Главная
страница 1 ... страница 11страница 12страница 13страница 14страница 15страница 16страница 17

План работы ТОМОШ

при Мухоудеровской средней общеобразовательной школе Алексеевского района

на 2007-2008 учебный год


п/п

Целевые установки

Действия

Сроки

Ответственный

Реализация

Сентябрь


1.

1.Проанализировать работу ТОМОШ за 2006-2007 учебный год, выявить проблемы, поставить новые задачи.

2.Спланировать работу ТОМОШ на 2007-2008 учебный год.



Заседание координационного совета.

1.Анализ работы координационного совета ТОМОШ, МО за 2006-2007 учебный год.

2.Планирование работы координационного совета ТОМОШ на 2007-2008 учебный год.

3.О работе МО.



До 15.09.07

Сычева О.В., зам.директора по учебно-воспитательной работе, руководители МО.

Протокол заседания координационного совета, МО.

Октябрь


2.

1.Составить план проведения единого методического дня.

2.Составить план-график открытых уроков.

3.Познакомиться с опытом работы учителей Иващенковской средней общеобразовательной школы по использованию проблемного обучения в образовательном процессе.

Заседание координационного совета.


Подготовка и проведение организационно-выездного заседания

ТОМОШ.


Проведение второго заседания ТОМОШ по теме «Использование технологии проблемного обучения в образовательном процессе»

(Из опыта работы учителей Иващенковской сош ). Открытые уроки, экскурсия по кабинетам.



До 10.10.07

Федяева Г.Н., зам.директора по учебно-воспитательной работе, руководители МО.
Учителя-предметники.

Протокол заседания координационного совета, МО.

Февраль


4

1. Организовать работу заседания ТОМОШ.

2. Познакомиться с опытом работы учителей по повышению работоспособности учащихся через оптимальный выбор форм и методов обучения.




Третье заседание по теме: «Оптимальный выбор форм и методов обучения для повышения работоспособности учащихся на уроке» (Из опыта работы Тютюниковской сош).

Открытые уроки, смотр кабинетов.

Оказание методической помощи учителям-предметникам.


До 10.02.08.

Зам.директора по учебно-воспитательной работе Тютюниковской средней общеобразовательной школы. Руководители МО.

Протокол заседания координационного совета, МО.

Апрель

5

1. Организовать работу заседания ТОМОШ.

2. Утвердить экзаменационный материал, подвести итоги ТОМОШ.

3. Организовать досуговую деятельность учащихся школ, входящих в ТОМОШ


Подготовка и проведение четвертого заседания ТОМОШ. Утверждение экзаменационного материала; подведение итогов работы МО.

Организация и проведение спортивно-массовых мероприятий, проводимых на базе Мухоудеровской средней общеобразовательной школы.



До 20.04.08

Сычева О.В., зам.директора по учебно-воспитательной работе Мухоудеровской средней школы, руководители МО

Протокол заседания координационного совета, МО.

Программа подготовки руководителей

к научно-исследовательской деятельности
Лукьяненко Н.А., директор ЦМ и СО МУ

«Управление образования администрации

Краснояружского района»
Нынешние социально-экономические и политические условия, перевод отрасли образования на инновационный путь развития меняют требования к профессиональному уровню руководящих и педагогических работников. В Концепции модернизации российского образования определены новые цели, приоритетные направления развития отрасли, в связи с этим возникает потребность в развитии профессионализма, исследовательского потенциала руководящих работников. Современной школе нужен не просто специалист высокого класса, способный выполнять социальный заказ общества, но и руководитель – исследователь, не полагающийся на готовые инструкции, методические указания, а умеющий на основе системного подхода к анализу деятельности образовательного учреждения прогнозировать ее. Руководитель – исследователь еще более востребован в условиях реформирования и модернизации муниципальной образовательной сети.

