Главная
страница 1 ... страница 14страница 15страница 16страница 17

Мотивация как аспект современного образования (проект)



Билецкая Т.Д., директор МОУ

«Верхопенская средняя

Общеобразовательная школа»

Ивнянского района

Фундаментальным фактором перехода школы в режим развития является освоение эффективного способа организации познавательной деятельности, общения и межличностных отношений, а именно переход от внешне к внутренне мотивированной деятельности, от монологического общения к диалогическому.

В педагогической науке центральной является концепция единства развития и деятельности. В процессе деятельности проявляются, реализуются и совершенствуются потребности, интересы, склонности, чувства, мотивы, усваиваются знания, приобретается социальный опыт, проявляются и углубляются общие и специальные способности.

Деятельность мы определяем как целенаправленную активность, дающую личностно или общественно-значимый результат. В структуру деятельности входят шесть основных компонентов:


  • цель — модель желаемого будущего, предполагаемый результат;

  • мотив — побуждение к деятельности, её смысл;

  • средства — приёмы, способы, с помощью которых осуществляется деятельность;

  • действия — основной элемент деятельности;

  • результат — материальный или духовный продукт деятельности;

  • оценка.

Все компоненты деятельности взаимосвязаны, без их последовательного осуществления деятельности нет, ибо в таком случае следует говорить лишь о слепой разрядке энергии, импульсивной, спонтанной активности или, точнее, реактивности на воздействие извне.

Деятельность может быть организована, как отмечалось, на основе внешних и внутренних мотивов. Главная особенность внешне мотивированной деятельности связана с побуждением к активности за счёт внешних атрибутов, не связанных с самим процессом деятельности. Например: “Будешь хорошо учиться — получишь подарок (отличную отметку, одобрение родителей и т.п.)”. Преобладание внешних мотивов вызывает у человека безразличие к его собственной деятельности, подрывает желание работать, его инициативу, его умение направить деятельность. Он не связан с результатом деятельности, ее качеством, средствами достижения цели. Кроме того, внешняя мотивация заставляет обращать главное внимание на оценку внешних же результатов, которые выражаются в знаниях, умениях, навыках. Включён ли в познавательную деятельность сам ребёнок, что в это время с ним происходит, — эти важнейшие вопросы мало интересуют учителя-“предметника”.



Внутренняя мотивация связана с самим процессом познания (“Если я найду в себе силы разобраться в этом вопросе, я узнаю о...”). Значимым становится личностный результат познавательной деятельности, а не “правильная” реакция на внешние побудители, поскольку наблюдается личностное включение в деятельность, когда все компоненты её как бы “вошли” в ученика, им самим направляются и контролируются. Для учителя, работающего в этом режиме (учителя-“профессионала”), главным является пристальное внимание к внутренним изменениям, которые происходят в душе и сознании школьника. Внешние показатели он использует как дополнительные, второстепенные, менее значимые.

Каков же уровень сформированности учебной мотивации учащихся нашей школы? Я предложила учащимся нашей школы ответить на вопросы анкеты “Как ты относишься к учебе?”

Результаты анкетирования показывают, что все компоненты деятельности оказываются в руках учителя, и они не затрагивают внутренних струн в душах обучающихся. Ученики попадают в капкан пассивности. На традиционном уроке ученик выполняет в основном репродуктивные действия (до 90% всего учебного времени), рекомендуемые и контролируемые учителем с помощью отметок, которые в обычном их использовании бесспорно являются внешним принуждением, “костылями хромой педагогики”. (Ш.А. Амонашвили).

Психологическая наука неопровержимо доказывает, что, если мы хотим включить внутренние мотивы, мы должны убрать внешние, и наоборот, ибо внешне мотивированная и внутренне мотивированная деятельность — антагонисты.

Для того чтобы учение было развивающим, педагог должен уметь организовывать деятельность, основанную на внутренних мотивах. При наличии внутренней мотивировки все компоненты деятельности обучаемый организует сам. Следовательно, неизбежной является замена сторонней оценки на самооценку. В связи с этим необходимо:



  • организовать процесс познавательной учебной деятельности школьников без оценки вообще невозможно, так как оценка является необходимым компонентом деятельности, его регулятором;

  • изменение содержания оценочной деятельности учителя может быть успешно осуществлено только на основе внутренне мотивированной деятельности;

  • для совершенствования учебного процесса необходимо развивать у школьников умение самостоятельно производить самооценку полученных результатов познавательной и других видов деятельности.

Внутренний мотив возникает тогда, когда все аспекты учебной деятельности связываются с потребностями учеников. А для этого на первом этапе работы учитель делает всё для того, чтобы предстоящую деятельность сделать привлекательной, желанной для учеников, чтобы каждый ученик сам выбрал средства достижения поставленной цели, сам действовал, обеспечивая самоконтроль и самооценку полученного результата.

