Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СТРАНАХ СНГ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА Олег АРЕСТОВ, к.э.н., научный сотрудник Института экономики РАН Мировой экономический кризис, начавшись в 2008 г. преимущественно в финансовой сфере (дестабилизация фондовых рынков, убытки банков, рост инфляции и т.п.), постепенно перешел в реальный сектор экономики. В наибольшей степени от кризиса пострадала экономика США, где падение промышленного производства достигло значительных масштабов. Вместе с тем, данный кризис, так или иначе, затронул все страны, включенные в мировую экономику, и по оценкам многих экспертов повлечет за собой продолжительную депрессию в глобальном масштабе. На 2009-2010 гг. предполагается пик кризиса (основное падение), 2010-2013 гг. - депрессия и в дальнейшем перестройка мировой экономики для нового развития. Таким образом, нет оснований ожидать быстрого прохождения кризиса, а его длительность приведет к обострению политических и социальных конфликтов в большинстве стран мира. Многие российские и зарубежные ученые утверждают, что начавшийся мировой экономический кризис является системным, он обусловлен противоречиями неолиберальной модели капитализма и исчерпанием ресурсов экономической политики, построенной на соединении систематического снижения реальной заработной платы со стимулированием потребления, в первую очередь в развитых странах. Кризис, по всей видимости, не завершится, пока не будут сняты породившие его противоречия, а развитие мирового хозяйства не получит новый технологический импульс, прежде всего в инновационных секторах экономики. Падение мировых цен на нефть также усилило кризисные явления в национальных экономиках, способствовало дальнейшему обвалу на фондовых рынках, падению промышленного производства, росту безработицы и инфляции, резко снизило потребление. Поэтому глобальный кризис окажется для России особенно тяжелым из-за экспортно-сырьевой ориентации ее экономики. Выход страны из кризиса, по всей видимости, будет сопряжен с большими структурными переменами в экономике, общественными потрясениями и падением роли сырьевых корпораций1. Для разработки эффективной интеграционной политики в условиях кризиса необходимо активизировать деятельность специализированных аналитических, академических и общественных учреждений, аккумулирующих в себе весомый научный потенциал2. В странах СНГ такие центры практически отсутствуют. Заслуженный экономист Киргизии, руководитель направления «Экономика» в Американском университете в Центральной Азии З. Кудабаев в начале 2008 г. отметил: «Мы не имеем системы мониторинга мирового развития, мировых цен, влияния на экономику Киргизии, в том числе на инфляцию, продолжил он. Система раннего предупреждения особенно востребована в нашей стране, с малой экономикой, подверженной внешним влияниям. Это наука, это анализ, отслеживание мировых тенденций, это должен быть сильный институт или центр, и даже не один. К примеру, в США существует сразу несколько исследовательских групп, обслуживающих правительство, правда, все они часто ошибаются, но, тем не менее, востребованы. Система раннего предупреждения для Киргизии жизненно необходима»3. Его мнение справедливо и для других стран СНГ. Одним из средств преодоления кризиса в странах СНГ является усиление инвестиционной активности. В динамично меняющихся условиях перехода развитых стран к постиндустриальной экономике инвестиции играют значимую роль, обеспечивая инновационное и технологическое преимущество лидеров. Тем острее стоит проблема инвестиций перед Россией и другими странами СНГ, переживающими последствия глубокого спада в экономике, который сопровождался обвальным сокращением капитальных вложений. Несмотря на экономическую стабилизацию и рост основных макроэкономических показателей в последние годы, в инвестиционной сфере они не компенсируют понесенных потерь. Имеющийся рост объемов инвестиций неудовлетворителен в качественном смысле и отражает диспропорции, присущие экономике в целом - перекос в сторону сырьевых экспортно-ориентированных отраслей в ущерб более высокотехнологичным. В условиях отсутствия эффективного механизма перераспределения сырьевой ренты такая тенденция закрепляет технологическое отставание, зависимость национальной экономики от внешнеэкономической конъюнктуры, лишает российскую экономику перспектив в жесткой глобальной конкуренции4. В условиях кризиса одновременно нарастают и угрозы национальной экономической безопасности России. Среди них: ожидающаяся смена технологических укладов. России сложно решить данную проблему без привлечения других стран СНГ, особенно в сфере высоких технологий. Как подчеркнул Президент РФ Д. Медведев: «Считаю также возможным, учитывая масштабность и уникальность проекта по нанотехнологиям, предложить принять в нем участие всем странам СНГ»5; индустриальный тип промышленности с преобладанием энергодобывающих отраслей; низкий социально-экономический уровень жизни