Главная
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7
Министерство культуры Свердловской области

Свердловская областная межнациональная библиотека





Материалы межрегиональной

научно-практической

конференции

Екатеринбург

2008

Министерство культуры Свердловской области



Свердловская областная межнациональная библиотека

Толерантность и библиотеки:
информация и пользователи

Материалы межрегиональной научно-практической конференции

Екатеринбург

2008

66.3я1

Т52


Толерантность и библиотеки: информация и пользователи: материалы межрегиональной конференции (17–18 апреля 2008 г.). – Екатеринбург: СОМБ, 2008. – 170 с.




ВСТУПЛЕНИЕ

В XXI век мировое сообщество вошло с Декларацией принципов толерантности, утвержденной резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. В статье 1 этого документа понятие толерантности определяется как «уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности… Толерантность – это гармония в многообразии».



Библиотека – территория толерантности.

В самом деле, разве не тут самое место для терпимости, готовности жить в мире и согласии, принимая непохожие взгляды и чужие культурные традиции. На библиотечной полке преспокойно соседствуют, подчиняясь причудам алфавита, скажем А. Приставкин и А. Проханов, И. Бунин и И. Бунич…

И уместно вспомнить слова Я. Шрайберга: «Где процветают библиотеки, там мир, благодать, успешное решение труднейших социальных проблем, уважение к человеку».

Действительно – территория толерантности.


ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Плясунова Марина Юрьевна,

Консультант Департамента внутренней политики

Губернатора Свердловской области,

г. Екатеринбург
Свердловская область — один из немногих регионов Российской Федерации, где исторически сосуществуют различные этнические группы и имеется богатейший опыт построения межкультурных и межэтнических отношений.

Общая характеристика состояния проблемы межэтнической толерантности в Свердловской области. Ситуацию в сфере межэтнических отношений в Свердловской области можно в целом характеризовать как благоприятную и неполитизированную. Свердловская область была и остается регионом со стабильной обстановкой в сфере межэтнических отношений.

Органы государственной власти Свердловской области традиционно уделяют достаточно внимания межкультурным и межэтническим отношениям в регионе. В тесном взаимодействии с организациями гражданского общества они ориентированы на решение задачи гармонизации и оптимизации отношений в межэтнической сфере, на помощь в реализации проектов национальных объединений в области культуры, образования, просвещения, межэтнического взаимодействия. Фактически можно вести речь о ставшей традиционной политике толерантности на Среднем Урале.

И причин тому несколько.

Первый фактор — исторический. Ряд причин — особенности государственной и народной колонизации Урала, начавшейся в XVII в., советской индустриализации, эвакуации на Урал во время Великой Отечественной войны - привели к интенсификации межэтнических отношений на Урале. Оформилась особая общность — «уральцы» как характеристика населения, имеющего поликультурную идентичность.

Второй фактор — экономический. Свердловская область — один из наиболее динамично развивающихся регионов России и субъектов РФ на протяжении уже не одного столетия. Динамика экономического развития позитивно стимулирует динамику развития этнической толерантности в процессе решения общих задач социально-экономического развития региона.

Третий фактор — политический. Позицию власти и институтов гражданского общества на Урале скорее можно характеризовать в большей мере как основанную на консенсусе, чем на конфронтации, что и послужило сложению весьма прочных демократических традиций.

На сегодняшний день в межэтническом и культурном взаимодействии можно выделить две тенденции. Традиционно доминирует относительная автономия интересов этнических групп, отличающихся разными языковыми и жизненно-стилевыми навыками и специализирующихся в различных сферах занятости. Однако все чаще в последнее время можно наблюдать и конкуренцию интересов, когда различные этнические группы претендуют на одни и те же рабочие места (и сферы занятости). Это относится прежде всего к таджикам, китайцам и другим трудовым мигрантам. Если первая тенденция характеризует в большей мере отношения между группами коренных жителей Урала разной этнической принадлежности (насколько, конечно, можно говорить об их укорененности на Урале, где каждая из этнических групп имеет сравнительно непродолжительную историю), то вторая - между различными этническими группами коренных жителей и новыми мигрантами, а также внутри групп новой волны миграции.

В Свердловской области. отношения между коренными этническими группами строятся относительно благополучно. Наиболее проблемным представляется отношение коренного населения к трудовым мигрантам последних лет.



Политика органов государственной власти. Политику органов государственной власти в сфере межэтнических отношений определяет федеральная концепция, принятые законы, образованные федеральные государственные структуры, реализующие государственную национальную политику в Российской Федерации в целом. Среди таких основополагающих документов: Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 15 июня 1996 г. №909; Федеральный закон от 17 июня 1996 г. №74-ФЗ «О национально-культурной автономии» с внесенными в него в последующем поправками; Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. №82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».

Несмотря на это, очевидно несовершенство данных политических механизмов в решении межэтнических проблем. Федеральная политика в области межэтнических отношений носит скорее характер временного реагирования на уже сложившуюся межэтническую ситуацию. И решения федеральной власти зачастую слабо отражают потребности насущной национальной политики в регионах, где межэтническая ситуация существенно различается.

Поэтому многие субъекты РФ, где вопрос межэтнических отношений является одним из основных, в рамках Концепции государственной национальной политики РФ формулируют свои собственные подходы, определяющие этнополитическую стратегию региона с учетом его специфики. Свердловская область в этом отношении — один из немногих регионов, где выработан свой подход.

Субъектом проведения толерантной этнической политики являются органы власти Свердловской области. Их деятельность направлена на укрепление социально-экономического и культурного сотрудничества этнических групп и организаций, на удовлетворение этнокультурных потребностей, на предотвращение этнических конфликтов, преодоление этнической нетерпимости и препятствованию разжиганию этнической вражды.



