Главная
страница 1
Тематическое планирование

9 класс


Общее число часов – 68 часа. Резерв учебного времени - 2 часа. Всего 70 часов
Представление информации (6 часов)
Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации. Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации. Компьютерное представление текстовой информации. Кодирование графической информации (пиксел, растр, кодировка цвета, видеопамять). Кодирование звуковой информации.
Практические работы:

  1. Перевод числа из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора.

  2. Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе.

  3. Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе.

  4. Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов с различным качеством звучания


Компьютер как универсальное устройство обработки информации (4 ч)
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, оперативная и долговременная память, материнская плата). Техника безопасности при работе с компьютером.

Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

Данные и программы. Файлы и файловая система.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером.


Практические работы:

  1. Соединение устройств в системном блоке компьютера, понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера.

  2. Установка и настройка операционной системы.

  3. Установка драйверов подключаемых устройств

  4. Установка и настройка пользовательского программного обеспечения

  5. Обслуживание и диагностика операционной системы с помощью системных утилит.

Практикум 1. Установка и настройка операционной системы
Кодирование и обработка графической информации (6 ч)
Палитра RGB и CMYK. Растровые редакторы. Векторные редакторы. Графические примитивы. Рисунки и фотографии.
Практические работы

  1. Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.

  2. Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования.

  3. Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов

  4. Сканирование графических изображений

Практикум 2. Создание графического объекта
Кодирование и обработка звука и видео. Мультимедийные технологии (8 ч)
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Дискретизация звука. Технические приемы записи звуковой и видеоинформации. Использование простых анимационных графических объектов.
Практические работы:

  1. Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда.

  2. Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора.

  3. Запись изображения и звука с использованием различных устройств.

  4. Запись музыки.

  5. Обработка материала, монтаж информационного объекта.

Практикум 3. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов.

Практикум 4. Запись и обработка видеофильма.


Кодирование и обработка числовой информации (14 ч)
Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции.

Таблица как средство моделирования.


Практические работы:

  1. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных.

  2. Создание и обработка таблиц.

  3. Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.

  4. Построение диаграмм и графиков.

  5. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц.

Практикум 5. Создание и обработка таблиц с результатами измерений и опросов
Алгоритмы и исполнители (20 ч)
Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека. Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ). Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Языки программирования, их классификация. Правила представления данных. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.
Практические работы:

  1. Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.

  2. Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор ветвления

  3. Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор цикла.

  4. Разработка алгоритма (программы), содержащего подпрограмму.

  5. Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива.

  6. Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций.

  7. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования.

Практикум 6. Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу
Коммуникационные технологии (4 ч)
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование, декодирование. Искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Каналы связи. Сетевые топологии. Настройка локальной сети. Подключение к сети Интернет.
Практические работы:

  1. Подключение и настройка модема.

  2. Определение топологии локальной сети.

  3. Соединение компьютеров в локальную сеть.


Информационные технологии в обществе (6 ч)
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

Системы автоматизированного проектирования. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты. Геоинформационные системы.

Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. Основные этапы развития средств информационных технологий

Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.


Практические работы:

  1. Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи.

  2. Защита информации от компьютерных вирусов.

  3. Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования.

  4. Построение и исследование геоинформационной модели в специализированной геоинформационной системе.

  5. Организация группового комплексного информационного пространства для решения коллективной задачи

Поурочное планирование






Тема

Количество часов

Практические работы и практикумы

Рекомендуемое программное обеспечение




Представление информации

6

4 практических работы (по 10 – 20 минут)




1

Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации.

1







2

Представление числовой информации в различных системах счисления.

1







3

Компьютерное представление числовой информации.

1

Перевод числа из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора.

Электронный калькулятор

4

Компьютерное представление текстовой информации.

1

Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе.




5

Кодирование графической информации.

1

Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе.





6

Кодирование звуковой информации.

1

Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов с различным качеством звучания







Компьютер как универсальное устройство обработки информации

4

3 практических работы (по 10 – 20 минут)

1 практикум




7

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, оперативная и долговременная память, материнская плата). Техника безопасности при работе с компьютером.


1

Соединение устройств в системном блоке компьютера, понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера.





8

Программный принцип работы компьютера. Операционные системы, их функции. Данные и программы.

1

Установка и настройка операционной системы.

Установка драйверов подключаемых устройств




ОС Windows

ОС Linux


9

Файлы и файловая система.

1

Установка и настройка пользовательского программного обеспечения

Обслуживание и диагностика операционной системы с помощью системных утилит.




