Главная
страница 1 ... страница 10страница 11страница 12страница 13страница 14 ... страница 16страница 17

Образовательная область «Математика»


В школе для преподавания математики используется типовая программа для общеобразовательных школ, которая обеспечивается базовым компонентом. Для усиления практических навыков и теоретических знаний, то есть расширения знаний учащихся по математике в классах с углубленным изучением на преподавание предмета отводится 8 часов (из школьного компонента и индивидуально-консультативных часов).

В 7 - х классах введен предмет «Информатика» как дисциплина, направленная, с одной стороны, на формирование теоретической базы, с другой стороны - на овладение учащимися конкретными навыками использования информационных технологий в различных сферах человеческой деятельности в объеме 34 часа.



Образовательная область «Естествознание»

Преподавание физики, химии, биологии, природоведения, географии осуществляется по государственным программам.

Согласно базисному учебному плану, в школьном плане на физику в 7 - 9 классах отведено по 2 часа в неделю; в 10 - 11 классах - по 3 часа в неделю.

Биологическое образование в 5 - 9 классах обеспечивается 2 часами в неделю, в 10 классах - 1 часом, в 11 классах - 2 часами в неделю.

В 6 — 10 классах на преподавание географии выделяется по 2 часа в неделю.

На изучение природоведения в 5-х классах предусмотрено 68 часов, т.е. 2 часа в неделю.

В 9-х классах введен предмет «Экология», формирующий у школьников знания о единстве живой и неживой природы и экологическую грамотность(34 часа).

Образовательная область «Обществознание» В 8 классе введен курс «Обществознание» в объеме 34 часа. В 9 классе продолжается изучение этого курса в объеме 34 часа.

На изучение экономики (областной компонент) в учебном плане отводится 1 час в 10 классе, 1 час в неделю в 11 классе.

На изучение предметов из этой области используются часы из базового и школьного компонентов.

Образовательная область «Искусство»

В учебный план заложены часы согласно базисному плану в 5-7 классах 1 час по ИЗО и 1 час по музыке. В 8 классе изучается курс «Мировая художественная культура» в объеме 68 часов. В 9 классе завершается эстетическое образование изучением курса «Искусство». (34 часа)

В 5-х, 6-х классах введен новый учебный предмет «Краеведение», для организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности.

Образовательная область «Технология»

В 5-8 классах 2 часа в неделю выделено для изучения технологии. На профессиональное обучение выделяется 4 часа в неделю в общеобразовательных 10-11 классах.

В 9-х классах организована предпрофильная подготовка учащихся. С этой целью, кроме профориентационной работы, организованы курсы по выбору физико-математического и химико-биологического профиля.

В целях формирования системы духовно-нравственного воспитания, основанного на традициях православия, на добровольной основе и с обязательного согласия родителей (лиц, их заменяющих) введено изучение курса «Православная культура» в начальной школе и курса «Основы православной культуры» в 5-11 классах. В начальной школе за счет часов кружковой работы, в 3а, 5-6, 10-11 классах за счет часов вариативной части, в 7 классах в рамках предмета «Изобразительное искусство», в 8 классах в рамках предмета «Мировая художественная культура», в 9 классах в рамках предмета «Искусство».

Введение в школе в 1«б», «в», 2«б» классах обучения по учебно-методическому комплекту Н.Ф. Виноградовой, в 5,6 - х классах - регионального компонента «краеведение», в 9 –х классах предпрофильной подготовки и в 10 а, г и 11-х а, в классах профильного обучения основано на наличии материально-технической базы, педагогических кадров, желании учащихся и родителей (лиц, заменяющих их).

Учебный план включает две составляющих:



  1. Инвариантную часть (базовые общеобразовательные
    курсы, обязательные для всех обучающихся во всех профилях обучения)

  2. Вариативную часть (профильные курсы повышенного
    уровня, определяющие направленность физико-математического профиля (10-11 кл.), и элективные курсы, обязательные для посещения по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения).

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года в экспериментальном базисном учебном плане МОУ «Чернянская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» увеличено количество учебных часов на освоение учащимися предметов физико-математического профиля: математики — 8, физики — 5, информатики и ИКТ – 4 (в 10 классе); информатики – 2 (11 класс).

Региональный компонент представлен «Физической культурой» (10 и 11 классы) «Экологией Белгородской области» (10 класс), «Основами православной культуры» (11 класс физико-математического профиля).

Элективные учебные курсы, представленные в плане, выполняют следующие функции:


  1. «надстройка» профильного учебного предмета, когда такой
    дополнительный профильный учебный предмет становится в полной мере углубленным;

  2. развитие содержания одного из базовых учебных
    предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;

  3. удовлетворение познавательных интересов обучающихся в
    различных сферах человеческой деятельности.

Физико-математический профиль

Элективный курс — Компьютерная графика (17 часов). Цель курса: научить учащихся основам компьютерной графики в различных графических программах, сформировать умения создавать и редактировать собственные изображения, используя инструменты графических программ.

Элективный курс – Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей (17 часов). Основной задачей курса является овладение учащимися знаниями общих основ статистической науки и навыками организации, проведения статистических исследований, анализа и прогнозирования их результата.

Элективный курс – Фундаментальные задачи (17 часов). Особая цель курса - целенаправленная подготовка учащихся к письменному экзамену по математике.

Элективный курс – Функции и предел функции (17 часов). Данный курс знакомит учащихся с элементами математического анализа.