Одним из возможных аспектов эффективности муниципальной методической службы является адекватная реакция на социокультурные и иные изменения в жизни общества. Эти процессы обновления требуют совершенствования содержания и форм повышения квалификации педагогических и руководящих кадров. Так рестуктуризация муниципальной образовательной сети, внедрение различных моделей образовательных учреждений требуют создания механизмов, способных поднять качество подготовки кадров. Методическая служба Краснояружского района, Центр методики и содержания образования, работает над проблемой «Развитие профессионализма педагогов района в условиях формирования единой образовательной среды». В разработанной нами системе приоритетным направлением определена деятельность в области информатизации и в сфере научного обеспечения развития системы образования района. В настоящий момент предпринимаются следующие меры: создается единое методическое пространство, в котором происходит развитие профессионализма педагогов и формирование образовательной среды в целом, вертикальная и горизонтальная реструктуризация методической службы в районе – переход к сетевой модели методической службы. В районе созданы опорные площадки по методической работе на базе школ. Проблема, над которой работает опорная методическая площадка, определяется в соответствии с образовательной политикой и приоритетными направлениями развития муниципального образования. На базе опорной методической площадки организуется систематическая учеба педагогических и руководящих работников района, создаются условия для ознакомления руководящих работников как с опытом работы всего педагогического коллектива опорной методической площадки, так и с опытом отдельных педагогов. В этом учебном году реализована программа по проблеме: «Подготовка руководителей школ к научно-исследовательской деятельности». Слушателями стали директора, заместители по методической, учебно-воспитательной, воспитательной работе всех образовательных учреждений района. Использовались следующие формы работы: лекции, практические занятия. Результатом проведенной работы стала активизация исследовательской деятельности в районе: открыты муниципальные и школьные экспериментальные площадки, отдельные педагогические и руководящие работники получили районное педагогическое звание «Педагог-исследователь», «Педагог-мастер». На наш взгляд, создание условий для опережающей функции инноватики в муниципальной образовательной системе, усиление научно-исследовательской составляющей деятельности муниципальной методической службы, образовательных учреждений района позволят обеспечить качественную научно-методическую поддержку кадров, образовательных учреждений при реализации приоритетных направлений модернизации образования, обеспечить стабильное функционирование образовательных учреждений района в условиях модернизации муниципальной образовательной сети.


Программа подготовки руководителей образовательных учреждений к научно-исследовательской деятельности
Пояснительная записка

Обновление школы в условиях научно-технического прогресса и акти­визации общественно-политической жизни требует обновления содержания и форм повышения квалификации педагогических и руководящих кадров.

Программа подготовки руководителей образовательных учреждений состоит из теоретической и практической части. Первый раздел охватывает теоретические вопросы научно-исследовательской работы, второй - практические, направленные на формирование исследовательских умений, исходя из того, что самостоятельная работа педагогов, как правило, начинается в вузе, но не всегда находит свое продолжение в практической работе в школе. Учитель-практик долгие годы ориентировался на повышение методического уровня путем овладения и совершенствования методов и приемов обучения и воспитания. В настоящее время в центре внимания должны стоять не формы и методы обучения, а личность школьника и в со­ответствии с этим на первый план в повышении квалификации руководящего, педагогического работника вы­двигается исследовательская деятельность.

Программа предусматривает комплекс различных форм общения: лекции, практические занятия. Прослушав лекции и выполнив практическую часть программы, руководитель, педагог должен знать основные направления научно-педагогических исследований на современном этапе, знать теоретические основы методики и технологии научного исследования; должен уметь спланировать и правильно организовать свою исследовательскую деятельность по избранной педагогической проблеме, квалифицированно проводить микроисследование и участвовать в экспериментальной работе, проводимой в школе, районе.


примерный учебно - тематический план

№ п/п

Содержание

Всего

часов


Лекции

Практические занятия

Лектор

1.

Основные направления научно-педагогических исследований на современном этапе.

2

2







2.

Особенности организации исследовательской работы по проблемам воспитания.

8

4

4




3.

Теоретические основы, принципы, методы и технология педагогического исследования.

4

2

2




4.

Содержание и организация исследовательской деятельности в школе.

2

2







5

Развитие школы как инновационный процесс.

2

2







6

Пути обновления школы. Педагогический эксперимент.

2

2







7

Система работы по изучению педагогического опыта как основы исследовательской дея­тельности.

8

4

4




8

Планирование и организация исследовательской деятельности

2




2




9

Проблемно- ориентированный анализ работы школы

4

2

2




10

Анализ программ развития школы

4

2

2




11

Подготовка отчета по итогам исследовательской работы

2




2




ВСЕГО:

40

22

18




Содержание курса

Тема I

Основные направления научно-педагогических

исследований на современном этапе

(лекция - 2 часа)

Ведущие педагоги-ученые, дидакты 70-х и 90-х годов (Ю.Н. Бабанский, Л.В. Занков, В.В. Краевский, И.Я. Леонер, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызин). Новые подходы к исследованию и моделированию воспитательных школьных систем (В.А. Караковский, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, Е.А. Ямбург) и управлению школой (М.М. Поташник, П.В. Худоминский, Т.И. Шамова). Инновационные процессы в зарубежных педагогических поисках (Б.Л. Вульсон, М.В. Кларин, 3.А. Малькова). Научно-исследовательские педагогические центры, творчески работающие общеобразовательные школы, лицеи, колледжи, гимназии.


