Главная
страница 1


НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»
социология права

Учебно-методический комплекс



Ставрополь

2012

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

«Утверждаю»
Ректор НОУ ВПО «СКГИ»

к.ю.н., доцент


________________ А.Р. Саруханян
«___ » ___________ 2012 года


НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ 030500 – юриспруденция

КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ) – бакалавр

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА


учебно-методическиЙ КОМПЛЕКС

Учебно-методический комплекс обсужден и одобрен на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного института.
Протокол № «___» от «_____» _________________ 2012 года

Автор-составитель:


Д.В. Пикалов – к.и.н., доцент, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного института.

Рецензенты:
И.О. Сорокин кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Северо-Кавказского гуманитарного института;
В.Д. Грачев – доктор философских наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин РЮИ РПА Минюста России.

Учебно-методический комплекс (УМК) по учебной дисциплине «Социология права» подготовлен на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030500 «Юриспруденция».

УМК включает в себя рабочую программу учебной дисциплины и материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации. Рассчитан на студентов Северо-Кавказского гуманитарного института, обучающихся по направлению подготовки бакалавра юриспруденции.

© Северо-Кавказский гуманитарный институт, 2012


Рабочая программа учебной дисциплины
Рабочая программа учебной дисциплины «Социология права» – это учебно-методическое пособие, определяющее требования к содержанию и уровню подготовки студентов, руководство их самостоятельной работой, виды учебных занятий и формы контроля по данной дисциплине.

Рабочая программа включает в себя:



  • целевую установку;

  • содержание учебной дисциплины;

  • учебно-методическое обеспечение дисциплины;

  • требования к результатам освоения основных образовательных программ и формы промежуточного контроля.

ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА


Целевая установка преподавания учебной дисциплины «Социология права» строится с учетом задач, содержания и форм деятельности бакалавра – выпускника НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарный институт».

Целью обучения является получение выпускником образования, позволяющего приобрести необходимые профессиональные компетенции и успешно работать в избранной сфере деятельности.

Содержание обучения в Институте по дисциплине «Социология права» строится в соответствии с основными видами и задачами профессиональной деятельности бакалавра юриспруденции:

а) нормотворческая (участие в подготовке нормативных правовых актов);

б) правоприменительная (обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм, составление юридических документов);

в) правоохранительная (обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; охрана общественного порядка; предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности);

г) экспертно-консультационная (консультирование по вопросам права; осуществление правовой экспертизы документов);

д) педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заведений, осуществление правового воспитания).

Общественная жизнь неразрывно связана с таким явлением как социальная регуляция. Основными формами и средствами, с помощью которых осуществляется регуляция поведения и общественных отношений людей, являются социальные нормы. Одним из наиболее важных регуляторов в современных условиях является право. Несмотря на относительную самостоятельность, право осуществляет свои регулятивные функции не изолировано и обособлено, а в едином комплексе с другими социальными нормами. Именно системная целостность всех видов социальных норм обеспечивает надлежащую регуляцию общественных отношений и нормальную жизнедеятельность общества. Учитывая тот факт, что нормы взаимосвязаны, реально найти способ упорядочения и оптимального воздействия на общественные отношения с помощью механизма права.

Социологические аспекты права позволяют выявить глубинный смысл воздействия правовых норм. С этой точки зрения, социология права дает наиболее полное представление функционирования этого механизма.

Курс «Социология права» разработан на основе научных, учебно-методических материалов и программ по данной учебной дисциплине, по которым ведется подготовка специалистов ведущими юридическими вузами Российской Федерации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Распределение учебного материала по темам
Тема 1. Социология права как наука

Объект и предмет социологии права; методологические основы юридической социологии; структура; функции социологии права; место социологии права в системе наук.


