Главная
страница 1
Добрынина Елена Вадимовна

Республиканское государственное (специальное)

коррекционное образовательное учреждение

«Начальная школа – детский сад для детей

с нарушениями опорно-двигательного аппарата «Надежда»

г.Чебоксары
РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Основная цель системы специального образования для детей с ограниченными возможностями здоровья - максимально возможная их социализация, активное включение в социокультурную среду.



Социализация - совокупность всех социальных процессов, благодаря которым ребёнок с ограниченными возможностями здоровья усваивает и воспроизводит определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, осваивая социальные роли и культурные нормы.

Этапы социализации ребёнка-инвалида обязательно включают его школьное обучение, которое в свою очередь подразумевает обязательное развитие личности.

В целевой федеральной программе «Дети-инвалиды» в качестве основной цели реабилитации детей-инвалидов выдвигается формирование их личности с учётом общего и особенного в их способностях к творческой и физической деятельности и создание условий для самореализации, саморазвития конкретной личности путём интеллектуального, эмоционального, нравственного, культурного, профессионального и других направлений развития личности [2].

Направляющая роль в формировании личности ребёнка-инвалида принадлежит педагогической интернальной интеграции, которая требует в настоящее время пересмотров некоторых её позиций. Изначально, с момента формирования новой образовательной системы для детей с ограниченными возможностями здоровья, педагогическая интернальная интеграция предполагала формирование у детей с ограниченными возможностями в развитии способности к усвоению учебного материала, определяемого общеобразовательной программой, внутри системы специального образования, без взаимодействия участников специального и массового образования.

Современные социокультурные аспекты требуют уточнения некоторых вышеизложенных положений. Потенциал педагогической интернальной интеграции даёт широкую возможность не только для формирования способности к усвоению учебного материала, но и для формирования собственно личности ребёнка-инвалида, это обусловлено проблемами влияния личностных особенностей на успешность овладения учебным материалом.

Методологической основой изучения личности детей с психическим дизонтогенезом является концепция Л.С.Выготского [1] о сущности дефективности, в которой подчёркивается, что огромную роль в развитии личности аномального ребёнка играет социальная среда и общество. Л.С.Выготский отмечал, что физический недостаток сам по себе не делает ребёнка дефективным, но, изменяя социальную позицию личности, приводит к появлению особых черт в его поведении и характере. Для изучения влияния дефекта на личность ребёнка с ограниченными возможностями здоровья важными являются положения Л.С.Выготского о сложной структуре дефекта, в которой он выделял первичные особенности организма и вторичные новообразования.

В.Н.Мясищев, изучая структурно-динамические характеристики личности, подчёркивал, что к первичным особенностям относятся динамические свойства личности, обусловленные свойствами нервной системы, и особенностями заболевания. На основе первичных симптомов возникают вторичные особенности в форме различных характерологических сдвигов, представляющих собой результат сложных взаимодействий внешних и внутренних факторов. Возникновение вторичных особенностей личности больного ребёнка может быть вызвано рядом причин, к которым относятся переживания по поводу дефекта, условия воспитания, характер отношений в семье. Всё это приводит к нарушению системы отношений ребёнка, и если он не приобретает в ходе своего развития способности адекватно разрешать встающие перед ним проблемы, то это может привести к нарушению социальной адаптации [2].

Среди механизмов патологического формирования личности у лиц с ограниченными возможностями здоровья ведущая роль принадлежит реакции личности на осознание дефекта, своей неполноценности. Негативное влияние на развитие личности оказывают также такие факторы, как ранняя социальная депривация, а также неправильное воспитание и своеобразное отношение окружающих к ребёнку с ограниченными возможностями. Всё это обусловливает незрелость эмоционально-волевой сферы, эгоцентризм, повышенную внушаемость у такого ребёнка.

Поэтому вопросы формирования личности детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях педагогической интернальной интеграции приобретают особую важность.

Для успешной педагогической интеграции необходимо соблюдение трёх важных условий:



  1. учёт индивидуальных возможностей ребёнка;

  2. соблюдение желания родителей, оказание помощи и поддержки;

  3. помощь службы психолого-педагогического сопровождения.

