Решением педагогического совета школы.
Протокол № 3 от « 27» февраля 2006 г.
_________________Полякова Н.А.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
«СОГЛАСОВАНО»
Полное наименование программы
|
Программа развития Государственного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 83 с углубленным изучением японского и английского языков Выборгского района Санкт-Петербурга до 2011 года «Перспектива, компетентность, достижения, качество»
|
Основания для разработки программы
|
Создание организационно-экономических механизмов, обеспечивающих эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующих привлечению дополнительных средств;
модернизация и повышение качества образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения; повышение уровня квалификации специалистов; предоставление максимального спектра возможностей наибольшему числу учащихся, ориентированных на высокий уровень образования и воспитания.
|
Период
и этапы реализации программы
|
1 этап (2006-2007 г.г.) Аналитико-диагностический.
2 этап (2007-2009 г.г.) Экспериментально-внедренческий.
3 этап (2009-2010 г.г.) Этап промежуточного контроля и коррекции.
4 этап (2010-2011 г.г.) Этап полной реализации.
|
Цель программы
|
Создание условий повышения качества образования на бикультурной, билингвальной и поликультурной основах с учетом специфики школы с углубленным изучением иностранных языков, повышения эффективности процессов управления, образования, воспитания и социализации путем широкого использования информационно-коммуникационных технологий.
|
Основные задачи, мероприятия программы
|
Создание мотивационных, организационных и материально-технических условий для повышения качества образования.
Дальнейшее развитие и обновление организационно-управленческих механизмов и распространение опыта управления школой.
|
Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели
|
Создание эффективной системы информационного обеспечения, обеспечение условий для развития, самосовершенствования, самореализации и социализации каждого учащегося в соответствии с моделью выпускника школы, способного к самостоятельному решению социально и личностно значимых проблем в различных сферах деятельности и готового к продолжению образования.
|
Разработчики программы
|
Творческая группа в составе администрации школы, председателей методических объединений при участии детского общественного объединения «Школьный совет» и родительской общественности.
|
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителей программы
|
Полякова Наталия Альбертовна, директор школы.
Телефон: (812)-517-12-89
Поддубная Ирина Евгеньевна, заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе. Телефон: (812)-517-51-53
Кириллова Ольга Анатольевна, заместитель директора школы по воспитательной работе. Телефон: (812)-592-43-66
|
Сайт школы в Интернете
|
school83roza.narod.ru
|
Постановление об утверждении программы
|
Решение Педагогического совета школы № 3 от 27.02.2006
|
Система организации контроля за выполнением программы
|
Анализ результативности внедрения Программы и экспертиза реализации проектов на основе мониторинга.
Обсуждение результатов анализа на заседаниях методических объединений, семинарах, научно-практических конференциях.
Творческие отчеты. Создание реестра апробированных проектов.
|
Направление деятельности
|
Результативность
|
Выявленные проблемы
|
Обеспечение доступности качественного образования, организация учебно-воспитательного процесса
|
Предоставление возможности получения образования в различных формах, по разнообразным образовательным программам.
Высокий уровень подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста, занимающихся на подготовительном отделении «Оридзуру».
Положительная динамика уровня освоения образовательных стандартов (в среднем 50% школьников заканчивают учебный год на «4» и «5»)
Высокий уровень результативности (победы на районных, городских, Всероссийских и Международных олимпиадах и конкурсах, ежегодный выпуск медалистов).
Высокий процент поступления выпускников школы в высшие учебные заведения (97%, из них – 80% на бюджетные отделения).
Высокие показатели по результатам ЕГЭ - выше средних по Санкт-Петербургу и России.
Наличие системы воспитательной работы с учащимися.
Высокая оценка деятельности детского общественного объединения на районном и городском уровне.
|
Необъективная оценка родителями возможностей и способностей своих детей.
Недостаточная информированность родительской общественности микрорайона о высокой эффективности подготовительных курсов
2% учащихся испытывают трудности в освоении программ на уровне образовательного стандарта.
Наличие лауреатов, а не призеров олимпиад технического профиля.
Недостаточная база для подготовки выпускников в технические вузы.
Наличие детей «группы риска» (около 1%) и неблагополучных семей (около 5%).
|
Использование современных образовательных технологий
|
Повышение образовательной мотивации, эффективное достижение целей образовательных программ, превращение процесса освоения знаний в личностно-значимый и успешный через применение разнообразных видов современных образовательных технологий, позволяющих реализовать идеи компетентностного подхода.
|
Недостаточная база для широкого охвата всего контингента учащихся информационно-коммуникационными технологиями
|
Внеклассная деятельность и организация дополнительного образования
|
Приобщение учащихся к изучению традиций и культуры России и стран изучаемых языков, а также активное включение школьников в социальную практику и общественно-значимую деятельность через эффективное использование воспитательных технологий (система школьных праздников в рамках фестивалей «Английская осень», «Русская зима», «Японская весна»).