Тема 2

Особенности организации исследовательской работы

по проблемам воспитания

(4 часа лекция, практические - 4 часа)

Основные направления педагогических исследований по проблемам воспитания. Содержание и организация исследовательской деятельности по проблемам воспитания. Проблемно-ориентированный анализ воспитательной работы. Моделирование воспитательной системы школы.


Тема 3

Теоретические основы, методика и технология

педагогического исследования

(лекция - 2 часа, практические - 2 часа)

Сущность и особенности педагогических исследований. Основные исследовательские умения и условия их формирования. Работы ведущих педагогов-ученых 30-х и 90-х годов (Ю.К. Бабанский, Л.В. Занков, В.В. Краевский, И.Я. Леонер., М.Н. Скаткин., М.М. По­ташник, Н.Ф. Талызин и др.) по исследованию педагогических процессов. Основные направления по исследованию педагогических процессов. Принципы исследования. Этапы исследовательской деятельности. Изучение отдельных вопросов с целью устранения имеющихся недостатков и совершенствования учебно-воспитательного процесса, творческая разработка важной для учителя проблемы, творческий поиск, формирование системы высокоэффективной педагогической деятельности, свойственной учителю-мастеру. Структура методики исследования (сравнительный исторический анализ литературы, моделирование, причинно-следственный анализ, педагогическое наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, тестирование, социометрия, рейтинг, обобщение независимых характеристик, педагогический консилиум, педагогический эксперимент, математические методы, изучение и анализ педагогического опыта, изучение документации и работ учащихся). Сбор, накопление и обобщение полученных данных в ходе исследования, оформление результатов. Требование к проведению и оформлению результатов исследования. Критерии оценки проведенного исследования.


Тема 4

Содержание и организация исследовательской деятельности в школе. (лекция - 2 часа)

Учитель-исследователь - новый тип творчески работающего педагога. Исследовательская деятельность школьного учителя: проведение микроисследований по проблемам обучения, развития и воспитания учащихся, участие (совместно с руководством школы в разработке программы развития школы, создании воспитательной системы школы). Работа по обобщению полученных положительных результатов, оформление их в виде методических указаний, рекомендаций, методических пособий, создание авторских программ и учебников.


Тема 5

Развитие школы как инновационный процесс

(лекция - 2 часа)

Понятие об инновационных процессах. Развитие педагогических иннова­ций. Структура инновационных процессов. Характер инноваций как классификация нововведений. Выбор, освоение и оценка идей развития школы.


Тема 6

Пути обновления школы. Педагогический эксперимент

(лекция- 2 часа)

Педагогический эксперимент как метод познания и исследования: выбор, обоснование и формулировка темы эксперимента; объект, предмет, гипотеза, цели, задачи эксперимента; разработка конкретных методик и методов исследования, этапы и логический аппарат исследования; способы отслеживания результатов педагогического эксперимента. Организационно-управленческий аспект разработки и освоения инноваций. (Рациональный алгоритм проведения педагогического исследования).


Тема 7

Система работы по изучению передового педагогического опыта как основы исследовательской деятельности.

(лекция - 4 часа, практические - 4 часа)

Профессиональные позиции учителя. Деятельность учителя и его педагогические умения. Интегральные умения учителя. Исследовательские умения учителя, ис­следовательские умения как основа интегральных умений.

Значение исследовательской деятельности учителя в совершенствова­нии его педагогического мастерства. Научные основы выявления, изучения, обобщения и использования пе­редового педагогического опыта как основа исследовательской подготовлен­ности учителя. Система работы по изучению передового опыта. Этапы работы над обобщением своего опыта. Формы передачи идей опыта. Внедрение идей передового педагогического опыта или использование рекомендаций психолого-педагогической науки. Анализ типичных ошибок.


Тема 8

Планирование и организация исследовательской деятельности

(практическое занятие - 4 часа)

Работа с научно-педагогической литературой, каталогами. Выбор, обоснование и формулировка темы исследования. Составление и оформление библиографии по теме. Упражнения по развитию собственно исследовательских умений. Определение этапов и логического аппарата исследования. Разработка конкретных методик и способов отслеживания результатов исследования. Составление и защита программы исследования по проблемам: изучение познавательных процессов учащихся; исследование мотивации учения школьников. Экспертиза разработанных программ исследования. Повторение и систематизация знаний теоретического материала.


