Главная
страница 1страница 2страница 3 ... страница 16страница 17

Роль педагогического коллектива в проектировании здоровьесберегающего образовательного процесса


(из опыта работы МОУ «Майская гимназия»)
Богачева Е.А.,

старший преподаватель кафедры

управления образовательными

системами БелРИПКППС,

Карташова Э.А.,

руководитель валеологического совета

МОУ «Майская гимназия»

Проектный подход в формировании здорового образа жизни школьников – это решение задач по сохранению и укреплению здоровья обучающихся на основе единства целей действующих программ обучения, воспитания, а также медицинского, психолого-педагогического, социально-правового сопровождения образовательного процесса.

В педагогических исследованиях проектирование рассматривается как вид педагогической деятельности, способствующей модернизации образовательного процесса в конкретных условиях, и преодолевающий разрыв между научно-теоретическим и конструктивно-техническим направлениями исследования (В. В. Краевский). Опора на проектный подход позволяет разработать алгоритм организации деятельности по сохранению здоровья учащихся с учетом особенностей образовательного учреждения. С другой стороны, именно педагогическое проектирование аккумулирует множество умений необходимых педагогу для эффективной организации здоровьесберегающего образовательного процесса. Организационно-управленческий аспект проектирования позволяет оптимально распределить функциональные обязанности и ответственность участников педагогического процесса в соответствии с целями и задачами проекта. Практико-ориентированный потенциал проектного подхода позволяет использовать его возможности в процессе обновления образовательных систем и совершенствования педагогического образования

Для объединения усилий всех участников образовательного процесса и принятия управленческих решений в МОУ «Майская гимназия» на протяжении 2-х лет реализуется комплексно-целевая программа валеологизации образовательного процесса. Анализ состояния здоровья школьников в 2006-2007 учебном году подтвердил актуальность реализации данной программы. Было выявлено, что хронические заболевания при поступлении в 1-й класс имеют 6,5% детей, хронические заболевания при переходе в 5-й класс имеют 8,6% детей, хроническими заболеваниями при выпуске из 9 класса страдают 7% подростков, хроническими заболеваниями при выпуске из 11 класса страдают 7,7% подростков. Бесспорно, что успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу. В дальнейшем, не менее важна и правильная организация учебной деятельности: строгое соблюдение режима школьных занятий, построение урока с учетом возрастных особенностей детей, обязательного выполнения гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка.

Мы рассматриваем здоровьесберегающий образовательный процесс в школе как специально организованное взаимодействие педагогов и учащихся, направленное на целостное развитие формирующейся личности, обеспечивающее сохранение здоровья ребенка при решении учебных, воспитательных и развивающих задач. При этом здоровье школьника рассматривается не только как цель, содержание и результат образовательного процесса, но и как критерий оценки качества и эффективности педагогической деятельности. Идея проектирования здоровьесберегающего образовательного процесса в школе предполагает создание условий и разработку комплекса мер по изменению всех компонентов образовательного процесса с позиции сохранения здоровья учащихся. Проектирование здоровьесберегающего образовательного процесса в школе представляет собой деятельность по внедрению здоровьесберегающей модели образовательного процесса в педагогическую практику.

Реализация здоровьесберегающего образовательного процесса предполагает:



  • соответствие программ, форм и методов обучения возрастным особенностям школьников;

  • вариативность форм и методов обучения;

  • оптимальное сочетание двигательной и статической нагрузок;

  • создание благоприятной (психологической, вербальной, эмоциональной, поведенческой) среды в школе;

  • внедрение развивающих технологий обучения;

  • методическое превалирование исследовательских, проблемно-поисковых методов в обучении;

  • создание условий для успешности в обучении каждого ученика вне зависимости от его уровня обученности («педагогика успеха»);

  • создание условий для развития физических и интеллектуальных резервов организма ребенка с целью формирования гармонично развитой личности;

  • разработка критериев и динамический мониторинг эффективности образовательного процесса.

Овладению и применению учителями школы приемами здоровьесберегающей деятельности в учебном процессе способствовало предусмотренное планом школы повышение квалификации педагогического коллектива по вопросам содействия здоровью и обучению здоровому образу жизни:

  • семинары «Роль здоровьесберегающих образовательных технологий в модернизации российского образования», «Здоровье учителя в образовательном процессе», «Современные методы оценивания знаний», «Профилактика и преодоление неуспеваемости учащихся», «Дозирование домашнего задания»;

  • педсоветы «Реализация принципов здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе», «Состояние здоровья и формирование навыков здорового образа жизни школьников», «Здоровьесберегающий потенциал учебных предметов».

Анализ затруднений и положительного опыта учителей в проектировании здоровьесберегающего образовательного процесса на уроке выявил положительные изменения в деятельности педагогов:



Формы и методы работы, применяемые на практике

2005-2006 г.

2006-2007г.

Группы здоровьесберегающих технологий

25%

65%

Здоровьесберегающий потенциал содержания преподаваемого предмета

54%

78%

Санитарно-гигиенические нормы организации учебного процесса

100%

100%

Возрастные особенности учащихся

80%

93%

Особенности классного коллектива

85%

87%

Активные формы и методы обучения

73%

85%

Дифференцированный подход в обучении

80%

85%

Способы снятия мышечного и зрительного напряжения на уроке

85%

96%

Приемы психоэмоциональной разрядки

72%

84%

В 2006-2007 учебном году в МОУ «Майская гимназия» была продолжена экспериментальная работа по проектированию здоровьесберегающего образовательного процесса с целью создания организационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиенических условий обучения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья обучающихся. В ходе эксперимента педагогами осваиваются современные технологии и методы деятельности, сберегающие здоровье учащихся; организована работа психолога, логопеда, медработника для своевременной профилактики психологического и физиологического состояний учащихся; ведется обучение школьников здоровью; отслеживается санитарно-гигеническое состояние гимназии. В рамках эксперимента в течение 2006-2007 учебного года была проведена следующая работа:



Диагностическая:

  • мониторинг состояния здоровья детей;

  • логопедическое обследование младших школьников;

  • психодиагностика процесса адаптации к школе учащихся 1-х, 5-х классов.

Коррекционно-профилактическая:

  • массовые мероприятия по профилактике гиподинамии – утренняя заряда для учащихся 1-7 классов, спортивные соревнования по различным видам спорта, Дни здоровья;

  • занятия по формированию психологического здоровья «Развитие навыков общения и эффективного взаимодействия», «Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями», «Развитие навыков стрессоустойчивости и саморегуляции»;

  • беседы медицинских работников «Профилактика инфекционных заболеваний», «Вред никотина» и др.

  • логопедическая коррекция – занятия по речевым группам (групповые и индивидуальные).

  • психокоррекционная работа социального педагога с трудными подростками;

  • сотрудничество с клубом правовых знаний «Я и закон» ДК п. Майский (встречи на темы: «Все начинается с малого», «От правонарушения до преступления один шаг», «Предупреждение, профилактика и борьба с венерическими заболеваниями»;

  • кинолекторий с антинаркотической направленности «Время жить».

Образовательно-просветительская:

для учащихся:

  • факультативные курсы «Культура здоровья» (7-8 классы);

  • уроки здоровья с участием родителей-медиков;

для родителей:

  • лектории «Психологические особенности первоклассников» (1-2 классы),

  • «Поиск ключа к здоровью ребенка» (3-4 классы), «Подростковая депрессия» (7-8 классы), «Проблема наркомании. Не пытайтесь справиться в одиночку» (9- 11 классы);

  • консультации и индивидуальные беседы психолога и социального педагога по проблемам возрастной психологии и психологии образования.