Широко известно позиционирование Свердловской области как этнически толерантного региона, где отношения между различными этническими группами строятся на взаимном уважении и признании. Субъект такого позиционирования -властные структуры Свердловской области, в особенности Губернатор Э.Э. Россель, который постоянно подчеркивает особую межэтническую толерантность жителей области, оценивает полиэтничность как выгодное преимущество региона, а не как «головную боль» для органов власти. Аналогичную позицию занимает Уполномоченный по правам человека Свердловской области Т.Г. Мерзлякова. Средства массовой информации в свою очередь транслируют принцип межэтнической толерантности как один из базовых принципов региональной политики.

Реализация Концепции государственной национальной политики РФ в Свердловской области осуществлялась по следующим основным направлениям:

  • разработка предложений по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере этнических отношений и исполнение уже действующих законов;

  • создание информационного пространства межэтнического общения, формирование общественного мнения в духе сотрудничества;

  • защита прав человека;

  • осуществление государственной поддержки сохранения и развития культур и языков этнических меньшинств Свердловской области;

  • взаимодействие органов государственной власти всех уровней в разработке и реализации программ и мероприятий этнокультурного развития народов и межэтнического сотрудничества;

  • содействие социально-экономическому и культурному развитию национальных общественных объединений;

  • активное привлечение общественных объединений к осуществлению государственной национальной политики.

Законодательная и нормативная правовая база Свердловской области по этнической политике определяется следующими нормативными документами:

  • Указ Губернатора Свердловской области от 3 сентября 1996 г. №335 «Об утверждении Основных направлений национальной политики в Свердловской области»;

  • Указ Губернатора Свердловской области от 23 сентября 2002 г. №618-УГ «О мерах по реализации национальной политики Свердловской области»;

В целях повышения эффективности этнической политики Свердловской области согласно Указу Губернатора Свердловской области от 23 сентября 2002 г. №618-УГ «О мерах по реализации национальной политики Свердловской области» создан Консультативный совет по делам национальностей Свердловской области. В состав совета вошли представители исполнительной и законодательной власти, руководители национальных объединений. Основными задачами совета являются: обсуждение и участие в подготовке проектов программ, затрагивающих права и законные интересы граждан, относящих себя к определенным этническим общностям, стимулирование поддержания на территории области стабильной обстановки в сфере межэтнических отношений, обеспечение учета предложений и требований национально-культурных объединений.

В рамках совета созданы рабочие группы по направлениям. Координацию деятельности Консультативного совета осуществляет Департамент внутренней политики Губернатора Свердловской области. Здесь на постоянной основе осуществляется политико-правовое, управленческое консультирование и оказывается практическая методическая помощь всем национальным общественным объединениям по вопросам организации их текущей деятельности. На постоянной основе работает Совет руководителей национальных общественных организаций.

Существенным результатом совместной деятельности властных и общественных структур, по инициативе последних и при их непосредственном участии, явилось создание ГУП «Свердловский областной миграционный центр», призванного решать проблемы адаптации трудовых мигрантов, прибываю­щих в Свердловскую область из стран СНГ.

Важными субъектами межэтнических отношений являются национальные общественные объединения. В области сложились конструктивные отношения между органами государственной власти и национальными НКО. Сегодня это подтверждается совместными действиями. Потенциал национальных общественных организаций Свердловской области достаточно высок — и по степени организованности, и по степени готовности к сотрудничеству с органами власти, и по степени позитивного взаимодействия между самими организациями.

125 этносов и этнических групп проживают на территории Свердловской области. По данным, предоставленным ГУ МЮ РФ, здесь официально зарегистрированы 76 национально-культурных общественных организаций. Из них 32 национально-культурные автономии. Наибольшей активностью в создании национальных общественных объединений в Свердловской области отличаются татары (25 организаций), евреи (15 организаций), российские немцы (6 организаций), башкиры (5 организаций). Имеют свои организации украинцы, русские, белорусы, таджики, корейцы, цыгане, армяне, казахи, киргизы и другие этносы.

Координации и осуществлению их взаимодействия способствует работа Дома мира и дружбы, где реализуются гуманитарные программы в сфере межэтнических отношений и культурных международных связей. На его базе проводятся «круглые столы», семинары, конференции, творческие встречи, пресс-конференции, выставки.

Для реализации политики межэтнической толерантности в Свердловской области созданы соответствующие информационные ресурсы. Среди них — Свердловская областная межнациональная библиотека. В библиотеке идет комплектование фондов национальной литературы (сегодня фонд библиотеки насчитывает более 80 тыс. экземпляров книг). Библиотекой создан Банк электронной информации «Народы России», размещенный на веб-сайте СОМБ.

На телевизионном канале «Областное телевидение» еженедельно выходят 3 программы: «Национальное измерение»; «Минем илем» на татарском языке (продолжительностью 30 мин.) и передача «Наследники Урарту», рассказывающая об армянской культуре и жизни армянской общины (продолжительностью 15 мин.). Последние 2 программы полностью финансируются национальными организациями.

На Свердловской государственной телерадиокомпании (СГТРК) были реализованы следующие проекты:

— на радио выходило ежемесячное приложение к программе «Искусство, культура, современность» (ИКС) «В Доме мира и дружбы;

- на ТВ вопросы межнациональных отношений, деятельности НКО освещались на русском языке в программах «Время новое», «Этажи»,«Вести—Урал».

В «Областной газете» выходит тематическая страница «Урал - наш общий дом», материалы под рубриками «Традиции» и «Земляки».

При содействии национальных общественных организаций выходят азербайджанская, еврейская, татарская и немецкая газеты.

Межнациональный информационный центр реализует в области проект «Национальные меньшинства и СМИ: пути к пониманию и сотрудничеству».

Значительное внимание руководством Свердловской области уделяется этническому образованию. Деятельность Министерства общего и профессионального образования Свердловской области разворачивается в соответствии с положениями «Концепции национальной политики Свердловской области» (утвержденной Указом Губернатора Свердловской области от 03.09.96 г. №335), предусматривающими изучение языка, культуры и традиций в рамках общего образования и системы дополнительного образования. Еще в 1999 году Правительством Свердловской области принят Государственный образовательный стандарт (национально-региональный компонент) образования периода детства, основного общего, среднего (полного) общего образования. В рамках образовательной области «Филология» выделен предмет «Родной язык».

