Главная
страница 1
Урок-путешествие «Пушкинские места»
Существуют различные виды нестандартных уроков по литературе: урок-диспут, урок-концерт, урок-суд.

Одним из наиболее распространенным является урок-путешествие или экскурсия по местам, связанным с жизнью и творчеством писателя или поэта.



Цель таких уроков – познакомить учащихся с основными этапами биографии и творческого пути писателя, повторить и обобщить ранее изученное.

Необходимо следующее оборудование: выставка книг, стенды с фотографиями, слайды, портреты, романс Глинки «Я помню чудное мгновение…».



Класс: 10

Тема: Урок-путешествие «Пушкинские места»

Задачи: обобщить и систематизировать знания учащихся о жизненном и творческом пути А.С. Пушкина, познакомить с местами, где побывал поэт и которые повлияли на его творчество; развивать внимание, умение выделить главное, воспитывать уважение к личности писателя, его вкладу в русскую и мировую культуру.

Литература:



  1. Боголепов П. Тропа к Пушкину./ Под ред. С.М. Бонди. – М.: Дет. Литература, 1966. – 559 с.

  2. Пущин И.И. Записки о Пушкине. – М.: Детгиз, 1956. – 62 с.

  3. Пущин И.И. Записки о Пушкине. Пи сьма. – М.: Правда, 1989. – 575 с.

  4. Русские поэты. Антология в четырёх томах. Т. 2.- М.: Детская литература, 1966. – с.73-74

  5. Северянин И. Стихотворения.

  6. Эйдельман Н. Пушкин. Из биографии и творчества. 1826-1837 – М.: Худ. литература, 1987 – 463 с.

Ход урока:

  1. Орг.момент, постановка цели и задач (слово учителя).

У: Здравствуйте, садитесь.

(чтение стихотворения И.Северянина под музыку романса Глинки «Я помню чудное мгновение…»)

Он – это чудное мгновение, запечатлённое в веках,

Он – воплощенье вдохновенья,

И перед ним бессилен прах.

Лишь он один из всех живущих

Не стал, скончавшись, мертвецом.

Он вечно жив во всех живущих,

И смерть здесь не звучит концом.

В его произведениях красота

показывает венный лик.

Его нам мёртвым не представить,

Себе и этим он велик.

Пускай он стар для современнья,

Но современнье для него ничто:

Ведь его мгновенье

Прекрасней века моего.

У: Вы, конечно же, узнали имя поэта, которому посвятил своё стихотворение другой поэт, поэт Серебряного века Игорь Северянин. Александр Сергеевич Пушкин. Безусловно, вы узнали пленительную мелодию романса Глинки, написанного на стихотворение «Я помню чудное мгновение…» Александра Сергеевича Пушкина. Это имя, которое золотыми буквами вписано в историю русской и мировой литературы. Неслучайно я начинаю наш урок с такой эмоциональной ноты. Пушкин – это часть русской культуры, это незыблемая часть нас с вами, и не хотелось, чтобы его творчество становилось, чем-то вроде затасканного пиджака с заплатками на локтях, ибо Пушкин жив, пока живы в нас и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь.

Как удалось поэту собрать это немыслимое богатство в своих произведениях, которые уже пережили своего творца почти на два столетия? Почему именно Пушкин стал самым народным поэтом?

На эти вопросы мы постараемся ответить в течение урока, во время которого отправимся в небольшое биографическое путешествие вслед за Пушкиным. У каждого из вас есть карта. Каждый географический объект, который мы посетим виртуально, будем выделять на карта: я на доске, а вы в тетради.



  1. Объяснение нового материала (слово учителя, беседа)

  1. Детские годы (1799-1811)

26 мая (6 июня) 1799 года в Москве во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Скворцова, у жильца его майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр.(выписка из метрической книги Церкви Богоявления).

Отец поэта, Сергей Львович, происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. Прадедом поэта со стороны матери был знаменитый Ибрагим Ганнибал, абиссинец, мальчиком привезенный в Россию и ставший воспитанником и помощником Петра I.

Детство поэта прошло в семье, связанной с литературными кругами Москвы. Сергей Львович собрал большую библиотеку, и Саша, рано выучившийся читать, перечитал ее всю. Дядя его, Василий Львович, был видным поэтом своего времени. В доме Пушкиных нередко бывали Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский и др. Мальчик с интересом приглядывался к ним, слушал беседы. Пушкин получил типичное дворянское воспитание: научился французскому языку от гувернера-француза, русскому же учился от своей бабушки Марии Алексеевны, крепостной няни Арины Родионовны и дворового дядьки Никиты Козлова.


