Главная
страница 1
Учреждение образования

«Белорусский государственный университет

информатики и радиоэлектроники»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

и социальным вопросам


__________________ А.А.Хмыль

« ____ » ______________ 2010г.

Регистрационный № УД-10М 33-02/1 /р.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГЕОЭКОЛОГИИ

Учебная программа для магистрантов специальности:



1-33 80 02 Геоэкология

Кафедра экологии


Очное обучение Заочное обучение
Семестр (семестры ) ______1, 2______ Семестр (семестры ) _____1, 2_____

Лекции ___58___(количество часов) Лекции ___16___(количество часов)

Практические (семинарские) занятия Практические (семинарские) занятия

___18__(количество часов) ___6___(количество часов)

Лабораторные занятия Лабораторные занятия

_______(количество часов) ______(количество часов)

Зачет_____1_____(семестр) Зачет______1____(семестр)

Экзамен___2____(семестр) Экзамен____2___(семестр)

Реферат _______(семестр) Реферат ________(семестр)

Контрольная работа_____(семестр) Контрольная работа___1__(семестр)

Всего аудиторных часов Всего аудиторных часов

по дисциплине ___76__ по дисциплине ___22__

Самостоятельная работа___76___ Самостоятельная работа___130___

Всего часов Всего часов

по дисциплине___152__ по дисциплине___152___
2010

Учебная программа составлена на основе типового учебного плана «Геоэкология» (специальность (1-33 01 02) первой ступени высшего образования).


Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры экологии

протокол № __17_ от ____24.05.2010


Заведующий кафедрой экологии И.И. Кирвель


СОГЛАСОВАНО


Начальник УПНКВК______________Д.В.Лихачевский

« ___ » ___________ 2010 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель преподавания дисциплины. Дисциплина «Современные проблемы геоэкологии» является обобщающей и включает в себя разделы: «Антропогенное воздействие на окружающую среду», «Биота Республики Беларусь», «Инженерная экология», «Экология наших вод».

Раздел «Антропогенное воздействие на окружающую среду» формирует научное представление о взаимодействии человека и окружающей среды, как единой системы; о последствиях антропогенного воздействия на все сферы обитания живых организмов.

Раздел «Биота Республики Беларусь» является специальным курсом в системе подготовки магистров по специальности «Геоэкология», в которой изучаются вопросы географического расположения Беларуси на континенте, статистические показатели флоры и фауны, развитие биоты в современных условиях, учитывая исторические аспекты прошлого, статистики и оценки охраняемых территорий, акклиматизации видов на территории Беларуси, формирования иммиграционной флоры Беларуси и ее границы, а так же вопросы, связанные с состоянием пресноводной фауны на нашей территории.

Изучение раздела предполагает тесную интеграцию статистических знаний о растительном и животном мире, связи с рядом областей наук (климатологией, гидрологией, ботаникой, зоологией, геологией, математикой, метеорологией и др.). Полученные знания раздела «Биота Республики Беларусь» способствуют повышению фундаментальной подготовки специалистов, способных в ходе профессиональной деятельности осуществлять интеллектуальное, образовательное и инженерное обеспечение сохранения устойчивого состояния флоры и фаун, а, следовательно, и природно-ресурсного потенциала страны в целом.

Раздел «Инженерная экология» готовить специалиста следующего в своей профессиональной деятельности в соответствии с концепциями экологической безопасности и устойчивого развития, реализующего природоохранную энерго- и ресурсосберегающую техническую политику на предприятиях.

Раздел «Экология наших вод» включает вопросы гидрологического районирования, использования вод в Республике Беларусь, состояния поверхностных и подземных источников вод, создания правовой базы по охране и мониторингу гидроресурсов, рационального использования вод Республики Беларусь.

Изучение дисциплины «Современные проблемы геоэкологии» предполагает тесную интеграцию знаний о водных ресурсах мира и нашей страны, связи с рядом областей наук (экологией, гидрологией, геологией, экономикой, математикой и др.). Ее подготовка разработана на основе мирового опыта и государственной политики с предметами профессиональной подготовки, позволяющим предвидеть и находить способы решения проблем, связанных с гидрологическими ресурсами Республики Беларусь в рамках специализации магистрантов.