На начало 2006 года в 16 школьных кружках занимается 451 учащийся, что составляет 53% от общего числа.
|
Отсутствие необходимых средств для общения со сверстниками в странах изучаемых языков (Интернет-технологии)
Недостаточное количество кружков естественно-научного и технического циклов.
|
Сохранение физического и психического здоровья.
Безопасность участников образовательного процесса
|
Включение в учебный план школы предметов «Валеология» и «ОБЖ» и использование здоровьесберегающих технологий способствовало улучшению эмоционального и психофизиологического самочувствия школьников, снижению травматизма
(с 20 случаев до 10 в год).
Ведение здорового образа жизни стало нормой для большинства учащихся.
|
Отсутствие вредных привычек не стало нормой жизни для всех учащихся школы (курение вне школы во внеурочное время)
|
Переход школы к самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности
|
Переход на финансовую самостоятельность с 1 июля 2005 года
|
Отсутствие квалифицированных экономических кадров с опытом работы в бюджетных организациях.
|
Управление школой
|
Управление основано на принципах демократизма.
Участие в управлении школой родительской общественности, Попечительского совета и детского общественного объединения «Школьный совет».
Распространение опыта управления через деятельность ресурсного центра на базе школы.
|
Недостаточное тиражирование опыта через печатные издания.
|
Международные связи
|
Прием делегаций по линии Общества Дружбы «Россия-Япония» из г. Осака и префектуры Тиба, Законодательного собрания г. Сидзуока.
Переписка со школьниками из Японии, Канады, Швеции, Чехии.
Посещение стран изучаемых языков по индивидуальным приглашениям.
|
Отсутствие финансирования для охвата всех учащихся языковой практикой в стране изучаемого языка.
|
Развитие материально-технической базы
|
Поддержание и развитие материально-технической базы школы в состоянии, соответствующем нормам СанПиН.
|
Отсутствие системного бюджетного финансирования
|
В результате проблемно-ориентированного анализа состояния школы выделены следующие направления обновления школьной жизни:
- совершенствование материально-технической базы и технологий, способствующих повышению качества и эффективности запланированного уровня образования в соответствии с современными требованиями, с учетом потребностей личности учащегося с целью дальнейшей социализации;
- структурные изменения школы путем создания новой образовательной модели внешней и внутренней дифференциации.
- создание общих условий для повышения качества образования, выстроенного на бикультурной, билингвальной и поликультурной основах с учетом специфики школы с углубленным изучением иностранных языков;
- повышение уровня профессиональной подготовки и квалификации педагогических кадров, обеспечивающих образовательный процесс;
- дальнейшее развитие и обновление организационно-управленческих механизмов и распространение опыта управления через деятельность ресурсного центра на базе школы;
- повышение эффективности процессов управления, образования, воспитания и социализации путем широкого использования информационно-коммуникационных технологий на основе мониторинга;
- научно-методологическое совершенствование содержания учебных планов, учебных программ, технологий, методик, методов и способов обучения, воспитания, развития и социализации учащихся на всех ступенях обучения.
В соответствии с названными концептуальными положениями разработана и поэтапно внедряется модель организации обучения и воспитания в современной школе с углубленным изучением иностранных языков, опирающаяся на обновленную структуру управления.
ЭТАПЫ ПЕРЕХОДА ШКОЛЫ К ОБНОВЛЕННОМУ СОСТОЯНИЮ
-
Первый этап (2006-2007 г.г.) Аналитико-диагностический.
Цель: проведение аналитической и диагностической работы, разработка бизнес-плана развития школы, утверждение Программы развития.
Способы достижения цели:
-
Изучение потребностей учащихся и их родителей, образовательной и воспитательной среды школы.
-
Диагностика организационно-педагогических условий.
-
Мониторинг качества образовательного процесса в школе с целью выявления проблем и потребностей учащихся, родителей, преподавателей.
-
Мониторинг психического, физического, интеллектуального развития учащихся на каждой ступени образования.
-
Изучение вариантов учебных планов. Методологическое совершенствование учебного плана школы. Внедрение, корректировка нового учебного плана.
