Главная
страница 1
БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ИММАНУИЛА КАНТА

Юридический факультет


ИСТОРИЯ

Программа вступительного экзамена Методические рекомендации для абитуриентов

Составитель: к.ю.н., доцент Донская СВ.

Калининград 2012



ВВЕДЕНИЕ

Одним из вступительных испытаний для поступления на юридический факультет БФУ им. И. Канта является собеседование по Истории Отечества.

Содержание вопросов для собеседования соответствует программе сред­ней школы и охватывает материал курса Истории Отечества с древности (VI-IX вв.) до наших дней (начало XXI в.). При этом, учитывая специфику избранной абитуриентом специальности (направления), особое внимание в содержании во­просов уделено государственно-правовым явлениям.

Изучение темы целесообразно осуществлять по предложенному плану. В ходе собеседования могут быть заданы вопросы по периодизации истории Рос­сии, по главным понятиям, отражающих суть исторических преобразований, по деятельности исторических лиц. Кроме рекомендованного списка литературы абитуриент вправе использовать в ходе подготовки к собеседованию любой учебник по истории Отечества для учащихся средней полной школы.



ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА ПО ИСТОРИИ

Тема 1. Восточные славяне в VI-VIII вв. Древнерусское государство (IX-X11 вв.). Русские земли во второй половине ХН-ХШ в.

Расселение, занятия, верования восточных славян во второй половине первого тысячелетия. Образование Древнерусского государства. Версии происхождения государственности на Руси. Политический строй Древней Руси. Русская Правда. Крещение Руси. Политическая раздробленность Руси. Политический строй важ­нейших групп русских земель в период раздробленности (Владимиро-Суздальское княжество, Новгородская республика, Галицко-Волынское княже­ство). Русь и Орда.



Тема 2. Русское (московское) централизованное государство (XIV-XVH вв.)

Борьба за политическое лидерство на Руси. Московские князья и их политика. Централизация власти. Формирование территории единого государства. Начало закрепощения крестьян. Судебник 1497 г. Вотчинно-поместное землевладение. Реформы середины XVI в. Сословно-представительная монархия. Опричнина. Кризис на рубеже XVI-XVII вв. Смута. Общественно-политическое устройство в XVII в.: политическая власть, сословная структура общества. Укрепление само­державия. Окончательное закрепощение крестьян. Соборное уложение 1649 г.



Тема 3. Государство и право России в период абсолютизма (XVIII-XIX вв.)

Реформы Петра I (социально-экономические, административные, военные). Ут­верждение абсолютизма. Образование Российской империи. Дворцовые перево­роты. Внутренняя политика Екатерины II. Политика «просвещенного абсолю-



2

тизма». Жалованные грамоты дворянству и городам. Ужесточение крепостниче­ства. Внутренняя политика Павла I. Внутренняя политика и государственные реформы Александра I. Декабристы. Внутренняя политика Николая I. Нацио­нальная политика самодержавия. Отмена крепостного права. Реформы 1860-1870-х гг. (судебная, земская, городская, военная). Внутренняя политика в 1880-1890-х гг.



Тема 4. Конституционная монархия в России. Февральская революция

(1900-1917 гг.)

Революция 1905-1907 г. Манифест 17 октября 1905 г. Образование Государст­венной Думы. Реформы П.А. Столыпина. Россия в Первой мировой войне. Фев­ральская революция. Внутренняя политика Временного правительства. Полити­ческие кризисы 1917г.



Тема 5. Советское государство (1917-1991 гг.)

Октябрьская революция и установление Советской власти. Образование Совет­ского государства, его политический строй. Учредительное собрание. Граждан­ская война. «Военный коммунизм». Новая экономическая политика. Образова­ние СССР. Формирование сталинского политического режима. СССР во Второй мировой войне. XX съезд и его значение. Реформы Н.С. Хрущева («Оттепель»). Нарастание кризисных явлений. Перестройка. Распад СССР. Образование СНГ.



Тема 6. Постсоветская Россия (1991- по наст, вр.)

Становление нового Российского государства. Кризис 1993 г. Принятие Консти­туции РФ 1993 г. Политические и экономические реформы. Политический строй современной России.



ЛИТЕРАТУРА

Данилов А.А. История России. Учебное пособие для абитуриентов и стар­шеклассников. Изд. 2-е. М.: Новый учебник, 2004. - 400 с.

Данилов А.А. История России с древнейших времен до наших дней в во­просах и ответах. М: Проспект, 2009. - 320 с.

3

ВОПРОСЫ

для собеседования по Истории



  1. Какие взгляды на проблему происхождения государственности на Руси Вы знаете? Какую точку зрения Вы считаете наиболее убедительной?

  2. Среди органов государственной власти Древней Руси были: вече, великий князь, феодальный съезд. Дайте характеристику этих органов, каково было их взаимодействие?

  3. В XI веке в Древней Руси была создана Русская Правда. Дайте краткое опи­сание этого документа и определите его значение.

  4. Каковы причины крещения Руси и значение этого события для истории рос­сийского государства?

  5. Каковы причины политической раздробленности? В чем состояли особенно­сти политического строя государств, возникших в разных частях Древней Руси.

  6. Какие отношения были установлены между Золотой Ордой и русскими зем­лями? Как долго продолжались эти отношения и какое они имели значение для истории российского государства?

  7. С XIV в. начинается период централизации русского государства. Русские земли объединяются вокруг Московского княжества. Каковы причины центра­лизации? С именами каких государственных деятелей связан процесс центра­лизации? Какие важнейшие события этого процесса Вы можете назвать?