Элективный курс – Астрономия и физика космоса (17 часов). Основная задача курса- использовать знания, полученные учащимися при изучении курса физики для объяснения явлений, которые происходят в космическом пространстве и на различных небесных телах, показать применимость физических законов во Вселенной.

Элективный курс – Измерение физических величин (17 часов). Курс предназначен для учащихся, желающих приобрести опыт самостоятельного применения знаний по физике на практике при проведении экспериментов.

Элективный курс – Вероятностно - статистические методы обоснования (17 часов). Данный курс служит для внутрипрофильной дифференциации и построения индивидуального образовательного пути, направленного на рассмотрение способов самостоятельной деятельности по построению микроисследования.

В 9 классе продолжается изучение предмета «Искусство», цель которого завершить обучение искусству в основной школе, помочь осознать учащимся значение изобразительного искусства в современном мире.

Учитывая профиль школы, в 9 классе отведено 2 часа на изучение информатики и ИКТ.

Региональный компонент представлен «Физической культурой» и «Экологией».

Предпрофильная подготовка представлена следующими элективными курсами:


  1. Симметрия. Золотое сечение. (Математика, 17 часов). Цель курса- показать красоту как главную категорию эстетики и математики.

  2. Знакомые незнакомцы (химия, 9 часов). Курс нацелен на формирование познавательного интереса учащихся.

  3. Человек – труд – профессия. (17 часов). Данный курс позволяет учащимся повысить уровень психологической компетенции.

  4. Тайны живой природы (17 часов). Курс имеет цель вызвать интерес к биологии, желание изучать данный предмет в средней школе.

  5. На перекрестках физики, химии и биологии. (17 часов). Программа написана с целью оказания помощи при работе над объединением знаний, полученных на уроках физики, химии, биологии, вокруг основополагающих понятий этих наук, понятий, которые входят в состав ядра естественных наук, в «золотой фонд» естественно -научного образования, составляют знания, которые помогут молодому человеку создать единый взгляд на мир.

В целях формирования системы духовно-нравственного воспитания, основанного на традициях православия, на добровольной основе и с обязательного согласия родителей (лиц, их заменяющих) введено изучение в начальной школе курса «Православная культура» за счет часов кружковой работы. В 5, 6, 9, 10 классах введен курс «Основы православной культуры». В 5, 6-х классах за счет часов вариативной части, в 9-х классах в рамках предмета «Искусство», в 10-х классах за счет часов вариативной части).

Педагогический коллектив школы проводит определенную работу по внедрению инноваций в образовательный процесс. Проблема, над которой работают педагоги школы - «Создание условий для организации вариативного образования учащихся в школе с углубленным и профильным изучением отдельных предметов».

С 1999 года на базе школы функционируют курсы факультета довузовской подготовки Белгородского государственного технологического университета имени Шухова, где учащиеся 11 классов школ района имеют возможность углубить свои знания по физике и математике и основательно подготовиться к вступительным экзаменам в ВУЗы.

С этого учебного года на базе школы проводятся подготовительные занятия для одаренных детей из 11 классов района по подготовке к успешной сдаче итогового тестирования в форме ЕГЭ (часть С).

С 1997 года введены программы углубленного изучения отдельных предметов. С 2000 года преподавание русского языка в отдельных классах осуществляется по технологии кандидата филологических наук Воронежского университета Поташкиной Ю.А., основанной на алгоритмизации процесса обучения. Обучение русскому языку по данной технологии осуществляется 6-й год. Опытно - экспериментальную работу ведут учителя Карезина Т. А., Тепанян Г. С., Акимова Л. Н., Прокопенкова А.В., Потапова И. В. , Беланова Т. С. В этом 2005-2006 учебном году обучение русскому языку по технологии Поташкиной Ю. А. ведется в семи классах.

Администрация школы отслеживает результаты опытно- экспериментальной работы. Объектом педагогического мониторинга являются отдельные ученики, классы, учителя, сам образовательный процесс.

Мониторинговые исследования проводятся в три этапа:

1 этап – подготовительный - постановка цели, определение объекта, установка сроков проведения, изучение литературы.

2 этап – практическая часть мониторинга – сбор информации.

3 этап - аналитический: систематизация полученной информации, анализ имеющихся данных, разработка рекомендаций и предложений на последующий период. Педагогический мониторинг обеспечивает педагога и администрацию школы качественной и своевременной информацией, необходимой для принятия управленческих решений, дает возможность определить, насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в образовательном процессе. Администрация школы систематически проводит мониторинг, прослеживая динамику развития классов через отслеживание качества знаний, степени обученности учащихся в сравнении с контрольными классами по итогам четверти, полугодия, годам обучения. Проводятся наблюдения за динамикой аттестации учащихся по административным контрольно- методическим срезам и итогам контрольных работ, предусмотренных программами.

Педагоги фиксируют ошибки учеников, отмечают слабо усвоенные темы, организуют работу по ликвидации пробелов в знаниях, добиваясь полного усвоения пройденного материала каждым учащимся. Со слабоуспевающими учащимися проводятся индивидуальные формы работы: дополнительные занятия, консультации. Учителя работают не только над повышением грамотности учащихся, но и над ее графической стороной, т. е. каллиграфией.

В ходе контроля было установлено, что ученики, овладевающие технологией Ю. А. Поташкиной, имеют прочные и глубокие знания. Например, в 6 А класс (учитель Прокопенкова А. В.) степень обученности учащихся составляет 69 %, а в контрольном классе 6Б (учитель Маликова Л. И.)- 54%.