Здоровьесберегающие технологии внедряются в жизнь школы также через программы и содержание дополнительного образования. В гимназии работают спортивные секции, театральный и танцевальный кружок, проводятся занятия музыкальной школы. Участие детей в спортивных мероприятиях, конкурсах, походах и экскурсиях реализуется во внеурочное время и вносит существенный вклад в образовательный процесс, воспитание и оздоровление учащихся. Своеобразие дополнительного образования заключается в том, что кроме задачи гармоничного развития личности, оно несет в себе обязательный оздоровительный эффект, а также способствует социальной адаптации ребенка в современном обществе.

В гимназии постепенно выстраивается система валеологизации, гуманизации учебно-воспитательного процесса. Педагогическим коллективом ведется постоянная работа по формированию у каждого ученика системы жизненных ценностей, в которой здоровье стоит не на последнем месте. Забота о счастливом, состоявшемся будущем в долгой жизни каждого ученика – вот основа здоровьесберегающего образовательного процесса, в котором комфортно всем – ученикам, педагогам, родителям.



Культурологический и технологический подходы как условие успешности инновационных процессов в системе образования
Савина Н.М., старший преподаватель

кафедры управления образовательными

системами БелРИПКППС

Категория «культура» привлекала и привлекает исследователей глубиной содержания и эвристической значимостью. Широта охватываемых общественных явлений вызывает особый эффект закрепления за этим понятием множества смысловых оттенков, что, в свою очередь, накладывает свой отпечаток на понимание и употребление этого термина.

Тесное взаимодействие культуры и образования в процессе развития человека есть одно из важнейших условий его целостности, способности адаптироваться к противоречивым условиям бытия и противостоять негативным воздействиям среды, опираясь на духовную культуру личности.

Слово «культура» - латинского происхождения (возделывание, обрабатывание), но в немецкой философии прошлого века смысл этого слова был максимально приближен к слову «образование».

Смысл культуры как образования, согласно Гадамеру, окончательно закрепляется в гегелевской философии. Для Гегеля образование - «подъем ко всеобщности», «общая сущность человеческого образования состоит в том, что человек делает себя во всех отношениях духовным существом».

Связь культуры и образования подчеркивается крупнейшими российскими учеными - философами и культурологами.

«Если вспомнить классическое представление о культуре, как о возделывании, культивировании, то прямой задачей системы образования является эта идея культивирования, возделывания... Человек в процессе социализации и инкультурации должен овладеть системой навыков, умений, связанных с творчеством, способностью к обновлению, подключению к новым массивам информации. Современный человек должен быть ориентирован на общечеловеческий характер современной культуры» [2, 92].

Методы культурологии позволяют взглянуть на образовательный процесс как на существенную составную часть общего развития всей человеческой культуры.

Образование, с точки зрения культурологии, социальный институт, посредством которого осуществляется передача культурного наследия (профессиональных знаний и умений, нравственных ценностей и др.) от одного поколения к другому [14, 348].

Таким образом, функцией образовательной системы является воспроизводство культуры. Институт образования как феномен культуры есть посредник между индивидом и социумом в передаче, закреплении и сохранении значимых для культуры смыслов.

Культурологический подход прослеживается также в трактовке целей и задач образования ведущими отечественными педагогами и философами на рубеже XIX-XX вв. С.И. Гессен, провозглашая примат духовных ценностей, ценностей культуры, рассматривал образование как культуру личности, как процесс приобщения человека к культурным ценностям науки, искусства, религии, нравственности и др. Диалектика образовательного процесса виделась ему в виде передачи новому поколению готового культурного содержания, служащего побудительным импульсом к выработке своего собственного содержания культуры [3, 378].

В таком подходе С.И. Гессена для нас важно то, что образование рассматривается как культура личности, а обучающее поколение не только как будущий носитель состоявшихся культурных ценностей, но и как творец нового содержания культуры.

П.Ф. Каптерев утверждал, что важнейшая задача образовательного процесса - помочь детям овладеть созданным человечеством культурным достоянием. Только тогда образование станет эффективным, подчеркивал Каптерев, когда в основу его будут положены опирающиеся на науку представления о путях формирования человека, механизмах усвоения культуры [5, 39].

В публикациях советских и российских ученых 80-90-х г.г. явственно прослеживается взгляд на образование в контексте культуры, понимание функций образования как ретранслятора культурных ценностей поколениям [4, 101-102].

В текущем десятилетии наблюдается расширение подходов к рассмотрению проблемы задач образования. Так, И.П. Подласый утверждал, что одной из главных задач школы является удовлетворение национально-культурных потребностей населения [12, 144]. B.C. Леднев выделяет следующие основные функции образования: образование как средство передачи общей культуры последующим поколениям и средство всестороннего развития личности [10, 59]. Однако, несмотря на наличие вышеизложенных точек зрения на образование в контексте культуры, нам представляется необходимым обратить внимание на следующий факт: культуросообразующий характер содержания образования отнюдь не является превалирующим. Подобную точку зрения встречаем также у В.Д. Шадрикова: взгляд на образование, а точнее его содержание, в контексте культуры не является само собой разумеющимся, потому что система формального образования, функционируя в контексте традиционных социальных институтов, воспроизводивших устоявшуюся систему культурных ценностей и норм, в течение столетий концентрировала свою деятельность преимущественно на передаче знаний, а также высокой, т.е. рефлексивной культуры - литературы, искусства, философии, технологии [15, 105]. Российское школьное образование также сохраняло преобладание знаниецентристского подхода над его культуросообразующим характером, и только разрушение традиционного общества с его естественными механизмами социокультурного исследования в полный рост поставило проблему универсальной культурной миссии школы как гаранта преемственности поколений и сохранности тех достижений и норм цивилизации, которые образуют жизненный мир реального человека [15, 106]. Образование, по мнению В.Д. Шадрикова, из способа просвещения индивида должно быть претворено в механизм развития культуры, формирования образа мира и человека в нем [15, 103].

В соответствии с вышеизложенным нами сформулировано следующее определение: образование - способ вхождения человека в целостное бытие культуры. Содержание образования должно носить культурообразующий характер и быть направлено на приобщение ученика к культуре. Личность обучающегося следует рассматривать в качестве субъекта культуры, являющегося не только ее потребителем, но также носителем и творцом культурных ценностей.

Формируя задачи образования, необходимо наряду с другими аспектами учитывать, что оно призвано способствовать интеграции личности в национальную, общероссийскую и мировую культуру. Мы рассматриваем образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения, реализуемый в едином федеральном культурном и образовательном пространстве.

Содержание образования носит культурообразующий характер и направлено на приобщение ученика к этнической, российской и мировой культуре; формирование общей культуры личности, создание условий для ее культурного самоопределения.

Задачами образования являются:


  • овладение учеником общей культурой, адекватной мировому уровню;

  • интеграция личности в национальную, общероссийскую и мировую культуру.

Итак, нам представляется, что в нынешней культурно-образовательной ситуации необходимо дальнейшее формирование культурологического подхода к проблеме развития системы образования. Только такой подход будет способствовать возрождению культуросообразующего статуса российского образования.

Новаторство и традиции - две взаимосвязанные стороны развития культуры, характеризующие наличие в них как устойчивых, так и противоречивых моментов. Так, традиция является характеристикой стабильности, устойчивости, инерционности в культуре. Благодаря традиции человечество усваивает культурный опыт поколений путем воспроизводства идей, ценностей, способов мировосприятия и др. Система традиций отражает целостность общественного организма.