населения; неблагоприятная демографическая ситуация характеризуется так называемым «старением» населения, а также несоответствием структуры и качества трудовых ресурсов потребностям экономики страны; грядущий дефицит ряда минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов; экологические проблемы. Учитывая данные факты нельзя не отметить, что западные инвестиционные компании, признавая позитивную динамику в предпринимательском климате России, продолжают считать риски для инвесторов здесь достаточно высокими. Представляется, что сегодня в России необходимым условием решения поставленных экономических задач, в том числе в инвестиционной сфере, является сохранение и отдельных случаях системообразующей роли государства. Этого можно добиться через развитие стратегического планирования на федеральном, региональном и муниципальных уровнях. Залогом успеха стратегических направлений развития является рост инвестиций. Причем скорость роста инвестиций должна превышать скорость роста промышленного производства. Решить эту задачу можно на основе сотрудничества всех стран СНГ и здесь имеются положительные тенденции. В этих странах наблюдается опережающий рост взаимного привлечения иностранных инвестиций по сравнению с темпами развития торговых отношений, что и констатировал в ноябре 2008 г. председатель Комитета Совета Федерации по делам СНГ В. Густов. Так, в 2007 г. из стран СНГ в Россию поступили инвестиции в объеме 1,5 млрд долл. (они выросли в 3,5 раза по сравнению с 2005 г.), а Россия вложила в развитие экономики стран СНГ капитальных вложений в объеме 2,7 млрд долл. (выросли за два года в 4,4 раза)6. Активизация инвестиционной деятельности должна способствовать формированию зоны свободной торговли и развитию взаимодействия государств - участников СНГ в экономической сфере через повышение уровня интеграции, синхронизацию осуществляемых государствами - участниками преобразований в экономике и совместных мер по проведению согласованной экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики и торговли и по другим направлениям, с учетом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта и законодательства Европейского союза. Таким образом, ключевой задачей развития экономической интеграции в рамках СНГ на современном этапе является создание реально функционирующей зоны свободной торговли и развитие взаимодействия государств - участников СНГ в экономической сфере через открытие национальных границ на пути движения товаров, услуг, труда и капитала, то есть поэтапное реальное формирование единого экономического пространства. Препятствуют развитию данных процессов непродуманные и несогласованные между странами СНГ проекты. Так, в Армении в декабре 2008 г. в целях преодоления влияния мирового экономического кризиса, обеспечения серьезных инвестиций и финансовых потоков в страну правительство объявило о строительстве новой атомной станции, железной дороги Иран-Армения и создании Всеармянского банка. Однако, по мнению руководителя исследовательского института «Политэкономия» А. Теваняна, правительство Армении, осуществляя подобные программы, просто вводит в заблуждение собственных граждан, поскольку в действительности средства для реализации этих программ бюджетом на следующий год не предусмотрены7. В марте 2008 г. В Совете Федерации РФ состоялись парламентские слушания по вопросам экономической интеграции стран СНГ. Характеризуя ситуацию в СНГ, председатель Совета Федерации С. Миронов заметил, что Содружество «подошло к определенному рубежу, и актуальной стала необходимость его реформирования». При этом он обратил внимание на то, что в сохранении СНГ есть заинтересованность всех его участников. Об этом говорят данные о росте товарооборота между странами СНГ, объем которого достиг в последние годы 80 млрд руб. С. Миронов считает, что имеющиеся в СНГ механизмы очень слабо используются для решения как экономических, так и политических вопросов. «До сих пор не создано единое экономическое и таможенное пространство, нет зоны свободной торговли, в то время как для достижения именно этих целей создавалось в свое время Содружество», - подчеркнул С. Миронов. Причины такого положения дел, по его мнению, носят как объективный, так и субъективный характер. Говоря о перспективе углубления экономической интеграции в рамках СНГ, глава Совета Федерации отметил необходимость сохранения позитивных тенденций. Особые надежды С. Миронов связывает с разработкой проекта основополагающего документа в сфере экономической интеграции стран СНГ - «Стратегии экономического развития СНГ до 2020 г.»8. Была отмечена ключевая роль России, по информации исполнительного секретаря СНГ С. Лебедева, на долю России приходится более 74% всего внешнеторгового оборота стран СНГ. В окончательном виде проект Стратегии экономического развития СНГ до 2020 г. был представлен на встрече глав стран Содружества в сентябре 2008 г. в Бишкеке. «Одним из важнейших вопросов стало обсуждение