На сегодняшний день существует определенный опыт реализации Государственного образовательного стандарта (национально-региональный компонент) образования периода детства, основного общего, среднего (полного) общего образования, определяющего реальные пути развития национальной школы. Так, к базисным курсам национально-регионального компонента относятся не только «Родной язык», «Родная литература». Для территорий с компактным проживанием этнических групп предлагается семь учебных дисциплин (на выбор) национально-регионального компонента содержания образования.

Институтом развития регионального образования (ИРРО) разработаны методические рекомендации по созданию содержательно-организационных и педагогических условий по реализации стандарта по родному языку. .

Начиная с 1998 года, ежегодно в рамках фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала» проводится олимпиада по татарскому, марийскому, башкирскому языкам и литературе. При организационной и финансовой поддержке национальных общественных организаций в области работают национальные воскресные школы.

Главной целью деятельности Министерства культуры Свер­дловской области в сфере этнокультурной политики является содействие сохранению и развитию культур народов Средне­го Урала, содействие формированию и укреплению в обще­стве этнической толерантности.

Правительством Свердловской области реализуется областная государственная целевая программа «Развитие культуры и искусства на территории Свердловской области». План мероприятий по ее реализации содержит пункты, направленные на развитие культур народов, проживающих на Среднем Урале, финансовую поддержку деятельности национально -культурных общественных организаций, реализацию мероприятий в рамках Договоров о сотрудничестве между Свердловской областью и республиками, краями и областями РФ, а также зарубежными государствами.

Программа направлена на достижение цели гармонизации межэтнических отношений в Свердловской области, для реализации которой предусмотрено решение задач:


  • культурное развитие народов на основе полной свободы сохранения традиций, самобытности, взаимообогащения и приумножения этнических ценностей в регионе. Развитие этнического самосознания, освоение ценностей мировой и этнической культуры;

  • популяризация лучших достижений культуры и искусства народов Свердловской области, предоставление населению широких возможностей для приобщения к культурным ценностям, воспитание уважения к языку, традициям, обычаям различных, народов;

• поддержка программ по подготовке этнических кадров в сфере культуры;

• развитие просветительской и информационно-издательской деятельности;

• поддержка деятельности национальных культурных центров и других общественных национально-культурных объединений;


  • укрепление межэтнических культурных связей.

Представители национальных организаций участвуют во всех международных культурных проектах: Дни Германии в России, Год России в Казахстане, Год Белоруссии в России, Дни Свердловской области в Азербайджане, Дни израильского кино, Фестиваль еврейской книги.

Центральным событием в национальной жизни Свердловской области стало ежегодное празднование во вторую субботу апреля Дня народов Среднего Урала, инициированное общественными объединениями Свердловской области, закрепленного специальным Указом Губернатора Свердловской области «О мерах по реализации национальной политики Свердловской области».

Заметную роль в сохранении этнических культур в области играет областной Дом фольклора. В фондах Дома фольклора хранятся образцы домашней утвари, наиболее полно представлен художественный текстиль, постоянно пополняется коллекция народной одежды. В аудио-, видео- и фотофондах хранится уникальный материал о носителях подлинной народной культуры - знатоках обрядов, песен, мастерах народных ремесел. Каждая фольклорно-этнографическая экспедиция пополняет фонды новыми уникальными экспонатами, отражающими различные стороны традиционной культуры народов Урала.

Ежегодно Министерство культуры поддерживает ряд традиционных культурных мероприятий, проводимых национальными организациями: Фестиваль татарской песни в г. Михайловске (Нижнесергинский р-н), традиционный Музыкальный фестиваль им. М.И. Павермана и еврейский праздник «Ханука», Областной фестиваль финно-угорских народов, Якутский праздник Солнца и др. Помощь оказывается как в виде выделения финансовых средств за счет областной целевой программы развития культуры, так и содействия в предоставлении на льготной или безвозмездной основе помещений для проведения мероприятий, организационной и информационной поддержки.



Основные проблемы в сфере межэтнической толерантности».
Для Свердловской области как субъекта РФ так же характерны все те проблемы, которые характеризуют межэтническую ситуацию в РФ в целом.

Наиболее важными для Свердловской области представляются:



  1. Высокая иммиграция как реакция на сравнительно высокий уровень жизни в регионе. Высокие темпы миграции существенно изменяют этнический состав региона, что создает предпосылки для возникновения сложной межэтнической ситуации и требует активной федеральной и региональной политики в вопросах иммиграции населения.

  2. Проблема адаптации новых трудовых иммигрантов к социально-политической ситуации на Среднем Урале. Сюда же относится проблема аккультурации новых мигрантов, приезжающих в Свердловскую область на постоянное место жительства.

Предложения по формированию и развитию культуры межэтнической толерантности. К числу первоочередных мер в сфере развития межэтнической толерантности в Свердловской области следует отнести следующие:

  1. Для наиболее эффективной реализации национальной политики Свердловской области и обеспечения эффективной реализации конституционно-правовых норм регулирования межэтнических отношений необходимо выработать эффективную региональную концепцию межэтнической политики. Такой концептуальный подход должен быть отражен в целевой комплексной программе гармонизации межэтнических отношений в Свердловской области. Такая программа должна стать комплексным базовым документом для регулирования региональной национальной политики.

  2. Утвердить Законом Свердловской области целевую комплексную программу гармонизации межэтнических отношений в Свердловской области. Обеспечить финансирование Программы в областном бюджете.

  3. Ввести в практику проведение регулярных научных исследований в сфере межэтнических отношений, этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов, создать информационную базу по теории и практике этнических процессов в регионе.