Учёт индивидуальных возможностей ребёнка подразумевает диагностику его познавательной сферы и личностных особенностей, анализ полученных данных и построение плана коррекционной работы. Этими вопросами в системе специального образования занимаются учителя, логопеды и психологи.

Работу с семьёй осуществляют классные руководители и психологи. Эти специалисты проводят диагностику семей обучающихся, разрабатывают и реализуют планы работы с семьёй, включающие разные направления взаимодействия.

Помощь службы психолого-педагогического сопровождения включает собственно коррекционную работу, направленную на преодоление отклонений в развитии ребёнка, предупреждение возможных вторичных нарушений, и подразумевает слаженность взаимодействия участников психолого-педагогического процесса. Структурно вся система педагогической интернальной интеграции может быть представлена следующим образом (см.рис.1):


Учитель (классный руководитель)

Логопед

Познавательная сфера

Психолог




Ребёнок

с ОВЗ




Личностные особенности

Родители

Диагностика, анализ проблем ребёнка, разработка плана коррекционной работы, психолого-педагогическая

коррекция, оценка результатов


Рис.1. Структура педагогической интернальной интеграции

Представленная структура по своей сути в плане реализации сложна и может быть эффективна в условиях взаимодействия только всех специалистов коррекционных школ.

Систематическое наблюдение за развитием каждого ребёнка в условиях интернального обучения, разработка индивидуальных коррекционных программ в зависимости от уровня знаний и индивидуальных возможностей учащихся, способностей и динамики развития, условий и степени принятия психолого-педагогической помощи, способствуют их наиболее эффективной и адекватной социализации.

Коррекционная работа над формированием личностных особенностей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в структуре педагогической интернальной интеграции должна опираться, в первую очередь, на уровень интеллектуального развития ученика и включать в себя:

1. Формирование эмоционально-волевой активности.

2. Формирование познавательного отношения к окружающему.

3. Развитие морально-нравственной стороны личности.

4. Развитие самооценки.

Однако в настоящее время реализация вышеизложенных положений в структуре специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья затруднена, что объясняется влиянием следующих факторов:

-кадровыми проблемами (отсутствие в коррекционных образовательных учреждениях квалифицированных специальных психологов);

-сокращением в учебных планах количества часов, отведённых на коррекционную работу;

-занятостью родителей на производстве или отсутствием у них интереса к проблемам ребёнка;

-тенденцией к усложнению структуры дефекта, что значительно увеличило приток в коррекционные учреждения детей с комплексными нарушениями в развитии (данная категория детей в настоящее время недостаточно изучена).

Следовательно, проблема роли педагогической интернальной интеграции в развитии личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья является актуальной для специальной педагогики и требует определения путей для её решения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. –М.: Педагогика, 1956. -364с.


2. Детский церебральный паралич / Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. –СПб.: Дидактика Плюс, 2001. -272с.


Смотрите также:
Роль педагогической интеграции в развитии личности
64.72kb.
1 стр.
Мировое хозяйство
13.47kb.
1 стр.
15. Роль коллектива в развитии личности учащегося
212.21kb.
1 стр.
Вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности
28.41kb.
1 стр.
Задача классного руководителя состоит во всестороннем развитии личности каждого учащегося, создании комфортных условий для обучения и воспитания учащихся
18.38kb.
1 стр.
Роль инновационных технологий в формировании личности современного школьника
152.71kb.
1 стр.
Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека
167.6kb.
1 стр.
«Поликультурное пространство образовательного учреждения как среда педагогической поддержки личности учащегося»
72.26kb.
1 стр.
«Музыкальные инструменты» для детей старшего дошкольного возраста
437.01kb.
3 стр.
Вопрос 18. Роль деятельности в развитии личности
154.96kb.
1 стр.
Рекомендации по проведению единого урока, посвященного Содружеству Независимых Государств в начальной школе (1 4 классы)
66.68kb.
1 стр.
Роль классного руководителя в формировании духовно-нравственных ценностей растущей личности
74.13kb.
1 стр.