ОС Windows

ОС Linux


10

Установка и настройка операционной системы

1

Практикум 1. Установка и настройка операционной системы

ОС Windows

ОС Linux





Кодирование и обработка графической информации

6

4 практических работы (по 10 – 20 минут)

1 ч. практикум

Gimp, Adobe Photoshop, CorelDRAW, Inkscape

11

Палитра RGB и CMYK. Графические примитивы. Рисунки и фотографии.

1







12

Растровые редакторы.

1

Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.




13

Векторные редакторы.

1

Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов.




14

Конструирование графических объектов

1

Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования.




15

Сканирование изображений

1

Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов

Сканирование графических изображений






16

Создание графического объекта

1

Практикум 2. Создание графического объекта







Кодирование и обработка звука и видео. Мультимедийные технологии

8

5 практических работ (по 10 – 20 минут),

2 ч. практикумы.

ОС Linux

Audacity,

видеоредактор Pitivi

OpenOffice.org Impress


ОС Windows

MovieMaker,

MS Power Point


17

Компьютерные презентации.

1







18

Дизайн презентации и макеты слайдов.

1

Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда.




19

Демонстрация презентации.

1

Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора.




20

Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации

1

Практикум 3. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов.




21

Звуки и видеоизображения. Дискретизация звука.

1

Запись звука, музыки.





22

Технические приемы записи звуковой и видеоинформации.

1

Запись изображения и звука с использованием различных устройств.




23

Композиция и монтаж.

1

Обработка материала, монтаж информационного объекта.




24

Запись и обработка видеофильма

1

Практикум 4. Запись и обработка видеофильма.







Кодирование и обработка числовой информации

14

7 практических работ (по 10 – 20 минут)

1 ч. практикум

Электронные таблицы ОС Linux

OpenOffice.org Calc,

ОС Windows

MS Excel


25

Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).

1







26

Форматирование и редактирование таблиц

1

Создание и обработка таблиц.





27

Типы данных: числа, формулы, текст.

1







28

Арифметические вычисления в таблицах

1

Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных.




29

Гистаграмма. Построение гистограмм и круговых диаграмм

1

Построение диаграмм




30

Абсолютные и относительные ссылки.

1







31

Встроенные математические функции.

1

Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.




32

Построение графиков математических функций

1

Построение статичных и динамичных (изменяющихся при изменения параметра) графиков математических функций




33

Простейшие встроенные статистические функции

1







34

Обработка статистической информации

1

Обработка статистической информации и ее представление в виде графиков, таблиц и диаграмм




35

Таблица как средство моделирования.

1

Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц.




36

Построение графиков зависимостей

1







37

Применение динамических таблиц при решении задач из математики, физики, экономики

1







38

Создание и обработка таблиц с результатами измерений и опросов

1

Практикум 5. Создание и обработка таблиц с результатами измерений и опросов







Алгоритмы и исполнители

18

11 практических работ (по 10 – 20 минут)

2 часа практикум

ABC Pascal,

Lazarus, Basic256 (версия 0.9.4 и выше), Gambas



39

Алгоритм. Свойства алгоритма. Возможность автоматизации деятельности человека.

1







40

Способы записи алгоритмов; блок-схемы.

1







41

Исполнители алгоритмов. Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

1

Разработка алгоритма для формального исполнителя




42

Алгоритмическая конструкция следование

1

Разработка линейного алгоритма в виде блок-схемы.




43

Алгоритмическая конструкция ветвление.

1

Разработка алгоритма, содержащего оператор ветвления, в виде блок-схемы




44

Алгоритмическая конструкция повторение (цикл).

1

Разработка алгоритма, содержащего оператор цикла в виде блок-схемы.




45

Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.

1

Разработка алгоритма, содержащего подпрограмму, в виде блок-схемы.




46

Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных. Правила представления данных.

1







47

Языки программирования, их классификация.

1







48

Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания. Правила записи программы.

1

Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.




49

Правила записи ветвления. Условия ветвления в программе.

1

Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор ветвления




50

Правила записи цикла. Реализация повторения (цикла) в программе

1

Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор цикла.




51

Логические операции.

1

Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций.




52

Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.

1







53

Обработка одномерного массива

1

Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива.




54

Этапы разработки программы: алгоритмизация – кодирование – отладка – тестирование.

1

Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования.




55 - 56

Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу

2

Практикум 6. Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу







Коммуникационные технологии

4

3 практических работы (по 10 – 20 минут)




57

Процесс передачи информации. Скорость передачи информации.

1







58

Каналы связи. Сетевые топологии.

1

Определение топологии локальной сети.




59

Настройка локальной сети.

1

Соединение компьютеров в локальную сеть.




60

Подключение к сети Интернет.

1

Подключение и настройка модема.