  4. В средствах массовой информации разработать систему повышения квалификации сотрудников СМИ с целью профессионального освещения этнической проблематики, передачи им необходимых знаний, формирования умений и навыков, воспитания толерантной системы ценностей и толерантного сознания.

  5. Разработать концепцию молодежной политики по формированию межэтнической толерантности, по профилактике национализма, ксенофобии и экстремизма в молодежной среде.

О ПРОБЛЕМНЫХ АСПЕКТАХ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ЭВОЛЮЦИОННОМ РАКУРСЕ
Сметанин В.А.,

доктор исторических наук,

профессор кафедры теологии и гуманитарных дисциплин

Уральского института бизнеса им. И.А. Ильина,

г. Екатеринбург
В Нагорной проповеди Иисуса Христа представлены слова, побуждающие людей терпимо относиться к чужим мнениям, верованиям и поведению: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить» (Мф. 7: 1-2). Пусть же данные стихи из Евангелия от Матфея послужат в качестве мотто к последующим размышлениям.


  1. Терминологическое введение

Для достижения понимания следует, прежде всего, договориться о терминах в соответствии со знаменитым призывом Рене Декарта. Современное научное исследование немыслимо без соответствующих теме терминологических изысканий. И поскольку русское слово «терпимость» (умение без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам и поведению, согласно истолкованию А.И. Ожегова) заменено и продолжает заменяться эквивалентным термином «толерантность», то возникает потребность раскрыть его этимологию. Сразу необходимо оговориться, что названный термин широко используется в разных сферах научного знания, в разных профессиях и специальностях, например, в иммунологии, токсикологии, фармакологии и других, в том числе, конечно, и в современной философии. Слово «терпимость» восходит к общеславянскому глаголу «терпеть», имеющему соответствия в латыни, немецком, литовском и других языках. Русский народ в сохранившихся сентенциях, пословицах и поговорках высоко оценивал «терпение» и «терпимость»: лучше самому терпеть, чем других обижать; от того терплю, кого больше люблю; терпя в люди выходят; стерпится, слюбится; терпенье исподволь свое возьмет; за терпенье дает Бог спасенье; без терпенья нет спасенья; терпенье лучше спасенья; терпенье дает уменье; на всякое хотенье есть терпенье; терпенье и труд всё перетрут; терпеть не беда, было б чего ждать. Несмотря на общую этимологию, русская лексикология четко различает смысл слов «терпение», «терпеливость» и «терпимость».

Терпением, как способностью терпеть, в наибольшей степени, с исторической точки зрения, обладает русский народ. России довелось отдать войнам две трети своей жизни, что и породило «терпеньем изумляющий народ» (Н.А. Некрасов). Война – это убийства, каторжный труд, безмерные переживания, что ведет к усталости, переутомлению, «временному изнеможению» (И.А. Ильин).

Скажи мне, Боже, отчего же

Всю жизнь войной пугает власть?

И разве ей всегда негоже

В сие грехопадение впасть?

Война – дерьмо. Какого беса

Солдатской скаткой в пот вгонять?

Нет у народа интереса

Себя на бойне убивать.

Визжит прогнувшаяся пресса,

Чтоб нагулять брюшко опять.

Власть никогда без интереса

Не будет войны начинать.

И если кто вам привирает,

Вруну не верьте вы вдвойне.

Народ войну не начинает,

Он только гибнет на войне.

Когда темно или светает,

Без реверансов и словес

Лишь власть в резню людей бросает,

Преследуя свой интерес.

Для власти будет всё уютным,

Всем остальным – в сражении пасть.

Народ не может быть преступным,

Преступной может быть лишь власть.

Скажу без всякого сомнения

И не устану повторять –

Любые войны – преступления.

Не надо войны обелять.

Война ослабляет сопротивляемость народа животноподобающим условиям существования. После каждой войны следует определенный период угасания народного сопротивления. Из многих тысяч примеров-доказательств приведу лишь три с целью конкретизации. После Первой общеевропейской войны (Тридцатилетняя война 1618-1648 гг.), военные действия которой развертывались преимущественно на территории Чехии, противодействие чешского народа эксплуатации возобновилось (притом прежде всего в пассивной форме) только с 1679 г. После Отечественной войны 1812 г. революционная ситуация в России созрела только в 1859-61 гг. и была сорвана действиями царя Александра II Освободителя. После Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. российский народ, несмотря на все эксперименты большевистских и постбольшевистских политиков, все еще не потребовал достойных для себя жизненных условий, ограничиваясь локальными забастовками, голодовками и другими формами пассивного сопротивления. Материал источниковых данных позволяет распределить войны (в данном случае условно и схематично) по трем группам: легкие, средние и тяжелые, с соответствующим падением сопротивляемости народа в течение 25, 50 и 75 лет после каждого из названных разрядов. Вследствие этого можно полагать, что от «генов» бессилия, равнодушия, психологической усталости наш народ избавится к 2020 г.

Термин «толерантность» уже несколько веков используется в русском языке. М.М. Стасюлевич в «Опыте исторического обзора главных систем философии истории», опубликованном в 1866 г., писал: «Как же следует действовать и мыслить, чтобы не нарушать справедливости в этом мире? Tolérance – вот главное правило того, кто действует там, где все ошибаются». Упомянутый термин происходит от латинского слова tolerantia – терпение и встречается в лексике большинства европейских языков (франц. tolérance, итал. tollerabilità, tolleranza, нем. Toleranz, англ. tolerance), причем в переводе на русский язык передается словами «терпимость, толерантность».
2. Проблематика толерантности
В сфере толерантности больше вопросов, нежели ответов, что подчеркивается большинством специалистов (Дж. Грей, У. Кимлика, М. Крэнстон, Дж. Локк, Г. Маркузе, С. Мендус, Дж. Ст. Милль, К. Нидерман, П. Николсон, Дж. Ролз, Р. Таком, Б. Уильямс, М. Уолцер, Дж. Хортон, Д. Хэйд). Не дана устойчивая дефиниция толерантности (встречаются два и три компонента при фиксации/отсутствии «воздержания от употребления силы»), не определена сфера применения данного понятия, не разработана композиция этой сферы, не осмыслена и не предложена методика изучения толерантности и сферы ее применения. Г.В.Ф. Гегель подчеркивал, что субъективный дух проявляется в человеке прежде всего в устремленности его к слову, которая рассматривается как начало человеческого самопознания. Одновременно возникает философская проблема понимания, которое может сближать или разъединять людей в зависимости от умения толерантно воспринимать окружающее общество в его взглядах и действиях. Разработка методики освоения такого умения становится, безусловно, отдельной задачей. Реакцию родившегося человека на восприятие слова можно прокомментировать в таких строфах:

Вопрос был поднят неким дошлым



Ещё со времени мотыг –

Неужто в этом мире в прошлом

Царил единственный язык?

Столпотворение в Вавилоне

Родило пропасть языков,

И если кто тебя не понял,

Считался в сонмище врагов.

Затем твоё явилось, Боже –

Зачем ко всем стоять спиной?

Родной язык освоишь твёрже,

Лишь зная хорошо иной.

И понимание без бзиков

Родится только в тот момент,

Когда двунадесять языков

Интерпретируют фрагмент.

Средь языков один другому –

Адепт, учитель и собрат.

Многоязычию людскому

Любой лингвист предельно рад.

И если внутренняя сцепка

Объединяет языки,

То их в систему могут цепко

Сосредоточить знатоки,

Что облегчит по меньшей мере

Вживание в чуждый нам язык

И чтобы всяк в себя поверил,

Языковой повергнув стык.

Язык – сокровищница духа,

Несметный лабиринт путей.

С момента пробуждения слуха

Младенцу странен тон речей.

И разражается рыданием

Отшитый миром человек –

Каким немыслимым страданием

Он начинает здешний век.

Но только смысл и вескость слова

Толкают тайное познать,

Что порождает веру в Слово

И веру в Божью благодать.

Пройдя свой путь от слова к мысли,

Преодолев немой испуг,

Когда сомнения душу грызли,

Поймёшь, что мысль – ядро наук.

Язык – твоё мировоззрение,

Твоё сознание, твой закон,

Твоё земное озарение

И твой Создателю поклон


  1. Толерантология как новая философская дисциплина

Вследствие пробуждения искренней заинтересованности в осмыслении толерантности и ее множественной проблематики, что доказывается появлением серьезных философских сочинений (напрмер, «Критика чистой толерантности» Г. Маркузе, «О толерантности» М. Уолцера, «Толерантность как моральный идеал» П. Николсона, «Толерантность и границы либерализма» С. Мендуса и другие), а также возрастания реальной потребности воспользоваться результатами научных исследований в сфере толерантности назрела необходимость конституирования особой, специальной, новой философской дисциплины, которая бы обстоятельно занялась изучением всех проблем толерантности для нахождения оптимальных ответов. Такую дисциплину можно обозначить термином «толерантология», а специалистов по толерантологии именовать толерантологами. Объектом изучения толерантологии является сфера толерантности. Цель толерантологии – раскрытие основных особенностей формы и содержания толерантности различных эпох. Толерантология решает только те задачи, которые требуют применения специфических приемов исследования, свойственных именно данной философской дисциплине:

1) выявление компонентов толерантности, которые содержат фактуальную, концептуальную и подтекстовую информацию;

2) исследование той сферы, в которой применяется толерантность;

3) разработка специфических приемов овладения толерантностью в самых разных сферах человеческого бытия.

Разработка методики постижения толерантности обогатит человечество новыми возможностями толерантного сотрудничества.


4. Толерантность в истории и этапизация соответствующей философской мысли
Одной из проблем толерантности как сферы исследования является крайне противоречивая этапизация той философской мысли, которая рассматривает толерантность в эволюционном ракурсе. Прежде всего, невозможно согласиться с концепцией Дж. Грея о том, что толерантность возникла впервые в религиозных войнах XVII столетия. На самом деле названное общественное явление и в целом проблема толерантности возникли (во всяком случае, подтверждаются источниковым материалом) еще в античные времена. Великие государства и империи в полной мере ощутили значимость, потребность и последствия толерантности. Римское государство, просуществовавшее 1228 лет (с 21.04.753 г. до н. э. по 23.08.476 г. н. э.), и Византийская империя, просуществовавшая 1128 лет (с 8.11.324 г по 29.05.1453 г.), проводили в целом политику веротерпимости, несмотря на некоторые исключения. Русское государство, функционирующее 1146 лет (с 8.09.862 г. по сей день), также в целом было привержено политике толерантности, если не считать некоторых крайне противоречивых отступлений. Если считать Византийскую империю продолжением Римского государства, то в общей совокупности обе державы существовали 2356 лет, и опыт их эволюции и использования толерантности приобретает неоспоримое международное значение. Достаточно назвать 173 новые конституции (новеллы) византийского автократора Юстиниана I Великого (11.05.482-14.11.565 г.), который правил с 1.04.527 по 14.11.565 г. и который создал с 1.01.535 по 26.03.565 г. первый памятник византийского и средневекового права – лучший источник аграрных цивилизаций по теории и практике частной собственности на землю в духе христианской традиции. Юстиниан, как величайший реформатор Средневековья, разработал и претворил в жизнь программу перехода от гражданского противоборства к гражданскому примирению.

Проблематика толерантности как сферы исследования включает в себя в качестве одной из важнейших задач обстоятельные изыскания по вопросу этапизации философской мысли в названной сфере в течение 2800 лет, поскольку толерантность в своей эволюции была тесно связана с философией лингвистического анализа.