Задачи изучения дисциплины. Основными задачами изучения дисциплины являются:

а) показать необходимость использования системного подхода при


изучении антропогенного воздействия;

б) сформировать знания о взаимодействии системы окружающей среды и человека;

в) выработать умение выполнять расчет выбросов веществ в атмосферу, гидросферу, литосферу и д.р.;

г) познакомить с методами сокращения антропогенного воздействия на окружающую среду.

В результате изучения дисциплины магистранты должны уметь:

Применять полученные знания в практических целях при решении проблем, связанных с антропогенным воздействием на окружающую среду, при прогнозировании и моделировании изменений состояния окружающей среды.

В задачи дисциплины входит:

- уметь грамотно характеризовать географическое расположение Беларуси на континенте;

- изучить зависимость флоры и фауны от современных условий и исторического прошлого;

- уметь провести анализ статистических данных флоры и фауны Беларуси;

- знать структуру национальной системы мониторинга окружающей среды Беларуси;

- владеть структурой систематического состава флоры Беларуси;

- уметь определять границы растительных ареалов на территории Беларуси;

- анализировать взаимозависимость между деятельностью человека и состоянием флоры и фауны.

Изучение раздела «Биота Республики Беларусь» предполагает:

а) показать необходимость использования методологии системного подхода при изучении экологических проблем;

б) сформировать знания свойств и взаимодействия системы окружающей среды и системы промышленности;

в) сформировать знания в области экологического нормирования;

г) выработать умение выполнять расчет выбросов веществ в атмосферу и сточных вод в водоемы;

д) познакомит с методами сокращения вредного воздействия промышленных технологий на окружающую среду.

В результате изучения раздела «Инженерная экология» магистранты должны:


  • иметь представление:

  • о состоянии и проблемах воздействия человеческой деятельности на окружающую среду;

  • о законодательной базе экологической политики Республики Беларусь;

  • об экологической обстановке в государстве;

  • о рациональных методах использования вод;

  • владеть:

  • основами экологического нормирования;

  • методами расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и их снижения;

  • методами очистки сточных вод;

  • приемами проведения экологической экспертизы;

  • уметь:

- использовать средства для производственного мониторинга окружающей среды;

  • определять размеры защитных зон;

  • учитывать показатели окружающей среды при эксплуатации систем водоснабжения;

  • разрабатывать эффективные методы очистки сточных вод в водоёмы.

  • В результате изучения раздела «Экология наших вод» магистранты должны:

- уметь оценить гидрологические ресурсы нашей территории в сравнении с мировыми ресурсами;

- знать основные гидрологические районы в пределах территории Беларуси;

- изучить направления использования водных ресурсов;

- владеть методами оценки загрязнения вод;

- анализировать взаимозависимость между деятельностью человека и состояние окружающей среды, как в целом, так и гидроресурсами в частности.
Изучение дисциплины «Современные проблемы геоэкологии» очной формы обучения предполагает 30 часов лекционных занятий в 1-м семестре и 28 часов – во 2-м семестре; 10 часов практических занятий в 1-м семестре и 8 часов – во 2-м семестре; 76 часов самостоятельной работы в 1-м семестре.
Изучение дисциплины «Современные проблемы геоэкологии» заочной формы обучения предполагает 8 часов лекционных занятий в 1-м семестре и 8 часов – во 2-м семестре; 2 часа практических занятий в 1-м семестре и 4 часа – во 2-м семестре; 66 часов самостоятельной работы в 1-м семестре и 64 часа – во 2-м семестре.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Название тем лекционных занятий, их содержание, объем в часах.


пп

Название темы

Содержание

Объем в часах

1

2

3

4

1.

Антропогенное воздействие на атмосферу.


а) классификация загрязнений атмосферы;

б) последствия загрязнения атмосферы;

в) комплексный показатель загрязнения атмосферного воздуха;

г) ограничение выбросов.