Результаты АКМС обсуждаются на совещаниях при заместителе директора, при директоре. Учителя принимают активное участие в работе МежМО учителей начальных классов и учителей русского языка.

С 2003 года в школе проводился эксперимент по проблеме «Формирование коммуникативной личности на краеведческом материале» в начальной школе и среднем звене (учителя ИЗО, русского языка и литературы) под руководством профессора Белгородского Государственного университета, доктора филологических наук Тураниной Н.А. В ходе экспериментальной работы учащиеся обращаются к истокам народной культуры, знакомятся с обрядами русской старины, русским бытом и укладом жизни не только на уроках чтения и русского языка, а и на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, музыке.

Объектом исследования являлась устная и письменная речь школьников; предметом исследования – методическое обеспечение процесса формирования коммуникативной личности на краеведческом материале.

В соответствии с проблемой объекта, предмета и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1. Определить сущность, раскрыть содержание понятия « коммуникативная личность», выявить его составляющие.

2. Разработать методики выявления сформированности краеведческих основ формирования коммуникативной культуры школьника.

3. Выявить оптимальные условия краеведческой компетентности школьников.

4. Опираясь на результаты исследования, разработать методические рекомендации по формированию коммуникативной культуры школьников на краеведческой основе.

В результате работы по вышеназванной проблеме в школе создана творческая группа учителей начальных классов и среднего звена, а также научное общество учащихся «Клио».

На подготовительном этапе осуществлялось изучение состояния краеведческой направленности формирования коммуникативной культуры школьников; разработана концепция экспериментальной работы и система внедрения в учебный процесс, корректировка учебных программ по родному языку.

На следующем этапе работы основное внимание уделялось определению сущности этнокультурологических основ формирования коммуникативной культуры школьников; разработаны критерии оценки сформированности их этнокоммуникативной и краеведческой компетентности; выявлены и определены эффективные методики, позволяющие оценить уровень коммуникативной культуры школьников, основанный на краеведческих принципах.

Как итог работы, обобщены и описаны результаты исследования, разработаны методические рекомендации по исследуемой проблеме, внедрены методики формирования коммуникативной культуры на краеведческой основе в другие школы района через проведение открытых семинарских занятий, ежегодных конференций учителей по итогам экспериментальной работы. Изданы учебные пособия: «Формирование этнокультурной компетентности на уроках русского языка в начальной школе» (авторы Туранина Н.А., Блажко И.М.), «Слово в контексте народной культуры»(автор Туранина Н.А.).

Экспериментальное сотрудничество продолжилось с Тураниной Н.А. с 2005-2006 года по новой проблеме «Формирование интеллектуально-речевых способностей школьника на материале традиций славянской культуры».

Задачи данного эксперимента:



  1. Определить сущность, раскрыть содержание понятия «интеллектуально-речевые способности», выявить его составляющие.

  2. Разработать методики выявления создания этнокультурных и межкультурных основ формирования интеллектуально-речевых способностей школьников.

  3. Выявить оптимальные условия формирования этнокультурной и межкультурной компетентности школьников.

  4. Опираясь на результаты исследования, разработать методические рекомендации по формированию интеллектуально-речевых способностей школьников на материале славянской культуры.

На подготовительном этапе (2005 - 2006 г.г.) осуществляется

    • изучение состояния этнокультурной и межкультурной направленности формирования интеллектуально – речевых способностей школьников;

    • разработка концепции экспериментальной работы;

    • разработка системы внедрения в учебный процесс и корректировка учебных программ по родному языку.

На поисковом этапе (2006 – 2007 г.г.) планируется

  • создание творческих групп учителей;

  • определение сущности этнокультурологических основ формирования интеллектуально- речевых способностей школьников;

  • разработка критериев оценки сформированности интеллектуально – речевой, этнокультурной и межкультурной компетентности школьников;

  • выявление и определение эффективных методик, позволяющих оценить уровень интеллектуально – речевых способностей школьников, основанный на этнокультурологических принципах.

На этапе обобщения (2007- 2008 г.г.) основное внимание акцентируется на:

  • обобщение и описание результатов исследования;

  • внедрение методики формирования интеллектуально-речевых способностей школьников на этнокультурной и межкультурной основе в другие школы;

  • разработку методических рекомендаций по исследуемой проблеме.

Предполагаемые результаты исследования

  1. Исследовательские:

- разработка системы работы по формированию этнокультурной и межкультурной компетентности личности;

- определение критериев сформированности этнокультурной и межкультурной компетентности школьников;

- разработка методики внедрения и реализации этнокультурных основ формирования этнокультурной и межкультурной компетентности.

2. Образовательные:

- сформированность коммуникативной личности на этнокультурной и межкультурной основе;

- обеспечение самореализации школьников экспериментальных классов в учебной и внеучебной деятельности.

3. Внедренческие:

- ежегодные конференции учителей по итогам экспериментальной работы;

- методические рекомендации учителям школ по формированию интеллектуально-речевых способностей школьников на этнокультурной основе;

- учебно-методический комплекс «Формирование интеллектуально-речевых способностей школьника на материале славянской культуры».

Педагогический коллектив школы проводит определенную экспериментальную работу по внедрению профильного обучения и предпрофильной подготовки.

В соответствии с функционированием школы в режиме Федерального эксперимента по организации профильного обучения с 2003-2004 учебного года в школе действуют 2 профиля: физико-математический и естественно-научный. Было создано 5 классов физико-математического профиля и один класс естественно-научного профиля. В этих классах занимаются 104 ученика, в число которых входят учащиеся поселковых школ, Русско-Халанской , Волковской СШ. Физико-математический профиль предполагает более углубленное изучение таких предметов как информатика, физика и математика; естественно-научный – углубленное изучение биологии и химии.

Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. С этой целью помимо профильных общеобразовательных предметов вводятся элективные курсы – курсы по выбору учащихся, но обязательные для посещения.

Задачами элективных курсов являются:


  • повышение уровня индивидуализации обучения и социализации учащихся,

  • подготовка к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.

Одной из основных задач элективных курсов является создание условий для самообразования, формирования у учащихся умений и навыков самостоятельной работы и самоконтроля своих достижений, что требует включения в процесс обучения различного рода материалов, способствующих реализации деятельностного подхода.

Учебные практики, проекты, исследовательская деятельность, активная роль самого ученика – все это значительно отличает профильную школу от обычной общеобразовательной. Профильное обучение систематизирует, углубляет подготовку старшеклассников по выбранным ими дисциплинам,

направлениям. Считаем, оно основательно подготовит учащихся к Единому государственному экзамену; даст возможность в разумной мере «разгрузить» учащихся по непрофильным предметам.

Учебный план 9-го класса профильной школы предполагает организацию предпрофильной подготовки учащихся. Это система работы, которая в обязательном порядке должна предшествовать выбору профиля. Необходимо создать условия для перехода в профильную школу, выявить, есть ли у школьника необходимые для выбранной им профессии способности; организовать ребятам «пробу сил» по тем направлениям профильного образования, которые школьники себе наметили. Необходимо организовать и дополнительную подготовку девятиклассников к более успешной итоговой аттестации и к более уверенному переходу к профильному обучению.

Концепция профильного обучения акцентирует внимание на двух системообразующих принципах предпрофильной подготовки: введение курсов по выбору, считая при этом одной из основных их функций – профориентационную, и модернизация системы итоговой аттестации учащихся 9 классов.

В этом учебном году в рамках предпрофильной подготовки мы предложили 11 элективных курсов. В рамках углубленного изучения математики мы предложили такие элективные курсы, как «Симметрия. Золотое сечение», «Избранные вопросы математики», «Модуль». Для более углубленного изучения химии- «Знакомые незнакомцы», «Металлы в окружающей среде и здоровье человека». Предложили также следующие элективные курсы: «Наркотики и здоровье человека», «Человек – труд – профессия», межпредметный элективный курс «На перекрестках химии, физики и биологии», «Тайны живой природы», «Черчение», «Профессиональное самоопределение» - элективный курс, который ведут все классные руководители 9-х классов.

Такой большой набор элективных курсов мы считаем оправданным решением, так как обучение должно носить личностно-ориентированный характер, и учащиеся имеют возможность выбрать для себя именно то, что их интересует больше всего и то, чтобы они хотели бы изучать на более высоком уровне.

Главное условие успешного решения проблем профильного обучения и профориентации в школе - это кадры.

С целью повышения научно-практического, исследовательского уровня учителей и классных руководителей, более успешной подготовки учащихся к выбору профессии был создан Центр профориентации в нашей школе. Разработано соответствующее положение, на основании которого на Центр возлагается изучение индивидуальных особенностей учащихся, информирование детей и родителей об основных тенденциях мира труда и профессиях, возможностях трудоустройства.

Начало работы положено, есть первые результаты. Школа приняла участие и выиграла в конкурсе грантов Управления образования и науки Белгородской области для проведения исследований в системе общего среднего, начального профессионального и дополнительного образования на 2004-2005 учебный год. Мы выступили с проектом «Создание центра профориентации в профильной поселковой школе как средство повышения качества образовательного процесса». За помощью мы обратились в региональный центр содержания образования непосредственно к проректору Белгородского регионального института повышения квалификации и профессиональной подготовки специалистов, кандидату педагогических наук Кирий Н.В. Она поддержала нашу идею, за что мы ей очень благодарны. Связь с наукой позволяет нам заполнить информационный вакуум, выбирать правильные решения и более уверенно действовать.

Если говорить в общем, то работа центра идет в трех направлениях: профпросвещение, профдиагностика, профконсультация. Проведению профориентационной работы способствует профессиография, описывающая в профессиограммах особенности профессии, их требования, предъявляемые к качествам личности. Большую помощь в работе нашего центра оказывает районный центр занятости населения, областной центр молодежных инициатив, Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов и др.

Работа центра – это один из способов реализации личностно-ориентированной парадигмы образования. В результате системной деятельности по профориентации повышается мотивация учения, что приводит к повышению качества знаний. В рамках работы Центра были проведены некоторые исследования среди учащихся школы, которые и определили основные направления в деятельности Центра профориентации.


5. Предлагаемые методы и подходы, общий план работы на весь срок выполнения проекта.

Разработка и выбор конкретных методик и методов эксперимента:

- эмпирически, основанные на изучении нормативно-правовых документов, теоретического анализа специальной литературы по теме эксперимента; наблюдения, анкетирования; тестирования; обобщение передового опыта и другое.

- теоретические, основанные на сравнении, обобщении экспертной оценки деятельности образовательного учреждения по проблеме создания нормативной базы введения профильного обучения. В эксперименте будет использоваться комплекс методов, соответствующих поставленным задачам.

Общий план работы.

Название этапа

Содержание работы

Сроки

1. аналитико-диагностический (2006 год)

1. Разработка содержания пакета документов по введению профильного обучения.

2. Введение информатики и ИКТ с 3 класса.

3.Введение курсов «Этикет» и «Культура общения».

4. Создание программы НОУ.