Организация мотивированной деятельности.


Установки и действия педагога

Компоненты деятельности

Действия учителя в традиционной школе

Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач

1. Цель

Цель на уроке ставит сам

Опора на внутренние мотивы

2. Мотив

Мотивирует сам, чаще за счёт внешних стимулов

Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели

3. Средства

Средства выбирает сам

Вариативность действий; выбор действия в соответствии с возможностями школьника

4. Действие

Организует и регламентирует действие

Достижение учениками личностно-значимого результата; в центре внимания учителя - внутренние позитивные изменения в личности школьника

5. Результат

Подводит весь класс к результату, который наметил сам

Обеспечение возможности произвести самооценку полученного результата

6. Оценка

Оценивает сам



Учитель в обновляющейся школе должен уметь не только обеспечить условия для развития личности, сделать этот процесс отлаженным и управляемым, но и обучить всему этому самих учащихся, сделать их мыслящими субъектами, не теряющимися в любой жизненной ситуации. В этом и состоит главное назначение современного учителя.

После длительного пребывания в режиме принуждения возродить самостоятельность в человеке нелегко.


Пути и методы стимулирования познавательных методов учащихся, в том числе в ходе самостоятельных работ.


Источники стимуляции познавательных процессов

Содержание учебного процесса

Отношение учителя с учащимися

Характер и уровень учебно-познавательной деятельности

Пути стимуляции развития познавательных процессов

Реализация принципа новизны учебного материала

Обеспечение и поддержание доброжелательных отношений

Многообразие самостоятельной работы школьников

Использование элементов историцизма

Проявление педагогического оптимицизма

Проблемное изложение знаний

Открытие нового в известном

Обеспечение поддержки начинаний учителя учениками

Организация исследовательской работы

Показ достижений современной науки

Организация соревнований на лучшие достижения науки

Решение творческих задач

Обоснование практической значимости знаний

 

Усиление практической работы

Использование элементов внимательности

 

 


Самостоятельные работы


По образцу

Реконструктивно- вариативные

Частично-поисковые

Исследовательские

Работы, которые требует переноса известного способа в аналогичную ситуацию

Работы, которые требуют переноса известного способа, некоторые его модификации в необычную ситуацию

Работы, которые требуют переноса нескольких известных способов, в необычную ситуацию

Работы, которые требует создания нового способа или метода

Полезной может оказаться коррекционная программа “скил-терапия”, легко применяемая в учебном процессе, организуемом на базе деятельностно-практического способа обучения.



Скил-терапия


Функции

Фаза скил-терапии

Коммуникация

Функция анализа, постановки цели

Фаза моделирования (учитель ставит задачу и решает ее)

Учитель ставит и рещает задачу вслух, используя местоимения “мы” и “нам”

Функция планирования

Фаза совместного выполнения задачи

Вопросы и ответы по существу задачи, обсуждение способа решения “твое предложение ценно”

Функция контроля, самоодобрения

Фаза вербального самостоятельного выполнения задачи

Самоинструктирование: “я буду делать так…”, побуждение к репликам-самоодобрениям: ты собой доволен?

Функция метапознания

Фаза решения задачи во внутреннем плане

Помощь в случае затруднения в выборе цели (веер целей), развитие метапознания

Когнитивная тренировка на материале урока влияет на способ мышления, увеличивая общую способность к разрешению проблемных ситуаций за счёт умения выдвигать и выбирать альтернативные варианты её решения.


Приемы деятельности учителя, способствующие
формированию внутренней мотивации



Уровень интеллекта/ успеваемости

Высокий уровень интеллекта

Средний уровень интеллекта

Низкий уровень интеллекта

Высокая успеваемость

- включение учеников в коллективистические формы деятельности;

- подключение учеников к оценочной деятельности;

- поощрение познавательной активности учащихся;

- создание творческой атмосферы



- занимательность изложения учебного материала;

- необычная форма преподнесения материала;

- эмоциональность речи учителя;

- познавательные игры;

- занимательные примеры


 

Средняя успеваемость

 

- умелое применение поощрения и наказания

- умелое применение поощрения и наказания

Низкая успеваемость

- умелое применение поощрения и наказания

- умелое применение поощрения и наказания

 


Пути формирования мотивации


Уровень интеллекта/ успеваемости

Высокий уровень интеллекта

Средний уровень интеллекта

Низкий уровень интеллекта

Высокая успеваемость

- умение общения;

- дискуссия;

- работа на будущие цели;

- внимание к содержанию;

- самостоятельное достижение результатов;

