Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики» Факультет прикладной политологии Программа дисциплины Крупная корпорация как субъект публичной политики (Large corporation as an actor of political governance) для направления 030200.68 «Политология» подготовки магистра Автор: д. и. н., профессор Перегудов С. П.
Утверждена УС факультета Прикладной политологии « ____» ______________2009 г. Ученый секретарь Орлов И.Б. __________________ Москва 2009
Пояснительная записка Требования к студентам: Студенты должны иметь общее представление о современных политических системах и их основных институтах – учреждениях исполнительной и законодательной власти, партиях, группах интересов, а также об основных механизмах взаимодействия государства и общества (партийно-политическом и функционально-групповом).
Цели курса:
В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: концептуально-теоретические основы и практические формы и методы политического участия крупного бизнеса на страновом, межстрановом и глобальном уровнях; Уметь: ориентироваться в возникающих в результате процесса политического участия отношениях между крупным бизнесом и властью на всех упомянутых уровнях; Иметь представление: о российской специфике отношений бизнеса и власти и роли этих отношений в становлении гражданского общества и правового государства; Обладать навыками: анализа различного рода источников и информации о формах и методах политической активности корпораций и формулирования на основе этой информации собственных выводов. Освоение данного учебного материала необходимо для практической работы:
Тематический план учебной дисциплины
Базовые учебники: Перегудов С.П. Крупная корпорация как субъект публичной политики. М.: ГУ-ВШЭ, 2006. Перегудов С.П. Крупная российская корпорация как социально-политический институт. М.: ИМЭМО, 2000. Формы контроля:
Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:
Алгоритм формирования оценки таков:
Результирующая оценка в десятибалльной шкале (Орез) есть взвешенная сумма трех оценок за работу на практических занятиях (О работа на семинарах), эссе (О эссе) и ответ на зачете (О ответ на зачете): Орез = (W работа на семинарах * О работа на семинарах) + (W эссе * О эссе) + (W ответ на зачете * О ответ на зачете)
Указанная схема формирования итоговой оценки применяется только при наличии положительного результата выполнения экзаменационной работы (т.е. при получении студентами не менее 4 баллов). В противном случае независимо от итоговой суммы баллов работа студента оценивается как «неудовлетворительная». Оценка в 5-балльной и 10-балльной шкале выставляется в ведомость и зачетную книжку студента. Содержание программы Тема 1. Крупная корпорация – ключевое звено современной национальной, региональной и глобальной экономики. «Корпоративный переворот» в зеркале современной политологии. Крупная корпорация как группа интересов особого рода. Ее отличие от других заинтересованных групп. Крупная корпорация в российской партийно-политической системе. Специфика российской корпорации как политического актора. Основная литература Перегудов С.П. Крупная корпорация как субъект публичной политики. – М.: ГУ-ВШЭ, 2006. Тема 2. Основные виды современной крупной корпорации (интегрированные бизнес-группы – ИБГ, финансово-промышленные группы – ФПГ, холдинги, концерны, конгломераты, транснациональные корпорации – ТНК). Компания «ЛУКОЙЛ» как одна из наиболее «продвинутых» российских корпораций – по материалам “case study” автора. Основная литература Jordan G. Pressure-groups, parties and social movements: is there a need in new diversification? // World economics and international relationships. 1997. №1. P. 87-97 Кириллов С.У. Корпоративное гражданство. Поиск эффективных путей взаимодействия между бизнесом и обществом. М.: 2003. Перегудов С.П. Крупная российская корпорация как социально-политический институт. М.: ИМЭМО, 2000. Я.Паппэ (ред.), В.Дементьев, Б.Макаренко, А.Зудин и др. Финансово-промышленные группы и конгломераты в экономике и политике современной России. М.: ЦПТ, 1997. Кабалина В.