Информационные технологии в обществе

6

5 практических работ (по 10 – 20 минут)




61

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

Основные этапы развития средств информационных технологий



1

Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи.





62

Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.

1







63

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом.

1

Организация группового комплексного информационного пространства для решения коллективной задачи

Gmail

64

Системы автоматизированного проектирования. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика.

1

Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования.





65

Диаграммы, планы, карты. Геоинформационные системы.

1

Построение и исследование геоинформационной модели в специализированной геоинформационной системе.

2gis http://www.2gis.ru/

Электронные карты



http://maps.google.ru/

http://maps.yandex.ru/

66

Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов.

1

Защита информации от компьютерных вирусов.

Антивирусные программы




Резерв

4







67




1







68




1







69




1







70




1






Содержание практикумов:


Практикум 1. Установка и настройка операционной системы
Установка параметров загрузки операционной системы в BIOS.

Подготовка, разбиение, форматирование разделов жесткого диска.

Знакомство с лицензионными условиями.

Настройка языковых параметров, часового пояса, даты и времени.

Установка пароля администратора.

Создание пользователя, установка пароля пользователя.

Установка драйверов.
Практикум 2. Создание графического объекта
Создание графического объекта с использованием готовых фрагментов в цифровом виде.

Создание изображений с помощью инструментов графического редактора.

Ввод изображения с использованием сканера, цифрового фотоаппарата. Редактирование готового изображения.
Практикум 3. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов.
Планирование презентации и слайда. Создание презентации. Вставка изображений. Настройка анимации. Устное выступление, сопровождаемое презентацией на проекционном экране или мониторе.
Практикум 4. Запись и обработка видеофильма.
Запись изображений и звука с использованием различных устройств. Обработка материала, монтаж информационного объекта.
Практикум 5. Создание и обработка таблиц с результатами измерений и опросов
Изменение данных, ввод данных в готовую таблицу, переход к графическому представлению информации.

Заполнение динамической таблицы данными, полученными в результате наблюдений и опросов, нахождение наименьшего и наибольшего значения, среднего значения с помощью статистических функций.

Создание и обработка таблиц с результатами измерений и опросов. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.
Практикум 6. Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу
Разработка алгоритма, решающего поставленную задачу с использованием математических функций для записи арифметических выражений, операторов ветвления и цикла.

Разработка алгоритма для решения поставленной задачи с использованием вспомогательных алгоритмов, в том числе по обработке одномерных массивов.


Требования к уровню подготовки выпускников 9 класса по информатике
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;

  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе:

- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

- создавать записи в базе данных;



- создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.


Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства


  • Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  • Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

  • Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.

  • Устройства создания графической информации (графический планшет) – используются для создания и редактирования графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат.

  • Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вместе с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их исполнение, редактировать их.

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

  • Датчики (расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) позволяют измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.

  • Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить простейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми понятиями информатики.


Программные средства

  • Операционная система.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Звуковой редактор.

  • Простая система управления базами данных.

  • Простая геоинформационная система.

  • Система автоматизированного проектирования.

  • Виртуальные компьютерные лаборатории.

  • Программа-переводчик.

  • Система оптического распознавания текста.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Система программирования.

  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  • Программа интерактивного общения

  • Простой редактор Web-страниц


Смотрите также:
Представление информации (6 часов)
272.23kb.
1 стр.
Публицистический потенциал гражданской журналистики
29.14kb.
1 стр.
«Волшебный компьютер» (35 часов)
148.31kb.
1 стр.
Вопросы к экзамену Количественные меры информации и скорости её передачи
12.94kb.
1 стр.
Представление информации: кодирование цветного изображения в компьютере (растровый подход). Представление и обработка звука и видеоизображения. Понятие мультимедиа. Кодирование информации в компьютере
44.11kb.
1 стр.
Билет 4 Дискретное представление информации: кодирование цветного изображения в компьютере (растровый подход). Представление и обработка звука и видеоизображения. Понятие мультимедиа. Кодирование информации в компьютере
55.6kb.
1 стр.
Растровая и векторная графика
135.55kb.
1 стр.
«Рассмотрено» Председатель мо
151kb.
1 стр.
12. Изменение формы представления информации. Наглядные формы представления информации
47.21kb.
1 стр.
Рабочая программа Статус дисциплины: региональный компонент направления
89.32kb.
1 стр.
Информация о материальном мире. Сигналы и данные. Данные и методы. Понятие информации. Передача информации в виде сообщения. Свойства информации стр. 7-10
29.99kb.
1 стр.
Программа «Ручная электродуговая и газовая сварка»
55.88kb.
1 стр.