-
Корректировка учебных программ по английскому и японскому языкам, физике, информационно-коммуникационным технологиям.
-
Разработка бизнес-плана развития, программы опытно-экспериментальной работы.
-
Анализ диагностических материалов.
Ожидаемый полезный результат:
-
Усовершенствованный учебный план на основе проведенного анализа.
-
Скорректированные программы по английскому и японскому языкам, физике, информационно-коммуникационным технологиям.
-
Разработанный бизнес-план развития школы.
-
Разработанная программа опытно-экспериментальной работы.
-
Диагностические материалы.
-
Второй этап (2007-2009 г.г.) Экспериментально-внедренческий
Цель: реализация бизнес-плана развития школы, ведущих целевых программ и проектов Программы развития школы.
Способы достижения цели:
-
Внедрение усовершенствованного учебного плана и скорректированных учебных программ.
-
Широкое использование информационно-коммуникационных технологий в образовательно-воспитательном пространстве.
-
Подготовка компетентных кадров, владеющих своей профессией и свободно ориентирующихся в смежных областях деятельности, имеющих потребность постоянного профессионального роста, социально и профессионально мобильных.
-
Создание системы психолого-педагогической поддержки для повышения личной уверенности каждого участника учебного процесса.
-
Освоение и внедрение новых образовательных и воспитательных технологий.
-
Совершенствование материально-технической базы в соответствии с бизнес-планом. Ожидаемый полезный результат:
1. Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с усовершенствованным учебным планом и скорректированными учебными программами, с использованием информационно-коммуникационных технологий.
2. Укомплектованность школы компетентными педагогическими кадрами, удовлетворение их потребности в постоянном профессиональном росте.
3. Обеспечение возможности развития и самосовершенствования, самореализации и социализации каждого учащегося.
4. Использование материально-технической базы в соответствии с потребностями школы и современными требованиями к организации образовательного процесса.
5. Повышение личной уверенности каждого участника образовательного процесса за счет функционирования психологической службы и эффективного применения современных образовательных и воспитательных технологий.
-
Третий этап (2009 – 2010 г.г). Этап промежуточного контроля и коррекции
Цель: отслеживание и корректировка результатов реализации Программы, апробация и экспертная оценка информационного обеспечения образовательного процесса.
Способы достижения цели:
-
Создание системы контроля реализации Программы.
-
Разработка критериев экспертной оценки реализации проектов Программы.
-
Анализ полученных результатов.
-
Создание специальной службы для сбора информации и обеспечения информированности всех участников образовательного процесса.
-
Создание банка данных по результатам реализации проектов.
Ожидаемый полезный результат:
1. Создание единого информационного банка данных.
2. Распространение положительного опыта на всех ступенях обучения.
3. Внесение изменений в Программу развития и проекты на основе результатов промежуточного контроля.
-
Четвертый этап (2010 – 2011 г.г.). Этап полной реализации
Цель: подведение итогов реализации Программы развития школы, распространение опыта работы, разработка нового стратегического плана развития школы
Способы достижения цели:
-
Проведение экспертизы реализации Программы.
-
Подведение итогов по результатам реализации Программы.
-
Обобщение и распространение передового педагогического опыта.
-
Тиражирование положительного опыта организации образовательного процесса.
-
Итоговая презентация реализации Программы.
Ожидаемый полезный результат:
1. Создание современной информационно насыщенной образовательной среды с широким применением новых технологий, обеспечивающих качественные изменения в организации, содержании образовательного процесса, характере результатов обучения.
2. Издание сборника методических рекомендаций и материалов.
3. Разработка нового стратегического плана развития образовательного учреждения.
ПРОЕКТЫ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ
Проект №1 «Доступность и качество»
Цель
|
Направления решения, сроки реализации
|
Период
|
Создание среды, обеспечивающей доступное, высококачественное и эффективное образование с учетом социально-экономических потребностей общества и в соответствии с запросами личности.
|
Анализ существующих, апробация и внедрение модернизированных образовательных программ
|
2006-2007
|
Создание информационно-насыщенного образовательного пространства за счет внедрения новых технологий (информационно-коммуникационных, модульных, рейтинговых, проблемно-поисковых, проектной деятельности)
|
2007-2011
|
Расширение сферы образовательных услуг
|
2006-2011
|
Совершенствование системы мониторинга
|
2006-2010
|
Создание системы дистанционного обучения
|
2007-2008
|
Активизация участия в Интернет-проектах
|
2006-2011
|
Ожидаемый результат:
- повышение качества образования,
- создание банка данных достижений учащихся, публикация их в школьном журнале.
