Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»
Учебно-методический комплекс ![]() Ставрополь 2012
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ» «Утверждаю»
к.ю.н., доцент ________________ А.Р. Саруханян «___ » ___________ 2012 года НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 030500 – юриспруденция КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) – бакалавр Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА учебно-методическиЙ КОМПЛЕКС Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного института.
Автор-составитель: Д.В. Пикалов – к.и.н., доцент, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного института. Рецензенты: И.О. Сорокин – кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного института; В.Д. Грачев – доктор философских наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин РЮИ РПА Минюста России. Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Социология права» подготовлен на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030500 «Юриспруденция». УМК включает в себя рабочую программу учебной дисциплины и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации. Рассчитан на студентов Северо-Кавказского гуманитарного института, обучающихся по направлению подготовки бакалавра юриспруденции.
© Рабочая программа учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины «Социология права» – это учебно-методическое пособие, определяющее требования к содержанию и уровню подготовки студентов, руководство их самостоятельной работой, виды учебных занятий и формы контроля по данной дисциплине. Рабочая программа включает в себя:
ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА Целевая установка преподавания учебной дисциплины «Социология права» строится с учетом задач, содержания и форм деятельности бакалавра – выпускника НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт». Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые профессиональные компетенции и успешно работать в избранной сфере деятельности. Содержание обучения в Институте по дисциплине «Социология права» строится в соответствии с основными видами и задачами профессиональной деятельности бакалавра юриспруденции: а) нормотворческая (участие в подготовке нормативных правовых актов); б) правоприменительная (обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм, составление юридических документов); в) правоохранительная (обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности); г) экспертно-консультационная (консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы документов); д) педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений, осуществление правового воспитания). Общественная жизнь неразрывно связана с таким явлением как социальная регуляция. Основными формами и средствами, с помощью которых осуществляется регуляция поведения и общественных отношений людей, являются социальные нормы. Одним из наиболее важных регуляторов в современных условиях является право. Несмотря на относительную самостоятельность, право осуществляет свои регулятивные функции не изолировано и обособлено, а в едином комплексе с другими социальными нормами. Именно системная целостность всех видов социальных норм обеспечивает надлежащую регуляцию общественных отношений и нормальную жизнедеятельность общества. Учитывая тот факт, что нормы взаимосвязаны, реально найти способ упорядочения и оптимального воздействия на общественные отношения с помощью механизма права. Социологические аспекты права позволяют выявить глубинный смысл воздействия правовых норм. С этой точки зрения, социология права дает наиболее полное представление функционирования этого механизма. Курс «Социология права» разработан на основе научных, учебно-методических материалов и программ по данной учебной дисциплине, по которым ведется подготовка специалистов ведущими юридическими вузами Российской Федерации.
Объект и предмет социологии права; методологические основы юридической социологии; структура; функции социологии права; место социологии права в системе наук. Тема 2. Исторические концепции социологии права Исторические предпосылки возникновения социологии права (экономические, социальные, политические); исследование преступности как предпосылки возникновения (Ч. Беккариа, Ч. Ломброзо; психологическое направление исследований Г. Тард; Классическая социология права (Э. Дюркгейм, « Живое право» Е. Эрлиха, Социология права М. Вебера); Право в социальной системе Т. Парсона; Социологические концепции права в России (С. А. Муромцев, право как регулятор поведения Л. И. Петражицкого, социальные аспекты наказания П. Сорокина). Тема 3. Право и общество Право в общественной системе; Аспекты понимания права как социального явления; Социальная норма и ее виды; Роль права в взаимодействии социальных норм. Трактовки правового сознания; Формирование правового сознания. Отражение права в сознании человека; Правовое поведение личности, способы его проявления (активное, пассивное); Социальный контроль и его роль для социальной и государственной систем; Общественное мнение и возможность манипулирования им. Тема 4. Социологические аспекты правотворчества Отличительные особенности правотворчества и правообразования; Этапы правотворчества и влияние на них социальных факторов; Социология законодательства; Подготовка законопроектов, порядок принятия закона и взаимодействие государственных и социальных структур; Факторы обратного взаимодействия норм закона и социальной среды, « формальное право».