2 (2)

2.

Антропогенное воздействие на гидросферу.


а) самоочищение в гидросфере, основные источники загрязнения гидросферы;

б) оценка качества водной среды;

в) обеспечение качества водных объектов.


(2)

3.

Антропогенное воздействие на литосферу.


а) нормирование загрязняющих веществ в почве;

б) радиоактивное загрязнение почв и загрязнение тяжелыми металлами;

в) деградация и рекультивация земель


2 (2)

4.

Шум (звук) и вибрации в окружающей среде.


а) методы оценки и измерения шумового загрязнения;

б) источники шума, шумовые характеристики, методы снижения воздействия шума на среду;

в) вибрации: влияние, причины, источники;

г) основные методы и средства снижения и защиты от шума.



2

5.

Основы радиационной безопасности.


а) общие сведения об ионизирующих излучениях;

б) дозиметрические величины и их единицы;

в) фоновое облучение человека;

г) радиационные эффекты облучения людей.



2

6.

Горение и взрыв в окружающей среде.


а) экологическая опасность лесных пожаров и технологических производств, связанных с горением;

б) критерии крупных пожаров и их последствий;

в) антропогенные факторы пожаров и взрывов.


2

7.

Роль мониторинга окружающей среды в современных условиях.


а) мониторинг атмосферного воздуха;

б) мониторинг гидросферы;

в) мониторинг урбанизированных территорий.


2 (2)

8.

Система экологического мониторинга.


а) создание системы экологического мониторинга;

б) повышение эффективности систе-мы экологического мониторинга.



2 (2)

9.

Защита водных объектов от загрязнений.


а) способы защиты нефтесодержащих стоков;

б) обработка сточных вод озоном;

в) биохимическая очистка сточных вод.


(2)

10.

Обращение с отходами производства и потребления.


а) классификация отходов;

б) переработка отходов, как средство защиты окружающей среды;

в) роль безотходных и малоотходных технологий
в процессе обращения с отходами.


2 (2)

11.

Биотический адрес Беларуси.


а) разнообразие схем биогеографического районирования;

б) биогеографическое районирование по А. Тахтаджану. Официальный биотический адрес Беларуси.



2

12.

Влияние современных условий и историчес-кого прошлого на формирование флоры и фауны.


а) статистические показатели количественного учета биоты Беларуси;

б) сравнительная характеристика биоты Беларуси и всего земного шара;

в) виды, исчезнувшие с территории Республики Беларусь.


2

13.

Интродуценты и акклиматизированные виды на территории Беларуси.


а) виды инродуцентов: растительные и животные;

б) виды с антропогенным происхождением;

в) понятие о родовом коэффициенте (РК). Показатели РК для Беларуси и других стан.


2

14.

Иммиграционная флора Республики Беларусь.


а) гипотезы заселения территории Беларуси видами - иммигрантами;

б) подсчет доли географических элементов флоры в РБ;

в) понятия бореализации и реэвакуации флоры Беларуси.


2

15.

Растительные ареалы на территории Республики Беларусь.


а) этапы заселения территории Беларуси растениями;

б) воздействие климатических параметров на расположение ареальной границы;

в) основные ареальные границы, проходящие через территорию Республики Беларусь.


2

16.

Пресноводная фауна Беларуси.


а) статистический анализ пресноводной фауны Беларуси;

б) мониторинг пресноводной фауны Беларуси и причины исчезновения видов;

в) меры по сохранению богатства пресноводной
фауны Беларуси.


2

17.

Особо охраняемы территории Беларуси.


а) понятие и виды охраняемых территорий;

б) анализ состояния особо охраняемых территорий;

в) правовой режим охраняемых территорий.


2 (2)

18.

Природная среда, состояние и проблемы влияния человеческой деятельности на окружающую среду.


а) цель, объём и содержание курса «Инженерная экология»;

б) влияние антропогенной деятельности на окружающую среду;

в) классификация основополагаю-щих понятий инженерной экологии.


2

19.

Проблемы взаимодействия промышленности и окружающей среды.