Тема 9

Проблемно-ориентированный анализ работы школы

(2 часа лекция, 2 часа практические)

Понятие проблемно-ориентированного анализа. Диагностика состояния образовательного процесса. Определение основных направлений развития школы.


Тема 10

Анализ программ развития школы

(2 часа лекция, 2 часа практические)

Анализ и оценка программы развития конкретной школы. Определение перспективности программы. Оценка эффективности программы развития.

Выработка рекомендаций по составлению подобных программ.
Библиографический список


  1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. - М., 1982.

  2. Бабанский Ю.К. Педагогика - М., 1988, с.23-28.

  3. Гайфулин В. Право на эксперимент // Народное образование. 1993, №2, с. 13-15.

  4. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М., 1980.

  5. Кларин М.В. Инновационные модели в зарубежных и педагогических поисках. - М., 1994. гл. 3.

  6. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. - М., 1970.

  7. Лазарев B.C., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы. - М., 1993.

  8. Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя. - М., 1989.

  9. Луковников Н.Н. Методы исследования личности и коллектива. - Калинин, 1990.

  10. Моделирование воспитательных систем: теория-практика. - М., 1995.

  11. Некрасова Н.И. В помощь педагогу, приступающему к экспериментально-исследовательской работе. - Калининград, 1989.

  12. Полонский В.М. Методы исследования проблемы образования // Педагогика, 1994 №2, с. 10-15.

  13. Поташник М.М. Развитие школы как инновационный процесс., - М., 1994.

  14. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы.- М., 1980.

  15. Управление развитием школы. / Под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева. - М., Новая школа, 1995.

  16. Шамова Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. - М., 1994.

  17. Шакуров Р.X. Творческий рост педагога. - М., 1985.

  18. Эксперимент в школе: организация и управление (рекомендации для руководителей школы и учителей) / Под ред. М.М.Поташника. - М., 1992.

  19. Муравьев Е.М. Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса. – М., 2002.


Программа постоянно действующего семинара по теме: «Реализация индивидуальных траекторий учащихся на основе личностно ориентированного подхода в обучении»
Гащенко Л.Н., заместитель директора

по методической работе

МОУ «Краснояружская средняя

общеобразовательная школа №1»

Пояснительная записка.

Реальное состояние педагогической науки приводит к тому, что качество подготовки учителей по многим параметрам не соответствует требованиям сегодняшней школы.

Вместе с тем анализ состояния педагогической практики, изучение готовности педагогов к инновационной деятельности (беседы, наблюдения, самооценка) позволяет сделать вывод о том, что отношение учителей к инновационным процессам характеризуется положительной мотивацией, достаточно высокой степенью сознательности. Однако недостаточная теоретическая психолого-педагогическая подготовленность, отсутствие полной и своевременной информации, нехватка времени для самостоятельного изучения педагогической литературы приводят к тому, что позитивное отношение к процессам обновления содержания образования формируется не на основе глубоких, системных знаний, а приобретает эмоционально-оценочный характер.

Участие педагогов школы в опытно-экспериментальной работе по проблеме использования в образовательном процессе индивидуальных учебных планов ставит их перед необходимостью овладеть техниками проектирования учебного процесса, траектории индивидуального развития ученика, проектирования инновационного авторизованного учебного плана школы на основе базисного, проектирования траектории развития всего образовательного учреждения. Таким образом, встала задача повышения квалификации педагогов с целью обеспечения их полноценного участия в работе над обозначенной выше проблемой. С этой целью была разработана программа постоянно действующего семинара «Реализация индивидуальных образовательных траекторий школьников в условиях профильного образования на основе личностно ориентированного подхода к обучению». Программой семинара предусмотрены компенсация знаний по теории урока, ознакомление с сущностью, функциями и основными психолого-педагогическими характеристиками личностно ориентированного обучения.

Таким образом, в ходе реализации программы предполагается получить практический опыт по конструированию персональных путей и моделей образования учащихся в условиях поселковой профильной школы. Главной целью этого опыта является получение нового качества образования, творческая самореализация участников образовательного процесса.

Содержание программы «Реализация индивидуальных образовательных траекторий школьников в условиях профильного образования на основе личностно ориентированного подхода в обучении» предполагает специализированную подготовку учителей, расширение их профессиональных возможностей и навыков в организации индивидуально ориентированного образовательного процесса. Содержание программы основано на применении личностно ориентированного подхода в обучении.

