Главная
страница 1

ПРОЕКТЫ
Или-Балхаш
Проект закона


(Версия 5).

Закон Республики Казахстан "Об охране озера Балхаш"

Озеро Балхаш, его природные ресурсы и богатства являются естественной основой жизни и деятельности народов Республики Казахстан, их устойчивого социально-экономического развития и повышения благосостояния.

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и социальные основы охраны озера Балхаш в интересах настоящего и будущих поколений и направлен на обеспечение сохранения качества природной среды данного региона, предотвращение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на естественную уникальную экологическую систему озера Балхаш, сохранение его биологического разнообразия и организацию рационального природопользования.

Глава1. Общие положения.

Статья 1. Основные термины и определения

В настоящем Законе используются следующие основные термины и определения:



озеро Балхаш - закрытый, бесточный водный объект, находящийся на территории Республики Казахстан, имеющий физико-географические, гидрорежимные и иные признаки;

Водный бассейн озера Балхаш - часть земной поверхности и толща почвы, которая ограничена водоразделами, на которой собираются подземные и поверхностные воды, поступающие в озеро Балхаш;

Казахстанская часть водного бассейна озера Балхаш - часть водного бассейна озера Балхаш, расположенная на территории Республики Казахстан;

устойчивое развитие территории водного бассейна озера Балхаш - постоянное развитие социально-экономических производительных сил водного бассейна озера Балхаш, повышение уровня материального благосостояния населения с улучшением качества окружающей среды и природных ресурсов;

бассейновый принцип управления - организация деятельности управленческих и хозяйствующих субъектов вне зависимости от административно-территориальной принадлежности, форм собственности и ведомственной подчиненности, направленная на выполнение цели сохранения озера Балхаш;

природные ресурсы водного бассейна озера Балхаш - составные части окружающей среды водного бассейна озера Балхаш, используемые в процессе хозяйственной и иной деятельности для удовлетворения материальных, культурных и других потребностей общества;

экологическая система водного бассейна озера Балхаш - взаимосвязанная единая функциональная совокупности живых организмов и неживой среды их обитания.

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан в области охраны озера Балхаш.

  1. Задачами законодательства Республики Казахстан в области охраны озера Балхаш, являются регулирование отношений в сфере взаимодействия государства, его субъектов и природных ресурсов озера Балхаш.

  2. Целями законодательства Республики Казахстан в области охраны озера Балхаш, являются улучшение качества окружающей среды водного бассейна, рациональное использование и воспроизводство его природных ресурсов, создание оптимальной системы управления территории водного бассейна озера Балхаш, путем внедрения новых форм взаимодействия государства, юридических лиц и населения, а также укрепления законности и экологического правопорядка.

  3. Законодательство Республики Казахстан об охране озера Балхаш основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона, законов об охране окружающей среды, об охране, воспроизводстве и использовании природных ресурсов, а также других законодательных и иных нормативных правовых актов.

В случае противоречия между настоящим Законом и иными актами, содержащим нормы, регулирующие отношения по охране озера Балхаш, последние могут применяться только после внесения в настоящий Закон соответствующих изменений.

Вопросы охраны и использования земли, недр, вод, атмосферного воздуха, лесов и иной растительности, животного мира, объектов окружающей среды, имеющих особую экологическую, научную и культурную ценность, особо охраняемых природных территорий водного бассейна озера Балхаш в части, не урегулированной настоящим Законом, регулируются соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.



Статья 3. Основные принципы охраны озера Балхаш.

Охрана озера Балхаш осуществляется на основе соблюдения следующих основных принципов:



  • приоритета охраны жизни и здоровья человека, сохранения и восстановления окружающей среды водного бассейна озера Балхаш, благоприятной для жизни, труда и отдыха населения;

  • сбалансированного решения социально-экономических задач и проблем охраны озера Балхаш;

  • обеспечения экологической безопасности и восстановления нарушенных естественных экологических систем водного бассейна озера Балхаш;

  • рационального использования и воспроизводства природных ресурсов и внедрения экономического стимулирования деятельности хозяйствующих субъектов охраны озера Балхаш;

  • учет комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Балхаш;

  • обеспечения сохранения биологического разнообразия и объектов окружающей среды водного бассейна озера Балхаш, имеющих особое экологическое, научное и культурное значение;

  • внедрение бассейнового принципа управления озером Балхаш;

  • предотвращения нанесения ущерба водному бассейну озера Балхаш, оценки возможного воздействия на окружающую среду;

  • активного участия населения, общественных объединений и граждан в охране окружающей среды и использовании природных ресурсов водного бассейна озера Балхаш;

  • неотвратимости ответственности за нарушение законодательства об охране озера Балхаш;

  • международного сотрудничества в области охраны озера Балхаш на основе международного права.

Статья 4. Объекты охраны и хозяйственного использования природных ресурсов озера Балхаш.

  1. Объектом регулирования настоящего Закона являются общественные отношения возникающие по вопросам охраны окружающей среды и природопользования на территории Казахстанской части водного бассейна озера Балхаш.

  2. Охране от уничтожения, деградации, повреждения, истощения, загрязнения, нерационального использования и иного вредного воздействия озера Балхаш, подлежат:
    земля, недра, воды, атмосферный воздух, леса и иная растительность, животный мир, естественные экологические системы, объекты окружающей среды, имеющие особую экологическую, научную и культурную ценность, а также особо охраняемые природные территории.

  3. Хозяйственное использование природных ресурсов указанных в части второй данной статьи, должно осуществляться с соблюдением нормативов качества окружающей среды установленных законодательством для озера Балхаш.