а) структура, свойства и функционирование энергетической промышленности;

б) структура и свойства окружающей среды, как единой системы;

в) анализ и оценка воздействия объектов промышленности на окружающую среду;

г) экологическая обстановка в регионе и Республике Беларусь.



2

20.

Законодательная база экологической политики Республики Беларусь.


а) правовая охрана окружающей среды;

б) основные законодательные акты в области охраны окружающей среды;

в) программа устойчивого развития Республики Беларусь;

г) организация и управление природопользованием;


д) ответственность за нарушение природоохранного законодательства.

2

21.

Основы экологического нормирования.


а) регламентация качества окружающей среды;

б) экологическая паспортизация объектов и технологий;

в) порядок экологической паспортизации объектов.


2

22.

Рациональное использование топлива.


а) характеристики вредных веществ, выбрасываемы в атмосферу при сжигании топлива;

б) снижение выбросов твердых и жидких частиц, содержащихся в газообразных отходах промышленных предприятий;

в) обеспыливающие и каплеулавливающие устройства, электрофильтры, борьба с выбросами продуктов неполного сгорания, газоочистка на АЭС.


2

23.

Обезвреживание и утилизация твердых бытовых отходов.


а) характеристика твердых бытовых отходов (ТБО);

б) критерии выбора и размещения сооружений обезвреживания и утилизации ТБО;

в) термические методы обезвреживания и утилизации ТБО;

г) методы полевого компостирования ТБО.



2

24.

Экологическая реконструкция окружа-ющей среды.


а) классификация нарушенных земель;

б) рекультивация земель, оценка качества рекультивации;

в) инженерная подготовка восстанавливаемых территорий;

г) условия проявления процессов эрозии и оврагообразования и борьбы с ними.



2

25.

Поверхностная гидросфера.


а) реки и каналы: распределение и ресурсный потенциал;

б) озера и каналы: распределение и ресурсный потенциал;

в) оценка использования вод в республике Беларусь.


2

26.

Деятельность текучих вод, как важный геологический процесс.

а) плоскостной смыв;

б) склоновая аккумуляция;

в) линейная эрозия и аккумуляция, суффозия и карст, и др.


2

27.

Состояние поверхностных водных источников.


а) характеристика уровня загрязнения вод;

б) районирование территории Беларуси по сбросам загрязненных сточных вод;

в) результаты загрязнения радиоактивными веществами вод (последствия аварии на ЧАЭС).


2

28.

Подземная гидросфера.


а) запасы и эксплуатация подземных вод;

б) факторы, влияющие на состояния подземных вод;

в) воздействие мелиорации на подземные воды.


2

29.

Источники загрязнения подземных вод.


а) химическое загрязнение;

б) бактериальное загрязнение;

в) тепловое и радиоактивное загрязнение.


2

30.

Техногенное воздействие на подземную гидросферу.


а) промышленное загрязнение;

б) коммунально-бытовое загрязнение;

в) сельскохозяйственное загрязнение.


2

31.

Флора и фауна наших водоёмов.


а) растительное разнообразие, адаптивные особенности водных растений;

б) животный мир водоёмов: видовое разнообразие, приспособления к водному образу жизни;



в) виды флоры и фауны, занесенные в Красную книгу Республики Беларусь.

2

Итого: за 1-й семестр

30 (8)

Итого: за 2-й семестр

28 (8)

Всего за учебный год

58 (16)

* В скобках (полужирно) указаны часы занятий, проводимых по заочной форме обучения.


2. Перечень тем практических занятий, их содержание и объем в часах


пп

Название темы

Содержание

Объем в часах

1

2

3

4

1.

Загрязнение атмосферы.

Расчет загрязнения атмосферы при одновременном присутствии различных загрязнителей.

2 (2)

2.

Загрязнение водоемов.

Расчет предельно допустимой нагрузки на водоем

2

3.

Загрязнение водоемов и водоносов.

Регламентация поступления загрязняющих веществ в водные объекты.

(2)

4.

Оценка изменения климата в зависимости от древостоя.