С другой стороны, культура не может существовать, не обновляясь. Творчество, изменение являются другой стороной развития общества. Универсальной характеристикой любой культуры является единство традиции и новации. Интенсификация социокультурных перемен привела к несоответствию между развитием образования и общим уровнем социального, культурного пространства жизнедеятельности личности. В нынешней ситуации функционирование системы образования возможно лишь при условии развития в нем инновационных процессов.

Понятие «инновация» (лат. in - в, novus - новый) трактуется как нововведение. А.И. Пригожину принадлежит следующее определение нововведения: нововведение выступает как форма управляемого развития и есть такое целенаправленное изменение, которое вносит в среду внедрения новые, относительно стабильные элементы. Последние могут быть чисто материальными или социальными, но каждый из них сам по себе представляет лишь новшество, т.е. предмет нововведения. Нововведение же - процесс, т.е. переход некоторой системы из одного состояния в другое. Соответственно - предмет инноватики - это создание, распространение разного типа новшеств.

Исследователь нововведений Н.И.Лапин отмечает, что уже этимология слова «нововведение» (innovation) указывает на то, что оно означает «введение», т.е. создание и использование какого-либо новшества. (Конкретно речь идет о тех новшествах, которые возникают в ответ на определенную общественную потребность). Однако Н.И. Лапин отмечает, что нововведение и новшество - отнюдь не идентичные понятия. Нововведение является более широким определением, оно означает процесс создания и использования новшества.

Интересное, хотя и не бесспорное, толкование термина «innovatio» (инновация) - нововведение предлагал А.А. Пинский. Позволим себе привести его полностью: «Для современного сознания весьма значимой оказалась семантическая тонкость - удачное сопряжение в слове двух моментов: появление, творение нового, как такового, и одновременно его реализация, осуществление. Действительно, с одной стороны, откуда и как в мире возникает новое? (из интуиции? из духа? из чистого творчества?.. - этот вечный философский вопрос всегда притягивал к себе мысль человека, никогда не был исчерпан). С другой стороны, латинская приставка - in - подчеркивает практическую, чуть ли не технологическую сторону реализации этого идеального и загадочного нового (оттенок практической будничности хорошо ощущается и в русском эквиваленте - нововведение), причем не само по себе, а в уже существующей действительности и в ее ранее оформленных культурных рамках и контекстах. Может быть, именно гармоничная сбалансированность в семантике слова инновация, указанных двух фундаментальных моментов - дух и материя, теория и практика, творческое и технологическое, новое и старое и т.п., - начинает все глубже ощущаться нами как нечто важное перед лицом насущных проблем нашего времени?».

В итоге нововведения выступают в качестве центрального связующего звена между различными формами и типами деятельности. Они возникают на почве непосредственной инновационной деятельности, организуют ее и, в свою очередь, служат почвой для институционализированных процессов изменения, таких, как научно-технический прогресс, социальное и культурное развитие.

Развитие образовательных процессов в современном обществе, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов, результаты психолого-педагогических исследований постоянно требуют обобщения и систематизации. Образование - это способ вхождения человека в целостное бытие культуры; оно является сложным социальным организмом, «главные функции которого - воспроизводство опыта, накопленного в культуре, и создание условий для его целенаправленного изменения. В современном обществе «быстрого» развития возрастает роль новых технологий и потребность в системе образования, способной ответить на вызов все возрастающего ускорения. Одно из средств решения этих проблем — технологический подход, применение понятия «технология» к сфере образования.

Технологический подход к обучению – предусматривает точное инструментальное управление учебным процессом и гарантированное достижение поставленных учебных целей. Наиболее общая, метапредметная трактовка этого понятия применимая к процессам воспитания состоит в том, что технология представляет научно и/или практически обоснованную систему деятельности, применяемую человеком в целях преобразования окружающей среды, производства материальных или духовных ценностей.

В научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют разночтения, среди которых можно выделить четыре позиции.

1. Педагогические технологии как средство, т.е. как производство и применение методического инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО для учебного процесса (В. Бухвалов, В. Паламарчук, Б.Т. Лихачёв, С.А. Смирнов, Н.Б. Крылова, Р. де Киффер, М. Мейер).

2. Вторую позицию представляют В.П. Беспалько, И.А. Зязюн, М.А. Чошанов, В.А. Сластёнин, В.М. Монахов, А.М. Кушнир, Б. Скиннер, С. Гибсон, Т. Сакамото и др. Они считают, что педагогическая технология — это процесс коммуникации {способ, модель, техника выполнения учебных задач), основанный на определённом алгоритме, программе, системе взаимодействия участников педагогического процесса.

3. Представители третьей позиции (П.И. Пидкасистый, В.В. Гузеев, М. Эраут, Р. Кауфман, С. Ведемёйер) рассматривают педагогическую технологию как обширную область знания, опирающуюся на данные социальных, управленческих и естественных наук.

Образовательная технология — это система, включающая представление об исходных данных и планируемых результатах обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, набор моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для конкретных условий (В. В. Гузеев).

Эта позиция требует от технологии однозначной детерминации, гарантированности результатов (пусть даже в области вероятностных характеристик).

4. Четвёртая позиция представляет многоаспектный подход и предлагает рассматривать педагогические (образовательные) технологии как многомерный процесс (М.В. Кларин, В.В. Давыдов, Г.К. Селевко, Д. Финн, К.М. Силбер, П. Митчел, Р. Томас).

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

Педагогическая технология есть комплексный интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающий все аспекты усвоения знаний (К.Н. Силбер).

Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Педагогическая (образовательная) технология — это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко).

Технологический подход в производственной сфере — представление производственных процессов как технологий — стал неотъемлемой чертой современного материального производства. Он выступает как концентрированное выражение достигнутого уровня развития, внедрения научных достижений в практику, важнейший показатель высокого профессионализма деятельности.

Технологическая революция обусловила проникновение технологизации и в сферу социальных процессов и явлений, породила надежду на возможность управлять сложными социальными, в частности педагогическими, процессами и системами.

Применение технологического подхода и термина «технология» к социальным процессам, к области духовного производства — образованию, культуре — это явление, новое для социальной действительности. Стоит отметить, что выполнение всех культурологических функций системы образования, внедрение инноваций будет носить более продуктивный характер, если в практической педагогической деятельности будет применяться технологическая последовательность, целостность, системность, нацеленность на результат. Таким образом, становится очевидным, что в нынешней культурно-образовательной ситуации необходимо дальнейшее формирование не только культурологического подхода к проблеме развития инновационных процессов в системе образования, но и внедрение технологического подхода, так как синтез двух подходов является гарантией успешности инновационных преобразований.

Литература



  1. Ангеловски К. Учителя и инновации. - М., 1991.

  2. Гадамер X. - Г. Истина и метод. - М., 1988.

  3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М., 1995.

  4. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. /Под ред. М.Н. Скаткина. - М., 1982.

  5. Каптерев П.Ф. О природе детей. - СПб.,-1998.

  6. Культура, культурология, образование. Материалы «Круглого стола». //Вопросы философии. - 1997. - №2.

  7. Культурология в вопросах и ответах. Под ред. Г.В.Драча. - Ростов-на-Дону, 1997.

  8. Лапин Н.И. Актуальные проблемы исследования нововведений. /В сб.: Социальные факторы нововведений в организационных системах. - М., 1980.