- создание портфолио каждого ученика.
- распространение инновационных педагогических технологий на весь коллектив.
Проект №2 «Здоровье - путь к успеху»
Цель
|
Направления решения, сроки реализации
|
Период
|
Оптимизация образовательного процесса с целью преодоления негативных факторов и отрицательных воздействий на здоровье ребенка
|
Мониторинг и самоконтроль здоровья учащихся
|
2006-2011
|
Внедрение здоровьесберегающих технологий.
|
2006-2011
|
Совершенствование психолого-педагогического сопровождения детей.
|
2006-2011
|
Проведение мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни.
|
2006-2011
|
Осуществление контроля за выполнением санитарно-эпидемиологических норм, соблюдением техники безопасности.
|
2006-2011
|
Ожидаемый результат: - создание дифференцированных режимов труда и отдыха участников образовательного процесса,
- снижение учебной нагрузки учащихся,
- снижение уровня заболеваемости среди участников образовательного процесса,
- снижение уровня травматизма,
- создание системы информирования родителей о результатах мониторинга,
- внедрение спецкурса «Здоровье и здоровый образ жизни»,
- повышение уровня валеологической грамотности участников образовательного процесса.
Проект №3 «Компетентность»
Цель
|
Направления решения, сроки реализации
|
Период
|
Рост эффективности кадрового обеспечения школы путем повышения профессиональной компетентности и методологической культуры педагогов
|
Организация постоянно действующих семинаров «Интенсификация и качество» и «Информационная культура учителя»
|
2006-2011
|
Повышение квалификации педагогов через курсовую подготовку, обмен опытом и самообразование
|
2006-2011
|
Разработка системы стимулирования инновационной деятельности учителей
|
2006-2007
|
Ожидаемый результат: - формирование банка данных авторских методик и программ, инновационных технологий,
- создание технологических карт,
- издание научно-методического сборника, создание банка методических материалов,
- создание учебного комплекса по школьным предметам, включающего теоретические, справочные материалы, обучающие и контролирующие программы.
Проект №4 «Диалог»
Цель
|
Направления решения, сроки реализации
|
Период
|
Создание единой системы «Учащийся-учитель-родитель», расширение международных связей
|
Мониторинг эффективности воспитательной деятельности школы
|
2006-2011
|
Развитие системы школьного самоуправления
|
2006-2011
|
Разработка разноуровневой системы родительского всеобуча по проблемам воспитания в семье с использованием информационных ресурсов
|
2006-2008
|
Совершенствование системы работы по изучению культурного наследия Санкт-Петербурга и России
|
2006-2008
|
Использование Интернет-технологий с целью расширения круга общения со сверстниками из стран изучаемых языков
|
2006-2011
|
Совершенствование системы дополнительного образования
|
2006-2011
|
Ожидаемый результат:- подготовка выпускников в соответствии с критериями модели выпускника 2011 года,
- расширение сферы дополнительного образования,
- издание сборника психолого-педагогических, методических и валеологических рекомендаций семейного воспитания,
- создание условий общения со сверстниками из стран изучаемых языков для каждого учащегося.
Проект №5 «Менеджмент в образовании»
Цель
|
Направления решения, сроки реализации
|
Период
|
Создание механизма внутришкольного управления на основе компетентности, уважения, доверия, успеха
|
Совершенствование организационной структуры управления на основе коллегиальности, единоначалия, дальнейшего развития демократизации
|
2006-2011
|
Целевая структуризация в формах планирования и контроля с учетом интересов личности и коллектива
|
2006-2011
|
Информатизация системы управления образовательным учреждением
|
2006-2011
|
Разделение процесса управления на подпроцессы и стадии управления
|
2006-2008
|
Ожидаемый результат: - модернизация структур управления,
- создание единой информационной среды, обеспечивающей взаимодействие системы «Учащийся – учитель – родитель - администрация образовательного учреждения»,
- развитие форм управления образовательным учреждением.
Структура управляющеЙ системы
Управление школой осуществляется на принципах приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
Проектирование оптимальной системы управления школой осуществляется с учетом социально-экономических, материально-технических и внешних условий в рамках существующего законодательства РФ.
Обновление организационной структуры управляющей системы необходимо для реализации программы развития школы. В основу положена пятиуровневая структура управления.