Анализ климатической обусловленности пород деревьев: граб, ольха серая, плющ, ель.

2

5.

Особо охраняемые при-родные территории.

Флористический и фаунистический адреса Беларуси

(2)

6.

Аналитические исследования состава сточных вод.

Методика определения компонентного состава сточных вод.

2

7.

Очистка сточных вод

Методы очистки сточных вод.

2

8.

Алгоритмы гидрологических расчетов и реализация их на ПК

Современные методы гидрологических расчетов с применением ПК.

2

9.

Сеть постов наблюдения и решаемые ими задачи

Методика постановки и проведения гидрологических наблюдений и исследований

2

Итого: за 1-й семестр

10 (2)

Итого: за 2-й семестр

8 (4)

Всего за учебный год

18 (6)


3. Контрольная работа
1. Основные источники загрязнения воздуха.

2. Управление качеством атмосферного воздуха.

3. Основные гигиенические показатели для оценки санитарного состояния почвы.

4. Особенности прогнозирования пожарной обстановки в населенных пунктах.

5. Географические и исторические элементы флоры и фауны. Элементы флоры Беларуси.

6. Численность фаун земного шара. Фауна Беларуси: состав, жизненные формы, биогеографическая принадлежность.

7. Животный мир Беларуси: региональная принадлежность, состав, биоэкология, география.

8. Понятие о плакоре. Плакоры в Беларуси.

9. Радиоактивные загрязняющие вещества АЭС и их влияние на природу.

10. Показатели экологической устойчивости природных ландшафтов.

11. Оценка предельно допустимых техногенных воздействий на объекты природы.

12. Гидрологическое районирование территории Беларуси.

13. Влияние геологоразведочных и промысловых работ на поверхностные и подземные воды.

14. «Скрытое» загрязнение геологогидрологической среды.

15. Основные положения Водного кодекса Республики Беларусь.

4. ЛИТЕРАТУРА




4.1.ОСНОВНАЯ

4.1.1. Агаханянц О. Е., Кирвель И. И. Биогеография с основами экологии. -Минск: «Технопринт», 2005. -463 с.

4.1.2. Витченко А. Н. Геоэкология. -Минск: БГУ, 2002. - 101 с.

4.1.3. Инженерная экология: Учебник / под ред. проф. В.Т. Медведева. - М.: Гардарики, 2002. - 687 с.

4.1.4. Ясовеев М.Г., Гледко Ю.А., Антипин Е.Б., Кирвель И.И., Шершнев О.В. Экология рационального природопользования. - Мн.: Право и экономика, 2005.- 373 с.

4.1.5. Парфенов В.И., Якушев Б.И., Мартинович Б.С. и др. Радиоактивное загрязнение растительности Беларуси (в связи с аварией на Чернобыльской АЭС). Мн.: Наука и техника, 1995.

4.16. Шимова О.С, Кабушко A.M. Управление природопользованием и природоохранной деятельностью. Мн.: Юнипак, 2005 - 220 с.

4.1.7. Защита атмосферы от промышленных загрязнений: Справочник. / Под. ред. С Калверта. М.: Энергия, 1988.- т.1.- 758 с, т.2 -563 с.

4.1.8. Повышение экологической безопасности ТЭС/Под ред. А.И. Абра-мова.-М.: МЭИ,2002.-378с.

4.1.9. Проблемы экономической безопасности Беларуси.: Мн., Право и экономика, 2000.

4.1.10. Аношко B.C., Брезгунов B.C., Оценка влияния мелиорации на качество природных вод Белоруссии // Влияние хозяйственной деятельности на природу Белоруссии / БГУ: Под ред. О.Ф. Якушко и B.C. Аношко. - Мн., 1981.-С.48-56.

4.1.11. Кирвель И.И. Пруды Беларуси как антропогенные водные объекты, их особенности и режим. - Мн.: БГПУ, 2005 - 234 с.

4.2. Дополнительная


4.2.1. Изменения климата Беларуси и их последствия /Под общ. ред. В.Ф. Логинова.: Минск: ОДО «Тонпик», 2003. - 330 с.