  1. Юный Пушкин

  2. Родители

  3. Москва

  4. Карамзин Н.М.

  5. Жуковский В.А.

  1. Лицей 1811-1817.

В 1811 году в Царском селе было открыто новое привилегированное учебное заведение, в программе которого соединялось среднее и высшее образование. Устав лицея предусматривает подготовку молодых дворян к государственной службе, были подобраны лучшие преподаватели. Наибольшей симпатией воспитанников пользовался А.П. Куницын, преподаватель общественных дисциплин.

Жизнь в закрытом учебном заведении, оттуда лицеистов не отпускали домой даже на каникулы, сблизила его с товарищами, среди которых были известные впоследствии люди. Это И. Пущин, В. Кюхельбекер, А. Дельвиг. Дружба с лицеистами, влияние наставников, страсть к чтению, поэтические впечатления – все это подготовило духовное рождение поэта. Именно в лицее появились первые зрелые произведения поэта.

В 1814 году в журнале «Вестник Европы» было напечатано стихотворение «К другому стихотворцу». Его имя становится известным за пределами лицея. Спустя год, на публичном экзамене, читает свое патриотическое стихотворение «Воспоминания в Царском селе». Г.Р. Державин со вниманием слушал юношу и высказал свое одобрение. В.А. Жуковский назвал поэта «надеждой нашей словесности».

4. Здание лицея

5. Пушкин и Кюхельбекер

6. Пушкин на экзамене

- портреты Державина и Жуковского


  1. Петербург 1817-1820.

13 июня 1817 года Пушкин был зачислен на службу в коллегию иностранных дел с чином коллежского секретаря. Служба занимала немного времени. Вечера, балы, многочисленные развлечения петербургского общества захватили поэта. Но особенно его привлекал театр. Он восхищал игрой известных русских актеров.

Несмотря на развлечение, Пушкин много работает. Он заканчивает поэму «Руслан и Людмила», которую высоко оценил В.А. Жуковский, подаривший ему своей портрет с надписью: «Победителю-ученику – от побежденного учителя…»

Большое значение для формирования взглядов поэта в эти годы имело его участие в обществе «Арзамас» и связи с лучшими представителями дворянской молодежи, участниками войны с Наполеоном, будущими декабристами сам Пушкин не вступил в их союз, но сблизился с К.Ф. Рылеевым, Н.И. Тургеневым, Ф.Н. Глинкой.

Пушкин создает цикл вольнолюбивых стихотворений, в которых выражает свои политические взгляды:

«Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня». В этих стихах он призывает к борьбе с деспотизмом, к уничтожению крепостного права. Пушкин создает цикл вольнолюбивых стихотворений, в которых выражает свои политические взгляды:

«Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня». В этих стихах он призывает к борьбе с деспотизмом, к уничтожению крепостного права. Пушкин явился первым по времени и самым ярким поэтом поднимающего декабристского движения. Понятно, что эти стихи не печатались: они расходились в сотнях рукописных списках. Царю это не могло нравится. Он пишет Энгельгардту, директору лицея:

«Пушкина надобно сослать в Сибирь: он наводнил Россию возмутительными стихами, вся молодежь наизусть их читает..»

За поэтом была учреждена слежка, и 6 мая 1820 года его высылают в Екатеринослав к генералу И.Н. Инзову. Это была ссылка, смягченная усилиями друзей.

7 – декабристы

8 – виды Петербурга



  1. Южная ссылка 1820-1823.

Первые 4 месяца Южной ссылки Пушкина были заняты длительнейшим и интереснейшим путешествием через всю Европейскую Россию. Генерал Инзов не препятствовал поездкам поэта, поэтому тот вместе с семьей генерала Раевского (героя войны 1812 года) объездил весь юг России (карта). Впервые Александр Сергеевич увидел южные степи, и берега Азовского моря, и горы Кавказа.

Величественная природа, своеобразный уклад горцев и казаков, опасности войны – вся эта романтика жизни отразилась в поэтическом творчестве.

Поэмы: «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан»

Инзов на запрос о поведении Пушкина отвечал:

«Пушкин, живя в одном доме со мною, ведет себя хорошо, и при настоящих смутных обстоятельствах не оказывает никакого участия в сих действиях…»

Меж тем были и другие отзывы:

«Пушкин ругает публично и даже в кофейных домах не только военное начальство, но даже правительство»

Из донесения секретного агента.

