзиев Г.К. Высокоэффективные методы умягчения, опреснения и обессоливания воды. - М.: Энергоатомиздат, 1988.- 192 с 4.2.3. Бамбалов Н.Н. и др. Проблемы экологической реабилитации озерно-болотных комплексов Полесья // Природные ресурсы. - Мн.,1998. - №2. -с.66-74. 4.2.4. Национальная безопасность Республики Беларусь.: Мн., Право и экономика, 2003. 4.2.5. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь. - Минск, 2004. - 232 с. 5. ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ, НАГЛЯДНЫХ И ДРУГИХ ПОСОБИЙ, МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ И МАТЕРИАЛОВ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ 5.1. Слайды, схемы и диафильмы для проведения лекционных занятий. 5.2. Методические разработки для проведения практических занятий: а) Основы экологии и энергосбережения; б) Геоэкологические проблемы лесов и пути их решения. Лесные ресурсы. Оценка, состояние; в) Экологические проблемы использования энергоресурсов; г) Земельные ресурсы: их оценка, состояние и загрязнение; д) Утилизация промышленных и бытовых отходов; е) Йод и йодная профилактика; ж) Энергосбережение в процессах теплообмена; з) Оценка способов передачи электроэнергии; и) Энергосбережение в системах освещения; к) Загрязнение атмосферы в результате работы автотранспорта; л) Основы экологии и экономика природопользования. 5.3. Учебные кинофильмы: а) борьба со стихийными бедствиями; б) борьба с пожарами и другими стихийными бедствиями. Протокол согласования учЕбной программы по изучаемой учебной дисциплине С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Зав. кафедрой экологии И.И. Кирвель ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Современные проблемы геоэкологии» на __2010___/__2011___ учебный год
Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры экологии протокол №___. от ___________ Заведующий кафедрой экологии ______________________И.И. Кирвель УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе и социальным вопросам ______________________ А.А.Хмыль СОГЛАСОВАНО Начальник ОСНиМ ______________________ Д.В.Лихачевский Смотрите также: Учебная программа для магистрантов специальности: 1-33 80 02 Геоэкология Кафедра экологии Очное обучение Заочное обучение
229.84kb.
1 стр.
Учебная программа для магистрантов специальности: 1-33 80 02 Геоэкология Кафедра экологии Очное обучение Заочное обучение
215.56kb.
1 стр.
Программа вступительных испытаний для поступающих на базе профильного спо на заочное обучение
46.86kb.
1 стр.
Рабочая программа по курсу «Обучение грамоте» (Азбука) для школ с русским языком обучения создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Обучение ведётся
339.19kb.
2 стр.
Программа для выпускников вузов на обучение в магистратуре американского вуза (до 2 лет) и для аспирантов на обучение или проведение научно-исследовательской работы
24.72kb.
1 стр.
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050501. 65 Профессиональное обучение, специализация «Материаловедение и обработка материалов»
266.75kb.
1 стр.
Заочное обучение рынок ценных бумаг
335.72kb.
1 стр.
Курсовая работа студента iii-го курса факультета мэо. Очное обучение по спец дисциплине 06. 06. 00 Мировая экономика
185.58kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие по специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение
1590.98kb.
7 стр.
Заочное обучение
374.14kb.
5 стр.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности
63.25kb.
1 стр.
Учебная программа для: подготовительных занятий по дисциплине «Основы информационных технологий» 87.32kb.
1 стр.
|