Данная программа реализуется в условиях проведения эксперимента по теме «Построение и реализация индивидуальных учебных планов (траекторий) в условиях поселковой профильной школы». Она включает теоретический и практический блок. Основой программы постоянно действующего семинара для педагогов является планомерная подготовка педагогов к реализации принципов демократизации и гуманизации педагогического процесса, создание условий для развивающего педагогического процесса, применение системного и деятельностного подхода в образовании, в том числе и в обучении педагогов. Освоение теоретической и практической части программы проводится в рамках работы постоянно действующего семинара для учителей – экспериментаторов. Теоретическая подготовка педагогов проводится на специализированных занятиях. Их общий объем - 36 часов. Освоение теоретической части программы предусматривает использование лекционных форм обучения, а также организацию педагогического общения. Подготовка вопросов для методических занятий ведется научным руководителем, членами творческой группы. Практическая часть программы предполагает апробирование подходов, методик, техник, проведение диагностики, моделирование учебного процесса, проведение открытых учебных занятий и отражение данных форм работы в виде определенной методической продукции. Участники экспериментальной работы в рамках работы семинара по данной программе получают задания на каждом методическом занятии. Их выполнение требует индивидуального творчества педагога, связано с совершенствованием методической системы учителя и подготовкой методической продукции на основе личностного опыта. В целом, программа повышения профессиональной компетентности педагогов рассчитана на 2 учебных года (по 9 теоретических занятий ежегодно). В учебном году ежемесячно проводится по 1 методическому занятию. Целесообразно совмещение с программой семинара общешкольной методической работы (проведение открытых учебных занятий, обобщение актуального педагогического опыта и т.д.)

Реализация программы постоянно – действующего семинара способствует выполнению основной цели опытно-экспериментальной работы – организация профильного обучения с помощью индивидуального учебного плана, индивидуальных образовательных траекторий, учитывающих личностные особенности и познавательные интересы школьников, с максимальным использованием внутренних ресурсов школы.



Задачи программы:

  • целевое внутришкольное повышение квалификации педагогов для реализации индивидуально ориентированного подхода в образовании, освоение методических инструментов активной педагогики, расширение образовательных возможностей педагогов через включение самообразования в учебно-методический процесс и более полную реализацию субъектно-дифференцированного подхода в организации обучения;

  • определение механизма учета результатов диагностики в образовательном процессе путем создания модели обучения профильных групп учащихся на основе внутриклассовой дифференциации;

  • создание учебно –методических ресурсов, подготовка учителем

дидактических материалов, позволяющих вести урок с учетом

различных когнитивных стилей учащихся, формирование учебно-

познавательной среды для педагогов.

Таким образом, в ходе реализации программы предполагается получить практический опыт по конструированию персональных путей и моделей образования учащихся в условиях поселковой профильной школы. Главной целью этого опыта является получение нового качества образования, творческая самореализация участников образовательного процесса.

Содержание программы.

Тема 1. Личностно ориентированный подход в образовании - (3 занятия).

Сущность личностно ориентированного образования, его психолого-дидактическая характеристика. Компоненты личностно ориентированного образования. Субъектная позиция ученика. Психолого-дидактические характеристики личностно ориентированного урока.

Основные требования к личностно ориентированному уроку.

Некоторые подходы к анализу личностно ориентированного урока.

Практическая работа.

1. Проанализировать существующую практику организации учебного процесса на уроке. Спроектировать адекватные действия перехода от сложившейся практики к новой форме организации учебного занятия.

2. Изучение мотивации учебно-познавательной деятельности (стартовый уровень).

3. Определение особенностей базового и профильного уровня обучения по предметам, составление календарно – тематического планирования с учетом требований государственного стандарта.

4. Разработка и апробирование структуры предметного мониторинга результатов учебной деятельности школьников.

5. Педмониторинг «Самодиагностика уровня профессиональной компетенции учителя».

Тема 2. Критерии и показатели оценки результатов образовательной деятельности в условиях реализации индивидуальных учебных планов (траекторий) – (3 занятия)

Ключевые компетенции личности школьника: коммуникативная (владение умением общаться), информационная (умение работать с любыми видами информации), автономизационная (способность к саморазвитию, самопрезентации, самоопределению, конкурентноспособность), социальная (умение жить и работать с другими людьми), продуктивная (способность к созданию собственного продукта, умение принимать решение и нести за него ответственность), нравственная (готовность, способность, потребность жить по общечеловеческим нравственным законам).

Структура личности школьника: уровень темперамента (индивидуальные особенности нервной системы), уровень особенностей психических процессов (индивидуальный характер ощущений, восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления, чувств, воли, мыслительные логические операции), уровень опыта личности (знания, умения, навыки, которые формируются в процессе изучения школьных дисциплин и приобретаются в трудовой деятельности), уровень направленности личности (отношение человека к окружающему миру, интересы, взгляды, убеждения, социальные установки, ценностные ориентиры, морально-этические принципы, мировоззрение).

