Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Н.В.Матвеева, кандидат педагогических наук, доцент Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), Россия matveevanv@mail.ru Ролевые и деловые игры, являясь общепризнанным средством развития коммуникативных умений студентов и сильным мотивирующим фактором, выполняют также и контролирующую функцию, и, прежде всего, функцию контроля сформированности устноречевых умений студентов. Разработке критериев оценки сформированности данного речевого умения уделяли внимание как отечественные, например, [4; 5; 6], так и зарубежные преподаватели и методисты, например, [2]. Г.А. Китайгородская [4] предложила следующие критерии: темп речи с учетом пауз, количество ошибок на единицу высказывания, степень комбинирования речевого материала, использование готовых блоков, идиом, степень сложности синтаксиса, развернутость высказывания. Используемые нами количественные параметры оценивания устноречевых умений по данным критериям представлены в таблице 1. Таблица 1
Критерии, предложенные зарубежным автором Бен Найт [2], включают в себя оценку (в баллах) следующих параметров устной речи:
В настоящее время в связи с развитием новых технологий использовать эти критерии стало проще: всегда есть возможность записать высказывания студентов на диктофоны, встроенные в большинство моделей мобильных телефонов, и, затратив некоторое время на повторное прослушивание, подсчитать показатели. Недостаточно разработанными, однако, остаются вопросы: как отлеживать динамику развития устноречевых умений студентов, какой комплект показателей считать высоким, средним и низким уровнем сформированности данных умений. Подготовка и проведение ролевой или деловой игры – это сложный и многоплановый процесс, включающий в себя различные виды деятельности студентов: учебную деятельность (в классной аудитории и самостоятельную работу), поисковую, игровую. В ходе подготовки и проведения ролевых и деловых игр формируются как навыки самостоятельной работы, так и социально значимые качества студентов (ответственность за порученное дело, умение работать в команде, ставить цели, принимать социально адекватные, нравственно оправданные решения, доброжелательно и уважительно относиться к людям, отстаивать свою социально-нравственную позицию, реализовывать себя как личность, самостоятельно оценивать свою степень успешности). Для каждого их этих видов деятельности студентов могут быть разработаны свои критерии оценки. Критерии оценки уровня сформированности навыков самостоятельной работы и способы отслеживания динамики развития этих навыков были подробно рассмотрены нами в диссертационной работе [6]. Критерии оценки игровой деятельности студентов вузов, предложенные Е.А. Маслыко, мы конкретизируем следующим образом. Предположим, для оценки игровой деятельности в ходе презентации ролевой игры было решено использовать следующие критерии оценки игровой деятельности [5]:
Совместная деятельность будет наиболее эффективной, если на презентации ролевой игры присутствуют все студенты, и все они подготовились к занятию. Если присутствуют не все игроки, остальным придется работать более интенсивно. Чтобы получить высший балл по второму пункту, в ходе презентации ролевой игры должны быть отражены все заявленные при распределении ролей и при их подготовке темы и подтемы. Поэтому в случае отсутствия игрока, или если отдельные студенты к игре не подготовились, для получения высшего балла группа должна выставить замену. При выставлении замены для обсуждения вопросов, которые входили в обязанности отсутствующих или не подготовившихся студентов, следует соблюдать сдержанность и тактичность. При выставлении оценки по четвертому пункту оценивается сохранение смысла высказываний, достижение коммуникативной цели (без учета отдельных языковых и речевых ошибок). Для оценки игровой деятельности студенческой группы рекомендуется создать жюри и уделить особое внимание подготовке игровой документации. Членов жюри необходимо предупредить, что в их задачи будет входить оценка игровой деятельности всей студенческой группы в соответствии с разработанными критериями и заполнение подготовленных Листов экспертной оценки. Листы экспертной оценки разрабатываются по образцу подобных листов для оценки ответов учащихся в ходе проведения ЕГЭ [3]. В Листах экспертной оценки следует выделить ячейки, соответствующие речевым задачам, заранее определенным для каждой роли. Если речевая задача выполнена, члены жюри должны поставить галочку в соответствующей ячейке Листа экспертной оценки и в конце игры сопоставить запланированную реализацию речевых задач с фактической. После этого производится расчет интенсивности игровой деятельности студентов. Для расчета интенсивности вводятся четыре параметра: А – запланированное количество ролей; Б – запланированное количество речевых задач; В – количество студентов, исполнявших роли; Г – количество реализованных речевых задач. Далее рассчитаем среднее количество запланированных задач на одну запланированную роль или среднюю плановую нагрузку Nпл = Б:А и среднее количество реализованных задач на одного участвующего в игре студента Nр = Г:В. Тогда интенсивность игровой деятельности равна I = Nр/ Nпл. Вторым вариантом оценки игровой деятельности студентов может быть система взаимооценки качества исполнения ролевого репертуара с точки зрения образности. Студенты оценивают игру друг друга по следующим критериям:
Для каждой роли необходимо разработать карточку экспертной оценки и выдать каждому студенту одну подобную карточку для оценки одного из однокурсников. Возможно, что при проведении ролевой игры, если в ней запланировано значительное количество монологов, необходимо обратить внимание на степень понимания содержания высказываний студентами (контроль сформированности умений аудирования). Для этого полезно разбить студентов на пары для взаимной оценки выступлений и каждому студенту дать задание: написать отчет о выступлении кого-либо из участников ролевой игры согласно этим парам. Рекомендуется также снабдить студентов полезными клише на английском языке для формулирования основной мысли, обеспечения структурно-логической связности, выделения особо важной информации, формулирования выводов и выражения своей оценки. При этом надо указать студентам, что для того, чтобы качественно составить этот отчет, по ходу игры надо выяснять все непонятные моменты: переспрашивать, при необходимости запрашивать перевод терминов, уточнять сказанное выступающим и т.д. Таким образом будет обеспечено активное слушание речи выступающих и активизирована собственная речевая деятельность студентов. Кроме того, возможно проведение самооценки студентами собственной речевой деятельности во время игры. Для этого можно предложить следующие критерии: Спонтанная речь - Вы внимательно слушали выступающих, задавали уточняющие вопросы, переспрашивали не только того игрока, отчет о выступлении которого Вам задано подготовить, но и других выступающих; Вы успешно отвечали на вопросы, обращенные к Вам лично – 25 баллов; - Вы задавали вопросы тому игроку, отчет о выступлении которого Вам необходимо будет подготовить; в основном успешно отвечали на вопросы присутствующих – 15 баллов; - Вы затруднялись с ответами, отвечали односложно или на русском языке, вопросов выступающим не задавали – 5 баллов. Подготовленная монологическая речь - Ваше выступление структурировано, имеются приветствие, вступление, основная часть и заключение; выступление информативно, содержит несколько подтем; Вы хорошо знаете содержание своего высказывания, при выступлении практически не пользуетесь текстом - 25 баллов; - в Вашем выступлении отсутствуют какие-либо обязательные части; при выступлении Вы пользуетесь текстом – 15 баллов;
Подготовленная диалогическая речь- прежде чем задать вопрос, Вы представились, сообщили о себе необходимые сведения – 15 баллов; - Ваши вопросы сформулированы ясно, конкретно, составлены в вежливой форме (на основе речевых клише), четко обозначена позиция, высказано конкретное предложение – 5 баллов; - Вы отвечаете на вопросы подробно, исчерпывающе, выражаете готовность к сотрудничеству – 5 баллов; - в Ваших репликах отсутствуют речевые клише, вежливые вопросы, предложения о сотрудничестве; при выступлении иногда Вы пользуетесь текстом своих реплик – 2 балла; - Вы читаете свои реплики – 1 балл; - Вы в диалоге не участвуете – 0 баллов. Мы полагаем, что предложенные нами варианты критериев оценки деятельности студентов в ходе подготовки и проведения ролевой или деловой игры могут быть признаны одним из приемов социально развивающего обучения. Литература
Смотрите также: Оценка деятельности студентов в ходе подготовки и проведения ролевой игры как прием социально развивающего обучения
86.22kb.
1 стр.
«Ролевые игры». 1 «Что такое ролевая игра, функции ролевой игры, актуальность и важность ролевых игр»
67.46kb.
1 стр.
Развитие самостоятельности у детей с умеренной умственной отсталостью в социально-бытовой деятельности посредством сюжетно-ролевой игры
168.24kb.
1 стр.
Применение ролевой игры при изучении иностранного языка в неязыковом вузе
140.09kb.
1 стр.
Для проведения исследования был выбран класс, обучающийся по развивающей программе Л. В
345.26kb.
1 стр.
Результаты реализуемых программ дополнительного образования за 2011, 2012 уч гг
94.92kb.
1 стр.
6. качество подготовки специалистов оценка качества знаний
960.37kb.
6 стр.
Элементарные навыки игры на гитаре
56.99kb.
1 стр.
Что такое развивающее обучение? Инновационные методики обучения Основой развивающего обучения является «зона ближайшего развития»
938.27kb.
4 стр.
Выступление А. С. Кухтинской директора школы №368 «Лосиный остров» на научно-практической конференции, посвященной 40-летию системы развивающего обучения
82.42kb.
1 стр.
Конспект проведения сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе
65.16kb.
1 стр.
Учебно-методической комиссии (умк) университета на осенний семестр 2012/2013 учебного года 22.7kb.
1 стр.
|