Статья 5. Правовой статус территории водного бассейна озера Балхаш.

Территории водного бассейна озера Балхаш придается статус государственного природного резервата республиканского значения.

В территорию государственного природного резервата озера Балхаш входит территория на которой находится озеро Балхаш, водоохранная зона озера Балхаш, территория Казахстанской части водного бассейна озера Балхаш.

В пределах территории государственного природного резервата озера Балхаш выделяются функциональные зоны предусмотренные законодательством Республики Казахстан об особо охраняемых территорий.



Границы государственного природного резервата озера Балхаш и его зон устанавливаются Правительством Республики Казахстан.

Глава 2. Права и обязанности граждан и общественных объединений в области охраны озера Балхаш.

Статья 6. Права и обязанности граждан в области охраны озера Балхаш.

  1. Каждый гражданин и лица без гражданства, а также иностранцы, находящиеся на территории водного бассейна озера Балхаш, имеют право на благоприятную для их жизни и здоровья окружающую среду, достоверную информацию об ее состоянии и мерах по ее улучшению, возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие нарушения законодательства об охране озера Балхаш, а также на хозяйственную и иную деятельность на территории данного бассейна в пределах установленных законодательством Республики Казахстан.

  2. Граждане на территории водного бассейна озера Балхаш имеют право:

    • использовать в установленном порядке природные ресурсы, осуществлять меры по их охране и воспроизводству, участвовать в охране и оздоровлении окружающей среды;

    • создавать общественные объединения и общественные фонды;

    • участвовать в деятельности хозяйствующих субъектов любой формы собственности на территории водного бассейна озера Балхаш;

    • принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, шествиях, демонстрациях, референдумах и иных общественных акциях, не запрещенных законодательством Республики Казахстан, по охране озера Балхаш;

    • обращаться в государственные органы и организации с письмами, жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам охраны озера Балхаш и требовать их рассмотрения;

    • вносить предложения о проведении общественной экологической экспертизы и принимать в ней участие;

    • требовать отмены в административном или судебном порядке решений о размещении, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных экологически вредных объектов, а также об ограничении и прекращении хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, оказывающих отрицательное воздействие на окружающую среду и здоровье человека;

    • ставить вопросы о привлечении к ответственности виновных организаций, должностных лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие нарушения законодательства об охране окружающей среды;

    • реализовывать в установленном порядке другие права, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

  3. Каждый гражданин обязан охранять окружающую водного бассейна озера Балхаш и рационально использовать его природные ресурсы, соблюдать законодательство об охране озера Балхаш.

Статья 7. Права и обязанности общественных объединений в области охраны озера Балхаш.

  1. Общественные объединения при осуществлении своей деятельности в области охраны озера Балхаш имеют право:

    • разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать права и интересы граждан, привлекать их на добровольных началах к активной деятельности в области охраны озера Балхаш;

    • выполнять работы по охране и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, участвовать в охране объектов водного бассейна озера Балхаш, имеющих особую экологическую, научную и культурную ценность, организации и деятельности рекреационных территорий и особо охраняемых природных территорий;

    • выполнять в установленном порядке работы по экологическому воспитанию и образованию, научные исследования в области охраны озера Балхаш;

    • требовать проведения государственной экологической экспертизы и проводить общественную экологическую экспертизу;

    • осуществлять общественный контроль в области охраны озера Балхаш;

    • получать от государственных органов и организаций своевременную, полную и достоверную информацию о состоянии озера Балхаш и мерах по его оздоровлению;

    • сотрудничать и взаимодействовать в области охраны озера Балхаш с государственными органами и международными организациями, заключая с ними соглашения, выполнять по договорам определенные работы, предусмотренные законодательством;

    • участвовать в деятельности хозяйствующих субъектов любой формы собственности на территории водного бассейна озера Балхаш;

    • участвовать в обсуждении законопроектов по охране озера Балхаш;

    • требовать от государственных органов проведение общественных слушаний по вопросам строительства, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов, влияющих на качество окружающей среды и использование природных ресурсов озера Балхаш;

    • требовать отмены в административном или судебном порядке решений о размещении, строительстве, реконструкции и вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных экологических вредных объектов, а также об ограничении, приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, оказывающей отрицательное воздействие на окружающую среду озера Балхаш и здоровье человека;

    • ставить вопросы о привлечении к ответственности виновных организаций, должностных лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного нарушением законодательства об охране озера Балхаш;

    • реализовывать в установленном порядке другие свои права, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами.

  2. Общественные объединения обязаны осуществлять свою деятельность на территории водного бассейна озера Балхаш в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Глава 3. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИРОДНОГО РЕЗЕРВАТА ОЗЕРА БАЛХАШ.

Статья 8. Принципы управления устойчивого развития государственного природного резервата озера Балхаш.

В целях сохранения экологической системы озера Балхаш, дальнейшего развития отдельных отраслей хозяйства в регионе и роста жизнеобеспеченности его населения, механизм управления государственного природного резервата озера Балхаш строится на следующих принципах:



  • сочетание государственного (административно-территориального и ведомственного) управления со специализированным бассейновым управлением регионом;

  • сочетание и развитие различных форм собственности в управленческой структуре озера Балхаш;

  • приоритетное значение эколого-социальных интересов в принятии управленческих решений.

Статья_9 Государственное регулирование отношений по устойчивому развитию государственного природного резервата озера Балхаш.

Государственное регулирование отношений по устойчивому развитию государственного природного резервата озера Балхаш осуществляется:



  • Правительством Республики Казахстан;

  • местными исполнительными органами власти;

  • центральными специально уполномоченными органами исполнительной власти и их органами на местах.