5. Толерантность и религия
Как стать терпимым (tolérant, tolerant, tolerable) и как найти дорогу к Богу, то есть стать верующим – таковы главные проблемы толерантности и религии. Принуждение, как способ приобщения, сразу же отпадает в силу неприемлемости, ибо оно воздействует на волю, а через волю к вере не прийти. Можно назвать несколько путей приобщения к вере, Богу, религии: Богу духновенное Слово и Святой Дух открывают путь к вере через таинства (такая возможность существует для человека любого возраста); христианская община оказывает неофиту помощь и через доверие к ней последний обращается к Богу; если человек растоптан жизнью и у него остается Бог как последнее прибежище. В связи с этим позволю привести несколько моих строф:

Прости меня за то, Всевышний,

Что я вопросы задаю,

И коль из них какой-то лишний,

Весь грех – на голову мою.

Но разве можно без вопросов,

Как формы мысли у землян?

К чему взывает всяк философ –

Ветошкин, Фихте и Ренан.

Вопрос мой первый – как поверить

В существование твоё,

Какие приоткрыть мне двери,

Чтоб просветить своё житьё?

Пусть ты неслышный и незримый,

И трансцендентный (каково!),

Где аргумент необоримый

Существования твоего?

И коль ты существуешь вечно,

То для кого и для чего,

Создав случайно и беспечно

Сей тварный мир «из ничего»?

Пусть Бог у каждого народа –

Кало, Феос, Арам, Айди…

Не скрыта ль здесь одна порода,

И, может, Богу у всех один?

Еще никто не видел Бога.

Но где же пребывает Бог?

Дорога к Храму – та дорога,

Что всех избавит от грехов?

Кого-то рок не отоварил.

Другому жизнь – вольготный пир.

Как совершенствованию твари

Послужит сей греховный мир?

И можно ль мне без канители

Считать доступным Божество?

И кто есть Бог на самом деле?

И в чём же Божье существо?

Роятся мысли, словно осы, -

В те дни судьба жалеет нас.

Но отлетают все вопросы,

Когда приходит скорбный час.

Коль ни шиша в пустом кармане,

Пусть знает всяк, кто гол и плох,

Что мир замешан на обмане,

Что не обманет только Бог.

Пусть жизнь – нелёгкая дорога

И если вдруг зашла в тупик,

То лишь тому, кто верит в Бога,

Поможет Бог в последний миг.

Когда стоишь на грани смерти

И потеряли смысл слова,

Есть доказательство, поверьте,

Существования Божества.

Всё может враз остаться в прошлом –

Твой труд, идеи и семья,

Не зашуршат твои подошвы

По жухлым листьям бытия.

Ты никогда не думал прежде,

На случай наложив табу,

Одной-единственной надежде

Доверить ломкую судьбу.

И мыслью честной и открытой

Раскрыть грехов круговорот.

И Бог последнею защитой

Перед тобой предстаёт.
Первостепенную роль в приобщении к толерантности играет, безусловно, воспитание, особенно пример родителей, учителей, сверстников. И, конечно, толерантным быстрее становится тот, кто перенес испытания.

Толерантность и религия имеют много общего между собой, а именно в своих требованиях к построению взаимоотношений людей на основе доброжелательства, терпимости, взаимопонимания, взаимопомощи и любви. Иисус Христос призывал любить не только Бога, но и ближнего своего, что предполагает умение сдерживать себя, погашать ненужную агрессивность и относиться к людям толерантно. Христианские и толерантные установки можно прокомментировать следующими строфами:


Судить других всегда негоже,

И сей порок – немалый грех,

И так бывает стыдно, Боже,

Когда он на виду у всех.

И пусть умрёт худое слово,

Летящее из бледных уст.

Остановить его сурово

Взывал недаром Златоуст.

И будь то нищие, то принцы,

Мы в равной мере всем кадим,

Поскольку есть библейский принцип:

Коль судишь, будешь и судим.

Когда по-свойски, зло, обычно

Вас судят близкий иль чужой,

Они встают пред вами зычной,

Неуправляемой бедой.

И повисает под угрозой

Всё то, чем в жизни дорожим,

И жжёт невынутой занозой

Слепой, безжалостный нажим.

Так пусть же знает всяк ребёнок

Ему отмеренный предел,

Чтоб, только выйдя из пелёнок,

Его нарушить не посмел.

И пусть усвоит старец всякий,

Презревший ощущений нить,

Что все поклёпы или враки –

Попытка жизнь остановить.

К сиротам, немощным и вдовам

С добротолюбием спеши,

Ведь каждым выпорхнувшим словом

Мы изменяем свет души.

И даже в мыслях пусть претит нам

Судить подобного себе.

Хоть делай это очень скрытно,

Ты навредишь своей судьбе.

Кто может не судить другого

В течение данных Богом дней,

Тот возвышает вескость слова

Разумно мыслящих людей.
Принципы толерантности в Кросскультурной коммуникации:

декларация и практики повседневности
Фадеичева М.А.,

доктор политических наук,

доцент, главный научный сотрудник

Института философии и права УрО РАН,

г. Екатеринбург
Значительную часть современных обществ, обществ конца XX – начала XXI века относят к так называемым постмодерным обществам, для которых характерны усиление кросскультурной коммуникации, лавинообразный рост количества субкультур, ускорение изменения систем социальных ценностей. В меняющемся мире старые парадигмы оказываются негодными, требуется выработка новых образцов мысли, отношения, поведения и действия.

Хочу привести высказывание Губернатора Свердловской области Э.Э.Росселя: «Именно толерантность занимает центральное место в «оси координат» XXI века, являясь важнейшей этической и правовой доктриной современности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение, свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность заменяет культуру войны культурой мира. Это не уступка, снисхождение или потворство, это привилегия сильных и умных людей, не сомневающихся в своих способностях продвигаться на пути к истине через диалог, через разнообразие мнений и позиций»1.

