Главная
страница 1



Урок литературного чтения в 3 классе.

М.М. Пришвин «Выскочка».


Цели урока: - расширение знаний учащихся о жизни и творчестве М.М. Пришвина;

- знакомство с рассказом «Выскочка», развитие умения анализировать поступки и характер героев;

- отработка навыка беглого выразительного чтения, расширение кругозора учащихся, развитие памяти, речи и мышления.
Ход урока:


  1. Организационный момент.

  2. Введение в новую тему. Знакомство с биографией писателя.

- Прочитайте имя автора и название произведения, которое мы будем сегодня читать (слайд 1).

- Михаил Михайлович Пришвин (1873 - 1954) - писатель (прозаик, публицист). М.М. Пришвин родился 4 февраля 1873 г. в селе Хрущеве Орловской губернии в обедневшей купеческой семье (слайд 2).

Первое образование в биографии Михаила Пришвина было получено в деревенской школе. Затем же он стал обучаться в Елецкой гимназии. Но через 6 лет учебы был отчислен за дерзость и конфликт с учителем, хотя знаниями Михаил тоже не сильно выделялся. Лишь через 10 лет образование было продолжено в Рижском политехническом институте. В студенческие годы Михаилу стали близки идеи марксизма, за что он поплатился арестом и заключением на год в тюрьму.

С 1900 по 1902 год в биографии М. Пришвина проходило обучение в университете Лейпцига. Там он получал специальность агронома. Вернувшись на родину, женился, стал воспитывать троих детей. А в 1906 году стал писать.

Он стал бродить по лесам, много путешествовать, собирать фольклор. В 1906 году впервые был опубликован его рассказ - «Сашок». Затем вышли его книги с очерками: «В краю непуганых птиц» (1907), «За волшебным колобком» (1908), «У стен града невидимого» (1908). С 1912 по 1914 год вышло первое собрание сочинений писателя. Следующими книгами Пришвина были: «Календарь природы» (1935), «Кащеева цепь», «Дорогие звери», повесть «Жень-шень» и многие другие. Также высоко ценятся его дневники.

Умер М.М. Пришвин 16 января 1954 года в Москве.


III. Беседа о названии рассказа.

- Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чём или о ком он?

- Кто такой «выскочка»? Кого так называют?(ответы учащихся).

- Обратимся к толковому словарю Ожегова: (слайд 3)

ВЫСКОЧКА - человек, вмешивающийся первым раньше других во что-нибудь, чтобы заслужить одобрение, выслужиться перед кем-то. Человек, не по праву занявший какую-то должность, общественное положение.
- Отгадайте загадки и вы узнаете, о ком идет речь в этом рассказе:

(Слайд 4)

Ушки чуткие торчком,

Хвост, взлохмаченный крючком.

В дом чужого не пущу,

Без хозяина грущу. (Собака).

Непоседа птица эта,

Одного с березой цвета. (Сорока).

- О собаках мы с вами много говорили. А что вы знаете о сороках?

- Сообщение учащ-ся: (слайд 5)

Сорока.


Эту птицу не спутаешь ни с какой другой. И голос у нее легко запоминается – резкое стрекотание. Глаз у нее зоркий – никого не пропустит. За это ее прозвали лесным оповещателем.

Издали кажется, что крылья у сороки черные, а на самом деле – зеленовато-синие. Хвост длинный, ступенчатый, тоже как будто бы черный, но он – темно-зеленый, с красноватым металлическим отливом. Брюшко, грудь и полоса на плечах белые. Бегает сорока мелкими шашками, переваливаясь, а иногда смешно подпрыгивает.

Поселяется она в светлых лесах. Гнездо устраивает высоко на дереве из крупных сучьев. Питаются птицы мышами, вредными насекомыми, червями, поедают и падаль, являясь своего рода санитарами. В пищу идут и семена разных сорняков, зерна, культурных злаков, подсолнечника.