  9. Лапин Н.И., Пригожин А.И., Сазонов Б.В., Толстой B.C. Нововведения в организациях. В сб.: Структура инновационного процесса. - М., 1981.

  10. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - М., 1991.

  11. Пинский А.А. К московскому Положению о культурно-образовательных инициативах и инновационных школах. //Лицейское и гимназическое образование. -1997. - №1.

  12. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1996.

  13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – И.: Народное образование, 1998.

  14. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону., 1997.

  15. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательная политика. - М., 1993.

  16. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. - М., 1991.



Методическое сопровождение образовательного процесса базовых школ
Г.А. Белова, заведующая РМК

управления образования администрации

муниципального района

«Новооскольский район», к.п.н.

Совершенствование методической службы Министерством образования и руководством области рассматривается как условие успеха модернизации образования в целом. В соответствии с программой модернизации образования с сентября 2006-2007 учебного года школы района перешли на новый базисный учебный план, новые образовательные стандарты, в течение учебного года реализовывалась предпрофильная подготовка и профильное обучение школьников. Несколько лет осваивается новая форма контроля качества знаний (ЕГЭ в 11 классах и новая форма итоговой аттестации в 9 классах), с января 2007 года начался переход на новую систему оплаты труда.

Основным переломным этапом в развитии образования области, на мой взгляд, стало участие нашего региона в Приоритетном национальном проекте «Образование», и победа Белгородской области в конкурсе грантов субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования. На основании областной программы модернизации образования в нашем районе был разработан ряд документов, которые определили перспективы дальнейшего развития системы образования района. Это постановления главы Новооскольского района №465 от 25.06.2007 «Об основных направлениях комплексного проекта модернизации системы образования Новооскольского района», № 596 от 16.08.2007 «Об утверждении муниципальных программ «Школьный автобус», «Развитие материальной базы общеобразовательных учреждений района», «Развитие сети общеобразовательных учреждений района».

Деятельность методической службы в контексте названных системных изменений в образовании тоже начала меняться. Основными документами, которыми руководствуется в своей работе РМК, являются программа развития методической службы района и план работы методического кабинета на учебный год. Программа развития была разработана в 2006 году, план работы на 2007-2008 учебный год – в июне-июле 2007 года, т.е. до момента утверждения новой сети общеобразовательных учреждений района. По этой причине и в целях эффективного методического сопровождения образовательного процесса в обновленной сети, организации деятельности базовых школ в сентябре 2007 года районный методический кабинет провел ряд мероприятий по активизации методической работы.

Основным этапом в этом направлении стала разработка новой структуры методической сети района. Если до этого на основании приказа отдела образования администрации Новооскольского района № 238 от 20 сентября 2000 года «О создании методической сети в районе, организации работы ТОМОШ» территориальные организационные методические объединения школ (ТОМОШ) функционировали на базе 6 общеобразовательных учреждений района (МОУ «СОШ № 1 с углубленным изучением отдельных предметов г. Нового Оскола», МОУ «СОШ № 2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Нового Оскола», МОУ «СОШ № 3 г. Нового Оскола», МОУ «СОШ № 4 г. Нового Оскола», МОУ «Великомихайловская СОШ», МОУ «Беломестненская СОШ»), то в связи с новой сетью базовых школ были изменены опорные школы по методической работе педагогов. Мы пришли к выводу, что государственная поддержка базовых (опорных) позволит пополнить учебно-материальную базу кабинетов. Уже приобретены автоматизированные рабочие места учителя, интерактивные доски, мультимедийные проекторы, новые современные компьютерные классы, лингафонные кабинеты. Второй год на базе опорных школ реализуются программы профильного уровня в классах физико-математического, химико-биологического, социально-гуманитарного, социально-экономического профилей. Педагоги, работающие в таких классах, прошли курсовую подготовку по организации профильного обучения школьников, имеют высшую или первую квалификационные категории. Таким образом, именно базовая школа в будущем способна обеспечить качественно высокий уровень образования учащихся, при этом больше возможностей для реализации новых технологий будет у педагогов именно базовых (опорных) школ.

По программе развития сети общеобразовательных учреждений района базовыми (опорными) школами обозначены МОУ «СОШ № 2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Нового Оскола», МОУ «СОШ № 3 г. Нового Оскола», МОУ «Великомихайловская СОШ», МОУ «Старобезгинская СОШ», т.е. из ранее работавших в режиме ТОМОШ только 3 учреждения сохранят возможность реализации профильного обучения и полноценного образования на третьей образовательной ступени, а одна школа (Старобезгинская) только с этого учебного года влилась в число базовых. По этой причине был подготовлен приказ по управлению образования № 317 от 17.09.2007 «О реорганизации ТОМОШ», согласно которому упразднены ТОМОШ на базе МОУ «СОШ № 1 с углубленным изучением отдельных предметов г. Нового Оскола», МОУ «СОШ № 4 г. Нового Оскола», МОУ «Беломестненская СОШ», утверждены в качестве базовых (опорных) школ по методической работе 4 общеобразовательные учреждения района, являющиеся базовыми школами профильного обучения в рамках реализации комплексного проекта модернизации системы образования Новооскольского района, и закреплены общеобразовательные учреждения района за базовыми школами.

Необходимо отметить, что при разработке этого документа мы основывались на утвержденной карте взаимодействия школ в рамках профильного обучения (приложение). Школы, которые планируется сделать филиалами или включить в ассоциации с базовыми школами, стали кустовыми. Самостоятельные начальные общеобразовательные школы были отнесены к кустовым по территориальному закреплению на карте за базовыми школами, так как и они имеют право пользоваться кадровыми, учебно-материальными ресурсами опорной школы на договорной основе.

Таким образом, данный приказ послужил отправной точкой для начала работы обновленной методической сети района. Следующим этапом по активизации методической работы в новых условиях стало планирование работы ТОМОШ на базе опорных школ. Так как именно эти школы являются профильными школами в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования, то основным документом перспективного планирования деятельности должны стать программы развития на период с 2007 по 2009 годы, отражающие переход общеобразовательного учреждения в базовую школу или ресурсный центр и определяющие все стратегические направления работы педагогического коллектива, в том числе и методическое сопровождение образовательного процесса.

Так как планирование ТОМОШ осуществлялось по ранее существовавшей структуре методической сети, то после её обновления и перераспределения так называемых кустовых школ, возникла необходимость скорректировать планирование территориальных методических объединений педагогов и ТОМОШ в целом. При этом районной методической службой было рекомендовано при планировании акцентировать внимание на таких направлениях модернизации, как подготовка к итоговой аттестации в форме ЕГЭ в 11 классе и в новой форме в 9 классе, организация предпрофильной подготовки учащихся, так как именно от сотрудничества с кустовыми школами зависит количество детей в профильных 10 классах базовых школ. Поэтому эти два направления было принято решение выделить в отдельные планы.

В рамках предпрофильной подготовки мы не ограничиваемся экскурсиями по кабинетам, преимущество за совместными мероприятиями для учащихся 9 классов кустовых и базовой школы, на которых школьники сами смогут поработать с лабораторным оборудованием, компьютерами, пообщаться с учителем в рамках учебного и внеклассного занятия. Такие формы работы способствуют сглаживанию границ между школами, делают базовую школу открытой и доступной, меняют стереотипы как детей, так и родителей, а также смогут поднять престиж профильного обучения и повысить количество обучающихся в профильных классах.