Тема 2. Исторические концепции социологии права

Исторические предпосылки возникновения социологии права (экономические, социальные, политические); исследование преступности как предпосылки возникновения (Ч. Беккариа, Ч. Ломброзо; психологическое направление исследований Г. Тард; Классическая социология права (Э. Дюркгейм, « Живое право» Е. Эрлиха, Социология права М. Вебера); Право в социальной системе Т. Парсона; Социологические концепции права в России (С. А. Муромцев, право как регулятор поведения Л. И. Петражицкого, социальные аспекты наказания П. Сорокина).


Тема 3. Право и общество

Право в общественной системе; Аспекты понимания права как социального явления; Социальная норма и ее виды; Роль права в взаимодействии социальных норм.

Трактовки правового сознания; Формирование правового сознания.

Отражение права в сознании человека; Правовое поведение личности, способы его проявления (активное, пассивное); Социальный контроль и его роль для социальной и государственной систем; Общественное мнение и возможность манипулирования им.


Тема 4. Социологические аспекты правотворчества

Отличительные особенности правотворчества и правообразования; Этапы правотворчества и влияние на них социальных факторов;

Социология законодательства; Подготовка законопроектов, порядок принятия закона и взаимодействие государственных и социальных структур; Факторы обратного взаимодействия норм закона и социальной среды, « формальное право».
Тема 5. Эффективность правового регулирования

Понятие эффективности права и закона. Составляющие эффективности права. Качество законодательного акта. Недостатки существующей системы права. Пути совершенствования законодательной системы.


Тема 6. Социология правонарушений

Девиантное поведение и норма; Причины девиантного поведения; Концепция аномии (Э. Дюркгейм, Р. Мертон); Девиантность как социальное явление; Негативная девиантность; Позитивная девиантность; Проблема девиантного поведения в Беларуси; Социологический анализ преступлений; Личность преступника его статистический портрет; Классификация преступников; Анализ природы криминальной личности; Антропологическая теория Ч. Ломброзо; Психологический подход к теории преступности З. Фрейд, А. Адлер; Современный взгляд на криминальную личность В. Н. Кудрявцев, В. П. Казимирчук.


Тема 7. Социология функционирования правоохранительных органов

Социализация личности юриста; Социология правоохранительных органов; Социально-правовые функции прокуратуры и органов внутренних дел; Судебная социология.


Тема 8. Социология правового конфликта

Понятие правового конфликта; Структура правого конфликта; Признаки правового конфликта; Мотивация правового конфликта; Цена конфликта; Теории конфликтного состояния общества (И. Хейзинг, Дарендорф, Л. Козер) Участники правового конфликта; Конфликтная ситуация; Динамика юридического конфликта; Типология юридического конфликта.


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ДИСЦИПЛИНЫ

ПО ТЕМАМ И ВИДАМ ЗАНЯТИЙ


Тематический план учебной дисциплины

очной формы обучения




Темы дисциплины

Количество часов

Всего

Лекции

Семинары

Сам.

работа



1

2

3

4

5

5 семестр

Тема 1. Социология права как наука

5

2

1

2

Тема 2. Исторические концепции социологии права

7

2

1

4

Тема 3. Право и общество

8

2

2

4

Тема 4. Социологические аспекты правотворчества

8

2

2

4

Тема 5. Эффективность правового регулирования

8

2

2

4

Тема 6. Социология правонарушений

8

2

2

4

Тема 7. Социология функционирования правоохранительных органов

8

2

2

4

Тема 8. Социология правового конфликта

8

2

2

4

Всего по дисциплине.

60

16

14

30

Тематический план учебной дисциплины

заочной формы обучения




Темы дисциплины

Количество часов

Всего

Лекции

Семинары

Сам.

работа



1

2

3

4

5

5 семестр

Тема 1. Социология права как наука

5

-

-

5

Тема 2. Исторические концепции социологии права

7

-

-

7

Тема 3. Право и общество

8

-

-

8

Тема 4. Социологические аспекты правотворчества

8

2

2

4

Тема 5. Эффективность правового регулирования

8

2

-

6

Тема 6. Социология правонарушений

8

-

-

8

Тема 7. Социология функционирования правоохранительных органов

8

-

-

8

Тема 8. Социология правового конфликта

8

-

-

8

Всего по дисциплине.