Уровень и содержание управления
|
Субъекты управления
|
Содержание деятельности
|
Стратегическое управление Уровень директора
|
Директор школы
|
Определяет стратегию развития школы,
представляет интересы школы в государственных и общественных организациях
|
Стратегическое управление Уровень традиционных субъектов управления
|
Педагогический совет
|
Решает вопросы, связанные с реализацией программы развития школы и другие вопросы в соответствии с Уставом школы
|
Профсоюзный комитет
|
Стоит на защите прав учителей
|
Попечительский совет
|
Осуществляет деятельность, предусмотренную Уставом школы
|
Родительский совет
|
Осуществляет деятельность в соответствии с Положением
|
Тактическое управление Уровень заместителей директора
|
Административный совет
|
Координирует деятельность администрации
|
Методический совет
|
Руководит деятельностью методических объединений
|
Аттестационная комиссия
|
Осуществляет аттестацию педагогических работников
|
Малый педсовет
|
Решает конкретные задачи, поставленные Педагогическим советом
|
Служба АХЧ
|
Обеспечивает функционирование и развитие школы, занимается материально-техническим оснащением
|
Бухгалтерия
|
Осуществляет финансовый расчет функционирования и развития школы
|
Оперативное управление Уровень учителей, функциональных служб
|
Методические объединения
|
Ведут методическую работу по предметам, проводят анализ результативности
|
Служба сопровождения
|
Проводит психолого-педагогическую диагностику,
обеспечивает консультативную работу с учащимися и родителями
|
Медицинское обслуживание
|
Осуществляет постоянное наблюдение за состоянием здоровья и физическим развитием учащихся
|
Творческие группы учителей
|
Решают определенные учебные или воспитательные проблемы
|
Оперативное управление Уровень соуправления
|
Школьный совет
|
Планирует и организует внеурочную деятельность учащихся
|
Совет коллективных творческих дел
|
Проводит конкретные мероприятия
|
Органы самоуправления
|
Организуют внеурочную деятельность в классах
|
Результаты развития школы
-
создание информационно-насыщенной среды, способствующей получению образования, соответствующего современным требованиям с учетом социальных запросов и потребностей личности,
-
обеспечение учащихся высоким уровнем знаний, гарантирующих поступление в высшие учебные заведения, при одновременно широкой общекультурной подготовке,
-
целенаправленная реализация профессиональных возможностей педагогов в соответствии с новым содержанием образовательных программ,
-
обновление материально-технической базы в соответствии с бизнес-планом,
-
совершенствование системы взаимодействия всех участников образовательного процесса (ученик-учитель-родитель),
-
создание механизмов управления, в результате деятельности которых территория образовательного учреждения станет территорией высокого качества образования и здорового образа жизни детей и подростков,
-
широкое внедрение и использование современных информационных технологий в процесс обучения и воспитания
Критерии эффективности реализации программы
-
соответствие Программы развития школы Концепции модернизации Российского образования, Приоритетным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации, федеральной, городской и районной программам развития образования.
-
соответствие показателей результативности целям Программы развития,
-
соответствие образовательных технологий идеям компетентностного подхода,
-
рост личностных достижений всех субъектов образовательного процесса,
-
соответствие материально-технической базы требованиям Программы развития,
-
удовлетворенность всех участников образовательного процесса уровнем и качеством образовательных услуг,
-
положительная динамика состояния здоровья обучающихся,
-
сочетание принципов единоначалия и самоуправления
НормаТИвное обеспечение программы
-
Закон "Об образовании" от 23.01.1996 № 12-ФЗ;
-
Постановление Правительства Российской Федерации от 4.10.2000 №751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации»
-
Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2001 №119 «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена»
-
Концепция модернизации Российского образования и Федеральная программа развития образования на период до 2008 года
-
Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 № 803
-
Приказ Министерства здравоохранения и Министерства образования Российской Федерации от 30.06.1992 № 186/272 "О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях"
-
Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 "Об утверждении Федерального Базисного учебного плана образовательных учреждений Российской Федерации»
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.02.2006 №21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений»
-
Концепция развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2005-2010», утвержденная Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2005 №343
-
Закон Санкт-Петербурга от 20.02.1998 «О молодежи и молодежной политике Санкт-Петербурга»
-
Закон Санкт-Петербурга «О региональных нормативах финансирования образования»
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ 3
ПРОБЛЕМНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ШКОЛЫ 4
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ ДО 2011 ГОДА 7
ЭТАПЫ ПЕРЕХОДА ШКОЛЫ К ОБНОВЛЕННОМУ СОСТОЯНИЮ 9
ПРОЕКТЫ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ 11
Структура управляющеЙ системы 14
Результаты развития школы 15
Критерии эффективности реализации программы 16
НормаТИвное обеспечение программы 17