Работа РМК на данном этапе организовывалась через заседание районного методического совета, на котором была проанализирована деятельность методической службы в прошедшем 2006-2007 учебном году, спланированы задачи на новый 2007-2008 учебный год, а также проанализировано содержание образования в школах района в 2007-2008 учебном году. Проекты решения заседания методического совета отражают всю деятельность по организации методической работы в базовых школах и взаимодействия их с кустовыми школами, поэтому привожу их в качестве примера.

Проект

постановления районного методического совета по вопросу «Об итогах работы методической службы района в 2006-2007 учебном году. План работы методической службы на 2007-2008 учебный год», 18.09.2007

1. Одобрить план работы РМК на 2007-2008 учебный год.

2. Организовать методическую работу в 2007-2008 учебном году на базе опорных школ по методической работе, являющиеся базовыми школами профильного обучения в рамках реализации комплексного проекта модернизации системы образования Новооскольского района: МОУ «СОШ № 2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Нового Оскола», МОУ «СОШ № 3 г. Нового Оскола», МОУ «Великомихайловская СОШ», МОУ «Старобезгинская СОШ».

3. Руководителям базовых школ профильного обучения в рамках реализации комплексного проекта модернизации системы образования Новооскольского района МОУ «СОШ № 2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Нового Оскола», МОУ «СОШ № 3 г. Нового Оскола», МОУ «Великомихайловская СОШ», МОУ «Старобезгинская СОШ»:

3.1. В срок до 15 октября 2007 года разработать программы развития учреждения на период 2007-2009 годы.

3.2. В срок до 1 октября 2007 года разработать план организации предпрофильной подготовки учащихся в рамках ТОМОШ.

3.3. В срок до 1 октября 2007 года разработать план подготовки учащихся к итоговой аттестации школьников в рамках ТОМОШ.

4. О выполнении данного постановления и о работе по намеченным программам информировать Совет управления образования в июне 2008 года.

5. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заведующую РМК Г.А. Белову.

Проект

постановления районного методического совета по вопросу «Об итогах анализа содержания образования в 2007-2008 учебном году», 18.09.2007

1. Информацию заведующей РМК Г.А. Беловой принять к сведению.

2. Руководителям школ района:

2.1. Оптимизировать работу по профессиональному самоопределению обучающихся 9 классов.

2.2. В срок до 1 октября разработать план работы по взаимодействию с базовой школой по профессиональному самоопределению обучающихся 9 классов.

2.3. Проанализировать план работы школы по профессиональному самоопределению выпускников 9 классов и скорректировать его с учетом оптимизации работы с родителями, с учащимися.

2.4. При необходимости объединить школьный план работы школы по профессиональному самоопределению выпускников 9 классов с планом работы по взаимодействию с базовой школой по профессиональному самоопределению обучающихся.

2.5. Повысить персональную ответственность за содержанием образовательной программы школы с целью сохранения преемственности в реализации УМК, недопущения случаев незавершенности программы по какому-либо предмету.

2.6. В срок до 1 января 2008 года проанализировать содержание образования на 2008-2009 учебный год с целью составления заказа на учебную литературу, обсудить данный вопрос в коллективе.

3. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заведующую РМК Г.А. Белову.

Еще одно направление методического сопровождения образовательного процесса базовых (опорных) школ – это распространение опыта работы этих учреждений. Здесь необходимо отметить, что с деятельностью школ мы знакомим на районных семинарах, через публикации в районной газете «Вперед», издание буклетов и брошюр в РМК. Например, уже два года подряд на августовских секциях руководителей и заместителей директоров школ района с анализом инновационной деятельности учреждения выступают заместители директора по научной, по учебной работе школ, ставших победителями в рамках ПНПО, они же являются базовыми школами: в 2006 году – МОУ «СОШ № 2 с углубленным изучением отдельных предметов г. Нового Оскола», в 2007 году – МОУ «СОШ № 3 г. Нового Оскола». К секциям РМК подготовил и раздал каждой школе района в виде брошюр программы развития школ, буклеты.

На базе опорных по методической работе школ проводятся районные семинары для педагогов различных категорий, в том числе и для администрации учреждений. В ноябре 2006 года на базе средней школы № 2 состоялся районный семинар для заместителей директоров по учебной работе по теме «Организация предпрофильного и профильного обучения школьников», в августе 2007 года – зональный семинар для руководителей средних школ Алексеевского, Корочанского, Волоконовского районов по теме «Управление общеобразовательным учреждением в условиях реализации комплексного проекта модернизации образования Белгородской области», в октябре 2007 года – районный семинар для заместителей директоров по учебной работе на базе Великомихайловской средней школы по теме «Управление процессом развития методической работы в школе», в октябре 2007 года – районный семинар для заместителей директоров по воспитательной работе на базе средней школы № 3 по теме «Мониторинг качества воспитательного процесса».

Подводить какие-либо итоги пока еще рано, так как работа по методическому сопровождению образовательного процесса базовых (опорных) школ только начинается. Но, по моему мнению, районной методической службе именно на базе этих школ необходимо отрабатывать новые учебные, воспитательные технологии, апробировать учебно-методические комплекты, внедрять опытно-экспериментальные программы, так как и оптимальные условия базовой школы, и большая численность учащихся таких учреждений способствуют более высокой эффективности осваиваемых инноваций.

Организация и содержание методической работы в опорной школе
Бовкунова О.В., методист кабинета

руководящих кадров Бел РИПКППС

Опорная школа является центром научно-методической работы с педагогическими кадрами по изучению инноваций в системе образования и служит учебной базой для группы закрепленных общеобразовательных учреждений (куста). Опорная школа создается на базе общеобразовательного учреждения с целью распространения опыта и оказания методической помощи общеобразовательным учреждениям района (города) по приоритетным направлениям развития системы образования.

Основными задачами методической работы в опорной школе являются:

- апробация на своей учебной базе новых образовательных технологий и адаптация их к условиям педагогической практики;

- организация учебы учителей, руководителей школ и их заместителей, руководителей предметных методических объединений педагогов, руководителей творческих групп, психологов, социальных педагогов по использованию в практике новейших достижений педагогической науки, овладению актуальным педагогическим опытом, новаторским методам обучения и воспитания, навыкам управления в условиях модернизации системы образования;

- формирование и распространение актуального педагогического опыта по перспективным направлениям развития образования.

Необходимыми условиями в организации и содержании работы опорной школы следует считать: формирование нормативно-правовой базы по методической работе с педагогическими кадрами; установление партнерских отношений с другими опорными школами, учебными заведениями, предприятиями, организациями; укрепление контактов с научно-методическими кабинетами (центрами), отдельными учеными, сотрудниками БелРИПКППС.

В опорной школе всю методическую работу организует и возглавляет межшкольный методический совет.



Межшкольный методический совет – это общественное объединение, орган самоуправления педагогов близлежащих школ. Цель межшкольного методического совета – способствовать совершенствованию профессионального мастерства педагогов, росту их творческого потенциала.

Межшкольный методический совет выполняет следующие функции:

- составляет перспективный и ежегодный план методической работы;

- рассматривает тематику заседаний межшкольных педагогических советов, межшкольных методических объединений педагогов, творческих групп и других подразделений методической работы;

- заслушивает отчеты межшкольных методических объединений о работе, обсуждает программы, результаты проведенных исследований, этапы экспериментов, использование новых педагогических, информационно-коммуникационных технологий, ведение элективных курсов, изучает спрос педагогов на методический сервис, проводит диагностику педагогического творчества учителей;

- утверждает руководителей межшкольных методических объединений;

- рассматривает рекомендации, представленные межшкольными методическими объединениями или отдельными педагогами;

- рассматривает, утверждает, обобщает и пропагандирует актуальный педагогический опыт;

- планирует семинары, практикумы, деловые игры, мастер-классы, конкурсы, обмен опытом, и другие активные формы работы с педагогами, организует их подготовку и проведение.