  8. В середине XVI в. Иваном Грозным были проведены реформы: военная, ме­стного самоуправления (губная и земская) и др. В чем состоят главные задачи этих реформ? Назовите основные мероприятия этих реформ, их результаты.

  9. В чем состоит сущность опричнины? Каковы были последствия опричнины для истории российского государства?




  1. Одним из государственных органов в период сословно-представительной монархии был Земский собор. Дайте характеристику этому органу. Покажите связь компетенции и состава этого органа с понятием сословно-представительной монархии.

  2. Каковы причины кризиса на рубеже XVI-XVII вв.? С именами каких госу­дарственных деятелей связана Смута? Какие важнейшие события этого перио­да Вы можете назвать?

  1. В чем сущность крепостного права и причины его формирования? Какие политические и правовые мероприятия, связанные с постепенным закрепоще­нием крестьян, Вы можете назвать?

  2. В 1649 г. было принято Соборное уложение. Дайте краткое описание этого документа и определите его значение.

  3. На рубеже XVII-XVIII вв. в России складывается абсолютная монархия. В чем состоит сущность этой формы правления и ее особенности в России? С именами каких правителей России связан период ее возникновения и укрепле­ния?

  4. В период реформ Петра I были учреждены новые государственные органы: Сенат, Синод, коллегии. Дайте характеристику этих органов, каково было их взаимодействие?

  5. В 1721 г. Россия была провозглашена империей, а Петр I принял титул им­ператора. Какое значение для внутренней и внешней политики России имели эти события?

  6. В чем состоит сущность «Эпохи дворцовых переворотов» и какими причи­нами она был вызван? С именами каких политических деятелей связан этот пе­риод?

  7. В период правления Екатерины II были проведены губернская, полицейская и др. реформы, приняты Жалованные грамоты дворянству и городам. Свяжите мероприятия, осуществленные в период правления Екатерины II, с политикой «просвещенного абсолютизма».

  8. На смену какой системе управления пришли министерства? В чем харак­терные отличия министерской системы от предыдущей?

  9. Какого императора называют Царем-освободителем? Назовите основные черты крестьянской реформы.

21.3 декабря (20 ноября по старому стилю) недавно объявлено в России «Днем юриста». С какой из Великих реформ второй половины XIX в. связана эта да­та? Назовите основные мероприятия этой реформы.

22. Дайте характеристику периода «контрреформ». С именами каких по­


литических деятелей он связан?

23. Каковы причины кризиса и важнейшие политические события периода ре­


волюции 1905-1907 гг.? С именами каких политических деятелей связан пери­
од революции?

  1. 1917 год в истории России - год двух революций, Февральской и Октябрь­ской. Назовите основные события этих революций, их причины и итоги.

  2. В результате образования Советского государства возникла Республика Советов, особая форма правления. В чем состоят основные черты этой формы правления?

  3. В первые десятилетия Советской власти во внутренней политике осуществ­лялись такие мероприятия как военный коммунизм, нэп, коллективизация, ин­дустриализация. Назовите основные черты этих мероприятий, их причины и последствия.

  4. Назовите советские Конституции, кратко охарактеризуйте их содержание.




  1. Назовите причины образования СССР. На каких принципах он был по­строен?

  2. Назовите основные факторы победы советского народа в Великой Оте­чественной войне 1941-1945 гг. С именами каких политических деятелей и военачальников связан этот период?

  3. В чем состояла сущность сталинского политического режима? Когда был осуществлен отказ от него, осужден культ личности?

  4. Каковы основные направления внутренней политики СССР в 1960-197-е гг.? С именами каких политических деятелей связан этот период?

  5. В чем состояли причины перехода к политике перестройки? Назовите важнейшие политические события этого периода. С именами каких политиче­ских деятелей связан этот период?

  6. Когда распался СССР? Каковы причины и последствия распада СССР? Что такое СНГ.

  7. С каким событием связан государственный праздник России - 12 июня? Какие шаги по укреплению российской государственности в 1991-2008 гг. Вы можете назвать? С именами каких политических деятелей они связаны?

  8. Когда и в каком порядке была принята действующая Конституция РФ? Какие события, предшествовавшие ее принятию, Вы можете назвать?


Смотрите также:
Методические рекомендации для абитуриентов
542.13kb.
4 стр.
Методические рекомендации для абитуриентов
71.22kb.
1 стр.
Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»
1045.73kb.
11 стр.
Методические рекомендации для преподавателей 24 2 Методические рекомендации для студентов
386.33kb.
1 стр.
Совершенствование амбулаторной травматологической помощи в городах методические рекомендации
491.54kb.
2 стр.
Методические рекомендации для преподавателя 88 Общие методические рекомендации по изучению курса 89 и самостоятельной работе студентов 89
1898.59kb.
14 стр.
Методические рекомендации г. Москвы "кондитерские изделия для детей и подростков"
406.67kb.
1 стр.
Методические рекомендации для студентов
570.51kb.
5 стр.
Методические рекомендации для практических и научных
301.49kb.
1 стр.
Правила приемки и контроля Методические рекомендации
511.66kb.
4 стр.
Методические рекомендации содержат эргономические требования к организации рабочих мест животноводов с учетом их антропометрических данных
273.73kb.
1 стр.
Методические рекомендации по выполнению контрольных работ Оренбург 2012 ббк
1640.49kb.
7 стр.