Пушкин тесно общался с декабристами, но те берегли в нем растущую славу России кроме того, поэт был горяч и несдержан, порой безрассудно смел в своих высказываниях и мог нарушить конспирацию.

В этот период было написано множество стихотворений:

«Погасло дневное светило», «Наполеон», «Песнь о вещем Олеге», «Узник» (отражено настроение Пушкина, чувствующего себя в южной ссылке пленником).

По своему настоянию, он был переведен в Одессу. Генерал Воронцов ждал чинопочитания от известного поэта, но не нашел его, и просит двор избавить от него.

Последовало высочайшее повеление:

«коллежского секретаря Пушкина уволить от службы и удалить в имение родителей в Псковскую губернию, под надзор местного начальства»

13 – Инзов

11, 4 – виды Кавказа



5. Михайловское (1824-1826)

В Михайловском в это время жила вся семья Пушкиных. Старый одноэтажный помещичьий дом стоял на горе, над светлой речкой Соротью. Маленькие флигеля – слева и справа. В одном из них жила няня Арина Родионовна. Вокруг – старый, запущенный парк, переходивший в бор (красота природы средней полосы). Казалось бы, попав в родную семью, поэт найдет ласку и внимание, отдохнет от волнений последних недель южной ссылки и в деревенской тиши спокойно сможет жить и работать. Сергей Львович был сердит на сына – вольнодумца, сам следил за ним. Вскоре все уехали в Петербург. Александр остался в Михайловском один.

«Буря, кажется, успокоилась, - писал он… Вот здесь 4 месяца, как я нахожусь в глухой деревне – скучно, да делать нечего, здесь нет ни моря, ни итальянской оперы…

…вечером слушаю сказки моей няни, она единственная моя подруга – и с нею только мне не скучно».

Уединение скрашивалось перепиской с друзьями. Растет его слава.

Трагедия «Борис Годунов», продолжает работу над «Евгением Онегиным», «К Языкову», «Андрей Шенье», «Зимний вечер».

30 декабря 1825 г. в Петербурге выходит книга «Стихотворения А. Пушкина». 11 января 1825 г. приехал его друг – И.И. Пущин с новостью о поражении восстания декабристов. Пушкин ждет ареста, новый царь Николай I вызывает его на свою коронацию

14, 15 – виды Михайловского, приезд Пушкина



6. После ссылки 1826-1831

Предложение царя Николая I заманчиво - стать придворным поэтом, но не об этом мечтал Пушкин. Речи императора о будущих реформах иллюзорны. Царствование Николая I оказалось одним из самых мрачных периодов в жизни России:

беспощадное подавление народных восстаний,

цензура,


создание знаменитого III отделения графа Бекендорфа.

Неслучайно в народе царь получил прозвище Николай Палкин. Несмотря на это, Пушкин был опьянен свободой, его везде принимают, все ему рады.

Стихи: «Во глубине сибирских руд», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии».

В декабре 1828 на балу у известного московского танцмейстера Иогеля Александр Сергеевич впервые увидел Н.Н. Гончарову.

«Когда я увидел ее в первый раз, красоту ее только что начинали замечать в обществе. Я ее полюбил, голова у меня закружилась…»

А.С. Пушкин – Н.И. Гончаровой 5 апреля 1830

Делает ей предложение – получает уклончивый ответ. В 1830 году едет в свое имение Болдино, выделенное ему отцом в наследство, пробыл здесь 3 месяца из-за холеры. Знаменитая болдинская осень 1830 г.

«Я в Болдине писал, как давно уже не писал..»

«Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «Сказка о попе и его работнике Балде», закончен «Евгений Онегин», стихи.

18 февраля 1831 г венчание

11 – вид Болдина,

16 – портрет Н.Н. Гончаровой



7 Последние годы жизни 1831-1837

В мае 1831 г. приезжает с женой в Петербург

«Я женат – и счастлив!»

Пушкин был хорошим семьянином, он очень любил детей (их было у него 4). Но с увеличением семьи росли расходы, надо было помогать и старикам родителям, и брату Льву. От имений – Михайловского и Кистенева – дохода почти никакого не было, служба в коллегии иностранных дел тоже давала мало. Приходилось рассчитывать только на литературный заработок, но он был нерегулярен.

«История Пугачева», «Капитанская дочка», «Сказка о золотом петушке», «Я памятник …», «Медный всадник» и др.