В состав межшкольного методического совета входят представители от каждой школы: руководители методических объединений, творческих групп во главе с заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе, психолог, социальный педагог, лучшие учителя.

Заседания межшкольного методического совета проводятся не реже одного раза в четверть в соответствии с годовым планированием. В своей работе совет ориентируется на единую методическую тему и подотчетен высшему органу – конференции.

В информационно-методическом кабинете опорной школы хранится накопленный материал по методической работе педагогов (доклады, рефераты, сообщения, разработки уроков и внеклассных мероприятий, исследовательские, проектные работы, диагностический материал, рекомендации, издания педагогов и др.)

Члены межшкольного методического совета систематически оказывают методическую помощь учителям, молодым педагогам, посещают уроки, помогают отслеживать этапы эксперимента, дают рекомендации по обновлению содержания образования, способствуют внедрению новых педагогических технологий в учебный процесс.

Межшкольный методический совет тесно сотрудничает с районным (городским) методическим кабинетом (центром), согласует свое планирование и содержание работы. В свою очередь руководитель ММС, методисты методического кабинета (центра) постоянно оказывают методическую помощь педагогам, организуют выезды, консультации, семинары, помощь молодым педагогам, руководителям МО.

Опорная школа организует работу с руководителями методических объединений, лабораторий, творческих групп по овладению ими системой методической работы, умениями формировать и реализовывать обучающие программы, соответствующие государственным стандартам, а также запросам и потребностям общества и личности.

Формами работы с учителями, руководителями школ, межшкольных и школьных методических объединений, творческих групп могут быть: семинары, практикумы, тренинги, деловые игры, турниры, студии и клубы по интересам, кружки качества, опытные площадки, экспедиции, курсы, индивидуальные и групповые консультации, практический показ передового педагогического опыта через систему мастер-классов, внеклассных мероприятий, конкурсов, методических выставок, единых методических дней и недель, занятий школ передового педагогического опыта, молодого учителя и др.

Рекомендуется проведение новой формы работы с педагогами фестиваля идей и инноваций в области образования, который сможет помочь педагогической общественности сориентироваться в многообразии мультимедийных учебных средств и каким образом можно эффективно использовать их в процессе урока. Фестиваль предусматривает изучение опыта учителей в области использования современных педагогических технологий, формирование коллекций инновационных педагогических идей, внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательную практику.

Нормой методической деятельности в опорной школе должно стать систематическое проведение диагностики информационных профессиональных потребностей педагогов. Анализ результатов диагностики позволит выявить затруднения учителей, определить основные направления в содержании методической работы.

Опорная школа организует и проводит работу по повышению профессионального уровня педагогических работников близлежащих школ. С этой целью в опорной школе разрабатываются и доводятся до сведения всех близлежащих школ куста графики открытых учебных занятий (уроков, лекций, семинаров, практикумов, консультаций, зачетов, общественных смотров знаний, мастер-классов, конкурсов педагогического мастерства, отчетов и др.), внеклассных мероприятий с указанием класса, темы, методической цели, даты и времени проведения, фамилии учителя; групповых (тематических) и индивидуальных консультаций с указанием даты и времени проведения, а также перечень семинаров, семинаров-практикумов, постоянно-действующих семинаров, научно-практических конференций, творческих отчетов учителей.

Приоритетный национальный проект «Образование» стал основой системных изменений, совершенствования образования в регионе. Участие в данном проекте дает каждой школе и каждому педагогу широкие возможности для движения вперед, способствует повышению внимания к образовательному учреждению со стороны социальных партнеров, позволяет спланировать и реализовать новые социально значимые проекты. Возрастает актуальность и значимость эффективного распространения и освоения положительных результатов. В связи с этим движением в опорной школе организуется методическая помощь руководителям и педагогам участвующих в конкурсном отборе лучших школ и учителей на получение денежного поощрения в рамках ПНПО.

Одним из важных направлений в работе опорной школы должно стать обобщение и распространение педагогического опыта учителей победителей конкурса ПНПО. В этом направлении рекомендуется организовывать встречи, мастер-классы, публичные отчеты, «круглые столы» для педагогов близ лежащих школ. Необходимо активизировать издательскую деятельность с целью пропаганды опыта лучших учителей, иметь банк данных инновационного опыта для его использования и обмена опытом работы.

Традиционно в опорной школе организуется работа межшкольных методических объединений. Каждое межшкольное методическое объединение педагогов проводит 4 заседания в год (каждую четверть). Предметное объединение педагогов должно иметь общую актуальную проблему, по которой организуется работа в течение всего года. Руководитель межшкольного методического объединения в конце учебного года делает анализ работы за год, намечает важные направления и ставит наиболее значимые задачи на предстоящий период.

Планирование работы межшкольного методического объединения состоит из четырех проблемных заседаний с использованием активных форм работы, а также практического показа самого учебного процесса (урок, внеклассное занятие, мастер-класс). В ходе посещения члены объединения обязательно проводят обсуждение, дают анализ учебного занятия или внеклассного мероприятия. В конце каждого заседания обязательно принимается решение (т.е. что?, кому?, когда? необходимо будет выполнить по определенной теме). Все заседания протоколируются и подписываются руководителем межшкольного методического объединения и его секретарем. В следующем протоколе необходимо фиксировать исполнение предыдущего решения.

Планирование межшкольного предметного методического объединения согласуется с районным (городским) методическим кабинетом (центром). План должен состоять из выбранной проблемы, анализа работы, направлений деятельности, самого планирования заседаний на год. Заседания следует проводить, используя активные формы работы, обязательно указывать сроки, место проведения, класс, ф.и.о. учителя, выход исполнения.

Усиливается работа межшкольных предметных методических объединений по подготовке к ЕГЭ ввиду добавленных новых сдаваемых предметов.

Примерная тематика для межшкольных и школьных методических объединений, творческих групп педагогов: апробация и внедрение инновационных образовательных технологий (в том числе и информационно-коммуникационных); управление достижениями качественных результатов учебной деятельности; педагогический мониторинг как функциональный инструмент управления учебно-воспитательного процесса; диагностический уровень обученности, воспитанности, состояния здоровья обучающихся; психолого-педагогическое сопровождение процесса развития школьников; предпрофильная и профильная подготовка; индивидуализация и дифференциация в обучении; подготовка учащихся к ЕГЭ по предметам, обязательный показ мастер-классов лучших учителей; вопросы по инновационной, опытно-экспериментальной, исследовательской, проектной деятельности, актуальный педагогический опыт (изучение, обобщение, распространение).

Рассматривая опорную школу как звено в единой системе непрерывного обучения, приоритетным направлением должно стать формирование и развитие системы дистанционного образования, которое предполагает:

- организацию подготовки педагогов близлежащих школ через систему повышения квалификации в области компьютерных технологий и овладения личностно-ориентированными развивающими технологиями и методиками,

- расширение культурно-образовательного пространства развития детей посредством организации на основе компьютерных технологий дистанционного образования школьников, проведения совместных мероприятий с учащимися школ куста, совершения экскурсий и походов;

- ведение исследовательской, опытно-экспериментальной, поисковой работы;

- обеспечение методической поддержки педагогов, внедряющих информационно-коммуникационные технологии;

- подкрепление учебно-методических комплексов элементами аудио/видеокурсов, учебных компьютерных программ, электронных учебников;

- организация дистанционных семинаров, конференций, педсоветов, тематических «круглых столов» и др.