И (ред.). Предприятие и рынок: динамика управления и трудовых отношений в переходный период. M., 1997. Тема 3. Слагаемые политического ресурса корпорации. Российские корпорации и их политические интересы. Региональный аспект политической активности российских корпораций. Значение выборов губернаторов до 2004 года на региональном уровне. Устранение выборов, активное вмешательство групп интересов бизнеса в расстановку сил с целью получения выгоды. Возрастание роли региональных законодательных выборов. Изменение стратегии групп интересов бизнеса, проведение более гибкой политики для успешного отстаивания своих интересов. Основная литература 1. Drucker P. (1985). Concept of the Corporation. N.Y. 2. Drucker P. (1985). Managing in Turbulent Times. N.Y. 3. Evans P. (1995) Embedded Autonomy. States and Industrial Transformation. Princeton. Тема 4. Формы и методы политического участия крупных корпораций в странах Запада. Основные этапы отношений корпораций и государства и их законодательного регулирования. Лоббизм как ключевое направление политической активности крупного бизнеса (лоббизм в законодательной и исполнительной ветвях власти). Крупные корпорации и политические партии, комитеты политического действия. Основная литература 1. Cawson A. (1986) Corporatism and Political Theory. Oxford. 2. Epstein E. (1969) The corporation in American Politics. N.J.: Prentice Hall. 3. Galbraith J.K. (1983) The Anatomy of Power. Boston. 4. Grant W. (1988) Government and Industry. L. 5. Greenwood J. (1997) Representing Interests in the European Unions. L. 6. Patterns of Corporatist Policy-Making (1982) / G. Lembruch, Ph. Schmitter (eds.). L. 7. Participation and Policy-Making in the European Union (1997) / H. Wallace, A. Joung (eds.). Oxford. Дополнительная литература 1. Galbrate Jh. (1969) New industrial society. Moscow. 2. Шмиттер Ф. Неокорпоративизм // Полис. 1997. № 2. 3. EU Committees as Influentual Policymakers / R. van Schendelen (ed.). Easter, 1998. 4. Middlemas K. (1995) Orchestrating Europe. L. 5. Ouchi W. (1984) M-Form Society. N.Y. 6. Redler R.H., Schendelen R. van. (1995) Lobbying in European Union. Dartmouth. 7. Useem M. (1984) The Inner Circle. Large Corporations and the Rise of Business Political Activity in the U.S. and U.K. N.Y. 8. Scott J. (1991) Who Rules Britain? Cambridge: Cambridge University Press.
Советский и «перестроечный» этап корпоративизации, особенности того и другого. Создание предпосылок для формирования корпораций нового, рыночного типа. «Ельцинский» период корпоративного строительства. Залоговые аукционы, формирование финансово-промышленных конгломератов. Курс на создание «искусственных» ФПГ. Финансовая олигархия и олигархический корпоративизм как основной метод политического участия бизнес-элиты. Основная литература 1. Перегудов С.П. Новый российский корпоративизм: олигархический или демократический. // Полис. 1997. №2. 2. Перегудов С.П. Организованные интересы и государство: смена парадигм // Полис. 1994. №2, 5. 3. Перегудов С.П. (ред.). Современный капитализм: политические отношения и институты власти. М.: Наука, 1984. Гл.2. Тема 6. Современный период формирования крупных российских корпоративных образований, их наиболее влиятельные структуры. Общее и особенное в современных российских корпорациях (в сравнении с корпорациями Западной Европы и США). Основная литература 1. Беляева Н.Ю.. Интеграция корпоративного капитала и формирование финансово-промышленных групп. М., 1999. 2. Дынкин А. Соколов А. Интегрированные бизнес-группы в российской экономике// Вопросы экономики. 2002. № 4. 3. Зелтынь А.С., Ленский Е.В. Промышленные фирмы в современной рыночной экономике. M., 1998. 4. Паппэ Я.Ш. Олигархи: экономическая хроника 1992-2000. M.: ГУ-ВШЭ, 2000. 5. Петухов В.Н. Корпорации в российской промышленности: законодательство и практика. M., 1999. 6. Система представительства российского бизнеса: формы коллективного действия. М.: Центр политических технологий, 1997. 7. Финансово-промышленные группы и конгломераты в экономике и политике современной России. М.: Центр политических технологий, 1997. 8. Ежегодный рейтинг крупнейших компаний Эксперт-200. (с 2004г. – Эскперт-400) // Эксперт. 2003. № 9, № 10.
1. Зудин А.Ю. Олигархия как политическая проблема российского посткоммунизма // Общественные науки и современность. 1999. № 1. 2. Зудин А.Ю. Россия: бизнес и политика. Формы организации бизнеса // Мировая экономика и международные отношения. 1996. №3. 3. Крюков В. А. Институциональная структура нефтегазового сектора: проблемы и направления трансформации. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1998. 4. Перегудов С.П., Лапина Н.Ю., Семененко И.С. Группы интересов и российское государство. М.: Эдиториал УРСС, 1999. Раздел 2, гл. III. 5. Перегудов С.П., Лапина Н.Ю., Семененко И.С. Группы интересов и российское государство. М.: Эдиториал УРСС, 1999. Гл.2. 6. Политическая аренда в рыночной и переходной экономике. M.: ИМЕМО, 1995.