Статья 10. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области регулирования отношений по устойчивому развитию государственного природного резервата озера Балхаш

Ведению Правительства Республики Казахстан в области регулирования отношений по устойчивому развитию государственного природного резервата озера Балхаш подлежит:



  • утверждение основных направлений рационального использования и охраны природных ресурсов озера Балхаш;

  • утверждение планов и программ комплексного использования и охраны природных ресурсов озера Балхаш;

  • придания территории озера Балхаш статуса природного резервата;

  • утверждение границ территории государственного природного резервата озера Балхаш;

  • создание Специализированного бассейнового органа управления территории природного резервата озера Балхаш;

  • иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан.

Статья 11. Компетенция местных исполнительных органов власти в области регулирования отношений по устойчивому развитию государственного природного резервата озера Балхаш

Ведению местных исполнительных органов власти в области регулирования отношений по устойчивому развитию государственного природного резервата озера Балхаш подлежит:



  • выполнение государственных планов и программ комплексного использования и охраны природных ресурсов озера Балхаш;

  • контроль за порядком взимания и расходования платежей за пользование, загрязнение и воспроизводство природных ресурсов озера Балхаш;

  • выдача государственных актов на права пользования природными ресурсами.

Статья 12. Компетенция иных центральных уполномоченных органов в области регулирования отношений по устойчивому развитию государственного природного резервата озера Балхаш

Иные центральные уполномоченные органы Республики Казахстан и их территориальных органов осуществляющие полномочия, закрепленные за ними в соответствии с законодательством Республики Казахстан в пределах экологических требований установленных Специализированным бассейновым органом управления государственным природным резерватом озером Балхаш.



Статья 13. Специализированный бассейновый орган управления государственным природным резерватом озера Балхаш

В целях устойчивого развития и сохранения экологического баланса озера Балхаш, сочетания интегрированного развития отраслей хозяйствования с комплексным использованием и охраной его природных ресурсов, создается Специализированный бассейновый орган управления государственным природным резерватом озера Балхаш.

Специализированный бассейновый орган управления государственным природным резерватом озера Балхаш создается центральным уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.

Статья 14. Цели и задачи Специализированного бассейнового органа управления государственным природным резерватом озера Балхаш

Специализированный бассейновый орган управления государственного природного резервата озера Балхаш создается в целях улучшения экологической обстановки и сохранения озера Балхаш; регулирования отношений по рациональному использованию, охране и воспроизводству природных ресурсов озера Балхаш; создания интегрированной системы управления всеми ресурсопотребляющими отраслями хозяйства в регионе; выработки новых связей между административной формой управления отдельной территорией и комплексным решением задач социально-экономического и экологического характера, присущего природной зоне (природному комплексу) в целом; повышения роста жизнеобеспеченности населения территорий государственным природным резерватом озера Балхаш.

Задачами Специализированного бассейнового органа управления государственным природным резерватом озера Балхаш являются:


  • реализация долгосрочной программы устойчивого развития озера Балхаш;

  • комплексное регулирование использования водных, земельных, лесных ресурсов, животного мира, атмосферного воздуха, объектов государственного природно-заповедного фонда и особо охраняемых природных территорий в регионе;

  • комплексное регулирование охраны и воспроизводства природных ресурсов региона;

  • развитие туризма и рекреации в регионе;

  • развитие экологического воспитания и образования;

  • внедрение и развитие экономического механизма природопользования в рамках природного региона;

  • апробация новых форм управления природно-хозяйствовенным комплексом.

Статья 15. Компетенция Специализированного бассейнового органа управления государственного природного резервата озера Балхаш в области регулирования отношений по использованию и охране природных ресурсов

Ведению Специализированного бассейнового органа государственного природного резервата озера Балхаш в области регулирования отношений по использованию и охране природных ресурсов подлежит:



  • разработка региональных программ использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов;

  • осуществление контроля за использованием и охраной природных ресурсов государственного природного резервата озера Балхаш;

  • согласование размещения и ввода в эксплуатацию предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние природных ресурсов озера Балхаш;

  • согласование с заинтересованными государственными органами ставок платы за пользование природными ресурсами на территории государственного природного резервата озера Балхаш;

  • взимание экологических платежей на территории государственного природного резервата озера Балхаш;

  • обеспечение межобластного, межрайонного и межотраслевого распределения природных ресурсов озера Балхаш на основе их комплексного использования с учетом экологических требований;

  • участие в осуществлении мероприятий в области отношений Республики Казахстан с иностранными государствами и международными организациями по вопросам использования и охраны природных ресурсов озера Балхаш.

Статья 16. Компетенция Специализированного бассейнового органа управления государственным природным резерватом озера Балхаш в области регулирования водных отношений

Ведению Специализированного бассейнового органа управления государственным природным резерватом озера Балхаш в области регулирования водных отношений подлежит:



  • установление условий общего водопользования в регионе;

  • согласования бассейновой схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов и водохозяйственного баланса региона;

  • установление в регионе водоохранных зон и полос;

  • распределение лимитов водопотребления между административно-территориальными единицами региона, отраслями и отдельными водопользователями;

  • предоставление водных ресурсов озера Балхаш в обособленное пользования юридическим лицам и гражданам;

  • прекращение права пользования водами на территории государственного природного резервата озера Балхаш;;

  • выдача разрешений на специальное водопользование на территории государственного природного резервата озера Балхаш;

  • согласование перечня объектов водного фонда региона, имеющих особое научное, культурное, рекреационное и лечебное значение;

  • согласование перечня объектов водного фонда региона, имеющих рыбохозяйственное значение;

  • согласование перечня объектов водного фонда региона, имеющих судоходное значение;

  • согласование мероприятий по сохранению и улучшению состояния водоемов региона, предупреждения и ликвидации вредного воздействия вод.