Птица эта осторожна, но постоянно на виду. Очень любит блестящие предметы, уносит их и прячет в гнезде или еще где-нибудь.


IV. Знакомство с рассказом.

Чтение учащихся.


V. Физминутка.
VI. Обсуждение прочитанного.

Словарно – лексическая работа.

- Объясните значение слов: (бдительный – очень внимательный; радужный – разноцветный)

- Объясните выражения:

В семье не без урода.

«Одна из сорок не то, чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове».
Беседа по содержанию произведения:


  • Почему М.М. Пришвин назвал свой рассказ «Выскочка»?

  • Как автор описывает Вьюшку, ее поведение и повадки?

  • Какой породы собака? (Лайка) Что вы знаете о лайках? (Ответы учащихся). Именно этой породы были первые путешественники в космос.

  • Откуда приехала Вьюшка? Почему ее так назвали? (Лайка приехала с берегов сибирской реки Бии. Так ее и прозвали. Бия – Бьюшка – Вьюшка). (слайд 6)

  • Что вы узнали о сороке? На что рассчитывала Выскочка, приближаясь к собаке? Какой момент в рассказе самый напряженный?

  • Как проявила себя Вьюшка в ситуации с сорокой?

  • Как автор относится к собаке и к сороке: с любовью, насмешкой, юмором, состраданием, нежностью?


VII. Работа по содержанию произведения.
1. Расшифруйте пословицу. Объясните ее смысл. Как связана каждая пословица с изучаемым нами произведением? (слайд 7):
СОВСЕМ КТО НЕ ЗНАЕТСЯ ГЛУП НИ С КЕМ

(Глуп совсем, кто не знается ни с кем.)


РОДНЫЕ ХИТРОСТЬ СЁСТРЫ И СМЕКАЛКА

(Хитрость и смекалка – родные сёстры.)


2. Игра на внимательность и память (слайд 8):
Зубки у Вьюшки беленькие, как …. (чеснок)

В какое время года происходили события, описанные в произведении М.М. Пришвина? (поздняя осень).

Сколько всего было сорок? (семь).

На что стала похожа сорока без хвоста? (шарик пёстрый с головкой).


VIII. Итог урока.

Домашнее задание: подготовить пересказ от лица Вьюшки или от лица подруг Выскочки .


Смотрите также:
Урок литературного чтения в 3 классе. М. М. Пришвин
58.66kb.
1 стр.
Урок литературного чтения в 3 классе. М. М. Пришвин
42.58kb.
1 стр.
Урок литературного чтения. Джани Родари." Приключения Чиполлино."
65.19kb.
1 стр.
Урок литературного чтения Тема урока: Писатели детям Задачи урока: расширение круга читательских интересов
68.7kb.
1 стр.
Разработка урока литературного чтения 3 классе Тема: И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек» Цели: Познакомить учащихся с творчеством Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, произведением «Листопадничек»
47.46kb.
1 стр.
2012 г. Урок литературного чтения во 2 классе. Тема урока: Н. Сладков
66.87kb.
1 стр.
Конспект урока литературного чтения в 3 классе А. Д. Дорофеев
117.43kb.
1 стр.
Уроков литературного чтения во 2 классе по умк «Перспективная начальная школа» 1 урок: Тема урока: Главный герой. В. Драгунский «Что я люблю». 2 урок: Тема урока
220.17kb.
1 стр.
Урок литературного чтения во 2-м классе по теме "В. Бианки. "Сова""
95.48kb.
1 стр.
Тематическое планирование уроков л -ры в 11 классе. Урок 1 Характеристика литературного процесса рубежа веков. Урок Жизненный и творческий путь И. А. Бунина
47.63kb.
1 стр.
Урок по рассказу Л. Разгона «Борис и Глеб»
148.05kb.
1 стр.
Урок литературного чтения по разделу "Великие русские писатели", 3-й класс (1-4), "Школа России"
24.06kb.
1 стр.