- осуществление связи с вузами, учреждениями дополнительного образования;

- создание электронной базы актуального педагогического опыта.

Применение дистанционного обучения в методической деятельности опорной школы позволит педагогам близлежащих школ:

- перейти от пассивных форм обучения к деятельному обучению;

- обеспечит качественное профильное обучение, а также дифференциацию содержания обучения старшеклассников, построение индивидуальных образовательных программ;

- предусмотрит равный доступ к полноценному образованию разных категорий обучающихся, расширит возможности их социализации;

- вовлечет педагогов и учащихся в активную самостоятельную познавательную деятельность посредством разнообразных форм (творческие и учебно-исследовательские работы, проекты);

- создаст условия выбора собственного пути в образовании и впоследствии возможного выбора профессии.

Дистанционный режим помогает без особого труда контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов, приобщает педагогов и учащихся близлежащих школ к высокотехнологичным современным способам получения образования с использованием телекоммуникационных технологий.

Формируя образовательное пространство в территории, деятельность опорной школы позволяет обогатить саму жизнь и развитие педагогов и детей интеллектуальными и духовно-нравственными ценностями, разнообразить их общение, расширить диапазон возможностей для самореализации и самоутверждения.



Уроки духовно-нравственного воспитания
Таранова Н, В., директор Центра

духовно-нравственного просвещения

Красногвардейского района

История современной школы представляет собой непрерывную череду образовательных реформ. Во всякое время каждый народ рождает свои школы. Вхождение системы образования России в третье тысячелетие ознаменовано возвращением воспитания в сферу образования.

Актуальным и своевременным было открытие в 2004 году в Красногвардейском районе Центра духовно-нравственного просвещения, основной целью которого стало формирование духовности и культуры подрастающего поколения в контексте национальных традиций, активизация деятельности в создании целостной системы духовно-нравственного просвещения и воспитания. Центр стал не только помощником школы в осуществлении работы по намеченному направлению, он взял на себя роль связующего звена между светской и религиозной жизнью в нашем районе, роль наставника в создании живой духовной среды, способной к диалогу всех категорий населения.

Нам кажется, что именно подход диалога должен лечь в основу воспитания духовной личности, в формирование оптимистического мировоззрения ребенка. Диалог, в данном случае, необходимо рассматривать ни как сиюминутное общение, а постоянное чувствование поддержки извне, ощущение сильного плеча духовно-сформированного человека, пастыря, поводыря, поскольку опыт ребенка еще только формируется, наслаивается, множится.

Сегодня как никогда подрастающему поколению необходимы примеры положительных героев. Они есть в истории, искусстве, в жизни. Ими заполнена жизнь каждого человека, стоит только суметь увидеть их, и конечно показать ребенку, а еще лучше направить его на верный путь.

Одним из ведущих направлений работы Центра духовно-нравственного просвещения является организация и проведения акций милосердия и благотворительности в нашем районе. Хочется сознаться при планировании данных мероприятий, была неуверенность в их положительном эффекте. Осуществляя поддержку социально-незащищенных слоев населения: детей-сирот и инвалидов, малообеспеченных семей, пенсионеров и ветеранов, матерей, потерявших своих детей в военных локальных конфликтах, было опасение натолкнуться на непонимание и отчужденность. Но опыт оказался удачным, нам поверили. Без веры и надежды человек становится безнадежным. Он может быть здоровым и сильным физически, но вряд ли он возьмет на себя ответственность за жизнь и мир. Вера в будущее – основа созидания.

Первой акцией благотворительности, которая была организована Центром, было посещение с концертной программой, посвященной православному празднику 40 мучеников Сивастийских, воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и реабилитационного центра для несовершеннолетних. Жизнь этих детей полна лишений, бед и разочарований. Приход в школу юных гостей позволил ребятам понять, что они не брошены, с ним рядом не только взрослые люди, но и сверстники, готовые двигаться с ними бок о бок по жизни, помогать.

Торжество православного праздника 40 мучеников Сивастийских в народе совпадает со старорусской традицией вручения «жаворонков» (булочек, выпеченных в форме птичек). Изготовляя угощение, дети всерьез размышляли о жизни, искали выходы, сопереживали. А когда проходило совместное чаепитие все поняли, невзгоды непременно пройдут, преобразуются, послужат уроком в будущем. По устойчиво сложившемуся мнению работников Центра духовно-нравственного просвещения, ребенка, прежде всего, не стоит «вырывать» из среды. Конечно, можно рассказать об идеальном обществе, нарисовать идиллические картины, «законсервировать» в выдуманной сказке, но, находясь в реальной жизни, ребенок вряд ли воспримет это как правду. Необходимо попытаться помочь прийти к правильному выводу, поскольку силу детского оптимизма победить трудно. Ребенок как бы заряжен жизнью, положительными эмоциями, которые необходимо направить в нужное русло.

Проводя акцию милосердия «Письмо матери героя», мы старались пробудить в детях патриотические чувства, героическую память за воинов, погибших при исполнении интернационального долга и воинов, погибших в локальных конфликтах. По прошествии войны в Афганистане и Чечне наш район недосчитался 9 человек. В их семьи и были направлены Письма памяти современных ребят, которые чтят память их ушедших сынов.

Из письма ученицы 9 класса к матери погибшего солдата: «…Я глубоко разделяю Ваше горе и скорблю о понесенной Вами потере близкого человека, подвиг которого будет примером для всего нынешнего поколения. Он любил Вас, любил жизнь, но еще больше он любил Россию. Пусть его героизм послужит Вам утешением. Низкий Вам поклон за воспитание Человека, христианина, сына». Так чувствуют наши дети…

Воспитание нации должно начинаться и формироваться с детства и определяться его бессознательной духовностью, национальном опытом. Не рождаются безразличные, жестокие дети, они таковыми становятся. Только впитав дух национального героизма, освоив лучшие образцы, расширяя культурные горизонты, ребенок сможет сознательно полюбить Родину. Любовь и знание лучших примеров своей нации станет прочным фундаментом гражданственности и патриотизма.

Воспитание – процесс очень медленный. Нельзя обратиться к воспитанию как к «скорой помощи», а к духовному воспитанию вовсе. Сложившаяся на сегодняшний день ситуация осложняется тем, что в духовно-нравственном просвещении и воспитании сейчас нуждаются не только дети, но и родители. Наши воспитанники, во всех своих лучших поступках хотят видеть не только тех, кто их учит и воспитывает, но и тех, кто постоянно находится рядом с ними. Семья как никто формирует область духовно-моральную, возбуждает в душе ребенка радость к жизни, любовь к людям, закладывает основу духовно-обогащенной жизни. Организация и проведение Центром совместных с родителями мероприятий, будь то паломнические походы, трудовые экологические десанты, декады милосердия, содействуют развитию у ребенка инициативы, творческой смелости и осознания ответственности.

Мы убеждены, что работа по духовно-нравственному просвещению является основополагающей, но при этом она приносит положительные плоды только тогда, когда принимается человеком свободно и ответственно. Таким образом, в работе изначально заложен принцип ненавязчивости в религиозных вопросах. Безусловно, что все составляющие деятельности Центра духовно-нравственного просвещения, ориентированы на христианские жизненные ценности. Бесспорен факт, что для русской культуры это абсолютно нормально и более чем естественно. "Давайте трудиться вместе! - призывает нас Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, - пришла пора объединить усилия тех, кто ощущает острую тревогу за подрастающее поколение. Если мы немедленно сообща не примемся за кропотливый труд наставников и учителей молодежи, если не найдем действенные подходы к воспитанию, мы можем потерять страну".