Статья 17. Компетенция Специализированного бассейнового органа управления государственного природного резервата озера Балхаш в области регулирования земельных отношений.

Ведению Специализированного бассейнового органа государственным природным резерватом озера Балхаш в области регулирования земельных отношений подлежит:



  • согласование на предоставление и изъятие в регионе земельных участков, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения;

  • согласование территориальных программ по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов региона;

  • согласование разрешений на передачу земельных участков в долгосрочную аренду государственными сельскохозяйственными землепользователями в регионе;

  • приостановление в регионе строительства, разработки месторождений полезных ископаемых, эксплуатации объектов, геологоразведочных и других работ, если они осуществляются с нарушением установленного режима использования земель;

  • согласование на резервирование в регионе земель для создания особо охраняемых природных территорий всех видов.

Статья 18. Компетенция Специализированного бассейнового органа управления государственного природного резервата озера Балхаш в области регулирования лесных отношений

Ведению Специализированного бассейнового органа управления государственного природного резервата озера Балхаш в области регулирования лесных отношений подлежит:



  • предоставление и изъятие в регионе права лесовладения;

  • согласование предоставления и изъятия в регионе права лесопользования;

  • внесение предложений в соответствующие государственные органы по установлению режима хозяйственного использования лесов региона;

  • распределение лесных пастбищ и сенокосов между районами региона.

Статья 19. Компетенция Специализированного бассейнового органа управления государственного природного резервата озера Балхаш в области регулирования отношений по использованию и охране животного мира

Ведению Специализированного бассейнового органа управления государственного природного резервата озера Балхаш в области регулирования отношений по использованию и охране животного мира подлежит:



  • предоставление права на промысловый лов рыбы и других водных животных;

  • предоставление права ведения охотничьего хозяйства;

  • согласование лимитов и квот на пользование рыбными и охотничьими ресурсами;

  • закрепление охотничьих угодий и рыбохозяйственных водоемов за пользователями;

  • участие в мероприятиях по охране и воспроизводству животного мира региона;

  • согласование мероприятий по регулированию рыболовства и рыбоводно-воспроизводственной деятельности, зарыблению, акклиматизации новых видов рыбы.

Глава 4. Экономический механизм устойчивого развития государственного природного резервата озера Балхаш

Статья 20. Цели экономического механизма устойчивого развития государственного природного резервата озера Балхаш

Экономический механизм устойчивого развития государственного природного резервата озера Балхаш ставит своей целью создание системы материальных мер, направленных на стимулирование деятельности государства, юридических и физических лиц по рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов озера Балхаш.

Экономическими методами механизма устойчивого развития государственного природного резервата озера Балхаш являются:

- планирование мероприятий по охране окружающей среды и рациональному природопользованию;

- дифференцированная система платежей за пользование, загрязнение и воспроизводство природных ресурсов и окружающей среды;

- экономическое стимулирование деятельности хозяйствующих субъектов в области охраны окружающей среды и рационального природопользования;

- создание фонда устойчивого развития государственным природным резерватом озера Балхаш;

- материальное стимулирование деятельности граждан по обеспечению устойчивого развития государственного природного резервата озера Балхаш.



Статья 21. Планирование мероприятий по охране озера Балхаш.

Мероприятия по охране озера Балхаш включаются в государственную Национальную Программу развития государственного природного резервата озера Балхаш, порядок разработки которой определяется Правительством Республики Казахстан.



Статья 22. Система платежей за пользование, загрязнение и воспроизводство природных ресурсов и окружающей среды государственного природного резервата озера Балхаш

За пользование, загрязнение и воспроизводство природных ресурсов озера Балхаш предусматривается система платежей, порядок и ставки, которых определяются законодательством об охране окружающей среды Республики Казахстан.

Специализированный орган управления государственным природным резерватом озера Балхаш наделяется правом разрабатывать ставки платежей за пользование, загрязнение и воспроизводство природных ресурсов озера Балхаш.

Статья 23. Экономическое стимулирование деятельности юридических и физических лиц по охране окружающей среды и рациональному природопользованию государственным природным резерватом озера Балхаш.

Экономическое стимулирование деятельности юридических и физических лиц по охране окружающей среды и рациональному природопользованию государственным природным резерватом озера Балхаш осуществляется через систему: субсидий, предоставления низкопроцентных и беспроцентных кредитов.

Меры экономического стимулирования предоставляются в случаях:


  • устойчивого снижения выбросов вредных веществ в окружающую среду;

  • переработку отходов производства и потребления;

  • внедрение новых технологий экологически чистых производств;

  • проведения мероприятий по воспроизводству природных ресурсов и оздоровлению окружающей среды.

Порядок, условия и сроки предоставления мер экономического стимулирования определяется специализированным органом управления государственным природным резерватом озера Балхаш.

Статья 24. Фонд устойчивого развития государственного природного резервата озера Балхаш.

Фонд устойчивого развития государственного природного резервата озера Балхаш создаются для финансирования решения задач рационального природопользования, охраны окружающей среды и социально - экономического развития государственного природного резервата озера Балхаш.