4.2.2. Фейзиев Г.К. Высокоэффективные методы умягчения, опреснения и обессоливания воды. - М.: Энергоатомиздат, 1988.- 192 с

4.2.3. Бамбалов Н.Н. и др. Проблемы экологической реабилитации озерно-болотных комплексов Полесья // Природные ресурсы. - Мн.,1998. - №2. -с.66-74.

4.2.4. Национальная безопасность Республики Беларусь.: Мн., Право и экономика, 2003.

4.2.5. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь.

- Минск, 2004. - 232 с.


5. ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ, НАГЛЯДНЫХ И ДРУГИХ ПОСОБИЙ, МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ И МАТЕРИАЛОВ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
5.1. Слайды, схемы и диафильмы для проведения лекционных занятий.

5.2. Методические разработки для проведения практических занятий:

а) Основы экологии и энергосбережения;

б) Геоэкологические проблемы лесов и пути их решения. Лесные ресурсы. Оценка, состояние;

в) Экологические проблемы использования энергоресурсов;

г) Земельные ресурсы: их оценка, состояние и загрязнение;

д) Утилизация промышленных и бытовых отходов;

е) Йод и йодная профилактика;

ж) Энергосбережение в процессах теплообмена;

з) Оценка способов передачи электроэнергии;

и) Энергосбережение в системах освещения;

к) Загрязнение атмосферы в результате работы автотранспорта;

л) Основы экологии и экономика природопользования.

5.3. Учебные кинофильмы:

а) борьба со стихийными бедствиями;

б) борьба с пожарами и другими стихийными бедствиями.



Протокол согласования учЕбной программы

по изучаемой учебной дисциплине

С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ


Название дисциплины,

с которой требуется согласование



Кафедра, обеспечивающая изучение этой дисциплины

Предложения об изменениях в содержании учебной программы по изучаемой дисциплине

Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с ука- занием даты и но- мера протокола)

1

2

3

4









Согласование ра-бочей программы с другими дисци-плинами специаль-ности не требуется (протокол № 17 от 24.05.2010)

Зав. кафедрой экологии И.И. Кирвель

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Современные проблемы геоэкологии»

на __2010___/__2011___ учебный год



№пп

Дополнения и изменения

Основание








Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры экологии


протокол №___. от ___________

Заведующий кафедрой экологии


______________________И.И. Кирвель

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

и социальным вопросам


______________________ А.А.Хмыль

СОГЛАСОВАНО



Начальник ОСНиМ

______________________ Д.В.Лихачевский


Смотрите также:
Учебная программа для магистрантов специальности: 1-33 80 02 Геоэкология Кафедра экологии Очное обучение Заочное обучение
229.84kb.
1 стр.
Учебная программа для магистрантов специальности: 1-33 80 02 Геоэкология Кафедра экологии Очное обучение Заочное обучение
215.56kb.
1 стр.
Программа вступительных испытаний для поступающих на базе профильного спо на заочное обучение
46.86kb.
1 стр.
Рабочая программа по курсу «Обучение грамоте» (Азбука) для школ с русским языком обучения создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Обучение ведётся
339.19kb.
2 стр.
Программа для выпускников вузов на обучение в магистратуре американского вуза (до 2 лет) и для аспирантов на обучение или проведение научно-исследовательской работы
24.72kb.
1 стр.
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050501. 65 Профессиональное обучение, специализация «Материаловедение и обработка материалов»
266.75kb.
1 стр.
Заочное обучение рынок ценных бумаг
335.72kb.
1 стр.
Курсовая работа студента iii-го курса факультета мэо. Очное обучение по спец дисциплине 06. 06. 00 Мировая экономика
185.58kb.
1 стр.
Учебно-методическое пособие по специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение
1590.98kb.
7 стр.
Заочное обучение
374.14kb.
5 стр.
Учебная программа для высших учебных заведений по специальности
63.25kb.
1 стр.
Учебная программа для: подготовительных занятий по дисциплине «Основы информационных технологий»
87.32kb.
1 стр.