60

4

2

54

Тематический план учебной дисциплины

для лиц, обучающихся по сокращенной программе


Темы дисциплины

Количество часов

Всего

Лекции

Семинары

Сам.

работа



1

2

3

4

5

3 семестр

Тема 1. Социология права как наука

2

-

-

2

Тема 2. Исторические концепции социологии права

2

-

-

2

Тема 3. Право и общество

4

-

-

4

Тема 4. Социологические аспекты правотворчества

6

2

2

2

Тема 5. Эффективность правового регулирования

4

-

-

4

Тема 6. Социология правонарушений

4

-

-

4

Тема 7. Социология функционирования правоохранительных органов

4

-

-

4

Тема 8. Социология правового конфликта

4

-

-

4

Всего по дисциплине.

30

2

2

26

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и семинарские занятия.

В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на семинарское занятие и указания на самостоятельную работу.

Семинарские занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений по изучаемой проблематике, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.

Семинар предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам семинара, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе семинарских занятий может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.

При подготовке к семинару студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Вопросы для обсуждения, тематика сообщений, литература для подготовки к семинарам указаны в настоящих рекомендациях. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

Качество учебной работы студентов преподаватель оценивает в конце семинара, выставляя в рабочий журнал текущие оценки. Студент имеет право ознакомиться с ними.

Одна из эффективных форм освоения учебного материала – это подготовка сообщений. Сообщение – это самостоятельная работа, анализирующая и обобщающая публикации по заданной тематике, предполагающая выработку и обоснование собственной позиции автора в отношении рассматриваемых вопросов. Подготовка сообщения – достаточно кропотливый труд. Его написанию предшествует изучение широкого круга различных первоисточников, монографий, статей, обобщение личных наблюдений. Работа над сообщением способствует развитию самостоятельного, творческого мышления, учит применять правовые знания на практике при анализе актуальных социальных и правовых проблем. Рекомендуемое время сообщения - 10-12 минут.

Одним из основных видов деятельности студента является самостоятельная работа, которая включает в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, первоисточников, подготовку сообщений, выступления на групповых занятиях, выполнение заданий преподавателя.

Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов. Время и место самостоятельной работы выбираются студентами по своему усмотрению с учетом рекомендаций преподавателя.

Самостоятельную работу над дисциплиной следует начинать с изучения программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых. Обязательно следует вспомнить рекомендации преподавателя, данные в ходе установочных занятий. Затем – приступать к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном программой.

Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить материал с помощью учебника. Целесообразно составить краткий конспект или схему, отображающую смысл и связи основных понятий данного раздела и включенных в него тем. Затем, как показывает опыт, полезно изучить выдержки из первоисточников. При желании можно составить их краткий конспект. Обязательно следует записывать возникшие вопросы, на которые не удалось ответить самостоятельно.

Особенности в организации самостоятельной работы у студентов, обучающихся по заочной форме обучения. Требования, предъявляемые к студенту ОЗО преподавателем на экзамене, зачете, а в дальнейшем работодателем при приеме на работу, не отличаются от таких же требований к студентам и выпускникам ОФО. Это обстоятельство предполагает исключительно серьезное отношение к организации самостоятельной работы и соблюдение студентами заочной формы обучения определенных правил и технологии подготовки.



Подготовительный этап. По зачислении на очередной курс следует провести подготовку к началу обучения. Эта подготовка в самом общем включает несколько необходимых пунктов.

  1. Следует убедиться в наличии необходимых методических указаний и программ по каждому предмету и ясного понимания требований, предъявляемых программами учебных дисциплин. При необходимости надлежит получить на кафедре необходимые указания и консультации, контрольные вопросы для изучения дисциплины.