проекта Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 г. Когда мы обсуждали этот вопрос в «узком кругу», главы государств уделили ему особое внимание», - подчеркнул президент Киргизстана К. Бакиев. По его словам, реализация стратегии позволит обеспечить развитие интеграционных процессов в экономической сфере, наиболее полно использовать экономический потенциал каждого государства - участника СНГ и Содружества в целом, расширить взаимовыгодное сотрудничество, повысить конкурентоспособность9. Данная стратегия была утверждена 14 ноября 2008 г. на заседании Совета глав правительств СНГ в Кишиневе. Среди приоритетных направлений развития взаимодействия государств СНГ в принятой стратегии были обозначены: завершение формирования и функционирование зоны свободной торговли в рамках СНГ в соответствии с нормами и правилами Всемирной торговой организации (ВТО); формирование предпосылок для создания общего экономического пространства; развитие общих рынков отдельных видов продукции, в первую очередь сельскохозяйственной; создание эффективных механизмов валютно-финансового сотрудничества. В документе отмечается необходимость углубления сотрудничества в области энергетики «в целях повышения надежности энергоснабжения и оптимизации использования топливно-энергетических ресурсов» и, что самое главное - формирование межгосударственного инновационного пространства. Главы правительств договорились разработать и принять комплекс действенных мер по ликвидации коррупции и существенному снижению уровня теневой экономики, определены приоритетные направления сотрудничества государств Содружества в сфере транспорта на период до 2020 г. Эти меры должны способствовать преодолению негативного влияния мирового экономического кризиса на экономическое развитие стран СНГ. В настоящее время в ЕврАзЭС как наиболее продвинутой интеграционной группировке, создан фонд, который в условиях мирового финансового кризиса будет выдавать кредиты членам сообщества по пониженным ставкам. Размер фонда определен в 10 млрд долл., 7,5 млрд из которых внесет Россия, а 1 млрд - Казахстан. Взносы остальных стран пока не определены. Управлять фондом будет специальный совет с участием министров финансов стран сообщества и Евразийский банк развития10. Многие экономисты стран СНГ считают, что главное в интеграционном строительстве по созданию единого экономического пространства - это переход к инновационной модели развития экономики11. Именно он должен стимулировать интеграционные процессы. В связи с этим все возрастающее значение в течение последних десятилетий приобретают расходы на фундаментальные и прикладные исследования, особенно в сфере высоких технологий. С целью активизации инновационной деятельности в 2001 г. была принята Концепция межгосударственной инновационной политики государств - участников СНГ на период до 2005 г. в которой указывалось, что на долю новых или усовершенствованных технологий, продукции, оборудования, содержащих новые знания или решения, в развитых странах приходится от 70 до 85% прироста валового внутреннего продукта, а в СНГ после 1991 г. удельный вес организаций и предприятий, осуществляющих разработку и внедрение нововведений, в начале XXI в. упал в среднем до 5-6% (ранее составлял 60-70%) от общего количества промышленных предприятий и продолжает снижаться12. Были продекларированы меры по преодолению данных негативных тенденций, однако, как отмечается в обосновании по разработке проекта межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств -участников СНГ на период до 2020 г. «возможности развития сотрудничества в инновационной сфере, создание конкурентоспособных на мировых рынках высоких технологий и производств в рамках реализации межгосударственных документов в полной мере реализованы не были». В 2006 г. доля России в мировом объеме торговли гражданской наукоемкой продукцией оценивалась в 0,3-0,5%, разработку и освоение инноваций осуществляли всего около 10% промышленных предприятий, доля инновационной продукции в структуре промышленного производства составляла 4-5% против 30-35% в развитых зарубежных странах13. В других государствах СНГ эти показатели существенно ниже. Характерен также показатель доли ВВП, которая направляется на научные исследования. Следует отметить, что в последние 15 лет в странах с развитой экономикой доля ВВП на затраты на науку составляет 2,5-3,0%. Противоположная ситуация складывается в государствах на постсоветском пространстве. За годы рыночных реформ этот показатель в среднем снизился до 0,3-0,4 % ВВП и сравним только с показателем в отдельных странах третьего мира14. В настоящее время группой экспертов из стран СНГ ведется разработка межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 г. В обосновании данной программы указано, что период пятого технологического уклада (1981-2020 гг.) будет характеризоваться структурной перестройкой мирового хозяйства, связанной с изменением баланса между ее «традиционными» экономическими центрами и новыми