Практическая работа.


  1. Изучение индивидуальных когнитивных особенностей школьников (смысловая память, наблюдательность, процессы обобщения на основе сравнения, виды памяти, скорость протекания мышления, особенности анализа и др.)

  2. Изучение самооценки школьника.

  3. Разработка индивидуальной предметной траектории обучения школьника

Тема 3. Структура учебного занятия – (3 занятия).

Методы обучения. Формы обучения.

Типы и структуры уроков. Организационные формы проведения уроков.

Индивидуальное мастерство учителя при проектировании урока. Перспективное планирование для решения системы задач обучения и развития школьников.



Практическая работа.

1. Проектирование и проведение различных типов учебных занятий.

2. Самоанализ результативности учебных занятий различного типа.

Тема 4. Теория индивидуализации обучения –(3 занятия).

Понятие индивидуализация и дифференциация обучения.

Психолого – педагогические основы теории индивидуализации и дифференциации обучения.

Учебное занятие как целостная педагогическая система, предполагающая учет индивидуальных особенностей школьников.

Управление образовательной системой на основе индивидуализации и дифференциации. Планирование результатов учебной деятельности с учетом индивидуальных особенностей школьников.



Практическая работа.

1. Практикум по конструированию учебных занятий с учетом результатов диагностики.

2. Разработка тематической карты посещения учебного занятия.

3. Взаимообмен опытом между педагогами в ходе посещения учебных занятий.

4. Разработка индивидуальной траектории обучения школьника (формы, методы, техники, приемы)

Тема 5. Личностно – ориентированные образовательные технологии – (3 занятия).

Понятие образовательной технологии. Технология и методика. Примеры личностно-ориентированных технологий обучения

Анализ педагогических технологий. Освоение методического инструментария активной педагогики. Образовательная технология как инструментарий учителя.

Критерии оценки результативности образовательных технологий.

Практическая работа.

1. Разработка уроков в рамках одной темы по выбранной учителем

технологии.

2. Использование методики составления технологической карты учебного занятия.

3. Индивидуальная апробация новых моделей учебных занятий.

4. Взаимообмен опытом работы педагогов в ходе посещения учебных занятий.

5. Разработка тематической карты для анализа учебного занятия.

Тема 6. Управление развитием учебной мотивации как условие реализации индивидуальных учебных планов (траекторий) – (3 занятия).

Понятие мотивации. Управление мотивацией. Индивидуальные различия в потребностях и мотивах. Мотив достижения как стремление к самоуважению.

Влияние учителя на мотивацию достижения успеха на уроке.

Влияние установок учителя на мотивацию.

Практическая работа.


  1. Изучение динамики учебной мотивации в экспериментальных группах.

  2. Проведение Недели педагогического творчества (презентация разработанной методической продукции участников творческой группы, проведение открытых учебных занятий).

  3. Подготовка участниками творческой группы материалов для публикаций.


Комплексно-целевая программа

«Здоровый учитель - здоровые дети»
МОУ «Дмитриевская средняя

общеобразовательная школа»

Ракитянского района

1. Пояснительная записка

В соответствии с программой развития и статусом школы, содействующей здоровью, в школе организована деятельность по созданию здоровьесберегающего пространства, началом которой является диагностическая работа и повышение квалификации педагогического коллектива по вопросам содействия здоровью и обучению здорового образа жизни.

По данным статистических исследований учителя, как профессиональная группа, занимают по уровню заболеваемости среднее положение – более благополучное, чем, например, шахтёры, но значительно менее благополучное, чем банковские служащие и научные работники. У педагогов сменились ценностные приоритеты: здоровье как ценность переместилось на первое место. Здоровье для педагога выступает как стандарт поведения. Поэтому чтобы создать физиологичный урок, почувствовать радость творчества, учитель должен быть здоровым. Если учитель нездоров, то он не реализует свой потенциал, нарушает физиологическое и энергетическое равновесие урока, что может подорвать здоровье учеников – «У больного, не заботящегося о своём здоровье учителя, не может быть здоровых учеников».