Фонд устойчивого развития государственного природного резервата озера Балхаш создаются за счет:


  • отчислений из Фонда развития Республики Казахстан;

  • дифференцированной системы платежей за пользование, загрязнение и воспроизводство природных ресурсов и окружающей среды государственным природным резерватом озера Балхаш;

  • штрафов, взыскиваемых в административном и судебном порядке с юридических и физических лиц за нарушение законодательства об охране озера Балхаш;

  • средств, взыскиваемых по искам возмещения вреда причиненного за нарушения законодательства об охране озера Балхаш;

  • добровольных взносов юридических и физических лиц;

  • инвестиций национальных и иностранных юридических и физических лиц;

  • иных средств, не противоречащих законодательству Республики Казахстан.

Порядок деятельности, формирования и расходования средств фонда устойчивого развития государственного природного резервата озера Балхаш определяется Правительством Республики Казахстан.

Глава 5. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРИРОДОГО РЕЗЕРВАТА ОЗЕРА БАЛХАШ

Статья 25. Экологические требования при использовании природных ресурсов

При использовании земли, недр, вод, атмосферного воздуха, лесов и иной растительности, животного мира, особо охраняемых природных территорий, объектов охраны окружающей Среды, имеющих особую экологическую, научную и культурную ценность на территории государственного природного резервата озера Балхаш необходимо принимать меры по рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, комплексной переработке и утилизации отходов производства и потребления; внедрению эффективных материалов, энергосберегающих, мало- и безотходных технологических процессов; обеспечению эффективной очистки сточных вод, а также их использованию для технических нужд с приоритетом отказа от сброса неочищенных вод в озеро Балхаш и его притоки; сохранности и восстановлению почвенного, растительного покрова и животного мира, неуклонному соблюдению статуса объектов природно-заповедного фонда данного региона; обеспечению защиты населения и окружающей среды от вредного воздействия антропогенных физических, химических и биологических факторов.

Организации и граждане обязаны соблюдать действующие стандарты, технические условия и нормативы качества окружающей Среды и использовать природные ресурсы в соответствии с целевым назначением и условиями их предоставления.

Статья 26. Экологические требования при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов

Проектирование, размещение, строительство и реконструкция населенных пунктов, предприятий, зданий и сооружений, объектов промышленности и сельского хозяйства, средств транспорта и связи, систем водоснабжения, канализации, гидротехнических сооружений и других объектов производятся с соблюдением условий и правил охраны окружающей Среды, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, а также при этом должны учитываться нормативы качества окружающей Среды, предусматриваться обезвреживание и утилизация вредных отходов, малоотходные и безотходные технологии и производства, эффективные меры предупреждения загрязнения окружающей Среды.

Ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов производится при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований, предусмотренных проектом, по актам приемочных комиссий, создаваемых с участием специально уполномоченного органа в области охраны окружающей Среды. Разрешается ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов, обеспеченных установками и оборудованием по очистке, обезвреживанию и утилизации вредных отходов, выбросов загрязняющих веществ до уровня предельно допустимых нормативов, средствами контроля за загрязнением окружающей Среды, а также при завершении запроектированных работ по рекультивации земель, воспроизводству и рациональному использованию природных ресурсов, благоустройству территорий и оздоровлению окружающей Среды.

Статья 27. Экологические требования при ликвидации и реорганизации юридического лица

Ликвидация и реорганизация юридического лица - природопользователя осуществляется с учетом экологических требований на основании данных проверки состояния предприятия и экологической экспертизы, с обязательным отражением их результатов в ликвидационном балансе, составляемом при соответствующей форме реорганизации юридического лица. Проверка экологического состояния ликвидируемого или реорганизуемого юридического лица осуществляется с участием органа государственной экологической экспертизы и объектом проверки выступают результаты хозяйственной деятельности, а также соблюдение предприятием экологических требований.

При реорганизации юридического лица обеспечивается правоприемство нового собственника по экологическим обязательствам в соответствии с разделительным балансом. Ликвидация юридического лица производится с учетом интересов кредиторов по экологическим обязательствам.

Статья 28. Экологические требования при эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта и связи, объектов сельскохозяйственного назначения и мелиорации

Эксплуатация объектов промышленности, энергетики, транспорта и связи, объектов сельскохозяйственного назначения и мелиорации должна осуществляться с учетом установленных экологических требований и с использованием экологически обоснованных технологий, необходимых очистных сооружений и санитарно-защитных зон, исключающих загрязнение окружающей Среды. При эксплуатации указанных объектов должны внедряться малоотходные и безотходные технологии и производства, они должны оснащаться эффективными средствами для очистки, обезвреживания и утилизации вредных отходов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ, применять безопасные виды топлива, экономно и рационально использовать природные ресурсы, принимать меры по экологической безопасности.



Статья 29. Экологические требования при обращении с отходами производства и потребления

Организации и граждане обязаны соблюдать установленные правила производства, складирования, использования, транспортировки, утилизации, удаления и захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных материалов, потенциально опасных химических и биологических веществ, не допускать нарушений нормативов предельно допустимого уровня радиационного воздействия, установленных токсиколого-гигиенических и экологических нормативов. При застройке и эксплуатации населенных пунктов должны предусматриваться и осуществляться санитарная очистка, обезвреживание, безопасное удаление, переработка и захоронение промышленных и коммунально-бытовых отходов

Складирование, уничтожение и захоронение отходов производятся в местах, определяемых решениями местных исполнительных органов по согласованию со специальным уполномоченным органом, осуществляющим функции охраны окружающей Среды. Образование и использование производственных и коммунально-бытовых отходов, а также производство и применение потенциально опасных химических и биологических веществ подлежат государственному учету.

Статья 30. Экологические требования при туристической и рекреационной деятельности

При туристической и рекреационной деятельности на территории государственного природного резервата озера Балхаш запрещается размещение промышленных, сельскохозяйственных и других объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы туризма, курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду.