региональными экономическими союзами. В обосновании также указывается, что сегодняшние качественные характеристики экономики в государствах - участниках СНГ не позволяют использовать преимущества глобальной конкуренции. Экономика остается слабо диверсифицированной и в силу этого уязвимой к колебаниям конъюнктуры мировых рынков углеводородов и сырья, мировых финансовых рынков, а также характеризуется низким уровнем инновационной деятельности и эффективности национальных инновационных систем. Одним из способов противостоять глобальной конкуренции на мировых рынках для государств - участников СНГ является увеличение в современных условиях темпов внедрения в производство новейших научно-технических решений, развитие наукоемких производств, создание условий повышения эффективности инновационных процессов, формирование национальных инновационных систем. Использование интеллектуальных ресурсов и развитие соответствующей технологической базы являются важнейшими задачами государств - участников СНГ, требующими принятия новых решений в области стратегии инновационного развития, без чего создание единого экономического пространства не представляется возможным. Таким образом, успешное и устойчивое развитие СНГ и интеграционных объединений на постсоветском пространстве, связанных с Россией, будет зависеть от того, насколько быстро им удастся перейти к инновационной модели развития экономики. Последнее обстоятельство предполагает, что Россия должна лидером в инновационных процессах на территории СНГ, особенно в условиях мирового экономического кризиса. 1 См. подробнее: Колташов В., Кагарлицкий Б., Романенко Ю., Герасимов И. Кризис глобальной экономики и Россия // Первый информационно-аналитический портал СНГ. http://www.sng-moskva.ru/content/7about/ 2 2Лаумулин M. T. Опыт деятельности мировых аналитических центров и Центральная Азия//Апа1уИс, 2004. № 3, С. 11-15 3 Заслуженный экономист Киргизии об инфляции: Все надеялись на дешевый казахский и российский хлеб, http:// bestnews.net.ru/global/polit/news_2008-01-22-00-02-04-420.html. 4 Глазьев С, Клоцвог Ф. Перспективы экономического развития СНГ при интеграционном и инерционном сценариях взаимодействия стран-участниц // РоС. экон. журнал. - 2008. - № 7-8. - С. 24-34. 5 Послание Президента РФ Федеральному собранию 05.11.2008. http://kremlin.ru/appears/2008/11/05/ 1349_type63372type63374type63381type82634_208749.shtml. 6 Сенатор Вадим Густов: В странах СНГ наблюдается опережающий рост взаимного привлечения иностранных инвестиций. http://www.fcinfo.ru/themes/basic/materials-document.asp?folder=3117&matlD=197237. 7 Сенатор Вадим Густов: В странах СНГ наблюдается опережающий рост взаимного привлечения иностранных инвестиций. http://www.fcinfo.ru/themes/basic/materials-document.asp?folder=3117&matlD=197237.html 8 В Совете Федерации состоялись парламентские слушания по вопросам экономической интеграции стран СНГ14.03.2008. //http://www.council.gov.ru/inf_ps/chronicle/2008/03/item7260.html 9 Главы СНГ на саммите в Бишкеке подписали 19 совместных документов, http://www.rian.ru/politics/20081010/152902994.html 10 Кукол Е. Сбросились на кризис, http://www.rg.ru/2009/02/09/evrases.html 11 Волошин П. Инновационный фактор сотрудничества стран СНГ // Экономист. - 2007. - № 9. - С. 87-93; Денисюк В.А. О формировании рынка передовых производственных технологий СНГ / В.А. Денисюк, А.В. Марков // Инновации. - 2008. -№7.-С. 11-17. 12 Инновационная деятельность в странах СНГ. http://www.inti.kz/develop/document/f94.htm. 13 О концепции программы инновационного развития государств - участников СНГ на период до 2015 г. http:// www.belisa.org.by/ru/izd/other/Forum/fr22.html. 14 Обоснование по разработке проекта межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 г. http://www.oblrada.ks.ua/index.php?id=11871. Смотрите также: Интеграционные процессы в странах СНГ в условиях мирового экономического кризиса
131.19kb.
1 стр.
Инп ран, Москва Российский высокотехнологичный комплекс в условиях мирового финансово-экономического кризиса
160.85kb.
1 стр.
Андрей Ильин Школа выживания в условиях экономического кризиса
4357.16kb.
24 стр.
Иммигранты и принимающие общества в условиях глобального экономического кризиса: Опыт Испании Хенкин С. М
415.57kb.
3 стр.
Приоритеты социально-экономического развития республики беларусь в год качества
141.24kb.
1 стр.
«Истинные причины возникновения мирового экономического кризиса» часть 1
826.96kb.
3 стр.
Доклад пенсионные реформы в странах снг: результаты и перспективы
1231.96kb.
8 стр.
В выпуске: президент 5
2241.67kb.
21 стр.
А. Суздальцев, кафедра мировой политики гу – вшэ
256.45kb.
1 стр.
Проблемы формирования Таможенного Союза и Единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС
47.48kb.
1 стр.
Концепция проведения фестиваля «Неделя русского языка в странах снг» в рамках праздника-фестиваля «Неделя русского языка в странах снг»
25.98kb.
1 стр.
Текущая редакция, утверждена следующими 486.35kb.
2 стр.
|