Термин «толерантность» был известен с советских времен, его объясняли различные словари. Так, например, Популярный политический словарь еще в 1926 г. объяснял: «Толерантный – веротерпимый к чужим мнениям».2 Вышедший через 40 лет Краткий словарь иностранных слов указывал: «Толерантность [лат. tolerantia терпение] – терпимость к чужим мнениям и верованиям; снисходительное отношение»3. Однако это слово широко не употреблялось, действовали иные идеологемы и подходы: классовой борьбы, конфронтации противоположных политических систем – социализма и капитализма. Это накладывало своеобразный отпечаток на всю систему человеческих отношений, которые разворачивались на общем фоне непримиримости и нетерпимости к иному. Однако социальные изменения последней трети XX в. заставили цивилизованный мир осмыслить саму сущность эпохи глобализации, а также вытекающие из нее ведущие социально-политические тренды. Это привело к пониманию необходимости выработки новых принципов кросскультурной коммуникации, на каком бы уровне она ни осуществлялась. На Генеральной конференции ЮНЕСКО резолюцией 5.61 от 16 ноября 1995 г. была утверждена Декларация принципов толерантности. Российская Федерация приняла в этом участие в качестве одного из государств-членов Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.

В Статье 1 названного документа определено понятие толерантности. В ней говорится, что толерантность означает уважение, понятие и понимание многообразия культур, форм самовыражения, способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность означает признание того, что люди различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

В обеспечении принципов толерантности, в формировании установок толерантного сознания очень важна роль государства. Например, в Российской Федерации в 2001-2005 гг. имела место Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». Однако нельзя признать достаточной для этого пятилетнюю кампанию. Формирование установок толерантного сознания, развитие толерантных отношений, профилактика и противодействие экстремизму должно быть стратегическим курсом развития общества и государства. Не одноразовые акции или формальные декларации о пользе толерантности, а постоянная деятельность и конкретные действия власти оказывают существенное влияние на граждан. Статья 2 Декларации утверждает, что на государственном уровне толерантность требует справедливого и беспристрастного законодательства, соблюдение правопорядка и судебно-процессуальных и административных норм. Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для экономического и социального развития без какой-либо дискриминации. Это необходимо, так как бедные, маргинальные социальные слои, группы, индивиды, исключенные из общественной и политической жизни, становятся одновременно и источником, и жертвами интолерантного отношения.

Вместе с тем, не только государство, но и само общество ответственно за ту атмосферу толерантности или интолерантности, которая в нем складывается. В Статье 3 Декларации принципов толерантности делается акцент на важности толерантности в современном мире в связи с тенденциями глобализации, усиления мобильности, миграции, быстрого развития коммуникации. Усиление кросскультурной коммуникации между различными народами, регионами, которые далеко не однородны, без базового принципа толерантности, на котором только и возможно установление взаимопонимания, само по себе может служить потенциальной угрозой миру, быть конфликтогенным фактором. Поэтому не только в отношениях между отдельными людьми, но и в отношениях на уровне семьи, общины, школы, трудового коллектива, других социальных образований и институтов необходимо укреплять дух толерантности и формировать отношения открытости, внимания друг к другу и солидарности.

Декларация подчеркивает особую роль средств коммуникации в распространении ценностей толерантности, в разъяснении опасности идеологий, проповедующих нетерпимость.

Невозможно найти никаких принципиально новых средств для культивирования толерантности кроме просвещения и воспитания. Толерантное сознание требует именно культивирования, как любой феномен культуры. В связи с этим Статья 4 Декларации принципов толерантности говорит о том, что воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива, что именно воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Как отмечено в документе, воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы. Это позволит обеспечить защиту осуществления этих прав и стремление к защите прав других. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости, как между отдельными людьми, так и между этническими, культурными, социальными, религиозными, языковыми группами, а также нациями.

Однако этот важнейший документ до настоящего времени недостаточно широко известен в России. Возможно, что в этом отношении особую просветительскую роль могут играть библиотеки: необходимо просвещать людей в отношении и самого документа, и в отношении принципов толерантности. Принципы толерантности, которые де-юре разделяет государство, общество не вполне разделяет де-факто. Вряд ли истинным будет утверждение, что принципы толерантности, а также связанные с ними установки на личную свободу и ответственность за свои убеждения и поступки, независимость индивида, представление о равноправии и равноценности культур, об относительности мнений прочно укоренены в обществе. Весьма распространена точка зрения даже среди представителей просвещенной общественности, что не надо употреблять слово толерантность, надо говорить «терпимость», что это – западная мода, что разговоры о толерантности – пустая трата времени и т.д. Существует необходимость популяризации Декларации принципов толерантности, разъяснения его основных положений. Принципиально важным представляется воспитание не только подрастающего поколения и молодежи в духе толерантности, но и пропаганда этих принципов среди старших поколений, так как «толерантность является не только важнейшим принципом, но и необходимым условием мира и социально-экономического развития всех народов»4. Следует заметить, что это относится не только к нашему отечеству. Установки толерантного сознания не были свойственны абсолютному большинству обществ в прошлом, а также многим современным обществам представляются чем-то непривычным и неприменимым.

Толерантность – это и доктрина, продолжающая традиции гуманистической философии, и принцип взаимодействия индивидов, различных социальных групп, государств, и особое отношение между различными субъектами. Толерантное отношение не сводится к народной максиме: «Бог терпел да и нам велел»5. «Терпение» полисемантично, что убедительно показал В.И.Даль в своем знаменитом Толковом словаре живого великорусского языка (заметим, что слово «толерантность» в нем отсутствует): кроме того, что «терпеть» – это 1) выносить, переносить, нуждаться и страдать; 2) крепиться, держаться, стоять не унывая; 3) ожидать, выжидать чего лучшего, надеяться, быть кротким, смиряться; 4) не спешить, не торопить. «Терпеть» означает также: снисходить, допускать, послаблять6.