Особенности самоанализа урока «Православная культура»
Пересыпкина А.В., доцент кафедры гуманитарных дисциплин БелРИПКППС, кандидат социологических наук

Более четырех столетий назад Я.А. Коменский обосновал классно-урочную систему как наиболее удачную, эффективную форму организации учебной работы, посредством которой ученик поэтапно проникает в изучаемый предмет.

Прохождение педагогами курсов повышения квалификации и получение знаний о православной культуре, методике преподавания данной дисциплины заслуживает положительных отзывов. Учитель, погружаясь в теоретические знания, находит ответы на многие вопросы, как в своей практической деятельности, так и в деятельности своих коллег, имеющих определенный опыт преподавания в области духовно-нравственной культуры. Анализ уроков, на которых довелось мне побывать в текущем учебном году, свидетельствует о росте мастерства преподавания православной культуры. Если ранее отмечались сложности связанные с нечетким представлением роли и места предмета «Православной культуры» в системе государственного образования, то приятно отметить отсутствие этих негативов. Учитель легче оперирует терминологией, которая ранее вызывала трудности, увереннее себя чувствует при постановке и решении проблемы. Как один из положительных моментов – минимизация ошибок этического и психологического плана.

В тоже время, учителя продолжают испытывать трудности при формулировании цели урока, его проектировании. Если ранее часть учебного материала оставалась неизученной, либо давалась для самостоятельного изучения, то в данный момент происходит планомерное систематическое изучение материала с глубокой проработкой сложных, по мнению педагога, этапов. Встречаются сложности методического характера, связанные со спецификой предмета, его новизной. Учитель, структурируя урок, формулируя цель, не всегда правильно проектирует содержание учебного материала. Это зависит от ряда причин, таких как невысокий уровень компетенции педагога в области дисциплин духовно-нравственной культуры, его психологическая неготовность, сопряженная низкой мотивацией учащихся к познанию. Такой набор факторов ведет к ограниченному выбору методов обучения. Учитель чаще всего используются методы описания, монологический метод и беседа.

Сегодня коснемся процедуры самоанализа урока. Анализ взаимодействия педагога и учащихся в образовательном процессе способен раскрыть их потенциальные возможности во время урока. К сожалению, большая часть учителей православной культуры, анализируя свою деятельность, ограничиваются поверхностными предложениями, в виде озвучивания цели, задач проведенного занятия и использования необходимого оборудования. Учителя, посетившие урок своего коллеги, испытывают острый дефицит в получении знаний о способах анализа урока, его видах и средствах.

Современное образование предъявляет достаточно строгие требования профессиональной педагогической культуре учителя, так как от уровня его мастерства зависит уровень познавательной активности учеников. Существенно то, какие формы и методы обучения использует учитель для подачи учебного материала. По мнению профессора Е.В. Тонкова, подкрепленной ссылкой профессора С.В. Иванова, основными типами урока являются: вводный урок, урок первичного ознакомления с материалами, усвоения новых знаний, применение знаний на практике, урок навыков, закрепления и повторения, контрольный и комбинированный урок.2

Самоанализ урока «Православная культура» предполагает умение изложить и обосновать череду таких аспектов как психологический, методический, педагогический и содержательный.

Самоанализ – это, в первую очередь, возможность посмотреть на себя со стороны и дать оценку своим профессиональным качествам: умению анализировать материал, применяя современные критерии качества, передавать накопленные теоретические знания и практический опыт.

Постановка учителем цели урока предполагает определение его местонахождения в системе уроков, уточнения его типа, обозначения применяемых средств и приемов обучения.

Содержательная часть урока «Православная культура» должна отвечать возрастным и психофизиологическим особенностям учащихся. От правильного подбора материала и применяемых методов обучения зависит качество знаний учащихся. Стоит обратить внимание на организационные формы обеспечения средствами обучения: использование пособий и оборудования, дидактического материала.

Учитель никогда не должен путать понятия «форма обучения» и «метод обучения», не отождествлять «тип урока» и «вид урока».

Никто не станет отрицать, что мотивация учеников к обучению выше при благоприятных условиях не столько бытового плана, сколько морального. Этот фактор немаловажен, так как речь идет об уроке «Православная культура». От степени психологического созвучия «учитель-ученик» зависит эмоциональный фон урока. Иногда, испытывая определенную напряженность на уроке, учитель прибегает к помощи учеников, опираясь при этом на их индивидуально-психологические особенности.

Для создания атмосферы искреннего партнерства, немаловажен выбор стиля общения. Достаточно определить насколько учитель занимает доминирующую позицию или же прибегает к латентной форме руководства уроком. Насколько удачно выбран тон, темп речи педагога и присутствует эмоциональность, смена интонаций. О допустимости отдельных речевых и неречевых действий учащихся на уроке, сигнализирует созданная психологическая атмосфера, в которой учитель выступает доброжелательным партнером.

Рассматривая урок как взаимодействие учителя и учащихся, отметим процедуру оценочной деятельности, которая представляет совокупность умений и навыков каждого школьника, полученных ранее, активную познавательную деятельность, самостоятельность и уровень соматического и психологического развития.

Проводя самоанализ, педагог, не всегда дает характеристику классному коллективу, не озвучивает его возможностей и потребностей к познанию. Практика показывает, что, боясь быть подвергнутым критике, проявляя неуверенность в своем компетентностном подходе преподавания религиоведческих дисциплин, учитель редко делает акцент не только на слабых, маловыраженных аспектах урока (что-то не получилось или же было «смазано»), но и моментах, заслуживающих более пристального внимания с возможностью обмена опытом работы.

Характеризуя коллектив учащихся, учитель дает возможность окунуться в атмосферу сложившихся отношений как внутри самого ученического коллектива, так и учеников с учителем. Более того, характеристика класса обязательна, если коллектив работает по системе коррекционного развития, когда дети имеют те или иные дефекты слуха, зрения и пр.

Завершить самоанализ урока «Православная культура» целесообразно оценкой работы учеников в виде отметки, похвалы, предложения принять участие в конкурсе, фестивале, смотре. Отметить конечный результат как факт достижения поставленной цели. В том случае, если произошло отклонение от поставленной цели, то озвучить причины неудачи.
2 РАЗДЕЛ

ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ

ПОЗИТИВНЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ СЕЛЬСКИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Сборник предназначен для руководителей образовательных учреждений всех уровней образовательной системы
4039.6kb.
17 стр.
Составители: Виницкая Г. А
4946.23kb.
22 стр.
Составители: Виницкая Г. А
4982.62kb.
22 стр.
Администрации муниципального образования надымский район
1115.3kb.
6 стр.
Программа по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения школьников на 2012 2013 гг. «Подросток и закон»
318.34kb.
1 стр.
А. Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
6202.6kb.
24 стр.
7-ая Международная научно-практическая конференция
90.14kb.
1 стр.
«Реализация основных направлений развития системы образования района: на пути к становлению современной модели образования»
88.12kb.
1 стр.
Социальное партнерство путь цивилизованного развития трудовых отношений
2352.79kb.
14 стр.
-
3237.48kb.
13 стр.
Сборник №4 Калуга 2013 ббк 67. 407. 1 319 319
12927.58kb.
74 стр.
Перечень обязательных нормативно-правовых документов, регламентирующих медико-социальные условия образовательных учреждений
167.9kb.
1 стр.