Пользование водоёмами для массового отдыха, туризма и спортивных целей осуществляется в местах, установленных специально уполномоченным органом.

Для обеспечения особой охраны земель, предназначенных и используемых для организованного массового отдыха и туризма населения могут устанавливаться охранные, санитарно-защитные и иные защитные зоны с регулируемым режимом хозяйственной деятельности, либо с запрещением в пределах этих зон любой деятельности, отрицательно влияющей на состояние этих земель.

Запрещается проектирование, строительство атомных и гидроэлектростанций на территориях региона с большой концентрацией населения, традиционных местах массового отдыха, туризма и лечения населения.

Статья 31. Экологические требования в области охраны и воспроизводства животного и растительного мира

При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, транспортных магистралей и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель, заболоченных, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, осуществлении лесных и водных пользовании, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона скота, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по сохранению среды обитания и условий размножения животных, путей миграции и мест концентрации животных, а также обеспечиваться неприкосновенность участков, предоставляющих особую ценность в качестве среды обитания животных.

В целях сохранения и воспроизводства диких животных и растений специально уполномоченный орган устанавливает лимиты добычи животных, вылова рыбы и заготовки древесины, запреты или ограничения в пользовании животным и растительным миром на определенной территории бассейна и на определенные сроки, а также организует устройство заказников и заповедных зон.

Статья 32. Виды деятельности, запрещенные и ограниченные на территории государственного природного резервата озера Балхаш

Запрещается хозяйственная и иная деятельность, вызывающая разрушение естественных экологических систем бассейна, уничтожение растительного и животного мира, изменения окружающей Среды, опасные для жизни и здоровья населения.

Запрещаются хозяйственная и иная деятельность, а также производство или ввоз на территорию продукции (работ, услуг) в области охраны окружающей Среды, если она подлежит обязательной государственной экологической экспертизе, без ее положительного заключения. Проекты, по которым отсутствуют положительные заключения государственной экологической экспертизы, не подлежат утверждению, а финансирование по реализации этих проектов не допускается.

Запрещается ввоз на территорию государственного природного резервата озера Балхаш в целях хранения или захоронения радиоактивных отходов и материалов из других регионов Республики и государств, а также импорт продукции, не имеющей технологии для ее обезвреживания или утилизации после использования.

Без принятия установленных мер по предотвращению гибели животных и растений запрещаются хранение материалов и отходов производства, применение минеральных удобрений, выкачивание тростника и выжигание сухой растительности, раскорчевка леса, разработка русел рек, имеющих нерестовое значение. Разведение и размещение в окружающей среде региона биологических объектов, не свойственных местной природе, а также полученных искусственным путем, допускаются при наличии соответствующих экологических обоснований и по разрешению специально уполномоченного органа в области охраны окружающей Среды.

Глава 6. Меры охраны государственного природного резервата озера Балхаш.

Статья 33. Цели охраны государственного природного резервата озера Балхаш.


  1. Охрана государственного природного резервата озера Балхаш включает систему правовых, организационных, экономических, технологических и других мероприятий, направленных на охрану государственного природного резервата озера Балхаш как условия существования, жизнедеятельности и устойчивого развития региона, на комплексное, рациональное использования природных ресурсов.
    Целями охраны государственного природного резервата озера Балхаш являются:

    1. недопущение снижения уровня воды ниже критического, охрана поверхностных и подземных вод от загрязнения, засорения, истощения;

    2. защита территории бассейна от опустынивания, водной и ветровой эрозий заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, химическими, биологическими, радиоактивными и другими веществами от других процессов разрушения;

    3. создание сети особо охраняемых природных территорий, оздоровительных рекреационных зон;

    4. рекультивация нарушенных территорий, восстановление их полезных свойств, вовлечение их в хозяйственный оборот;

    5. защита дельты реки Или как экологического фактора экономического, социального благополучия региона.

  2. В случаях когда невозможно восстановить деградированные территории загрязненных химическими, биологическими, радиоактивными и другими вредными веществами сверх установленных нормативов их предельно допустимых концентраций и предельно допустимого уровня радиационного воздействия отходами производства производится консервация территории.

Статья 34. Основные принципы охраны государственного природного резервата озера Балхаш

В целях охраны экологической системы государственного природного резервата озера Балхаш устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами:



  • приоритета видов деятельности, направленных на сохранение экологической системы государственного природного резервата озера Балхаш;

  • учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на экологическую систему государственного природного резервата озера Балхаш;

  • сбалансированности решения социально-экономических задач и охраны экологической системы государственного природного резервата озера Балхаш на принципах устойчивого развития;

  • обязательности государственной экологической экспертизы при строительстве новых, реконструкции действующих хозяйственных объектов;

  • международного сотрудничества с иностранными государствами в решении экологических проблем государственного природного резервата озера Балхаш.

Статья 35. Меры охраны государственного природного резервата озера Балхаш.

В целях обеспечения комплексного использования и охраны природных ресурсов государственного природного резервата озера Балхаш разрабатывается Государственная Программа по рациональному использованию и охране природных ресурсов, проводиться зонирование территории с установлением целевого назначения и режима использования природных систем региона, нормирование антропогенной нагрузки на экологическую систему озера Балхаш, учет и оценка природных ресурсов, мониторинг окружающей среды, экологическая экспертиза объектов, могущих оказать влияние на окружающую среду, государственный экологический контроль за деятельностью природопользователей состоянием окружающей среды.



Статья 36. Экологическое зонирование территории государственного природного резервата озера Балхаш.