Последнее значение имеет непосредственное отношение к современному пониманию толерантности. На его основе можно выделить четыре различных способа понимания толерантности, неких «идеальных типов» или моделей толерантного отношения7. Во-первых, толерантность как безразличие или индифферентизм по отношению к существованию различных взглядов, практик, так как они представляются не важными перед лицом основных проблем, которые требуется решать обществу в целом. Безразличное отношение может существовать тогда, когда партикулярные взгляды не противоречат общеразделяемым социально-политическим ценностям. Так, например, различные этнические, религиозные группы в рамках одного государства могут развивать свою культуру и язык, исповедовать особую религию, сохранять и поддерживать традиции и обычаи, будучи при этом полноправными гражданами государства. Все это представляется особым делом социальных групп или личным делом индивидов. Во-вторых, толерантность как невозможность взаимопонимания, основанное на представлении о том, что все культуры равноправны, но несоизмеримы, что не существует некой привилегированной системы взглядов и ценностей. В этом случае существует некая культурная дистанция, требующая уважение к другому субъекту, которого не могу понимать, с которым вследствие этого не могу взаимодействовать. В-третьих, толерантность как снисхождение, когда иные нормы и традиции рассматриваются как несовершенные, несостоятельные, уступающие, менее развитые и т.д., с которыми приходится мириться в силу их существования. В-четвертых, толерантность как критический диалог. В этом отношении толерантность выступает как уважение к иной позиции в сочетании с установкой на взаимное изменение, на достижение консенсуса посредством изменения позиций, взглядов обеих вступивших в кросскультурную коммуникацию сторон. Однако при всех различиях толерантного отношения эти четыре модели объединяет признание права на существование иного и уважение к иному. И все-таки толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство.

Объектом толерантного или интолерантного сознания, отношения и поведения может быть любая сторона человеческой деятельности, любое социально значимое отличие или признак: расовая принадлежность, этничность, религия, принадлежность к полу, возраст, физические возможности и т.д. На этой основе возникают соответствующие идеологии, под которыми понимается совокупность идей, чувств, верований и т.п., свойственных какой-либо общественной группе. Причем идеологии могут существовать как в виде систематически изложенных учений, так и в форме дискурсивных идеологических практик, не имеющих систематического изложения. Их существование можно обнаружить в самом бытии повседневности. Местом бытования дискурсивных идеологических практик являются речи политических и общественных деятелей, материалы средств массовой информации, школьные учебники, разговоры обывателей, анекдоты и т.д. Дискурсивные идеологические практики труднее поддаются анализу, чем систематически изложенные идеологии. Расизм, утверждающий расовое превосходство, этнонационализм, абсолютизирующий и превозносящий этнические отличия, религиозный фанатизм, настаивающий на истинности и превосходстве религиозной доктрины, сексизм, чаще дискриминирующий женщин и превозносящий мужской пол, эджеизм, утверждающий преимущества молодого возраста, дискриминирующий старшие поколения: все это – наиболее распространенные идеологии и идеологические дискурсивные практики, связанные с культурными особенностями, противоположные толерантному отношению.

Социологические исследования последних лет не только в России, но и в мире, констатируют участившиеся акты нетерпимости, насилия, терроризма, ксенофобии, агрессивного национализма, расизма, антисемитизма, отчуждения, маргинализации и дискриминации по отношению к национальным, этническим, религиозным, языковым меньшинствам, иммигрантам и другим, наименее защищенным, группам в обществе. Всем этим негативным тенденциям может противостоять только идеология толерантности, на основе которой объединяют усилия государства, институты гражданского общества, здравомыслящие индивиды. Не случайно в Преамбуле Устава ЮНЕСКО, принятого ровно за 50 лет до принятия Декларации принципов толерантности, 16 ноября 1945 г. утверждается, что мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества. Основополагающие принципы Всеобщей декларации прав человека таковы, что каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии, на свободу убеждений и на свободное выражение их, что образование должно способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами. К нарушению этих прав нельзя относиться толерантно. Интолерантность допустима только в одном отношении: не может и не должно быть толерантности к тем, кто не считает, что все люди, независимо от расы, пола, национальности имеют равное право на физическое существование и культурное развитие. Эти важнейшие документы были приняты после Второй мировой войны – величайшей трагедии в истории человечества, через полвека снова актуализировались эти принципы, на их основе принят новый документ. Востребованность толерантности – своеобразный признак воюющего общества. Вместе с тем, толерантность – это единственное средство изменить статус воюющего общества, превратить культуру войны в культуру мира.


БИБЛИОТЕКА В КОНТЕКСТЕ ВРЕМЕНИ




следующая страница >>
Смотрите также:
Материалы межрегиональной научно-практической конференции
1801.44kb.
7 стр.
Кировская государственная медицинская академия
3462.6kb.
48 стр.
Материалы межрегиональной филологической конференции
1676.15kb.
15 стр.
Комитет по культуре и туризму Рязанской области гук «Библиотека им. Горького» Материалы межрегиональной научно-практической конференции
827.58kb.
4 стр.
Составитель сборника и главный редактор: д п. н., проф. Антонова О. А. Редакционная коллегия
2398.68kb.
12 стр.
Материалы i-ой Международной научно-практической конференции
1632.79kb.
8 стр.
И. Н. Демаков Заведующий отделом использования и публикации архивных документов
98.39kb.
1 стр.
Отчет о межрегиональной научно-практической конференции Формирование системы
392.9kb.
1 стр.
Е. В. Ковалевская Компетентностный подход в образовательном процессе: реализация, проблемы и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции. 16- 17 ноября 2012г. Псков-Рига
16.48kb.
1 стр.
Научно-художественные сезоны в Смольном институте Программ а I межрегиональной научно-практической конференции
92.95kb.
1 стр.
Программа XIX межрегиональной научно-практической конференции Йошкар-Ола 28 февраля 2013 г
158.21kb.
1 стр.
Семья и дети в жизненных установках молодежи материалы студенческой научно-практической конференции образовательных учреждений Курганской области
2853.59kb.
15 стр.