  2. Необходимо создать (рационально и эмоционально) максимально высокий уровень мотивации к последовательному и планомерному изучению дисциплины.

  3. Необходимо изучить список рекомендованной основной и дополнительной литературы и убедиться в её наличии у себя дома или в библиотеке в бумажном или электронном виде. При необходимости посетить все доступные магазины (в том числе букинистические, например, сети «Академкнига», или электронные, такие как, например, www.ozon.ru; www.book.ru).

  4. Необходимо иметь «под рукой» специальные и универсальные словари и энциклопедии, для того, чтобы постоянно уточнять значения используемых терминов и понятий. Пользование словарями и справочниками необходимо сделать привычкой. Опыт показывает, что неудовлетворительное усвоение предмета зачастую коренится в неточном, смутном или неправильном понимании и употреблении понятийного аппарата социологии права как учебной дисциплины.

  5. Желательно в самом начале периода обучения возможно тщательнее спланировать время, отводимое на самостоятельную работу с источниками и литературой по дисциплине, представить этот план в наглядной форме (график работы с датами) и в дальнейшем его придерживаться, не допуская срывов графика индивидуальной работы и аврала в предсессионный период. Пренебрежение этим пунктом приводит к переутомлению и резкому снижению качества усвоения учебного материала.

Некоторые общие рекомендации по изучению литературы.

  1. Всю учебную литературу желательно изучать «под конспект». Цель написания конспекта по дисциплине – сформировать навыки по поиску, отбору, анализу и формулированию учебного материала. Эти навыки обязательны для любого специалиста с высшим образованием независимо от выбранной специальности, а тем более это важно для юриста, который работает с текстами (правовыми документами).

  2. Написание конспекта должно быть творческим – нужно не переписывать текст из источников, но пытаться кратко излагать своими словами содержание ответа, при этом максимально его структурируя и используя символы и условные обозначения. Копирование и заучивание неосмысленного текста трудоемко и по большому счету не имеет большой познавательной и практической ценности.

  3. При написании конспекта используется тетрадь, поля в которой обязательны. Страницы нумеруются, каждый новый вопрос начинается с нового листа, для каждого экзаменационного вопроса отводится 1-2 страницы конспекта. Поскольку часть вопросов в дисциплине отчасти перекрывается, отчасти дополняя друг друга, в ряде случаев бывает достаточно сослаться на соответствующие страницы конспекта, а не переписывать их заново. На полях размещается вся вспомогательная информация – ссылки, вопросы, условные обозначения и т.д.

  4. В идеале должен получиться полный конспект по программе социологии права, с выделенными определениями, узловыми пунктами, примерами, неясными моментами, проставленными на полях вопросами.

  5. При работе над конспектом обязательно выявляются и отмечаются трудные для самостоятельного изучения вопросы, с которыми уместно обратиться к преподавателю при посещении установочных лекций и консультаций, либо в индивидуальном порядке.

  6. При чтении учебной и научной литературы всегда следить за точным и полным пониманием значения терминов и содержания понятий, используемых в тексте. Всегда следует уточнять значения по словарям или энциклопедиям, при необходимости записывать.

  7. При написании учебного конспекта обязательно указывать все прорабатываемые источники, автор, название, дата и место издания, с указанием использованных страниц.

Заключительным этапом изучения учебника, книги или статьи является запись, конспектирование прочитанного. Конспект позволяет быстро восстановить в памяти содержание прочитанной книги. Кроме того, процесс конспектирования организует мысль, которая побуждает читающего к обдумыванию, к активному мышлению, улучшает качество усвоения и запоминания. Запись способствует выработке ясно, четко и лаконично формулировать и излагать мысль. Запись следует вести сжато и обязательно своими словами.

Существуют три основные формы записи прочитанного: план, тезисы, конспект.