Эволюция отношений с Президентом и президентской администрацией. Тенденция к институционализации отношений, новая роль РСПП и его корпоративного звена в данном процессе. Основная литература 1. Афанасьев М. Н. Клиентелизм и российская государственность: Исследование клиентарных отношений, их роли в эволюции и упадке прошлых форм российской государственности, их влияние на политические институты и деятельность властвующих групп в современной России - 2- е изд., доп. - М., 2000. 2. Василенко А. Б. Пиар крупных российских корпораций. M., 2001. 3. Зудин А. Неокорпоративизм в России? Государство и бизнес при Владимире Путине // Pro et Contra. 2002. №2. 4. Ильичева Л.Е. Лоббизм и интересы предпринимательства. M., 2000. 5. Кто осуществляет власть в России? // Коммерсант Власть. 2001. №11-12. 6. Лапина Н., Чирикова А. Путинские реформы и потенциал влияния региональных элит / Аналитический доклад. M.: Institute of sociology, 2004. 7. Макаркин A. В. Политико-экономические кланы современной России. M., 2003. 8. Перегудов С.П. Новая стадия взаимоотношений между бизнесом и властью. // Politcom.ru. 2005.08.01. 9. Перегудов С.П., Лапина Н.Ю., Семененко И.С. Группы интересов и российское государство. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 10. From Collective Bargaining to Social Partnership. New Roles of the Social Partnership in Europe. Copenhagen (2001). 11. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. М., 2004. 12. Global Civil Society: Yearbooks (2001), Oxford. 13. Global Civil Society: Yearbooks (2004), Oxford. Тема 8. Бизнес и бюрократия в России. Эволюция отношений бизнеса и бюрократии за последние 20 лет. Массовая приватизация государственного имущества 90-х гг. и взаимодействие бюрократии и бизнеса. Основная литература Перегудов С. П. Бизнес и бюрократия в России: динамика взаимодействия // Полития. 2007. №1. Тема 9. Транснациональные корпорации и новый мировой порядок. Два возможных пути будущего развития. Корпоративное гражданство как альтернатива неолиберальной модели глобализации. Основная литература 1.Туровский Р.Ф. Политика в регионах: губернаторы и группы влияния. М.: ЦПТ, 2002. 2.Общ. ред.: В. Гельман, С. Рыженков, М. Бри. Россия регионов: трансформация политических режимов. M., 2000.
(объем 4-5 стр.) 1. Административный и P.R. ресурс российских корпораций. Общая характеристика и конкретные примеры использования (на национальном и региональном уровнях). 2. «Социальный капитал» российских корпораций. Его основные составляющие и политическая роль. 3. Англо-саксонская и континентально-западноевропейская модели корпораций. Сущностные характеристики и перспективы в условиях прогрессирующей глобализации. Вопросы к зачету
Автор программы: _____________________________/Перегудов С.П./ Смотрите также: Программа дисциплины Крупная корпорация как субъект публичной политики (Large corporation as an actor of political governance) для направления 030200. 68 «Политология»
139.49kb.
1 стр.
Программа дисциплины "Крупная корпорация как субъект публичной политики. Корпоративное гражданство" для направления
365.99kb.
4 стр.
Программа дисциплины Свобода собраний и роль массовых мероприятий в публичной политике (Freedom of assembly and the role of mass actions in public policy) для направления 030200. 68«Политология»
123.81kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Политическая история России и зарубежных стран. Часть ii» Направление 030200. 62 Политология
500.35kb.
5 стр.
Программа дисциплины «Молодежная политика современности»
159.39kb.
1 стр.
Программа дисциплины Политика и религия для направления 030200. 62 «Политология» подготовки бакалавра
219.61kb.
1 стр.
Программа дисциплины Власть и повседневность для направления 030200. 68 Политология подготовки бакалавра
322.59kb.
1 стр.
Программа дисциплины Политическая география для направления 030200. 62 Политология подготовки бакалавра
463.85kb.
4 стр.
Программа дисциплины Современные технологии pr для направления 030200. 62 «Политология»
403.51kb.
4 стр.
Программа дисциплины Теория и практика федерализма: сравнительный анализ для направления 030200. 62 «Политология» подготовки бакалавра
171.37kb.
1 стр.
Программа дисциплины Региональная политика России для направления 030200. 68 Политология, специальность прикладная политология, подготовка магистра
75.28kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Основы менеджмента» 367.27kb.
1 стр.
|