Понятие эффективности права и закона. Составляющие эффективности права. Качество законодательного акта. Недостатки существующей системы права. Пути совершенствования законодательной системы. Тема 6. Социология правонарушений Девиантное поведение и норма; Причины девиантного поведения; Концепция аномии (Э. Дюркгейм, Р. Мертон); Девиантность как социальное явление; Негативная девиантность; Позитивная девиантность; Проблема девиантного поведения в Беларуси; Социологический анализ преступлений; Личность преступника его статистический портрет; Классификация преступников; Анализ природы криминальной личности; Антропологическая теория Ч. Ломброзо; Психологический подход к теории преступности З. Фрейд, А. Адлер; Современный взгляд на криминальную личность В. Н. Кудрявцев, В. П. Казимирчук. Тема 7. Социология функционирования правоохранительных органов Социализация личности юриста; Социология правоохранительных органов; Социально-правовые функции прокуратуры и органов внутренних дел; Судебная социология. Тема 8. Социология правового конфликта Понятие правового конфликта; Структура правого конфликта; Признаки правового конфликта; Мотивация правового конфликта; Цена конфликта; Теории конфликтного состояния общества (И. Хейзинг, Дарендорф, Л. Козер) Участники правового конфликта; Конфликтная ситуация; Динамика юридического конфликта; Типология юридического конфликта. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ДИСЦИПЛИНЫ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ Тематический план учебной дисциплины очной формы обучения
Тематический план учебной дисциплины заочной формы обучения
Тематический план учебной дисциплины для лиц, обучающихся по сокращенной программе
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на семинарское занятие и указания на самостоятельную работу. Семинарские занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений по изучаемой проблематике, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине. Семинар предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе семинарских занятий может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий. При подготовке к семинару студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Вопросы для обсуждения, тематика сообщений, литература для подготовки к семинарам указаны в настоящих рекомендациях. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы. Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает в конце семинара, выставляя в рабочий журнал текущие оценки. Студент имеет право ознакомиться с ними. Одна из эффективных форм освоения учебного материала – это подготовка сообщений. Сообщение – это самостоятельная работа, анализирующая и обобщающая публикации по заданной тематике, предполагающая выработку и обоснование собственной позиции автора в отношении рассматриваемых вопросов. Подготовка сообщения – достаточно кропотливый труд. Его написанию предшествует изучение широкого круга различных первоисточников, монографий, статей, обобщение личных наблюдений. Работа над сообщением способствует развитию самостоятельного, творческого мышления, учит применять правовые знания на практике при анализе актуальных социальных и правовых проблем. Рекомендуемое время сообщения - 10-12 минут. Одним из основных видов деятельности студента является самостоятельная работа, которая включает в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, первоисточников, подготовку сообщений, выступления на групповых занятиях, выполнение заданий преподавателя. Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов. Время и место самостоятельной работы выбираются студентами по своему усмотрению с учетом рекомендаций преподавателя. Самостоятельную работу над дисциплиной следует начинать с изучения программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых. Обязательно следует вспомнить рекомендации преподавателя, данные в ходе установочных занятий. Затем – приступать к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном программой. Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить материал с помощью учебника. Целесообразно составить краткий конспект или схему, отображающую смысл и связи основных понятий данного раздела и включенных в него тем. Затем, как показывает опыт, полезно изучить выдержки из первоисточников. При желании можно составить их краткий конспект. Обязательно следует записывать возникшие вопросы, на которые не удалось ответить самостоятельно. Особенности в организации самостоятельной работы у студентов, обучающихся по заочной форме обучения. Требования, предъявляемые к студенту ОЗО преподавателем на экзамене, зачете, а в дальнейшем работодателем при приеме на работу, не отличаются от таких же требований к студентам и выпускникам ОФО. Это обстоятельство предполагает исключительно серьезное отношение к организации самостоятельной работы и соблюдение студентами заочной формы обучения определенных правил и технологии подготовки. Подготовительный этап. По зачислении на очередной курс следует провести подготовку к началу обучения. Эта подготовка в самом общем включает несколько необходимых пунктов.
Некоторые общие рекомендации по изучению литературы.