5. Разработка Положения о НОУ.

6.Разработка планов работы историко-краеведческого клуба «Память» и школьных музеев.

7.Утверждение учебного плана санитарно-эпидемиологической службы.

8. Проведение семинарского занятия с педагогами школы «Формирование здорового образа жизни и укрепление здоровья учащихся ».

9. Разработка программы деятельности школы по сохранению и развитию здоровья учащихся.


Апрель 2006 год

Сентябрь 2006 год


Сентябрь 2006 год
Апрель 2006 год

Апрель 2006 год

Июль 2006 год

Ежегодно


Ноябрь 2006 год

Апрель 2006 год



2. Этап внедрения (2007-2009 годы)

1. Создание программы развития Центра профориентации учащихся.

2. Проведение практических семинаров по подготовке педагогов для работы в Центре профориентации учащихся.

3. Разработка и заключение договоров с учреждениями дополнительного образования.

4. Разработка программы психологического сопровождения образовательного процесса.

5.Программа духовно-нравственного воспитания.

6. Проведение семинарских занятий для педагогов по духовно-нравственному воспитанию.

7. Проведение семинарских

занятий с педагогами

- «Совершенствование форм физического развития и укрепления здоровья детей младшего школьного возраста»,

- «Продуктивность методического сопровождения развития системных связей между педагогами школы и другими специалистами в разрешении проблем физического, психического и социального развития воспитанников школы»



январь 2007 год

март 2007 год

ноябрь 2008 год

январь 2009 год


март 2007 год

сентябрь 2008 год

август 2007 год
ноябрь 2007 год

март 2008 год

январь 2009 год

март 2007 год


ноябрь 2009 год



3. Этап коррекционно-обобщающий

(2010 год)



1. Пакет нормативных документов по введению профильного обучения.

2. Замена мебели и оборудования.




Август 2010 год

Август 2010 год



6. Ожидаемые результаты

1.Обеспечение доступного качественного образования по физико-математическому и биолого-химическому профилям, и в связи с этим удовлетворенность родителей деятельностью учебного учреждения.

2.Развитие адаптивных возможностей школьников.

3.Формирование духовно-нравственной личности

4.Формирование личности, ориентированной на сохранение и укрепление своего здоровья.

С момента открытия в 1976 году Чернянская средняя школа №1 зарекомендовала себя как учреждение, где работают кадры с высоким уровнем профессиональной подготовки. До сих пор это учреждение является одним из лучших по материально-техническому обеспечению. Данные условия позволили школе на протяжении всех лет своего существования давать учащимся качественное образование. Кроме того, школа находится в центре поселка. Родители учащихся, в основном, служащие, большой процент которых имеют высшее образование. Следовательно, социальный статус родителей позволяет им давать адекватную оценку общественно-политическим и социально-экономическим изменениям в стране. Понимая, что положение человека в современном мире определяется высоким уровнем образования, они требуют от школы, чтобы дети были конкурентно-способными при поступлении в ВУЗы, умели адаптироваться в различных сферах деятельности, самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные ценности. Это, в свою очередь, побуждает педагогический коллектив находиться в постоянном поиске эффективных путей повышения качества образования. Основная задача современной школы – создание условий для развития личности. В законе РФ «Об образовании» провозглашена личностно-ориентированная парадигма образования. Учитывая принципы государственной политики в обучении и воспитании подрастающего поколения, а также цели и задачи модернизации образования, школа будет ориентироваться на адаптивную модель учреждения, создающего оптимальные условия для вариативного образования.




4 РАЗДЕЛ

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ СЕЛЬСКИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

( нормативно-правовая база: планы работы, положения, договоры, проекты, комплексно-целевые программы)

Положение

о Центре инновационного образования

МОУ «Волоконовская средняя

общеобразовательная школа № 2

имени Героя Советского Союза

генерал-майора И.С. Лазаренко»
1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение определяет условия создания, порядок


функционирования и содержание деятельности Центра инновационного
образования (ЦИО) муниципального общеобразовательного учреждения «Волоконовская средняя общеобразовательная школа № 2 имени Героя Советского Союза генерал-майора И.С. Лазаренко Волоконовского района Белгородской области», создаваемого и функционирующего при технологической, дидактической и контентной поддержке высшего
учебного заведения, реализующего инновационное образование (ВУЗ).

  1. ЦИО создается как структурное подразделение школы, определенное в качестве базы для реализации инновационного образования на основе современных высоких, главным образом, информационных и телекоммуникационных технологий, применяемых в соответствии с достижениями научной дидактики и когнитивной неврологии.

  2. ЦИО в своей деятельности руководствуется Законом РФ «Об об­разовании» (ст. ст. 10, 32, 50), нормативными документами Министерства образования и науки РФ, Правительства РФ (в частности Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-р, Постановлением Правитель­ства РФ от 14.02.2006 г. № 89 «О мерах государственной поддержки обра­зовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы»), Приказом Минобразования России от 11.02.2002 г. № 393 «О Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года», настоящим Положением о ЦИО.

2. Цели и задачи

2.1. Целью создания и функционирования ЦИО является интенсификация учебного процесса, создание информационной образовательной среды, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, повышение эффективности учебно-воспитательного процесса, развитие различных форм инновационной, предпрофильной, профильной, профориентационной и научно-исследовательской работы в школе, повышение квалификации педагогических работников.