На территории государственного природного резервата озера Балхаш могут быть дополнительно выделены заповедные зоны, рекреационные зоны, урбанистические зоны, сельскохозяйственные зоны, зоны промышленного освоения, зоны радиационного риска, водоохранные зоны, санитарно-защитные зоны, округа и зоны санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей, источников водоснабжения.

Порядок и условия хозяйственной и иной деятельности в пределах зон, указанных в пункте первом данной статьи определяется законодательством Республики Казахстан.

Статья 37. Нормирование вредного воздействия на экологическую систему озера Балхаш.

В целях охраны здоровья населения, растительного и животного мира, сохранения их генетических фондов на территории государственного природного резервата озера Балхаш устанавливаются региональные нормативы предельно допустимых концентраций потенциально опасных химических, биологических веществ, загрязняющих воздух, воду, почву и недра с учетом фонового загрязнения региона.

В целях предотвращения загрязнения окружающей среды с учетом всех источников и объема загрязнения на территории государственного природного резервата озера Балхаш, комплексного их влияния на здоровье населения, растительный и животный мир по каждому источнику загрязнения устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду с учетом фонового загрязнения региона.

В целях предотвращения опасности для здоровья и генетического фонда человека, охраны растительного и животного мира на территории государственного природного резервата озера Балхаш устанавливаются нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия на окружающую среду.

В целях охран здоровья и генетического фонда человека, охраны окружающей среды государственного природного резервата озера Балхаш устанавливаются допустимые нормы применения минеральных удобрений, стимуляторов роста и других агрохимикатов в лесном и сельском хозяйстве.

Статья 38. Норматив предельного допустимого уровня водной отметки озера Балхаш.

В целях сохранения существования озера Балхаш, его экологической системы уровень водной отметки должен соответствовать нормативу установленному Правительством Республики Казахстан.



Статья 39. Учет и оценка природных ресурсов.

Государственный учет природных ресурсов включает в себя сбор сведений о статусе территории государственного природного резервата озера Балхаш, об их географическом положении и границах, зонировании, категориях защищенности, режимах охраны и использования этих территорий, качественных и количественных изменениях на них объектов природы.



Статья 40. Мониторинг окружающей среды государственного природного резервата озера Балхаш.

Государственный мониторинг окружающей среды и природных ресурсов государственного природного резервата озера Балхаш включает проводимые на базе научно обоснованных методик работы по наблюдению, оценке, прогнозированию состояния качества окружающей среды и его отдельных компонентов.

Юридические лица обязаны вести производственный мониторинг окружающей среды на территории государственного природного резервата озера Балхаш в случаях установленных законодательством Республики Казахстан.

Статья 41. Порядок и условия проведения экологической экспертизы на территории государственного природного резервата озера Балхаш.

В целях недопущения ухудшения качества экологической системы государственного природного резервата озера Балхаш проводиться экологическая экспертиза. Порядок и условие проведения экологической экспертизы на территории государственного природного резервата озера Балхаш регулируется законодательством об охране окружающей среды.



Статья 42. Экологический контроль.

Экологический контроль предусматривает наблюдение за состоянием экологической системы государственного природного резервата озера Балхаш, выполнения мероприятий по охране и воспроизводству природных ресурсов, соблюдением действующего законодательства, международных соглашений и конвенций.

На территории государственного природного резервата озера Балхаш осуществляется государственный, ведомственный, производственный и общественный контроль за состоянием качества окружающей среды и природных ресурсов.

Статья 43. Экологический аудит.

Основанием для проведения экологического аудита на территории государственного природного резервата озера Балхаш являются:



  • наличие информации, свидетельствующей о высокой степени негативного влияния деятельности хозяйствующих субъектов на окружающую среду, здоровье населения;

  • недостаточная полнота и достоверных данных, характеризующих влияние хозяйствующих субъектов на окружающую среду и здоровье населения;

  • потребность хозяйствующих субъектов установить степень негативной нагрузки на окружающую среду и здоровье населения в целях оптимизации затрат на экологические и социальные цели.

Порядок и условия проведения экологического аудита на территории государственного природного резервата озера Балхаш определяется законодательством Республики Казахстан.

Статья 44. Экологическое образование и просвещение населения территории государственного природного резервата озера Балхаш.

На территории государственного природного резервата озера Балхаш специализированным органом управления, местными органами власти и общественными организациями проводится работа по распространению экологических знаний среди населения, устанавливается система экологического воспитания и образования.



Глава7. Разрешение споров и ответственности за нарушение законодательства об охране озере Балхаш.

Статья 45. Разрешение споров по вопросам природопользования и охраны окружающей среды на территории государственного природного резервата озера Балхаш.

Споры в области природопользования и охраны окружающей среды на территории государственного природного резервата озера Балхаш разрешаются судами или в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Правовой статус, порядок и условия участия сторон в разрешении споров по вопросам природопользования и охраны окружающей среды на территории государственного природного резервата озера Балхаш определяется законодательством Республики Казахстан.

Споры в области природопользования и охраны окружающей среды на территории государственного природного резервата озера Балхаш, возникающие между Республикой Казахстан и иностранными государствами, регулируются нормами международного права.



Статья 46. Ответственность за нарушение законодательства об охране озера Балхаш.

Физические и юридические лица, виновные в совершении нарушения законодательства об охране озере Балхаш несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в порядке и на условиях, установленных законодательством Республики Казахстан.

Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде государственного природного резервата озера Балхаш, здоровью граждан, имуществу организаций и граждан данной территории, а также государству вследствии нарушения законодательства об охране озере Балхаш, обязаны возместить его в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.