Последние годы жизни писателя замечательны тем, что он много работал не только как художник и исследователь-историк, но и журналист и критик. В 1836 основан журнал «Современник». При жизни его вышло 4 номера. Это было серьезно, сдержанное издание, вокруг которого объединились многие передовые писатели

Пушкин жил напряженной жизнью, создавал новые произведения, но внешние условия его жизни складывались чем дальше, тем хуже. Отношение к нему правительства ухудшалось. В 1834 году ему было пожаловано звание камер-юнкера (присуждается юнцам), чтобы приблизить ко двору. Он бывал насмешлив, резок. Его не любят в свете. Постепенно здесь создается группа людей, которые его ненавидят, и с одобрения царя начинают травлю поэта.

27 января 1837 года состоялась дуэль. Дантес первый выстрелил и попал в грудь поэту. Пушкин легко ранил соперника в руку.

«Трагическая смерть Пушкина пробудила Петербург от апатии. Весь Петербург всполошился. На Мойке у Певческого моста…не было ни прохода, ни проезда. Толпы народа и экипажей с утра до вечера осаждали дом. все классы петербургского народонаселения, даже люди безграмотные, считали как бы своим долгом поклониться телу поэта. Это было уже похоже на народную манифестацию, на очнувшееся вдруг общественное мнение. Университетская и литературная молодежь решила нести гроб на руках до церкви, стихи Лермонтова на смерть поэта переписывались в десятках тысяч экземплярах, перечитывались и выучивались наизусть»

И. Панаев «Литературные воспоминания»:

«Правительство испугалось народных волнений, поэтому ночь гроб с телом Пушкина в большом деревянном ящике погрузили в сани. В них же поместился Н. Козлов, слуга и друг поэта. Траурный поезд сопровождал жандарм в Святогорский монастырь, где поэт был похоронен».

17 – вид Мойки, Святогорский монастырь.



У: Посмотрите ещё раз на карту. Помогли ли Пушкину путешествия по европейской России? Почему именно он стал общенациональным поэтом?

У1: Пушкин завершил реформу русского национального языка.

У2: Ввёл «низкую природу» в поэзию.

У3: Он стал первым поэтом, который получает за свои произведения деньги.

У4: Своими произведениями он объединил разные социальные группы в единый народ, у которого появилась своя собственная литература.

У: На следующем уроке мы обратимся к поэтическому богатству А.С.Пушкина, в каждом стихотворении поэта кусочек ясности, влюблённости в жизнь, искренности – всем этим поэт щедро делится со своим читателем.

К***

Я помню чудное мгновенье:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадёжной,

В тревогах шумной суеты

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.


Шли годы. Бурь порыв мятежный

Рассеял прежние мечты,

И я забыл твой голос нежный,

Твои небесные черты.


В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слёз, без жизни, без любви.


Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты.


И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь.



Подведение итогов урока


Смотрите также:
Урок-путешествие «Пушкинские места»
106.05kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие по литературе для 7 классов. Виртуальное путешествие. «Пушкинские места России»
137.38kb.
1 стр.
Урок-беседа (2 часа). «Неисчерпаемая жизнь природы»
98.69kb.
1 стр.
Методическая разработка урока экскурсии из цикла «Литературные места Санкт Петербурга» «Пушкинские места Санкт Петербурга. Площадь Искусств»
93.05kb.
1 стр.
Урок-соревнование "Путешествие по Федеративной Республике Германии"
24.73kb.
1 стр.
Урок-путешествие «Экологическое воспитание на уроках математики»
30.3kb.
1 стр.
Урок: Первый урок. Путешествие в школу Локация проведения урока-кейса: Урок-кейс проходит в классе
86.81kb.
1 стр.
Урок Игра- путешествие «Два флота» 2 класс заключительный урок 3 четверти (Тема года: «Ты и искусство») Тема: «Два флота» Тип урока: игра- путешествие
84.08kb.
1 стр.
Урок-путешествие дает возможность заочно посетить места, связанные с жизнью и творчеством поэтов и писателей, формирует культурного, интеллигентного человека, воспитывает чувство патриотизма
113.44kb.
1 стр.
Урок-знакомство. 1,2 классы
48.04kb.
1 стр.
Правила чтения Основной курс Урок 1 Урок 2 Урок 3 Урок 4 Урок 5 Урок 6 Урок 7 Урок 8 Урок 9 Урок 10 Урок 11
2279.47kb.
7 стр.
Интегрированный урок-путешествие ( география математика информатика), 2 урока, 5 класс «Путешествие по удивительным островам»
297.37kb.
1 стр.