План – самая короткая форма записи прочитанного. Различают план простой и развернутый. Простой план включает перечень заголовков или вопросов, о которых говорится в главе (параграфе или статье), расположенных в том же порядке, что и в книге. Развернутый план – это такой план, в котором каждый вопрос разбит на под вопросы.

Тезисы представляют собой запись основных положений и идей, изложенных в книге или статье, и являются более полным раскрытием плана.

Конспект – это сжатое логически связанное изложение прочитанного. В конспекте помещаются не только главные положения книги, но и аргументы (цифры, примеры, таблицы и т.д.).

Таким образом, самостоятельная работа студентов является одним из видов учебных занятий, она в значительной мере определяет успех обучения в институте. Самостоятельная работа способствует приобретению глубоких и прочных знаний по социологии права, вырабатывает умение ориентироваться в огромном потоке информации и дает навыки работы с учебной и научной литературой. Самостоятельная работа приучает делать обобщения и выводы, вырабатывает умение логично излагать изучаемый материал, формирует у студентов творческий подход, способствует использованию полученных знаний для разнообразных практических задач, развивает самостоятельность в принятии решений.

Особенности работы преподавателя со студентами по индивидуальному графику. Данная форма работы предназначена для студентов, которые по тем или иным причинам не имеют возможности посещать аудиторные занятия (лекции или семинары) и изучают социология права самостоятельно с систематической отчетностью по пройденным темам на контрольных собеседованиях. Преподаватель совместно со студентом составляет график индивидуальной работы, включающий основные формы отчетности. Если студент не соблюдает графика прохождения контрольных собеседований или демонстрирует во время их проведения плохие знания, преподаватель вправе лишить его возможности работать по индивидуальному плану.

Контрольные собеседования проводит преподаватель, ведущий занятия в студенческой группе. При самостоятельном изучении социологии права студент руководствуется УМК по социологии права.

Подготовка к зачету. Изучение дисциплины «Социология права» заканчивается зачетом, который проводится по всему ее содержанию. Форма зачета: ответ на вопросы.

К зачету допускаются студенты, которые систематически, в течение всего семестра работали на занятиях и показали уверенные знания по вопросам, выносившимся на групповые занятия.



Непосредственная подготовка к зачету осуществляется по вопросам, представленным в данном пособии. Тщательно изучите формулировку каждого вопроса, вникните в его суть, составьте план ответа. Обычно план включает в себя:

  • показ теоретической и практической значимости рассматриваемого вопроса;

  • обзор освещения вопроса в его историческом развитии;

  • определение сущности рассматриваемого предмета;

  • основные элементы содержания и структуры предмета рассмотрения;

  • факторы, логика и перспективы эволюции предмета;

  • показ роли и значения рассматриваемого материала для практической деятельности юриста.

План ответа желательно развернуть, приложив к нему ссылки на первоисточники с характерными цитатами. Необходимо отметить для себя пробелы в знаниях, которые следует ликвидировать в ходе подготовки, для чего следует обратиться за консультацией к преподавателю.
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Социология права как наука – 1 час
Вопросы для обсуждения:

    1. Объект и предмет социологии права;

    2. Методологические основы юридической социологии;

    3. Структура;

    4. Функции социологии права;

    5. Место социологии права в системе наук.


Тема 2. Исторические концепции социологии права – 1 час
Вопросы для обсуждения:

  1. Исторические предпосылки возникновения социологии права (экономические, социальные, политические);

  2. Исследование преступности как предпосылки возникновения (Ч. Беккариа, Ч. Ломброзо;

  3. Психологическое направление исследований Г. Тард;

  4. Классическая социология права (Э. Дюркгейм, « Живое право» Е. Эрлиха, Социология права М. Вебера);

  5. Право в социальной системе Т. Парсона;

  6. Социологические концепции права в России (С. А. Муромцев, право как регулятор поведения Л. И. Петражицкого, социальные аспекты наказания П. Сорокина).