- создание проблемно-поисковых ситуаций;

- анализ событий;

- самоанализ деятельности



- возбуждение внимания;

- удивление;

- умение общаться;

- создание ситуации, авансирующей успех;

- поощрение;

- эмоциональный настрой






Средняя успеваемость

- возбуждение внимания;

- удивление;

- умение общаться;

- создание ситуации, авансирующей успех;

- поощрение;

- эмоциональный настрой



- возбуждение внимания;

- удивление;

- любопытство;

- эмоции;

- поощрение


- удивление;

- любопытство;

- похвала;

- поощрение



Низкая успеваемость

- удивление;

- любопытство;

- эмоции;

- поощрение



- любопытство





Приемы учебной мотивации школьников


Уровень интеллекта/ успеваемости

Высокий уровень интеллекта

Средний уровень интеллекта

Низкий уровень интеллекта

Высокая успеваемость

- неожиданный вызов к доске;

- выбор трудного или легкого варианта контрольной или самостоятельной работы;

- интересная проблема на уроке;

- оценка учеником своего ответа у доски;

- ослабленный контроль учителя за работой ученика у доски


- выбор трудного или легкого варианта контрольной или самостоятельной работы;

- интересная проблема на уроке;

- оценка учеником своего ответа у доски


 

Средняя успеваемость

- выбор трудного или легкого варианта контрольной или самостоятельной работы;

- подбор нетрудных, но увлекательных заданий, которые создадут в классе особый радостный настрой



- подбор нетрудных, но увлекательных заданий, которые создадут в классе особый радостный настрой

- демонстрация учителя разнообразия переживаемых на уроке эмоций;

- демонстрация собственной эмоциональной открытости



Низкая успеваемость

- подбор нетрудных, но увлекательных заданий, которые создадут в классе особый радостный настрой

 

 


Приемы эмоциональной стимуляции учащихся


Уровень интеллекта/ успеваемости

Высокий уровень интеллекта

Средний уровень интеллекта

Низкий уровень интеллекта

Высокая успеваемость

 

Поощрять самостоятельность учащихся: посильность знаний, своевременное усложнение заданий.

Обращать внимание и постоянно отмечать высокую активность каждого учащегося, удачный ответ, правильный способ выполнения задания.



 

Средняя успеваемость

Поощрять самостоятельность учащихся. Обращать внимание и постоянно отмечать высокую активность каждого учащегося, удачный ответ, правильный способ выполнения задания.

Обращать внимание и постоянно отмечать высокую активность каждого учащегося, удачный ответ, правильный способ выполнения задания. Оценку выполненной работы следует давать так, чтобы она предавала учащимся уверенность в своих силах.

Обращать внимание и постоянно отмечать высокую активность каждого учащегося, удачный ответ, правильный способ выполнения задания.

Низкая успеваемость

Оценку выполненной работы следует давать так, чтобы она предавала учащимся уверенность в своих силах.

Оценку выполненной работы следует давать так, чтобы она предавала учащимся уверенность в своих силах.

Строить с учащимися доброжелательные открытые отношения в процессе обучения.


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Шипилова Л.И. 3

1 РАЗДЕЛ
ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ» КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ 5



Павлова О.А. Модели социального партнерства в системе образования Белгородской области 5

Гриненко А.Н., Бовкунова О.В. Влияние ПНПО на развитие сельских общеобразовательных учреждений 14

Богачева Е.А., Карташова Е.А. Роль педагогического коллектива в проектировании здоровьесберегающего образовательного процесса 17

Савина Н.М. Культурологический и технологический подходы как условие успешности инновационных процессов в системе образования 21

Белова Г.А.Методическое сопровождение образовательного процесса базовых школ 27

Бовкунова О.В. Организация и содержание методической работы в опорной школе 32

Таранова Н.В. Уроки духовно-нравственного воспитания 37

Пересыпкина А.В. Особенности самоанализа урока «Православная культура» 39
2 РАЗДЕЛ
ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ». ПОЗИТИВНЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ СЕЛЬСКИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ 43

Подерягин В.С. Условия функционирования социокультурного комплекса на селе 43

Вагнер Т.А., Борташевич О.Н.Формирование моделей внутришкольной профилизации сетевого взаимодействия 47

Ерзов В.С., Лихоманова Т.В.На пути к инновационной школе 53

Малюков В.М.Организация непрерывного аграрного образования: опыт, проблемы 56

Сидорова Т.Н. Проектирование индивидуальной образовательной траектории учащихся в условиях сельской школы 59

Куприева Н.В. Базовая школа – особая форма организации совместной деятельности 63

Латыш Е.М. Опытно-экспериментальная работа как средство повышения доступности качественного образования 66