Статья 47. Административная ответственность за нарушение законодательства об охране озере Балхаш.

Специально уполномоченный орган по управлению государственным природным резерватом озера Балхаш рассматривает дела об административных правонарушениях, совершенных на территории государственного природного резервата озера Балхаш, предусмотренных статьями 120 – 123, 125 – 127, 240 – 277, 278 (частью второй), 279-292, 294-297, 298 (частью первой), 299, 301, 302 (частями первой, второй), 303 (частью первой), 304 (частью первой), 305 (частью первой), 306 (частью первой), 314 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях.

Должностные лица специально уполномоченного органа по управлению государственного природного резервата озера Балхаш имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, совершенных на территории государственного природного резервата озера Балхаш, по делам об административных правонарушениях, рассматриваемым судами, предусмотренных статьями 118, 119, 124, 278 (частью первой), 293, 298 (частью второй - четвертой), 356 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях.

Лишение специального права, лишении лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) либо приостановление её (его) действия на определенный вид деятельности, либо совершение определенных действий, приостановление либо запрещение деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица на территории государственного природного резервата озера Балхаш, производится полностью в судебном порядке по заявлению должностного лица специально уполномоченного органа по управлению государственного природного резервата озера Балхаш в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Суммы, взыскиваемые с виновных лиц за совершение административных правонарушений , указанных в части первой данной статьи, перечисляются в фонд специально уполномоченного органа по управлению государственным природным резерватом озера Балхаш.

Статья 48. Обязанность и порядок возмещения вреда, причиненного нарушением законодательства об охране озера Балхаш.

Возмещение вреда производиться добровольно либо по решению суда.

Возмещение вреда, причиненного окружающей среде государственного природного резервата озера Балхаш в следствии нарушения законодательства об охране озера Балхаш, производиться в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления вреда, а при их отсутствии – по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков.

Взыскиваемые суммы возмещения вреда перечисляются в фонд специализированного органа управления государственным природным резерватом озера Балхаш, а в установленных законодательством случаях потерпевшему юридическому или физическому лицу.

Обязанность возмещения ущерба, причиненного юридическими и физическими лицами, деятельность которых связана с повышенной опасностью для охраны окружающей среды, регулируется законодательством об охране окружающей среды.

Статья 49. Возмещение вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, проживающих на территории государственного природного резервата озера Балхаш.

Вред, причиненный здоровью и имуществу граждан, вследствии нарушения законодательства об охране озера Балхаш, вызванный деятельностью государства, юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме с учетом степени потери трудоспособности потерпевшего, затрат на его лечение, восстановление здоровья, ухода за больным, иных расходов и потерь.

Граждане имеют право на возмещение морального вреда, причиненного им нарушением законодательства об охране озера Балхаш в порядке, установленном гражданским законодательством Республики Казахстан.

Глава 8. Международное сотрудничество в области охраны озера Балхаш.

Статья 50. Международное сотрудничество в области охраны озера Балхаш.

Республика Казахстан осуществляет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды озера Балхаш, руководствуясь международными принципами соблюдения приоритета всеобщей экологической безопасности и обеспечения устойчивого развития государственного природного резервата озера Балхаш.

Республика Казахстан принимает участие в деятельности международных организаций по охране окружающей среды озера Балхаш, разрабатывает и реализуется государственную и международные программы по устойчивому развитию территории государственного природного резервата озера Балхаш.

Статья 51. Деятельность юридических и физических лиц иностранных государств на территории государственного природного резервата озера Балхаш.

На территории государственного природного резервата озера Балхаш допускается хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц иностранных государств в соответствии с законодательством Республики Казахстан или международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.



Юридические и физические лица иностранных государств могут принимать участие в хозяйственном управлении природными ресурсами государственного природного резервата озера Балхаш с целью обеспечения устойчивого развития данной территории, соблюдения требований настоящего Закона.

Статья 52. Международные договоры Республики Казахстан в области охраны озера Балхаш.

Если международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, установлены иные нормы, чем те, которые содержаться в законодательстве Республики Казахстан, то применяются правила международных договоров.


Смотрите также:
Закона (Версия 5). Закон Республики Казахстан "Об охране озера Балхаш"
351.37kb.
1 стр.
Закон Республики Казахстан от 1 марта 2011 года №413-iv
2309.28kb.
9 стр.
Закон Республики Казахстан от 18 декабря 2000 года №126-ii о страховой деятельности
1980.4kb.
9 стр.
Гу «Централизованная библиотечная система г. Балхаш» Методический отдел Знаменательные и памятные даты Республики Казахстан Балхаш 2011
77.29kb.
1 стр.
Закон Республики Казахстан от 5 октября 1994 г. N 176-xiii о профилактике заболевания спид
63.1kb.
1 стр.
Закон Республики Казахстан от 21 сентября 1994 года №156-xiii о транспорте в Республике Казахстан
393.47kb.
2 стр.
Закон республики казахстан о высшем Судебном Совете Республики Казахстан
224.96kb.
1 стр.
Закон республики казахстан о государственных символах Республики Казахстан Глава Государственные символы Республики Казахстан Статья 1
221.75kb.
1 стр.
Правила въезда и пребывания иностранных граждан в Республике Казахстан, а также их выезда из Республики Казахстан от 19 июня 1995 года n 2337
141.21kb.
1 стр.
Закон Республики Казахстан от 30 марта 1995 года n 2155 о национальном Банке Республики Казахстан
506.76kb.
3 стр.
Закон республики казахстан о правоохранительной службе
1141.11kb.
6 стр.
Инструкция о государственной регистрации прав
64.85kb.
1 стр.