2.2. ЦИО реализует следующие задачи:

- апробация теоретических и прикладных направлений инновационной педагогики, внедрение широкого спектра дополнительных образовательных программ;

- повышение квалификации педагогических работников по актуальным проблемам инновационного образования;

- трансляция позитивных инноваций и экспериментальных разработок в педагогическую практику, распространение положительного опыта работы в направлении информатизации учебного процесса;

- мобилизация учащихся и учителей школы к активному участию в конкурсах творческих проектов по информационным технологиям, в ярмарке идей, конкурсе проектных и исследовательских работ школьников районного, городского и регионального уровней.

3. Организация работы ЦИО

3.1. ЦИО создается и ликвидируется приказом директора школы.

3.2. Направления инновационной работы в ЦИО, их актуальность и необходимость апробации рассматриваются педагогическим советом школы и инновационным ВУЗом в конце учебного года и включаются в план работы на очередной учебный год.


  1. Функционирование ЦИО осуществляется на основе договора о сотрудничестве с инновационным ВУЗом, договоров ВУЗа с родителями (законными представителями) учащихся, договоров ВУЗа с юридическими лицами (заказчиками). Занятия в ЦИО проводятся в форме самообразования, по индивидуальным учебным планам Школы или ВУЗа.

3.4. Работа ЦИО может быть организована по следующим направлениям:

  • подготовка к поступлению в вуз,

  • дополнительные курсы профессионального образования,

  • профориентационная деятельность,

-повышение квалификации по основным профессиональным образовательным программам вуза,

-иная образовательная деятельность, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.

3.5. По результатам работы ЦИО школой и инновационным ВУЗом может применяться в пределах имеющихся возможностей и средств моральное и материальное поощрение работников, принявших активное участие в инновационной деятельности ЦИО.

4. Финансирование ЦИО

4.1.Финансирование деятельности ЦИО осуществляется за счет оплаты родителями (законными представителями) учащихся дополнительных платных образовательных услуг с применением инновационных технологий по образовательным курсам, предоставленных на основании заключенного договора (постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг"). Возможно также привлечение средств из других источников, в том числе и бюджетных.



  1. Оплата образовательных услуг инновационного ВУЗа, предоставляемых через ЦИО, осуществляется по квитанциям и счетам ВУЗа, на расчетный счет ВУЗа, по заключенным договорам в соответствии с установленной величиной оплаты.

  2. Школа назначает координаторов по взаимодействию с ВУЗом, несет ответственность за соблюдение санитарно-гигиенических норм, противопожарных правил, требований охраны труда и техники безопасности, охрану учащихся и имущества ЦИО.

  3. Для участия в организации работы ЦИО ВУЗ назначает учебных менеджеров, заключает с ними договора на участие в оказании образовательных услуг с использованием учебно-материальной базы ЦИО и ВУЗа, и оплачивает данную работу.

  4. Инновационный ВУЗ предоставляет школе по акту на определенное время свои инновационные технологии и средства инновационного обучения, которые школа возвращает ВУЗу после окончания их использования, а также осуществляет техническое обеспечение работы ЦИО.

4.6. Школа обеспечивает уборку своих помещений, предоставляемых для работы ЦИО, оплачивает коммунальные услуги по работе ЦИО.

5. Права и обязанности коллектива ЦИО

5.1. Коллектив ЦИО имеет право:

- на содействие со стороны инновационного ВУЗа в повышении квалификации педагогов-технологов и координаторов в соответствии с заявленной концепцией;


  • на информационное и методическое обеспечение, связанное с инновационной работой со стороны ВУЗа;

  • на научное сопровождение инновационной работы;

- на публикацию материалов инновационной работы в изданиях
ВУЗа;

- на оплату ВУЗом по договору результатов инновационной работы в


виде авторских курсов, образовательных программ, методических разработок, учебных продуктов.

5.2. Коллектив ЦИО обязан:



  • осуществлять инновационную работу в соответствии с заявленной концепцией и программой;

  • обеспечивать проведение экспертного контроля в сроки, определенные школой и/или инновационным ВУЗом.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Волоконовская средняя общеобразовательная школа № 2

имени Героя Советского Союза генерал-майора И.С. Лазаренко Волоконовского района Белгородской области»
Положение

о районном консультационном пункте (межшкольном методическом центре) по обучению учителей информационным технологиям
1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение регулирует деятельность районного консультационного пункта информатизации (далее – РКП).

Сеть РКП является составной частью единой системы непрерывного образования и основным звеном единого информационного пространства Управления образования и науки Белгородской области.

РКП является структурным подразделением общеобразовательной школы, специализирующимся в области информационных технологий и информатизации образования.

1.2. Место нахождения пункта: п.Волоконовка, ул. Коммунистическая, 2, муниципальное общеобразовательное учреждение «Волоконовская средняя общеобразовательная школа № 2 Волоконовского района Белгородской области».

1.3. Основная цель деятельности РКП – проведение единой государственной политики в области информатизации, формирование высокой информационной культуры и распространение ее в регионе через подготавливаемые высококвалифицированные кадры.

1.4. Деятельность РКП подконтрольна администрации общеобразовательного учреждения и руководству отдела образования администрации Волоконовского района.

1.5. РКП осуществляет в районе методическое руководство и обучение педагогических работников, а также обеспечивает информационное взаимодействие с образовательными учреждениями и организациями района.

РКП осуществляет научно-методическое руководство в области информатизации школы совместно с подразделениями учебного и научно-производственного комплекса непрерывного образования.

1.6. РКП осуществляет свою деятельность во взаимодействии с инновационными структурами образования: Белгородским региональным институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, центрами дистанционного обучения, центрами Internet-образования, центрами тестирования, учебно-научными центрами по проблемам информационной безопасности и т.д.