Тема 3. Право и общество – 2 часа
Вопросы для обсуждения:

  1. Право в общественной системе;

  2. Аспекты понимания права как социального явления;

  3. Социальная норма и ее виды;

  4. Роль права в взаимодействии социальных норм.

  5. Трактовки правового сознания; Формирование правового сознания.

  6. Отражение права в сознании человека;

  7. Правовое поведение личности, способы его проявления (активное, пассивное);

  8. Социальный контроль и его роль для социальной и государственной систем;

  9. Общественное мнение и возможность манипулирования им.


Тема 4. Социологические аспекты правотворчества – 2 часа
Вопросы для обсуждения:

  1. Отличительные особенности правотворчества и правообразования;

  2. Этапы правотворчества и влияние на них социальных факторов;

  3. Социология законодательства;

  4. Подготовка законопроектов, порядок принятия закона и взаимодействие государственных и социальных структур;

  5. Факторы обратного взаимодействия норм закона и социальной среды, « формальное право».


Тема 5. Эффективность правового регулирования – 2 часа
Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие эффективности права и закона.

  2. Составляющие эффективности права.

  3. Качество законодательного акта.

  4. Недостатки существующей системы права.

  5. Пути совершенствования законодательной системы.


Тема 6. Социология правонарушений – 2 часа

  1. Девиантное поведение и норма;

  2. Причины девиантного поведения;

  3. Концепция аномии (Э. Дюркгейм, Р. Мертон);

  4. Девиантность как социальное явление;

  5. Негативная девиантность;

  6. Позитивная девиантность;

  7. Проблема девиантного поведения в Беларуси;

  8. Социологический анализ преступлений;

  9. Личность преступника, его статистический портрет;

  10. Классификация преступников; Анализ природы криминальной личности; Антропологическая теория Ч. Ломброзо;

  11. Психологический подход к теории преступности: З. Фрейд, А. Адлер;

  12. Современный взгляд на криминальную личность: В. Н. Кудрявцев, В. П. Казимирчук.


Тема 7. Социология функционирования правоохранительных органов – 2 часа
Вопросы для обсуждения:

  1. Социализация личности юриста;

  2. Социология правоохранительных органов;

  3. Социально-правовые функции прокуратуры и органов внутренних дел;

  4. Судебная социология.


Тема 8. Социология правового конфликта – 2 часа
Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие правового конфликта;

  2. Структура правого конфликта;

  3. Признаки правового конфликта;

  4. Мотивация правового конфликта;

  5. Цена конфликта;

  6. Теории конфликтного состояния общества (И. Хейзинг, Дарендорф, Л. Козер).

  7. Участники правового конфликта;

  8. Конфликтная ситуация;

  9. Динамика юридического конфликта;

  10. Типология юридического конфликта.


Учебно-методическое обеспечение дисциплины

  1. Адлер Л. Наука жить. Киев. 1997.

  1. Алексеев С.С. Как готовить закон? // Известия. I992. I4 декабря

  1. Васильев А.М. Правовые категории. М., 1976.

  1. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии// Избр. произведения. М., 1990.

  1. Витушко В. А. Государственно-правовое регулирование рынка. Мн.: БГЭУ, 1996.

  1. Галко И. К., Сокол С. Ф. Социология. Социология права: Лекцион. Матер. - Барановичи., 1999.

  1. Гилинский Я. И. Социология девиантного поведения как специаль­ная социологическая теория // Соц. исследования. 1991. № 4.

  1. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

  1. Дюркгейм Э. Самоубийство. СПб., 1998.

  1. Игнатенко В. В. Правовое качество закона как научная категория// СибЮрВестник, 1998 № 1

  1. Ильин И.А. “О сущности правосознания” М. 1993.

  1. Исаков В. Подготовка и принятие законов в правовом государстве // Российская юстиция. l997. №7.