Сычева О.В. Создание единого методического пространства для педагогов сельских общеобразовательных школ 71

Поддубровская Н.Ф. Формирование культуры здоровья личности в образовательном учреждении 73

Малахова И.А., Чумаченко Н.И. Воспитываем патриотов 78

Стародубцева Н.Д. Формирование всесторонне развитой личности в условиях сельской школы 80

Флигинских Т.И. Духовно-нравственное воспитание учащихся как насущная проблема современности 84

Савина Г.М., Остапенко С. Развитие сельской школы в процессе внедрения инновационной образовательной программы 88

Головина И.И. Содействие индивидуальному развитию учащихся в образовательном пространстве сельской школы 92

Гордиенко Г.Ф. Дифференциация и индивидуализация обучения сельских школьников 95

Ченцова Т.И. Проблемы экологического образования в Песчанской средней школе 98

Кухтина Е.Н. О работе педагогического коллектива по реализации программы развития школы 100
3 РАЗДЕЛ
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ ПОБЕДИТЕЛЕЙ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ» (в сокращенном варианте) 106

Программа развития МОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа №1 имени Рудого» 106

Программа развития МОУ «Шелаевская средняя общеобразовательная школа» Валуйского района 121

Программа развития МОУ «Дмитриевская средняя общеобразовательная школа» Ракитянского района 136

Программа развития МОУ «Волоконовская СОШ №2 имени Героя Советского Союза генерал- майора И.С.Лазаренко» 149

Программа развития МОУ «Чернянская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» 167


4 РАЗДЕЛ
ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СЕЛЬСКИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (нормативно-правовая база: планы работы, положения, договоры, проекты, комплексно-целевые программы) 184

Положение о Центре инновационного образования МОУ «Волоконовская СОШ №2 имени Героя Советского Союза генерал- майора И.С.Лазаренко» 184

Положение о районном консультационном пункте (межшкольном методическом центре по обучению учителей информационным технологиям) МОУ «Волоконовская СОШ №2 имени Героя Советского Союза генерал- майора И.С.Лазаренко» 187

Договор о совместной деятельности по созданию условий для получения качественного образования школьников МОУ «Ракитянская СОШ №2» 191

План работы ТОМОШ при МОУ «Мухоудеровская средняя общеобразовательная школа» Алексеевского района 193

Программа подготовки руководителей к научно-исследовательской деятельности ЦМ и СО МУ «Управление образования администрации Краснояружского района» 195

Программа постоянно-действующего семинара «Реализация индивидуальной траектории учащихся на основе личностно-ориентированного подхода в обучении» МОУ «Краснояружская средняя общеобразовательная школа» 201

Комплексно-целевая программа «Здоровый учитель - здоровые дети» МОУ «Дмитриевская средняя общеобразовательная школа» Ракитянского района 206

План работы учебно-воспитательного центра «Человек – культура» МОУ «Беленихинская средняя общеобразовательная школа» Прохоровского района 210

Социальный проект «Дом без одиночества» МОУ «Сетищенская средняя общеобразовательная школа» Красненского района 212

Комплексно-целевая программа «Семья и здоровый образ жизни» МОУ «Дмитриевская средняя общеобразовательная школа» Ракитянского района 218

Проект «Мотивация как аспект современного образования» МОУ «Верхопенская средняя общеобразовательная школа имени М.Р.Абросимова» Ивнянского района 222

1 Идея была озвучена председателем комитета по образованию и науке Государственной Думы (1999-2003г.г.) А.В. Шишловым.

2 Тонков Е.В. Педагогика образования. Учеб. пособие. – Белгород: изд-во БелГУ, 2004. – С. 308.


<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Сборник предназначен для руководителей образовательных учреждений всех уровней образовательной системы
4039.6kb.
17 стр.
Составители: Виницкая Г. А
4982.62kb.
22 стр.
Составители: Виницкая Г. А
4946.23kb.
22 стр.
Администрации муниципального образования надымский район
1115.3kb.
6 стр.
Программа по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения школьников на 2012 2013 гг. «Подросток и закон»
318.34kb.
1 стр.
-
90.14kb.
1 стр.
А. Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
6202.6kb.
24 стр.
«Реализация основных направлений развития системы образования района: на пути к становлению современной модели образования»
88.12kb.
1 стр.
Социальное партнерство путь цивилизованного развития трудовых отношений
2352.79kb.
14 стр.
-
3237.48kb.
13 стр.
Сборник №4 Калуга 2013 ббк 67. 407. 1 319 319
12927.58kb.
74 стр.
Перечень обязательных нормативно-правовых документов, регламентирующих медико-социальные условия образовательных учреждений
167.9kb.
1 стр.