1.7. В своей деятельности РКП руководствуется законодательством Российской Федерации и Белгородской области, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и решениями Министерства образования и науки Российской Федерации, Управления образования и науки области, постановлениями главы района, отдела образования администрации района, уставом образовательного учреждения, настоящим Положением.

2. Основные задачи РКПВ области образовательной деятельности:

2.1. Формирование, обеспечение функционирования и развития инфраструктуры информатизации образования на соответствующей территории.

2.2. Проведение совместных с учреждениями образования района исследовательских и проектных работ по информатизации общего и профессионального образования.

2.3. Участие в разработке, реализации и сопровождении корпоративных проектов, формирующих единое информационное пространство системы образования.

2.4. Подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогических работников системы образования района в области новых информационных технологий обучения, научной и организационной деятельности в установленном порядке.

В области научно-исследовательской деятельности:

2.5. Координация и определение основных направлений деятельности педагогических работников образовательных учреждений района, ориентированных на создание и развитие новых информационных технологий.

Взаимодействие, поддержка и развитие инфраструктуры инновационных структур в образовательных учреждениях.

2.6. Разработка методик в области информатизации образования по заказам учреждений образования.

2.7. Проведение прикладных научных исследований в области комплексного использования новых информационных технологий в сфере образования.

В области хозяйственно-договорной деятельности:

2.8. Формирование и ведение информационных районных ресурсов в области образования, профессиональных баз данных и знаний.

2.9. Поддержка и развитие отраслевых баз данных, организация информационного обмена с региональными базами данных, системный анализ и обработка данных в соответствии с информационными потребностями школ района.

2.10. Выполнение функций региональных узлов единой телекоммуникационной информационной сети образования и науки Белгородской области. Создание узловой коммуникационной инфраструктуры "школа - ВУЗ".

2.11. Оказание информационных, аналитических, консалтинговых услуг по проблемам информатизации образования, распространение передового опыта в районе в сфере информатизации образования.

2.12. Изучение потребности рынка новых информационных технологий, обеспечение проведения экспертизы и организация эксплуатации для образовательных структур района отдельных компонентов, систем и целых информационных технологий учебного назначения.

3. Структура РКП

3.1. В состав РКП входят методический кабинет школы, учебные классы и другие подразделения из сферы информатизации, которые представляют собой экспериментальные площадки для отработки информационных образовательных технологий.

3.2. РКП представляет собой районный научно-технологический парк в области информатизации образования, работающий в тесном контакте в рамках единой корпоративной системы с территориальными органами управления образованием, школами, лицеями, профессиональными начальными, средними и высшими учебными заведениями и субъектами научно-технической деятельности.

4. Права и ответственность РКП

4.1. РКП для выполнения возложенных на него задач имеет право:

- осуществлять в рамках своей компетенции следующие виды деятельности: образовательную (подготовка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации преподавательских кадров системы образования), деятельность по оказанию услуг связи, информационную, хозяйственно-договорную, научную, рекламную.

- разрабатывать и публиковать (представлять) научно-методические рекомендации научным и учебным заведениям по использованию и повышению эффективности новых информационных технологий в образовании, научной и организационной деятельности;

- запрашивать от образовательных учреждений в установленном порядке необходимые материалы (данные) по вопросам новых информационных технологий;

- издавать методические пособия, а также иные информационные материалы по обмену опытом и рекомендации по новым информационным технологиям;

- изучать и анализировать состояние и уровень эффективности новых информационных технологий в сфере информатизации образования;

- формировать временные коллективы для решения задач в области типовых информационных технологий.

4.2. Деятельность РКП строится на основе программы деятельности, осуществляемой РКП самостоятельно в соответствии с возложенными на него задачами.

5. Финансирование, материально-техническое обеспечение и штаты РКП

5.1. Финансирование РКП по оплате труда осуществляется его учредителем - отделом образования администрации Волоконовского района.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов РКП являются:

- собственные средства учредителя;

- бюджетные и внебюджетные средства;

- имущество, переданное РКП собственником или уполномоченным им органом;

- доход, полученный от реализации продукции и услуг, а также от других видов разрешенной самостоятельной деятельности;

- другие источники в соответствии с действующим законодательством.

5.2. Финансовые средства РКП складываются из:

- бюджетных ассигнований;

- средств спонсоров;

- средств, полученных от собственной хозяйственной, договорной, предпринимательской деятельности, в том числе от реализации научно-технической продукции и сервисных услуг.

РКП имеет право заниматься предпринимательской деятельностью в соответствии с уставом школы.

5.3. При создании РКП учредитель (спонсоры, органы управления и т.д.) выделяет РКП имущество (компьютеры, коммуникационные средства, оргтехнику и т.д.).

5.4. Учебная и научно-производственная деятельность РКП выполняется штатным педагогическим составом, инженерно-техническим и другим персоналом пункта за счет бюджетных и хоздоговорных средств.

Кроме того, к работе в РКП в установленном порядке могут привлекаться работники на условиях совместительства.

6. Руководство РКП

6.1. Руководство РКП осуществляет заместитель директора по научно-методической работе.

6.2. Заместитель директора по научно-методической работе несет ответственность за состояние и результаты деятельности РКП.

6.3. В целях повышения научной и образовательной деятельности РКП, а также координации его деятельности приказом школы по согласованию с отделом образования может быть назначен научный руководитель пункта, выполняющий данные функции на условиях совместительства.