Заключительным этапом изучения учебника, книги или статьи является запись, конспектирование прочитанного. Конспект позволяет быстро восстановить в памяти содержание прочитанной книги. Кроме того, процесс конспектирования организует мысль, которая побуждает читающего к обдумыванию, к активному мышлению, улучшает качество усвоения и запоминания. Запись способствует выработке ясно, четко и лаконично формулировать и излагать мысль. Запись следует вести сжато и обязательно своими словами. Существуют три основные формы записи прочитанного: план, тезисы, конспект. План – самая короткая форма записи прочитанного. Различают план простой и развернутый. Простой план включает перечень заголовков или вопросов, о которых говорится в главе (параграфе или статье), расположенных в том же порядке, что и в книге. Развернутый план – это такой план, в котором каждый вопрос разбит на под вопросы. Тезисы представляют собой запись основных положений и идей, изложенных в книге или статье, и являются более полным раскрытием плана. Конспект – это сжатое логически связанное изложение прочитанного. В конспекте помещаются не только главные положения книги, но и аргументы (цифры, примеры, таблицы и т.д.). Таким образом, самостоятельная работа студентов является одним из видов учебных занятий, она в значительной мере определяет успех обучения в институте. Самостоятельная работа способствует приобретению глубоких и прочных знаний по социологии права, вырабатывает умение ориентироваться в огромном потоке информации и дает навыки работы с учебной и научной литературой. Самостоятельная работа приучает делать обобщения и выводы, вырабатывает умение логично излагать изучаемый материал, формирует у студентов творческий подход, способствует использованию полученных знаний для разнообразных практических задач, развивает самостоятельность в принятии решений. Особенности работы преподавателя со студентами по индивидуальному графику. Данная форма работы предназначена для студентов, которые по тем или иным причинам не имеют возможности посещать аудиторные занятия (лекции или семинары) и изучают социология права самостоятельно с систематической отчетностью по пройденным темам на контрольных собеседованиях. Преподаватель совместно со студентом составляет график индивидуальной работы, включающий основные формы отчетности. Если студент не соблюдает графика прохождения контрольных собеседований или демонстрирует во время их проведения плохие знания, преподаватель вправе лишить его возможности работать по индивидуальному плану. Контрольные собеседования проводит преподаватель, ведущий занятия в студенческой группе. При самостоятельном изучении социологии права студент руководствуется УМК по социологии права. Подготовка к зачету. Изучение дисциплины «Социология права» заканчивается зачетом, который проводится по всему ее содержанию. Форма зачета: ответ на вопросы. К зачету допускаются студенты, которые систематически, в течение всего семестра работали на занятиях и показали уверенные знания по вопросам, выносившимся на групповые занятия. Непосредственная подготовка к зачету осуществляется по вопросам, представленным в данном пособии. Тщательно изучите формулировку каждого вопроса, вникните в его суть, составьте план ответа. Обычно план включает в себя:
План ответа желательно развернуть, приложив к нему ссылки на первоисточники с характерными цитатами. Необходимо отметить для себя пробелы в знаниях, которые следует ликвидировать в ходе подготовки, для чего следует обратиться за консультацией к преподавателю. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Социология права как наука – 1 час Вопросы для обсуждения:
Тема 2. Исторические концепции социологии права – 1 час Вопросы для обсуждения:
Тема 3. Право и общество – 2 часа Вопросы для обсуждения:
Тема 4. Социологические аспекты правотворчества – 2 часа Вопросы для обсуждения:
Тема 5. Эффективность правового регулирования – 2 часа Вопросы для обсуждения:
Тема 6. Социология правонарушений – 2 часа
Тема 7. Социология функционирования правоохранительных органов – 2 часа Вопросы для обсуждения:
Тема 8. Социология правового конфликта – 2 часа Вопросы для обсуждения:
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ В результате освоения программы учебной дисциплины «Социология права» выпускник должен: знать:
уметь:
Курс социологии права изучается студентами очного отделения юридического факультета в 5 семестре. Формой контроля является проведение зачета. МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ Примерные вопросы для подготовки к зачету по Социологии права (устная форма проведения)
СОДЕРЖАНИЕ
Смотрите также: Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012
984.22kb.
4 стр.
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012
314.31kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012
473.02kb.
2 стр.
Учебно-методический комплекс Ставрополь
332.02kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический комплекс дисциплины составлен
327.36kb.
1 стр.
О. и быльченко Учебн о-методический комплекс по дисциплине «История» для студентов заочной формы обучения Ростов-на-Дону 2012 Учебно-методический комплекс
709.33kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины «гражданский процесс»
1444.15kb.
6 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению: 070100. 62 «Инструментальное исполнительство»
174.03kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070201 «Актёрское искусство»
133.82kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070302 «Хореографическое искусство»
777.07kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070302 «Хореографическое искусство»
201.51kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование» 118.62kb.
1 стр.
|