В качестве основных инструментов исследования в школе используются социально-психологические и социально-педагогические методы: анкетирование, тестирование, наблюдение педагогов и учащихся. Данные исследования показывают, что для изучаемой профессиональной группы характерна тенденция: выходить на работу, даже несмотря на заметные нарушения состояния здоровья. Поэтому мы пришли к выводу, что необходимо внедрять в школу здоровьесберегающие технологии. У нездорового учителя снижается работоспособность, качество его профессиональной деятельности. Всё это оказывает отрицательное воздействие на учащихся. В проведенных исследованиях подтверждается и тот факт, что некомпетентный в вопросах здоровья учитель косвенно наносит вред здоровью своих учеников, так как не выполняет одно из важнейших требований – через учебно-воспитательный процесс, личным примером повышать культуру здоровья учащихся, приобщать их к здоровому образу жизни.

Одна из самых актуальных для учителей проблем – это «расшатанная нервная система» В современных условиях чаще всего приходится не только сохранять здоровье, но и восстанавливать его. В этом случае очень эффективным являются приёмы саморегуляции.

На уровне учительского коллектива проведено комплексное исследование творческого потенциала педагогического коллектива на основе анкетирования и исследование профессиональных качеств учителя, в основу которого положен принцип компетентностей, рекомендованный проектом модернизации российского образования. В результате каждый учитель был оценен по следующим параметрам: получение информации о запросах ученика и его продвижение в обучении, демонстрация учителем знания учебного предмета, организация времени урока и пространства класса, взаимодействия учителя с учащимися, демонстрация учителем соответствующих методов обучения. Проведенный анализ уроков учителей-предметников с целью проверки состояния оздоровительной работы показал, что многие педагоги нуждаются в овладении приёмами релаксации, гимнастики для снижения остроты зрения, а также имеют затруднения в использовании форм уроков, позволяющих повышать двигательную активность учащихся.

Сохранение здоровья и повышение уровня обучаемости школьников зависит от состояния и уровня дозирования домашних заданий. Поэтому в школе необходимо включить организацию и проведение дня ДРК (диагностики, регулирования и коррекции) в 9-ом и 10-ом классах. Основной задачей этого дня являются оптимальные условия для эффективности урока; организация уроков по учебным пособиям, соответствующим зоне ближайшего развития ученика; оптимальный объём домашних заданий с учётом индивидуальных особенностей и медицинских показателей; оптимальное расписание в режиме дня.

Анализ исследований позволяет нам сформулировать основную цель программы: создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления здоровья педагогов; формирования навыков саморегуляции личности педагога; профилактики эмоционального состояния в педагогической деятельности.



Задачи программы:

  • формировать у педагогов потребность в здоровом образе жизни;

  • формировать умения и навыки саморегуляции личности педагога;

  • формировать умения и навыки эффективного взаимодействия с коллегами и учащимися;

  • создавать условия для развития самосовершенствования учителей.

Этапы реализации программы:

  • установочно-мотивационный;

  • аналитико-диагностический;

  • просветительский;

  • коррекционно-консультативный.

Ожидаемые результаты:

  • улучшается психологический климат в школьном коллективе;

  • снижается ситуативная и личностная тревожность педагогов;

  • формируются умения и навыки саморегуляции личности педагога;

  • повышается самооценка и уверенность в себе;

  • улучшается физическое здоровье педагогов;

  • повышается компетентность учителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья обучающихся;

  • улучшается материальное обеспечение педагогических работников.

.Содержание программы


п/п

Задача

Содержание деятельности

Прогнозируемый результат

1.

Формировать у педагогов потребность в здоровом образе жизни

  • Сбор информации о здоровье педагогов (педагогический мониторинг);




  • создание диагностического пакета, направленного на изучение культуры здоровья педагогов;

  • оформление наглядных материалов «Культура здоровья педагогов»

Аналитическая справка

Пакет диагностик

Буклеты


2.

Формировать умения и навыки саморегуляции личности педагога


  • Психологический семинар «Мотивация педагогов для продолжения совместной деятельности по формированию практических навыков саморегуляции»;




  • психологический тренинг «Отработка навыков саморегуляции личности педагога»;




  • индивидуальные консультации педагога-психолога по проблемам личностного характера педагога;




  • психолого-педагогический практикум «Обучение приёмов релаксации, гимнастики для профилактики остроты зрения педагогов»;




  • семинар «Профилактика гипокинезии в образовательном процессе».

Пакет раздаточного материала для педагогов

Пакет тренинговых заданий

Рекомендации

Буклеты


Методические рекомендации врача

3.