6.4. В целях привлечения научной общественности к реализации проектов информатизации РКП может создать научно-методический совет по проблемам новых информационных технологий в сфере образования и науки.

7. Создание и ликвидация РКП

7.1. Включение РКП в единую систему информатизации образования осуществляется приказом отдела образования администрации Волоконовского района.

Учредителем РКП является отдел образования Волоконовского района.

Учредительными документами РКП являются приказ отдела образования, Положение.

7.2. На основании приказа отдела образования директор школы в установленном порядке издает приказ об организации РКП, о назначении руководителя пункта; утверждает в установленном порядке программу деятельности пункта на ближайший период.

7.3. Исключение РКП из системы информатизации общеобразовательной школы осуществляется приказом отдела образования по инициативе: отдела образования, школы.




ДОГОВОР

о совместной деятельности по созданию условий для получения качественного образования учащихся.
п. Ракитное «____» ___________2007 г
МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №2», базовая (опорная) школа - ресурсный центр, именуемая в дальнейшем базовая школа, в лице директора школы Вагнер Т.А., с одной стороны, и МОУ «Лаптевской основная общеобразовательная школа», именуемая в дальнейшем Лаптевская оош, в лице директора Мазур Н.П., с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1.ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА.

Предметом настоящего договора является сотрудничество по созданию условий для получения качественного образования учащихся независимо от места жительства.



2.ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН.

Ракитянская сош №2

2.1.Обязуется создать соответствующие возрасту обучающихся безопасные санитарно-гигиенические и комфортные условия образовательного процесса;

2.2. Обеспечивать:

- доступность образовательных услуг;

- возможность выбора обучающимися индивидуальной образовательной траектории, т.е. программ различного уровня сложности, отвечающим потребностям личности не только в образовательном, но и в процессуальном плане;

- реализацию системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах школы;

- возможность обучения учащихся старших ступеней, начавших свое образование в малокомплектных образовательных учреждениях, для чего организуется транспортная доставка детей из населенных пунктов;

- преемственность образовательной деятельности базовой школы и закрепленных малокомплектных школ в отношении содержания и применяемых педагогических методик и технологий;

- реализацию на основе базовой школы программ повышения квалификации кадров для группы закрепленных общеобразовательных учреждений (куста);

- оказание методической и консультативной помощи другим общеобразовательным учреждениям, находящимся на закрепленной территории;

2.3. Несет ответственность за использование в интересах образования и воспитания детей возможностей всего социально-культурного потенциала образовательного учреждения

Лаптевская оош

2.4.Согласовывает Учебный план для 9 класса с опорной школой.

2.5.обеспечивает преемственность образовательной деятельности в отношении содержания и применяемых педагогических методик и технологий в базовой школе.

2.6. Участвует в реализации программ повышения квалификации кадров на базе опорной школы.

2.7.Прогнозирует и определяет запросы обучающихся и их родителей на получение качественного профильного образования.

2.8.Обеспечивает явку учащихся 9-х классов на предпрофильную подготовку в опорную школу



III. Общие положения

3.1. Стороны обязуются без промедления информировать друг друга о всех возникших обстоятельствах, подвергающих угрозе или делающих невозможным выполнение обязательств по настоящему договору, и согласовывать мероприятия по их устранению.

3.2. Стороны обязуется оперативно решать вопросы, связанные с выполнением настоящего договора.

3.3. В случае необходимости будет созываться совещание представителей Сторон настоящего договора.



IV. Заключительные положения

4.1. Настоящий договор вступает в силу с даты подписания его Сторонами.

4.2. Настоящий договор может быть изменен или дополнен. Все изменения настоящего договора или дополнения к нему должны быть совершены в письменной форме всеми Сторонами и вступают и силу по подписании договора с внесенными изменениями.

4.3. Ни одна из Сторон не вправе передавать свои права и обязанности по договору другим лицам без предварительного письменного согласия Сторон.

4.4. Срок действия настоящего договора: с 1 сентября 2007 года по 31 июня 2008 года

5.5. Настоящий договор составлен в 2-х экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, и хранится у каждой из сторон.



Y.Юридические адреса сторон


Муниципальное образовательное учреждение «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №2» 309310

П.Ракитное, ул.Коммунаров, 30а


Директор школы
_______________Вагнер Т.А.

Муниципальное образовательное учреждение «Лаптевская основная общеобразовательная школа » 309325

С.Лаптевка, ул.Центральная, 115


Директор школы
______________ Мазур Н.П.

<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Сборник предназначен для руководителей образовательных учреждений всех уровней образовательной системы
4039.6kb.
17 стр.
Составители: Виницкая Г. А
4982.62kb.
22 стр.
Составители: Виницкая Г. А
4946.23kb.
22 стр.
Администрации муниципального образования надымский район
1115.3kb.
6 стр.
Программа по воспитанию правовой культуры и формированию законопослушного поведения школьников на 2012 2013 гг. «Подросток и закон»
318.34kb.
1 стр.
-
90.14kb.
1 стр.
А. Ф. Аменд проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения
6202.6kb.
24 стр.
«Реализация основных направлений развития системы образования района: на пути к становлению современной модели образования»
88.12kb.
1 стр.
Социальное партнерство путь цивилизованного развития трудовых отношений
2352.79kb.
14 стр.
-
3237.48kb.
13 стр.
Сборник №4 Калуга 2013 ббк 67. 407. 1 319 319
12927.58kb.
74 стр.
Перечень обязательных нормативно-правовых документов, регламентирующих медико-социальные условия образовательных учреждений
167.9kb.
1 стр.