  1. История политических и правовых учений/ Под ред. В. С. Нерсесянца.- М.: Юрид. Лит., 1983.

  1. Карбонье Жан. Юридическая социология. М.: Юрид. лит., 1986

  1. Карпец И. И. Наказание: социальные, правовые и криминологичес кие проблемы. М., 1973.

  1. Кистяковский Б. А. Философия и социология права. СПб., 1998.

  1. Ковалевский М. М. Соч. в 2 т. СПб., 1997. Т.1. Социология.

  1. Колдаев Н. П. Некоторые проблемы законотворчества и его эффективности// СибЮрВестник, 1999 № 4

  2. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права. М., 1995.

  1. Кудрявцев В.Н., Никитинский В.И., Самощенко И.С., Глазырин В.В. Эффективность правовых норм. М.: ВНИИСЗ, 1980.

  1. Курганов С. И., Кравченко А. И. Социология для юристов: Учебн. пособ. для вузов/ М.: Право, 1999.

  1. Ломброзо Ч. Преступление. М., 1994.

  1. Марчук В. П. "Свободное право" в буржуазной юриспруденции. Критика концепций Е. Эрлиха. Киев, 1977.

  1. Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны «одной медали». // Правоведение. 1994. № 2.

  1. Матузов Н.И., Малько А.В. “Теория государства и права”.М. 1997.

  1. Медушевский А.Н. История русской социологии. М.,1983.

  1. Механизм преступного поведения. - М., 1981.

  1. Милль Дж. С. Система логики силлогической и индуктивной // Западно­европейская социология XIX века. М., 1996.

  1. Моран Ш.А. Методология законотворчества. Метод принятия закона и права. Введение в методику разработки законодательных актов// Стенограмма заседаний Государственной Думы Российской Федерации, 29.04.1997// http// www.akdi.ru.

  1. Наинец А. Правотворчество: Теория и законодательная техника. М.: Прогресс. 1974.

  2. О создании Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь № 407 от 28.07.1997 г. // "Республика", 1997, N 161.

  3. Пашков А.С., Явич Л.С. Эффективность действия правовой нормы (к методологии и методике социологического исследования // Сов. государство и право. 1970. № 3.

  4. Попов В.В. “Некоторые формы появления правого нигилизма и пути его преодоления” // Юрист 2002, № 1.

  5. Сазонов Б. И.. Социальные, организационные и правовые механизмы действия закона// Государство и право 1993, № 1.

  6. Селлин Т. Конфликт норм поведения // Социология преступности.

  7. Сокол С. Ф., И. К. Галко. Правовые акты: социальная обусловленность, качество, применение и совершенствование.// Тез. докл. межвуз. научно-практ. конф.: «Правовые акты: социальная обусловленность, качество, применение и совершенствование», Мн. 1999.

  8. Социология права/ Лапаева В. В.; Под. ред. Нарсесянца В. С. М.: Норма, 2000.

  9. Социология права: Уч. пособ./ Под. ред. Сырых В. М., М.: Юр. дом «Юстицинформ», 2001

  10. Теория государства и права. Под. ред Алексеева С.С. М. 1998.

  11. Тихонравов Ю. В. Основы философии права. М., 1977.

  12. Усова Е. И. Социология права: Курс лекций. - Гомель, ГГУ им. Ф. Скорины, 2003.

  13. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М: Юрист, 1995.

  14. Чернявская Н.Ф. Логические дефекты системы законодательства// Тез. докл.межвуз.научно-практ.конф.: «Правовые акты: социальная обусловленность, качество, применение и совершенствование», Мн. 1999

  15. Четвертин В. А. Понимание права и государства. Введение в курс теории права и государства. М.: Знание, 1997.

  16. Юридическая конфликтология / Под ред. В. Н. Кудрявцева. М., 1995.

  17. Юридическая социология. Учебник для вузов. - М.: НОРМА-ИНФРА. М. 2010.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.

ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ


В результате освоения программы учебной дисциплины «Социология права» выпускник должен:

знать:

  • основные этапы и тенденции развития социологии права,

  • базовые понятия и категории социологии права,

  • факторы и условия возникновения конфликтов,

  • этапы развития конфликта,

  • понятие правосознания,

  • понятие и виды девиантности.

уметь:

  • анализировать информацию и определять факторы и условия, вызывающие конфликты,

  • применять основные методы и технологии социологического подхода,

  • использовать принципы анализа и управления организационными аспектами.

Курс социологии права изучается студентами очного отделения юридического факультета в 5 семестре. Формой контроля является проведение зачета.

МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ


Примерные вопросы для подготовки к зачету по Социологии права

(устная форма проведения)




  1. Социология как наука. Предмет социологических исследований.

  1. Правовой нигилизм.

  1. Биологические направления в объяснении природы преступлений.

  1. Психоаналитическая теория мотиваций.

  1. Социологический подход к объяснению преступности.

  1. Личность преступника.

  1. Понятие правонарушения: правовые и социальные трактовки.

  1. Социальная коррекция преступного поведения.

  1. Типология юридических конфликтов.

  1. Особенности борьбы с преступностью за рубежом.

  1. Ложный юридический конфликт.

  1. Социология правоохранительных органов.

  1. Динамика юридического конфликта.

  1. Судебная социология.

  1. Социальная норма и девиантное поведение.

  1. Понятие юридического конфликта.

  1. Негативная девиантность.

  1. Правовая культура.

  1. Позитивная девиантность.

  1. Понятие правосознания: социальная и правовая трактовки.

  1. Социальный аспект наказания.

  1. Социально-правовой механизм действия права.

  1. Социологический подход к праву в России (С.А.Муромцев, Н.М.Каркунов).

  1. Проблема качества правовых актов в России.

  1. Право как регулятор поведения (Л.И. Петражицкий).

  1. Стадии правотворческого процесса.

  1. Социологические теории права: право в социологическом аспекте (Иеринг).

  1. Функции социологии права.

  1. Право в терминах внутреннего порядка человеческих ассоциаций (Эрлих).

  1. Механизм социальной обусловленности правовых актов.

  1. Юриспруденция интересов ( Хек, Паунд).

  1. Связь социологии права с другими отраслевыми науками.

  1. Свободное право (Эрлих, Кантрович).

  1. Объект и предмет социологии права.

  1. Право в социальной системе Т. Парсона.

  1. Развитие социологии права. Школы социологии права.

  1. Право и общество (социальные регуляторы).

  1. Причины появления и история развития социологии права.

  1. Влияние социальных факторов на функционирование права в обществе. Эффективность права.

  2. Функции уголовного наказания.

СОДЕРЖАНИЕ





Рабочая программа учебной дисциплины…………………...

4

Учебно-методическое обеспечение дисциплины …………..

11

Планы семинарских занятий…………………………………

17

Требования к результатам освоения основных образовательных программ. Формы промежуточного контроля……......................

22


Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации………………………….........................................................

23





Смотрите также:
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012
984.22kb.
4 стр.
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012
314.31kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс Ставрополь 2012
473.02kb.
2 стр.
Учебно-методический комплекс Ставрополь
332.02kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины. Иркутск 2008 Учебно методический комплекс дисциплины составлен
327.36kb.
1 стр.
О. и быльченко Учебн о-методический комплекс по дисциплине «История» для студентов заочной формы обучения Ростов-на-Дону 2012 Учебно-методический комплекс
709.33kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины «гражданский процесс»
1444.15kb.
6 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению: 070100. 62 «Инструментальное исполнительство»
174.03kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070201 «Актёрское искусство»
133.82kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070302 «Хореографическое искусство»
777.07kb.
5 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070302 «Хореографическое искусство»
201.51kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование»
118.62kb.
1 стр.