Формировать умения и навыки эффективного взаимодействия с коллегами и учащимися

  • Организационно-деловая игра «Конфликты и способы поведения педагогов в конфликтных ситуациях»;

  • час педагогической теории «Использование интерактивных техник в учебном процессе для предотвращения перегрузок школьников»;

  • «круглый стол» «Использование здоровьесберегающих образовательных технологий»;




  • индивидуальные консультации по проблемам взаимоотношений:

учитель-ученик,

учитель-администрация;




  • конференция «Коррекция межличностных отношений в коллективе и формирование коммуникативных навыков у педагогов»

Разработка игры

Разработка часа

Методические рекомендации

Рекомендации

Материалы конференции


4.

Создавать условия для развития самосовершенствования учителей.


  • Психолого-педагогические семинары: «Понятие психического здоровья и влияние его на педагогическую деятельность»;

«Отрицательные эмоции и регуляции состояний»;


  • мастер-класс «Обучение основам здорового образа жизни»

Разработка семинаров
Разработка мастер-класса

3. Календарный план выполнения работ





Содержание

Сроки

реализации

Ответственные

1.

Сбор информации о здоровье педагогов (педагогический мониторинг);


Октябрь-ноябрь (ежегодно)

Агаркова Е.Ю.

Дудкина Л.П.

Быценко Г.Н.


2.

Создание диагностического пакета, направленного на изучение культуры здоровья педагогов

2 раза в год

Агаркова Е.Ю.

Дудкина Л.П.

Быценко Г.Н.


3.

Оформление наглядных материалов «Культура здоровья педагогов»

Ежегодно (ноябрь)

Агаркова Е.Ю.

Дудкина Л.П.



4.

Психологический семинар «Мотивация педагогов для продолжения совместной деятельности по формированию практических навыков саморегуляции»;

Согласно плану УВР

Агаркова Е.Ю.

5.

Психологический тренинг «Отработка навыков саморегуляции личности педагога»;

Согласно плану УВР

Агаркова Е.Ю.


6.

Индивидуальные консультации педагога-психолога по проблемам личностного характера педагога;

В течение года

Агаркова Е.Ю.


7

Психолого-педагогический практикум «Обучение приёмов релаксации, гимнастики для профилактики остроты зрения педагогов»;

По плану УВР

Быценко Г.Н.
Быценко Н.А.

8

Семинар «Профилактика гипокинезии в образовательном процессе».

Согласно плану

Быценко Г.Н.

9

Организационно-деловая игра «Конфликты и способы поведения педагогов в конфликтных ситуациях»


Согласно плану

Поддубровская Н.Ф.

Агаркова Е.Ю.

Дудкина Л.П.


10.

Час педагогической теории «Использование интерактивных техник в учебном процессе для предотвращения перегрузок школьников»

Согласно плану

Поддубровская Н.Ф.

11.

«Круглый стол» «Использование здоровьесберегающих образовательных технологий»

Согласно плану УВР

Поддубровская Н.Ф.

12.

Индивидуальные консультации по проблемам взаимоотношений:

учитель-ученик,

учитель-администрация


В течение года

Агаркова Е.Ю.

Дудкина Л.П.



13.

Конференция «Коррекция межличностных отношений в коллективе и формирование коммуникативных навыков у педагогов»

Согласно плану УВР

Администрация школы

14.

Психолого-педагогические семинары: «Понятие психического здоровья и влияние его на педагогическую деятельность»;

«Отрицательные эмоции и регуляции состояний»



Согласно плану

УВР


Быценко Г.Н.

Агаркова Е.Ю.

Дудкина Л.П.


15.

Мастер-класс «Обучение основам здорового образа жизни»

Согласно плану клуба семейной физкультуры

Скалозубов Н.Ф.

Администрация школы




<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Сборник предназначен для руководителей образовательных учреждений всех уровней образовательной системы
4039.6kb.
17 стр.
Составители: Виницкая Г. А
4982.62kb.
22 стр.
Составители: Виницкая Г. А
4946.23kb.
22 стр.
Администрации муниципального образования надымский район
1115.3kb.
6 стр.
Программа по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения школьников на 2012 2013 гг. «Подросток и закон»
318.34kb.
1 стр.
-
90.14kb.
1 стр.
А. Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
6202.6kb.
24 стр.
«Реализация основных направлений развития системы образования района: на пути к становлению современной модели образования»
88.12kb.
1 стр.
Социальное партнерство путь цивилизованного развития трудовых отношений
2352.79kb.
14 стр.
-
3237.48kb.
13 стр.
Сборник №4 Калуга 2013 ббк 67. 407. 1 319 319
12927.58kb.
74 стр.
Перечень обязательных нормативно-правовых документов, регламентирующих медико-социальные условия образовательных учреждений
167.9kb.
1 стр.